Который выше всякой конкуренции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

1. Особенности организации учебно-воспитательной работы с учащимися на базе школьных музеев Ростовской области посредством музейной педагогики:

1.1. Комплексно-краеведческий музей МОУ Пешковской СОШ Азовского района

1.2. Комплексно-краеведческий музей МОУ Мелиховской СОШ Усть-Донецкого района

1.3. Историко-краеведческий музей МОУ СОШ №5 г. Зверево

1.4. Музейный комплекс «Наследие» МОУ Лицея №7 им. А.Н. Ефимова г. Миллерово

1.5. Музей МОУ СОШ № 2 им. А.Цыганкова г. Миллерово

1.6. Музей боевой и трудовой славы МОУ «ООШ №38» г. Новошахтинска

1.7. Краеведческий музей МОУ СОШ №2 имени А.А.Араканцева «Истоки» Семикаракорского района

1.8. Музей трудовой и боевой славы МОУ СОШ №6 им. В.А. Сулёва Егорлыкского района

1.9. Исторический музей МОУ Войновской СОШ №9 имени В.И. Сагайды Егорлыкского района

1.10. Музей Боевой и Трудовой славы МОУ СОШ №32 г. Шахты

1.11. Музей им. Б.В. Шопина МОУ лицея №11 г. Шахты

1.12. Музей МОУ СОШ № 6 г. Батайска

1.13. Музей МОУ СО Глубокинская казачья школа №1 Каменского района

1.14. Музей МОУ СОШ №77 г. Ростов-на-Дону

1.15. Музей Боевой Славы 416-й Таганрогской Краснознаменной Ордена Суворова второй степени стрелковой дивизии в МОУ СОШ№26 г. Таганрога

 

      У музеев есть

Замечательный продукт,

Который выше всякой конкуренции

- они располагают

Истинными ценностями

Фокс (ведущий сотрудник музея истории Лондона)

 

Введение

 

Современный школьный музей является уникальной точкой преломления культуры и образования. Перспективы его развития обусловлены развитием краеведения и туристско-краеведческой деятельности учащихся. Усиление краеведческой составляющей образования, особенно, если оно осуществляется на базе школьного музея - позитивная тенденция нашего времени и лучшая основа для патриотического воспитания подрастающего поколения.

Школьный музей -это музей в миниатюре, отражающий узкие локальные темы истории или природы родного края. Тесно связанный со всем образовательным процессом школы, он создает благоприятные условия для индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, помогает развивать у них умения самостоятельно мыслить, ориентироваться в потоке научной и политической информации. Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связанные с этими событиями. Поэтому фиксация происходящих событий или явлений природы является актуальной задачей школьного музея.

Школьный музей обладает такими качественными и количественными параметрами открытости, которые, в конечном итоге, определяют его уникальность по сравнению с другими музеями.

Государственным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Областной центр детско-юношеского туризма и экскурсий» согласно плану проведения централизованных мероприятий с учащимися и работниками системы образования на учебный год, в рамках государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 г.г.» от 05.09.2005г. ежегодно проводится областной конкурс музеев образовательных учреждений «Хранители воинской славы».

Цель конкурса: выявление передового опыта в деятельности школьных музеев Ростовской области военно-патриотической направленности.

Задачи:

 1. Совершенствование содержания, форм и методов использования музеев в военно-патриотическом воспитании учащихся, поисковой, собирательской, исследовательской деятельности, проводимой в образовательных учреждениях.

 2. Привлечение внимания государственных учреждений и общественных объединений к проблеме сохранения исторической памяти о защитниках Отечества, деятельности школьных музеев.

 3. Выявление и распространение лучшего опыта работы музеев в образовательных учреждениях.

В Конкурсе принимают участие военно-исторические музеи, музеи других профилей, имеющие в фондах и экспозициях разделы по военной истории, комнаты боевой славы, действующие в образовательных учреждениях Ростовской области независимо от ведомственной подчиненности.

Материалы, отражающие деятельность музеев показывают, что в большинстве музеев ведется большая работа по формированию условий для развития творческой активности учащихся (поисковая, исследовательская работа с использованием современных информационных технологий и технологий развивающего обучения), воспитанию общечеловеческих ценностей, используя разнообразные педагогические методы и подходы. Ребенок в таких музеях является не только объектом, воспринимающим определенный объем информации, но и соучастником исторического поиска и исследования.

В фондах музеев школ Ростовской области собран богатейший краеведческий материал о культуре родного края, выдающихся людях, знаменательных событиях истории, прошлом и настоящем донского края.

Многие школьные музеи ведут активную и плодотворную экскурсионную деятельность, стремясь донести до своих посетителей всю неповторимость, уникальность истории и культуры родного края, раскрыть его богатый потенциал.

 Именно поэтому встал вопрос о необходимости обмена таким опытом, который и составил основу содержания данного сборника.

 

Азовского района

Дата основания музея: 8 мая 1985 года

Почтовый адрес: 346760, Ростовская область, Азовский р-н, с. Пешково, пер. Октябрьский,13.

Тел.: 8-863-42-30-135

Руководитель: Кадченко Вера Александровна, зам. дир. по УВР высшей категории, ПДО высшей категории.

Девиз музея: «Пройдут года, мы станем стариками, падёт на лоб седая прядь, но будем мы дрожащими руками страницы жизни прожитой листать…»

На данный момент в музее представлено 4 экспозиции, раскрывающие историю села, школы. Каждая из них по-своему учит ребят, углубляет и расширяет их кругозор. Учит собирать и анализировать краеведческий материал, ценить и уважать прошлое, работать с памятниками культуры. Гордостью музея является экспозиция «Никто не забыт, ничто не забыто». Экскурсия у этой экспозиции всегда востребована, посетители не остаются равнодушными.

На базе музея работают кружки: «Мой край родной», «Отцовский сундучок», «Моя деревня», «Музееведение» и детское объединение краеведов «К истокам».

В музее помимо традиционных («Уроки мужества», «Предметные уроки», встречи с ветеранами и т.д.), периодических (выставки коллекций, встречи гостей школы, выпуск газет и т.д.) форм работы применяют активные: экскурсия-портрет, экскурсия-обзор, экскурсия-панорама, экскурсия-лекция, конкурсы.

Руководителем разработана и реализуется в настоящее время модель деятельности школьного краеведческого музея, состоящая из трех основных этапов.

1этап-базовый (7-10 лет). Предполагает формирование определенной базы знаний, умений, навыков общения с окружающим миром, создание оптимальных условий для культивирования мотивации к познанию исторического прошлого нашей Родины.

2 этап-самоопределение (11-14 лет). Предполагает закрепить и продолжить развитие мотивации ребенка к заинтересовавшей его музейной деятельности (экскурсовод, архивист, художник-экспозиционист, сценарист, поисковик, менеджер-музейщик и т.д.

3 этап-профильная подготовка (15-17 лет). Предполагает создание условий для целенаправленной и систематической работы в сфере начальной профессиональной подготовки в музее.

 

Усть-Донецкого района

Дата основания музея: 1966 год

Почтовый адрес: 346562, Ростовская область, ст. Мелиховская, ул. Крестьянская,42А.

Тел.: 8-863-51-9-24-14

Руководитель: Сартакова Анна Федоровна, директор МОУ Мелиховской СОШ

Эпиграфом программы работы музея являются слова великого русского писателя А. М. Горького: «Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, глубоко и радостно поймем великое предназначение настоящего».

МОУ МСОШ – опорная школа школьного округа, в который входят на ассоциативной основе три школы.

Школьный историко-краеведческий музей стабильно работает на протяжении более сорока лет, совершенствуя работу и пополняя фонды новыми экспонатами (награды, благодарственные письма, удостоверения к наградам погибших воинов, оружие времен ВОВ и другие немые свидетели тех лет (каски, термосы, фляжки, полевые сумки командира и многое другое) - всего около 1000 подлинных экспонатов).

Возможности музея широко используются учителями гуманитарного цикла школы, округа, района при изучении вопросов, связанных с историей казачества, событиями Великой Отечественной Войны. На базе музея проводятся семинары учителей, станичные мероприятия, посвященные дню освобождения станицы Мелиховской от немецко-фашистских захватчиков, Дню Победы, Дню Призывника, шефская работа с ветеранами ВОВ, передвижные выставки, встречи с интересными людьми.

Руководитель музея готовит экскурсоводов по разделам экспозиций.

1. Они сражались за Родину (о воинах – земляках)

2. Советский тыл ковал победу

3. Их профессия – защита Родины

4. 18 ОЗАД ПВО на защите станицы

Стало традиционным проведение экскурсий для гостей станицы, отдыхающих санатория – профилактория, воспитанников детского оздоровительного лагеря «Мелиховский», участников вечеров встречи выпускников школы, а так же учащихся других школ района и области.

В целях изучения истории родного края неоднократно совершаются походы и поездки активистов по местам боевой славы области с посещением музеев (г. Новочеркасска, г. Гуково, г. Ростова– на – Дону, на Саур-Могиле, в станицах Старочеркасской и Раздорской, в музее-комплексе «Танаис»).

В книгах историка - краеведа, живущего в станице Мелиховской, Шевченко В.В. «Станица, сердцу дорогая» сконцентрирован в основном архивный материал по истории станицы, а так же использованы документы, иллюстрации, фотографии из фондов школьного музея.

В 2007 году школе присвоен статус «Казачья». Актив музея оформил зал «Казачьей славы» и активизировал работу по возрождению традиций наших предков и увековечиванию памяти выдающихся земляков.

В 2008 году в МОУ Мелиховской СОШ создано Научное Общество Школьников (НОШ), основной задачей которого является работа с одаренными детьми. Одним из направлений деятельности этого объединения является историческое краеведение, работа которого осуществляется на базе школьного музея.

Первый зал

«История колхоза «Рассвет»

Особое внимание экскурсоводы уделяют стенду, где показаны фотографии тружеников колхоза, награжденных правительственными наградами – их 115 человек.

По всему периметру зала расположен уголок быта жителей хуторов, где представлены такие экспонаты как: самовар 1870 года, примус, чугуны, макитры, пряхи, кочерга, разнообразные весы, утюги, валенки, лапти и многое другое. Отдельно можно посмотреть уголок «Народные умельцы», где выставлены художественные картины, вышивки, вязания и рисунки, изделия местных умельцев.

Второй зал

История Войновской средней общеобразовательной школы № 9 им. В.И. Сагайды

В центре зала – стенд «История Войновской школы» привлекает к себе внимание историей начальной школы, открытой 1 сентября 1921 года. На стенде «Знатные выпускники школы», представлены фотографии, рассказывающие о 18 директорах школы. Кратко показаны все периоды жизни школы. Из экспонатов можно выделить следующие: ученическую парту, чернильницы, ручки, киноаппарат, старые глобусы, карты, учебники по всем предметам, школьные принадлежности, пионерское знамя, барабан, горн и мн. др. Красочно оформлены стенды: «Родной школе 80-лет», «В гостях у солдат вертолетного полка», «Неделя географии в школе», «Делегаты школы на Ростовской областной краеведческой конференции 2001г.» и т.д.

Третий зал

Четвертый зал

«По труду и честь»

Здесь размещены знамена, вымпелы, почетные грамоты, дипломы, приветственные адреса, призы, кубки, завоеванные тружениками колхоза «Рассвет» и учениками Войновской СОШ № 9 им. В.И. Сагайды.

На основании собранных материалов в музее регулярно проводятся экскурсии, беседы, семинары, читательские конференции.

Музей активно сотрудничает со средствами массовой информации (ДОН-ТР «Южный регион», Егорлыкское телевидение, газеты «Жизнь», «Аргументы и факты», «Станичник», «Заря», «Торжок», «География»).

Каменского района

Дата основания музея: 1962 год

Почтовый адрес: 347850,Ростовская область, Каменский р-н, ул. К.-Маркса, 50.

Руководитель: Гриценко Наталья Анатольевна-учитель истории МОУ СО Глубокинской казачьей школы №1

Программа деятельности историко-краеведческого музея отражает 3 направления, в результате создания экспозиций «Боевая слава», «Дон в 19-20-х веках» и экспозиции «Быт донских казаков» и осуществляется по 4-м основным принципам:

-принцип заботливого отношения друг к другу, к окружающему миру;

-принцип совместной деятельности учащихся;

-принцип целесообразности («все делать с пользой»);

-принцип творческого отношения к делу.

Реализация программы идет тремя этапами:

1. Информационно-познавательный. На этом этапе осуществляется сбор краеведческого материала, оформление музейной экспозиции «Быт донских казаков». Проводятся семинары учителей краеведения и организаторов детского движения, а также заседания клуба «Юные патриоты». Интегрированные уроки по истории казачества, тематические экскурсии по родному краю расширяют кругозор учащихся, развивают у них познавательный интерес.

2. Операционно-деятельностный. Данный этап включает участие в традиционных общешкольных мероприятиях («Святочные дни на Дону», «Покров Пресвятой Богородицы», «Солдатами не рождаются» и др.) областных конкурсах, выставках, где активисты музея овладевают навыками и умениями работать с источником, описывать объекты.

3. Практико-ориентированный. Результатом работы на данном этапе становится овладение учащимися спецификой работы в школьном музее и основами научно-исследовательской деятельности. 

Особого внимания заслуживает поисково-исследовательский кружок «Донское наследие», функционирующий на базе музея. Ключевой целью проводимой работы является - создание на базе школы центра по возрождению истории и культуры Донского казачества. Работа ведется по трем направлениям:

-изучение природы и культуры родного края;

-знакомство с русским народным календарем «месяцеслов»;

-работа этнографической группы. 

Одной из интересных форм повествования о жизни и быте казачества являются кинолектории, успешно проводимые в кружке по одноименному фильму Н.Гусарова «Казачья быль».

В процессе освоения школьниками системы теоретико-литературных понятий, языковых и речевых умений, анализа литературных произведений формируется гуманистическое мировоззрение школьников, эстетическая культура, способность к межличностному и межкультурному диалогу. Занятия этого цикла представляют школьникам образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяют позитивный социальный опыт детей и подростков.

Г. Таганрога

Дата основания музея: 1972 год

Почтовый адрес: 347930, г. Таганрог, Большой Проспект, 5.

Тел.: 64-26-20

Руководитель: Котилевская Галина Михайловна-учитель иностранного языка первой категории

В основу создания музея легли материалы книги «Таганрогская 416-я» авторов Бердянского и Зейналова. Главной целью работы музея является патриотическое воспитание учащихся на примерах отечественной истории, героических традициях армии, нравственных ценностях нашего народа, воспитание личности гражданина-патриота.

В программе деятельности музея предусматривается работа отделов встреч, экскурсий, переписки, учета и хранения материалов, организация поисковой работы, постоянная связь с городским и районным Советами ветеранов ВОВ, а также другими городскими общественными организациями.

Важную роль в работе школьного музея играет поисково-краеведческая работа. Музей работает уже в течение 37 лет, обладает солидным основным фондом – 1980 экспонатов (личные вещи ветеранов, фотографии, письма, награды, оружие и т.д.). Все материалы посвящены военной тематике. В музее имеются 29 разделов экспозиции. В результате поисковой работы учащихся школы и их родителей на территории Ростовской области в 2005 году были найдены оружие военных лет, в результате создана новая экспозиция и разработана экскурсия по теме «Оружие войны».

В ходе подготовки к 60-летию Великой победы в школе была развернута широкая поисковая операция «Слава героям» с целью создания Книги памяти (4-й по счету), в которую вошли материалы о ветеранах Великой Отечественной войны, сражавшихся на фронтах и работающих в тылу.

Традиционными стали поездки учащихся школы, актива музея по местам боевой славы (Самбекские высоты, Петрушинская балка смерти, Миус-фронт и другие). Эти поездки дают учащимся новые знания по истории родного края, повышают интерес к участию в работе школьного музея Боевой Славы.

Заключение

Проанализировав деятельность школьных музеев Ростовской области можно сделать вывод, что значимыми являются только те музеи, материалы которых находят широкое применение в учебно-воспитательной работе, в противном случае они остаются не более чем собранием коллекций и не оказывают на формирование личности ребенка никакого влияния.

Если процессы обучения и воспитания учащихся и работа школьного музея тесно взаимосвязаны это воспитывает у учащихся уважение к прошлому не только своей школы, но и Родины. Связывая в ходе поисковой работы разные поколения, музей пробуждает в подростках чувство милосердия к старшим, ветеранам войны и труда. Музей формирует в юном гражданине чувство сопричастности ко всему, что происходит в окружающем мире, стремление принять посильное участие в важных событиях, происходящих в России.

Посредством музея создаётся обратная связь между учеником и учителем, классом и классным руководителем. Интегрированные уроки с элементами краеведения, тематические экскурсии по родному краю и за пределы области, расширяют кругозор учащихся, развивают у них познавательный интерес.

Как бы превосходно ни рассказывал исторический материал учитель, а мы не заучивали его по учебному пособию, не всегда удается воссоздать картины прошлого. Временная отдаленность изучаемых событий, совершенно другие условия жизни приводят зачастую к осовремениванию быта и нравов, искаженному представлению о жизни общества в прошлом. Показ исторических событий через призму местных материалов позволяет наиболее наглядно и убедительно рассказать о многих фактах.

Учащиеся имеют возможность на занятиях в музее увидеть подлинные памятники материальной культуры и документы, и через них, прикоснуться к прошлому. Ведь одно дело посмотреть на фотографию, запечатлевшую подбитый танк или самоходку, а другое дело подержать в руках пробитую каску солдата войны. Именно через эти экспонаты происходит соприкосновение с историей, что позволяет в значительной мере конкретизировать знания и по-новому увидеть и осмыслить события.

Путешествуя по родному краю, изучая недвижимые памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документами, вещевыми, изобразительными объектами наследия в среде их бытования, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего края. Учатся понимать, как история малой Родины связана с историей страны, как различные исторические, политические и социально-экономичные процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, поселке.

В итоге реализуется основополагающая цель работы школьного музея как такового-воспитание разносторонней, развитой личности гражданина России, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции, ориентированные в системе ценностей и потребностях современной жизни.

 

 

Используемая литература

1. Подлинные материалы исследовательских работ, представленных на областной конкурс «Хранители воинской славы».

 

Введение

1. Особенности организации учебно-воспитательной работы с учащимися на базе школьных музеев Ростовской области посредством музейной педагогики:

1.1. Комплексно-краеведческий музей МОУ Пешковской СОШ Азовского района

1.2. Комплексно-краеведческий музей МОУ Мелиховской СОШ Усть-Донецкого района

1.3. Историко-краеведческий музей МОУ СОШ №5 г. Зверево

1.4. Музейный комплекс «Наследие» МОУ Лицея №7 им. А.Н. Ефимова г. Миллерово

1.5. Музей МОУ СОШ № 2 им. А.Цыганкова г. Миллерово

1.6. Музей боевой и трудовой славы МОУ «ООШ №38» г. Новошахтинска

1.7. Краеведческий музей МОУ СОШ №2 имени А.А.Араканцева «Истоки» Семикаракорского района

1.8. Музей трудовой и боевой славы МОУ СОШ №6 им. В.А. Сулёва Егорлыкского района

1.9. Исторический музей МОУ Войновской СОШ №9 имени В.И. Сагайды Егорлыкского района

1.10. Музей Боевой и Трудовой славы МОУ СОШ №32 г. Шахты

1.11. Музей им. Б.В. Шопина МОУ лицея №11 г. Шахты

1.12. Музей МОУ СОШ № 6 г. Батайска

1.13. Музей МОУ СО Глубокинская казачья школа №1 Каменского района

1.14. Музей МОУ СОШ №77 г. Ростов-на-Дону

1.15. Музей Боевой Славы 416-й Таганрогской Краснознаменной Ордена Суворова второй степени стрелковой дивизии в МОУ СОШ№26 г. Таганрога

 

      У музеев есть

Замечательный продукт,

который выше всякой конкуренции

- они располагают

Истинными ценностями

Фокс (ведущий сотрудник музея истории Лондона)

 

Введение

 

Современный школьный музей является уникальной точкой преломления культуры и образования. Перспективы его развития обусловлены развитием краеведения и туристско-краеведческой деятельности учащихся. Усиление краеведческой составляющей образования, особенно, если оно осуществляется на базе школьного музея - позитивная тенденция нашего времени и лучшая основа для патриотического воспитания подрастающего поколения.

Школьный музей -это музей в миниатюре, отражающий узкие локальные темы истории или природы родного края. Тесно связанный со всем образовательным процессом школы, он создает благоприятные условия для индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, помогает развивать у них умения самостоятельно мыслить, ориентироваться в потоке научной и политической информации. Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связанные с этими событиями. Поэтому фиксация происходящих событий или явлений природы является актуальной задачей школьного музея.

Школьный музей обладает такими качественными и количественными параметрами открытости, которые, в конечном итоге, определяют его уникальность по сравнению с другими музеями.

Государственным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Областной центр детско-юношеского туризма и экскурсий» согласно плану проведения централизованных мероприятий с учащимися и работниками системы образования на учебный год, в рамках государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 г.г.» от 05.09.2005г. ежегодно проводится областной конкурс музеев образовательных учреждений «Хранители воинской славы».

Цель конкурса: выявление передового опыта в деятельности школьных музеев Ростовской области военно-патриотической направленности.

Задачи:

 1. Совершенствование содержания, форм и методов использования музеев в военно-патриотическом воспитании учащихся, поисковой, собирательской, исследовательской деятельности, проводимой в образовательных учреждениях.

 2. Привлечение внимания государственных учреждений и общественных объединений к проблеме сохранения исторической памяти о защитниках Отечества, деятельности школьных музеев.

 3. Выявление и распространение лучшего опыта работы музеев в образовательных учреждениях.

В Конкурсе принимают участие военно-исторические музеи, музеи других профилей, имеющие в фондах и экспозициях разделы по военной истории, комнаты боевой славы, действующие в образовательных учреждениях Ростовской области независимо от ведомственной подчиненности.

Материалы, отражающие деятельность музеев показывают, что в большинстве музеев ведется большая работа по формированию условий для развития творческой активности учащихся (поисковая, исследовательская работа с использованием современных информационных технологий и технологий развивающего обучения), воспитанию общечеловеческих ценностей, используя разнообразные педагогические методы и подходы. Ребенок в таких музеях является не только объектом, воспринимающим определенный объем информации, но и соучастником исторического поиска и исследования.

В фондах музеев школ Ростовской области собран богатейший краеведческий материал о культуре родного края, выдающихся людях, знаменательных событиях истории, прошлом и настоящем донского края.

Многие школьные музеи ведут активную и плодотворную экскурсионную деятельность, стремясь донести до своих посетителей всю неповторимость, уникальность истории и культуры родного края, раскрыть его богатый потенциал.

 Именно поэтому встал вопрос о необходимости обмена таким опытом, который и составил основу содержания данного сборника.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 222.