Существует множество всевозможных показателей экономического благо-состояния общества. Общепризнанно, однако, что наилучшим доступным индикатором здоровья экономики является объем годового совокупного производства товаров и услуг, или, как его называют, совокупный выпуск продукции в экономике. Главным показателем при составлении националь-ных счетов служит валовой национальный продукт, или кратко--ВНП. Он определяется как совокупная рыночная стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг в экономике за один год. Мы увидим, что не все товары, произведенные в данном году, могут быть проданы: некоторые из них пополнят запасы. Следовательно, любой прирост запасов должен быть учтен при подсчете величины ВНП, поскольку с помощью ВНП измеряют всю текущую продукцию, независимо от того, продана она или нет. Понятие ВНП заслуживает существенных комментариев.
ДЕНЕЖНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
Отметим, во-первых, что ВНП измеряет рыночную стоимость годового производства. ВНП является денежным показателем. В самом деле, он должен быть таковым, если нам необходимо сравнивать разнородные по составу наборы товаров и услуг, произведенные в разные годы, и иметь полное представление об их относительной стоимости. Поясним на простом примере. Представим экономическую систему, в которой в одном году было выпущено 3 апельсина и 2 яблока, и 2 апельсина и 3 яблока во втором году. В каком году объем производства больше? На этот вопрос нельзя ответить до тех пор, пока на различные продукты не будут прикреплены ярлыки с указанием общественной оценки их относительной стоимости. Решение проблемы представлено в таблице 9-1. Предположим, что пена (в денежном выражении) апельсина — 20 центов, а цена яблок — 30 центов. Можно сделать вывод, что
Для того чтобы правильно рассчитать совокупный объем производства, необходимо, чтобы все продукты и услуги, произведенные в данном году, были учтены один раз, и не более того. Большинство продуктов проходят несколько производственных стадий, прежде чем попадают на рывок. В результате отдельные части и компоненты большинства продуктов покупаются и продаются несколько раз. Таким образом, чтобы избежать многократного учета частей продуктов, которые продаются и перепродаются, при расчете ВНП учитывается только рыночная стоимость конечных продуктов и исключается промежуточная продукция.
Под конечными продуктами мы понимаем товары и услуги, которые покупаются для конечного пользования, а не для перепродажи или дальнейшей обработки или переработки. Сделки, включающие промежуточные продукты, с другой стороны, относятся к покупкам товаров и услуг для дальнейшей обработки или переработки либо для перепродажи. В ВНП включаются продажи конечных продуктов, но из него исключаются продажи промежуточных продуктов. Почему? Потому что в стоимость конечных продуктов уже входят все имевшие место промежуточные сделки. Отдельный учет промежуточных продуктов означал бы двойной счет и завышенную оценку ВНП.
Поясним это утверждение на примере. Предположим, что процесс производства шерстяного костюма, до того как он попадет в руки конечного потребителя, включает пять стадий. Как показано в таблице 9-2, фирма А, овцеводческая ферма, поставляет предприятию по переработке шерсти, фирме Б, шерсть на сумму 60 дол. Заработанные фирмой А 60 дол. распределяются в виде заработной платы, рентных платежей, процента и прибыли. Фирма Б обрабатывает шерсть и продает ее фирме В, производителю костюма, за 100 дол. Что фирма Б делает с этими 100 дал.? Как отмечалось, 60 дол.
Инфляция и дефляция усложняют подсчет валового национального продукта, поскольку ВНП представляет собой денежный, временной и количественный показатель. Первичными данными, на основе которых рассчитывается ВНП, являются показатели общих продаж компаний; однако эти показатели одновременно отражают изменения как в количестве производимых товаров, так и в уровне цен. Это означает, что на величину ВНП окажут влияние изменения как физического объема всей продукции, так и уровня цен. Однако уровень жизни людей зависит в первую очередь от количества товаров, произведенных и направленных в руки семей и отдельных индивидов, а не от цены, указанной на этикетках данных товаров. Гамбургер, продававшийся в 1970 г. за 65 центов, приносит такое же удовлетворение, как и гамбургер, продававшийся в 1990 г. за 2 дол.
При расчете показателя ВНП мы сталкиваемся с такой ситуацией: извлекая статистическую информацию из финансовых документов компаний и получая ВНП для разных лет, мы имеем дело с номинальным показателем ВНП. Мы не можем сказать, в какой мере, скажем, увеличение номинального ВНП в каком-либо году вызвано изменениями объема производства, с одной стороны, либо колебаниями цен — с другой.
Например, мы не можем прямо ответить на вопрос, вызван ли 4-процентный рост ВНП увеличением на 4% объема производства при нулевой инфляции, либо он вызван 4-процентной инфляцией при неизменном объеме производства, либо каким-либо иным сочетанием изменений объема производства и уровня цен (например, 2-процентным ростом производства и 2-процентной инфляцией). Проблема заключается в том, чтобы скорректировать денежный (временной, количественный) показатель таким образом, чтобы он в точности отражал изменения физического объема, или количества единиц, продукции, а не колебания цен:
К счастью, был найден способ преодолеть это затруднение: сокращать показатель физического объема ВНП с учетом растущих цен и, наоборот, повышать его, когда цены падают. Указанные корректировки дают нам представление о ВНП для разных лет при предположении, что цены и курс доллара неизменны. Показатель ВНП, который отражает текущие цены, то есть такой показатель, который не скорректирован с учетом уровня цен, иначе называется не скорректированный, выраженный в долларах по текущему курсу, денежный, или номинальный ВНП. Аналогичным образом показатель ВНП, скорректированный с учетом инфляции (то есть повышения цен) или дефляции (то есть понижения цен), представляет собой скорректированный, выраженный в долларах по неизменному курсу, или реальный ВНП.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 233.