Психологическая профилактика детского суицида
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Психологическая профилактика детского суицида

В.Войцех, А.Кучер, В. Костюкевич

 

Нет большего горя для родителей, чем потеря своего ребенка. Страдания от беды многократно увеличиваются, если мир маленького человека перестает существовать по его собственному решению, когда его жизнь прекращается в результате самоубийства.

Ребенок, находясь на определенном этапе своего формирования иногда не в состоянии адекватно оценить конфликтную ситуацию и тогда решается на последний, с его точки зрения соответствующий ситуации шаг.

Неутешимо горе родителей. Они полны недоумения от произошедшего. Сухие цифры статистики говорят, что 77% семей не подозревало, что их ребенок близок к самоубийству.

Надеемся, что несколько сот детских жизней, спасенных, благодаря знаниям, почерпнутых из этой книги, будет самой лучшей оценкой написанному.

Термин - суицид впервые был введен Г.Дэзэ (итальянским психологом) в 1947 году как "поведение с намерением лишить себя жизни". Отечественная наука трактует суицид как сложномотивированный поведенческий акт, в котором тесно переплетаются социальные, психологические и психофизиологические факторы. Основной его детерминантой всегда является социально-психологическая дезадаптация личности, наступающая вследствие неблагоприятного стечения жизненных обстоятельств, либо при субъективной интерпретации этих обстоятельств как неразрешимых.

Предисловие.

Биологи и врачи общего профиля ищут причины самоубийств в плохом здоровье и прочих биологических факторах; психиатры, специалисты в области психических расстройств, видят мотивы самоубийств в формировании психологического или психического кризисного состояния, возникшего в результате того или иного болезненного опыта, подобно безответной любви, разочарованию, потере близкого человека, страху перед наказанием и т. д. Однако это только мотивы известные каждому человеку, сами же причины более глубинны. Специалисты пытаются найти причины в метеорологических, климатических, географических условиях, в воздействиях социальных и экономических факторов, например, в результате социо-экономических кризисов, ведущих к дезинтеграции общества, чувству отчуждения, одиночества, обнищанию масс, бедности, и банкротству. История пока не может дать однозначные ответы на многие вопросы, однако характерно, что в различные исторические периоды сохранялись как исторически устойчивые общечеловеческие мотивы, так и мотивы свойственные только этому периоду. Поэтому изучение условий, при которых Сенека вскрыл себе вены, мало, что даст для причинного анализа, которым бы можно воспользоваться сегодня. Когда суициденты (лица совершившие попытку самоубийства) указывают на несчастную любовь как на причину попытки, то совершенно ясно, что причинный фактор скрыт за предшествующей социально-психологической дезадаптацией этой личности, ее потребностями, ценностными ориентировками и т.д., поскольку миллионы людей в подобных обстоятельствах не совершали самоубийство. То же самое можно сказать о любом отдельном случае самоубийства, изучаемом в соответствии с какой-либо одной из специальных дисциплин. Простое частное исследование того или иного случая не вскрывает его причины, да она и не должна вскрываться в силу сугубо индивидуального поступка, поскольку в этом акте задействовано много переменных. Причинные факторы начинают проявляться при изучении суицидов как статистически устойчивого явления в том или ином обществе.

Поэтому самоубийство следует исследовать как феномен, который повторяется в разных обществах и в различные исторические периоды. В таком качестве оно становится не отдельным случаем, а статистически устойчивым явлением, существующим всегда и повсюду. Если его рассматривать таким образом, то мы получим данные о его частностях в различных общественных и культуральных группах и периодах. Тем не менее, нас интересует каждый отдельный случай и возможность оказать соответствующую помощь. Доказано, что суицид есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого неразрешенного микросоциального конфликта (А.Г. Амбрумова). С учетом этих обстоятельств и имея ряд других данных, мы можем посоветовать Вам как предупредить и предотвратить самоубийство близкого человека.

C:\www\doc2html\work\bestreferat-257186-13975239881995\input\deti.htm - _top#_top

Список высказываний.

1. Выкормил змейку, на свою шейку.

2. Собрался жить, да взял и помер.

3. От судьбы не уйдешь.

4. Всякому мужу своя жена милее.

5. Загорелась душа до винного ковша.

6. Здесь бы умер, а там бы встал.

7. Беду не зовут, она сама приходит.

8. Коли у мужа с женою лад, то не нужен и клад.

9. Кто пьет, тот и горшки бьет.

10. Двух смертей не бывать, а одной не миновать.

11. Сидят вместе, а глядят врозь.

12. Утром был молодец, а вечером мертвец.

13. Вино уму не товарищ.

14. Доброю женою и муж честен.

15. Кого жизнь ласкает, тот и горя не знает.

16. Кто не родится, тот и не умрет.

17. Жена не лапоть - с ноги не сбросишь.

18. В мире жить - с миром быть!

19. Чай не водка, много не выпьешь.

20. В согласном стаде волк не страшен.

21. В тесноте да не в обиде.

22. Гора с горой не сойдется, а человек с человеком столкнется.

23. Жизнь наскучила, а к смерти не привыкнуть.

24. Болячка мала, да болезнь велика.

25. Не жаль вина, а жаль ума.

26. Вволю наешься, да вволю не наживешься.

27. Жизнь прожить – что море переплыть: побарахтаешься, да и ко дну.

28. Всякий родиться, да не всякий в люди годится.

29. Других не суди, на себя погляди.

30. Хорошо тому жить, кому не о чем судить.

31. Живет не живет, а проживать проживает.

32. Все вдруг пропало, как вешний лед.

33. Без копейки рубль щербатый.

34. Без осанки - и конь корова.

35. Не место красит человека, а человек место.

36. Болезнь человека не красит.

37. Взлетел орлом, а прилетел голубем.

38. Хорошо тому щеголять, у кого денежки звенят.

39. В уборе и пень хорош.

40. Доход не живет без хлопот.

41. Нашла коса на камень.

42. Нелады да свары хуже пожара.

43. Заплати грош, да посади в рожь – вот будет хорош!

44. Кто солому покупает, а кто и сено продает.

45. Седина бобра не портит.

46. Бешеному дитяти ножа не давати!

47. Не годы старят, а жизнь.

48. В долгах как в шелках.

49. Бранись, а на мир слово оставляй.

50. Зеленый седому не указ.

51. А на что нам черт, что батька.

52. Моя хата с краю, я ничего не знаю.

53. Лежачего не бьют.

54. Что в лоб, что по лбу – все едино.

55. Все люди как люди, а ты как шиш на блюде.

56. Ученье свет, а не ученье – тьма.

57. И медведь из запасу лапу сосет.

58. Жирен кот, коль мясо не жрет.

59. Выношенная шуба не греет.

60. Совесть спать не дает.

61. Вали с больной головы на здоровую.

62. Мал, да глуп – за то и бьют.

63. Не в бороде честь – борода и у козла есть.

64. Одно золото не стареется.

65. Наш пострел везде поспел.

66. Муху бьют за назойливость.

67. Надоел горше горькой редьки.

68. Живет на широкую ногу.

69. Легка ноша на чужом плече.

70. Не в свои сани не садись.

71. Чужая одежда - не надежда.

72. Высоко летаешь, да низко садишься.

73. Двум господам не служат.

74. Мягко стелет, да твердо спать.

75. За одного битого двух небитых дают.

76. За худые дела слетит и голова.

77. Говорить умеет, да не смеет.

78. Кто до денег охоч – тот не спит и всю ночь.

79. Кабы не дырка во рту, так бы в золоте ходил.

80. Красив в строю, силен в бою.

81. Гори все синим пламенем.

82. На птичьих правах высоко не взлетишь.

83. Если все время мыслить, то на что же существовать.

84. Бараны умеют жить: у них самая паршивая овца в каракуле ходит.

85. Взялся за гуж, не говори что не дюж.

Интерпретационные таблицы

Таблица № 1.(мальчики 5-7 класс)

  Требуется особое внимание Требуется формирование антисуицидальных факторов
Алкоголь, наркотики 13-15 Более 15
Несчастная любовь 10-12 Более 12
Противоправные действия 13-15 Более 15
Деньги и проблемы с ними 16-17 Более 17
Добровольный уход из жизни 10-11 Более 11
Семейные неурядицы 12-14 Более 14
Потеря смысла жизни 12-13 Более 13
Чувство неполноценности,  ущербности, уродливости 12-14 Более 14
Школьные проблемы, проблемы выбора жизненного пути 11-13 Более 13
Отношения с окружающими 15-18 Более 18

* Правая граница числового интервала дается исключительно.

Таблица № 2.(девочки 5-7 класс)

    Требуется особое внимание Требуется формирование антисуицидальных факторов
Алкоголь, наркотики 10-11 Более 11
Несчастная любовь 9-11 Более 11
Противоправные действия 12-14 Более 14
Деньги и проблемы с ними 15-17 Более 17
Добровольный уход из жизни 10-11 Более 11
Семейные неурядицы 13-14 Более 14
Потеря смысла жизни 12-13 Более 13
Чувство неполноценности,  Ущербности, уродливости 13-14 Более 14
Школьные проблемы, проблемы Выбора жизненного пути 12-14 Более 14
Отношения с окружающими     Более

* Правая граница числового интервала дается исключительно.

Таблица № 3.(мальчики 8-9 класс)

  Требуется особое внимание Требуется формирование антисуицидальных факторов
Алкоголь, наркотики 11-12 Более 12
Несчастная любовь 11-13 Более 13
Противоправные действия 13-15 Более 15
Деньги и проблемы с ними 16-18 Более 18
Добровольный уход из жизни 10-12 Более 12
Семейные неурядицы 11-13 Более 13
Потеря смысла жизни 11-12 Более 12
Чувство неполноценности,  ущербности, уродливости 12-13 Более 13
Школьные проблемы, проблемы выбора жизненного пути 10-12 Более 12
Отношения с окружающими 14-16 Более 16

* Правая граница числового интервала дается исключительно.

Таблица № 4. (девочки 8-9 класс)

  Требуется особое внимание Требуется формирование антисуицидальных факторов
Алкоголь, наркотики 11-12 Более 12
Несчастная любовь 11-12 Более 12
Противоправные действия 13-14 Более 14
Деньги и проблемы с ними 16-17 Более 17
Добровольный уход из жизни 9-11 Более 11
Семейные неурядицы 11-12 Более 12
Потеря смысла жизни 11-13 Более 13
Чувство неполноценности,  ущербности, уродливости 11-13 Более 13
Школьные проблемы, проблемы выбора жизненного пути 11-12 Более 12
Отношения с окружающими 15-16 Более 16

* Правая граница числового интервала дается исключительно.

Таблица № 5. (мальчики 10-11 класс)

  Требуется особое внимание Требуется формирование антисуицидальных факторов
Алкоголь, наркотики 10-11 Более 11
Несчастная любовь 8-10 Более 10
Противоправные действия 13-15 Более 15
Деньги и проблемы с ними 18-20 Более 20
Добровольный уход из жизни 7-8 Более 8
Семейные неурядицы 11-13 Более 13
Потеря смысла жизни 11-12 Более 12
Чувство неполноценности,  ущербности, уродливости 11-13 Более 13
Школьные проблемы, проблемы выбора жизненного пути 11-12 Более 12
Отношения с окружающими 19-23 Более 23

* Правая граница числового интервала дается исключительно.

Таблица № 6.(девочки 10-11 класс)

  Требуется особое внимание Требуется формирование антисуицидальных факторов
Алкоголь, наркотики 9 Более 9
Несчастная любовь 8-10 Более 10
Противоправные действия 13-15 Более 15
Деньги и проблемы с ними 18-20 Более 20
Добровольный уход из жизни 7-8 Более 8
Семейные неурядицы 12-13 Более 13
Потеря смысла жизни 11-13 Более 13
Чувство неполноценности,  ущербности, уродливости 12-13 Более 13
Школьные проблемы, проблемы выбора жизненного пути 11-13 Более 13
Отношения с окружающими 22-25 Более 25

* Правая граница числового интервала дается исключительно.

 

Родителям на заметку

По каким признакам можно определить, что ребенка рэкетируют:

1. Изменяется его поведение дома: он становится неразговорчивым, случается — слишком развязным.

2. Он постоянно выискивает повод, чтобы не ходить в школу: болит живот, болит голова, рвота.

3. Он может занять позицию избегания ситуации. Другими словами, он делает вид, что ходит в школу (вовремя просыпается, собирается, уходит), но до школы так и не доходит.

4. Он может просить больше, чем обычно, денег на карманные расходы и даже воровать их у родителей, чтобы удовлетворять запросы тех, кто его преследует.

5. Некоторые замыкаются в себе, перестают встречаться с прежними друзьями. Другие становятся более агрессивными с младшими, так как насилие вызывает насилие.

6. Зачастую это сказывается на результатах учебы. Ребенок становится невнимательным и разражается рыданиями при любом, даже самом невинном замечании.

7. И наконец, на теле у него вы обнаруживаете синяки. При этом он не может связно объяснить, откуда они взялись.

Кроме этого если ребенок испытывает насилие, это можно определить по таким косвенным признакам, как:

1. беспокойный сон;

2. замкнутость;

3. изменения в обычном поведении;

4. немотивированные проблемы с учебой;

5. необоснованные пропуски уроков;

6. агрессивность;

7. конфликты с учителями, родителями, сверстниками;

8. апатия, депрессия:

9. смена друзей;

10. невротические реакции: энурез, заикание.

 

Если ребенок грубит

Прежде всего, нужно выяснить причины такого поведения. Ребенок с раннего возраста активно впитывает все, что видит и слышит, что происходит вокруг него. Он не просто видит и слышит, но и непроизвольно запоминает все увиденное и услышанное. И никто из взрослых не в состоянии запретить ему это делать. Поэтому, как считает американский психолог Алан Фромм, проводить профилактику грубых и неприличных слов невозможно. Единственное, что можно сделать, так это самим не произносить подобное в присутствии ребенка.

Тогда мы будем уверены хотя бы в том, что подобным выражениям ребенок научился не в семье. Но помимо общения с нами малыш наблюдает за детьми более старшего возраста, слышит речь взрослых на улице и в транспорте, смотрит телевизор и т.д.

Услышав что-то новое, незнакомое, ребенку хочется продемонстрировать перед взрослыми то,
чему он только что научился, иногда ребенок с гордостью копирует не совсем приличную речь значимого для него взрослого (так как подражание — одна из черт детей раннего возраста). А иногда ребенок произносит нечто необычное для того, чтобы посмотреть на нашу реакцию, узнать, хорошо или плохо он поступает.

Если мы станем ругать его и показывать свое раздражение и недовольство, возможно, он научится таким образом вызывать вспышки нашего гнева, тем самым завоевывать наше внимание к нему, пусть даже и негативное. Не покупает мама в магазине игрушку, так вот я сейчас ей покажу, разозлю ее и скажу такое, что ей станет за меня стыдно. (Правда, подобная манипуляция свойственна чаще детям более старшего возраста.)

Поэтому, если мы слышим от ребенка неприличные слова, прежде всего, необходимо спокойно, без лишних эмоций сказать ему, что так говорить нельзя. Вместо этих слов можно сказать, например, вот так... И взрослый дает образец другого высказывания, которое заменит произнесенную грубость. Ведь иногда ребенок говорят что-то не так, как хочется нам, потому что не умеет и не знает, как можно сказать по-другому.

По мнению специалистов-психологов, не следует читать малышу и длинных нотаций. Вряд ли он услышит все, что вы ему сказали, а тем более изменит свое поведение.

Если ребенок произносит грубые слова в общественном месте, в присутствии посторонних людей, лучше сразу извиниться за него и сменить тему разговора. В противном случае, если вы начнете его отчитывать и тем более накажете физически при посторонних, это может вызвать у него вспышку ярости. Тогда он начнет назло вам говорить подряд все плохие слова, которые он когда-либо слышал.

Ни в коем случае не угрожайте ребенку тем, что если он скажет такое слово хотя бы еще один
раз... Подумайте, что он может тут же произнести это слово, следуя своим импульсивным побуждениям отомстить вам. Тогда вам придется либо отказываться от своих угроз, либо тут же прибегнуть к обещанному наказанию.

Итак, если ребенок говорит грубые слова:

— объясните ребенку, что такие слова говорить нельзя;

— покажите, какими словами можно заменить грубость;

— не ругайте его;

— дайте возможность ребенку выплеснуть его агрессию другим способом, например, в игре;

— отвлеките ребенка;

— не угрожайте ребенку наказанием;

— кратко извинитесь перед окружающими, если вы находитесь в общественном месте.

 



Психологическая профилактика детского суицида

В.Войцех, А.Кучер, В. Костюкевич

 

Нет большего горя для родителей, чем потеря своего ребенка. Страдания от беды многократно увеличиваются, если мир маленького человека перестает существовать по его собственному решению, когда его жизнь прекращается в результате самоубийства.

Ребенок, находясь на определенном этапе своего формирования иногда не в состоянии адекватно оценить конфликтную ситуацию и тогда решается на последний, с его точки зрения соответствующий ситуации шаг.

Неутешимо горе родителей. Они полны недоумения от произошедшего. Сухие цифры статистики говорят, что 77% семей не подозревало, что их ребенок близок к самоубийству.

Надеемся, что несколько сот детских жизней, спасенных, благодаря знаниям, почерпнутых из этой книги, будет самой лучшей оценкой написанному.

Термин - суицид впервые был введен Г.Дэзэ (итальянским психологом) в 1947 году как "поведение с намерением лишить себя жизни". Отечественная наука трактует суицид как сложномотивированный поведенческий акт, в котором тесно переплетаются социальные, психологические и психофизиологические факторы. Основной его детерминантой всегда является социально-психологическая дезадаптация личности, наступающая вследствие неблагоприятного стечения жизненных обстоятельств, либо при субъективной интерпретации этих обстоятельств как неразрешимых.

Предисловие.

Биологи и врачи общего профиля ищут причины самоубийств в плохом здоровье и прочих биологических факторах; психиатры, специалисты в области психических расстройств, видят мотивы самоубийств в формировании психологического или психического кризисного состояния, возникшего в результате того или иного болезненного опыта, подобно безответной любви, разочарованию, потере близкого человека, страху перед наказанием и т. д. Однако это только мотивы известные каждому человеку, сами же причины более глубинны. Специалисты пытаются найти причины в метеорологических, климатических, географических условиях, в воздействиях социальных и экономических факторов, например, в результате социо-экономических кризисов, ведущих к дезинтеграции общества, чувству отчуждения, одиночества, обнищанию масс, бедности, и банкротству. История пока не может дать однозначные ответы на многие вопросы, однако характерно, что в различные исторические периоды сохранялись как исторически устойчивые общечеловеческие мотивы, так и мотивы свойственные только этому периоду. Поэтому изучение условий, при которых Сенека вскрыл себе вены, мало, что даст для причинного анализа, которым бы можно воспользоваться сегодня. Когда суициденты (лица совершившие попытку самоубийства) указывают на несчастную любовь как на причину попытки, то совершенно ясно, что причинный фактор скрыт за предшествующей социально-психологической дезадаптацией этой личности, ее потребностями, ценностными ориентировками и т.д., поскольку миллионы людей в подобных обстоятельствах не совершали самоубийство. То же самое можно сказать о любом отдельном случае самоубийства, изучаемом в соответствии с какой-либо одной из специальных дисциплин. Простое частное исследование того или иного случая не вскрывает его причины, да она и не должна вскрываться в силу сугубо индивидуального поступка, поскольку в этом акте задействовано много переменных. Причинные факторы начинают проявляться при изучении суицидов как статистически устойчивого явления в том или ином обществе.

Поэтому самоубийство следует исследовать как феномен, который повторяется в разных обществах и в различные исторические периоды. В таком качестве оно становится не отдельным случаем, а статистически устойчивым явлением, существующим всегда и повсюду. Если его рассматривать таким образом, то мы получим данные о его частностях в различных общественных и культуральных группах и периодах. Тем не менее, нас интересует каждый отдельный случай и возможность оказать соответствующую помощь. Доказано, что суицид есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого неразрешенного микросоциального конфликта (А.Г. Амбрумова). С учетом этих обстоятельств и имея ряд других данных, мы можем посоветовать Вам как предупредить и предотвратить самоубийство близкого человека.

C:\www\doc2html\work\bestreferat-257186-13975239881995\input\deti.htm - _top#_top

Дата: 2019-12-10, просмотров: 224.