1.
Функции теории организации
Теория организации (как наука, так и учебная дисциплина) тесно связана с экономической, политической и социальной жизнью общества. Она выполняет ряд функций, наиболее важными из которых являются: познавательная, методологическая, рационально-организующая и прогностическая.
Познавательная функция проявляется в раскрытии процессов организации и самоорганизации социальных систем, закономерных тенденций организационного развития, динамики различных социальных явлений и событий.
Методологическая функция тесно связана с познавательной функцией. В отличие от частных теорий теория организации является комплексной, интегрирующей наукой. Она исследует организационные отношения на макро- и микроуровнях как целостные, системные образования, органически связанные между собой.
Законы-тенденции теории организации раскрывают более масштабные процессы становления, развития и функционирования организационных систем. Их знание является необходимым условием правильного подхода к изучению более частных, сравнительно узких законов-тенденций общественных систем. Теория организации представляет собой методологическую базу для частных теорий, изучающих отдельные аспекты организационной деятельности.
Рационально-организующая функция теории организации проявляется в обобщении опыта организационной деятельности как в прошлом, так и в настоящем, разработке оптимальных моделей организаций и их структур, определении социальных технологий относительно безболезненного разрешения социальных и политических конфликтов.
Прогностическая функция позволяет заглянуть в «общественное завтра», предугадать организационные явления и события.
Роль организации в жизни современного общества
Организации окружают современного человека на протяжении всей его жизни, в организациях — детских садах, школах, институтах, учреждениях, клубах, партиях — большинство людей проводит огромную часть своего времени. Организации (предприятия) создают продукцию и услуги, потребляя которые человеческое общество живет и развивается; организации (государственные учреждения) определяют порядок жизни в обществе и контролируют его соблюдение; организации (общественные) являются средством выражения наших взглядов и интересов. В конце XX в. организация стала фактически универсальной формой общественной жизни. Если революции (духовные и политические) XIX в. превратили человека из существа патриархального в общественное, то революции следующего столетия сделали его человеком организации.
Понятие «организация» относится к числу ведущих категорий организационной науки.
Заслуги Богданова
Всеобщая организационная наука-тектология. Богданов сформулировал задачу-вооружить руководителей знанием организационных принципов и законов, общих для всех систем.. Он высказал идею необходимости системного подхода к изучению организации, дал характеристику соотношения системы и её элементов.
Формирующие механизмы включает в себя: соединение комплексов, вхождение элемента одного комплекса в другой и распад комплекса.
Регулирующий механизм, представляет собой подбор наилучшего сочетания элементов.
Закон наименьших : прочность цепи определяется наиболее слабым из её звеньев»
Внешняя среда организации
Если, например, вы опоздали на занятия в институт из-за того, что не успели на пригородный автобус (поезд), то можно сказать, что вы могли учесть, но не учли силы внешнего окружения. Хорошо зная расписание и заранее подойдя на остановку до отправления автобуса, вы бы не допустили этого нарушения. Конечно, не всегда можно предусмотреть действие сил внешнего окружения. Так, отправившийся в рейс по расписанию автобус может попасть в «пробку» на дороге или в дорожно-транспортное происшествие. В этом случае объективно неизбежно ваше опоздание на занятия. Так и в бизнесе.
Для эффективного выполнения управленческих функций необходимо понимать действие внешних сил и принимать меры к нейтрализации их отрицательного воздействия на организацию.
Однако термин «внешняя среда» включает более широкий спектр факторов: экономические условия, потребителей, профсоюзы, конкурирующие организации, природные факторы, действующее законодательство, и другие составляющие. Эти взаимосвязанные факторы оказывают влияние на функционирование предприятия, на его производственную, инновационную, коммерческую, финансовую деятельность. Внешняя среда и предприятие не просто сосуществуют, они взаимодействуют самым активным образом и взаимопроникают.
Факторы внешней среды подразделяются на две основные группы — микросреда и макросреда, или прямого и косвенного воздействия.
Таким образом, реакция предприятия на факторы прямого и косвенного воздействия различна. На изменения в факторах прямого воздействия предприятие может реагировать двояко: перестроить внутреннюю среду и начать политику активного приспособления или политику противодействия. К факторам косвенного воздействия предприятие вынуждено максимально приспосабливать свои внутренние переменные: цели, задачи, структуру, технологию, персонал и др.
Неотъемлемыми характеристиками развитости внешней среды является ее вязкость, взаимосвязанность, сложность, подвижность и неопределенность[20].
Под вязкостью внешней среды понимается количественная мера усилий, необходимых для целенаправленного перемещения, концентрации и освоения в производстве единицы материальных, финансовых и информационно-технологических ресурсов. Чем она выше, тем труднее сконцентрировать ресурсы в нужное время в определенном месте, чтобы адекватно реагировать на происходящие изменения, и тем труднее осуществлять стратегическое управление.
Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора . Количество факторов зависит от сложности производства: числа используемых исходных компонентов, применяемых технологий, уровня квалификации кадров, ассортимента и качества выпускаемой продукции и услуг и др
Подвижность внешней среды — это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Многие исследователи указывают, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью .
Неопределенность внешней среды зависит от наличия необходимой информации, которой располагает организация, по конкретному фактору, а также от ее точности. Если информации мало или есть сомнения в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется достаточное количество надежной информации.
Одним из интересных методов оценки внешней среды, который позволяет выбрать соответствующий ей вид стратегического управления, является шкала И. Ансоффа .
И. Ансофф выделяет следующие виды стратегического управления, используемые в зависимости от степени нестабильности внешней среды:
1) управление на основе экстраполяции тенденций (долгосрочное планирование), применяющееся в условиях сравнительно невысокой степени нестабильности (оценка нестабильности —2,5-3,0);
2) управление на основе предвидения изменений (стратегическое планирование, выбор стратегических позиций), применяющееся при средних значениях степени нестабильности (оценка — 3,0-3,5);
3) управление на основе гибких экспертных решений (ран
жирование стратегических задач; управление по слабым сигналам;
управление в условиях стратегических неожиданностей), применяющееся для условий существенной нестабильности внешней среды (оценка выше 3,5).
Анализ внешней среды предполагает интерпретацию статистических показателей и данных различных внешних или внутренних исследований. Обычно информация рассматривается на двух уровнях. Во-первых, анализируются данные, характеризующие состояние макросреды (факторы внешней среды косвенного воздействия, находящиеся вне контроля организации, но оказывающие серьезное влияние на ее деятельность). Во-вторых, исследуется информация о микросреде организации (об операционной внешней среде прямого воздействия, потребителях, поставщиках и конкурентах). Организации имеют возможность в определенной степени контролировать факторы микросреды. Анализ информации о микросреде и данных на макроуровне призван ответить на следующие вопросы.
■ Как изменяется внешняя среда?
■ Как эти перемены влияют на организацию, ее потребителей и рынки?
■ Какие коррективы, учитывающие возможности и угрозы внешней среды, следует внести в стратегию организации?
Цель ПЭСТ-анализа заключается не просто в составлении перечня факторов внешней среды, но и в использовании схемы для:
1) выявления изменений или тенденций развития факторов внешней среды;
2) концентрации внимания на тенденциях, которые имеют наибольшее значение для организации;
3) учета происходящих перемен при разработке стратегий организации.
ПЭСТ-анализ призван облегчить менеджерам оценку влияния факторов внешней среды на стратегию. Он привлекает внимание к динамической природе деловой среды и подчеркивает необходимость периодического пересмотра планов.
Статический анализ факторов внешней среды необходимо дополнять динамическим, что позволяет выявить тенденции ее развития и определить уровень возможных изменений.
Изучение экономических, политических и социокультурных факторов, формирующих операционную среду организации,— первый шаг в анализе окружающей среды. Особое внимание следует обращать на факторы конкурентной среды (микросреды), влияющие на способность организации к эффективному соперничеству на целевых рынках.
М. Портер предлагает несколько инструментов анализа конкурентной среды, в частности пятифакторную модель исследования структуры отрасли , выделяя в ней следующие факторы.
Барьеры на входе. Эти барьеры препятствуют проникновению на рынок новых организаций. К ним относятся: высокие издержки вхождения (значительные инвестиции в основной капитал, обычно в строительство предприятий и оборудование); трудности доступа к каналам распределения, существенное влияние кривой опыта; законодательство или государственное регулирование (например, монополия в сфере коммунальных услуг, дотации для поддержания сталелитейной промышленности); уникальные характеристики товаров или услуг.
Относительная власть покупателей. Она невелика в тех случаях, когда рынок характеризуется относительно небольшим числом и покупателей, и альтернативных источников предложения; когда стоимость приобретаемых товаров составляет незначительную величину в общих издержках производства продукта; когда отсутствует угроза объединения покупателей перед лицом высоких, с их точки зрения, цен товаров компаний-поставщиков.
Относительная власть поставщиков. Незначительна в ситуациях: когда предложение носит фрагментарный характер; когда издержки переключения покупателей на других поставщиков невелики; когда угроза объединения не получающих желаемой цены поставщиков невысока; если организация-покупатель приобретает значительную часть продукции поставщика, который в данном случае заинтересован в установлении долгосрочных отношений с клиентом, а не в сиюминутной выгоде.
Угроза субститутов. Может подорвать привлекательность отрасли, в частности за счет ограничения таких ключевых переменных, как цена товара. В некоторых случаях речь идет о прямых имитациях товаров или услуг компании.
Уровень отраслевой конкуренции. Высокий уровень конкуренции обычно наблюдается в отраслях, где силы соперников примерно равны; на медленно растущих рынках (разворачивается острая борьба за долю рынка компании);
Жизненный цикл организаций
Жизненный цикл организации — совокупность стадий, которые проходит организация в период своей жизни: рождение, детство, юность, зрелость, старение, возрождение.
Рождение любой организации связано с необходимостью удовлетворения интересов нового клиента, с поиском и занятием свободной рыночной ниши. Главная цель организации на данной стадии — выживание, что требует от руководства организации таких качеств, как вера в успех, готовность рисковать, неистовая работоспособность.
Детство — стадия опасная, так как именно в этот период происходит несоизмеримый по сравнению с изменением управленческого потенциала рост организации. Главная цель организации на этой стадии — кратковременный успех и обеспечение бурного роста.
Юность — это период перехода от комплексного менеджмента, осуществляемого небольшой командой единомышленников, к дифференцированному менеджменту с использованием простых форм финансирования, планирования и прогнозирования. Главная цель организации в данный период — обеспечение ускоренного роста и, как правило, полный захват своей части рынка. В данный период организация нуждается в появлении специалистов в узких областях знаний.
Зрелость — развитие организации на этой стадии ведется в интересах сбалансированного роста на базе устойчивой структуры и четкого управления. Руководитель организации, как правило, удовлетворен логичностью и стройностью системы управления, что замедляет его интерес к адаптации к изменениям внешней среды, а также к обновлению и децентрализации.
Период ранней зрелости характеризуется систематическим ростом организации, в период промежуточной зрелости происходит сбалансированный рост, а стадия окончательной зрелости — это период формирования индивидуальности и имиджа организации. Этап зрелости опасен возможностью появления у руководства организации сознания завершенности движения вперед.
Стадия старения характеризуется торжеством бюрократии на всех этапах управления, гибелью новых идей в громоздких структурах управления. Главной задачей организации в данный период является борьба за выживание и стабильность.
В период возрождения в организацию приходит новая команда менеджеров, специфические взгляды которых позволяют осуществить программы внутренней перестройки, изменить структуру управления. В руководстве организации, как правило, появляется лидер, способный встряхнуть всю структуру управления. Главная цель в этот период — оживление организации.
Для эффективного управления менеджеру необходимо учитывать особенности управления на каждой из рассмотренных стадий жизненного цикла организации.
1.
Место теории организации в структуре управленческих наук.
Началом формирования и развития теории организации принято считать выход в 1911 г. книги Ф.У. Тейлора «Принципы научного управления».
Наибольший интерес в области организации возник в связи с управлением людьми в сфере производства товаров и услуг. Практический поиск наиболее эффективных решений начинается уже во второй половине XIX в. в связи с развитием промышленной революции (в Англии, затем в Америке). Одновременно стали предприниматься попытки научных исследований и обобщений.
Тейлор сосредоточил свое внимание на изучении трудовых и | м 111.сссов, поэтому его система была построена на их жесткой регламентации . Каждое движение и прием труда хронометрировались, нормировались и задавались работнику, который предварительно проходил соответствующее обучение и инструктаж. Осуществлялся контроль за обязательностью выполнения нормируемых операций. В результате внедрения системы Тейлора производительность труда резко возросла. Наряду с этим был сделан один из фундаментальных выводов: планирование и организацию труда (или работы), которые раньше осуществлялись так или иначе самим работником можно выделить в самостоятельную функцию и поручить ее другому человеку, занятому управлением, который, будучи вооруженным специальными знаниями и техникой, сумеет обеспечить более эффективную организацию труда. Тейлор вошел в историю развития теории и практики менеджмента как «отец научной организации труда».
Ф. и Л. Гилберты изобрели микрохронометр и в сочетании с киноъъемкой изучали трудовые процессы до мельчайших элементов движений и приемов.
Г. Гантт разработал инструментарий планирования и отслеживания любого процесса по элементам во времени, который до сих Пор широко используется (графики Гантта).
Генри Форд — основатель первой автомобильной компании — занимался организацией производственных технологических потоков. В мире он стал известен как создатель первого конвейера. Специализации рабочих мест, «привязанных» к конвейеру и задействованных в поток, и использование элементов регламентации рудовых процессов — все это закладывало принципиально новую основу организаций производства, обеспечивающую небывалый рост производительности труда при высоком его качестве. Генри Форда называли гением организации.
2.Основные направления развития теории организации.
Организацией как объектом исследования занимаются такие Науки, как менеджмент, экономика, социология, психология, политология. Каждая из них рассматривает лишь часть процессов, происходящих в организации. Так, менеджмент изучает вопросы, вязанные с элементами организации и процесса управления, комму и нациями, с организацией взаимодействия и полномочий, построения организаций, динамикой групп. Экономика изучает элементы организации и оплаты труда; организации производства; экономические законы развития, в том числе пропорционального и планомерного развития, соответствия производственных отношений характеру производительных сил. Психология исследует психическое отражение человеком различных аспектов организационных отношений. Политология рассматривает отношение людей и политическим организациям, проблемам внутренней и внешней политики.
Однако они представляют собой лишь элементы, составляющие организацию в целом как процесс и как явление. Предпринимались попытки объединить усилия данных наук в области исследования организаций как больших систем посредством кибернетики, теории управления. Так, теория управления изучает следующие, проблемы, касающиеся организации: производство как система; типы отношений управления; формирование объектов и субъектов управления; цели и функции управления; организационную структуру управления; линейные и функциональные связи; организационно-распорядительные методы управления; организацию процесса управления; организацию управленческого труда. Дальнейшее развитие исследований в области теории управления способствовало выделению теории организации в самостоятельную новую науку. Она призвана интегрированно подходить к ключевым процессам, происходящим в формальных и неформальных объединениях людей и их коммуникациях.
Развитие каждой науки характеризуется двумя процессами: дифференциацией и интеграцией знаний. Дифференциация — это поиск своей ниши (своего объекта исследования) для проведения углубленных исследований. Интеграция основана на стремлении исследовать проблему с разных сторон, формировать приоритеты влияния той или иной процедуры на ситуацию в целом. Ученые, занимающиеся теорией организации, выделяют три пути ее развития:
1) создание общего подхода к основным научным воззрениям на базе имеющихся в менеджменте, экономике, социологии и других относительно разработанных науках научных воззрений и дальнейшее продвижение в исследованиях;
2) выделение своей локальной области исследования части организации и развития ее;
3) формирование трехступенной схемы развития.
Определенной трудностью для развития теории организации является проблема количественного измерения организационных параметров. Теория организации формирует систему научных знаний области анализа и синтеза социальных организаций и социальных
отношений. Развитие теории организации включает 7 этапов:
1) сбор фактов, явлений, прогнозов, тенденций, исторических
и фольклорных сведений, легенд и мифов о существовании или
Функционировании организаций, об особенностях организации;
2) систематизация информации и составление типологии (но времени, эффективности, характеру организационных отношении, сфере деятельности);
3) создание понятийного аппарата (категории, термины, их взаимосвязь и т.д.);
4) нахождение зависимостей между параметрами, отношений между категориями, формулирование законов и закономерностей (нормы управляемости персоналом в зависимости от характера Деятельности, закон развития и др.);
5) привлечение научного багажа других наук для более полного понимания своих собственных проблем;
6) практическое апробирование разработанных теорий и методик;
7) обобщение теоретических разработок и практических
результатов применения отдельных положений теории организации, накопление статистических данных.
Все перечисленные этапы повторяются циклически, друг за другом, совершенствуя при этом знания в области теории организации.
Функции теории организации
Теория организации (как наука, так и учебная дисциплина) тесно связана с экономической, политической и социальной жизнью общества. Она выполняет ряд функций, наиболее важными из которых являются: познавательная, методологическая, рационально-организующая и прогностическая.
Познавательная функция проявляется в раскрытии процессов организации и самоорганизации социальных систем, закономерных тенденций организационного развития, динамики различных социальных явлений и событий.
Методологическая функция тесно связана с познавательной функцией. В отличие от частных теорий теория организации является комплексной, интегрирующей наукой. Она исследует организационные отношения на макро- и микроуровнях как целостные, системные образования, органически связанные между собой.
Законы-тенденции теории организации раскрывают более масштабные процессы становления, развития и функционирования организационных систем. Их знание является необходимым условием правильного подхода к изучению более частных, сравнительно узких законов-тенденций общественных систем. Теория организации представляет собой методологическую базу для частных теорий, изучающих отдельные аспекты организационной деятельности.
Рационально-организующая функция теории организации проявляется в обобщении опыта организационной деятельности как в прошлом, так и в настоящем, разработке оптимальных моделей организаций и их структур, определении социальных технологий относительно безболезненного разрешения социальных и политических конфликтов.
Прогностическая функция позволяет заглянуть в «общественное завтра», предугадать организационные явления и события.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 206.