Место теории организации в структуре управленческих наук.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1.

Функции теории организации

Теория организации (как наука, так и учебная дисциплина) тесно связана с экономической, политической и социальной жизнью общества. Она выполняет ряд функций, наиболее важными из кото­рых являются: познавательная, методологическая, рационально-организующая и прогностическая.

Познавательная функция проявляется в раскрытии процес­сов организации и самоорганизации социальных систем, законо­мерных тенденций организационного развития, динамики различ­ных социальных явлений и событий.

Методологическая функция тесно связана с познавательной функцией. В отличие от частных теорий теория организации является комплексной, интегрирующей наукой. Она исследует органи­зационные отношения на макро- и микроуровнях как целостные, системные образования, органически связанные между собой.

Законы-тенденции теории организации раскрывают более масш­табные процессы становления, развития и функционирования орга­низационных систем. Их знание является необходимым условием правильного подхода к изучению более частных, сравнительно узких законов-тенденций общественных систем. Теория организа­ции представляет собой методологическую базу для частных теорий, изучающих отдельные аспекты организационной деятельности.

Рационально-организующая функция теории организации проявляется в обобщении опыта организационной деятельности как в прошлом, так и в настоящем, разработке оптимальных моделей организаций и их структур, определении социальных технологий относительно безболезненного разрешения социальных и полити­ческих конфликтов.

Прогностическая функция позволяет заглянуть в «обществен­ное завтра», предугадать организационные явления и события.

Роль организации в жизни современного общества

Организации окружают современного человека на протяжении всей его жизни, в организациях — детских садах, школах, институ­тах, учреждениях, клубах, партиях — большинство людей проводит огромную часть своего времени. Организации (предприятия) созда­ют продукцию и услуги, потребляя которые человеческое общество живет и развивается; организации (государственные учреждения) определяют порядок жизни в обществе и контролируют его соблю­дение; организации (общественные) являются средством выраже­ния наших взглядов и интересов. В конце XX в. организация стала фактически универсальной формой общественной жизни. Если революции (духовные и политические) XIX в. превратили челове­ка из существа патриархального в общественное, то революции сле­дующего столетия сделали его человеком организации.

Понятие «организация» относится к числу ведущих категорий организационной науки.

Заслуги Богданова

Всеобщая организационная наука-тектология. Богданов сформулировал задачу-вооружить руководителей знанием организационных принципов и законов, общих для всех систем.. Он высказал идею необходимости системного подхода к изучению организации, дал характеристику соотношения системы и её элементов.

Формирующие механизмы включает в себя: соединение комплексов, вхождение элемента одного комплекса в другой и распад комплекса.

Регулирующий механизм, представляет собой подбор наилучшего сочетания элементов.

Закон наименьших : прочность цепи определяется наиболее слабым из её звеньев»

Внешняя среда организации

Если, например, вы опоздали на занятия в институт из-за того, что не успели на пригородный автобус (поезд), то можно сказать, что вы могли учесть, но не учли силы внешнего окружения. Хоро­шо зная расписание и заранее подойдя на остановку до отправле­ния автобуса, вы бы не допустили этого нарушения. Конечно, не всегда можно предусмотреть действие сил внешнего окружения. Так, отправившийся в рейс по расписанию автобус может попасть в «пробку» на дороге или в дорожно-транспортное происшествие. В этом случае объективно неизбежно ваше опоздание на занятия. Так и в бизнесе.

Для эффективного выполнения управленческих функций необходимо понимать действие внешних сил и принимать меры к нейтрализации их отрицательного воздействия на организацию.

Однако термин «внешняя среда» включает более широкий спектр факторов: экономические условия, потребителей, проф­союзы, конкурирующие организации, природные факторы, дейст­вующее законодательство, и другие составляющие. Эти взаимо­связанные факторы оказывают влияние на функционирование предприятия, на его производственную, инновационную, коммер­ческую, финансовую деятельность. Внешняя среда и предприятие не просто сосуществуют, они взаимодействуют самым активным образом и взаимопроникают.

Факторы внешней среды подразделяются на две основные группы — микросреда и макросреда, или прямого и косвенного воз­действия.

Таким образом, реакция предприятия на факторы прямого и косвенного воздействия различна. На изменения в факторах прямого воздействия предприятие может реагировать двояко: перестро­ить внутреннюю среду и начать политику активного приспособле­ния или политику противодействия. К факторам косвенного воз­действия предприятие вынуждено максимально приспосабливать свои внутренние переменные: цели, задачи, структуру, технологию, персонал и др.

Неотъемлемыми характеристиками развитости внешней сре­ды является ее вязкость, взаимосвязанность, сложность, подвиж­ность и неопределенность[20].

Под вязкостью внешней среды понимается количественная мера усилий, необходимых для целенаправленного перемещения, концентрации и освоения в производстве единицы материальных, финансовых и информационно-технологических ресурсов. Чем она выше, тем труднее сконцентрировать ресурсы в нужное время в определенном месте, чтобы адекватно реагировать на происхо­дящие изменения, и тем труднее осуществлять стратегическое управление.

Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора . Количество факторов зави­сит от сложности производства: числа используемых исходных ком­понентов, применяемых технологий, уровня квалификации кадров, ассортимента и качества выпускаемой продукции и услуг и др

Подвижность внешней среды — это скорость, с которой про­исходят изменения в окружении организации. Многие исследова­тели указывают, что окружение современных организаций изменя­ется с нарастающей скоростью .

Неопределенность внешней среды зависит от наличия необ­ходимой информации, которой располагает организация, по кон­кретному фактору, а также от ее точности. Если информации мало или есть сомнения в ее точности, среда становится более неопреде­ленной, чем в ситуации, когда имеется достаточное количество надежной информации.

Одним из интересных методов оценки внешней среды, который позволяет выбрать соответствующий ей вид стратегического управ­ления, является шкала И. Ансоффа .

И. Ансофф выделяет следующие виды стратегического управ­ления, используемые в зависимости от степени нестабильности внешней среды:

1) управление на основе экстраполяции тенденций (долго­срочное планирование), применяющееся в условиях сравнитель­но невысокой степени нестабильности (оценка нестабильности —2,5-3,0);

2)       управление на основе предвидения изменений (стратегиче­ское планирование, выбор стратегических позиций), применя­ющееся при средних значениях степени нестабильности (оценка — 3,0-3,5);

3) управление на основе гибких экспертных решений (ран­
жирование стратегических задач; управление по слабым сигналам;
управление в условиях стратегических неожиданностей), приме­няющееся для условий существенной нестабильности внешней сре­ды (оценка выше 3,5).

Анализ внешней среды предполагает интерпретацию стати­стических показателей и данных различных внешних или внутрен­них исследований. Обычно информация рассматривается на двух уровнях. Во-первых, анализируются данные, характеризующие состояние макросреды (факторы внешней среды косвенного воз­действия, находящиеся вне контроля организации, но оказывающие серьезное влияние на ее деятельность). Во-вторых, исследуется информация о микросреде организации (об операционной внеш­ней среде прямого воздействия, потребителях, поставщиках и кон­курентах). Организации имеют возможность в определенной сте­пени контролировать факторы микросреды. Анализ информации о микросреде и данных на макроуровне призван ответить на следу­ющие вопросы.

■ Как изменяется внешняя среда?

■ Как эти перемены влияют на организацию, ее потребите­лей и рынки?

■ Какие коррективы, учитывающие возможности и угрозы внешней среды, следует внести в стратегию организации?

Цель ПЭСТ-анализа заключается не просто в составлении перечня факторов внешней среды, но и в использовании схемы для:

1) выявления изменений или тенденций развития факторов внешней среды;

2) концентрации внимания на тенденциях, которые имеют наи­большее значение для организации;

3) учета происходящих перемен при разработке стратегий орга­низации.

ПЭСТ-анализ призван облегчить менеджерам оценку влияния факторов внешней среды на стратегию. Он привлекает внимание к динамической природе деловой среды и подчеркивает необходи­мость периодического пересмотра планов.

Статический анализ факторов внешней среды необходимо дополнять динамическим, что позволяет выявить тенденции ее раз­вития и определить уровень возможных изменений.

Изучение экономических, политических и социокультурных факторов, формирующих операционную среду организации,— пер­вый шаг в анализе окружающей среды. Особое внимание следует обращать на факторы конкурентной среды (микросреды), влияющие на способность организации к эффективному соперничеству на целевых рынках.

М. Портер предлагает несколько инструментов анализа кон­курентной среды, в частности пятифакторную модель исследова­ния структуры отрасли , выделяя в ней следующие факторы.

Барьеры на входе. Эти барьеры препятствуют проникновению на рынок новых организаций. К ним относятся: высокие издержки вхождения (значительные инвестиции в основной капитал, обычно в строительство предприятий и оборудование); трудности доступа к каналам распределения, существенное влияние кривой опыта; законодательство или государственное регулирование (например, монополия в сфере коммунальных услуг, дотации для поддержания сталелитейной промышленности); уникальные характеристи­ки товаров или услуг.

Относительная власть покупателей. Она невелика в тех слу­чаях, когда рынок характеризуется относительно небольшим чис­лом и покупателей, и альтернативных источников предложения; когда стоимость приобретаемых товаров составляет незначитель­ную величину в общих издержках производства продукта; когда отсутствует угроза объединения покупателей перед лицом высоких, с их точки зрения, цен товаров компаний-поставщиков.

Относительная власть поставщиков. Незначительна в ситуа­циях: когда предложение носит фрагментарный характер; когда издержки переключения покупателей на других поставщиков неве­лики; когда угроза объединения не получающих желаемой цены поставщиков невысока; если организация-покупатель приобрета­ет значительную часть продукции поставщика, который в данном случае заинтересован в установлении долгосрочных отношений с клиентом, а не в сиюминутной выгоде.

Угроза субститутов. Может подорвать привлекательность отрасли, в частности за счет ограничения таких ключевых перемен­ных, как цена товара. В некоторых случаях речь идет о прямых ими­тациях товаров или услуг компании.

Уровень отраслевой конкуренции. Высокий уровень кон­куренции обычно наблюдается в отраслях, где силы соперни­ков примерно равны; на медленно растущих рынках (развора­чивается острая борьба за долю рынка компании);



Жизненный цикл организаций

Жизненный цикл организации — совокупность стадий, кото­рые проходит организация в период своей жизни: рождение, дет­ство, юность, зрелость, старение, возрождение.

Рождение любой организации связано с необходимостью удовлетворения интересов нового клиента, с поиском и занятием свободной рыночной ниши. Главная цель организации на данной стадии — выживание, что требует от руководства организации таких качеств, как вера в успех, готовность рисковать, неистовая работо­способность.

Детство — стадия опасная, так как именно в этот период про­исходит несоизмеримый по сравнению с изменением управленче­ского потенциала рост организации. Глав­ная цель организации на этой стадии — кратковременный успех и обеспечение бурного роста.

Юность это период перехода от комплексного менеджмен­та, осуществляемого небольшой командой единомышленников, к дифференцированному менеджменту с использованием простых форм финансирования, планирования и прогнозирования. Главная цель организации в данный период — обеспечение ускоренного рос­та и, как правило, полный захват своей части рынка. В данный период организация нужда­ется в появлении специалистов в узких областях знаний.

Зрелость — развитие организации на этой стадии ведется в интересах сбалансированного роста на базе устойчивой структуры и четкого управления. Руководитель организации, как правило, удов­летворен логичностью и стройностью системы управления, что за­медляет его интерес к адаптации к изменениям внешней среды, а так­же к обновлению и децентрализации.

Период ранней зрелости характери­зуется систематическим ростом организации, в период промежу­точной зрелости происходит сбалансированный рост, а стадия окончательной зрелости — это период формирования индивидуаль­ности и имиджа организации. Этап зрелости опасен возможностью появления у руководства организации сознания завершенности движения вперед.

Стадия старения характеризуется торжеством бюрократии на всех этапах управления, гибелью новых идей в громоздких струк­турах управления. Главной задачей организации в данный период является борьба за выживание и стабильность.

В период возрождения в организацию приходит новая коман­да менеджеров, специфические взгляды которых позволяют осуще­ствить программы внутренней перестройки, изменить структуру управления. В руководстве организации, как правило, появляется лидер, способный встряхнуть всю структуру управления. Главная цель в этот период — оживление организации.

Для эффективного управления менеджеру необходимо учиты­вать особенности управления на каждой из рассмотренных стадий жизненного цикла организации.

1.

Место теории организации в структуре управленческих наук.

Началом формирования и развития теории организации при­нято считать выход в 1911 г. книги Ф.У. Тейлора «Принципы науч­ного управления».

Наибольший интерес в области организации возник в связи с управлением людьми в сфере производства товаров и услуг. Прак­тический поиск наиболее эффективных решений начинается уже во второй половине XIX в. в связи с развитием промышленной рево­люции (в Англии, затем в Америке). Одновременно стали предпри­ниматься попытки научных исследований и обобщений.

Тейлор сосредоточил свое внимание на изучении трудовых и | м 111.сссов, поэтому его система была построена на их жесткой регламентации . Каждое движение и прием труда хронометрировались, нормировались и задавались работнику, который предварительно проходил соответствующее обучение и инструктаж. Осуществлялся контроль за обязательностью выполнения нормируемых операций. В результате внедрения системы Тейлора производительность труда резко возросла. Наряду с этим был сделан один из фундаментальных выводов: планирование и организацию труда (или работы), которые раньше осуществлялись так или иначе самим работником можно выделить в самостоятельную функцию и поручить ее другому человеку, занятому управлением, который, будучи вооруженным специальными знаниями и техникой, сумеет обеспечить более эффективную организацию труда. Тейлор вошел в исто­рию развития теории и практики менеджмента как «отец научной организации труда».

Ф. и Л. Гилберты изобрели микрохронометр и в сочетании с киноъъемкой изучали трудовые процессы до мельчайших элементов движений и приемов.

Г. Гантт разработал инструментарий планирования и отслеживания любого процесса по элементам во времени, который до сих Пор широко используется (графики Гантта).

Генри Форд — основатель первой автомобильной компании — занимался организацией производственных технологических пото­ков. В мире он стал известен как создатель первого конвейера. Специализации рабочих мест, «привязанных» к конвейеру и задействованных в поток, и использование элементов регламентации рудовых процессов — все это закладывало принципиально новую основу организаций производства, обеспечивающую небывалый рост производительности труда при высоком его качестве. Генри Форда называли гением организации.

2.Основные направления развития теории организации.

Организацией как объектом исследования занимаются такие Науки, как менеджмент, экономика, социология, психология, политология. Каждая из них рассматривает лишь часть процессов, про­исходящих в организации. Так, менеджмент изучает вопросы, вязанные с элементами организации и процесса управления, ком­му и нациями, с организацией взаимодействия и полномочий, построения организаций, динамикой групп. Экономика изучает эле­менты организации и оплаты труда; организации производства; экономические законы развития, в том числе пропорционального и планомерного развития, соответствия производственных отношений характеру производительных сил. Психология исследует психическое отражение человеком различных аспектов организа­ционных отношений. Политология рассматривает отношение людей и политическим организациям, проблемам внутренней и внешней политики.

Однако они представляют собой лишь элементы, составля­ющие организацию в целом как процесс и как явление. Предпри­нимались попытки объединить усилия данных наук в области исследования организаций как больших систем посредством кибернетики, теории управления. Так, теория управления изучает следу­ющие, проблемы, касающиеся организации: производство как сис­тема; типы отношений управления; формирование объектов и субъ­ектов управления; цели и функции управления; организационную структуру управления; линейные и функциональные связи; орга­низационно-распорядительные методы управления; организацию процесса управления; организацию управленческого труда. Даль­нейшее развитие исследований в области теории управления спо­собствовало выделению теории организации в самостоятельную новую науку. Она призвана интегрированно подходить к ключевым процессам, происходящим в формальных и неформальных объеди­нениях людей и их коммуникациях.

Развитие каждой науки характеризуется двумя процессами: дифференциацией и интеграцией знаний. Дифференциация — это поиск своей ниши (своего объекта исследования) для проведения углубленных исследований. Интеграция основана на стремлении исследовать проблему с разных сторон, формировать приоритеты влияния той или иной процедуры на ситуацию в целом. Ученые, зани­мающиеся теорией организации, выделяют три пути ее развития:

1) создание общего подхода к основным научным воззрениям на базе имеющихся в менеджменте, экономике, социологии и дру­гих относительно разработанных науках научных воззрений и даль­нейшее продвижение в исследованиях;

2) выделение своей локальной области исследования части организации и развития ее;

3) формирование трехступенной схемы развития.

 

Определенной трудностью для развития теории организации является проблема количественного измерения организационных параметров. Теория организации формирует систему научных знаний области анализа и синтеза социальных организаций и социальных

отношений. Развитие теории организации включает 7 этапов:

1) сбор фактов, явлений, прогнозов, тенденций, исторических
и фольклорных сведений, легенд и мифов о существовании или

Функционировании организаций, об особенностях организации;

2) систематизация информации и составление типологии (но времени, эффективности, характеру организационных отноше­нии, сфере деятельности);

3) создание понятийного аппарата (категории, термины, их взаимосвязь и т.д.);

4) нахождение зависимостей между параметрами, отношений между категориями, формулирование законов и закономерностей (нормы управляемости персоналом в зависимости от характера Деятельности, закон развития и др.);

5) привлечение научного багажа других наук для более пол­ного понимания своих собственных проблем;

6) практическое апробирование разработанных теорий и методик;

7) обобщение теоретических разработок и практических
результатов применения отдельных положений теории организа­ции, накопление статистических данных.

Все перечисленные этапы повторяются циклически, друг за другом, совершенствуя при этом знания в области теории организации.



Функции теории организации

Теория организации (как наука, так и учебная дисциплина) тесно связана с экономической, политической и социальной жизнью общества. Она выполняет ряд функций, наиболее важными из кото­рых являются: познавательная, методологическая, рационально-организующая и прогностическая.

Познавательная функция проявляется в раскрытии процес­сов организации и самоорганизации социальных систем, законо­мерных тенденций организационного развития, динамики различ­ных социальных явлений и событий.

Методологическая функция тесно связана с познавательной функцией. В отличие от частных теорий теория организации является комплексной, интегрирующей наукой. Она исследует органи­зационные отношения на макро- и микроуровнях как целостные, системные образования, органически связанные между собой.

Законы-тенденции теории организации раскрывают более масш­табные процессы становления, развития и функционирования орга­низационных систем. Их знание является необходимым условием правильного подхода к изучению более частных, сравнительно узких законов-тенденций общественных систем. Теория организа­ции представляет собой методологическую базу для частных теорий, изучающих отдельные аспекты организационной деятельности.

Рационально-организующая функция теории организации проявляется в обобщении опыта организационной деятельности как в прошлом, так и в настоящем, разработке оптимальных моделей организаций и их структур, определении социальных технологий относительно безболезненного разрешения социальных и полити­ческих конфликтов.

Прогностическая функция позволяет заглянуть в «обществен­ное завтра», предугадать организационные явления и события.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 178.