Теоретические аспекты экскурсионной деятельности туристской фирмы.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

С учетом потребительского спроса и дифференциации тур-экскурсионного обслуживания создаются разные виды продукта, одним их которых являются экскурсионные услуги.

Экскурсионная услуга - туристская услуга по удовлетворе­нию познавательных интересов туристов (экскурсантов), вклю­чая разработку и внедрение программ экскурсионного обслужи­вания или отдельных экскурсий, организацию и проведение экскурсий (ГОСТ Р 50690-2000).

Производитель выходит на рынок с предложением своего продукта; покупатель, знакомясь с товаром, оценивает его по-

В туризме продуктом является любая услуга, удовлетворяю­щая те или иные потребности экскурсантов. Это - экскурсион­ные, транспортные, переводческие, бытовые, посреднические и другие услуги.

Основным продуктом в практической экскурсионной дея­тельности является комплексное обслуживание - стандартный набор услуг, продаваемых потребителям в одном «пакете» и яв­ляющихся главным предметом деятельности экскурсионной фирмы. Кроме того, необходимо создавать и развивать произ­водство и отдельных дополнительных услуг, не входящих в «па­кет услуг» и предоставляемых экскурсанту по его желанию за дополнительную плату.

Если основные услуги включаются в комплекс обслуживания и являются стандартизированными, то деятельность по специ­фическому обслуживанию содержит возможность предоставле­ния оригинальных услуг и создает индивидуальный, неповтори­мый имидж экскурсионной фирмы.

Например:

1. В экскурсионном обслуживании - это дополнительные экскурсии в составе группы; индивидуальное обслуживание; прогулки в сопровождении инструктора; экскурсии к частным лицам; дополнительные экскурсии нового типа, в том числе с использованием аудио- и видеотехники и с организацией пи­тания; циклы экскурсий, объединенных общей тематикой; спе­циализированные детские экскурсии; посещение спортивно-зре­лищных или театрализованных представлений, а также прогул­ки и экскурсии по любительским интересам.

2. В услугах развлечений - приобретение и доставка билетов на спортивные, театральные и музейные шоу-представления; организация обслуживания взрослого и детского досуга, встреч с интересными людьми, выставок, ярмарок, аукционов и т. д., а также использование экзотических средств передвижения.

При создании комплексного продукта (экскурсионной про­граммы) необходимо знать, для кого он предназначен. Это мо­гут быть: экскурсанты из других городов, туристы (российские или иностранные), для которых фирма предоставляет экскурси­онную программу, местное население.

Методика проектирования услуг для разных категорий по­требителей имеет значительные отличия, поэтому следует знать необходимые потребительские качества продукта и наиболее привлекательные моменты в нем.

Разработанный продукт должен иметь вариант с учетом дифференциации обслуживания: для местного населения или для приезжающих туристов и экскурсантов (российских и ино­странных), а также с учетом возраста, материальных возмож­ностей, социальных потребностей и др. Методика предполага­ет также различные формы обслуживания (групповое, инди­видуальное), учет психологических и иных особенностей потре­бителей.

Простые в использовании услуги могут производиться, опла­чиваться и потребляться одновременно. Более сложные (ком­плексные) требуют создания программы экскурсионного обслу­живания.

Программное обслуживание - это комплексное предостав­ление набора услуг в процессе обслуживания. Оно подчине­но основной цели (мотиву, тематике) экскурсионного обслу­живания.

Таким образом, экскурсионная программа обслуживания ­это план экскурсионных мероприятий, реализуемых для удовле­творения конкретных или специализированных познавательных запросов и интересов местного населения, туристов или экскур­сантов в зависимости от целей их пребывания.

Комплекс услуг, входящих в состав программы, является продуктом экскурсионной фирмы (или экскурсионного отдела туристской фирмы) Структура экскурсионной программы при­ведена на рис. 1.1[1]

рис 1.1 Структура экскурсионной программы

Задача программы экскурсионного обслуживания - достиже­ние целей, которые бывают:

· познавательные (тематика: историческая, архитектурно­градостроительная, литературная, искусствоведческая, природо­ведческая и т. д.);

· развлекательные (отдых, спорт);

· профессиональные (деловые, бизнес-туры, участие в вы­ставках, ярмарках и др.);

· другие цели (паломничество, хобби, обучение или повыше­ние квалификации и т. д.).

По содержанию программы бывают ознакомительные (мно­го-плановые), рассчитанные на первый приезд в данный город (регион, страну) туристов или экскурсантов, и тематические.

Ознакомительная экскурсионная программа включает обзор­ную экскурсию, дающую представление о городе (стране), его истории, особенностях и обычаях населения, об архитектурных памятниках и современной жизни.

Цели экскурсионной программы (тематика, мотивы): познавательные, профессиональные, паломничество, обучение, спорт и др.

Цель тематической программы обслуживания - расширение познания экскурсантов по определенной тематике (особенно в познавательных турах), а также организация и предоставление других услуг.

Для более углубленного изучения определенной тематики могут разрабатываться циклы экскурсий.

Описанию тура и составлению экскурсионной программы должно уделяться большое значение.

Разработка экскурсии - совместная деятельность менедже­ров, методистов и экскурсоводов фирмы. Поэтому содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости от знаний, компетентности, степени практического опыта менеджеров, методистов, экскурсоводов, от усвоения ими основ педагогики и психологии, их умения выбирать наиболее эффективные способы и приемы воздейст­вия на экскурсантов.

Этапы разработки экскурсии:

· определение целей и задач экскурсии;

· выбор темы;

· отбор литературы и составление библиографий;

· знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме;

· отбор и изучение экскурсионных объектов;

· составление маршрута экскурсии;

· объезд или обход экскурсии;

· подготовка контрольного текста экскурсии;

· комплектование «портфеля экскурсовода»;

· выбор методических приемов проведения экскурсии;

· определение техники проведения экскурсии;

· составление методической разработки;

· подготовка индивидуального текста;

· прием (сдача) экскурсии;

· утверждение экскурсии в качестве продукта туристской фирмы.

К разработке каждого этапа предъявляются определенные требования. Работа считается завершенной, если подготовлены все необходимые документы.

Понятие «конкурентоспособность фирмы» включает боль­шой комплекс экономических характеристик, определяющих ее положение на туристском рынке. Этот комплекс может вклю­чать характеристики туристско-экскурсионного продукта, а так­же факторы, определяющие экономические условия его произ­водства и продажи.

Конкурентоспособность продукта и конкурентоспособность фирмы-туроператора находятся в прямой зависимости. Возмож­ность фирмы конкурировать на туристском рынке зависит от конкурентоспособности ее продукта и экономических методов деятельности.

Так как экскурсионная фирма является и производителем, и исполнителем туристско-экскурсионных услуг, на ее конку­рентоспособность большое воздействие оказывают:

· качество изготовления и предоставления экскурсионных услуг;

· комплексные условия: возможность фирмы предоставлять потребителям скидки (социальный сегмент рынка);

· организация сбытовой сети (доступность широкому кругу потребителей, презентация нового продукта, активное участие в про ведении общественных мероприятий, в выставках и ярмар­ках, эффективность рекламных кампаний, воздействие средст­вами паблик рилейшнз);

· благоприятный имидж фирмы (ее надежность, авторитет, информированность потенциальных покупателей об ассорти­менте продукции, воздействие товарного знака на привлечение внимания покупателей к ее продукции, выяснение мнения по­требителей путем опроса);

· воздействие тенденций развития конъюнктуры на положе­ние фирмы на рынке.

Конкурентные позиции фирмы на рынке зависят также от той поддержки и того содействия, которые фирма получает со сто­роны правительственных, государственных и местных органов управления.

Повысить конкурентоспособность фирмы и ее продукта можно[2]:

• обеспечив технико-экономические и качественные показа­тели, создающие приоритетность продукции фирмы на рынке;

• изменив качество продукта с учетом запросов и требований потребителя и повысив внимание к качеству исполнения услуг;

• выявив и обеспечив преимущества продукта по сравнению с аналогичным продуктом фирм-конкурентов;

• изучив мероприятия конкурентов по совершенствованию аналогичных услуг и разработав меры, дающие преимущества;

• определив возможные модификации экскурсионных услуг путем повышения качественных характеристик;

• использовав ценовые факторы повышения конкурентоспо­собности экскурсий, в том числе при меняемые фирмами-конку­рентами (скидки с цены, гарантии и др.);

• применив дифференциацию услуг, обеспечивающую ус­тойчивое предпочтение покупателей. Значение ценовой конку­ренции в этих условиях снижается, так как потребители руково­дствуются своими предпочтениями.

Таким образом, оценка конкурентоспособности турист­ско-экскурсионной фирмы на рынке или сегменте рынка ос­новывается на тщательном анализе технологических, произ­водственных, финансовых, сбытовых, а также исполнитель­ских возможностей фирмы и призвана определить потенциаль­ные возможности фирмы и мероприятия, которые она должна предпринять для обеспечения своих позиций на туристском рынке.

Во всех своих решениях менеджеры экскурсионной сферы деятельности должны руководствоваться не только экономи­ческими, но и социальными соображениями. Существование и престиж менеджмента обосновываются как экономическими результатами деятельности фирмы, так и социальным характе­ром экскурсионных услуг. Любое действие, предпринимаемое менеджером, - это мероприятие экономического характера, в котором большое значение имеет человеческий фактор, хотя «эффективность менеджмента и деятельности менеджеров можно измерять лишь с помощью показателей успехов, экономиче­ских результатов»[3] .

Важным условием, определяющим успех экскурсионной дея­тельности, является функционирование системы управления. На начальном этапе осуществления процесса управления необхо­димы следующие условия:

1) методическое обеспечение (цели деятельности экскурси­онной организации, концепция, методы, структура и принципы управления, а также стиль руководства);

2) кадровое обеспечение (обеспечение управленческими кад­рами, уровня квалификации кадров и эффективности кадровой политики);

3) информационное обеспечение (развитие нормативной ба­зы данных, технологии обработки информации, повышение ос­нащенности техническими средствами).

В процессе развития управленческой деятельности происхо­дят: повышение оперативности и развитие функций управле­ния производством; регламентация и автоматизация процесса управления, а также снижение расходов на управление.

Результаты функционирования и эффективности системы управления ведут:

• к развитию производства: повышению конкурентоспособ­ности, расширению ассортимента услуг, росту производитель­ности труда, увеличению прибыльности;

• социальному развитию коллектива: повышению заработной платы, росту выплат работникам из фонда потребления, обеспе­чению стабильности персонала;

• обеспечению личной безопасности экскурсантов, сохранно­сти их имущества, не нанесению ущерба окружающей природ­ной среде.

На рис. 1.2 представлен фрагмент схемы целей экскур­сионной фирмы по совершенствованию системы управле­ния, получению прибыли на основе наиболее полного удовле­творения различных групп экскурсантов в туристско-экскур­сионных услугах высокого качества и с минимальными за­тратами.

После определения уровня развития системы управления и влияния ее на конечные результаты деятельности фирмы в целом намечаются мероприятия по ее совершенствованию, а в конечном итоге - по повышению эффективности работы этой фирмы. Оценке подвергаются все элементы и блоки про­цесса управления как части общей системы.

 

 

Целевой рынок

 

В 2005 году ООО «Сфера» провела маркетинговые исследования с целью выяснения покупательского спроса и целевого рынка среди 100 покупателей своих туров, в результате которого получены следующие данные:

Результаты опроса покупателей услуг «Сфера» в 2005 г

( 100 участников)

 

2009 г Были знакомы с деятельностью фирмы до обращения Обращались более 1 раза Не были знакомы с деятельностью фирмы до обращения Еще раз планируют воспользоваться услугами фирмы
Клиентов чел(%) 70 ( 70%) 56 (56%) 30 ( 30%) 40 ( 40%)

 

Из опроса следует, что 70% покупателей были знакомы с деятельностью фирмы до обращения туда, 56% обращались в фирму более 1 раза, то есть их можно считать постоянными покупателями ООО, «Сфера» треть покупателей не была знакома с деятельностью фирмы до обращения туда, а 40% купивших туры планируют еще раз воспользоваться услугами фирмы.

Для того, чтобы выяснит из каких источников клиенты узнали о существовании и деятельности фирмы, в 2005 г проведен опрос среди покупателей. Результаты опроса приведены в табл.2.3 и на рис.2.5 

Данные опроса об источниках сведений о фирме «Сфера»

( 100 участников)

 

 

  из рекламных проспектов От знакомых из газет, журналов Из щитовой, наружной рекламы Источник - Интернет
Откуда потребители узнали о фирме 9% 23% 41% 22%   5%

 

Данные опроса об источниках сведений о фирме

Данные опроса выявили следующее: большинство (41%) узнали о фирме «Сфера» из средств массовой информации – газет и журналов, в которых фирма помещает свои рекламные материалы, на втором (23%) и третьем месте (22%) сведения от знакомых и из щитовой рекламы соответственно. Наименьший результат по частоте передачи сведений о фирме своей информации к потребителю является Интернет (5%), почти в два раза больше пришлось на рекламные проспекты ( 9%). Таким образом наиболее эффективной является реклама через средства массовой информации – газеты и журналы, но 23 % , пришедших в фирму за покупкой тура по рекомендации знакомых – очень хороший результата, это говорит о том, что репутация у фирмы среди уже купивших тур и реализовавших его хорошая.

Для потребителя услуг очень важно, знать, что потратив деньги на отдых, качество тура будет обеспечено. Фирма, предоставляя не качественную услугу потеряет покупателя, купившего некачественный ту навсегда. Поэтому выяснить каково отношение потребителя к качеству предоставляемых услуг очень важно для фирмы. Своевременно заметив не качественную составляющую, фирма сможет своевременно исправить положение и не потерять покупателей.

 

 

Отношение потребителей к качеству купленных туров

потребителей о качестве предоставляемых услуг

Для того, чтобы правильно планировать разработку новых туров, фирме очень важно знать свою целевую аудиторию, поэтому методом опроса 100 покупателей ( случайно выбранных) выявлен целевой сегмент рынка, на который следует ориентироваться.

 

Возраст покупателей услуг «Сфера»

 

Покупатели в своем большинстве находятся в возрасте от 40 до 50 лет ( 35%), количество покупателей в возрасте от 20 до 30 ( 29%), чуть меньше тех, кому от 30 до 40 лет ( 22%), покупатели старше 50 лет оставляют 9% от общей массы всех покупателей. А покупатели моложе 20 лет составляют самую маленькую группу покупателей – 5%.

Денежные доходы покупателей являются наиболее важным фактором целевой аудитории, именно денежные доходы определяют покупательскую способность населения. Рассмотрим к какой группе по размеру денежных доходов относят себя покупатели услуг «Сфера»

 

 

Покупатели услуг фирмы по уровню доходов

Анализ показывает ( рис.2.5) , что 68% покупателей отнесли себя к группе, имеющей средние денежные доходы. Это заставляет фирму устанавливая цену на услуги или вводя новые туры необходимо ориентироваться на покупателя, имеющего средние доходы.

 

 

Уровень образования покупателей услуг фирмы

Опрос показал ( рис. 2.6), что более 70% покупателей услуг имеют высшее образование, а это значит, что фирма должна при разработке экскурсионных туров учитывать интеллект и образованность туристов.

Во время проводимого опроса выяснялись пожелания и пристрастия покупателей ( опрошено 100 чел случайной выборкой), допускалось несколько ответов. Результаты представлены на рис. 2.7

 

 

Предпочтения покупателей туров

Результаты показали, что меньше всего интерес покупателей к паломническим и образовательным турам. Наибольший интерес покупатели проявляют к познавательному туризму и пляжному отдыху, высокий интерес и к экологическому туризму. именно на эти виды туризма и должна ориентироваться фирма.

Предпочтения туристов по месту отдыха распределились в результате опроса таким образом:

Виды туризма по предпочтению

Таким образом, определился целевой сегмент «Амиго тур», который отвечает следующим характеристикам:

· Возраст – от 20 до 50 лет;

· Уровень дохода – средний и выше среднего;

· Образование – обычно высшее, но роли не играет;

· Семейное положение – обычно семья из двух-четырех человек;

· Работа, профессия – чаще всего - частные предприниматели;

· География – зарубежный туризм и туризм по России;

· Жизненный стиль – энергичный, активный человек, занятый предпринимательской деятельностью или работающий по найму, восприимчивый к новинкам;

· Мотив путешествия: желание отдохнуть с семьей, желание отдохнуть за границей, желание получить лечение за границей.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 256.