ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Низкий уровень: от 1 до 7 баллов
Средний уровень: от 8 до 16 баллов
Высокий уровень: от 17 до 20 баллов
№ | Ф.И. ребенка | Общий балл | Уровень выполнения задания |
1 | Ксения А. | 7 | Низкий |
2 | Варя Е. | 6 | Низкий |
3 | Таня С. | 7 | Низкий |
4 | Рома В. | 11 | Средний |
5 | Ангелина Г. | 12 | Средний |
6 | Полина Б. | 11 | Средний |
7 | Варя Х. | 12 | Средний |
8 | Лера К. | 8 | Средний |
9 | Данута К. | 6 | Низкий |
10 | Аня А. | 13 | Средний |
11 | Маша Т. | 5 | Низкий |
12 | Аня Ф. | 7 | Низкий |
13 | Вадим М. | 10 | Средний |
14 | Семен Х. | 12 | Средний |
Таким образом, низкий уровень пересказа наблюдается у 6 человек (42% детей от общего количества в группе), средний уровень пересказа наблюдается у 8 человек (58%), высокий уровень пересказа у ребят не выявлен (0%). Исходя из полученных данных, можно сказать, что общее недоразвитие речи некоторым образом влияет на развитие монологической речи у детей, что обусловлено сложностью речевого на-рушения.
Наблюдение за речевой активностью детей в сюжетно-ролевой игре
«Дочки-матери»
ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Низкий уровень: от 1 до 3 баллов
Средний уровень: от 4 до 6 баллов
Высокий уровень: от 7 до 9 баллов
№ | Ф.И. ребенка | Общий балл | Уровень выполнения задания |
1 | Ксения А. | 6 баллов | Средний |
2 | Варя Е. | 3 балла | Низкий |
3 | Таня С. | 3 балла | Низкий |
4 | Рома В. | 6 баллов | Средний |
5 | Ангелина Г. | 6 баллов | Средний |
6 | Полина Б. | 5 баллов | Средний |
7 | Варя Х. | 9 баллов | Высокий |
8 | Лера К. | 5 баллов | Средний |
9 | Данута К. | 3 балла | Низкий |
10 | Аня А. | 6 баллов | Средний |
11 | Маша Т. | 3 балла | Низкий |
12 | Аня Ф. | 6 баллов | Средний |
13 | Вадим М. | 5 баллов | Средний |
14 | Семен Х. | 5 баллов | Средний |
Таким образом, низкий уровень речевой активности в игре наблюдается у 4 девочек (30% детей от их общего количества), средний уровень речевой активности в игре наблюдается у 9 человек (65%) и высокий уровень наблюдается у 1 ребенка (5%). Исходя из полученных данных, можно сказать, что общее недоразвитие речи влияет и на формирование диалогической речи у детей. Мы видим, что с низким уровнем связной речи у детей в игре больше, чем по результатам пересказа. Следовательно, мы можем сравнить полученные данные двух методов и сделать вывод о том, какой вид связной речи страдает больше у детей среднего дошкольного возраста с ОНР.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ МЕТОДОВ НА ИССЛЕДОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ И ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
№ | Ф.И. ребенка | Монологическая речь | Диалогическая речь | Пострадавшее звено |
1 | Ксения А. | Низкий | Средний | Монолог. речь |
2 | Варя Е. | Низкий | Низкий | Оба вида |
3 | Таня С. | Низкий | Низкий | Оба вида |
4 | Рома В. | Средний | Средний | - |
5 | Ангелина Г. | Средний | Средний | - |
6 | Полина Б. | Средний | Средний | - |
7 | Варя Х. | Средний | Высокий | Монолог. речь |
8 | Лера К. | Средний | Средний | - |
9 | Данута К. | Низкий | Низкий | Оба вида |
10 | Аня А. | Средний | Средний | - |
11 | Маша Т. | Низкий | Низкий | Оба вида |
12 | Аня Ф. | Низкий | Средний | Монолог. речь |
13 | Вадим М. | Средний | Средний | - |
14 | Семен Х. | Средний | Средний | - |
По результатам проведенного исследования мы получаем следующие диаграммы:
ДИАГРАМА I
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ (в %)
Низкий уровень пересказа: 42%
Средний уровень пересказа: 58%
Высокий уровень пересказа: 0%
ДИАГРАМА II
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ (в %)
Низкий уровень речевой активности в сюжетно-ролевой игре: 30%
Средний уровень речевой активности в сюжетно-ролевой игре: 65%
Низкий уровень речевой активности в сюжетно-ролевой игре: 5%
ДИАГРАМА III
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ И ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ В СРАВНЕНИИ (в %)
Страдает монологическая речь: 50%
Страдает диалогическая речь: 28%
Нейтральная позиция: 50%
Таким образом, можно отметить, что у детей среднего возраста с общим недоразвитием речи сложнее формируется монологическая речь (50%), чем диалогическая (28%), что в свою очередь объясняется речевыми нарушениями детей. Нейтральная позиция составляет 50%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мы познакомились с самыми общими аспектами формирования связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР. Мы увидели, как важна эта функция как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для общего развития ребенка, для становления его личности, для формирования жизненного опыта и прежде всего для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. В силу важности и значимости овладения ребенком навыков связной речи необходимо всячески помогать его формированию. Овладеть связной речью дошкольники могут только в ходе систематического обучения под руководством педагога.
Я провела исследование монологической и диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, используя два метода (пересказ и наблюдение). Цель: выявить наиболее страдающую форму связной речи (монологическую, диалогическую).
Обработав полученные результаты, я обнаружила, что наибольшую трудность составляет формирование монологической речи (50% из группы детей), что объясняется сложностью речевого нарушения, которое сказывается не только на развитии связной речи, но и на усвоении всех языковых средств (звуковой культуры, лексики, грамматического строя).
Диалогическая речь у детей среднего дошкольного возраста с ОНР страдает значительно меньше (28%), чем монологическая, что связано с ее реактивным характером (диалог не требует развернутых предложений и дополняется мимикой, жестами, интонацией, ситуацией).
Нейтральную позицию занимают 50% детей, имеющие средний уровень развития монологической и диалогической речи.
Развитие речи невозможно без развития психических процессов: мышления, памяти, восприятия, воображения. Задержка в развитии психических процессов приводит к задержке речевого развития.
Необходимо более углубленно изучать каждого ребенка для раннего выявления возможного нарушения. Необходимо уделять огромное внимание формированию связной речи (диалогической и монологической). Они являются важнейшей составляющей успешного обучения в школе, формирования личности в целом.
Необходимо проводить консультативную работу с родителями, расширять их знания о формировании и развитии речи детей, в т.ч. связной, ее значении для полноценного развития ребенка.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение: кн. Для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.
2. Арушанова А.Г. Обучение родному языку и развитие речевого общения детей // - Как помочь ребенку войти в современный мир? Сб./ Под ред. Т.В.Антоновой. – М., 1995. – с.53.
3. Богуш А.М. Речевая подготовка детей к школе. – Киев, 1984.
4. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие/ В.К.Воробьева. – М.:АСТ:Астрель: Транзиткнига, 2006.
5. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты. Книга для воспитателей детского сада/ О.С.Ушакова, А.Г.Арушано-ва, А.И.Максаков, Е.М.Струнина, Т.М.Юртайкина. Под ред. О.С.Ушаковой. – М.:Изд-во «Совершенство». 2001.
6. Любина Г.А. Детская речь: Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Г.А.Любина. – Мн.: Науч.-метод. Центр учеб. КН. И средств обучения, 2002.
7. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. М., 1972.
8. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду/ Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова. М.,2000.
9. Новоселова С.Л. Игра дошкольника. – М.: Просвещение, 1989.
10 Овчинникова Е.В. Использование театрализованных игр в преодолении общего недоразвития речи у дошкольников //Логопод . 2006. №3.
11 Пигасова А.Г. Работа логопеда с родителями.// Дефектология. -
1985, №5.
12 Программа для специальных дошкольных учреждений:
Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи/ Ю.Н.Кислякова, Л.Н.Мороз – Мн.: Нац. Институт образования. 2007.
13 Пятница Т.В. Организация и содержание работы воспитателя в группе для детей с нарушениями речи. – Мн.: Аверсэв, 2005.
14 Пятница Т.В. Социализация дошкольника через игру. – Мозырь: «Белый Ветер»,2004.
15 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 2. М., 1989.
16 Смолянко М.В. Коррекционная работа в дошкольных учреждени-ях/ М.В.Смолянко, Р.М.Лукина, Е.В.Вагуро, Н.М. Григорьева. – Мн.: Мастацкая лiтаратура, 2000.
17 Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1976.
18 Старжынская Н.С. Развiццё маулення дашкольнiкау. – Мн.: НМЦэнтр, 1998.
19 Старжинская Н.С. Учим детей рассказывать/ Н.С.Старжинская, Д.Н.Дубинина, Е.С.Белько. – Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2003.
20 Усова А.П. Роль игры в воспитании детей/ Под ред. А.В.Запорожца. М., 1976.
21 Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий/ О.С.Ушакова, Е.М,Струнина, Л.Г.Шадрина, Л.А.Колунова, Н.В.Соловьева, Е.В.Савушкина. – М.: Сфера, 2001.
22 Ушакова О.С. Страничка для родителей: речевые умения// - Карапуз/ Под ред. О.С.Ушаковой, Е.М.Струниной – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2002.
23 Шипицына Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками: для детей от 3 до 6 лет/ Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
24 Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 197
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРОТОКОЛ ПО МЕТОДУ ИССЛЕДОВАНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
Рассказ И.Д.Сытина «Котик»
Кинули котика у сарая. Котик мяукал: «Мяу! Мяу!» Шли мимо сарая Таня и Коля и нашли котика. Они кормили котика молоком и маслом. И стал котик толст, как Шарик.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 265.