Глава 2. Особенности регулирования монополий в России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Финансовая Академия при Правительстве РФ

Кафедра «Государственно-правовые дисциплины»

 

Реферат

на тему

«Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства»

 

 

Выполнила: студентка группы ВУ4-2

Ролдугина Е.В.

 

                                                         Проверил : доц. Винниченко А.Г.

 

Москва - 2006 г.

План:

Введение. 3

Глава 1. Монополия: понятие, сущность и виды.. 4

Глава 2. Особенности регулирования монополий в России. 11

2.1 Возникновение монополии в России. 11

2.2 Антимонопольное регулирование в России. 11

2.3 Государственное регулирование естественных монополий в РФ.. 21

Глава 3. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства в России 25

Заключение. 30

Список использованной литературы.. 32

Приложение 1. 33

Принципы и методы реализации антимонопольной политики. 33

Приложение 2. 34

Размеры штрафных санкций при нарушении антимонопольного законодательства, изложенные в Кодексе РФ об административных правонарушениях. 34

 

 

Введение

Темой данной работы является «Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства в России». Эта тема очень актуальна.

Монопольная власть может быть антиконкурентной, направленной на ограничение, недопуще­ние или устранение конкуренции. Результатом реализации монопольной силы может стать ограниче­ние возможностей конкуренции для малых предприятий и попадание их в зависимость от крупных фирм.

В современной экономике стремление к частичной монополизации охватило практически все сферы рынка — сократилось количество стан­дартизированных, недифференцированных продуктов и услуг разных компаний. При этом конкуренция между монополистами в условиях транспарентности рынков ужесточилась. В последнее время она чаще всего принимает формы агрессивной неценовой конкуренции, стимули­рующей продажи и создающей значительный комплекс услуг для потре­бителей. Монопольно-регулирующие силы в краткосрочном периоде в состоянии не только ограничивать разрушительные влияния стихийных сил ценовой конкуренции и способствовать более сбалансированному развитию всей экономики, отдельных ее секторов и отраслей, но и со­здавать широкий спектр альтернативных выгод для конечных потреби­телей. Однако в стратегическом плане, и особенно при локализованных рынках услуг, монополия приводит к застойным явлениям, в том числе сдерживанию научно-технического прогресса, падению эффективности производства и снижению благосостояния потребителей.

Поэтому для любого государства так важно иметь развитое антимонопольное законодательство и органы, которые совершенствуют его, регулируют деятельность монополий и привлекают к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

В данной работе в первой главе будут представлены вопросы, связанные с понятием монополии, ее признаками и видами.

Во второй главе рассматриваются особенности регулирования монополий в России. Здесь я расскажу о возникновении монополии в России, об антимонопольной политике, о том какие органы ее регулируют и каким образом это происходит. И отдельно подробно остановлюсь на регулировании естественных монополий в России.

В третьей главе я расскажу об ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в России. Здесь я расскажу об основаниях для рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, о порядке их рассмотрения и видах ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

 

Глава 1. Монополия: понятие, сущность и виды

Монополизм в экономике означает доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, что позволяет ему оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

Монополия (от греческого monos – один, poleo – продаю) – это исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т. е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. Монополия является прямой противоположностью конкурентному рынку. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок.

В силу своей разносторонности и многогранности понятия, существует множество определений термина «монополия». В связи с огромным значением этого понятия, в мировой экономической теории существует даже так называемая теория монополии. В рамках этой теории монополия рассматривается через призму трёх аспектов:

1. С точки зрения рыночной структуры

2. С точки зрения рыночного поведения

3. С точки зрения рыночных итогов.

Рассматривая каждый из этих аспектов в отдельности, следует уточнить, что, опираясь на рыночную структуру, можно дать следующее определение: монополия – это форма рынка, в условиях которой весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта. Изучая монополию через призму именно этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое пространство принято называть отраслью.

Здесь можно привести ещё одно определение монополии:

Монополия – это когда в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают.

Давая же определение монополии с точки зрения рыночного поведения, теория монополии изучает использование субъектом основных инструментов (таких, как цена, реклама…). При монополии субъект оперирует этими инструментами, не учитывая конкуренцию, а значит, и интересов конкурентов.

Уделяя наибольший объём внимания рыночным итогам, теория монополии отмечает то, что при монополии итоги связаны со следующими факторами:

· монопольно высокими ценами

· ограниченной готовностью монополии к инновациям.

Можно привести следующие признаки монополии:

1. Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей.

2. Производимая продукция является уникальной, то есть отсутствуют товары-заменители.

3. Вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров. Могут быть разные причины существования таких барьеров, к примеру:

· Крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производств.

· Система лицензий на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством.

· Монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага (к примеру, бриллиантов).

· При естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага.

· Нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом.

4. Сложность в получении полной информации обо всём рынке.

Монополии по своему характеру, движущим силам и формам про­явления можно классифицировать по различным признакам. Они следующие:

· по характеру движущих сил,

· по форме собственности,

· по территориальному признаку

· по характеру возникновения.

По характеру движущих сил можно выделить три типа монополии: естественную, продуктовую и протекционистскую.

Существование естественных монополий представляет экономичес­ки целесообразную рыночную ситуацию, при которой удовлетворение спроса на определенном продуктовом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических или иных особенностей функци­онирования рынка. В отраслях естественных монополий экономия, обусловленная ростом масштабов производства, столь велика, что про­дукт может быть произведен одной фирмой при более низких средних издержках, а товары, произведенные данными субъектами, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, соответственно, спрос на этом рынке в меньшей степени зависит от изменения цены. Техно­логические особенности функционирования компаний на таких рын­ках формируют ситуацию, при которой при росте спроса средние со­вокупные издержки для фирмы с данной технологией постоянно сни­жаются, а какое-либо рассредоточение производства на нескольких предприятиях приводит к росту суммарных затрат на выпуск продукции и неэффективному функционированию системы. Естественная монополия существует на основе барьеров, обусловлен­ных особенностями производства и реализации продукции. В подавля­ющем большинстве случаев такая экономическая ситуация характерна для отраслей-коммуникаций и предприятий, производящих продукцию и услуги коллективного потребления, - транспортировка нефти, газа, передача электрической и тепловой энергии, магистральные перевоз­ки железнодорожным транспортом, услуги электросвязи, транспортных терминалов, водоснабжения и водоотведения и др.

Достижение монопольного положения может быть как результатом активного внедрения достижений научно-технического прогресса, раз­работки и создания принципиально нового товара или услуги, эффек­тивной хозяйственной стратегии, так и результатом умелого использо­вания технологических инноваций, удачного учета динамики рыночной конъюнктуры, широкого применения системы сервисного обслужива­ния и создания эффективных и благоприятных режимов потребления. При наличии потенциальных конкурентов и появлении товара-замени­теля такая монополия постоянно мотивирована на концентрацию сво­их усилий для поддержания мобильности и эффективности в сфере про­изводства и реализации продукции. В связи с тем, что достижение мо­нопольного положения осуществляется благодаря выведению на рынок нового товара, данная монополия характеризуется как продуктовая. Как правило, продуктовые монополии опираются на аккумулирование фи­нансовых ресурсов, направляемых на осуществление перспективных на­учно-исследовательских программ, внедрение инноваций и новейших достижений научной мысли, реализацию масштабных маркетинговых проектов и создание нематериальных брендинговых активов.

Возникновение протекционистских монополий связано с активной по­литикой в рамках государственной помощи, направленной на содействие отдельным субъектам рынка, что полностью предотвращает возникнове­ние конкурентов либо создает для этого существенные административ­ные барьеры. Основными инструментами государственной помощи являются прямые субсидии и льготы, включая освобождения от уплаты налогов, займы под гарантии государства или займы, предоставляемые государством по процентным ставкам ниже рыночных, государственные поставки товаров и услуг по ценам ниже рыночных, отсутствие конкурс­ной системы распределения государственных заказов и др. Протекционистские монополии при малоэффективной деятельности могут добиваться успешных экономических результатов за счет манипули­рования ценами при низком качестве и невысокой конкурентоспособности своей продукции. Протекционистские монополии, действуя в условиях го­сударственного патронажа, обеспечены административным иммунитетом. Это принципиально важный фактор, предопределяющий особенности их хозяйственной стратегии и поведения на рынке. Результатами законодатель­но не урегулированного государственного вмешательства в деятельность субъектов рынка могут быть нарушение экономического равновесия на рын­ке, технологические и социальные конфликты, проявление монополисти­ческого поведения, направленного на ограничение, устранение или недопу­щение конкуренции.

По форме собственности можно выделить два типа монополий: част­ную и государственную.

Частная монополия реализует в ходе экономической и хозяйственной деятельности цели, вытекающие из частнопредпринимательских инте­ресов агентов рынка, обладающих правами частной собственности и механизмами защиты этих прав. Данные цели связаны с достижением конкурентных преимуществ и укреплением положения монополии на рынке, повышением эффективности функционирования, обеспечени­ем благоприятных в перспективе условий для деятельности.

Особенность государственной монополии состоит в том, что ее дея­тельность находится под контролем и регулируется конкретными орга­нами власти, наделенными полномочиями государства, которые защищают интересы общества и потребителей. Обычно контролю и регули­рованию подвержены цены, качество продукции и услуг, объемы про­изводства, экспортно-импортные тарифы, квоты экспорта-импорта.

Разновидностью государственной монополии в советской России была ведомственно-бюрократическая монополия, возникшая на осно­ве государственной собственности. Процесс сращивания интересов партийно-государственной системы, сохранявшей элитарное положение в обществе, и отраслевых ведомственно-корпоративных структур сфор­мировал принципиально новый в экономической практике вид моно­полий. Ведомства от лица государства получили распорядительские полно­мочия, которые стали использовать для реализации своих узкогрупповых интересов. В результате этого процесса к концу 1970-х гг. ведомственно-отраслевые монополии стали доминировать на товарных и географичес­ких рынках при полном отсутствии конкурентов и контроля со стороны общества.

По территориальному признаку можно выделить четыре уровня су­ществования монополий - экстерриториальный, национальный, реги­ональный и местный (локальный).

В основе данной классификации лежат географические границы рынка, на котором осуществляет свою деятельность монополия. Соот­ветственно, масштабы деятельности, стратегические интересы, активы компании, сфера экономических приоритетов и масштабность рынков будут принципиально различаться. В условиях глобализации политичес­ких и экономических процессов наметилась устойчивая тенденция раз­вития транснациональных корпораций, которые нередко принимают форму транснациональных монополий.

Национальные монополии осуществляют свою деятельность в грани­цах государства, доминируют на федеральных рынках. В России таки­ми монополиями являются крупнейшие компании ГМК «Норильский никель», «АЛРОСА», «Газпром», РАО «ЕЭС России», автомобильный концерн «АвтоВАЗ» и др.

Региональные монополии действуют в границах одного или несколь­ких административно-территориальных образований. В большинстве случаев это достаточно крупные агенты регионального рынка, оказы­вающие исключительное влияние на сферу производства и процесс об­ращения товара в регионе.

Местные (локальные) монополии существуют в границах района, го­рода и других локальных территориальных образований. В подавляющем большинстве случаев к местным монополиям относят субъекты, функционирующие на рынках услуг, так как эти рынки достаточно зак­рыты.

По характеру возникновения можно выделить организационную, тех­нологическую и экономическую монополии.

Организационная монополия возникает путем договоренностей и со­глашений между хозяйствующими субъектами и принимает форму кар­телей, синдикатов, конгломератов, вертикально интегрированных сис­тем. Такая монополия не является юридически оформленной, однако в согласованном поведении формально и юридически независимых субъектов рынка присутствует единая рыночная стратегия поведения (поддержание цен, раздел рынка и др.).

В экономической теории различают следующие формы монополис­тических объединений:

· картель — монополистическое соглашение группы предприятий, действующих в одной отрасли, деятельность которых направле­на на раздел рынка, согласованное поддержание цен и др. для из­влечения монопольных выгод;

· синдикат — форма объединения предприятий одной отрасли промышленности по контролю над сбытом продукции и закупке сы­рья с целью получения монопольных прибылей.

Отличительной особенностью картеля и синдиката является сохра­нение производственной и юридической самостоятельности, но при этом утрачивается коммерческая самостоятельность;

· трест — монополистическое объединение ряда предприятий од­ной или нескольких отраслей с полной ликвидацией их производ­ственной и коммерческой самостоятельности, включающее объе­динение производства и сбыта, финансов и управления;

· многоотраслевой концерн — монополистическое объединение предприятий различных отраслей, находящихся под единым фи­нансовым контролем. Объединение предприятий осуществляет­ся при этом не на основе добровольных соглашений, а на основе финансовой зависимости при помощи скупки акций крупнейши­ми компаниями.

Типичными современными концернами являются холдинговые ком­пании, финансово-промышленные группы, интегрированные бизнес-группы (ИБГ).

Технологическая монополия существует чаще всего при наличии уни­кального продукта, технологии производства или при ограниченности спроса. Длительность существования таких монополий зависит от достижений научно-технического прогресса, технологических нововведе­ний, моды, потребностей рынка и появления товара-заменителя.

Экономическая монополия возникает в результате сделок слияния и поглощения. Стремление компаний к достижению эффекта масштаба и синергетического эффекта, позволяющих обеспечить конкурентные преимущества на рынке, активизирует процессы концентрации рыноч­ной власти через объединение экономических активов.

В современных условиях экономическая жизнь общества реагирует на наличие двух противоположных тенденций: с одной стороны, на раз­витие активного конкурентного соперничества, с другой — на рост вли­яния на рынок монополистического поведения отдельных групп фирм для достижения определенных целей. Монополистическое поведение усиливается вследствие:

· ускорения концентрации и централизации капитала, слияний и поглощений компаний;

· усиления дифференциации продуктов;

· уникальности производимого продукта или услуги;

· роста ограничений на использование ресурсов;

· ускорения научно-технического прогресса, повышения расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в наукоемких отраслях;

· преимуществ реализации конкурентных стратегий компаний, со­четающих знание условий функционирования рынка и грамотное управление компанией;

· усложнения отраслевой структуры производства, резкого повы­шения роли инфраструктуры;

· открытия рынков отдельных стран международному капиталу, расширения роли транснациональных корпораций;

· скорости роста рынка;

· активизации горизонтальной и вертикальной интеграции;

· активной государственной поддержки и помощи отдельным субъектам рынка;

· согласованного поведения (картеля) на рынке независимых субъектов,

С увеличением размеров отдельных субъектов рынка обычно растет их экономическая сила и власть. Рыночной силой продавца признается способность, извлекая прибыль, поддерживать цены выше конкурент­ного уровня на протяжении достаточно продолжительного времени. Фирма обладает монопольной властью тогда, когда может воздействовать на цену своего товара, изменяя его количество, которое она готова про­дать. Степень, до которой отдельный продавец может использовать мо­нопольную власть, зависит от наличия близких заменителей его продук­та и от доли в общих продажах на рынке. Чтобы обладать монопольной властью, фирме не требуется быть абсолютным монополистом - дос­таточна доля рынка, превышающая 65%.

В российском законодательстве такое положение называется доми­нирующим. Доминирующее положение - это исключительное положе­ние хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъек­тов на рынке либо товара, не имеющего заменителей, либо взаимоза­меняемых товаров. Такое положение дает возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответству­ющем рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

 

Заключение

В заключение этой работы я хотела бы сделать выводы и подвести итоги.

Как известно, монополия существует во всём мире. Но главной особенностью монополизации российского рынка можно считать, пожалуй, то, что она сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики.

Основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. В широком смысле государственная антимонопольная политика охватывает почти весь круг задач, направленных на раз­витие экономики, повышение конкурентоспособности продукции и ус­луг национальных производителей, обеспечение эффективной занято­сти. Политика антимонопольного регулирования предопределяет широкое участие антимонопольных органов в выработке экономичес­кой политики государства в целом или, по крайней мере, тех ее направлений, которые могут непосредственно повлиять на конкурентную струк­туру рынка, деловую практику, хозяйственную деятельность субъектов рынка. Антимонопольная политика не должна ограничиваться только проведением мер, направленных на пресечение монополистических дей­ствий и недобросовестной конкуренции, но должна включать комплекс пропагандистских, учебных и разъяснительных мероприятий по форми­рованию общественного сознания в пользу развития рыночных сил.

В качестве основных принципов реализации антимонопольной политики можно обозначить следующие положения: содействие фор­мированию рыночных отношений, предупреждение, ограничение и пре­сечение монополистической деятельности и недобросовестной конку­ренции, соотнесение положений положительного и отрицательного эф­фектов, предполагающих правила разумного подхода при применении норм антимонопольного законодательства, гласность и публичность в действиях антимонопольных органов.

Реализация конкурентной политики стала возможной только при формировании целостной системы антимонопольных органов в федераль­ном центре и регионах. В своей деятельности Федеральная антимонопольная служба ру­ководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями правительства, предоставляющими право на прямое государственное регулирование, организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности.

За нарушения антимонопольного законодательства должностные лица органов власти, коммерческие и некоммерческие организации или их руководители, а также физические лица, в том числе индивидуаль­ные предприниматели, несут гражданско-правовую, административную либо уголовную ответственность.

Изменение характера конкуренции определяет новые концептуаль­ные подходы к осуществлению конкурентной политики как на между­народном, так и на национальном и региональном уровнях, что обуслов­ливает необходимость совершенствования нормативно-правовой базы антимонопольного законодательства и системы органов регулирования.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями);

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (с изменениями и дополнениями);

3. Федеральный закон от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (с изменениями и дополнениями);

4. Закон от 22 марта 1991 года N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»

5. Федеральный закон от 23 июня 1999 года № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (с изменениями и дополнениями);

6. Приказ от 13 октября 2004 г. № 135 «Об утверждении положения о территориальном органе федеральной антимонопольной службы»

7. Постановление от 30 июня 2004 г. № 331 «Об утверждении положения о федеральной антимонопольной службе»

8. Постановление от 7 апреля 2004 г. № 189 «Вопросы федеральной антимонопольной службы»

9. Князева И.В. Антимонопольная политика в России. – Москва: Омега-Л, 2006 г.

10. Курс микроэкономики. Под редакцией Р. М. Нуреева. 2003 г.

11. П. Покрытан. О регулировании монопольных тарифов // Экономист, 2006, №2, с. 9-14;

12. В. Качалин. Международные аспекты антимонопольного регулирования // Мировая экономика и международные отношения, 2006, № 2, с. 49-56;

13. В чем соль цены // Российская газета, 2 мая 2006 г.

 

 

Приложение 1

Приложение 2

Финансовая Академия при Правительстве РФ

Кафедра «Государственно-правовые дисциплины»

 

Реферат

на тему

«Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства»

 

 

Выполнила: студентка группы ВУ4-2

Ролдугина Е.В.

 

                                                         Проверил : доц. Винниченко А.Г.

 

Москва - 2006 г.

План:

Введение. 3

Глава 1. Монополия: понятие, сущность и виды.. 4

Глава 2. Особенности регулирования монополий в России. 11

2.1 Возникновение монополии в России. 11

2.2 Антимонопольное регулирование в России. 11

2.3 Государственное регулирование естественных монополий в РФ.. 21

Глава 3. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства в России 25

Заключение. 30

Список использованной литературы.. 32

Приложение 1. 33

Принципы и методы реализации антимонопольной политики. 33

Приложение 2. 34

Размеры штрафных санкций при нарушении антимонопольного законодательства, изложенные в Кодексе РФ об административных правонарушениях. 34

 

 

Введение

Темой данной работы является «Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства в России». Эта тема очень актуальна.

Монопольная власть может быть антиконкурентной, направленной на ограничение, недопуще­ние или устранение конкуренции. Результатом реализации монопольной силы может стать ограниче­ние возможностей конкуренции для малых предприятий и попадание их в зависимость от крупных фирм.

В современной экономике стремление к частичной монополизации охватило практически все сферы рынка — сократилось количество стан­дартизированных, недифференцированных продуктов и услуг разных компаний. При этом конкуренция между монополистами в условиях транспарентности рынков ужесточилась. В последнее время она чаще всего принимает формы агрессивной неценовой конкуренции, стимули­рующей продажи и создающей значительный комплекс услуг для потре­бителей. Монопольно-регулирующие силы в краткосрочном периоде в состоянии не только ограничивать разрушительные влияния стихийных сил ценовой конкуренции и способствовать более сбалансированному развитию всей экономики, отдельных ее секторов и отраслей, но и со­здавать широкий спектр альтернативных выгод для конечных потреби­телей. Однако в стратегическом плане, и особенно при локализованных рынках услуг, монополия приводит к застойным явлениям, в том числе сдерживанию научно-технического прогресса, падению эффективности производства и снижению благосостояния потребителей.

Поэтому для любого государства так важно иметь развитое антимонопольное законодательство и органы, которые совершенствуют его, регулируют деятельность монополий и привлекают к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

В данной работе в первой главе будут представлены вопросы, связанные с понятием монополии, ее признаками и видами.

Во второй главе рассматриваются особенности регулирования монополий в России. Здесь я расскажу о возникновении монополии в России, об антимонопольной политике, о том какие органы ее регулируют и каким образом это происходит. И отдельно подробно остановлюсь на регулировании естественных монополий в России.

В третьей главе я расскажу об ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в России. Здесь я расскажу об основаниях для рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, о порядке их рассмотрения и видах ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

 

Глава 1. Монополия: понятие, сущность и виды

Монополизм в экономике означает доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, что позволяет ему оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

Монополия (от греческого monos – один, poleo – продаю) – это исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т. е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. Монополия является прямой противоположностью конкурентному рынку. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок.

В силу своей разносторонности и многогранности понятия, существует множество определений термина «монополия». В связи с огромным значением этого понятия, в мировой экономической теории существует даже так называемая теория монополии. В рамках этой теории монополия рассматривается через призму трёх аспектов:

1. С точки зрения рыночной структуры

2. С точки зрения рыночного поведения

3. С точки зрения рыночных итогов.

Рассматривая каждый из этих аспектов в отдельности, следует уточнить, что, опираясь на рыночную структуру, можно дать следующее определение: монополия – это форма рынка, в условиях которой весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта. Изучая монополию через призму именно этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое пространство принято называть отраслью.

Здесь можно привести ещё одно определение монополии:

Монополия – это когда в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают.

Давая же определение монополии с точки зрения рыночного поведения, теория монополии изучает использование субъектом основных инструментов (таких, как цена, реклама…). При монополии субъект оперирует этими инструментами, не учитывая конкуренцию, а значит, и интересов конкурентов.

Уделяя наибольший объём внимания рыночным итогам, теория монополии отмечает то, что при монополии итоги связаны со следующими факторами:

· монопольно высокими ценами

· ограниченной готовностью монополии к инновациям.

Можно привести следующие признаки монополии:

1. Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей.

2. Производимая продукция является уникальной, то есть отсутствуют товары-заменители.

3. Вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров. Могут быть разные причины существования таких барьеров, к примеру:

· Крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производств.

· Система лицензий на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством.

· Монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага (к примеру, бриллиантов).

· При естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага.

· Нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом.

4. Сложность в получении полной информации обо всём рынке.

Монополии по своему характеру, движущим силам и формам про­явления можно классифицировать по различным признакам. Они следующие:

· по характеру движущих сил,

· по форме собственности,

· по территориальному признаку

· по характеру возникновения.

По характеру движущих сил можно выделить три типа монополии: естественную, продуктовую и протекционистскую.

Существование естественных монополий представляет экономичес­ки целесообразную рыночную ситуацию, при которой удовлетворение спроса на определенном продуктовом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических или иных особенностей функци­онирования рынка. В отраслях естественных монополий экономия, обусловленная ростом масштабов производства, столь велика, что про­дукт может быть произведен одной фирмой при более низких средних издержках, а товары, произведенные данными субъектами, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, соответственно, спрос на этом рынке в меньшей степени зависит от изменения цены. Техно­логические особенности функционирования компаний на таких рын­ках формируют ситуацию, при которой при росте спроса средние со­вокупные издержки для фирмы с данной технологией постоянно сни­жаются, а какое-либо рассредоточение производства на нескольких предприятиях приводит к росту суммарных затрат на выпуск продукции и неэффективному функционированию системы. Естественная монополия существует на основе барьеров, обусловлен­ных особенностями производства и реализации продукции. В подавля­ющем большинстве случаев такая экономическая ситуация характерна для отраслей-коммуникаций и предприятий, производящих продукцию и услуги коллективного потребления, - транспортировка нефти, газа, передача электрической и тепловой энергии, магистральные перевоз­ки железнодорожным транспортом, услуги электросвязи, транспортных терминалов, водоснабжения и водоотведения и др.

Достижение монопольного положения может быть как результатом активного внедрения достижений научно-технического прогресса, раз­работки и создания принципиально нового товара или услуги, эффек­тивной хозяйственной стратегии, так и результатом умелого использо­вания технологических инноваций, удачного учета динамики рыночной конъюнктуры, широкого применения системы сервисного обслужива­ния и создания эффективных и благоприятных режимов потребления. При наличии потенциальных конкурентов и появлении товара-замени­теля такая монополия постоянно мотивирована на концентрацию сво­их усилий для поддержания мобильности и эффективности в сфере про­изводства и реализации продукции. В связи с тем, что достижение мо­нопольного положения осуществляется благодаря выведению на рынок нового товара, данная монополия характеризуется как продуктовая. Как правило, продуктовые монополии опираются на аккумулирование фи­нансовых ресурсов, направляемых на осуществление перспективных на­учно-исследовательских программ, внедрение инноваций и новейших достижений научной мысли, реализацию масштабных маркетинговых проектов и создание нематериальных брендинговых активов.

Возникновение протекционистских монополий связано с активной по­литикой в рамках государственной помощи, направленной на содействие отдельным субъектам рынка, что полностью предотвращает возникнове­ние конкурентов либо создает для этого существенные административ­ные барьеры. Основными инструментами государственной помощи являются прямые субсидии и льготы, включая освобождения от уплаты налогов, займы под гарантии государства или займы, предоставляемые государством по процентным ставкам ниже рыночных, государственные поставки товаров и услуг по ценам ниже рыночных, отсутствие конкурс­ной системы распределения государственных заказов и др. Протекционистские монополии при малоэффективной деятельности могут добиваться успешных экономических результатов за счет манипули­рования ценами при низком качестве и невысокой конкурентоспособности своей продукции. Протекционистские монополии, действуя в условиях го­сударственного патронажа, обеспечены административным иммунитетом. Это принципиально важный фактор, предопределяющий особенности их хозяйственной стратегии и поведения на рынке. Результатами законодатель­но не урегулированного государственного вмешательства в деятельность субъектов рынка могут быть нарушение экономического равновесия на рын­ке, технологические и социальные конфликты, проявление монополисти­ческого поведения, направленного на ограничение, устранение или недопу­щение конкуренции.

По форме собственности можно выделить два типа монополий: част­ную и государственную.

Частная монополия реализует в ходе экономической и хозяйственной деятельности цели, вытекающие из частнопредпринимательских инте­ресов агентов рынка, обладающих правами частной собственности и механизмами защиты этих прав. Данные цели связаны с достижением конкурентных преимуществ и укреплением положения монополии на рынке, повышением эффективности функционирования, обеспечени­ем благоприятных в перспективе условий для деятельности.

Особенность государственной монополии состоит в том, что ее дея­тельность находится под контролем и регулируется конкретными орга­нами власти, наделенными полномочиями государства, которые защищают интересы общества и потребителей. Обычно контролю и регули­рованию подвержены цены, качество продукции и услуг, объемы про­изводства, экспортно-импортные тарифы, квоты экспорта-импорта.

Разновидностью государственной монополии в советской России была ведомственно-бюрократическая монополия, возникшая на осно­ве государственной собственности. Процесс сращивания интересов партийно-государственной системы, сохранявшей элитарное положение в обществе, и отраслевых ведомственно-корпоративных структур сфор­мировал принципиально новый в экономической практике вид моно­полий. Ведомства от лица государства получили распорядительские полно­мочия, которые стали использовать для реализации своих узкогрупповых интересов. В результате этого процесса к концу 1970-х гг. ведомственно-отраслевые монополии стали доминировать на товарных и географичес­ких рынках при полном отсутствии конкурентов и контроля со стороны общества.

По территориальному признаку можно выделить четыре уровня су­ществования монополий - экстерриториальный, национальный, реги­ональный и местный (локальный).

В основе данной классификации лежат географические границы рынка, на котором осуществляет свою деятельность монополия. Соот­ветственно, масштабы деятельности, стратегические интересы, активы компании, сфера экономических приоритетов и масштабность рынков будут принципиально различаться. В условиях глобализации политичес­ких и экономических процессов наметилась устойчивая тенденция раз­вития транснациональных корпораций, которые нередко принимают форму транснациональных монополий.

Национальные монополии осуществляют свою деятельность в грани­цах государства, доминируют на федеральных рынках. В России таки­ми монополиями являются крупнейшие компании ГМК «Норильский никель», «АЛРОСА», «Газпром», РАО «ЕЭС России», автомобильный концерн «АвтоВАЗ» и др.

Региональные монополии действуют в границах одного или несколь­ких административно-территориальных образований. В большинстве случаев это достаточно крупные агенты регионального рынка, оказы­вающие исключительное влияние на сферу производства и процесс об­ращения товара в регионе.

Местные (локальные) монополии существуют в границах района, го­рода и других локальных территориальных образований. В подавляющем большинстве случаев к местным монополиям относят субъекты, функционирующие на рынках услуг, так как эти рынки достаточно зак­рыты.

По характеру возникновения можно выделить организационную, тех­нологическую и экономическую монополии.

Организационная монополия возникает путем договоренностей и со­глашений между хозяйствующими субъектами и принимает форму кар­телей, синдикатов, конгломератов, вертикально интегрированных сис­тем. Такая монополия не является юридически оформленной, однако в согласованном поведении формально и юридически независимых субъектов рынка присутствует единая рыночная стратегия поведения (поддержание цен, раздел рынка и др.).

В экономической теории различают следующие формы монополис­тических объединений:

· картель — монополистическое соглашение группы предприятий, действующих в одной отрасли, деятельность которых направле­на на раздел рынка, согласованное поддержание цен и др. для из­влечения монопольных выгод;

· синдикат — форма объединения предприятий одной отрасли промышленности по контролю над сбытом продукции и закупке сы­рья с целью получения монопольных прибылей.

Отличительной особенностью картеля и синдиката является сохра­нение производственной и юридической самостоятельности, но при этом утрачивается коммерческая самостоятельность;

· трест — монополистическое объединение ряда предприятий од­ной или нескольких отраслей с полной ликвидацией их производ­ственной и коммерческой самостоятельности, включающее объе­динение производства и сбыта, финансов и управления;

· многоотраслевой концерн — монополистическое объединение предприятий различных отраслей, находящихся под единым фи­нансовым контролем. Объединение предприятий осуществляет­ся при этом не на основе добровольных соглашений, а на основе финансовой зависимости при помощи скупки акций крупнейши­ми компаниями.

Типичными современными концернами являются холдинговые ком­пании, финансово-промышленные группы, интегрированные бизнес-группы (ИБГ).

Технологическая монополия существует чаще всего при наличии уни­кального продукта, технологии производства или при ограниченности спроса. Длительность существования таких монополий зависит от достижений научно-технического прогресса, технологических нововведе­ний, моды, потребностей рынка и появления товара-заменителя.

Экономическая монополия возникает в результате сделок слияния и поглощения. Стремление компаний к достижению эффекта масштаба и синергетического эффекта, позволяющих обеспечить конкурентные преимущества на рынке, активизирует процессы концентрации рыноч­ной власти через объединение экономических активов.

В современных условиях экономическая жизнь общества реагирует на наличие двух противоположных тенденций: с одной стороны, на раз­витие активного конкурентного соперничества, с другой — на рост вли­яния на рынок монополистического поведения отдельных групп фирм для достижения определенных целей. Монополистическое поведение усиливается вследствие:

· ускорения концентрации и централизации капитала, слияний и поглощений компаний;

· усиления дифференциации продуктов;

· уникальности производимого продукта или услуги;

· роста ограничений на использование ресурсов;

· ускорения научно-технического прогресса, повышения расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в наукоемких отраслях;

· преимуществ реализации конкурентных стратегий компаний, со­четающих знание условий функционирования рынка и грамотное управление компанией;

· усложнения отраслевой структуры производства, резкого повы­шения роли инфраструктуры;

· открытия рынков отдельных стран международному капиталу, расширения роли транснациональных корпораций;

· скорости роста рынка;

· активизации горизонтальной и вертикальной интеграции;

· активной государственной поддержки и помощи отдельным субъектам рынка;

· согласованного поведения (картеля) на рынке независимых субъектов,

С увеличением размеров отдельных субъектов рынка обычно растет их экономическая сила и власть. Рыночной силой продавца признается способность, извлекая прибыль, поддерживать цены выше конкурент­ного уровня на протяжении достаточно продолжительного времени. Фирма обладает монопольной властью тогда, когда может воздействовать на цену своего товара, изменяя его количество, которое она готова про­дать. Степень, до которой отдельный продавец может использовать мо­нопольную власть, зависит от наличия близких заменителей его продук­та и от доли в общих продажах на рынке. Чтобы обладать монопольной властью, фирме не требуется быть абсолютным монополистом - дос­таточна доля рынка, превышающая 65%.

В российском законодательстве такое положение называется доми­нирующим. Доминирующее положение - это исключительное положе­ние хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъек­тов на рынке либо товара, не имеющего заменителей, либо взаимоза­меняемых товаров. Такое положение дает возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответству­ющем рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

 

Глава 2. Особенности регулирования монополий в России

Дата: 2019-12-10, просмотров: 244.