Методология анализа и синтеза организационных систем управления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные данные о работе

Версия шаблона 1.1
Филиал  
Вид работы Курсовая работа
Название дисциплины Исследование систем управления
Тема 36 Исследование систем управления менеджментом
Фамилия студента Селиверстов
Имя студента Максим
Отчество студента Евгеньевич
№ контракта  

 

 

Содержание

 

Введение 3

Основная часть 5

1 Особенности организационных систем управления 5

1.1 Методология анализа и синтеза организационных систем управления 5

1.2 Основные черты организационного управления 11

1.3 Основные требования к организационному управлению. 14

2 Краткая характеристика исследования системы управления организацией. 21

2.1 Специфика анализа и синтеза организационных систем управления 21

2.2 Финансовые показатели эффективности управления менеджментом. 24

Заключение 27

Глоссарий. 29

Список использованных источников. 32

Приложения 34

 

Введение

 

Законы рыночной экономики требуют постоянного контроля за формированием себестоимости создаваемой продукции, работ, услуг для достижения наилучшего результата хозяйственной деятельности предприятия, умения использовать имеющуюся информацию, которая содержится в данных финансового учета для принятия оперативных, тактических, а также стратегических решений для того, чтобы выработать рациональную хозяйственную политику. Управленческие решения предпринимательской деятельности основываются на плановой, нормативной, технологической, учётной и аналитической информации. Контроль и регулирование - основные функции управления - реализуются в сопоставлении плановых данных и сведений оперативного анализа. Оценка результатов управленческих решений и ответственность за их исполнение производятся по данным внутренней отчетности. Планирование и координация будущего развития предприятия базируются на аналитических расчетах, произведенных с помощью специфических приемов.

В настоящее время, когда каждое российское предприятие вынуждено практически в одиночку противостоять отлаженным государственным системам дотаций и поддержки экспорта из стран Европы, Китая, США, в условиях рейдерства и мизерных государственных инвестиций в отечественную экономику, требуется критически проанализировать и переосмыслить существующие методы принятия управленческих решений.

Одна из важнейших проблем в исследовании эффективности деятельности управленца, менеджера, заключается в том, что управленческие процессы и отношения с трудом поддаются количественным измерениям; для людей главное в них - их качество, заложенная в них мера удовлетворения их потребностей, интересов и целей, которые крайне субъективны. В то же время представление о качестве управления имеет большое практическое значение, так как свидетельствует, с одной стороны, о состоянии управления как феномена, а с другой - об отношении к нему людей, об их восприятии и оценке. Тем не менее, формирование информации как характеристики результата управления выступает предпосылкой и основой для последующего сравнительного измерения издержек на управление и результатов управления и получения соответствующих представлений об эффективности действий менеджмента. Комплексная характеристика результатов управления позволяет увидеть его влияние и значение для общества в целом и назвать три уровня критериев социальной эффективности управления. Указанными обстоятельствами определяется актуальность темы настоящей курсовой работы: «Исследование систем управления менеджментом». В рамках данной курсовой работы вопросы эффективности будут рассматриваться применительно к организационным системам управления, т.е. к таким, где в качестве объекта управления рассматривается коллектив людей.

 

Основная часть

 

       1 Особенности организационных систем управления

 

Заключение

 

Системам управления свойствен ряд общих признаков, независимо от их природы и назначения. К таким общим признакам можно отнести:

- наличие обмена информацией между элементами системы. Без обмена информацией такие системы не могут функционировать и сохранять свою целостность;

- открытость систем, т.е. возможность взаимодействия среды и систем. При этом воздействия с обеих сторон могут иметь самую разную природу и последствия;

- наличие цели управления и общего подхода к формированию управляющих воздействий, обеспечивающих наилучшее достижение поставленной цели, в соответствии с заданными или сформированными в процессе управления критериями эффективности;

- наличие некоторого множества допустимых линий поведения системы, из которых выбирается наиболее предпочтительная. Если возможности выбора линий поведения нет, то управление фактически отсутствует;

- наличие характерных определенных структур, отражающих контуры управления;

- наличие иерархической организации, т.е. они устроены иерархическим образом.

Системам с управлением присуща общая схема анализа и синтеза:

- общая схема анализа любой системы управления основана на ее декомпозиции и исследовании свойств и взаимодействий отдельных элементов;

- общая схема синтеза любой системы управления основана на формировании системы с заданными свойствами путем объединения трех составляющих: материальных объектов, информации и энергии.

Специфика анализа и синтеза обусловлена особенностями каждого вида систем управления. Организационные системы управления имеют следующие особенности:

- возможность самостоятельного формирования целей и способность к самоорганизации;

- необходимость учета в процессе управления многочисленных политических, социальных и экономических факторов;

- высокую неопределенность исходных данных, невозможность прогнозирования всех факторов, влияющих на процессы управления, и низкую эффективность применения математических моделей для принятия управленческих решений;

- основную роль человека при принятии решений и организации их выполнения, что определяет субъективный характер процессов управления и связанные с этим ошибки при формировании целей и расходовании ресурсов на их достижение;

- большое число и разнообразие связей и отношений между органами управления и отдельными руководителями, отсутствие четких границ между управляющей системой и объектами управления, имеющими сложную иерархическую структуру.

Существует множество показателей эффективности функционирования организационных систем управления, но в качестве наиболее важных при исследовании системы управления менеджментом можно выделить следующие: Коэффициент управляемости, Коэффициент уровня механизации и автоматизации труда работников аппарата управления, Коэффициент экономичности труда работника аппарата управления, Коэффициент экономической эффективности управленческой деятельности, Коэффициент результативности управления производством и реализацией продукции, Экономическая результативность, Производительность труда.

 

 

Глоссарий

№ п/п Понятие Определение
1 Анкета инструмент исследования, состоящий из перечня вопросов и обеспечивающий относительно быстрый сбор информации о рынке (опрос потребителей и др.), о выполняемой работе (опрос на рабочих местах с целью сбора информации для составления должностной инструкции и др.). До начала составления любой анкеты следует четко сформулировать цель исследования.
2 Бизнес-единица отдельно управляемое подразделение компании, ответственное за всю деятельность, необходимую для разработки, производства и продажи однотипной продукции или услуг.
3 Влияние (в менеджменте) прямое и/или косвенное воздействие на людей (индивидуумы, группы), вызывающее изменение их поведения. При этом влияющий субъект может осознавать или нет целей и последствий своего влияния.  
4 Горизонтальные связи коммуникативные связи между различными подразделениями одного уровня или людьми в организации, занимающих неподчиненное отношение друг к другу
  Должностная инструкция внутренний документ предприятия, регламентирующий права и обязанности сотрудников фирмы
  Концепция система взглядов, которой придерживаются в настоящий момент, определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; или же ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности
  Менеджер руководитель, обеспечивающий эффективную координацию ресурсов организации (в первую очередь людских ресурсов)
  Менеджмент деятельность, направленная на преобразование исходной ситуации в желаемую
  Метод (от греческого - путь исследования, например, научный метод, включающий этапы наблюдения, анализа и синтеза) способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; или же совокупность приемов освоения действительности
  Наблюдение метод исследования по сбору информации, предполагающий минимальное вторжение в реальную действительность, составная часть научного метода
  Обратная связь важнейшая часть любой системы управления, обеспечивающая поступление информации о состоянии объекта управления, наличие такой информации - залог своевременности управляющего воздействия
  Организационная структура важнейшая часть системы управления организацией, обычно изображается графически в форме иерархически взаимосвязанных подразделений и лиц компании, отражает уровень делегирования задач и полномочий от высшего руководителя вниз по иерархии

Приложения

Приложение А Организационная система управления  

 


[1] Бурков В.Н., Ириков В.А. Модели и методы управления организационными системами. М., 2003. – С. 106

[2] Малин А.С., Мухин В.И. Исследование систем управления: Учебник для вузов. М., 2004. – С. 83

[3] Малин А.С., Мухин В.И. Исследование систем управления: Учебник для вузов. М., 2004. – С. 91

[4] Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебник для вузов. – М., 2003. – С. 49

[5] Ладанов И.Д. Практический менеджмент. М., 2002. – С. 98

[6] Глухов В.В. Основы менеджмента. СПб., 2004. – С. 116

[7] Валуев С.А., Игнатьева А.В. Организационный менеджмент. М., 2003. – С. 149

[8] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М., 2002. – С. 74

[9] Виханский О.С. Стратегическое управление. М., 2004. – С. 203

[10] Дункан У. Основополагающие идеи в менеджменте. М., 2002. – С. 59


Основные данные о работе

Версия шаблона 1.1
Филиал  
Вид работы Курсовая работа
Название дисциплины Исследование систем управления
Тема 36 Исследование систем управления менеджментом
Фамилия студента Селиверстов
Имя студента Максим
Отчество студента Евгеньевич
№ контракта  

 

 

Содержание

 

Введение 3

Основная часть 5

1 Особенности организационных систем управления 5

1.1 Методология анализа и синтеза организационных систем управления 5

1.2 Основные черты организационного управления 11

1.3 Основные требования к организационному управлению. 14

2 Краткая характеристика исследования системы управления организацией. 21

2.1 Специфика анализа и синтеза организационных систем управления 21

2.2 Финансовые показатели эффективности управления менеджментом. 24

Заключение 27

Глоссарий. 29

Список использованных источников. 32

Приложения 34

 

Введение

 

Законы рыночной экономики требуют постоянного контроля за формированием себестоимости создаваемой продукции, работ, услуг для достижения наилучшего результата хозяйственной деятельности предприятия, умения использовать имеющуюся информацию, которая содержится в данных финансового учета для принятия оперативных, тактических, а также стратегических решений для того, чтобы выработать рациональную хозяйственную политику. Управленческие решения предпринимательской деятельности основываются на плановой, нормативной, технологической, учётной и аналитической информации. Контроль и регулирование - основные функции управления - реализуются в сопоставлении плановых данных и сведений оперативного анализа. Оценка результатов управленческих решений и ответственность за их исполнение производятся по данным внутренней отчетности. Планирование и координация будущего развития предприятия базируются на аналитических расчетах, произведенных с помощью специфических приемов.

В настоящее время, когда каждое российское предприятие вынуждено практически в одиночку противостоять отлаженным государственным системам дотаций и поддержки экспорта из стран Европы, Китая, США, в условиях рейдерства и мизерных государственных инвестиций в отечественную экономику, требуется критически проанализировать и переосмыслить существующие методы принятия управленческих решений.

Одна из важнейших проблем в исследовании эффективности деятельности управленца, менеджера, заключается в том, что управленческие процессы и отношения с трудом поддаются количественным измерениям; для людей главное в них - их качество, заложенная в них мера удовлетворения их потребностей, интересов и целей, которые крайне субъективны. В то же время представление о качестве управления имеет большое практическое значение, так как свидетельствует, с одной стороны, о состоянии управления как феномена, а с другой - об отношении к нему людей, об их восприятии и оценке. Тем не менее, формирование информации как характеристики результата управления выступает предпосылкой и основой для последующего сравнительного измерения издержек на управление и результатов управления и получения соответствующих представлений об эффективности действий менеджмента. Комплексная характеристика результатов управления позволяет увидеть его влияние и значение для общества в целом и назвать три уровня критериев социальной эффективности управления. Указанными обстоятельствами определяется актуальность темы настоящей курсовой работы: «Исследование систем управления менеджментом». В рамках данной курсовой работы вопросы эффективности будут рассматриваться применительно к организационным системам управления, т.е. к таким, где в качестве объекта управления рассматривается коллектив людей.

 

Основная часть

 

       1 Особенности организационных систем управления

 

Методология анализа и синтеза организационных систем управления

 

Если в качестве объекта управления рассматривать коллективы людей, то такая система может считаться организацией. Иначе говоря, любая организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели (или целей). Группа людей представляет собой организацию:

- если состоит, по крайней мере, из двух человек, которые считают себя частью этой группы;

- если имеет одну цель (желаемое конечное состояние или результат), которую принимают как общую все члены группы;

- если состоит из людей, которые сознательно работают вместе, чтобы достичь желаемой для всех цели (или целей).

Организации могут быть различной сложности, которая определяется сложностью поставленных перед организацией целей.

Организационная система управления включает: орган управления (управляющая подсистема), который осуществляет процесс управления организацией, и объект управления (управляемая подсистема), который осуществляет реализацию задач (Приложение 1).

Процесс управления организацией представляет собой одноразовый, многоразовый или непрерывный процесс выработки управляющих действий u(t) и передачи их подчиненным объектам управления для исполнения и достижения цели (целей) управления.

Управляющие действия u(t) представляют собой сигналы, устные или письменные приказы, приказания, распоряжения и др. Процесс управления организациями относится к наиболее сложным формам деятельности человека. Управление организацией как особый вид деятельности превращает неорганизованную группу людей (толпу) в эффективно, целенаправленно и производительно действующую группу.[1]

Сущность управления организацией состоит в разработке постоянного воздействия на управляемую и управляющую подсистемы и обеспечении его реализации для достижения поставленной цели. Организационные системы управления (например, системы управления предприятиями, войсками, отраслями промышленности, государствами) являются наиболее сложными для исследования системами и имеют следующие особенности:

- возможность самостоятельного формирования целей и способность к самоорганизации;

- необходимость учета в процессе управления многочисленных политических, социальных и экономических факторов;

- высокая неопределенность исходных данных, невозможность прогнозирования всех факторов, влияющих на процессы управления, и низкая эффективность применения математических моделей для принятия управленческих решений;

- объективный характер процессов управления и связанные с этим ошибки при формировании целей и расходовании ресурсов на их достижение, поскольку основная роль при принятии решений и организации их выполнения принадлежит человеку;

- большое число и разнообразие связей и отношений между органами управления и отдельными руководителями, отсутствие четких границ между управляемой системой и объектами управления, имеющими сложную иерархическую структуру;

- ориентация на определенные социальные потребности.

Целью методологии анализа и синтеза организационной системы управления является создание организационной структуры, осуществляющей процессы управления организацией. Методология системного подхода к конструированию организационных систем управления позволяет во главу угла поставить конкретную цель деятельности и совокупность системных задач. Методология анализа и синтеза включает следующие этапы.

Этап 1. Уяснение задач, поставленных руководителем, и цели функционирования системы.

Этап 2. Определение подсистемы задач, обеспечивающих наиболее успешное достижение цели.

Этап 3. Определение подсистемы мероприятий, обеспечивающих выполнение каждой задачи.

Этап 4. Разработка технологии выполнения мероприятий, обеспечивающих выполнение каждой задачи.

Этап 5. Установление факторов внешней и внутренней сред, влияющих на функционирование системы.

Этап 6. Определение требуемых видов ресурсов.

Этап 7. Определение количества и качества наличных ресурсов.

Этап 8. Установление порядка выполнения мероприятий с учетом технологических и ресурсных ограничений. Для этого разрабатывается и оптимизируется модель достижения цели - если в результате оптимизации Т0≤Тдир, осуществляется переход к этапу 10, если Т>Тдир - к этапу 9.

Этап 9. Определение минимального количества ресурсов, необходимых для выполнения работ в срок или изменения режима использования ресурсов.

Этап 10. Доклад руководителю результатов моделирования и утверждение одного из вариантов действий.

Этап 11. Оформление решения (разработка плана) и утверждение его руководителем.

Этап 12. Подготовка исполнителей, получение недостающих средств, реализация решения (плана).

Методология анализа охватывает этапы 1-7, а на этапах 8-10 производится синтез достижения цели и целевых организаций.

Рассмотрим подход к определению методик работы на некоторых из указанных этапов.

Входом этапа 1 являются задачи, поставленные вышестоящим руководством, выходом - определение цели деятельности, а также задачи по подготовке предложений для принятия решения. Методика работы на этом этапе направлена на наиболее точное определение цели деятельности. Цель деятельности может быть выражена количественно или качественно.

Входом этапа 2 является цель, определенная на первом этапе, выходом должна стать система задач, которые необходимо решить для эффективного достижения цели. Сущностью деятельности на этом этапе является расчленение цели на отдельные взаимосвязанные задачи, представляющие собой относительно самостоятельные направления или этапы достижения цели.[2]

Входом этапа 3 является система задач, выработанная на предыдущем этапе, выходом - подсистема мероприятий, обеспечивающих выполнение каждой задачи.

Вход этапа 4 - подсистемы мероприятий, необходимых для выполнения каждой из задач, а выход - технологии выполнения этих мероприятий.

Технология, последовательность мероприятий являются в свою очередь входом этапа 5, выходом которого будет набор факторов внешней и внутренней среды системы деятельности, от которых зависит выполнение каждого мероприятия и всего конструирования процесса и организации, осуществляющей этот процесс.

На этапе 6 в зависимости от характера и технологии работ и факторов внешней и внутренней среды (выходов 3, 4, 5) требуется определить виды и качество нужных ресурсов, включая специалистов, и их производительность. В процесс работы на данном этапе следует включать:

- определение, на основе анализа характера и технологии работ, потребности в специалистах и других видах ресурсов;

- определение желаемой производительности ресурсов с учетом директивных сроков достижения цели.

На этапе 7 определяется наличное количество ресурсов. Содержанием процесса деятельности на этом этапе будет:

- определение общего количества специалистов и других видов ресурсов;

- определение количества ресурсов, используемых для достижения других целей;

- определение сравнительной важности целей, их приоритетности и сроков их достижения;

- определение количества и качества ресурсов, которые могут колебаться на различных этапах достижения цели.

На этапе 7 кончается системный анализ предстоящей деятельности. В результате этого анализа определены:

- цель деятельности;

- задачи деятельности;

- мероприятия, необходимые для выполнения каждой задачи;

- факторы внешней и внутренней среды, влияющие на выполнение мероприятий, решение задач и достижение цели;

- требуемые виды и качество ресурсов.

В результате анализа становится известно, что надо сделать, в какой последовательности, что влияет на успех предстоящей деятельности и какие силы и средства необходимы для этого.

На этапе 8 - самом ответственном - должна быть разработана модель идущего процесса деятельности - это его выход. Входом данного этапа является все то, что определено на предыдущих этапах, т.е. это и цель, и задачи деятельности, и состав, и технологии выполнения мероприятий, и факторы внешней и внутренней среды, и характер их изменения в будущем, и потребные виды ресурсов, и их наличие.

Модель деятельности может быть различной. Ее характер будет зависеть от важности процесса, точности входных данных, времени на ее разработку. Сложность процессов общественной деятельности и невозможность выразить «человеческие» факторы строго математически в большинстве случаев делают модель неоптимизационной (возможна оптимизация лишь отдельных ее блоков, отдельных задач). Содержанием этого этапа будет:

- оперативное описание деятельности;

- выбор критерия;

- выбор способа моделирования.

Далее, если ЭВМ не применяется, осуществляется разработка и оптимизация (улучшение) модели. Если ЭВМ применяется, то разрабатывают алгоритм модели, проводят отладку на ЭВМ для получения оптимального варианта, если модель оптимизационная, или набора вариантов с их количественными оценками, если оптимизация модели невозможна.

На этапе 9 определяется минимальное количество видов ресурсов, необходимых для завершения процесса в срок. Входом является разработанная на предыдущем этапе модель, в результате оптимизации (улучшения) которой не было обеспечено достижение цели деятельности в срок с имеющимися ресурсами. Содержанием этого этапа будет последовательный просмотр результатов моделирования при увеличении ресурсов до получения желаемого результата.

Если на этапе 8 решались задачи оптимизации по времени (по быстродействию) при ограничениях на ресурсы, то на этапе 9 должна рассматриваться задача оптимизации ресурсов при ограничении временем. При этом может быть использована модель, разработанная на этапе 8, или новая.[3]

На этом же этапе осуществляется необходимое изменение режима использования ресурсов для обеспечения достижения цели в срок. Тогда задачи моделирования будут заключаться в определении минимальной продолжительности рабочего дня, при ограничениях времени достижения цели и ресурсов.

Входами этапа 10 являются полученные в результате моделирования:

- оптимальный вариант действий (набор вариантов, действий) в соответствии со сроками достижения цели и намеченными ресурсами;

- оптимальные предложения по изменению состава ресурсов или режима работы в случае, когда наличными ресурсами при нормальном режиме их работы достичь цели с заданной эффективностью в указанные сроки не представляется возможным.

Выход этого этапа - утвержденный руководителем вариант действии по достижению цели.

Содержанием этапа 11 является оформление решения (разработка плана) и утверждение его руководителем.

На этапе 12 на основании плана (вход) должны быть разработаны конкретные программы индивидуальной (коллективной) подготовки исполнителей, осуществлена эта подготовка, получены недостающие ресурсы, и в результате реализован разработанный план.

Рассмотренная методология пригодна как при создании организационных систем управления, так и при корректировке, уточнении структуры уже созданных процессов и целевых организаций. Следует отметить, что выходы каждого этапа, каждого шага на этапах должны быть согласованы друг с другом и, конечно, с целью деятельности. Что значит согласовать выходы? Это значит, прежде всего, согласовать методы работы на этапах и шагах, которые обеспечивают качество выходов и определяют продолжительность работы на этапе (шаге). Эти методы должны быть согласованы по точности, мощности, качеству и т.п.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 266.