Гарантии политических прав и свобод граждан
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Российская Федерация, претендуя на звание демократического и правового государства, стремится к осуществлению всех возможных гарантий по осуществлению прав и свобод. Конституция РФ 1993 г. является конституцией демократического правового государства. В ней довольно обстоятельно изложены все основные права и свободы человека и гражданина, соответствующие положениям основных международно-правовых документов. Четко построенная система Конституции позволяет увидеть, что нормы, содержащие определения прав и свобод подкрепляются гарантиями их реализации и защиты.

Как же в соответствии с Конституцией «государственная защита прав и свобод человека в российской Федерации гарантируется»[12]?

Представительная ветвь власти – Федеральное Собрание, будучи законодательным органом, претворяет в жизнь инициативу по принятию законов, соответствующих конституционным принципам, создает юридические механизмы обеспечения реального осуществления прав и свобод. Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 26.02.1997 г. № 1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». «Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами»[13]. Важным моментом функционирования данного закона является то, что Уполномоченный в своих действиях независим и неподотчетен государственным органам и должностным лицам, руководствуется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», общепризнанными нормами и принципами международного права, международными договорами РФ. Деятельность его дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан.

Исполнительная власть – «Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина…»[14] - очень важная статья, которая определяет одну из сторон деятельности Президента РФ по гарантиям прав и свобод: реализации, как в своей личной деятельности, так и инициируя законы, издавая указы, направленные на защиту прав и свобод личности в целом, отдельных групп населения.

При Президенте России существует комиссия по правам человека, деятельность которой направлена именно на разработку концепций по обеспечению и защите прав и свобод человека.

Правительство РФ, местные органы государственной власти также призваны осуществлять эту деятельность – министерство юстиции, существование системы специальных органов, призванных выполнять эти функции тому подтверждение.

Защита прав и свобод человека и гражданина – задача судебной власти в Российской Федерации. Эта задача стоит перед прокуратурой, в компетенцию которой входит рассмотрение обращений о нарушении права; перед судом, который в правовом государстве должен выступать гарантом защиты нарушенных прав. Действенным средством является Конституционный суд, принимающий жалобы граждан по фактам нарушения прав и свобод, создана Комиссия по правам человека при президенте РФ.

Говоря о гарантиях соблюдения прав и свобод человека и гражданина, нельзя не упомянуть положение конституции, в соответствии с которым сам человек может выступать защитником своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ), обжаловать действия нарушающие права в суд (ст. 46 ч. 2), обращаться в международные органы (ст. 46 ч. 3).

Особое место среди гарантий прав и свобод человека и гражданина занимают гарантии юридические, которые «охватывают все правовые средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина».[15]

Поскольку Российская Федерация – государство (основной субъект, на которого возлагаются гарантии) в соответствии с Конституцией правовое, то и регулирование данных отношений должно строиться с точки зрения норм права, закрепленных в конкретных нормативных актах.

Общие гарантии прав и свобод перечислены в Конституции РФ, более конкретно и подробно излагаются они в иных нормативно-правовых актах (кодексах, законах), подзаконных актах (указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ).

Можно выделить несколько направлений в реализации гарантий и защиты политических прав и свобод:

- юридическое закрепление гарантий в нормативно-правовых актах;

- система охраны и защиты прав и свобод в обеспечении их реального использования;

- система охраны и защиты прав и свобод в борьбе с их нарушениями;

- развитие общественно-политической активности граждан;

- государственный и общественный контроль за соблюдением гарантий;

- повышение правосознания и правовой культуры каждого;

- развитие общественных организаций, призванных охранять и защищать права человека и гражданина.

Важно помнить, что «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации»[16], что гарантирует использование конституционных положений при решении любых споров – в том числе и в судебных разбирательствах.

Каким же образом осуществляется механизм реализации конституционных прав и свобод, и как осуществляются их юридические гарантии? Существует специфический набор средств и методов защиты конституционных прав и свобод:

- конституционно-судебный механизм – т.е. возможность обращения в Конституционный Суд (регулируется Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 г. № 1 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»);

- судебная защита в судах общей юрисдикции (регулируется Законом РФ от 27.04.1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»);

- административные действия органов исполнительной власти;

- законная самозащита человеком своих прав – лично или через общественные объединения в пределах, оговоренных в нормативных актах;

- Международно-правовой механизм – возможность обращения в Европейский суд по правам человека или иные международные правозащитные организации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, в том случае, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты.

На примере конкретных статей Конституции рассмотрим действие этих механизмов:

- право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы (ст.30) – международные правовые документы и Конституция РФ закрепляет это право, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены в законах и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, защиты прав и свобод других лиц. Конкретизируется это право, и закрепляются гарантии на него в федеральных законах от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Деятельность этих организаций и объединений четко регламентируется, и устанавливаются правовые гарантии их существования.

- право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31) – данное право принадлежит только гражданам РФ и регламентируется Федеральным законом от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О демонстрациях шествиях, и пикетирования». Осуществление данного права не должно нарушать права и свободы других лиц, должно соответствовать статье 55 Конституции РФ. Незаконное воспрепятствование проведению данных мероприятий может быть обжаловано в суд.

- право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления; право на равный доступ к государственной службе; право на участие в отправлении правосудия (ст. 32) – это право, принадлежащее только гражданам РФ. Оно соответствует правовым нормам международных документов и реализуется, прежде всего, в избирательном праве граждан – право избирать и быть избранными. Для осуществления этого права необходим определенный статус личности – наличие дееспособности, достижение определенного возраста, состояние здоровья и т.д. – исходя из этих требований, могут возникать ограничения в осуществлении данных прав. Еще одной гарантией осуществления этих политических прав является участие дееспособных граждан в референдуме (Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»). Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» раскрывает конституционное положение об участии граждан в осуществлении правосудия в качестве присяжных, народных, арбитражных заседателей.

- право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33) – важное средство осуществления и охраны прав личности. Лично или через своего законного представителя любой гражданин может обратиться в государственные органы с ходатайством, жалобой заявлением. Рассмотрение обращений граждан гарантируется. В случае нарушения прав и свобод любой может обратиться в суд, для обжалования незаконных действия, восстановления прав и получения компенсации. Для каждого гражданина гарантируется право обращения в Конституционный суд Российской Федерации при нарушении конституционных прав и свобод.

Ряд статей Конституции РФ прямо устанавливает систему государственной защиты прав и свобод российских граждан. Прежде всего, гарантируется «государственная защита прав и свобод»[17], причем, в последующих статьях эти гарантии конкретизируются:

- гарантия судебной защиты; право обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления, общественных объединений и т.д.; право обращаться в международные правоохранительные организации по защите прав и свобод человека (ст.46) – инструментом реализации данных прав является вся судебная система Российской Федерации, наличие в РФ международно-правового механизма защиты прав и свобод человека;

- гарантия охраны прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, доступ правосудия и компенсация ущерба (ст.52), гарантия возмещения вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или должностных лиц (ст. 53), в соответствии с данными статьями государство берет на себя ответственность за все нарушения, злоупотребления властью. Положения данных статей взяты за основу законодательных и подзаконных актов, регулирующих порядок осуществления данных гарантий.

Конституция РФ 1993 г. является конституцией демократического правового государства. В ней довольно обстоятельно изложены все основные права и свободы человека и гражданина, соответствующие положениям основных международно-правовых документов. Четко построенная система Конституции позволяет увидеть, что нормы, содержащие определения прав и свобод подкрепляются гарантиями их реализации и защиты.



Заключение

 

Российская Федерация – демократическое государство. Само понятие «демократии» предусматривает, что власть в Российской Федерации осуществляется ее гражданами в равных правах и на основании закрепления этих прав в Конституции Российской Федерации.

Политические права и свободы нацелены на активное включение человека в жизнь страны, управление её делами. Эти права и свободы создают условия для укрепления связей между человеком и обществом, гражданином и государством. От того, каково состояние политических прав и свобод, во многом зависит прочность устоев конституционного строя, реальность его демократизма, уровень политической культуры широких слоев населения. Вместе с тем политические права и свободы человека развиваются не в отрыве, а на фоне иных прав и свобод, во взаимодействии с ними и прежде всего при опоре на уважение к человеку.

Конституция закрепляет те права и свободы, которые жизненно важны и в наибольшей мере социально значимы как для отдельного человека, так и в целом для общества, для государства.

Для человека они являются необходимыми предпосылками обеспечения условий достойного и свободного существования личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он состоит; экономических и социальных условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно насущных материальных и духовных потребностей.

Для государства, общества значимость конституционного закрепления политических прав и свобод выражается в том, что именно их реализация необходима для претворения в жизнь сущностных свойств государства как демократического и правового.

Поэтому политические права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им как необходимое условие его существования.

Конституционное закрепление политических прав и свобод в России имеет ещё и то значение, что, хотя в прошлом они широко декларировались и даже служили украшением советской власти, их реализация была затруднена. Отсутствие альтернативных кандидатов и полная монополия партийного аппарата в определении состава Советов искажали смысл избирательных прав. Многопартийность на практике не допускалась. В таких условиях политические права и свободы были иллюзорными и на практике способствовали не сближению, а отторжению государства от народа, порождали у людей недоверие к демократическим институтам.

Права и свободы не принесут своего результата, при господстве своеволия, эгоизма, несоблюдения закона.

Таким образом, политические права и свободы граждан можно рассматривать в качестве обеспеченных законом основных возможностей, позволяющих гражданам в установленных пределах как активно воздействовать на организацию и деятельность государства и его органов, иных субъектов политической системы, то есть политическую область общественных отношений, так и участвовать в социальной жизни общества.

 



Список  литературы

1. Конституция Российской Федерации. Государственные символы России. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. с. – (Кодексы и законы России).

2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации»

3. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»

4. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»

5. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»

6. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении»

7. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»

8. Закон Российской Федерации от 18.04.1991 г. № 1026-01 «О милиции»

9. Закон Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»

10. Закон Российской Федерации от 05.03.1992 г. № 2446-1 «О безопасности»

11. Закон Российской Федерации от 26.06.1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»

12. Закон Российской Федерации от 27.04.1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»

13. Закон Российской Федерации от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»

14. Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»

15. Федеральный закон от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»

16. Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»

17. Федеральный закон от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»

18. Федеральный закон от 17.01.2002 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»

19. Федеральный закон от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»

20. Федеральный закон от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О демонстрациях, шествиях и пикетированиях»

21. Азаров А.Я. Права человека. Новое знание. - М.: Общество «Знание» России, 1995. – 252 с.

22. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - 3-е изд., изм. и доп. - М.: Изд-во НОРМА, 2002. – 782 с.

23. Бережнов А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории. - М.: Изд-во МГУ, 1991. – 120 с.

24. Витрук Н. В. Правовой статус личности в СССР. М.: Юрид. лит., 1985. – 176 с.

25. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. Учебное пособие. - М.: Изд-во МГУ, 2007. – 294 с.

26. Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина. Принята  10 декабря 1948 Генеральной Ассамблеей ООН // Права человека: Сборник международных договоров: Том 1: Универсальные договоры, 1994. – 1142 с.

27. Дмитриев Ю.А. Правовое положение человека и гражданина в Российской Федерации: Учебное пособие. - М.: Манускрипт, 1992. – 538 с.

28. Декларация прав человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. // Ведомости Съезда Народных Депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. № 52, 26 декабря 1991 г. – М., 1991. – С. 2097 – 2204

29. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. // Права человека. Сборник универсальных и региональных международных документов. / Сост. Л.Н. Шестаков. М.: Изд-во МГУ, 2005. – 205 с.

30. Козлова Е.И. Конституционное право России: Учебник для студентов вузов / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. – 3-е изд., переработан. и доп. – М.: Юристъ, 2003. – 585 с.

31. Комментарий к Конституции Российской Федерации: Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: БЕК, 2006. – 664 с.

32. Международный пакт о гражданских и политических правах // Права человека: Сборник международных договоров: Том 1: Универсальные договоры, 2004. – 1142 с.

33. Общая теория прав человека /отв. ред. Е. А. Лукашева. – М.: НОРМА, 2006. – 520 с.

34. Права человека. Основные международные документы: Сб. документов. – М.: Международные отношения, 2004. – 160 с.

35. Теория права и государства: Учеб. для юрид. вузов и фак. / Науч.-исслед. ин-т правовой политики и проблем правоприменения; Рук. авт. коллектива и отв. ред. Г.Н. Манов. – М.: БЕК, 2006. – 323 с.


[1] Конституция РФ 1993 г. ст. 2

[2] Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: Издательство БЕК, 1994, стр.53

[3] Права человека. Основные международные документы: Сборник. Мо­сква, Издательство " Международные отношения ", 1994 г. 

[4] Бережнов А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории. М., 1991

[5] Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. // Права человека. Сборник универсальных и региональных международных документов. М., 1990

[6] Конституция РФ 1993 г.

[7] Закон РФ “О гражданстве Российской Федерации” от 28.11.91 преамбула

[8] Закон РФ “Об обжаловании в суд действий и решений нарушающих права и свободы граждан.” от 27.04.93

[9] Конституция РФ ст. 19, ч. 2

[10] Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» ст.8 ч.2

[11] Федеральный Закон “Об общественных объединениях” от 14.04.1995 г.

[12] Конституция РФ 1993 г. ст. 45, ч.1

[13] ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 25 декабря 1996 г. ст. 1, ч. 1

[14] Конституция РФ 1993 г. ст. 80, ч.2

[15] Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. Конституционное право российской Федерации: Учебник, М.: Юристъ, 1995. С.191

[16] Конституция РФ 1993 г. ст. 15, ч.1

[17] Конституция РФ 1993 г. ст. 45, ч.1


Дата: 2019-12-10, просмотров: 244.