В настоящее время на территории Российской Федерации законодательство о молодежи имеет слабую разработанность.
Правовые основы государственной молодежной политики в Российской Федерации, главные направления которой одобрены постановлением Верховного Совета Российской Федерации еще в 1993 г., до настоящего времени не корректировались (даже после принятия Конституции Российской Федерации). В условиях возникшей правовой неопределенности субъекты Российской Федерации взяли на себя инициативу по развитию законодательного обеспечения в этой сфере, и в 1996-1997 гг. законы о молодежной политике были приняты почти в 40 регионах, при этом активность законотворческого процесса в регионах нарастает.
Принятый в 1995 году Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», носит явно специализированный характер. Непосредственная же помощь молодежи на федеральном уровне в разовом порядке имела место лишь в 1996 г. в виде постановления российского правительства «О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации» от 3 апреля 1996 г. № 387, где федеральная власть только распространила действие «Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 937, на лиц моложе 30 лет. На этом конкретная помощь молодежи со стороны федеральной власти закончилась.
Другим направлением деятельности федеральных властей в деле защиты прав и интересов российской молодежи была федеральная целевая программа «Молодежь России (2000-2005 годы)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. № 1015. Основными направлениями этой программы явились разрешение культурно-воспитательных, образовательных жилищных проблем молодежи. После утверждения федеральной целевой программы «Молодежь России» и придания ей статуса президентской был выработан более определенный механизм финансирования государственной молодежной политики в рамках отдельной статьи бюджетного экономического классификатора, но проблема финансирования решается в целом неудовлетворительно.
Важным этапом в развитии государственной молодежной политики стало принятие в 2006 году Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, разработанной на период до 2016 года и определяющей совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь, включающих задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов [2].
Одним из важнейших направлений семейной политики является государственная поддержка молодых семей, поскольку именно эта категория семей представляется наиболее «полезной» для государства в силу физиологически обусловленной способности к деторождению. Для молодых семей характерны сложные процессы освоения супругами новых социальных ролей, нестабильные внутрисемейные отношения, материальная неустроенность. Молодые супруги получают образование или делают первые шаги в профессиональной сфере, но при этом имеют большие потребности, в том числе потребность в детях. Результаты социологических исследований показывают, что большинство молодых семей откладывают рождение желанного ребенка главным образом из-за материальных проблем.
Государство и общество в последнее время уделяют больше внимания проблемам семьи. Семейный аспект учитывается и при формировании финансовой политики [32, С.8-11].
Сегодня реализация семейной политики — важная задача государства и общества. Так что же уже сделано в этом направлении? Анализ материалов СМИ (как печатных, так и электронных) показывает, что как в центре, так и в большинстве российских регионов уделяется большое внимание укреплению семьи, повышению ее статуса и благополучия. Президент России В.В.Путин утвердил своим указом «Концепцию демографической политики РФ на период до 2015 г.» [3]. Для эффективной работы документа правительству предстоит разработать под нее десятки законов, программ и постановлений. Согласно Концепции средствами улучшения ситуации в демографии должны стать снижение смертности населения (в трудоспособном возрасте, а также младенческой и материнской), повышение рождаемости и эффективная миграционная политика. Помимо этого в документе говорится об «укреплении института семьи», «сохранении и укреплении здоровья населения», увеличении продолжительности активной жизни. Сегодня уже делается много важного и полезного. Это относится прежде всего к молодым семьям, которым государство и местные власти помогают приобрести жилье, найти достойную работу, определить детей в дошкольные учреждения. Для них организуются школы молодых родителей. Проводится серьезная работа по ликвидации социального сиротства. На местах открыты социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних. В них дети и подростки получают необходимую медицинскую, психологическую, социальную и педагогическую помощь. Для успешной социализации детей государство проводит работу по созданию приемных семей. Государство не только поддерживает такие семьи материально, но и оказывает им социальную, правовую, психологическую и педагогическую поддержку. Аналогичная работа проводится с опекунами и патронатными родителями, т.е. ведется работа с замещающими семьями. В России уделяется внимание многодетным и неполным семьям, семьям, имеющим детей-инвалидов. Осуществляется материальная поддержка беременных женщин. Сегодня общество пропагандирует многодетность в семьях, в ряде регионов уже появились награды за материнскую доблесть. Нормальная, гармоничная многодетная семья – один из ресурсов изменения демографической ситуации в России.
В принятой Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года подчеркивается необходимость проведения комплексной работы, направленной на повышение качества жизни населения, стабилизацию рождаемости, укрепление потенциала семей, поддержку молодых семей [3].
По данной программе будут увеличены размеры пособий по уходу за детьми, родовых сертификатов, а также предполагается увеличение размера пособий на усыновленных детей. Женщине в современной России приходится делать тяжелый выбор между ребенком и работой, а рождение малыша зачастую приводит ее к экономической и психологической зависимости от мужа, поэтому цель данной программы сделать привлекательным материнство, а также вернуть семье традиционный статус основы жизни любого гражданина.
Разработка и реализация приоритетных национальных проектов в Российской Федерации, запущенных в 2005 г., явились важным шагом на пути социальных преобразований в интересах граждан страны. Он направлен на смягчение сложного положения населения и на возвращение нации к состоянию внутренней гармонии. Сферы приложения усилий приоритетных национальных проектов — здоровье, демография, образование, жилье, сельское хозяйство — выбраны таким образом, чтобы заложить базу для дальнейшего развития общества [14, С.129-132].
В Республике Башкортостан проводится целенаправленная государственная молодежная политика. С момента принятия закона «О государственной молодежной политике» в 1991 г. Президент и Правительство Республики Башкортостан регулярно рассматривают и обсуждают проблемы молодежной политики, принимают документы, отражающие интересы и потребности молодого поколения. Значимыми событиями явились подписание Указов Президента Республики Башкортостан об утверждении президентских программ «Молодежь Башкортостана» на 1999-2002 гг., на 2004-2006 гг. и на 2007-2010 годы. Это свидетельствует о постоянном интересе к этой сфере со стороны руководства республики. Последовательная реализация президентских программ позволяет разрабатывать и осуществлять эффективные мероприятия по качественному улучшению положения молодежи в обществе, воспитанию гражданственности и патриотизма, культивированию здорового образа жизни [6, 7, 8, 10].
Важным шагом в развитии молодежной семейной политики, проводимой в республике, стало принятие в 2002 году закона Республики Башкортостан «О государственной поддержке молодых семей в Республике Башкортостан», в котором были определены основные направления и формы реализации государственной политики в данной сфере. В соответствии с данным законом была разработана Республиканская программа государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2003-2010 гг. [5, 9].
В республике активно проводятся социологические исследования по молодежным проблемам. Так, за последние десять лет было проведено 16 социологических опросов. За 2000-2004 годы по результатам республиканских социологических исследований молодежи было опубликовано три коллективных монографии [27, 25, 28].
Несмотря на негативные тенденции, данные социологических опросов показывают, что молодые люди желают вступать в брак и создавать семьи, но реальная социально-экономическая ситуация не дает им гарантий семейного благополучия. Исходя из результатов опросов, можно также сделать выводы о том, что не только социально-экономическая ситуация, сложившаяся в стране негативно влияет на семейные ориентации молодежи. Молодежь выражает желание создавать семью, иметь детей, но, зачастую оказывается не готова к этому. Оздоровлению этой ситуации не способствует растущий разрыв межпоколенческих связей и утрата вековых семейных традиций.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 229.