К главе «Отступать – некуда»

                                                                                                                                

1. Письма Ревельского епископа Николая (Касаткина) из Японии. (Цитируется по: Диакон Андрей Кураев. Вызов экуменизма. М., 2003. С. 306).

2. Рождественские чтения 21.01.1996г. // Русская мысль. № 4116.

3. Диакон Андрей Кураев. Вызов экуменизма. М., 2003. С. 309.

4. См.: Рогозин П.И. Сектантство // Откуда все это появилось? Луцк. http://rus-baptist.da.ru/ .

5. Кернс Эрл Е. Дорогами христианства. М., Протестант. 1992. С. 107.

6. Карев А.В., Сомов К.В. История христианства. М., 1993. С. 176-179.

7. Там же. С. 247-249.

8. Христианство. Энциклопедический словарь в 3-х т. М., 1995. Т. 2. С. 270.

9. Там же. С. 83.

10. См.: Савинский С. Н. Возникновение баптизма в России. http://spasenie.kiev.ua/articles/Revived/2003/06/03/ vozniknovenie_10.html .

11. Христианство. Словарь // Под общ. ред. Л.Н. Митрохина и др. М., 1994. С. 335.

12. Блаж. Феодорит Кирский. Церковная история. Книга четвертая. Глава 11. О ереси мессалиан. www.krotov.org/acts/04/feodorit/feod411.htm .

13. Епископ Илларион (Алфеев). Духовный мир преподобного Исаака Сирина. Глава VI. Школа молитвы. www.orthodoxia.org/hilarion/booksrus/issyr/main.htm .

14. Протопр. Иоанн Мейендорф. Иисус Христос в восточном православном предании. Духовные писатели: спасение, аскетизм и обожение. www.apologia.narod.ru/basis/bogoslovie/mejendorff/Iisus_6.htm .

15. Карев А.В., Сомов К.В. История христианства. М., 1993. С. 52.

16. Кернс Эрл Е. Дорогами христианства. М., Протестант. 1992. С. 78.

17. Христианство. Энциклопедический словарь в 3-х т. М., 1995. Т. 2. С. 176-177.

18. См.: Павлов В.Г. Правда о баптистах. Очерк истории, церковного устройства и принципов баптистских общин // Наша история. http://rus-baptist.narod.ru/ .

19. Карроль Дж. М. След крови. Lexington. С. 3.

20. Там же. С. 1-2.

21. Там же. Диаграмма. 

22. Там же. С. 71-72.

23. Там же. С. 7.

24. См.: Карев А.В., Сомов К.В. История христианства. М., 1993. С. 250.

25. Христианство. Энциклопедический словарь в 3-х т. М., 1995. Т. 1. С. 702.

26. См.: Рогозин П.И. Сектантство // Откуда все это появилось? Луцк. http://rus-baptist.da.ru/ .

27. Там же.

28. Там же.

29. См.: Свящ. Вячеслав Рубский. Православие – протестантизм. http://www.pravbeseda.org/library/ .

30. Руководство к изучению книг Священного Писания Нового Завета // Сост. А.В. Иванов. СПб., 2000. С. 638.

31. Диакон Андрей Кураев. Вызов экуменизма. М., 2003. С. 312.

32. См.: Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Н. Новгород, 2002. С. 148-189.

33. Митрополит Сурожский Антоний. Быть православным в Англии. О Сурожской Епархии. // Фома. Православный журнал для сомневающихся. № 3. 2003. С. 33.

 

К Постскриптуму

 

1. Водневский Н. Пропадал и нашелся. Личное свидетельство. http://blagovestnik.org

2. За радикальные реформы // Вера и жизнь. № 3. 1998. С. 27.

3. Необходима радикальная реформация // Христианское слово. № 2. 1998. С. 9-10.

4. Баптисты на планете // Христианское слово. Юбилейный выпуск к 130-летию евангельских христиан-баптистов в России. С. 74.

5. Солодовников В. Христианская публицистика. М., 1997. С. 5-6.

6. Шмалькальденские артикулы. http://luther.ru

7. Там же.

8. Краткий катехизис. http://luther.ru

9. Там же.

10. См.: Колесников Н. А. Церковные священнодействия евангельских христиан-баптистов. http://rus-baptist.da.ru/

11. Апатов Ю. О, Брянск, тебя восхвалят братья твои! // Христианское слово. Юбилейный выпуск к 130-летию евангельских христиан-баптистов в России. С. 35.

 

 

К Приложению № 2

 

1. Лесков Н.С. Зеркало жизни. СПб., 1999. С. 287.

2. Там же. С. 286.

3. Там же. С. 283.

4. Там же. С. 282.

5. Великие мысли, кратко реченные // Сост. Васильев В., Ведяничев В. СПб. 2001. С. 522.

6. Там же. С. 523.

7. Там же. С. 524.

8. См.: Духовные стороны христианства. www.pagez.ru .

9. Православный катехизис.

10. См.: "Православный календарь 2002 - 2003 - 2004 гг." на CD.

11. См.: Там же.

12. См.: Там же.

13. См.: Там же.

14. См.: Там же.

15. Митрополит Сурожский Антоний. Нет, ты не один // Фома. Православный журнал для сомневающихся. № 3. 2003. С. 25.

16. Архиепископ Амвросий (Ключарев). Не хлебом единым... М., 1997. С. 29-30.

 

 

К Приложению № 3

 

1. Крабб Л. Внутренний мир. Новосибирск, 1997. С. 258.

2. Там же. С. 4.

3. Спасительная весть для погибающего мира // Вера и жизнь. № 6, 2000. С. 10.

4. См.: Крабб Л. Внутренний мир. Новосибирск, 1997.

5. Иер. Олег Давыденков. Катихизис. М., 2000. С. 21.

6. Там же. С. 22.

7. См.: Крабб Л. Внутренний мир. Новосибирск, 1997. Сс. 168, 243.

8. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская Энциклопедия Брокгауза. Paderborn, 1999. С. 275.

9. Мицкевич В.А. Библиология. М., 1993. С. 209.

10. Иер. Олег Давыденков. Катихизис. М., 2000. С. 24.

 

 

К Приложению № 4

 

1. Канонник или полный молитвослов. М., 2001. С. 489.

2. См.: Колесников Н. А. Церковные священнодействия евангельских христиан-баптистов. http://rus-baptist.da.ru/ .

3. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская Энциклопедия Брокгауза. Paderborn, 1999. С. 138.

4. См.: Основные принципы веры евангельских христиан-баптистов. Одесса, 1992. С. 71.

5. Евангельские христиане-баптисты. М., 1997. С. 28-29.

6. Макарий, митроп. Московский и Коломенский. Православно-догматической богословие в 2-х т. М., 1999. Т. 2. С. 367-368.

7. Пространный Христианский Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. www.pagez.ru.

8. Макарий, митроп. Московский и Коломенский. Православно-догматической богословие в 2-х т. М., 1999. Т. 2. С. 407.

 

 

К Приложению № 6

 

1. См.: Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М., 1998. С. 422-423.

2. Древние иноческие уставы, собранные свт. Феофаном Затворником. М., 1994. С. 235.

3. Там же. С. 361.

4. Там же. С. 364.

5. Там же. С. 633-634.

6. Христианство. Энциклопедический словарь в 3-х т. М., 1995. Т. 1. С. 553.

7. Древние иноческие уставы, собранные свт. Феофаном Затворником. М., 1994. С. 658-659.

8. Абхазия. Христианские святыни Нового Афона. Путеводитель. Сухум, 2003. С. 13-14.

 

Автор будет благодарен за отзывы об этой книге,

которые можно направлять по адресу:

650099, Кемерово, а/я 921

или на e-mail: kemerovo@kmr.ru

 

В электронном виде

книгу можно найти по адресу: www.akentyev.narod.ru

 

 

На 1-й стр. обложки: Часовня Московского Свято-Данилова монастыря. Фото из журнала «Православная беседа» № 4, 2003.  
На 4-й стр. обложки: Гробница св. Корнелия, римского епископа. Катакомбы св. Каллиста, Рим, III век. Источник: http://pravoslavie.ru/jurnal/katakomb.htm

 


[1] Мне было не все равно, к кому придти. Я пришел не к любому священнику, а к тому, кто однажды назвал меня, баптиста, братом. Так и сказал: «Брат, помолись за меня, а то суета заела…».

[2] К нам в Дом Молитвы приходили как-то местные священники, о.Д. и о.Е. На нашем братском совете они что-то говорили про возвращение в Церковь, про организацию дискуссии в Доме Молитвы. Но тогда мне не о чем было дискутировать: у меня был Отец Небесный, у меня было Его Слово, у меня был Его Дух.

[3] Миссия по распространению Священного Писания (от Российского Библейского Общества).

 

[4] Международная миссия, которая, кроме всего прочего, занимается проповедью Евангелия через показ фильма «Иисус» в больницах, учебных заведениях, домах культуры и т.д.

[5] К сожалению, сегодня за этим наименованием может скрываться деструктивный культ [2].

[6] Кстати, межконфессиональные встречи уже три года проходят у меня дома – ежедневно с утра и до вечера. Дело в том, что мы живем вместе с тещей (золотой души человек!), которая является одним из старейших членов общины ЕХБ. Мы вместе присутствуем на «домашней церкви» – по вечерам, когда наступает время читать Библию и молиться.

В личной жизни меня еще многое связывает с баптизмом. Моя мама – прихожанка церкви ЕХБ, мой брат недавно стал пресвитером (кстати, в свое время с миссионерским рвением я буквально за руку притащил его в Дом Молитвы).

[7] Верующий человек обретает Небесную Родину, но, по моему мнению, это не значит, что он должен охладеть к Родине земной. Насколько велика была любовь апостола Павла к своим соотечественникам! Он писал: «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян…» (Рим. 9:1-4). Удивительно! Апостол Павел говорит, что свое отлучение от Христа он переживал бы не так страшно, как отлучение от Христа своих соотечественников! Если русский протестант любит Россию и переживает за православных людей, то это еще только начало. Высота христианской любви – «непрестанное мучение сердцу», готовность обменять свой «протестантский оптимизм» на «великую печаль» за русского, пусть даже и православного.

[8] В этой книге под протестантами я имею в виду, прежде всего, евангельских христиан-баптистов и христиан веры евангельской (пятидесятников), хотя к протестантизму их можно отнести лишь по некоторым общим принципам (таким, например, как «признание исключительного авторитета Священного Писания в противоположность церковной традиции, учение об оправдании верой, отрицание особого божественного авторитета духовенства» и т.д.) [6].

[9] А потом прекратилось из-за новых расценок на эфирное время.

[10] Прекрасно вела эту рубрику журналистка Ш., которая являлась членом пятидесятнической общины «Кемеровский христианский центр».

[11] Хотя «Закон Божий» и говорит, что «для нашего спасения нужны вера, молитва и добрые дела» [18], но не надо в этих словах подозревать умаление важности веры. Ведь апостол Иаков писал, что «вера без дел мертва» (Иак. 2:20). Православие говорит не только о необходимости веры, но и о грозном предупреждении Господа Иисуса Христа: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный…, ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (Мф. 25:41-43).

[12] «Чудо церковного собрания в том, что оно не «сумма» грешных и недостойных людей, составляющих его, а Тело Христово… И святость Церкви – не наша святость, а Христа, который возлюбил Церковь и предал себя за нее, «чтобы освятить ее… дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5:25-27), и святость святых есть только раскрытие и осуществление того освящения, той святости, которую каждый из нас получил в день крещения, и возрастать в которой мы все призваны. Но мы не могли бы возрастать в ней, если бы уже не имели ее как дар Божий, как присутствие Его в нас Духом Святым» [28].

[13] «Любовь Христова есть начало, содержание и цель жизни Церкви, и любовь есть по существу единственный… признак Церкви: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). Но тогда собрание в Церковь есть, прежде всего, таинство любви. В церковь мы идем за любовью, за той новой любовью Самого Христа, которая даруется нам в нашем единстве… Но потому так горестно, так противоречит исконному опыту Церкви наше теперешнее предельно индивидуализированное благочестие, которым мы эгоистически отделяем себя от собрания, так что даже стоя в церкви продолжаем ощущать одних «близкими», а других – «далекими», безличной массой, «не имеющей отношения» к нам и к нашей молитве и мешающей нам «духовно сосредоточиться»… Само назначение Церкви – в преодолении страшного, диаволом в мир введенного и его погубившего отчуждения» [30].

[14] Данная весьма жесткая самооценка, кроме всего прочего, свидетельствует и о глубоком покаянии, а ведь покаяние, по словам Христа, - залог спасения.

[15] Учебник выпущен Заочным Библейским институтом ФСЕХБ, который теперь называется Московским Богословским институтом Союза ЕХБ, и который я почти закончил.

[16] Как это, например, произошло у «Свидетелей Иеговы» в их переводе Библии на английский язык и переводе Нового Завета на русский язык [40].

[17] Православную Церковь хвалят, но эту суть не видят. Цитата из журнала «Вестник истины» Совета Церквей ЕХБ: «Господь ответил на искания истины в среде народа, населяющего огромное евроазиатское пространство. Свидетельство тому… - осуществление благословенного дела перевода Библии на русский язык… Большая заслуга в этом святом деле принадлежит некоторым духовным лицам православной церкви, которые проявили немалую ревность и огромные усилия… Нужно отметить, что работа над переводом велась с большой тщательностью и была сделана грамотно и точно…» [41]. 

[18] «Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?» (Иак. 3:11). «Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Мф. 7:18).

[19] «Савл, что ты гонишь Меня?» - сказал Иисус (см. Деян. 9:4). Но ведь Савл гнал не Господа, а Его учеников. Савл терзал христиан, а, оказывается – терзал Христа. Значит, и почитание святых может быть почитанием Самого Господа. «Кто принимает вас, принимает Меня» (Мф. 10:40).

[20] Это, конечно, крайность, но она закономерна, когда вне охранительных рамок Священного Предания пытаются бороться с другой крайностью – догматом о непорочном зачатии Девы Марии и воззрении, что она «воссела по левую сторону Бога Отца» (православные христиане, как и протестанты, эти заблуждения отвергают) [45].

[21] Мнение баптистских богословов: «Мы не имеем права всех таких христиан огульно называть идолопоклонниками. Идолопоклонники могут найтись и в тех церквах, где нет обычая молиться на иконы. Баптисты не молятся на иконы, но не исключена возможность, что среди них найдется немало «идолопоклонников», отдавших первое место в своих сердцах отнюдь не Христу. В католических и православных храмах тысячи людей склоняются перед иконами, но среди таких молящихся имеются люди, для которых Христос дороже всего. Не их вина, что их с детства приучили именно к такой форме поклонения Богу… Дело не в форме, а в содержании. Если содержанием их жизни является Христос, то они воистину дети Божьи. «Все, что не по вере, грех» (Рим. 14:23), - пишет апостол Павел. Если христианин, любящий Христа, искренне верит, что молиться Богу надо… на коленях перед иконой, то он поступает по своей вере, по своим убеждениям… Такие души и составляют из себя Церковь Христову, которую не одолеют врата ада» [52].

[22] Кстати, икона – слово греческое. Оно не раз употребляется в Новом Завете на греческом языке. Господь Иисус Христос, как повествует Новый Завет в Синодальном переводе, является «образом Бога невидимого» (см. 2 Кор. 4:4), а по-гречески – иконой Бога.

[23] Если в православии молитвослов один для всех, то в баптизме у каждого христианина свой «молитвослов». Баптист молится, в основном, своими словами, но очень часто его молитвы облекаются в затвердевшие словесные формы. Это относится и к личной, и к общественной молитве. В общине ЕХБ, которую я посещал, примерно одни и те же молитвы звучат перед началом и перед окончанием собрания, над хлебом и вином в Евхаристии, перед принятием пищи и после, при благословении детей и молодоженов и т.д. Помню, один пожилой проповедник всегда заканчивал свою проповедь молитвой, которую он неизменно повторял слово в слово. Я это к тому, что если у баптиста в молитве появляется форма (а это, как я много раз убеждался, неизбежно для всякого молящегося), значит, и у баптиста (как и у православного) может быть формальная молитва, только на словах, не затрагивающая сердце. Я это знаю по себе.

[24] Не с безбожием, а с заменой веры религиозным чувством. Об этом хорошо написано у о. Александра Шмемана: «Разница между ними (верой и религиозным чувством – прим. авт.) поистине огромная. Вера есть всегда и прежде всего встреча с Другим, обращение к Другому, принятие Его как «пути, истины и жизни», любовь к Нему и желание всецелого единства с Ним – так что «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Вера неизменно требует исповедания, выражения, привлечения и обращения к себе других. Религиозное чувство, напротив, предельно индивидуалистично… Вера непременно жаждет целостности просвещения собою, подчинения себе и разума, и воли, и всей жизни. Религиозное чувство, напротив, легко принимает разрыв между религией и жизнью… 

В православном варианте [религиозное чувство] выражается преимущественно в утробной привязанности… к внешним формам церковной жизни… Абсолютная и вечная новизна христианства – только в вере… Только вере, потому что она от Духа и знает Истину, дана сила животворить плоть формы, претворять ее «во единого Духа причастие»… Религиозное чувство в самой сущности своей питается… самим собою, своим самоуслаждением и самодовлеемостью. Об этом лучше всего свидетельствует поразительное равнодушие к содержанию веры, полное отсутствие интереса к тому, во что верит вера, у подавляющего большинства людей, называющих себя верующими и вполне искренне приверженных Церкви» [1].

[25] «Ну, почему уставным выражением лица у слишком заметной части наших прихожан считаются тоскливые глаза бассетхаунда? Наша вера называется право-славие; это же такое радостное название! У Иоанна Лествичника есть упоминание о людях, которые «одержимы бесом печали» (Лествица 5, 29). Я помню, когда был еще семинаристом, то водил экскурсии по Троице-Сергиевой лавре… В те времена, это действительно было уникальнейшее место на земле по концентрации счастливых людей на квадратный километр территории. Такая светлая, спокойная радость была в тогдашних монахах… Так что же мы черпаем из нашей веры – скорбь или радость? Мне очень дорог такой рассказ из древнего патерика. Два молодых послушника пошли в город, там нагрешили, возвращаются в монастырь и каются. Старцы определяют епитимью, каждого запирают в отдельной келье: кайтесь, молитесь. Через неделю открывают дверь первого монаха. Он выходит весь исхудавший, покрасневшие глаза, бледные щеки. Спрашивают его: «Что ты делал в эти дни?». «Я каялся и молил Господа простить мой грех». Старцы говорят «хорошо» и открывают вторую келью. Второй монах выходит румяный, веселый. Спрашивают: «А ты что делал в эти дни?» - Я молился и благодарил Бога за то, что Он простил мне мой грех». Старцы посовещались и сказали: «Оба пути равно хороши» [3].

[26] Я перечислил их в том составе, который описывает преподобный Иоанн Лествичник [4].

[27] Некоторые братья и сестры говорили, что мои проповеди вызывали у них большое эмоциональное удовлетворение.

[28] Этот пес был каким-то роком для моей семьи. Младший брат в девять лет стал жертвой пса: тот разодрал ему локоть. Через несколько лет был серьезно искусан средний брат. Злобный пес добирался уже и до меня. Однажды он кинулся на меня так, что два звена цепи разогнулись и цепь спала. Благо, сторож вовремя кинулся на этого грязно-бурого кобеля. Да он больше на гиену был похож! Хотя, надо признаться, им дорожат: без такой собачки в Заводском районе вряд ли обойдешься. 

[29] «В Москве в 1988 г. провели эксперимент. Шумящий, буйствующий Арбат и трое экспериментаторов. Договорились с милиционером, что он не будет вмешиваться (он стоял в пятидесяти метрах от происходящего). Двое «били» ногами третьего. Три минуты продолжалось действие, никто не вмешался. Рядом выступал бард, толпа стояла и слушала его, головы повернулись на крики, но потом повернулись обратно, продолжая слушать концерт. Эмоциональное переживание песен было сильнее, богаче. Уверен, многие из них переживали высочайшее эмоциональное удовлетворение. Но ни один из слушающих не повернулся и не помог, ни один из них не бросился к милиционеру. Видимо полагали, что милиционер сам все видит. В подобных ситуациях, которые в жизни встречаются нередко, требуется поступок. И если этого поступка не происходит, в человеке начинается нравственная деградация» [7].

[30] Покаянием у баптистов называется, прежде всего, «обряд» обращения к Богу, когда человек, решивший начать христианскую жизнь, должен на собрании общины выйти вперед, встать на колени и публично попросить у Бога прощения. Таким образом, человек становится «новообращенным». Правда, я так и не смог преодолеть свою стеснительность, и каялся наедине с пресвитером.

[31] Правда, как миссионер, я все еще работал: вел (и до сих пор веду) ежедневную программу по телефону-автоинформатору «Библейские рассказы и ответы на ваши вопросы». Год назад к этому добавились: подготовка еженедельной программы «Православное воскресение» для «Европы+» и проведение уроков «Закона Божьего» в Воскресной школе Никольского собора для взрослых прихожан.

[32] «Постоянно демонстрировать фасад нормальности и скомпенсированности – безблагодатное дело; это очень тяжелая и безрадостная работа… Это, по слову поэта, «работа адова». И это воистину так» [8].

[33] Многие мыслители пришли к этой истине. Например, Гете сказал, что самая глубокая из пропастей находится в сердце человека. А еще до него Руссо говорил о себе так: «Я вижу добро, я люблю его, и в то же время делаю зло». Остается добавить, что «в своих критических выступлениях против православной церкви Толстой зашел так далеко, что стал отрицать не только его обрядовую сторону, но и основы христианского вероучения. Толстой не верил в Христа, как Сына Божьего, умершего за грехи и воскресшего для нашего оправдания. Христос у него оказался на одном уровне с религиозными философами и мудрецами» [15].

[34] «Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,/Да брат мой от меня не примет осужденья, /И дух смирения, терпения, любви /И целомудрия мне в сердце оживи (из стихотворения А.С. Пушкина – переложения молитвы св. Ефрема Сирина).

[35] Именно поэтому иной батюшка в проповеди может плохо отозваться о протестантах. Это не шовинизм [19], а просто забота пастыря об овцах, пастыря, который может не разбираться в сложном мире современного протестантизма. Тем более что к последнему иные религиоведы относят и деструктивные культы [20]. 

[36] Причем грязи может появиться еще больше, чем было до «уборки» (см. Мф. 12:43-45).

[37] Мнение протестантского пастора из журнала «Вера и жизнь»: «Наш взгляд таков. Бог хочет спасти всех. Это невозможно… явно не по причине бессилия Бога. Значит, от человека что-то зависит. С другой стороны, множество мест в Библии указывают на то, что спасение – не наша заслуга. Что это – дар. Есть достаточно мест, которые говорят о нашем бессилии перед грехом, о всецелом уповании на милость. Думается, что ответ коренится вот в чем. Как правило, мы судим по поступкам. Однако поступки не всегда выражают состояние человеческого сердца. Человек может не делать явных грехов, но при этом быть гордым, сластолюбивым, злоречивым. И ко всему прочему весьма далеким от самоосуждения. Другой же, наоборот, может совершать много явных грехов, осознавать их и очень глубоко переживать свое состояние… Даже при крещении мы даем Богу обещание не абсолютно безгрешной жизни (а способны ли мы к ней?), а обещание доброй совести (другой вариант перевода – крещаемый просит у Бога добрую совесть)» [21]. В народе на этот счет есть пословица: иной не пьет, и гордится, а иной пьет – и кается. Кстати, в притче о блудном сыне оба этих человека из пословицы наглядно представлены – в образах старшего и младшего братьев (см. Лук. 15:11-32).

[38] Однажды на собрании общины ЕХБ я с пафосом проповедовал: «Братья и сестры! Слава Богу, что Он хранит нас от гордости! Поблагодарите же Его те, кто избавился от гордости!». До сих пор стыдно.

[39] И такое понимание заложено в вероучении ЕХБ: «Христианин нуждается в постоянном освящении в течение всей жизни (Евр. 12, 14; Откр. 22, 11)… Освящение осуществляется Богом (1 Фес. 5, 23) с участием самого верующего… К участию человека относится: 1) осуждение, исповедание своих грехов и сознание нужды в прощающей благодати Божьей (1 Иоан. 1, 7-9; 1 Кор. 11, 31; 2 Кор. 7, 1; Евр. 4, 16)…» [24]. Интересно, что следовать этому, вполне православному, первому пункту я начал учиться только в православии. В баптизме сей пункт я сдал «экстерном» еще до крещения.

[40] Кстати, несколько слов критикам православного аскетизма. Православные подвижники усмиряли себя постом и бдением, порабощали себя веригами и юродством не для того, чтобы «заработать прощение». Они стремились к победе над собой, к победе духа над плотью. Через воздержание и другие подвиги они «распинали» свою плоть (см. Гал. 5:24), как необъезженную лошадь усмиряют голодом, лишая ее избытка дурных сил. Здоровый дух, по Библии, – не столько в здоровом теле, сколько в страдающем (см. 1 Пет. 4:1) (конечно, если страдание принимается с благодарностью, как из рук Самого Господа). Сильный дух – в немощной плоти. «Дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26:41), в НЗГЯ: «Дух деятелен – плоть же бессильна». «Сила Моя совершается в немощи», - говорит Господь (2 Кор. 12:9; см. также 1 Кор. 2:3-4). Только тот, кто усмиряет и порабощает свою плоть (как бы обессиливая ее), способен успешно побеждать «плотские похоти, восстающие на душу» (см. 1 Пет. 2:11) и не исполнять «вожделения плоти» (см. Гал. 5:16).

Торжество духа нам необходимо для того, чтобы исполнить две самые главные христианские заповеди: возлюби Бога всем сердцем и возлюби ближнего, как самого себя. «Любовь – это цель. Борьба со страстями – это путь. Молитва – это движущая сила» [26]. В этом – смысл православного аскетизма и развившегося из него православного монашества.

[41] Особенно я умилялся «присущей» мне, как баптисту, миссионерской ревности. Хотя, по Библии, я должен был испытывать какие-то другие чувства: «Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!» (1 Кор. 9:16). «Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лук. 17:10).

[42] Наверное, в первый раз – на очередной сессии в баптистском институте в Москве. Тогда после лекций вечером я уходил из общежития, и забредал в гулкий полутемный коридор умиравшего на ночь здания Союза ЕХБ. Здесь я читал Библию и молился, стараясь себя утешить. Но, возвращаясь к ребятам, только глубже прятал непонятную печаль.

[43] Умело спровоцированный государством, раскол евангельско-баптистского братства в 1961 году на два независимых союза (рана, которая не заживает и кровоточит до сих пор – уже около сорока лет) показал, до каких пределов может разыграться наша испорченная человеческая природа даже в среде благочестивых русских баптистов. (См.: Максимов С. История Евангельско-баптистского братства в период 1961-1999 года // Христианская газета Кузбасса. 2003, № 1. С. 8-9). Кстати, раскольникам Максимов ставит, на мой взгляд, точный диагноз: «Раскольник – это духовно больной человек, ежедневной пищей которого являются грехи других и собственная самоправедность. Он постоянно нуждается в оправдании раскола, производит соблазны и заражает своей болезнью других. Поэтому ап. Павел пишет: «Остерегайтесь производящих разделения» Рим. 16:17». (Там же).

[44] «Один из известных духовных работников так говорит о себе в автобиографии: «В годы моего ученичества я видел фарисеев только на страницах Евангелия. В студенческие годы я увидел фарисеев в своих коллегах, и только совсем недавно я увидел его в самом себе. Это был день моего полного духовного обновления» [27].

[45] «Во всех духовных, глубоких культурах всегда был и есть институт послушания и ученичества. Прохождение этого пути смиряет гордыню… Гордость не надо путать с чувством достоинства. Гордыня есть самоистуканство, источник гнева, зависти. От гордости исходит осуждение ближних, самохвальство и властолюбие» [33]. «Святые Отцы учат, что духовную жизнь нельзя начинать сверху, то есть с исполнения наивысших заповедей. Надо начинать ее снизу, то есть прежде всего надо очистить душу от страстей и пороков, приобрести терпение и другие добродетели, а тогда уже усовершенствуется любовь к ближним и к Богу» [34].

[46] Если кто соберется меня осудить, то пусть начнет с апостола Павла, который называл Авраама отцом (см. Рим. 4:1, 16-18). Христос ведь ясно сказал: «…отцом себе не называйте никого» (выделено мой – прим.авт.) (Мф. 23:9).

[47] Протестантская традиция лишена таинства исповеди. Перед причастием открывать пресвитеру свои грехи и каяться в его присутствии перед Богом необязательно. Кстати, православное таинство исповеди основано на Библии: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5:18). «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18), - так говорит Господь апостолам и их преемникам – пресвитерам или священникам.

[48] В стремлении отстоять равноправие членов церкви протестанты могут даже игнорировать Священное Писание. Например, протестантский учебник «История христианства» повествует: «В обязанности старейших (пресвитеров – прим. авт.) входило совершение крещений и хлебопреломлений. Но это не давало им право возвышаться над другими верующими и требовать к своей персоне особых почестей» [35]. Сравните: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь…» (1 Тим. 5:17).

[49] «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29). «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6).

[50] См. 1 Тим. 3:15.

[51] Один пример: в Синодальном переводе в 1 Пет. 3:21 крещение – это «обещание Богу доброй совести». В церковно-славянском варианте того же места крещение – это «совести благой вопрошение у Бога». Смысл открывается иной, на мой взгляд, более глубокий.

[52] Смирение – основа православной молитвы. Откроем молитвослов. Утреннее и вечернее молитвенные правила.

Молитва мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному».

Молитва ко Пресвятой Троице (перевод): «Встав от сна, благодарю Тебя, Святая Троица, что, по великой Твоей милости и долготерпению, Ты, (Боже мой) не прогневался на меня, ленивого и грешного, и не прекратил жизни моей среди моих беззаконий, но оказал мне свойственное Тебе человеколюбие и воздвиг меня, лежащего без твердой надежды (на жизнь), чтобы принести Тебе утреннюю молитву и прославлять власть Твою. Теперь озари Божественным светом Твоим мои мысли и открой мои уста, чтобы я изучал слова Твои (Священное Писание) и понимал Твои заповеди, исполнял Твою волю, прославлял Тебя от сердца, полного веры в тебя…».

Молитва св. Макария Великого (перевод): «Что Тебе принесу или что Тебе воздам, Великодаровитый Бессмертный Царь, Щедрый и Человеколюбивый Господь, за то, что меня, ленивого на Твое служение и ничего доброго не сделавшего, Ты довел до конца этого прошедшего дня, направляя к повиновению и спасению мою душу. Будь же милостив ко мне, грешному, не имеющему никакого доброго дела. Ты Один Безгрешный, прости мои согрешения…» [39].

[53] Хотя с кое-какими ложными представлениями об Отце мне пришлось расстаться. Вот что пишет Джеймс Пакер в своей книге «Познать Бога…» (о которой один мой знакомый американский миссионер сказал, что это лучшая книга по богословию за последние сто лет): «Современный протестантизм не желает отказываться от «зажигательной» теории о некоем небесном Деде-Морозе… Уверенность в том, что Бог бесконечно снисходителен и добр, внедрилась в сознание людей, как репей. А стоило этой идее пустить глубокие корни, как христианство, в истинном значении этого слова, умерло. Ибо суть христианства – вера в прощение грехов только через распятие Христово. Но если мы верим в добренького Деда-Мороза, грех никакого значения не имеет, и искупление становится ненужным: Бог также снисходителен к тем, кто нарушает Его заповеди, как и к тем, кто соблюдает их. Мысль о том, что отношение к нам Бога зависит от наших поступков, не посещает простых людей; любая попытка убедить их в необходимости страха Божия, трепета перед Словом Его отбрасывается ими как нечто «старомодное»… [41].

[54] «Радостопечалие (есть такое дивное церковно-славянское слово) – это и есть квинтэссенция православия. Радость без печали – это… харизматы. Печаль без радости – это шизофрения. А православие – ни то и ни другое» [42].

 

 

[55] «Будем всегда помнить, что «инославные», «еретики» и «сектанты» - это не синонимы, этими словами обозначаются разные понятия. Инославными называют христианские… церкви или конфессии, которые при всех своих отклонениях от Истины Православия все же имеют веру в Святую Троицу, в Иисуса Христа, Сына Божия… В самом расширительном смысле, помимо римо-католиков и протестантов, инославными можно назвать методистов, баптистов и консервативных евангеликов» [1].

[56] Сегодня кемеровского отделения «Радиоцеркви» нет – редакция развалилась из-за отсутствия финансирования. В студии тихо работает «последний из могикан» - бывший и.о. директора.

[57] Не забывая при случае похвалить себя за строгое следование Священному Писанию, иные протестанты, мне кажется, идут на страшный риск. Ведь кто высоко думает о себе (и низко – о других), с того и спрос будет соответствующий. А вдруг на Небесном Судилище Господь спросит таких христиан: «Почему вы не продали свое имение, чтобы раздать деньги нищим, как Я заповедал вам? (см. Лук. 12:33) Почему, когда устраивали свадьбы, дни рождения, праздники жатвы и т.д., вы не приглашали на пир нищих, увечных, хромых, слепых – и тем нарушали Мою заповедь? (см. Лук. 14:13) Почему вы не умывали ноги друг другу, ведь Я повелел это делать и даже показал вам личный пример? (см. Ин. 13:14-15) Почему вы любили этот мир (см. 1 Ин. 2:15-16): ходили на его спектакли, смотрели его спорт, катались на его аттракционах? Неужели вы не могли разобраться, что это – желание духа или похоть плоти и очей?»… Если Христос, действительно, спросит нечто подобное, я думаю – многим верующим (в том числе, и мне), возможно, нечего будет ответить.

[58] Кстати, в предисловии к этой книге написано: «Если жизнь по Святому Евангелию есть путь в Царствие Небесное, то Книга Правил служит вехами у этого пути…». Ее советуют читать, чтобы «лучше понять общественную и сокровенную жизни Церкви» [2].

[59] Этот «апостольский символ веры», написанный на латинском языке, нашел Руфин, аквилейский монах, живший в 5 веке. «В толковании на этот символ веры Руфин утверждал, что это – подлинный текст символа веры, составленного апостолами на соборе в Иерусалиме». Для науки остается загадкой, почему апостольского с.в. нет в книге Деяний Апостолов [10].

           [60] Догмат о Троице закреплен на 1-м (325г.) и 2-м (381г.) Вселенских Соборах, на которых выработан Никео-Константинопольский символ веры.

[61] «ТРАДИЦИЯ (от лат. traditio — передача) – элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д.». «ОБРЯД – традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни человеческого коллектива» [20]. В любом социальном институте, в любой группе людей, в любой церкви и конфессии есть свои определенные «установления, нормы поведения, обычаи и обряды».

[62] Мой сын крестился в семь лет. Правда, по выражению его лица было видно, что малопонятный и длинный обряд ему не очень понравился. Сейчас ему девять. Обыкновенный мальчишка, увлекающийся компьютерными играми, комиксами и спортом. Но детскую Библию он прочитал уже на пять раз. Иногда он с таким жаром проповедует кому-то по телефону о Боге, что мне остается только учиться. Однажды на моем Дне рождения он поздравил меня так: «И желаю тебе, папа, всегда верить в Бога, а то будет еще хуже…». Священное Писание говорит, что и дети могут плакать о своих грехах (см. Ездр. 10:1), и дети могут бояться Бога и стараться исполнять законы Писания (см. Втор. 31:11-12), и дети могут достойно прославлять Христа (см. Мф. 21:15-16). Что же препятствует им креститься? Мой сын верил, а значит, мог креститься (см. Мк. 16:16), пусть еще мало осознавая смысл крещения. Смысл откроется ему потом, с годами, если мы, родители и его крестный отец, постараемся. В свое время, будучи баптистом, я хоть и сознательно крестился, но понимал ли в полной мере, что совершаю? Я, конечно, был готов к крещению: избавился от грубых пороков, кое-что выучил из Библии, кое-что – из «Вероучения», более-менее правильно ответил на экзамене. Но будь я хоть трижды «сознательным» – в воду я захожу младенцем, которому еще только предстоит осознать всю глубину таинства крещения. Осознать, может быть, через годы христианской жизни.

[63] Тут, кстати, нарушается важнейшее правило жизни первохристианской церкви (см. Деян. 2:46). При этом сами баптисты признают, что «евхаристическая Трапеза представляет собой центр церковной жизни…» [26].

[64] Дома Молитвы баптистов в России все более становятся похожими на православные храмы.

[65] Ап. Павел писал ефесянам о том, чтобы они назидали самих себя «псалмами и славословиями и песнопениями духовными». Они в Библии есть, но почему протестанты поют на богослужении не их, а свои песни, которых в Библии нет?

   Кстати, баптисты поют не только свои песни, но и православные. В интервью журналу «Христианское слово» (юбилейный выпуск к 130-летию ЕХБ России) декан музыкального факультета МБИ Союза ЕХБ Евгений Гончаренко так отозвался о творчестве композиторов православной музыки – Д. Бортнянского, М. Березовского и А. Веделя: «Многие церковные произведения этих композиторов часто звучат в наших общинах».

Мой любимый баптистский гимн «Страшно бушует житейское море», оказывается, сочинен на стихи Ивана Кулжинского (19 век), сына сельского дьякона, преподавателя Черниговского православного училища. Гимн «Измученный жизнью суровой…» – на стихи Ивана Никитина (19 век), выпускника Воронежского православного училища. Гимн «Научи меня, Боже, любить…» – на стихи великого князя Константина Романова (19 век). А гимн «Вести ангельской внемли…» – это православная колядка [27]. Я уж не говорю про гимн «Христос воскрес из мертвых» – православное церковное песнопение, в котором выражается вся суть Православия. Троекратно, как и положено, исполняется этот гимн в общинах евангельских христиан-баптистов на Пасху.

[66] Протестантская энциклопедия: «Дух животворит. Все усилия по изучению Священного Писания, как в назидательных, так и в научных целях, без действия Духа мертвы, потому что и Библия мертва без связи с Духом (выделено мной – прим.авт.)» [28].

[67] Под сектами здесь я подразумеваю деструктивные культы [30].

[68] «Сожительство двух организмов разных видов, обычно приносящее им взаимную пользу».

[69] А. В. Карев: «Что такое братство Евангельских Христиан-Баптистов? - Это ни что иное как Церковь Иисуса Христа в нашей стране». См.: http://ecb.hotbox.ru/ .

[70] Конечно, такое единство – не экуменизм в его худшем смысле. Диакон Андрей Кураев пишет: «Почему мы не экуменисты? – Да потому, что нашу веру, однажды преданную святым (Иуд. 1:3), дал людям тот, кто однажды принес в жертву Себя Самого (Евр. 7:27): Христос, Который «вчера и сегодня, и вовеки тот же» (Евр. 13, 8). Христос создал апостольскую Церковь. И поныне Он с нею же. Церковь Христа отделена от мира не для того, чтобы горделиво превозноситься над ним, а для того, чтобы хранить в себе дар, который сам мир (в том числе мир человеческих религий) создать не может. Ощущение нерукотворенности Православия до сих пор живо в Церкви… Свою Церковь Бог изъял из нашего ведения. Это – Его Церковь, а не наш кооператив… Ради радости Пасхи мы согласились быть рабами Божьими, согласились быть служителями в доме Его, а не полновластными владыками нашей религиозной жизни. Торжество экуменизма означало бы, что мы перестроили Церковь в соответствии с земными нуждами. Это означало бы, что Церковь отныне не Тело Христово, а обычное человеческое собрание, вечно терзаемое спорами о собственном регламенте. А, значит – Пасха нас больше не радует и не обнадеживает…

Так что вопрос "православная церковь и экуменизм" для нас означает выбор: Радость Пасхи или экуменическое реформаторство. Причастие Христу или будни "экуменических контактов" [31].

 

[71] Кстати, в его семье растут две девочки из Африки, удочеренные им. В Никольском соборе, который они однажды посетили по моему приглашению, это были, наверное, самые необычные гости за всю его историю.

[72] «Многие находятся в плену духа времени, который диктует искаженное толкование Библии. Особенно это ясно в вопросе о гомосексуализме. Для него находят якобы библейское обоснование: его можно рассматривать как вариант творения…». Это цитата из статьи «Дух времени и ветры учений. Критический анализ евангельского движения Запада на разломе тысячелетий» из журнала «Вера и жизнь» [40].

[73] Напрашивается как бы резонный вопрос: «Пусть протестанты тоже грешат. Но почему в Православной Церкви гораздо больше номинальных христиан?». Ответить можно простой статистикой. В России сегодня 80 % населения крещены в православии, и только 2-3 % - в протестантизме (цифры приблизительные) [41]. Итак, православных у нас в стране – в сорок раз больше, чем протестантов. В какой конфессии будет больше номинальных верующих? Если подобные расчеты применить к протестантской Америке, где Православная Церковь очень маленькая, то «резонный вопрос» надо адресовать уже протестантам… В общем, есть такой совет: «не ищи православных христиан среди крещеных, а ищи среди воцерковленных».

[74] См.: Диакон Джон Уайтфорд. Только одно Писание? Нижний Новгород. 2000. С. 38.

[75] По всей видимости, «русский миссионер» не слышал даже о Кирилле и Мефодии, которые не только перевели Библию с греческого на славянский, но и создали русскую азбуку и письменность. Тем более Приступа ничего, наверное, не знает о других добрых примерах миссионерского служения Православной Церкви. А их немало. В 11-м веке святой Исайя, святитель Ростовский, обходил города и села Ростовской и Суздальской областей и «повсюду увещевал язычников оставить нелепое суеверие и уверовать в Бога истинного… В течение одиннадцати лет святой Исайя… не боялся разрушать идолов, а самих язычников смирял и привлекал к себе отеческой кротостью, а также делами милосердия». Церковь прославляет память святого князя Константина, просветителя Мурома. Прославляет святого мученика Авраамия, просветителя болгар. Прославляет блаженного Феодорита, просветителя лопарей. Прославляет архиепископа Мисаила Рязанского, просветителя мордвы. Прославляет святых Гурия, Варсонофия и Германа, просветителей Казани. Прославляет святого Стефана, просветителя Пермской земли (более подробно о нем – в Приложении № 5). Перечислять можно долго [43].

«В пределах России существовали духовные миссии среди язычников: алтайская (миссия не только обращала единородцев в православие, но и устраивала хозяйственный быт каждой обращенной семьи и имела за обращенными полный санитарный надзор), киргизская (с 1883 года), иркутская, забайкальская, камчатская, обдорская, сургутская, енисейская, якутская. Вне России существовали православная японская миссия (училища, иконописная школа, «общество для перевода религиозных книг на японский язык) …и миссия американская» [44].

[76] Доклад был опубликован в миссионерском журнале «Вера и жизнь» (тираж 110 000 экз.).

[77] Надо сказать, что сам Августин Блаженный в своей «Исповеди» так описывает свои переживания в тот момент, когда понял, что его прежние нападки на Церковь безосновательны: «Я покраснел от стыда и обрадовался, что столько лет лаял не на Православную церковь, а на выдумки плотского воображения. Я был дерзким нечестивцем: я должен был спрашивать и учиться, а я обвинял и утверждал… Учит ли Церковь Твоя истине, я еще не знал, но уже видел, что она учит не тому, за что я осыпал ее тяжкими обвинениями» [48].

[78] Издается Союзом ЕХБ России. Журнал, на мой взгляд, гораздо терпимее «Веры и жизни». В том же номере, в передовой статье Председателя Российского Союза ЕХБ Юрия Сипко, например, цитируется митрополит Сурожский Антоний: «Наше призвание – не только быть Христовыми, но так сродниться с Ним, так с Ним быть едиными, чтобы всякий человек, встречаясь с нами, встретил бы Христа…» [51].

[79] Недавно сделал для себя маленькое открытие, которое еще раз показало несправедливость моих суждений о Православии. Оказывается, «уклонившись от простоты во Христе» (см. 2 Кор. 11:3), Православная Церковь правильно сделала. В Синодальном переводе слово «уклонившись» набрано курсивом. «Это означает, что его просто нет в греческом оригинале… Церковно-славянский перевод несет противоположный смысл: «боюся же да не истлеют разумы ваши от простоты яже о Христе». Противоположный перевод оказывается возможен из-за двусмысленности греческого предлога «апо» - «от»… Св. Феофилакт Болгарский понимал «апо» как указание на причину: «Чтобы не прельстились вследствие своей простоты». Да и по контексту своей речи Павел предупреждает коринфян, что их простота может довести их до беды: если они будут доверять всякому, кто будет к ним обращаться от имени Христова…» [54]. Кстати, в НЗГЯ третий стих (из 2 Кор. 11) звучит так: «Боюсь же… чтобы были испорчены мысли ваши от простоты…».

[80] Правда, все это не столько напоминает, сколько являет здесь и сейчас Царство Божие. «Для первых христиан всеобъемлющей реальностью и потрясающей новизной их веры было как раз то, что Царство приблизилось и, хотя и незримое, и неведомое «миру сему», уже пребывает «посреди нас», уже светится, уже действует в нем…» [56].

[81] Да и физически в облачении служить тоже нелегко – так же как военному в полной парадной амуниции где-нибудь в почетном карауле.

[82] Около года назад, например, пресвитер предлагал мне вернуться, чтобы вместе организовывать библейскую школу при церкви, для создания которой нашлись спонсоры.

[83] Явление, впрочем, не ограничено этой конфессией. «Благочестивые католики и протестанты обыкновенно с усердием исполняют то, что их религия дает им чисто-божественного… Господь да спасет их! Не об обращении таких я говорю – они и теперь бессознательно православные… Боже, сколько людей у этих протестантов на всех путях! И какие превосходные, энергичные деятели! Живо и действенно у них христианство. Без помощи Благодати Божией не было бы этого» [1].

[84] Александр Солженицын: «Баптисты… поистине ищут смиренности. И еще особенный поворот вопроса в том, что русские баптисты – наши единокровные соплеменники; в обычной жизни это обычные русские люди» [2]. Диакон Андрей Кураев: «Есть в вас доброе. Есть искренность, есть человеческая порядочность… В ваших религиозных поисках, мыслях и переживаниях есть доброе начало. Слава Богу, что после обращения Ваша жизнь изменилась, многие грехи остались в прошлом. Я не собираюсь весь ваш духовный опыт охаивать как демонический. Я полагаю, что именно Христов Дух повергнул ваше сердце к Евангелию и к исповеданию Спасителя… Но, во-первых, есть еще пространство для роста, которого в Вашей общине не хватает, но которое есть в Православии. А во-вторых, есть и такие грани насаждаемого у вас «духовного опыта», которые могут оказаться опасными…» [3].

[85] Здесь под еретиками я подразумеваю тех, кто, называясь христианином, сознательно отвергает основные христианские догматы.

[86] Уточню все-таки, кем был один из авторов учебника: «Карев Александр Васильевич (1894 – 1971 год) – видный деятель евангельско-баптистского движения в нашей стране, генеральный секретарь ВСЕХБ и главный редактор журнала “Братский вестник”; также известен как духовный писатель и пламенный проповедник Евангелия» (См.: История ЕХБ в СССР с 1959 года по 1966 год. http://agiasma.narod.ru/1234/5555/367.html).

[87] «Ревнителями подлинного христианства являются Несториане. Основоположником этого движения был Несторий, патриарх Константинопольский… Он заблуждался однако… считая Христа не Богочеловеком, а Богоносцем. Но во всем остальном Несторий строго придерживался Писания» [4]. У Нестория «Христос фактически оказывался лишь совершенным человеком, который морально стал подобен Божеству» [5].

[88] «По Петру Сицилийцу, павликиане в общем придерживались обыкновенного дуалистического учения, общего всем манихеям…» [8]. «Манихейство имеет в своей основе вавилонскую религию, в значительной степени осложненную заимствованиями из парсизма (зороастризма – прим. авт.) и христианства» [9].

[89] «Василий Гурьевич Павлов (1854—1924 гг.), всемирно известный пионер евангельско-баптистского движения, которого на Западе называли “движущим духом русского баптизма” [10]. Павлов был «одним из основателей Союза Русских баптистов и пресвитером крупных баптистских общин в Тифлисе, Одессе, Москве и Петербурге…» [11].

[90] «Около того же времени родилась и ересь мессалиан… Они избегают, как зла, всякого труда рук и, предаваясь сну, грезы сновидений называют пророчествами» [12]. «Главным деланием считалась непрестанная молитва, посредством которой мессалиане достигали экстатических состояний. Мессалиане… отвергли не только внешние формы молитвы, но и таинства Церкви, а также чтение Писания…» [13]. «Мессалиане осуждали рукоделие… презирали брак; они исповедывали савеллианские и докетистские взгляды и странные верования о творящем огне» [14].

[91] О монтанистах даже Карев и Сомов пишут, что «Монтан впал в крайности в целом ряде вопросов. Он и его сторонники… требовали более строгих и продолжительных постов… Заблуждением монтанистов было и их увлечение пророчествами. По своей форме их пророческий дар выражался в крайне возбужденном состоянии. Всех христиан, не впадавших в такое возбужденное состояние, монтанисты считали плотскими, а себя считали духовными» [15]. «Сами монтанисты называли свое движение «новым пророчеством». Они имели «множество книг и утверждали, что из них можно научиться большему, чем из закона, пророков и евангелий. Они думали, что с явлением Монтана исполнилось обещание Христа (Ин. 12:12-13)» [16]. «Монтан утверждал, что… он сам является «параклетом», «утешителем», через которого Дух Святой говорит Церкви так же, как Он говорил когда-то через Павла и других апостолов» [17].

[92] «Про христиан-катаров можно сказать, что они похожи на павликиан и богомилов, отличаясь от них лишь некоторыми особенностями. Христиане-катары увлеклись строгим подвижничеством, впадая при этом в крайности… Многие из них стали считать смертным грехом принятие мясной пищи… Умножались проповедники, которые говорили, что каждый христианин должен быть безбрачным. Это, конечно, не путь первохристианства, а уклонение от него. На первохристиан они были похожи тем, что отвергали церковные обрядовые формы, отвергали иконопочитание» [24]. «Главные направления догмы катаров стоят в связи с разновидностями восточного манихейства…Это, прежде всего, крайне дуалистическое направление, к которому в Италии принадлежали альбанензы, в южной Франции – альбигойцы… Светлый Бог просвещал людей и послал им высшего из своих ангелов и совершеннейшее свое творение – Христа, Который, проникнув в мир через ухо Девы Марии, возвестил истину. Но тело его было эфирным, лишь видимым: он не пил, не ел и не страдал…» [25]. Для сравнения: «Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист» (2 Ин. 1:7).

[93] На вальденсов, как на своих духовных предков, претендует и… Елена Уайт, идейный «вдохновитель» адвентистов седьмого дня, их писательница и пророчица (См.: Уайт Е. Великая борьба. Заокский. 2003. С. 56-71).

О тех же вальденсах Карев и Сомов пишут: «Они высоко подняли христианское знамя любви и излучали свет Христов в своей жизни» (См.: Карев А.В., Сомов К.В. История христианства. М., 1993. С. 251).

При этом надо отметить, что баптисты считают учение адвентистов ересью, а Е. Уайт именуют лжепророчицей (См., например: http://www.spasenie.kiev.ua/articles/Religii/Adventisty/ 2003/11/17/adv_388.html).

Свою преемственность от Древней Церкви через вальденсов ведут и «Свидетели Иеговы» (См.: Диакон Джон Уайтфорд. Только одно Писание? Нижний Новгород. 2000. С. 74).

 

[94] Книга «Откуда все это появилось?», по мнению «известного служителя на ниве Божьей» Родиона Березова, является «исключительным по своей ценности богословским трудом». «Эта работа П.И. Рогозина, будучи написана около 45 лет назад, многократно переиздавалась во всех уголках России и Украины вплоть до последнего времени… Если книгу переиздают, значит, её читают и, следовательно, верят тому, что в ней написано» [29]. На сайте русских баптистов http://rus-baptist.narod.ru/ эта книга названа «знаменитой».

[95] Кстати, не совсем в положительном свете, как хотелось бы кому-то из протестантов (см., например, статью «Новая угроза» безопасности России? «Край». № 43. 2003), употребляется слово «разномыслие» в 1 Кор. 11:19 («Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные»). Словом «разномыслия» было переведено греческое слово «ереси» (см. НЗГЯ). На церковнославянском это место звучит так: «Подобает и ересем в вас быти…». «Слово «подобает» не означает необходимости, а только предведение Апостола. Так и Иисус Христос предсказал: «Надобно прийти соблазнам» (Мф. 18:7) [30]. Апостол Павел перед упоминанием о разномыслии, двумя стихами выше, подчеркивает, что не хвалит коринфян, которые, собираясь в церковь, собирались «не на лучшее, а на худшее» (см. 1 Кор. 11:17-18).

[96] Должен, на всякий случай, предупредить, что не нужно в моих рассуждениях усматривать поддержку инквизиции. Я только хочу сказать, что «все Писание богодухновенно» (2 Тим. 3:16). 

Справедливости ради, приведу слова митрополита Сурожского Антония: «Нужно помнить две вещи, которые мы легко забываем: первое, это что древние и новые ереси были осуждены справедливо, но что слишком часто не было дано никакого ответа на проблемы – философские, богословские, нравственные – из которых они родились; ибо ни одно заблуждение не родилось просто от недоброй воли» [31].

[97] Так можно и «Свидетелей Иеговы» когда-нибудь нечаянно записать в «светильники веры». Они ведь тоже борются «за первохристианство»: отвергают духовенство и изображение креста, относятся к хлебу и вину на причастии только как к символам и т.д. Коллективно изучают Библию [32].

[98] На эту же тему см.: Диакон Андрей Кураев. Икона в Библии. http://www.ipmce.su/~cyril/orthodox/apologet/icon.htm (или см. на сайте http://www.kuraev.ru/ikona.html).

 

[99] «Николай Александрович Водневский – родился в семье лесника Новозыбковского района Брянской области. В 1941 году окончил исторический факультет Новозыбковского педагогического института и поступил в Воронежское военное училище связи. В феврале 1942 года был досрочно выпущен и отправлен на фронт. В августе 1942 г. попал в плен и решил остаться за границей. В августе 1948 года обратился ко Христу. С тех пор возвещает Евангелие спасения как христианский писатель, поэт и радиопроповедник. Автор многих христианских книг. Главный редактор журнала "Вера и жизнь", газеты "Наши дни", член редколлегии журнала «Баптист». См.: http://blagovestnik.org

[100] Полный текст статьи см.: http://luther.ru.

[101] Отсылаю читателей к, уже упоминавшейся, книге священника Вячеслава Рубского «Православие-протестантизм» на сайте http://www.pravbeseda.org/library/, в которой представлен подробный анализ вероучения евангельских христиан-баптистов на основе обширного обзора их богословских трудов.

[102] К «вероисповедным книгам» ЛЦ, в частности, относятся и «Три вселенских символа веры» (Апостольский, Никейский и Афанасьевский), которые Лютеранская церковь «расценивает, как исповедание истинной правоверной церкви» (см.: http://luther.ru).

[103] Конечно, в «Шмалькальденских артикулах» (которые, кроме Лютера, подписали еще 40 человек; среди них – и Филипп Меланхтон, «гений Реформации», как его называют Карев и Сомов в «Истории христианства») отвергается, например, молитвенное «взывание» к святым.

Однако при этом в данном документе к «множеству глупых и ребяческих папских артикулов» причисляется и «освящение церковных зданий». А это затрагивает и баптистов, у которых освящение молитвенных домов является одним из священнодействий [10]. Например, в юбилейном журнале ЕХБ России в одной статье пишется: «В Бежицкой церкви города Брянска 12 и 13 октября 1996 года… состоялось торжественное богослужение с освящением нового, самого большого молитвенного дома в России – храма «Возрождение» [11].

[104] Диакон Джон Уайтфорд. Только одно Писание? Нижний Новгород. 2000.

[105] Мы планировали когда-нибудь выйти и на телевидение, поэтому кемеровский филиал «Радиоцеркви» я зарегистрировал под таким названием.

[106] Автор книги, доктор Ларри Крабб, «является основателем и директором Библейского института психологической поддержки… Помимо семинаров по библейскому консультированию, проводимых по всем Соединенным Штатам Америки, доктор Крабб преподает в Теологической Семинарии Благодати, где он является заведующим кафедрой Библейского консультирования…» [2].

[107] В 2000 году в Амстердаме на Всемирный конгресс евангелистов собралось десять тысяч пасторов и проповедников из двухсот стран мира. Звучали яркие свидетельства и вдохновенные проповеди известных евангелистов и богословов. В журнале «Вера и жизнь» были опубликованы самые положительные отзывы: «Братья плакали!», «Истинное обновление в Духе!». Только один из участников на страницах журнала обмолвился: «Конгресс созван американцами… Американцы живут в отелях, перемещаются на комфортабельных такси и автобусах. Обедают в ресторанах. Остальной мир конгресса живет в огромном, продуваемом сквозняком ангаре, давится в электричках и жует сухие пайки. Смутное ощущение обиды» [3].

[108] Путь к внутренней перемене в книге Ларри Крабба изображен в виде айсберга, с которым должны произойти определенные изменения, затрагивающие три его уровня на разной глубине. Цитирую:

1. Изменение избранного нами пути (на этом этапе, прежде чем произойдет перемена, мы должны увидеть следующее: «Воистину, я грешен. Христос спас меня, и теперь я буду жить для Него»).

2. Изменение в подходе к взаимоотношениям с людьми. Мои мысли на этом этапе: «Я разочаровался в жизни и твердо решил избегать той боли, которую приносят разочарования. Но мое решение неверно».

3. Изменение самого нашего естества.

По автору, на третьем этапе мы должны говорить себе: «Благодаря Христу я сумею разобраться в своем внутреннем мире».

Боюсь, этого аутотренинга недостаточно, чтобы изменить наше естество. Крабб верно намечает пути к решению проблемы. Но указание на реальный выход из замкнутого круга нашей греховности получилось, на мой взгляд, тем же советом взять лопату и попробовать копать колодец самому. Мне кажется, в книге гораздо больше вопросов, чем ответов. Но это делает книгу еще более значимой.

[109] Недавно я делал радиопрограмму об Оптиной пустыни. В 19-м веке этот монастырь получил широкую известность. Несколько поколений оптинских старцев стали духовными наставниками сотен и сотен русских людей. В монастыре часто бывали Лев Толстой, Федор Достоевский, и многие другие писатели, поэты, философы. Известно, что Николай Гоголь был тесно связан с Оптиной пустынью, переписывался со старцами. Здесь он прочитал книгу отца церкви Исаака Сирина. После чего начал править первое издание «Мертвых душ». Гоголь писал: «Жалею, что поздно узнал книгу Сирина, великого душеведа и прозорливого инока. Здоровая психология и не кривое, а прямое понимание души встречаем лишь у подвижников-отшельников».

[110] «Сохранение и распространение традиции рассматривается в качестве особого задания, порученного апостолам (ср. Лк. 1:2; Гал. 1:8,9; 2 Фес. 2:15; 3:6). В 1 Кор. 15:1-3 Павел говорит об этом вполне определенно… В этом тексте такие выражения, как «вы приняли», «удерживаете», «я преподал», «сам принял», представляют собой специальные термины, которые употреблялись и в иудейской традиции» (традиции устной передачи откровения – прим. авт.) [8]. А вот что пишет протестантский (!) учебник: «Второй период новозаветного канона (2 век н.э.) характеризуется тем, что вместо апостолов Церковью стали руководить ближайшие их сотрудники и ученики, так называемые в богословии отцы и учителя Церкви. Являясь живыми свидетелями и сотрудниками апостолов, они приняли от них написанные ими Священные Писания и опыт священнодействия» (выделено мной – прим. авт.) [9].

[111] Перед причастием православные христиане молятся так (перевожу на русский): «Тело Твое, Спаситель, и Кровь Твоя драгоценная да будут мне огнем и светом, опаляя греховное вещество, сжигая плевелы страстей, и всего меня просвещая для достойного поклонения Тебе…» [1] (см. Ис. 6:6-7).

[112] Антоний Великий, Египетский, основатель пустынножительства (4 век).

[113] Подвижник трудится, и находясь в затворе («затворники – христианские подвижники, которые добровольно заключали себя на всю жизнь в пещеры и кельи, чтобы отдаться там постоянной молитве…») [6]. Более двадцати лет, до самой смерти, пробыл в затворе, например, святитель Феофан, затворник Вышинский, великий подвижник веры и благочестия 19 века. «Во время, свободное от молитвы, святой затворник предавался богомыслию, и плодом его… явились многочисленные труды, составляющие эпоху в развитии богословской мысли… Главной темой его произведений является спасение во Христе. Как отмечают исследователи, творения святителя, «полные духовно-благодатного помазания… в возможной полноте и близости отражают дух учения Христова и апостольского… Замечательной особенностью нравоучений святителя является углубление в душевную жизнь человека…

Велики по своему значению для Церкви и труды преосвященного Феофана по изъяснению Слова Божия. В толкованиях святителя находится не только все нужное для ясного понимания текста, но и глубокое разъяснение множества догматических истин и вопросов…

Особый вид литературных трудов преосвященного Феофана представляют его многочисленные письма. Со всех концов России поступали в Вышинскую пустынь письма к епископу-затворнику, нередко почта приносила их до 20-40 в день… Святитель, не жалея сил, обстоятельно и сердечно разъяснял все вопросы и недоумения. Он как-то особенно умел войти в положение писавшего и сразу установить с ним самую близкую духовную связь.

Все Духовные академии Русской Православной Церкви избрали святителя Феофана своим почетным членом, а С.-Петербургская присвоила ему в 1890 г. звание доктора богословия» [7].

[114] Тем более, – по высказываниям Мартина Лютера, который порвал не с православным, а с католическим монашеством. А это две очень разные традиции.

[115] См.: http://www.synergia.itn.ru

 

[116] Цитируется не полностью. См.: http://www.mospat.ru/document .

[117] «Православное… богословие говорит о некоей «призывающей благодати». Это то действие Божие, которое происходит вне Церкви, то касание Богом человеческого сердца, которое поворачивает это сердце к вере. Поскольку назначение этой энергии – привести к Церкви человека, который еще вне ее, то это – единственный вид благодати, который действует вне Церкви. О ней св. Феофан Затворник сказал, что «призывающая благодать – всеобщая, никто не исключен».

Нет оснований отрицать наличие этой благодати в католичестве и протестантизме, ибо «никто не может назвать Иисуса Господом, только как Духом Святым (1 Кор. 12:3). Этот текст писания всегда держал в уме св. Филарет Московский, когда речь шла об инославных христианах. Не стоит забывать его и нам» (См.: Диакон Андрей Кураев. Вызов экуменизма. М., 2003. С. 265).


Дата: 2019-12-10, просмотров: 14.