Роль и место рекламы в системе коммуникаций фирмы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

В маркетинговой практике используются различные приемы и методы общения с целевой аудиторией для получения желаемой ответной реакции.

Компаниям необходимо не только производить хорошие товары, но и информировать потребителей об их преимуществах, а также добиваться четкого позиционирования своих товаров в сознании потребителей. Для этого компании должны умело и активно использовать один из инструментов маркетинга – рекламу.

Реклама - это любая, оплаченная конкретным спонсором, форма неличного представления и продвижения идей, товаров или услуг с помощью средств массовой информации - газет, журналов, телевидения, радио, интернета и т.д. Многие организации используют рекламу в надежде на то, что она вызовет какую-то ответную реакцию. Реакция может оказаться самой разной, например, у потребителя формируется определенное отношение или мнение по поводу данного товара – это реакция на уровне восприятия. Ответная реакция проявляется в том, что потребители захотят купить рекламируемый товар или увеличить его потребление — такая реакция называется поведенческой.

Реклама выступает прекрасным средством информирования и убеждения,
не зависимо от того, что является ее целью (на примере ООО «Торговый Дом «БФК-ЕНИСЕЙ»): сформировать предпочтение пластиковых окон данной фирмы по Красноярскому краю, достижение определенной доли рынка, уровня известности, коэффициента лояльности или же изменение имиджа бренда. А чтобы цель оказалась достигнутой, необходимо ориентировать рекламную кампанию на ту категорию людей, которая нуждается в приобретении данного товара.

В данной курсовой работе мы рассмотрим:

1 .Общую теорию планирования и создания рекламы

2.Исследование проведения рекламной кампании ООО «Торговый Дом «БФК-ЕНИСЕЙ»

3.Подведение итогов проведенного исследования.


Постановка целей

Первым шагом в процессе разработки рекламной программы является постановка рекламных целей. Эти цели должны основываться на принятых ранее решениях о целевом рынке, позиционировании товара и маркетинговом комплексе, которые предопределяют основные направления рекламной деятельности в рамках комплексной маркетинговой программы.

Целью рекламы называется конкретная задача по информированию целевой аудитории на протяжении определенного времени. Цели рекламы можно классифицировать по тому, стремится ли реклама проинформировать, убедить или напомнить. В табл. 1.3 описаны такие цели.

 

 

Информативная реклама очень часто используется при выведении товара на рынок. В этом случае целью рекламы является формирование первичного спроса. Убеждающая реклама приобретает значение по мере роста конкурентной борьбы. Теперь целью компании является формирование избирательного спроса. Например, когда пластиковые окна заняли свое место на рынке, компания БФК Енисей принялась убеждать потребителей, что пяти-камерные, в отличии от трех камерных обладают лучшим качеством при тех же ценах.

Иногда убеждающая реклама принимает форму сравнительной рекламы, при которой компания прямо или косвенно сравнивает свою продукцию с другими.

Использовать сравнительную рекламу следует с осторожностью, особенно в случаях, когда сравнения некорректны и их можно расценить как клевету по отношению к товару-конкуренту. Напоминающая реклама важна для товаров, находящихся на этапе зрелости. Дорогие клипы БФК Енисей, показываемые по телевизору, задуманы в основном для того, чтобы напомнить людям о их продукции, а не для того, чтобы их проинформировать или убедить.

Маркетологам также следует помнить о тех, кто уже сделал покупку, убеждая их в том, что они совершили правильный выбор. Например, компаниям стоит использовать укрепляющую рекламу, которая изображала бы довольных покупателей, восторгающихся своей новой покупкой (в нашем случае пластиковых окон).

Выбор рекламной цели полностью зависит от результатов анализа текущей ситуации на рынке. Если не очень известная компания хочет выйти на рынок с новым товаром, превосходящим по качеству марку-лидера, целью рекламы станет убеждение покупателей в превосходстве данного товара. Когда же рынок завоеван, но уровень продаж начинает снижаться, цель — увеличение сбыта за счет более интенсивного использования товара имеющимися потребителями или привлечения клиентов конкурентов.

 

Выбор рекламных средств

Одним из самых важных критериев для выбора рекламных средств следует назвать охват потенциальных покупателей рекламным сообщением. Для рекламы в прессе это легко определяется по тиражам изданий, в которых предполагается размещать рекламу. Тираж определяется множеством внешних факторов, на которые сам рекламодатель повлиять не может. Но он должен хорошо изучить эти факторы, чтобы придать соответствующий стиль рекламному сообщению, с учетом, как минимум, специфики читателей данного издания, а также с учетом и других факторов. Для рекламы в прессе важным критерием является также периодичность издания (еженедельные или ежедневные газеты). Что же касается печатной рекламы (буклетов, проспектов, каталогов и др.), то их тираж представляет собой подконтрольный для рекламодателя фактор, рекламодатель сам его выбирает исходя из предполагаемой численности своей целевой аудитории. Следовательно, не тираж выступает в этом случае критерием, а нечто другое. Что именно? Скорее всего, количественный и качественный состав целевой аудитории (потенциальных покупателей). Качественный состав определяется интересами покупателей, их нуждами, потребностями, запросами и ожиданиями, в соответствии с которыми и должен определяться вид печатного издания. Количественный же состав позволяет рекламодателю определять тираж изданий печатной рекламы.

 

Планирование рекламного бюджета

 

Определив рекламные цели и выбор рекламных средств, компания начинает планировать рекламный бюджет для каждого товара. Роль рекламы состоит в повышении спроса на товар. Разумеется, компания хочет потратить не больше, чем необходимо для достижения намеченных показателей сбыта. Ниже представлены некоторые особенности, которые необходимо учесть при планировании рекламного бюджета.

- Этап жизненного цикла товара. Как правило, для рекламы новых товаров и распространения знаний о них необходимы большие рекламные бюджеты, чтобы познакомить потребителей с новинкой и получить их признание. Реклама известных товаров для поддержания уровня продаж обычно требует меньших бюджетов.

- Доля рынка. Для рекламы марок, имеющих большой удельный вес в общем объеме продаж, потребуется больше денег, чем для рекламы марок, имеющих небольшой удельный вес, если при определении величины бюджета использовать метод расчета "процент от продаж". При освоении рынка или увеличении своей доли на рекламу уходит больше средств, чем при удержании уже имеющейся.

- Реклама и помехи. На рынке с сильной конкуренцией и большими

расходами на рекламу следует "громче" рекламировать свою марку, чтобы "перекричать" шум на рынке.

- Частота рекламы. Если для достижения поставленных целей необходимо многократное повторение рекламного обращения, рекламный бюджет должен быть больше.

- Степень однородности товаров. Марка, очень похожая на другие марки в своей товарной категории (пиво, прохладительные напитки, стиральные порошки), нуждается в интенсивной рекламе, чтобы выделить ее среди других. Если же товар сильно отличается от конкурентов, рекламу стоит нацелить на подчеркивание различий.

Планирование рекламного бюджета — непростое дело. Как компании узнать, что она потратила именно столько, сколько необходимо? Некоторые критики считают, что большие фирмы, продающие товары широкого потребления, тратят на рекламу слишком много, а промышленные компании, как правило, чрезмерно экономят на ней. Они утверждают, что, с одной стороны, компании с широким кругом потребителей используют много рекламы, нацеленной на создание имиджа, не зная ее действительного эффекта. Они перерасходуют, чтобы не потратить меньше, чем надо. Более того, рекламный бюджет этих компаний определяется методом "тыка", т.е. выделяется столько денег, сколько компания может себе позволить, или столько, сколько в среднем выделяется на рекламу в отрасли, не учитывая особенностей в деятельности конкретной компании. С другой стороны, промышленные рекламодатели слишком полагаются в поисках клиентов на свои отделы сбыта. Они недооценивают силу имиджа компании и товара при работе с промышленными потребителями. Таким образом, они расходуют недостаточно денег на формирование знаний и представлений потребителей о своих товарах.

Компании могут использовать ряд моделей исчисления расходов на рекламу, которые помогают понять, сколько же нужно потратить. Первая такая модель, разработанная Вайделем и Вольфом, призывала к значительным расходам на рекламу — чем выше немедленный отклик потребителей, тем быстрее они забудут и о рекламном обращении, и о товаре, следовательно, тем выше неиспользованный потенциал продаж. Такая модель не учитывает, однако, рекламу конкурентов и тот факт, эффективны ли рекламные обращения фирмы. Модель адаптивного регулирования позволяет экспериментировать с различными уровнями расходов на рекламу, измеряя изменения уровня продаж при различных затратах. Допустим, компания установила величину расходов на рекламу на основе последней информации о уровне продаж. Она расходует одинаковые суммы на всех рынках, кроме двух рынков, выбранных наугад. На одном из тестируемых рынков фирма тратит меньше, а на другом — больше. Таким образом, компания получает информацию об уровне продаж при низком, среднем и высоком уровне рекламных расходов, что помогает скорректировать предполагаемый уровень продаж. Подкорректированная таким образом функция уровня продаж используется для определения оптимального рекламного бюджета на следующий период.

 

План рекламной кампании

После того как осуществлен выбор рекламных средств и разработаны по каждому из них  различные послания, обращения и т.п., следует упорядочить появление их во времени. Это должно придать рекламной кампании характер системного воздействия на сознание и подсознание потенциальных покупателей. Упорядочение выхода рекламных сообщений показано в табл. 2.1, представляющей недельный фрагмент четырехмесячной (май – август) рекламной кампании БФК Енисей по приобретению пластиковых и возможностью выиграть туристическое путешествие в акции «Окно вставляй и на Алтай».

Таб.2.1. Недельный план-график рекламной кампании «Окно вставляй и на Алтай» с 12.05-18.05

Рекламное средство Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
Прима ТВ Сюжет "Секрет фирмы   Хорошая погода     Доска почета  
Афонтово- 9 Спонсор Утреннего кофе Сюжет "Не вопрос"  

Сюжет "Не вопрос"

   
Афонтово-22 Мини визитка Бегущая с 1 рока Бегущая строка Бегущая строка Бегущая строка    
ОРТ     Мини визитка     Мини визитка  
твк

Спонсор Нового утра на TBK

 

Проведение розыгрышей путевок

Проведение розыгрышей путевок
стс   Бегущая строка Бегущая строка Бегущая строка Бегущая строка    
"Телесемь" Объявление            
"Шанс"     Статья        
"Все в лом" Статья           Объявление

 

Безусловно, не все мероприятия рекламной кампании «Окно вставляй и на Алтай» нашли отражение в данной таблице. Но для того чтобы понять принципы и правила построения таких рекламных кампаний и этого материала вполне достаточно. Ясно и то, что периодически появляющиеся объявления менее эффективны в своем воздействии на потребителя, чем хорошо продуманная, всесторонне взвешенная и точно нацеленная рекламная кампания.

Определение целей

 

Цель любой рекламной кампании заключается в информировании потенциальных покупателей либо о возможности фирмы удовлетворить их нужды, потребности, запросы, либо о преимуществах рекламируемого товара по сравнению с аналогичными и т.п. в зависимости от того, в чем заключается суть проблемы. Так, суть коммуникационных проблем ООО «Торговый Дом «БФК-ЕНИСЕЙ» на момент написания данных строк заключается в недостаточной информированности потенциальных слушателей о ее деятельности, о качестве их продукции, о преимуществах приобретения в кредит и т.п. Отсюда цель развития внешних коммуникаций фирмы — повышение уровня информированности потенциальных слушателей о деятельности ООО «Торговый Дом «БФК-ЕНИСЕЙ», рост продаж и соответственно достижение определенной доли рынка. А чтобы цель оказалась достигнутой, необходимо ориентировать рекламную кампанию на ту категорию людей, которая нуждается в приобретении данного товара или услуг. Другими словами, необходимо определить целевую аудиторию рекламного воздействия, т.е. возможный круг потенциальных слушателей.

Выбор рекламных средств

 

В полном соответствии с творческой стратегией рекламной кампании следует осуществлять и выбор рекламных средств. Процедуры выбора уже описаны выше. Их суть, напомним, сводится к формулированию критериев и непосредственному отбору тех или иных рекламных средств по этим критериям. Добавим только, что среди критериев отбора не последнее место могут занимать и критерии, вытекающие из содержания творческой стратегии рекламной кампании. А иногда при наличии, допустим, достаточного объема финансовых ресурсов, когда стоимость рекламы не будет сдерживать выбор рекламных средств, они (творческие критерии) могут оказаться определяющими. Так, творческая стратегия рекламной кампании БФК Енисей позволяет задействовать такие рек­ламные средства, как пресса, печатные издания, радио и телевидение. При этом рекламные сообщения в каждом из них могут быть выдержаны в свободном стиле. Например, на телевидении могут быть представлены информационные развлекательные сюжеты и объявления.

Организация обратной связи

 

Наличие обратной связи и использование ее в управлении сбытом отличает обыкновенную рекламную кампанию от коммуникационной системы. Обратная связь может быть организована посредством наблюдения за потребительским поведением группы покупателей. Могут быть также организованы опросы и анкетирование. Следовательно, организация обратной связи предполагает разработку опросных листов, анкет и сбор посредством их необходимой для оценки реакции потребителей информации.

Результаты такого взаимодействия с целевой аудиторией или только частью ее позволяют оценить эффективность (отдачу) вложений в рекламную кампанию. А чтобы эта оценка была объективной, необходимо определить долю влияния рекламы на реакцию потребителей (ведь увеличение объема продаж может быть вызвано воздействием и других составляющих маркетинговой смеси или внешними факторами — экономическими или даже погодными).

На БФК Енисей обратная связь с целевой аудиторией организована через устный и телефонный опрос слушателей, при котором определяются источники (рекламные средства), оказавшиеся для них основными в информировании о деятельности факультета. Ясно, что такую форму обратной связи нельзя назвать совершенной — за пределами влияния БФК Енисей остаются люди, нуждающиеся в приобретении пластиковых окон, на выгодных условиях. Но зато такая форма взаимодействия с клиентами позволяет установить, в каких средствах массовой информации размещение рекламы наиболее эффективно. Такими средствами являются ТВ канал «СТС» и «ТВК» (сюжеты, объявления), а также рекомендации потребителей прошлых лет.

 

Итого по ТВК

246     ТНТ Мини-визитка 132 1842-00 243 144-00 ТНТ Спонсор прогноза погоды в кино 84 2092-00 175 828-00 ТНТ Сюжет 30 3773-00 113 190-00

Итого по ТНТ

246 532 163-00 СТС Хорошая погода 222 1756-00 390 000-00 СТС Сюжет «Секрет фирмы» 75 1800-00 135 000-00 СТС «Доска почета» 25 2400-00 60 000-00

Итого по СТС

322 585 000-00 ОРТ Мини-визитка 493 340-00 167 620-00 НТВ Мини-визитка 328 147-00 48 216-00

 

Итого по аудио/видео:

- производство 44 850 руб.

- размещение 2 000 000 руб.

 

ПОЛИГРАФИЯ, СУВЕРНИНАЯ ПРОДУКЦИЯ

- Виды рекламной продукции

1) Листовки А6                                       тираж 50 000 шт.

2) Листовки «Правила акции» А4         тираж 7 000 шт.

3) Купоны Участника акции А5                      тираж 5 000 шт.

4) Поздравительные листовки А4                   70 шт.

5) Сертификат А5                                            70 шт.

6) Футболки (оранж)                                       100 шт.

 

- Разработки макета

Вид рекламной продукции (услуги) Исполнитель Срок Сумма
Макет листовки А6 (для рассылки, раздачи) Медиафабрика 4.05 1 550-00
Адаптация макета листовки «Правила акции» А4 Медиафабрика 29.04 1 550-00
Адаптация макета Купона участника А5 Медиафабрика 29.04 1 085-00
Макет Поздравительные листовки А4 БФК-Енисей, отдел МиР 06.05 0
Макет Сертификат А5 БФК-Енисей, отдел МиР 06.05 0
Макет термопечати на футболки Медиафабрика 4.05 1 550-00

 

- Изготовление рекламной продукции

Вид рекламной продукции (услуги) Исполнитель Срок Сумма
Листовки А6 (для рассылки, раздачи ) (4/1) Типография Касс 15.05 14 800-00
Листовки «Правила акции» А4 (4/4) Типография Касс 11.05 10 300-00
Купоны участника А5 (4/0) Типография Касс 11.05 6 800 - 00
Поздравительные листовки А4 БФК-Енисей, отдел МиР 12.05 0-00
Сертификат А5 БФК-Енисей, отдел МиР 12.05 0-00
Нанесение тампопечати на футболки 100 шт. ( + носитель) Медиафабрика 16.05 30 000 - 00

 

Итого по полиграфии и сувенирам: 67 635 руб.

 

 

ПЕЧАТНЫЕ СМИ

- Изготовление и адаптация макета (текста)

Вид рекламной продукции (услуги) Исполнитель Срок Сумма
Адаптация макета в печатные СМИ «ВВВ» Медиафабрика 4.05 1 860 - 00
Адаптация макета в СМИ: «Телесемь», «В Кредит», «Все в дом», «Шанс» Медиафабрика 4.05 1 000 - 00

- Размещение рекламных материалов, определение частоты выходов в соответствии с медиа-планом. Срок 10.05. – 12.08.

СМИ Позиционирование Количество выходов Цена 1 выхода Сумма
ввв 2 страница, верх 14 60 000-00 800 000-00
Телесемь Внутри 14 15000-00 210 000-00
Шанс Внутри 13 25000-50  
В кредит Поочередно обложки, внутри 13 10000-00 130 000-00
Все в дом 3 страница, низ 6 35000-00 210 000-00

Итого по печатным СМИ:

в т. ч. производство – 286-00

размещение –             1 350 000-00

 

ДИРЕКТ-МЭЙЛ

- Адресная программа рассылки

1) По районам города – 30 000 шт.

2) По супермаркетам – 5000 шт.

Организация рассылки

Вид рекламной продукции (услуги) Исполнитель Срок Сумма
По почтовым ящикам Управление Федеральной почтовой связи 1-10 июня 7 500 - 00
По супермаркетам г. Красноярска РА «Анатольев и партнеры» 20.05 20.06 6 100-00 6 100-00

 

Итого директ-мэйл : 19 700-00 руб.

Сводная таблица по расходам на проведение акции

«окно вставляй - и на Алтай!»

 

НАРУЖНАЯ РЕКЛАМА Производство Размещение Итого по наружной рекламе 115 850-00 882 000-00 997 850-00
АУДИО/ВИДЕО ПРОИЗВОДСТВО И РАЗМЕЩЕНИЕ Производство Размещение Итого по аудио/видеопроизводству и размещению 44 850-00 2 800 -00 47 650-00
ПОЛИГРАФИЯ И СУВЕНИРНАЯ ПРОДУКЦИЯ Итого по производству полиграфии и сувениров 67 635-00
ПЕЧАТНЫЕ СМИ Производство Размещение Итого по производству и размещению 286-00 1350-00 1 636-00
ДИРЕКТ-МЭЙЛ Итого директ-мэйл 19 700
СТОИМОСТЬ 140 ПУТЕВОК Итого стоимость путевок 1 000 000-00
ВСЕГО за период 2 134 471-00

 

Из таблице можно сделать вывод, что рекламные расходы весьма внушительны, основным образом, из-за расходов на проведение акции. Но так как покупатели остались довольны приобретенным товаром, число желающих приобрести пластиковые окна фирмы БФК Енисей значительно возросло, следовательно, объем продаж тоже увеличился и покрыл все выше указанные расходы.


 


Заключение

До 2009 года конкурентная ситуация на красноярском рынке пластиковых окон оценивалась как стабильная и не слишком напряженная. В конце 2009 года в СМИ существенно выросла рекламная активность некоторых компаний, производящих и устанавливающих пластиковые окна с явными претензиями на лидерство.

ООО «Торговый Дом «БФК-ЕНИСЕЙ» является лидером в сегменте продаж пластиковых окон физическим лицам, что подтверждено маркетинговыми исследованиями. Организаций работающих на рынке продаж изделий из ПВХ в городе Красноярске на сегодня насчитывается более 170. Конкуренты проявляют наибольшую активность в рекламе и проведении маркетинговых мероприятий для завоевания доли в сегменте физических лиц. Во время проведения акции проводились маркетинговые исследования потенциальных потребителей. Красноярцы назвали компанию БФК Енисей первой без подсказки - 37%. В исследованиях осень 2009г. этот показатель составлял 17%

Следовательно, проведение различных рекламных кампаний это неотъемлемая часть в деятельности фирмы, которой необходимо уделить должное внимание.

Как видим, рекламная кампания представляет собой сложный и многогранный процесс, охватывающий большую совокупность последовательных шагов - от разработки творческой стратегии с целью формирования доминантных очагов в сознании и подсознании потенциальных покупателей до оценки ее эффективности. И поскольку реклама - дорогое мероприятие, каждый из этих шагов заслуживает особого внимания, но результат будет наградой, как видно по данным данной курсовой работы.


 


Введение

В маркетинговой практике используются различные приемы и методы общения с целевой аудиторией для получения желаемой ответной реакции.

Компаниям необходимо не только производить хорошие товары, но и информировать потребителей об их преимуществах, а также добиваться четкого позиционирования своих товаров в сознании потребителей. Для этого компании должны умело и активно использовать один из инструментов маркетинга – рекламу.

Реклама - это любая, оплаченная конкретным спонсором, форма неличного представления и продвижения идей, товаров или услуг с помощью средств массовой информации - газет, журналов, телевидения, радио, интернета и т.д. Многие организации используют рекламу в надежде на то, что она вызовет какую-то ответную реакцию. Реакция может оказаться самой разной, например, у потребителя формируется определенное отношение или мнение по поводу данного товара – это реакция на уровне восприятия. Ответная реакция проявляется в том, что потребители захотят купить рекламируемый товар или увеличить его потребление — такая реакция называется поведенческой.

Реклама выступает прекрасным средством информирования и убеждения,
не зависимо от того, что является ее целью (на примере ООО «Торговый Дом «БФК-ЕНИСЕЙ»): сформировать предпочтение пластиковых окон данной фирмы по Красноярскому краю, достижение определенной доли рынка, уровня известности, коэффициента лояльности или же изменение имиджа бренда. А чтобы цель оказалась достигнутой, необходимо ориентировать рекламную кампанию на ту категорию людей, которая нуждается в приобретении данного товара.

В данной курсовой работе мы рассмотрим:

1 .Общую теорию планирования и создания рекламы

2.Исследование проведения рекламной кампании ООО «Торговый Дом «БФК-ЕНИСЕЙ»

3.Подведение итогов проведенного исследования.


Роль и место рекламы в системе коммуникаций фирмы

 

Реклама является одним из важнейших элементов внешних коммуникаций фирмы. А что же такое коммуникации вообще и какое место в них занимает реклама? В общем и целом коммуникации представляют собой адресную передачу той или иной информации, организацию обратной связи для адекватной реакции на сигналы среды информирования.

Коммуникационные системы в управлении хозяйствующими субъектами можно подразделить на два вида — внешние и внутренние. Внешние коммуникации — это системы общения фирмы (организации) с рынком как с совокупностью реальных и потенциальных покупателей. Внутренние — системы общения работников организации, как руководителей и подчиненных, так и всех работников, между собой без соблюдения иерархии (допустим, информационное взаимодействие двух параллельных отделов по решению общих задач или специалистов и рабочих разных структурных подразделений по выполнению ими общего задания и т.п.).

Рекламу следует относить к системам внешних коммуникаций, и основная ее роль в них заключается в информировании о предлагаемых фирмой товарах (услугах). Что же касается мониторинга за реакцией покупателей на побудительные стимулы рекламы, анализа их действий, вследствие рекламного прессинга, и выработки корректирующих мероприятий, то все это другие задачи, но вместе с тем тесно связанные с задачами прямой и непосредственной рекламы (т.е. с задачами прямого и непосредственного информирования). Тесная взаимосвязь их однозначно предполагает и совместное, комплексное решение. Только системный подход в решении комплекса задач внешних коммуникаций может поднять эффективность всей сбытовой (торговой) деятельности. Системную взаимосвязь задач внешней коммуникации фирмы можно представить в виде следующей схемы (рис. 1.1).

 

 

 

 

Рис. 1.1

Таким образом, более широкий взгляд (как бы с высоты птичьего полета) на проблемы взаимоотношений продавцов и покупателей и представление рекламы только как части информационных взаимодействий между ними позволяют решать не просто проблему информирования, а комплекс проблем, относящихся к внешним коммуникациям вообще, что в результате корректировок способно обеспечить повышение эффективности и собственно рекламы, т.е. непосредственного информирования.

Поскольку комплекс задач внешних коммуникаций отличается разнообразием и сложностью, решать эти задачи лучше всего последовательно (рис. 1.2).

 

 Рис. 1.2. Последовательность построения коммуникационных систем

Первый блок представляет в своей значительной части задачи выбора. Следовательно, прежде чем приступить к их непосредственному решению, необходимо сформулировать критерии, по которым можно производить сравнение для последующего отбора.

 

Постановка целей

Первым шагом в процессе разработки рекламной программы является постановка рекламных целей. Эти цели должны основываться на принятых ранее решениях о целевом рынке, позиционировании товара и маркетинговом комплексе, которые предопределяют основные направления рекламной деятельности в рамках комплексной маркетинговой программы.

Целью рекламы называется конкретная задача по информированию целевой аудитории на протяжении определенного времени. Цели рекламы можно классифицировать по тому, стремится ли реклама проинформировать, убедить или напомнить. В табл. 1.3 описаны такие цели.

 

 

Информативная реклама очень часто используется при выведении товара на рынок. В этом случае целью рекламы является формирование первичного спроса. Убеждающая реклама приобретает значение по мере роста конкурентной борьбы. Теперь целью компании является формирование избирательного спроса. Например, когда пластиковые окна заняли свое место на рынке, компания БФК Енисей принялась убеждать потребителей, что пяти-камерные, в отличии от трех камерных обладают лучшим качеством при тех же ценах.

Иногда убеждающая реклама принимает форму сравнительной рекламы, при которой компания прямо или косвенно сравнивает свою продукцию с другими.

Использовать сравнительную рекламу следует с осторожностью, особенно в случаях, когда сравнения некорректны и их можно расценить как клевету по отношению к товару-конкуренту. Напоминающая реклама важна для товаров, находящихся на этапе зрелости. Дорогие клипы БФК Енисей, показываемые по телевизору, задуманы в основном для того, чтобы напомнить людям о их продукции, а не для того, чтобы их проинформировать или убедить.

Маркетологам также следует помнить о тех, кто уже сделал покупку, убеждая их в том, что они совершили правильный выбор. Например, компаниям стоит использовать укрепляющую рекламу, которая изображала бы довольных покупателей, восторгающихся своей новой покупкой (в нашем случае пластиковых окон).

Выбор рекламной цели полностью зависит от результатов анализа текущей ситуации на рынке. Если не очень известная компания хочет выйти на рынок с новым товаром, превосходящим по качеству марку-лидера, целью рекламы станет убеждение покупателей в превосходстве данного товара. Когда же рынок завоеван, но уровень продаж начинает снижаться, цель — увеличение сбыта за счет более интенсивного использования товара имеющимися потребителями или привлечения клиентов конкурентов.

 

Выбор рекламных средств

Одним из самых важных критериев для выбора рекламных средств следует назвать охват потенциальных покупателей рекламным сообщением. Для рекламы в прессе это легко определяется по тиражам изданий, в которых предполагается размещать рекламу. Тираж определяется множеством внешних факторов, на которые сам рекламодатель повлиять не может. Но он должен хорошо изучить эти факторы, чтобы придать соответствующий стиль рекламному сообщению, с учетом, как минимум, специфики читателей данного издания, а также с учетом и других факторов. Для рекламы в прессе важным критерием является также периодичность издания (еженедельные или ежедневные газеты). Что же касается печатной рекламы (буклетов, проспектов, каталогов и др.), то их тираж представляет собой подконтрольный для рекламодателя фактор, рекламодатель сам его выбирает исходя из предполагаемой численности своей целевой аудитории. Следовательно, не тираж выступает в этом случае критерием, а нечто другое. Что именно? Скорее всего, количественный и качественный состав целевой аудитории (потенциальных покупателей). Качественный состав определяется интересами покупателей, их нуждами, потребностями, запросами и ожиданиями, в соответствии с которыми и должен определяться вид печатного издания. Количественный же состав позволяет рекламодателю определять тираж изданий печатной рекламы.

 

Планирование рекламного бюджета

 

Определив рекламные цели и выбор рекламных средств, компания начинает планировать рекламный бюджет для каждого товара. Роль рекламы состоит в повышении спроса на товар. Разумеется, компания хочет потратить не больше, чем необходимо для достижения намеченных показателей сбыта. Ниже представлены некоторые особенности, которые необходимо учесть при планировании рекламного бюджета.

- Этап жизненного цикла товара. Как правило, для рекламы новых товаров и распространения знаний о них необходимы большие рекламные бюджеты, чтобы познакомить потребителей с новинкой и получить их признание. Реклама известных товаров для поддержания уровня продаж обычно требует меньших бюджетов.

- Доля рынка. Для рекламы марок, имеющих большой удельный вес в общем объеме продаж, потребуется больше денег, чем для рекламы марок, имеющих небольшой удельный вес, если при определении величины бюджета использовать метод расчета "процент от продаж". При освоении рынка или увеличении своей доли на рекламу уходит больше средств, чем при удержании уже имеющейся.

- Реклама и помехи. На рынке с сильной конкуренцией и большими

расходами на рекламу следует "громче" рекламировать свою марку, чтобы "перекричать" шум на рынке.

- Частота рекламы. Если для достижения поставленных целей необходимо многократное повторение рекламного обращения, рекламный бюджет должен быть больше.

- Степень однородности товаров. Марка, очень похожая на другие марки в своей товарной категории (пиво, прохладительные напитки, стиральные порошки), нуждается в интенсивной рекламе, чтобы выделить ее среди других. Если же товар сильно отличается от конкурентов, рекламу стоит нацелить на подчеркивание различий.

Планирование рекламного бюджета — непростое дело. Как компании узнать, что она потратила именно столько, сколько необходимо? Некоторые критики считают, что большие фирмы, продающие товары широкого потребления, тратят на рекламу слишком много, а промышленные компании, как правило, чрезмерно экономят на ней. Они утверждают, что, с одной стороны, компании с широким кругом потребителей используют много рекламы, нацеленной на создание имиджа, не зная ее действительного эффекта. Они перерасходуют, чтобы не потратить меньше, чем надо. Более того, рекламный бюджет этих компаний определяется методом "тыка", т.е. выделяется столько денег, сколько компания может себе позволить, или столько, сколько в среднем выделяется на рекламу в отрасли, не учитывая особенностей в деятельности конкретной компании. С другой стороны, промышленные рекламодатели слишком полагаются в поисках клиентов на свои отделы сбыта. Они недооценивают силу имиджа компании и товара при работе с промышленными потребителями. Таким образом, они расходуют недостаточно денег на формирование знаний и представлений потребителей о своих товарах.

Компании могут использовать ряд моделей исчисления расходов на рекламу, которые помогают понять, сколько же нужно потратить. Первая такая модель, разработанная Вайделем и Вольфом, призывала к значительным расходам на рекламу — чем выше немедленный отклик потребителей, тем быстрее они забудут и о рекламном обращении, и о товаре, следовательно, тем выше неиспользованный потенциал продаж. Такая модель не учитывает, однако, рекламу конкурентов и тот факт, эффективны ли рекламные обращения фирмы. Модель адаптивного регулирования позволяет экспериментировать с различными уровнями расходов на рекламу, измеряя изменения уровня продаж при различных затратах. Допустим, компания установила величину расходов на рекламу на основе последней информации о уровне продаж. Она расходует одинаковые суммы на всех рынках, кроме двух рынков, выбранных наугад. На одном из тестируемых рынков фирма тратит меньше, а на другом — больше. Таким образом, компания получает информацию об уровне продаж при низком, среднем и высоком уровне рекламных расходов, что помогает скорректировать предполагаемый уровень продаж. Подкорректированная таким образом функция уровня продаж используется для определения оптимального рекламного бюджета на следующий период.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 229.