Антимонопольное регулирование в России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Антимонопольная политика - комплекс мер, направленных на демо­нополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами кон­центрации на рынках, пресечение монополистических действий и не­добросовестной конкуренции, устранение административных барьеров и обеспечение условий для развития конкуренции на рынке, а также пропаганда и распространение знаний, способствующих созданию рав­ных условий для всех участников рынка и формированию обществен­ного сознания в пользу развития рыночных сил.

Рассматривая содержательную сущность антимонопольной полити­ки любого государства, функционирующего в рыночной экономике, в том числе Российской Федерации, следует иметь в виду два уровня понимания этой политики.

В узком смысле антимонопольную политику принято сводить к ме­роприятиям антимонопольных органов и органов по регулированию деятельности субъектов временных и естественных монополий в части осуществления государственного контроля за соблюдением законов и иных нормативно-правовых актов, относящихся к системе конкурент­ного права.

В широком смысле государственная антимонопольная (конкурентная) политика охватывает почти весь круг задач, направленных на развитие эко­номики, повышение конкурентоспособности продукции и услуг нацио­нальных производителей, обеспечение эффективной занятости. В этом смысле политика антимонопольного регулирования предопределяет ши­рокое участие антимонопольных органов в выработке экономической по­литики государства в целом или, по крайней мере, тех ее направлений, ко­торые могут непосредственно повлиять на конкурентную структуру рын­ка, деловую практику и хозяйственную деятельность его субъектов.

Государство обязано выполнять важные экономические, организаци­онные, координирующие, информационные функции для обеспечения рыночных условий предпринимательской деятельности, развития част­ного сектора. Стратегическая задача государственной антимонопольной политики по отношению к отдельным рынкам (отраслям) состоит в сохра­нении баланса конкурентных и монопольно-регулирующих сил в рамках рабочей конкуренции (олигополии или монополистической конкуренции). В связи с этим основными экономическими целями антимонополь­ной политики являются действия, направленные на оптимизацию рыноч­ной структуры, нейтрализацию монополистической власти и различных методов ее проявления, корректировку невыгодных для общества эконо­мических результатов для решения двух задач: повышения качества жизни и обеспечения конкурентоспособности российской экономики.

Достижение этих целей предполагает:

· организацию наблюдения за основными экономическими тенден­циями и структурными изменениями на товарных и финансовых рынках федерального и регионального уровней;

· обеспечение единства экономического пространства страны по­средством недопущения регионального сепаратизма и создания административных барьеров;

· проведение мероприятий по демонополизации высокомонополизированных рынков и поддержке предпринимательства;

· обеспечение «прозрачности» создания, слияния и присоединения коммерческих организаций, процедур, предусматривающих кон­центрацию активов и рыночной власти;

· снижение барьеров входа на рынки новых экономических струк­тур и обеспечение эффективного контроля за поведением доми­нирующих хозяйствующих субъектов;

· активизацию работы по профилактике и пресечению недобросо­вестной конкуренции на товарных рынках;

· упорядочение оказания государственной помощи;

· организацию антимонопольного контроля за поведением субъектов естественных монополий;

· пропаганду основных требований и норм антимонопольного за­конодательства, разработку мероприятий, направленных на адвокатирование конкуренции.

В качестве основных принципов реализации антимонопольной поли­тики можно обозначить следующие положения.

I. Содействие формированию рыночных отношений на основе раз­вития конкуренции и предпринимательства, контроля за процессами концентрации.

II. Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

III. Принцип разумного подхода при применении норм антимоно­польного законодательства, направленных на эффективное функциони­рование товарных рынков и конкуренции.

IV. Законность, гласность и публичность в действиях антимонополь­ных органов.

Нормативно-правовое и экономическое наполнение каждого из обо­значенных принципов изложено в Приложении 1.

Последовательное проведение государством антимонопольной поли­тики - важное условие формирования и функционирования рынка, а практика применения антимонопольного законодательства имеет большое значение для современной России. В качестве приоритетных задач конкурентной политики на 2004-2008 гг. выделяются:

· антимонопольное сопровождение реформ естественных монопо­лий, жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктурных от­раслей;

· модернизация законодательств о защите и развитии конкуренции, о естественных монополиях и о рекламе;

· контроль за концентрацией прав собственности на ограниченные природные ресурсы и предотвращение негативных последствий такой концентрации для конкуренции на товарных рынках;

· содействие повышению прозрачности российской экономики, выявление реальных собственников и групп лиц, контролирую­щих компании, имеющие рыночную и монопольную власть;

· защита и развитие конкуренции на строительном рынке, на рын­ке услуг по инженерной подготовке земельных участков под заст­ройку;

· расширение инструментария политики защиты и развития кон­куренции на товарных и финансовых рынках;

· интегрирование российского антимонопольного законодатель­ства в европейское;

· разработка механизмов активного адвокатирования конкурентной политики в России;

· усиление превентивных функций Федеральной антимонопольной службы, повышение ее прогнозных и аналитических возможностей.

Экономическая результативность отдельных отраслей или рынков зависит от поведения продавцов и покупателей при проведении цено­вой политики, товарной и продуктовой стратегии, политики коммуни­каций и рекламы, инвестиций в новое производство, вертикальной и горизонтальной интеграции, тактики решения юридических вопросов, интенсивности действия конкурентных сил, прибыльности отрасли. В связи с этим глобальной целью государственной антимонопольной поли­тики является создание среды для равной, добросовестной конкуренции, способствующей эффективному размещению ресурсов и устойчивому эко­номическому развитию.

Политика антимонопольного регулирования является одним из важнейших компонентов политики конкуренции и обеспе­чения социально-экономической стабильности интересов участников де­ловых отношений. Ее проводит государство в лице соответствующих органов власти и управления, осуществляя государственный контроль за соблюдением за­конов и нормативных актов, относящихся к системе конкурентного права.

Реализация конкурентной политики стала возможной только при формировании целостной системы антимонопольных органов в феде­ральном центре и регионах. В октябре 1990 г. впервые был законодатель­но оформлен ведущий антимонопольный орган - Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и под­держке новых экономических структур (ГКАП России).

В 1995 г. в целях обеспечения реализации государственной политики по развитию предпринимательства в РФ был создан Государственный ко­митет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпри­нимательства. В 1996 г. для реализации Федерального закона «О есте­ственных монополиях» были созданы Федеральная служба РФ по регу­лированию естественных монополий в области связи и Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополий на транспорте.

В целях формирования эффективной структуры федеральных органов исполнительной власти Указом Президента РФ от 22.09.1998 № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» существо­вавшие на тот момент антимонопольные органы были упразднены и об­разовано Министерство РФ по антимонопольной политике и поддер­жке предпринимательства, которому были переданы функции упразд­ненных органов (МАП России).

В начале марта 2004 г. в контексте реализуемой в России админист­ративной реформы началась реорганизация МАП России в соответствии с Указом Президента РФ от 9.03.2004 № 314 «О системе и структуре фе­деральных органов исполнительной власти», в связи с этим Постановлением Правительства были выделены базовые положения функциони­рования Федеральной антимонопольной службы. Руководителем Федеральной антимонопольной службы является Артемьев И.Ю.

Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным фе­деральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюде­нием законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защи­ты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов ес­тественных монополий (в части установленных законодательством полно­мочий антимонопольного органа), рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).

Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы. Руководство ее деятельностью осуществляет Правительство Российской Федерации. Федеральная антимонопольная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ.

Федеральная антимонопольная служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

- вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к сфере ведения Службы, а также проект ежегодного плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы;

- на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает некоторые нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности.

- на основании федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ и в порядке, установленном ими, осуществляет следующие полномочия по контролю и надзору в установленной сфере деятельности:

- - - осуществляет контроль и надзор:

· за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе;

· за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и результатом которых может являться ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование, либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка;

· за соблюдением требований обеспечения доступа на рынки услуг естественных монополий и оказанием услуг субъектами естественных монополий на недискриминационных условиях;

· за соблюдением установленных законодательством о естественных монополиях требований об обязательности заключения договоров субъектами естественных монополий;

· за соблюдением установленных антимонопольным законодательством требований о заключении договоров хозяйствующими субъектами и финансовыми организациями, занимающими доминирующее положение на соответствующих рынках;

· за действиями субъектов оптового и розничного рынков электроэнергии, занимающих исключительное положение на указанных рынках, перераспределением долей (акций) в уставных капиталах субъектов оптового рынка и их имущества, суммарной величиной установленной генерирующей мощности электростанций, включаемых в состав генерирующих компаний;

· за деятельностью администратора торговой системы оптового рынка электроэнергии, а также за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электроэнергии;

· за соответствием антимонопольному законодательству ограничивающих конкуренцию соглашений или согласованных действий хозяйствующих субъектов и финансовых организаций;

· за соответствием антимонопольному законодательству ограничивающих конкуренцию соглашений или согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций как между собой, так и между ними и хозяйствующими субъектами;

- - - выдает:

· заключения о последствиях влияния на конкуренцию на внутреннем рынке РФ специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер в случаях, предусмотренных законодательством в указанной сфере;

· заключения о наличии или отсутствии ограничения конкуренции на товарном рынке при введении, изменении и прекращении действия таможенных тарифов, а также при введении нетарифных мер;

· предписания, обязательные для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями (их руководителями), федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными наделенными функциями или правами указанных органов власти органами или организациями (их должностными лицами), физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством и законодательством о рекламе;

- - - осуществляет согласование:

· создания, реорганизации и ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций в случаях, установленных законодательством о конкуренции на товарных рынках;

· приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, получения в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов, приобретения прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

· проектов решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций по вопросам предоставления льгот и преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам;

- - - ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов;

- - - определяет наличие доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках и финансовых организаций на финансовых рынках;

- - - проводит в установленном порядке проверку соблюдения антимонопольного законодательства на товарных рынках хозяйствующими субъектами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными наделенными функциями или правами указанных органов власти органами или организациями, получает от них необходимые документы, информацию, объяснения в письменной и устной формах;

- - - проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;

- обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, проводит анализ состояния товарных рынков;

- осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на Службу функций;

- организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок;

- обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

- обеспечивает мобилизационную подготовку Службы;

- организует профессиональную подготовку работников Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

- взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

- осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;

- осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Федеральную антимонопольную службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ. Структурными подразделениями центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы являются управления по основным направлениям деятельности Службы. В состав управлений включаются отделы.

Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В ведении Федеральной антимонопольной службы России находит­ся 75 территориальных управлений, которые осуществляют свою дея­тельность в 88 субъектах РФ, за исключением Республики Ингушетия. Территориальные управления образованы в 1991 г. Деятельность их на­правлена на проведение рыночных реформ в регионах, формирование конкурентной среды, сохранение единого экономического пространства Российской Федерации. Некоторые территориальные управления функ­ционируют на территории нескольких субъектов РФ.

Территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках и защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий, рекламы.

Территориальный орган осуществляет свою деятельность на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Место территориальных органов в системе антимонопольных орга­нов (АМО), их функции, полномочия и организация деятельности были определены в приказе Федеральной антимонопольной службы от 13.10.2004 № 135 «Об утверждении Положения "О территориальном органе Федеральной антимонопольной службы"». В соответствии с ним основными функциями территориальных органов являются:

· осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением антимонопольного законодательства на товарных и финан­совых рынках;

· осуществление в соответствии с законодательством о естествен­ных монополиях контроля и надзора за деятельностью субъектов естественных монополий, работающих на региональных рынках;

· контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при заключении соглашений и ведении согласованных действий хозяйствующими субъектами, расположенными на территории субъекта РФ, а также с участием органов власти;

· осуществление контроля и надзора за соблюдением требований недискриминационного доступа на рынки;

· осуществление контроля за соблюдением установленного норма­тивными правовыми актами порядка ценообразования;

· анализ и прогноз экономической ситуации, складывающейся на территории региона в процессе реализации мер государственно­го регулирования.

Сотрудники антимонопольного органа в целях выполнения возложенных на них функций имеют право беспрепят­ственного доступа в федеральные органы исполнительной власти, орга­ны исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправ­ления, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации, а также в хозяйствующие субъекты для получения в установленном порядке документов и информации, необ­ходимых антимонопольному органу для выполнения возложенных на него функций.

Коммерческие и некоммерческие организации (их руководители), органы власти (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны по требованию антимоно­польного органа представлять достоверные документы, письменные и устные объяснения и иную информацию, необходимую для осуществ­ления антимонопольным органом его законной деятельности. При этом сведения, составляющие коммерческую или служебную и охраняемую законом тайну и полученные антимонопольным органом при осуществлении своих полномочий, не подлежат разглашению, за исключением случаев, установленных федеральным законом. В случае разглашения сотрудниками антимонопольного органа сведений, состав­ляющих коммерческую, служебную тайну, причиненные убытки подле­жат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 231.