Земли сельскохозяйственного назначения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

28. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения: Федеральный закон от 24 июля 2002 г. 3 101-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3018. С изменениями.

29. О крестьянском (фермерском) хозяйстве: Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 24. Ст. 2249.

30. О личном подсобном хозяйстве: Федеральный закон от 07 июля 2003 г. № 112-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 28. Ст. 2881.

31. О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан: Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1801. С изменениями.

32. О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения: Федеральный закон от 16 июля 1998 г. №101 -ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 29. Ст. 3399. С изменениями.

 

Земли населенных пунктов

33. Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ // СЗ РФ. 2004. № 1. ч. I. Ст. 16. С изменениями.

34. О введение в действие Градостроительного кодекса РФ: Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. №189 -ФЗ (ред. 29.12. 2006) // РГ. 30.12.2004. № 290.

 

Земли специального назначения

35. Правила охраны линий и сооружений связи Российской Федерации: утв. постановлением Правительства РФ от 09 июня 1995 г. № 578 // СЗ РФ. 1995. № 25. Ст. 2396.

36. О железнодорожном транспорте в Российской Федерации: Федеральный закон от 10 января 2003 г. №17 –ФЗ.

37. Постановление Правительства РФ от 12 октября 2006 г. № 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог» // СЗ РФ. 2006. № 42. Ст. 4385.

38. Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта: фед. зак. от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ// СЗ РФ 2003. № 9. ст. 805.

39.  О Государственной границе РФ: Закон РФ от 01 апреля 1993 г. № 4730-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 17. Ст. 594. С изменениями.

40. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ: Федеральный закон от 7 марта 2001 г. 3 24-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 11. Ст. 1001.

41. Положение об особых условиях пользования береговой полосы внутренних водных путей РФ: утв. пост. Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. № 71 // СЗ РФ. 2003. № 7. ст. 645.

42. Правила охраны газораспределительных сетей: утв. постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2000 г. № 878 // СЗ РФ. 2000. № 48. Ст. 4694.

43. О порядке и условиях эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет: утв. постановлением Правительства РФ от 31 мая 1995 г. № 536 (ред. от 02.07.2003 г.) // СЗ РФ. 1995. № 23. Ст. 2235.

44. Положение об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований и органов: утв. постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2000 г. № 135 (ред. от 08.08.2003 г.) // СЗ РФ. 2000. № 8. Ст. 967.

45. Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ // СЗ РФ. 2007. № 46. Ст. 5553.

46.  О морских портах в РФ...: фед.зак. от 8 ноября 2007 г. № 261-ФЗ// СЗ РФ. 2007. № 46. ст. 5557.

47. Воздушный кодекс РФ: фед.зак. от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 12. Ст.1383. с изм.

48. О федеральных правилах использования воздушного пространства Российской Федерации: утв. постановлением Правительства РФ от 27 марта 1998 г. № 360 // СЗ РФ. 1998. № 14. Ст. 1593.

 

Земли водного и лесного фондов

49. Водный кодекс РФ от 03 июня 2006 г. № 74-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 23. Ст. 2381. С изменениями.

50. Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5278. С изменениями.

 

Земли особо охраняемых территорий и объектов

51. О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах: Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 9. Ст. 713. С изменениями.

52. Об особо охраняемых природных территориях: Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1024. С изменениями.

Материалы судебной практики

53. О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005г. № 11 .

7.2. информационное обеспечение

На кафедре гражданского права и процесса юридического факультета ПГУ есть:

1. данная рабочая программа;

2. требованию к порядку оформления и прохождению дипломных работ (могут быть использованы при написании рефератов и курсовых работ).

Рекомендованная основная и дополнительная литература есть в библиотеке юридического факультета ПГУ, либо размещена в справочной системе КонсультантПлюс. Данное обстоятельство позволяет говорить о стопроцентной обеспеченности студентов учебной и дополнительной литературой, поскольку компьютерная база университета обеспечивает доступ к электронной информации каждому студенту.  

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ

Содержание курса направлено на достижение указанных целей. Студентам следует иметь в виду, что определенные сложности в изучении земельного права обусловлены юридической природой земельного права. В настоящее время многие фундаментальные вопросы земельного права, такие как понятие земельного права, его предмет, являются дискуссионными. В науке высказано несколько подходов к решению поставленных проблем, в том числе и об «изъятии» из предмета земельного права имущественных отношений с целью подчинения их гражданско-правовому регулированию. С тем чтобы уметь профессионально оценить высказанные в литературе гипотезы относительно юридической природы земельного права, а также самостоятельно сформулировать свое мнение по проблемам земельного права, необходимо четко представлять систему российского права, а также критерии, лежащие в основе ее структурирования. Нужно знать критерии (особенности) конструирования земельного права советского периода с тем, чтобы понимать причины послужившие основой для современного «параллельного» регулирования земельных отношений нормами как земельного, так и гражданского законодательства. Уяснение специфики регулирования отношений в области использования и охраны земли в рамках земельного законодательства (следует помнить, что отношения по поводу земли могут регламентироваться другими отраслями) возможно только на основе сравнительного анализа предмета, методов, принципов земельного законодательства с аналогичными категориями смежных отраслей законодательства.    

Рабочая программа курса призвана обеспечить изучение земельного права, понимаемого в узком смысле. Поэтому в нее не включены темы о правовом регулировании использования других природных ресурсов (недр, вод, лесов, животного мира и т.п.), поскольку последние изучаются в рамках экологического права.

Изучение курса сопряжено с необходимостью анализа большого объема нормативных правовых актов. При этом следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 72 Конституции РФ земельное законодательство – предмет совместного ведения РФ и субъектов РФ. Поэтому в рамках данной дисциплины студенты не могут ограничиваться изучением только лишь актов федерального уровня. В обязательном порядке они должны освоить нормативные правовые акты Пермской края, посвященные использованию и охране земли. Кроме того, им нужно знать полномочия органов местного самоуправления в рассматриваемой области. Как правило, по данной теме (разграничение полномочий между РФ и субъектами РФ в сфере использования и охраны земли) студенты заочной формы обучения перед сдачей экзамена самостоятельно составляют таблицу, где подробно освещают полномочия органов власти как федерального, так и регионального уровней.

Важная составная часть курса – изучение вопросов государственного управления в сфере использования и охраны земель. Студенты должны знать цели и задачи, а также основные функции государственного управления в рассматриваемой области. 

В рамках особенной части курса студенты должны освоить особенности правового режима земельных участков отдельных категорий земель.

   

Семинарские занятия – важнейший способ закрепления знаний, полученных в ходе посещений лекций, а также в порядке самостоятельной подготовки. Они позволяют в свободной обстановке обменяться мнениями, обсудить основные проблемы практики применения земельного законодательства. Вопросы, указанные в планах семинарских занятий, явля­ются основными по соответствующей теме. Обязательным элементом семинарских занятий является решение практических задач. Как правило, задачи охватывают весь курс и отражают актуальные проблемы земельного права.

К семинарским занятиям следует готовиться регулярно с целью выработки системы знаний, а не отдельных, разобщенных положений земельного законодательства. Готовясь к занятиям, студент должен придерживаться плана семинарского занятия, поскольку вопросы сформулированы последовательно, от общего к частному. При ответе на вопрос студент должен уметь сформулировать основные понятия, раскрыть содержание и значение изучаемого явления, уметь аргументировать высказанную позицию. В обязательном порядке нужно уметь применить теоретические положения в практической сфере, в частности, путем решения задач либо в порядке составления проектов документов и т.д.

Начинать подготовку к семинару следует с чтения конспекта лек­ций и соответствующего раздела учебника. Кроме того, предполагается самостоятельное изучение студентами дополнительной литературы, рекомендованной к семинарскому занятию.

 

Курсовые работы по земельному праву пишутся по одной из тем, приведенных в списках на­стоя­щих указаний. По согласованию с научным руководителем может быть выбрана любая другая тема. В последнем случае студент должен обосновать актуальность выбранной темы.

Курсовая работа должна представлять собой углуб­ленное изложение теоретического материала с обязательными иллюстрациями из административной и судебной практики. В рамках курсовой работы студент должен уметь не только излагать чужие идеи, пользуясь при этом статьями, монографиче­скими и диссертационными исследо­ваниями по избранной проблеме, но и формулировать авторский подход по вопросам, рассматриваемым в рамках работы. 

После выбора темы следует, прежде всего, составить план работы и согласовать его с преподавателем. Следующий этап – изучение литературы и практики по теме работы.  

Только после этого следует приступать к написанию работы в соот­ветствии с планом, который в процессе написания может быть и скор­ректирован. В окончательном варианте план предшествует работе и по­мещается вслед за титульной страницей.

Работа должна быть оформ­лена в соответствии с утвержденными на факультете методическими рекомендациями по написанию и оформлению курсовых работ.

Результат усвоения материала оценивается по итогам 6-го се­ме­стра устным экзаменом. Кроме того, в ходе учебного процесса возможны письменные домашние задания – составление таблиц, проведение сравнительного анализа и т.д. по вопросам семинарских занятий, а также кон­трольные ра­боты. Контрольные работы в обязательном порядке включают в себя решение задач по наиболее сложным проблемам земельного законодательства. В ходе устного экзамена студентам предлагается ответить на два вопроса. Формулировки вопро­сов могут отличаться от помещенных в настоя­щем издании, но вопросы в любом случае соответствуют программе. Решение задач на экзамене не предполагается. Результат экзамена оценивается по пятибалльной системе, при этом учитываются полнота и структурированность (логика построения) ответов, знание основных проблем практики применения земельного законодательства, умение аргументировать озвученную на экзамене позицию.

В отдельных случаях с разрешения кафедры может быть прове­дена замена устного экзамена письменным.

   

Об учебниках и учебных пособиях .

В настоящее время издано большое количество учебной и учебно-научной литературы. Старайтесь воздерживаться от изучения столь сложного предмета по изданиям с названием «Шпаргалки по земельному праву», «Краткий конспект лекций по земельному праву» и т.п. Формирование системы знаний по земельному праву в обязательном порядке предполагает изучение соответствующих разделов учебника по курсу. Желательно использовать для подготовки к экзамену один из учебников, указанных в настоящем издании. Обязательно имейте в виду, что издание любого учебника, даже самого полного по объему информации не останавливает нормотворческую деятельность в РФ. Поэтому обращайте внимание на год издания учебника и соотносите содержание учебной литературы с текстом нормативных правовых актов в их последней редакции.

Самостоятельная работа студентов предполагает изучение достаточно большого количества нормативных правовых актов, а также дополнительной (рекомендованной преподавателем) литературы по темам курса, не нашедших отражение в планах семинарских занятий. Особое внимание следует уделить самостоятельному изучению нормативных правовых актов Пермского края и г. Перми в области использования и охраны земли. Самостоятельному изучению в рамках курса подлежит раздел «Правовое регулирование земельных отношений в зарубежных странах». При желании студенты могут подготовить доклад по любой теме в рамках названной проблемы. Для студентов, специализирующихся в области международного права, доклад по указанной выше проблематике (в письменной форме) является обязательным.        

Возможно участие в деятельности студенческого научного общества, написание научных статей и выступления на конференциях по проблемам земельного законодательства.

 

7.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

 

Преподавателям, ведущие семинарские занятия, следует знать позицию лектора по проблемам, рассматриваемым на занятиях, и в случае не согласия с ней (позицией) уметь корректно изложить свою, объяснив причины (основания) неоднозначного толкования проблемы.

На лекциях материал желательно излагать в соответствии с логикой построения Земельного кодекса РФ, что в значительной степени облегчит студентам изучение курса. 

Следует учесть, что современный подход к проблемам регулирования земельных отношений в ряде случаев предполагает существование различных, порой противоположных точек зрения. Преподаватель должен изложить студентам основные позиции, высказанные в литературе по рассматриваемым проблемам, обязательно указав на причины, породившие споры в литературе. Всегда нужно оставлять право выбора точки зрения по спорным вопросам за студентом, вменяя ему в обязанность иметь свою профессиональную и гражданскую позицию по проблемам курса и уметь ее аргументировать.     

Преподаватель должен способствовать изучению курса на высоком теоретическом уровне, что предполагает обязательное изложение в ходе лекций и семинарских занятий не только содержания соответствующих разделов учебников, но и положений, высказанных в литературе ведущими учеными, практиками в области земельного законодательства.

Желательно доводить до сведения студентов и обсуждать с ними актуальные проблемы практики применения земельного законодательства в Пермском крае, г. Перми.    

           

 

II . Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущего контроля и промежуточной аттестации

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ ПРАВУ

 

1. Понятие земельного права, ограничение его от смежных отраслей права.

2. Предмет земельного права.

3. Методы правового регулирования земельных правоотношений.

4. Принципы земельного права.

5. Структура земельного права.

6. Система земельного законодательства.

7. Управление земельными ресурсами: понятие, виды. Система и полномочия органов управления земельными ресурсами.

8. Государственное управление землями: понятие, основные функции.

9. Государственный кадастровый учет земель. Понятие земельного кадастра, состав сведений государственного кадастра, порядок учета.

10. Мониторинг земель.

11. Контроль за использованием и охраной земель: понятие, цели, виды.

12. Государственный контроль в сфере использования и охраны земли.

13. Система и полномочия органов государственного земельного контроля.

14. Землеустройство: понятие, виды.

15. Территориальное землеустройство: понятие, основания и порядок проведения.

16. Понятие и виды земельных правоотношений.

17. Объекты земельных правоотношений: виды, общая характеристика.

18. Земельный участок как объект земельных правоотношений.

19. Оборотоспособность земельных участков.

20. Делимые и неделимые земельные участки.

21. Понятие «правовой режим земельного участка».

22. Порядок перевода земельного участка или земель из одной категории в другую.

23. Субъекты земельных правоотношений.

24. Система прав на земельные участки.

25. Право частной собственности на землю.

26. Право государственной собственности на землю.

27. Право муниципальной собственности на землю.

28. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

29. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком.

30. Правовое регулирование аренды земельных участков.

31. Право безвозмездного срочного пользования земельным участком.

32. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут).

33. Особенности регламентации публичных земельных сервитутов.

34. Общая характеристика оснований возникновения прав на землю.

35. Предоставление земельных участков.

36. Переход права на земельный участок при смене собственника недвижимости.

37. Сделки с земельными участками.

38. Наследование земельных участков.

39. Приобретательная давность на земельные участки.

40. Приватизация земельных участков.

41. Переоформление прав на земельные участки.

42. Общая характеристика оснований возникновения прав на землю.

43. Основания и порядок добровольного прекращения прав на землю.

44. Основания и порядок принудительного прекращения прав на землю.

45. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

46. Формы платы на землю.

47. Земельный налог.

48. Арендная плата.

49. Нормативная цена земельного участка.

50. Кадастровая стоимость земельного участка.

51. Земельное правонарушение: понятие, виды.

52. Ответственность за земельные правонарушения.

53. Общая характеристика правового режима земель сельскохозяйственного назначения.

54. Особенности использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, используемых в товарном производстве.

55. Правовой режим земель крестьянского (фермерского) хозяйства.

56. Правовой режим земель личного подсобного хозяйства.

57. Правовой режим садовых, огородных и дачных земельных участков.

58. Правовой режим земель населенных пунктов.

59. Регулирование застройки земель населенных пунктов.

60. Градостроительное зонирование земель населенных пунктов.

61. Правовой режим земель промышленности.

62. Правовой режим земель транспорта.

63. Правовой режим земель энергетики.

64. Правовой режим водного фонда.

65. Правовой режим лесного фонда.

66. Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов.

67. Правовой режим земель запаса.

 

7.5. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ   Учитывая модернизацию российского образования, основой которой является компетентностный подход, в основу организации самостоятельной работы студентов, положены следующие принципы: - лекционный занятия ввиду их малого количества предполагают исключительно передачу знаний, то есть формирование интеллектуального контекста, в котором студенты будут самостоятельно осваивать курс «Земельное право»; - семинарские занятия базируются на основе анализа и обработки знаний вместо механического обучения; - формы самостоятельной работы корреспондируют компетенциям, заявленным в УМК. Оптимальной образовательной стратегией в обучении студентов-юристов является технология « case - study ». Причем данная технология может использоваться по-разному. Пример 1. Контрольная работа, состоящая из решения практических задач. Я формирую несколько вариантов заданий, опираясь на практику высших судебных инстанций, то есть за основу берутся «настоящие» судебные дела, опубликованные на официальном сайте Высшего Арбитражного суда РФ. Студентам излагается только фабула дела, их задача – разрешить спор. Студент может проверить себя сам, путем поиска данного спора на сайте ВАС РФ. Пример 2. Анализ проектов нормативных правовых актов. Результатом работы должен быть аргументированный вывод о наличии (отсутствии) целесообразности принятия нового акта. Работа оформляется в письменной форме. Пример 3. Сравнительно-правовое исследование. Студент анализирует положения законодательства различных стран, посвященные однотипным общественным отношениям, и проводит сравнительный анализ. Для выполнения указанной работы можно использовать литературу библиотечного фонда юридического факультета ПГУ (9 корпус).   В качестве самостоятельной формы самостоятельной работы студентов можно использовать проектное обучение. Пример. Анализ законодательства с целью обнаружения «пробелов» в праве и дальнейшее их устранение путем предложений по совершенствованию действующего законодательства. Результат работы – авторский проект нормативного правового акта. Возможны 2 уровня сложности. Первый уровень – только лишь обнаружение «пробелов» в праве, второй – обнаружение и дальнейшее их «устранение». Следующая форма – аналитические обзоры. Пример 1. Обзор судебной практики по применению отдельных положений земельного законодательства (приватизация земельных участков, аренда и т.д.). Оформляется в форме отдельного документа, по структуре и стилистике «подражая» реальным судебным обобщениям и обзорам.    Пример 2. Обзор земельного законодательства Пермского края. Пример 3. Проблемы землепользования г. Перми.  Письменные творческие работы (эссе, рефераты, переводы и т.п.) Возможные варианты: групповые и индивидуальные. Допускается любая тема в рамках предмета с обоснованием ее актуальности. Примерный перечень формируется преподавателем. Темы и выступления могут быть приурочены к определенным событиям (историческим, политическим и т.д.). В качестве творческой работы допускаются переводы неопубликованных работ в области землепользования и охраны земли в зарубежных странах студентами, предполагающими специализацию в области европейского и международного права. Устные выступления с докладами на семинарских занятиях  Преподаватель формирует тематику выступлений и требований к ним.

 

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 189.