В форме семинара | В форме коллоквиума |
1. Страховой надзор: понятие, виды. 2. Правовой статус органов страхового надзора (на примере Департамента страхового надзора Министерства финансов РФ и региональной инспекции Росстрахнадзора). Основные задачи и функции. 3. Регулирование страховой сферы в Новосибирской области (Сибирском федеральном округе). 4. Муниципальные страховые программы. 5. Зарубежный опыт регулирования страховой деятельности. 6. Лицензирование страховых организаций в РФ. 7. Налогообложение страховых организаций в РФ. 8. Особенности ведения статистического и бухгалтерского учета страховыми организациями в РФ. 9. Надзор за финансовой устойчивостью страховых организаций в РФ. 10. Ассоциации, союзы страхователей в РФ. Их правовой статус и возможности. | 1. Анализ нормативных правовых актов, регулирующих страховую сферу, принятых в 1992-2001 гг., и законопроектов, рассматриваемых в Федеральном Собрании Российской Федерации и Новосибирском областном Совете депутатов. 2. Анализ основных подходов к государственному регулированию страховой сферы (зарубежный опыт). 3. Участие органов местного самоуправления в страховании. |
Основными инструментами контроля за страховыми организациями со стороны органов государственного надзора РФ являются предписания, ограничение, приостановление и отзыв лицензии, которые вместе взятые и в отдельности связаны с соблюдением длительной и малоэффективной административной процедуры. Административное право позволяет также применять иные санкции, например штрафы.
Эффективность государственного надзора за деятельностью страховых организаций может быть сведена к следующим компонентам:
q использование достоверной и полной финансовой, бухгалтерской и иной информации;
q своевременность и полнота надзора;
q действенность и оперативность в применении санкций со стороны надзорных органов.
С этой точки зрения современная система российского страхового надзора малоэффективна. Это может быть объяснено следующими причинами: недостаточной численностью сотрудников надзора, недостаточным уровнем квалификации и оплатой труда сотрудников надзора, неоправданно частыми изменениями структуры и места органа надзора в системе органов государственной исполнительной власти, отсутствием современных способов обработки и передачи данных, неэффективного использования территориальных инспекций надзора для функций контроля, недостаточное закрепление в законах и законодательных актах контрольных полномочий и мер, применяемых надзором к страховым организациям, отсутствием проработанной системы санкций при нарушениях, установленных в деятельности страховой организации.
С точки зрения результативности надзора за деятельностью страховых организаций необходимо соблюдение следующих принципов:
q стабильность системы органов надзора
q стабильность, открытость и четкость законодательства, обеспечивающего отправление надзорных функций
q соответствие функций, структуры, в том числе и территориальной, и методов надзора задачам, установленным в законодательстве
q обеспечение эффективного взаимодействия с другими органами исполнительной власти, законодательной власти в целях совершенствования законодательства
q неотвратимость и обязательность применения предусмотренных законодательством санкций.
Начиная с 1992 г. название, функции федерального органа по надзору за страховой деятельностью, его юридический статус, подчиненность, система финансирования изменялись четыре раза, что, в конечном счете, привело к ослаблению контрольного органа, неэффективности исполнения им надзорных функций и его изоляции от международных органов надзора как в рамках стран СНГ, так и всего международного сообщества.
Сложившееся положение может быть выправлено путем принятия федерального закона о страховом надзоре, устанавливающего юридический статус контрольного органа, структуру, функции, источники финансирования, закрепляющего основные положения осуществления всех стадий контроля, систему санкций и мер, применяемых к страховым организациям. Такие законы специального действия, или соответствующие разделы в других общих законах, приняты практически во всех странах ЕС.
В РФ современная система надзора за страховой деятельностью опирается на Департамент страхового надзора за страховой деятельностью Министерства финансов РФ, который помимо лицензирования страховой деятельности, последующего контроля за деятельностью страховщиков, готовит предложения по изменению и дополнению страхового законодательства, а также законов и законодательных актов, оказывающих влияние на целостность страхового рынка и его дальнейшее развитие. При этом надзор лишен самостоятельности в принятии решений и как структурное подразделение Минфина может лишь готовить такие решения для их последующего принятия Министерством. Такая процедура снижает оперативность, эффективность надзора, делает его более формальным и бюрократическим.
В рамках общей структуры и организации страхового надзора существенную роль играет деятельность территориальных инспекций надзора, которые функционируют параллельно с финансовыми органами Министерства финансов на местах. Одновременно с определением их статуса необходимо серьезное финансовое и материальное укрепление их положения. Наряду с повышением квалификации сотрудников целесообразно передать им некоторые контрольные функции (в частности, осуществление текущих проверок деятельности страховщиков).
Структура органов страхового надзора должна формироваться с учетом национальных традиций, системы государственной исполнительной власти в целом, целей надзора и сложности исполняемых функций. Мировой опыт показывает, что в основе страхового надзора должны лежать следующие принципы:
q финансирование деятельности органов надзора осуществляется за счет отчислений от страховой премии, собираемой страховщиками по всем или определенным видам страхования, на основании утверждаемой Министерством финансов сметы.
q уровень оплаты труда сотрудников надзора должен быть не ниже, чем средний сложившийся в отрасли.
q орган надзора должен действовать как самостоятельный орган государственного управления.
q надзор наделен функциями осуществления проверок деятельности страховых организаций «на месте» и осуществляет их как по мере необходимости, так и в плановом порядке.
q органы надзора имеют право применять к страховщикам санкции в виде штрафов за установленные правонарушения, в том числе за несвоевременно представленную или недостоверную отчетность, за несоблюдение нормативных требований. Функция надзора, как правило, отделена от функции подготовки и принятия нормативных документов, а также предложений по принятию новых законов или изменению уже действующих.
q функция лицензирования, а также отзыв лицензии обыкновенно исполняются вышестоящим органом (Франция, Германии – Министерством финансов, при котором, но не в структуре которого, действует страховой надзор) или совещательным органом при органе страхового надзора, действующим в рамках полномочий, установленных для него законодательными документами (Португалия).
q в своей деятельности надзор опирается на сформировавшиеся системы дополнительного контроля, связанного со страховой деятельностью:
q страховых актуариев, обеспечивающих контроль за обоснованностью расчета страховых резервов и соответствием их размера принятых по договорам страхования обязательствам;
q профессиональных объединений страховщиков, обеспечивающих разработку стандартных правил страхования, сбор и публикацию детальной статистики по развитию страхования и страхового рынка, саморегуляцию рынка. Особо следует отметить создание специальной организации, учреждаемой страховщиками для рассмотрения жалоб страхователей на действия страховщиков по договорам страхования. Решения организации являются обязательными для учредивших ее или являющихся ее участниками страховщиков;
q независимых аудиторов, подтверждающих достоверность записей в бухгалтерских книгах и финансовые результаты.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Развитие страхового права: история и современность.
2. Современные зарубежные системы правового регулирования страховой сферы
3. Основные принципы, предмет и объект страхового права.
4. Источники страхового права. Система страхового законодательства
5. Правосознание и страховое обязательство. Ассоциации и союзы страхователей как субъекты страховых правоотношений.
6. Страховое обязательство: понятие, особенности, принципы.
7. Субъекты страхового обязательства: страховщик и посредники.
8. Субъекты страхового обязательства: страхователь и выгодоприобретатель.
9. Обязанности страховщика.
10. Обязанности страхователя.
11. Отличие обязательного и добровольного страхования.
12. Понятие договора страхования, виды. Страховой полис и правила страхования.
13. Существенные условия договора страхования. Страховой риск.
14. Порядок заключения и расторжения договора страхования.
15. Действительность договора страхования. Оспоримость и ничтожность договора страхования. Последствия признания договора страхования недействительным.
16. Перестрахование, сострахование.
17. Правовое регулирование личного страхования.
18. Правовое регулирование социального страхования в РФ.
19. Организация медицинского страхования в РФ.
20. Имущественное страхование и его правовое регулирование.
21. Правовое регулирование транспортного страхования.
22. Правовое регулирование страхования грузов.
23. Правовое регулирование страхования ответственности.
24. Правовое регулирование страхования предпринимательских рисков.
25. Особенности государственного регулирования страховой деятельности.
26. Основные задачи и функции Департамента страхового надзора МФ РФ.
27. Особенности надзора за финансовой устойчивостью страховых организаций.
28. Основные особенности налогообложения, статистического и бухгалтерского учета страховых организаций.
29. Участие органов власти субъектов РФ и муниципальных органов в страховых правоотношениях.
30. Разрешение споров в сфере страхования.
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
1. ГК РФ, в частности гл. 48 “Договор страхования”.
2. Налоговый кодекс РФ ч. 1 и ч.2.
3. ФЗ РФ № 4015-1 от 27.11.92 г. “ Об организации страхового дела в России” (с изменениями и дополнениями).
4. Закон РФ № 4741-1 от 28 июня 1991 г. “ О медицинском страховании граждан в РФ” с изменениями.
5. Закон РФ № 2628-1 от 13 декабря 1991 г. “ О налогообложении доходов от страховой деятельности” с изменениями.
6. ФЗ РФ от 10.01.95 N 3-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования".
7. ФЗ РФ от 11.07.1999 г. “ О конкуренции на финансовых рынках”.
8. Указ Президента РФ “ О системе федеральных органов исполнительной власти” № 1176 от 14 августа 1996 г.
9. Указ Президента РФ ”О структуре федеральных органов исполнитель ной власти “ №1177 от 14 августа 1996 г.
10. Постановление Правительства РФ № 491 от 16.05.94 г. “Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками”.
11. Постановление Правительства РФ от 22.11.96 г. “О первоочередных мерах по развитию рынка страхования в РФ”.
12. Постановление Правительства РФ № 609 от 26.06.1993 г. ”О территориальных органах страхового надзора“.
13. Постановление Правительства РФ № 420 от 31.05.00г. “О внесении изменений в п.2 Положение о затратах по производству и оказания услуг”.
14. Приказ Росстрахнадзора № 02-02/21 от 3 августа 1993 года “ Об утверждении Положения “Об инспекции Федеральной службу России по надзору за страховой деятельностью “ и данное Положение.
15. Постановление Правительства РФ № 609 от 26 июня1993г. ”О территориальных органах страхового надзора“.
16. Приказ Росстрахнадзора от 16.03.94 г. № 02-02/03 “Об утверждении Положения о порядке дачи предписаний ,ограничений , приостановлении и отзыве лицензии на осуществление страховой деятельности “ и данное Положение.
17. Приказ Росстрахнадзора от 19.05.94г. №02-02/08 “Об утверждении новой редакции “Условий лицензирования страховой деятельности на территории РФ”.
18. Разьяснения Департамента страхового надзора “О порядке приема и рассмотрения документов на лицензирование страховой деятельности “ от 11.02.97 г.
19. Приказ ГКАП РФ от 29 .04.94г. №50 “Об утверждении Положения о порядке рассмотрения ходатайств о дачи согласия НКАП РФ на государственную регистрацию объединений страховщиков “ и данное Положение.
20. Постановление Высшего Арбитражного Суда РФ по спорам в сфере страхования от 12 сентября 1995 года № 5716\95.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Алякринский А.Л. Правовое регулирование страховой деятельности в России. - М., 1994.
2. Брагинский М.И. Договор страхования. - М.: "Статут", 2000.
3. Галагуза Н.Ф. Страховые посредники. - М., 1998.
4. Галагуза Н.Ф., Ларичев В.Д. Преступления в страхования: предотвращение, выявление, расследование (отечественный и зарубежный опыт). — М., 2000.
5. Гомелля В.Б. Основы страхового дела: Учебное пособие. — М.: "СОМИНТЭК", 1998.
6. Граве К.А., Лунц Л.А. Страхование. – М., 1960.
7. Гражданское право: Учебник: Часть 2 / Под ред. А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого. – М.: Проспект, 1999.
8. Гражданское право: Учебник: Том 2 / Под ред. Е.А. Суханова. – М.: БЕК, 1998.
9. Дубровина Т.А. и др. Аудиторская деятельность в страховании. – М.: ИНФРА-М, 1997.
10. Ефимов С.Л., Акимов В.В., Борзых В.Н. Страховое дело в России: вехи истории. - М.: Русское слово, 1997.
11. Жданов А.А. Финансовое право РФ: Учебное пособие. – М.: ТЕИС, 1995.
12. Журавлев Ю.М., Секерж И.Г. Страхование и перестрахование (теория и практика). - М., 1993.
13. Журавлев Ю.М. Словарь-справочник терминов по страхованию и перестрахованию. – М., 1994.
14. Идельсон В.Р. Страховое право. - М., 1994.
15. Иоффе О.С. Обязательственное право. – М., 1975.
16. Казанцев С.К. Основы страхования: Учебное пособие. - Екатеринбург, 1998.
17. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ: части 1 и 2 / Под ред. М.И. Брагинского. – М.: Правовая культура, 1995.
18. Комментарий к Гражданскому кодексу / Под ред. О.Н. Садикова. – М.: Юринформцентр, 1995 (1 часть), 1996 (2 часть).
19. Коньшин Ф.В. Государственное регулирование финансовой устойчивости страховщиков. - М., 1995.
20. Кругляк В. П. Основы рыночных отношений в страховании. - М., 1995.
21. Крутик А. Б., Никитина Т. В. Организация страхового дела: Учебное пособие — СПб., 1999.
22. Крюков В.Л. Очерки по страховому праву. – Саратов, 1925 (есть переиздание – М., 1992).
23. Левант Н.А. Организация медицинского страхования в России. – М., 1993.
24. Лучкевич В.С., Поляков И.В. Основы медицинского страхования в России. – СПб., 1995.
25. Мандрица В.М., Рукавишникова И.В., Дружинин Д.Н. Финансовое право. – Ростов на Дону: Феникс, 1999.
26. Манэс А. Основы страхового дела. – М., 1909 (есть переиздание - М., 1992) .
27. Орналюк-Малицкая Л.А. Платежеспособность страховой организации. - М., 1994.
28. Петров Д.А. Страховое право: Учебное пособие. – СПб., 2000.
29. Плешков А.П., Орлова И.В. Очерки зарубежного страхования. – М., 1997.
30. Правовое регулирование предпринимательской деятельности / Под ред. Н.Г. Маркаловой. – М.: БЕК, 2000.
31. Практикум по гражданскому праву: Часть 2. – М.: Проспект, 1998.
32. Пылов К.И. Страховое дело в России. - М., 1993.
33. Райхер В.К. Общественно-исторические типы страхования. – М., 1947.
34. Серебровский В.И. Избранные труды. – М.: Статут, 1997.
35. Серебровский В.И. Страхование. – М., 1927.
36. Страхование от А до Я / Под ред. Л.И. Корчевской и К.Е. Турбиной. – М.: ИНФРА-М, 1996.
37. Страхование грузов и ответственности перевозчика: Серия: Информация для потребителей транспортных услуг. Вып. 4. - СПб.: Информационный центр "ВЫБОР", 1999.
38. Страхование: Пособие для судей арбитражных судов / Под ред. Д.А. Фурсова. – М., 1997.
39. Страховое дело / Под ред. Л.И. Рейтмана. - М., 1992.
40. Страховой портфель / Под ред. В.Б. Гомелля. - М., 1994.
41. Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование. – М., 1998.
42. Финансовое право / Под ред. Н.И. Химичевой. - М., 1996.
43. Фогельсон Ю. Введение в страховое право. - М.: БЕК,1999.
44. Фогельсон Ю. Комментарий к страховому законодательству. - М.: Юрист, 1999.
45. Шахов В. В. Введение в страхование: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 1999.
46. Шахов В.В. Страхование: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 1997
47. Шиминова Е.М. Основы страхового права. – М.: АНКИЛ, 1993.
48. Шинкаренко Э.И. Страхование ответственности: Справочник. - М.,1999.
INTERNET
http://www.ins-union.ru – Всероссийский Союз Страховщиков
http://www.allinsurance.ru – Страхование в России
http://lawyerclub.kodeks.net – Юридический клуб «Кодекс»
ГЛОССАРИЙ[2]
Абандон
Страхователь может заявить страховщику об отказе от своих прав на застрахованное имущество (абандон).
Дата: 2019-12-10, просмотров: 355.