Основополагающие принципы соглашений ВТО
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ВТО предусматривает ряд специфических юридических обязательств, регулирующих внешнеторговую политику государств-членов. Основополагающими принципами, лежащими в основе соглашений ВТО, являются недискриминация, взаимность, транспарентностъ (прозрачность), либерализация торговли, применение специальной помощи и уступок развивающимся странам, связывающие и подлежащие исполнению обязательства, а также предохранительные механизмы (safety valves).

Недискриминация проявляется в таких принципах, как режим наибольшего благоприятствования и национальный режим. Оба эти принципа заложены в основных правилах ВТО в отношении товаров, услуг и интеллектуальной собственности, но в каждой из этих областей имеют разную сущность и сферу применения.

Режим наибольшего благоприятствования (РНБ) сформулирован в СТ. I

ГАТТ. Требование о предоставлении РНБ означает, что любое преимущество, предпочтение, привилегия или иммунитет, предоставленные одной страной-членом в от­ ношении какого-либо продукта, импортируемого из какой-либо другой страны или экспортируемого в какую-либо другую страну, были немедленно и безусловно распространены на схожий продукт, импортируемый из всех остальных стран-членов или экспортируемый во все эти страны. Иными словами, принцип РНБ требует, чтобы каждая страна-член предоставляла каждой другой стране-члену наиболее благоприятный режим в отношении импорта и экспорта. Таким образом, несмотря на некоторую неоднозначностъ понятия "наибольшее благоприятствование" (которое может подразумевать и "особо благоприятный режим"), в основе данного принципа заложена концепция обращения, равного (в смысле идентичности) обращению, предусмотренному для наиболее благоприятствуемого торгового партнера.

Оценка основных преимуществ, которые дает РНБ, в целом не поддается формальному анализу. Тем не менее выделяют следующие выгоды от применения режима РНБ.

• РНБ позволяет перевести на многостороннюю основу взаимные сокращения тарифов, о которых государства могли договариваться в двустороннем порядке.

• РНБ позволяет свести до минимума искажения "рыночных" принципов. Если проводимая государством политика не ставит иностранных поставщиков в неравные условия, у импортеров и потребителей будет стимул к тому, чтобы выбирать иностранного поставщика, предлагающего самую низкую цену.

• Считается, что РНБ защищает более слабые государства от дискриминации и практики "разорения соседа" со стороны экономически более развитых государств.

• РНБ помогает обеспечить выполнение правил, установленных многосторонними соглашениями, повышая издержки, которые несет страна-член в случае отступления от своих обязательств. Если какая-либо страна поднимает тариф, она обязана применять этот измененный тариф ко всем странам­ членам ВТО, что увеличивает политический проигрыш от данной меры.

• РНБ позволяет снизить издержки, связанные с нормотворчеством. Выработка множества двусторонних соглашений в процессе переговоров может обернуться очень большими затратами.

• РНБ помогает свести до минимума транзакционные издержки, поскольку устраняет необходимость для пограничных таможенных служб устанавливать происхождение товаров.

• В отсутствие РНБ у государств может появиться стимул к объединению в замкнутые, дискриминационные международные группы. Это может вызвать трения между странами, принадлежащими и не принадлежащими к таким группам.

Общеизвестно, что в международной торговле имеют место значительные отступления от РНБ. По приблизительным подсчетам, доля экспортно-импортных товаров, перемещаемых в дискриминационном режиме (в той или иной его форме), составляет от одной трети до половины мирового торгового оборота. Внешнеторговые операции вне РНБ могут осуществляться в целом ряде случаев.

• Например, предполагается, что Всеобщая система преференций (ВСП) должна функционировать в рамках так называемой разрешительной оговорки (являющейся частью допустимых исключений из принципа РНБ).

• Количественные ограничения часто вступают в серьезное концептуальное противоречие с принципом РНБ. В зависимости от системы лицензирования РНБ может быть реализован в большей или меньшей степени.

• У стран с нерыночной экономикой возникли серьезные проблемы с РНБ. В ситуации, когда предприятия не осуществляют внешнеторговую деятельность либо делают это, основываясь не па рыночных принципах, а на указаниях правительств, очень трудно претворять в жизнь какое-либо подобие РНБ.

• Самая явная и сложная проблема, породившая исключения из принципа РНБ в рамках ГАТТ, связана с региональными соглашениями. Статья XXIV Г АТТ предусматривает исключения для таможенных союзов, зон свободной торговли, а также временных соглашений, предваряющих создание тех или других.

Вторым важным принципом недискриминационного обращения наряду с РНБ является обязательство о предоставлении национального режима (выраженное в ст. III ГАТТ). Обязательство о предоставлении национального режима предусматривает, что обращение с импортными товарами, с момента завершения пограничных и таможенных процедур, должно быть не менее благоприятным, чем обращение с товарами, произведенными в стране.

Требование о том, чтобы товарам иностранного производства предоставлялся не менее благоприятный режим, чем конкурирующим отечественным товарам, обеспечивает зарубежным поставщикам большую определенность в отношении нормативно-правового регулирования их деятельности.

Еще одним основополагающим принципом является принцип взаимности (обоюдности). Хотя принцип взаимности и является основополагающим элементом переговорного процесса, четкого определения понятий "взаимный" или "обоюдно выгодный" нет. В соответствии с логикой ГАТТ/ ВТО приемлемый результат переговорного процесса - это такой результат, который каждый участник считает для себя выгодным / благоприятным, исходя из любой системы критериев. Каждый участник переговоров самостоятельно определяет, является ли предлагаемое соглашение для него выгодным / благоприятным, и, в соответствии с правилом единогласия, если какая-либо из стран-членов не сочтет результат переговоров выгодным / благоприятным, предлагаемое соглашение не вступает в силу.

Принцип взаимности отражает, как стремление ограничить возможности безвозмездного пользования преимуществами РНБ, так и желание получить "плату" за либерализацию торговли в форме облегченного доступа к зарубежным рынкам.

 Принцип взаимности увязывает доступ к зарубежным \рынкам с предоставлением доступа к внутреннему рынку, тем самым создавая у экспортеров заинтересованность в либерализации импорта.  

Один из фундаментальных принципов ВТО - принцип транспарентности (прозрачности) и предсказуемости. Члены ВТО обязаны публиковать нормативные акты, регулирующие сферу внешней торговли; создавать и поддерживать институты для анализа решений, затрагивающих внешнюю торговлю; отвечать на запросы других стран-членов о предоставлении информации; уведомлять ВТО об изменениях во внешнеторговой политике. Указанные требования дополняются многосторонним процессом наблюдения за торговой политикой стран - членов ВТО; этому способствуют периодические обзоры торговой политики, подготавливаемые Секретариатом ВТО и обсуждаемые Генеральным советом ВТО. В структуре ВТО также имеются механизмы, призванные облегчить проведение консультаций между членами ВТО по различным вопросам. В Женеве регулярно проходят заседания многочисленных комитетов, советов, рабочих комиссий и групп.

Следующий принцип - это принцип либерализации торговли с применением механизмов безопасности.   

Обязательства по либерализации торговли и соглашения о соблюдении определенных правил игры не имеют ценности, если их исполнение не может быть обеспечено. Принятые странами­членами ВТО тарифные обязательства перечислены в Перечнях тарифных уступок. Эти Перечни являются связывающими: страна-член не может повысить свои тарифы сверх предельного уровня, указанного в Перечне, не договорившись о компенсации с основными поставщиками соответствующего продукта. После того как тарифные обязательства приобрели связывающий характер, важно, чтобы страны не прибегали к другим - нетарифным мерам, результатом которых будет аннулирование или сокращение выгод от тарифной уступки. Ряд положений ВТО направлен на предотвращение подобных действий. Если какая-либо страна полагает, что действия, предпринятые правительствами других стран, приводят к аннулированию или сокращению согласованных обязательств по доступу на рынки или дисциплины ВТО, эта страна может довести ситуацию до сведения соответствующего правительства и обратиться к нему с просьбой об изменении проводимой политики. Если просьба осталась без удовлетворения, страна, подающая жалобу, может задействовать процедуру разрешения споров ВТО, включая образование групп независимых экспертов, в задачу которых входит определить, нарушает ли оспариваемая мера принципы ВТО.

Применение специальной помощи и уступок развивающимся странам - также один из принципов.

Развивающиеся страны берут на себя в основном те же обязательства, что и экономически развитые страны, но в большинстве соглашений содержится положение о так называемом специальном и дифференцированном (СИД) режиме. Согласно этим положениям, развивающимся странам предоставляется более длительный переходный период и более гибкий режим; СИД также предусматривает не носящие обязательного характеpa "максимальные усилия" со стороны экономически развитых стран.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 210.