ка гос.:
1) является эмиссионным и расчетным центром государства;
2) является «банком банков» и банкиром правительства;
3) НБУ осуществляет регулирование и контроль за кредитно – финансовой
системы страны в целом
4) НБУ предоставлено монопольное право на выпуск денег в обращение в
то время как Казночейство и Минестерство финансов не имеют право эмиссии
денег и осуществляет финансирование гос. расходов в пределах поступивших доходов в бюджет а также полученных кредитов. Этим обеспечивается креди-
тная основа совокупного денежного оборота в Украине.
НБУ был основан в 1991г. и представляет собой систему единого банка,
включая в себя центральный аппарат , расположенный в г Киеве , Крымское
республиканское и 24 областных управлений. Управления НБУ действуют от
его имени в пределах предоставленных им полномочий функций. Они под-
отчетны Правлению банка . Функциональным подразделениям НБУ принад-
лежат вычислительные расчетно – кассовые центры , региональные и цент-
ральная расчетные палаты .
Руководящим органам НБУ является Правление банка которое возглав-
ляет Председатель Правления.
Как расчетный центр страны НБУ:
1) устанавливает правила поведения безналичных расчетов хозяйствующи-ми субъектами;
2) организует расчеты между комерчискими банками в Украине;
3) НБУ предоставляет интересы государства в отношениях с центральными
банками иностранных государств;
4) НБУ устанавливает правила и проводит регистрацию комерческих бан-ков;
5) выдает лицензии на ведение валютных операций ;
6) осуществляет надзор за деятельностью комерческих банков на террито-
рии Украины;
7) как «банк банков» он ведет счета комерческих банков;
8) осуществляет их расчетно – кассовое обслуживание;
9) предоставляет кредиты для функционирования межбанковского креди-
тного рынка в Украине;
10) НБУ организует кассовое выполнение бюджета в банковской системе
Украины ;
11) предоставляет кредиты правительству ;
12) на НБУ возложено выполнение операций по размещению государ-ственных ценных бумаг;
13) НБУ обсуживает внутренний долг государства ;
14) на НБУ возложено выполнение операций, связанных с функционирова-
нием валютного рынка Украины;
15) НБУ по согласованию с Кабмином устанавливает официальный валют-ный курс национальной денежной единицы ;
16) создает валютные резервы , организует операции с монетарными (дене
жными) металами;
Коммерческие банки – это организации функциями которых является
кредитование субъектов предпринимательской деятельности и граждан за
счет привлечения средств предприятий и организаций , населения , а так же
других кредитных ресурсов кассовое и расчетное обслуживание народного
хозяйства , выполнение валютных и других банковских операций .
Коммерческие банки могут выполнять следующие операции:
1.Привлеччение и размещение денежных вкладов и кредитов .
2.Осуществление расчетов по поручению клиентов .
3.Финансирование капитальных вложений по поручению собственников или
распорядителей инвестиционных средств .
4. Выпуск платежных документов и ценных бумаг (чеки , аккредитивы , ак-
ции векселя).
5. Купля ,продажа, хранение платежных документов, ценных бумаг и другие
операции с ними .
6. Выдача поручительств , гарантий и других обязательств за третьих лиц,
предусматривающих их выполнение в денежной форме.
7. Приобретение за свой счет средств производства для передачи их в аренду
--лизинг .
8. Покупка у предприятий и граждан и продажа им иностранной валюты на-
личными и валютой , находящейся на счетах и вкладах .
9. Купля – продажа в Украине и за рубежом драгоценных металлов
10. Доверительные операции по поручению клиента (привлечение и размеще-ние средств управления ценными бумагами и т. д.)
11. Предоставление консультационных услуг .
12. Проведение операций по кассовому исполнению гос бюджета по поруче-нию НБУ .
Банкам запрещается осуществлять: деятельность в сфере производства и то-
рговли материальными ценностями , а также операции по страхованию ,кроме
страхования валютных , кредитных и процентных рисков.
На сегодняшний день банковская система Украины насчитывает 230 ба-нковских учреждений ,имеющих 18000 филиалов. Почти все учреждения ко-
ммерчиских банков сформированы на акционерной основе, а 8 из них функ-
ционируют при участии иностранного капиталла.Нииболее крупными комерческими банками являются: Проминвестбанк, Укрсоцбанк, Агропром-банк Украина.Кроме того в Украине действуют 2 государственных банка Укр-
эксимбанк и Сбербанк. Укрэксимбанк обслуживает экспортно- импортные оп-
ерации и внешний долг государства .Система сбербанка имеет 654 отделений
и 15000 филиалов . Существуют также не банковские финансовые кредитные
учреждения .Их называют паробанками или финансовыми посредниками.
К ним относятся :
1. Кредитные союзы.
2. Инвестиционные компании и фонды.
3. Частные пенсионные фонды ,трастовые компании (доверительные об-щества)
Особым кредитным учреждением является ломбарды. Ломбарды выдают
гражданам ссуды обеспеченные залогом.
Кредитование. Кредитные отношения представляют собой аккумулирован-ные свободные денежные средства в руках одного субъекта и представления
их другими субъектами на условиях срочности платности и возвратности.
Срочность это время на которое передаются денежные средства от кре-диторов заемщикам .
Платность это цена кредита или процент от выданной в качестве кредита
суммы которую заемщик должен заплатить за кредит
Возвратность это обязательное условие кредитования т. е. гарантия возврата полученной в качестве кредита суммы. Кредитованием занимаются
государственные и коммерческие банки.
Государственный кредит имеет три основных формы :
а) государственный заем;
б) долговые обязательства;
в) сберегательное дело;
Каждая из форм гос. кредита имеет свои специфические формы . Различают
внутренний и внешний , долгосрочный ,среднесрочный и короткий кредит.
Кредитором может выступать Правительство Украины , также местные орга-ны власти .
Банковская система США:
Кредитно – денежная политика должна должна способствовать способ-
ствовать установлению в экономике общего уровня производства , характери-зующегося полной занятостью и отсутствием инфляции.
Банки осуществляют различные расчетные операции . Их основная фун-кция для экономики – создание банковских безналичных денег на основе де-
позитов (текущих счетов в банке ) централизация и общественный контроль
являются обязательными предпосылками эффективности банковской систе-мы. В начале ХХ в. Конгресс образовал Национальную комиссию по деньгам.
Результатом ее работы стал закон «О федеральной резервной системе» (ФРС)
принятый в 1913 г. Закон «О ФРС» был необходим т. к. нерегулируемая банк-овская система неспособна обеспечить предложение денег, в наибольшей сте-пени способствующих благосостоянию экономики в целом. Поскольку избыт-ок денег может способствовать усложнению инфляционных проблем ,недос-таток денег может затормозить рост экономики, препятствуя обмену и произ-водству товаров и услуг.
Стержнем денежной и банковской системы является: Совет управляющих ФРС ,который влияет на способность системы к созданию денег.7 членов Со-
вега назначаются Президентом с одобрения Конгресса, им устонавливаются длительные сроки полномочий—17 лет. Но каждые 2 года заменяется 1 член
совета. Назначение ,а не избрание членов совета имеет целью отделить креди-тноденежную политику от политики партии. Совет Управляющих отвечает за общее руководство и контроль над работой денежной и банковской системы страны .Общепризнанно, что Председатель Совета – самый влиятельный рук-оводитель Центрального банка в мире. Эффективность мероприятий Совета должна соответствовать общественным интересам и способствовать общему экономическому благосостоянию .Это достигается с помощью определенной
Техники управления денежным предложением.
Формированию основ банковской политики Совету Управляющих помагает 2 органа:
1. «Комитет открытого рынка» состоящий из 7 членов совета и 5 президен-тов федеральных резервных банков . Комитет определяет политику ФРС в об-
ласти закупок и продажи гос. облигаций на открытом рынке. Эти операции представляют собой наиболее важный способ воздействия руководящих кре-дитно-днежных учреждений на предложение денег.
2.Федеральный консультативный совет. Он состоит из 12 руководителей ко-ммерческих банков, избираемых по одному ежегодно от каждого из 12 федер-альных резервных банков.
ФРС имеет 3 отличительных черты ,они являются:
а) центральными банками ;
б) квазиобществеными банками т. е. отражают симбиоз частной собственнос-ти и общественного контроля. Центральные банки являются частной собст-венностью но управляются государством. Собственники не контролируют не состав ни руководство ни политику центрального банка.
в) банками банкиров т. е. федеральные резервные банки делают для депозит-
ных учреждений тоже самое ,что депозитные учреждения делают для физи-
ческих лиц (принимают вклады банков и учреждений , предоставляют ссуды)
Функции ФРС :
1. ФРС хранит вклады банков и сберегательных учреждений которые называются резервами.
2. ФРС обеспечивает механизм инкассации чека.
3. ФРС выступает в роли фискального (налогового) агента федерального правительства.
4. ФРС осуществляет надзор за деятельностью входящих в нее банков.
5. ФРС несет ответственность за контроль над предложением денег
6. ФРС осуществляет выпуск наличных денег
Основная задача руководства ФРС состоит в регулировании денежного об-
ращения в соответствии с потребностями экономики в целом.
Операции ФРС:
Конечная цель ФРС – снижение инфляции , безработицы , быстрый рост ВНП,
достижение стабильности во внешних связях , регулирование инвестиций ,де-
нег и кредитов в стране .
Три главных инструмента кредитно –денежной политики :
1) операции на открытом рынке характеризуется как наиболее важная функ-ция ФРС. Покупая и перепродавая правительственные ценные бумаги на от-
крытом рынке ФРС может повышать или снижать банковские резервы.
2) учетно – процентная политика. Установление процентной ставки , по кото-
рой банки могут заимствовать резервы у ФРС (дисконтная ставка)
3) изменение официального курса резервных требований для банков и прочих
финансовых институтов .
ФРС может варьировать резервными требованиями если возникает необ-
ходимость изменить финансовую ситуацию. Если ФРС желает сделать деньги
более дорогими очень быстро б то она может увеличить процент резервных
требований для крупных банков а также увеличить резервные требования на
сложные депозиты .ФРС выполняет поддержание стабильности экономики
страны если экономика на этапе спада , ФРС увеличивает денежную массу и
кредит ,а в период подъема – уменьшает их.
Банковские операции . Банк предоставляет вкладчикам услуги за счет за-емных средств и получает за это прибыль баланс банка отражает активы (рас-
ход , размещение средств) и пассивы (привлечение средств в банк) . Активы
приносят банкам доход и контролируется ФРС через пассивы т. обр. контро-
лируется денежная масса страны .
Активы :
1. Золотые сертификаты – расписки на то или иное количество золота, выдан-
ное казначейством .
2. Ценные бумаги правительства, которые являются основой прочих активов.
3. Учетные векселя и акцепты (обязательство уплатить по предъявленному
счету или векселю ) .
Пассив :
В пассив записываются обычные счета капиталов: начальный капитал ,внесе-
нный банками – членами ФРС и аккумулированная прибыль каждого из 12 банков . Основная часть этой прибыли идет Казначейству , а остальная чать прибыли распределяется между 12 – ю ФРБ т . е . остается на счету каждого
из банков .
Банковский резерв – это законодательно установленный процент к ос-
татку на текущих счетах . Банковский резерв страхует депозиты вкладчиков.
Величина резерва показывает какой процентной величиной от общих средств
банк не может воспользоваться .Все остальные средства банка могут быть
вложены в доходные инвестиции , операции с векселями и т. д. Возможно из-
менение величены резервов , но банки в увеличение процента резервов не за-
интересованы . Резервы являются основой регулирования всей денежной массы в стране, поэтому уровень резервов утверждает «Совет открытого ры-
нка» . Резерв устанавливается законом в целях контроля за деятельностью ба-
нков и стабилизации денежного оборота .
Для образования депозитов в любой стране необходимо учитывать 4-и
фактора:
1. Банки должны получать новые резервы в зависимости от цикличности то-
варно - денежных отношений (нормальное развитие экономики , инфляция,
гиперинфляция , дефляция)
2. Банкам необходимо обеспечить стимул для предоставления ссуд и других
операций (размещение акций , спекуляция с акциями и другими ценными бумагами).
3.Обеспечить существование рыночных субъектов, которые стремятся продавать ценные бумаги и брать ссуды.
4.Население должно быть заинтересовано держать свои деньги в банках т. е.
не должно производиться конфискационных обменов денег.
Рисунок 15-5. Двенадцать федеральных резервных округов Федеральная резервная система делит Соединенные Штаты на 12 округов, каждый из которых имеет один центральный банк, а в некоторых случаях один или несколько отделений центрального банка. Гавайи и Аляска включены в двенадцатый округ (Federal Reserve Bulletin). |
иначе, как специальным законодательным актом. Как уже говорилось, длительные сроки полномочий членов Совета имеют целью защитить и изолировать их от политического давления.
Независимость Федеральной резервной системы продолжает быть причиной споров. Сторонники независимости полагают, что Федеральная резервная система должна быть ограждена от политического давления, поскольку на нее возложена сложная и преимущественно техническая задача эффективного управления предложением денег. Они утверждают, что конгрессу и органам исполнительной власти политически выгодно призывать к расширяющейся фискальной политике (снижение налогов и расходы на дотации приносят голоса избирателей), а кроме того, для защиты от вызванной ею инфляции необходимо иметь независимый кредитно-денежный орган.
Противники независимой Федеральной реэерв-ной системы считают, что наличие могущественного учреждения, члены которого не подчиняются непосредственно воле народа, абсолютно недемократично. Они утверждают, что коль скоро ответственность за экономическое благосостояние нации в конечном счете ложится на государственные органы законодательной и исполнительной власти, то эти органы должны иметь в руках все политические инструменты, с помощью которых можно воздействовать на экономику. Почему конгресс и администрация должны отвечать за последствия политики, которую они не контролируют полностью? Критики приводят примеры проведения Федеральной резервной системой кредитно-денежных мероприятий, которые шли вразрез с целями фискальной политики.
Вы сможете прояснить собственную позицию по этому вопросу после того, как мы рассмотрим принципы действия кредитно-денежной политики в главе 17.
Двенадцать федеральных резервных банков. Двенадцать федеральных резервных банков имеют три главные отличительные черты. Они являются (1) центральными банками, (2) квазиобщественными банками и (3) банками банкиров.
1. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ БАНКИ. Большинство стран имеют один центральный банк, например Английский банк в Великобритании или Бундесбанк в Западной Германии. В Соединенных Штатах их 12! Отчасти это отражает наши географические масштабы, экономическое разнообразие и наличие большого числа коммерческих банков. Кроме того, это — результат политического компромисса между сторонниками централизации и защитниками децентрализации. На рисунке 15-5 изображено расположение 12 федеральных резервных банков и обозначены районы их действия. Через центральные банки осуществляются основные политические директивы Совета управляющих. Самый важный из них — Федеральный резервный банк города Нью-Йорка. С развитием современных средств сообщения и транспорта географическая необходимость в системе региональных банков, несомненно, уменьшилась.
2. КВАЗИОБЩЕСТВЕННЫЕ БАНКИ. Двенадцать федеральных резервных банков являются квазиобщественными банками. Они отражают любопытный симбиоз частной собственности и обще-ственного контроля. Федеральные резервные банки находятся в собственности коммерческих банков — участников соответствующего округа. Для вступления в Федеральную резервную систему коммерческие банки обязаны приобрести долю участия в акционерном капитале Федерального резервного банка своего района. Но принципы политики, проводимой федеральными резервными банками, устанавливаются государственным органом — Советом управляющих. Центральные банки американской
300 ЧАСТЬ 3
ДЕНЬГИ, БАНКОВСКОЕ ДЕЛО И ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА
вляющих Федеральной резервной системы может влиять на способность банковской системы к созданию денег. Какие инструменты или приемы могут быть использованы по усмотрению Совета управляющих для воздействия на резервы коммерческого банка?
Существует три основных средства кредитно-денежного контроля:
1. Операции на открытом рынке.
2. Изменение резервной нормы.
3. Изменение учетной ставки.
ОПЕРАЦИИ НА ОТКРЫТОМ РЫНКЕ плюс напротив "ценных бумаг" в колонке активов балансового отчета федеральных резервных банков. Направленная вниз стрелка означает, что федеральные резервные банки предоставили резервы коммерческим банкам. Поэтому мы ставим знак плюс перед "резервами" в балансовом отчете коммерческих банков. Знак плюс в колонке обязательств балансового отчета федеральных резервных банков означает, что резервы коммерческого банка увеличились; для федеральных резервных банков они являются обязательствами.
Самый важный аспект этой сделки состоит в том, что, когда федеральные резервные банки покупают ценные бумаги у коммерческих банков, резервы — а потому и способность к кредитованию — коммерческих банков возрастают.
Операции на открытом рынке — наиболее важное средство контроля денежного предложения. Термин "операции на открытом рынке" относится к покупке и продаже государственных облигаций федеральными резервными банками на открытом рынке — то есть к покупке и продаже облигаций коммерческим банкам и населению в целом. Как эти покупки и продажи государственных пенных бумаг влияют на избыточные резервы коммерческих банков?
Покупка ценных бумаг. Предположим, Совет управляющих дал команду федеральным резервным банкам купить государственные облигации на открытом рынке. У кого можно купить эти ценные бумаги? Вообще говоря, у коммерческих банков и населения. В любом случае конечный результат, по существу, один и тот же — резервы коммерческого банка увеличиваются.
У КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ. Проследим процесс покупки федеральным резервным банком государственных облигаций у коммерческих банков. Эта сделка проста.
а. Коммерческие банки передают часть своих портфелей ценных бумаг федеральным резервным банкам.
б. Федеральные резервные банки оплачивают эти ценные бумаги увеличением резервов коммерческих банков на сумму покупки.
Подобно тому как коммерческий банк может оплатить облигацию, купленную у частного лица, путем увеличения текущего счета продавца, "банк банкиров" может оплатить облигации, купленные у коммерческих банков, увеличением резервов банка. Короче говоря, объединенный балансовый отчет коммерческих банков изменится так, как показано на схеме (см. правый столбец).
Направленная вверх стрелка показывает, что ценные бумаги перешли от коммерческих банков к федеральным резервным банкам. Следовательно, мы ставим знак минус перед "ценными бумагами" в колонке активов балансового отчета коммерческих банков. По той же причине мы ставим знак
Федеральные резервные банки
Активы | Обязательства и собственный капитал |
+ Ценные бумаги (а) | + Резервы коммерческих банков (в) |
(а) Ценные бумаги | (в ) Резервы |
Коммерческие банки | |
Активы | Обязательства и собственный капитал |
- Ценные бумаги (а) | |
+ Резервы (в) |
У НАСЕЛЕНИЯ. Если федеральные резервные банки должны купить ценные бумаги просто у населения, воздействие на резервы коммерческого банка будет, по существу, то же самое. Допустим, компания по упаковке мяса "Гризли" владеет несколькими отчуждаемыми государственными облигациями, которые она продает федеральным резервным банкам на открытом рынке. Сделка проходит так:
а. Компания "Гризли" передает ценные бумага федеральным резервным банкам и в уплату получает чек, выписанный на себя федеральными резервными банками.
б. Компания "Гризли" незамедлительно вкладывает этот чек на свой счет в банке Уоху.
в. Банк Уоху предъявляет этот чек федеральным резервным банкам к оплате, посылая его федеральным резервным банкам для учета. В результате банк Уоху получает увеличение своих резервов.
ГЛАВА 17 303
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ РЕЗЕРВНЫЕ БАНКИ И КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА
Обратите внимание на то, что продажа федеральными резервными банками облигаций на 1000 дол. системе коммерческих банков понижает ее фактические и избыточные резервы на 1000 дол. Но продажа 1000-долларовой облигации населению понижает избыточные резервы на 800 дол., поскольку в результате продажи на 1000 дол. уменьшилось и количество денег на текущем счету. В этом случае продажа облигаций населению равносильна тому, что система коммерческих банков уменьшила находящиеся в обращении текущие счета на 1000 дол., чтобы смягчить уменьшение избыточных резервов до 200 дол.
Однако в обоих случаях продажи облигаций Федеральной резервной системой главные результаты одинаковы: когда федеральные резервные банки продают ценные бумаги на открытом рынке, резервы коммерческого банка понижаются. Если первоначало все избыточные резервы были израсходованы на ссуды, это уменьшение резервов коммерческого банка перейдет в понижение предложения денег в стране. В нашем примере продажа государственных ценных бумаг на 1000 дол. приведет к 5000-долларовому падению денежного предложения, независимо от того, продавались ли облигации коммерческим банкам или просто населению. Вы должны заставить себя убедиться в этом факте, вновь изучив рисунок 17-1 и проследив влияние продажи 1000-долларовой облигации федеральными резервными банками либо коммерческим банкам, либо населению.
Вопрос: Что заставляет коммерческие банки и население идти на продажу или покупку государственных ценных бумаг у федеральных резервных банков? Из главы 15 мы знаем, что цены и процентные ставки облигаций находятся в обратной зависимости. Когда Федеральная резервная система решает покупать государственные облигации, спрос на них возрастает. Следовательно, цены государственных облигаций поднимутся, а. их процентные ставки упадут. Возросшие цены и понизившиеся процентные ставки облигаций побуждают банки и владельцев государственных облигаций среди населения продавать их федеральным резервным банкам. И наоборот, когда Федеральная резервная система решает продавать государственные облигации, дополнительное их предложение на рынке понижаетцены на облигации и поднимает их процентные ставки, делая тем самым государственные облигации привлекательной покупкой для банков и населения.
РЕЗЕРВНАЯ НОРМА
Как может Совет управляющих посредством манипулирования установленной законом резервной нормой влиять на способность коммерческих банков к кредиту? Ответ на этот вопрос дает простой пример. Рассмотрим 2-ю строку таблицы 17-2 и предположим, что, согласно балансовому отчету, резервы равны 5 тыс. дол., а бессрочные вклады
— 20 тыс. Если установленная законом резервная норма составляет 20%, обязательные резервы банка
— 4 тыс. дол. Поскольку фактические резервы
— 5 тыс. дол., ясно, что избыточные резервы банка равны 1000 дол. Мы видели, что на основе этих 1000 долларов избыточных резервов отдельный банк может дать в ссуду 1000 дол., но банковская система в целом может создать путем кредитования 5 тыс. дол.
Увеличение резервной нормы. Что произойдет, если Совет управляющих поднимет юридически установленную резервную норму с 20 до 25%? (см. строку 3). Обязательные резервы возрастут с 4 тыс. до 5 тыс. дол., сжимая избыточные резервы с 1000 дол. до нуля- понятно, что рост резервной нормы увеличивает количество необходимых резервов, которые должны держать банки. Либо банки потеряют избыточные резервы, понизив свою способность создавать деньги путем кредитования, либо же они сочтут свои резервы недостаточными и будут вынуждены уменьшить свои чековые счета и тем самым денежное предложение. В только что приведенном примере избыточные резервы превращаются в обязательные резервы и способность нашего отдельного банка к созданию денег понижается с 1000 дол. до нуля. Способность же к созданию денег банковской системы падает с 5 тыс. дол. до нуля.
Что произойдет, если Совет управляющих объявит о предстоящем увеличении установленного законом резервного требования до 30%? (см. строку 4). Коммерческий банк окажется перед перспективой невозможности выполнения этого требования.
Таблица 17-2. Воздействие изменений резервной нормы на способность коммерческих банков к кредитованию (цифры условные)
(1) Установленная | (2) Бессрочные | Фактические | (4) Обязательные | Избыточные | (б) Способность | (7) Способность |
законом резервная | вклады (тыс. доя.) | резервы (тыс. дол.) | резервы (тыс. дол.) | резервы или (3)-(4) | отдельного банка к созда | банковской системы |
норма (в %) | (тыс. дол.) | нию денег =(5) | к созданию | |||
(тыс. дол.) | денег (тыс. доя.) | |||||
(1)10 | 20 | 5 | 2 | 3 | 3 | 30 |
(2)20 | 20 | 5 | 4 | 1 | 1 | 5 |
(3)25 | 20 | 5 | 5 | 0 | 0 | 0 |
(4)30 | 20 | 5 | 6 | —1 | —1 | —3,333 |
Тема 6 :Показатели измерения национального производства
1.Определение валового национального продукта (ВНП).
2.Способы расчета ВНП.
3.Номинальный и реальный ВНП. Дефлятор ВНП.
Ответы
Рассмотрим основной показатель национального производства (ВНП) ,который точнее всего отражает представление об изменениях физического объема наци-
онального производства. Система национальных счетов была создана в целях из-
мерения совокупного производства. Общественное счетоводство выполняет для экономики в целом те же функции ,что и бухгалтерский учет для отдельных пре-дприятий или домохозяйства.
Любое предприятие интересует насколько хорошо идут дела в его фирме.
Для этого необходимо измерить доходы и расходы фирмы. Бухгалтерская инфо-рмация может объяснить причины успеха или неудач. Система национальных сч етов т. е. различные показатели позволяют измерить объем производства в конк-ретный момент времени и раскрыть факторы ,непосредственно раскрывающие функционирование экономики. Сравнивая уровни национального дохода за опр-едиленный отрезок времени ,можно охарактеризовать функционирование экон-омики в долгосрочной перспективе ,чего ожидать: подъема или спада.
Счета национальной экономики дают информацию ,которая является ос-новой для формирования такой государственной политики ,которая была бы направлена на улучшение функционирования экономики в целом.
Главным показателем при составлении национальных счетов служит валов-ой национальный продукт (ВНП). ВНП определяется как совокупная рыночн-ая стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг за год. ВНП является денежным показателем т. к. соизмеряет различные по своим качествам и свойствам величины. Чтобы правильно подсчитать совокупный объем произ-водства ,необходимо ,чтобы товары и услуги ,произведенные в данном году бы-ли учтены 1 раз. При расчете ВНП учитывается ,что большинство продуктов проходят несколько производственных стадий , прежде чем попасть на рынок, их отдельные компоненты покупаются и продаются несколько раз. Чтобы избе-жать двойного счета , учитывается только рыночная стоимость конечного про-дукта и исключаются промежуточные стадии, а также непроизводственные сделки и продажа подержанных товаров.
Расчеты ВНП:
ВНП может быть рассчитан путем сложения совокупных расходов, необходи-мых для производства всей конечной продукции, либо путем сложения доходов
полученных от производства данного объема продукции. То, что затрачено пот-ребителем на приобретение продукта ,получено в виде дохода теми, кто участво-вал в его производстве. То, что затрачено на производство продукта является до-ходом для тех, кто вложил свои человеческие и материальные ресурсы в произ-водство данного продукта и его реализацию на рынке.
1.По расходам ВНП определяется, как сумма потребительских расходов на то-
вары и услуги (С), валовых инвестиций компаний (1g),государственных закупок
товаров и услуг (G) и чистого экспорта (Xn) т. е.
ВНП = C + 1g + G + Xn
Валовые инвестиции подразделяются на:
а) инвестиции на замещение выбытия капитала (необходимые на поддержание накопленного страной капитала на существующем уровне);
б) чистые инвестиции (чистый прирост объема накопленного капитала);
Положительные чистые инвестиции характерны для растущей экономики, в то время как отрицательные чистые инвестиции характерны для экономики со снижающейся деловой активностью .
2.ВНП по доходу или распределению рассчитывается, как сумма: заработной платы наемных рабочих; рентных платежей;процента; доходов от собственности
подоходного налога с корпораций; дивидендов; нераспределенных прибылей корпораций; и 2-х несвязанных с доходами платежей – отчислений на возмещение потребленного капитала и косвенных налогов корпораций.
Из ВНП можно получить другие важные показатели национального дохода:
Чистый национальный продукт (ЧНП) представляет собой ВНП за вы-четом отчислений на потребление капитала .
Национальный доход (Ni) есть совокупный дохода , заработанный пос-
тавщиками ресурсов .Они рассчитывают путем вычета из ЧНП косвенных
налогов на бизнес .
Личный доход (Pi) представляет собой совокупный доход , выплачивае- мые индивидом и семьям до выплаты налогов с граждан .
Доход после уплаты налога (Di) – личный доход за вычетом доходов с
граждан . после уплаты налогов , с помощью дохода изменяется доход семей
и индивидов , также имеющиеся в их распоряжении средства для потребле-ния и содержания.
Индексы цен рассчитываются на основе сравнения цены специфичес-кого набора , или «рыночной корзины» продукция в данном году по отно-шению к цене аналогичной «корзины» в базовом периоде и умножение полу-
ченного частного на 100.
Дефлятор ВНП. Представляет собой индекс цен, применяемых корре-ктировки номинального ВНП с учетом инфляции или дефляции и получение
на этой основе величину реального ВНП. С помощью номинального ВНП из-меряется объем продукции в данном году, выраженный в ценах, которые пре-
обладают в данном году. С помощью реального ВНП измеряется объем про-
дукции за год, выраженный в ценах, которые преобладают в неком базовом году . Т. к. так как он скорректирован с учетом изменений уровня производ-ственной активности .Различные показатели национального дохода не учиты-вают не рыночные нелегальные сделки , изменение фонда фонда свободного времени и качество товара , состава и распределения совокупного выпуска , а также экологические последствия производства . Тем не менее ,указанный по-казатель указывает довольно точные числа и является довольно полезным ин-декатором экономического состояния.
Национального дохода за определенный отрезок времени, мы можем постро-ить кривую, характеризующую функционирование экономики в долгосрочной перспективе: ее подъем или спад отразится на показателе национального до-хода. Наконец, информация, которую дают нам счета национального дохода, является основой для формирования и проведения в жизнь государственной политики, направленной на улучшение функционирования экономики: без таких расчетов экономическая политика базировалась бы на интуиции. Коро-че говоря, счета национального дохода позволяют нам составлять таблицы экономического здоровья общества и разумно определять политику, которая бы способствовала улучшению этого здоровья
объем производства во втором году больше, чем в первом. Почему? Потому что общество оценивает объем производства во втором году выше; общество готово заплатить за набор товаров, произведенных во втором году, больше, чем за товары, произведенные в первом году.
Таблица 9-1. Сравнение разнородных объемов производства с использованием цен в денежном выражении (гипотетические данные)
год | годовые объемы производства | рыночная стоимость |
1 | 3 апельсина и 2 яблока | 3 по 20 центов +2 по 30 центов= 1,20 дол. |
2 | 2 апельсина и 3 яблока | 2 по 20 центов +3 по 30 центов= 1,30 дол. |
Дата: 2019-12-10, просмотров: 240.