Подростковый и юношеский возраст не прост и противоречив и большинство родителей озабочены поведением подростков в этом сложном возрасте. Тревогу вызывают: повышенная агрессивность; высокая конфликтность как в семье, так и в школе; открытое протестующее поведение подростка; эмоциональная и нервно-психическая неустойчивость; нежелание мириться с излишней родительской опекой; застенчивость и юношеский максимализм.
Чтобы понять мотивы поведения подростков, необходимо знать его психологические механизмы. Родители должны знать, что достигнув подросткового возраста (11-15 лет) их дети переживают сложный и иногда противоречивый период. Этот период характеризуется возрастными изменениями и кризисами. Переходность данного периода заключается в том, что подросток начинает осознавать себя как личность, как равноправного члена семьи, класса, общества. Это важная психическая особенность молодых людей в этом периоде. Подростки в этом возрасте не только осознают себя в системе общественных отношений, а начинают строить планы своей будущей, взрослой жизни. Эти планы во многом расплывчатые, не реальные (ввиду отсутствия необходимого опыта), в них присутствует ещё детская наивность. Но они очень значимы для подростка, он живёт этими фантазиями и очень ревностно их защищает от посягательств взрослых. Родители, учителя, или же просто значимые для подростка взрослые люди, с высоты своего жизненного опыта, не учитывая эти возрастные особенности, не учитывая мнение самого подростка, зачастую пытаются навязать им своё мнение. Это приводит к потере контакта между взрослыми и подростками, что усугубляет отчуждение между поколениями.
Кризис подросткового возраста заключается в преодолении пути вхождения ребёнка в общество. (Это кризисы общения с товарищами и родителями, кризис самосознания - когда человек начинает приобретать чувство индивидуальности.) Успешность и лёгкость этого пути зависит от того, на сколько ребёнок усвоил правила и моральные ценности общества, и насколько его личные моральные ценности близки с общественными.
В этом возрасте подросток ещё не взрослый, но и ребёнком быть уже не хочет. Поэтому подростку особенно нужен тесный контакт и взаимопонимание взрослых, они должны готовить ребенка к самостоятельной жизни. Нередко этот процесс завершается «реакцией группирования» с выделением соответствующего лидера, а порой и со стремлением к асоциальности.
Некоторые родители из чувства жалости к своему ребёнку ограждают его от реальных жизненных трудностей, излишне опекают. Но они должны помнить, что трудовое воспитание в семье - это основа формирования у подростка ответственности, самоуважения и гражданской ответственности.
Характерные черты личности подростка в этом периоде:
·эмоциональная неустойчивость;
·застенчивость;
·агрессивность;
·юношеский максимализм;
·отсутствие чувства адекватной реальности;
·повышенная тревожность;
·стремление к самостоятельности, не подкреплённое соответствующими физическими и психологическими способностями.
Основной вид деятельности в этом возрасте - интимно-личностное общение со сверстниками, поэтому у некоторой части подростков может наблюдаться снижение успеваемости. Становиться очень значимым для ребёнка мнение о нём класса, других значимых людей.
Этот возраст также характеризуется половым созреванием и психическим взрослением, что выражается в таких характерных чертах, как:
·повышенная чувственность;
·плаксивость (особенно у девочек);
·противоречивость в мыслях и поступках;
·бунтарский дух поведения.
В этом периоде могут также проявляться или обостряться унаследованные или приобретенные психические заболевания (эпилепсия, шизофрения, психопатические черты характера и др.).
В 15-17 лет внутренняя психическая работа человека всецело направлена в будущее.
Психологические особенности личности в этот период:
Профессиональное самоопределение:
· желание оценить себя, свои способности и возможности;
· проанализировать опыт родных и значимых людей;
· определение престижности работы;
· оценка финансового положения, что нередко абсолютизируется и противопоставляется духовным ценностям.
Временная перспектива:
· оптимизм и высокая самооценка в старших классах;
· сдержанная самооценка и повышенная тревожность в выпускном классе.
Стабилизация личности:
· высокое самоуважение;
· тенденция к стабилизации настроения и эмоциональности;
· ориентация на собственные взгляды на жизнь.
Самоопределение в мировоззрении:
· кто есть Я в этом мире и на что Я способен;
· уверенность в себе, как части этого мира.
Изменение учебной мотивации:
· профессиональная направленность на предметы обучения;
· значимое отношение к учителям (проявляется не всегда).
Какие же причины столь неестественного ухода из жизни подростков? Казалось, природа хорошо позаботилась о продолжении жизни видов, наделив их внутренним инстинктом самосохранения. Какие же внешние или внутренние силы, возникающие при определённых обстоятельствах, преодолевают силу инстинкта самосохранения и приводят к гибели человека?
Дата: 2019-12-10, просмотров: 224.