ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель: -развитие способности осмысливать важнейшие исторические события, процессы и явления, связанные с характеристикой общественного устройства Древней Руси, периодом раздробленности и анализом особенностей крупнейших самостоятельных центров Руси.

Виды деятельности:

– характеристика территорий общественного и политического строя Древней Руси, внутренней и внешней политики русских князей;

– анализ содержания Русской Правды;

– указание причин княжеских усобиц.

– составление характеристики личности, оценка, сравнение исторических деятелей(на примере Ярослава мудрого, Владимира Мономаха);

– название причин раздробленности на Руси, раскрытие последствий раздробленности

-указание на исторической карте территорий крупнейших самостоятельных центров Руси.

-характеристика особенностей географического положения, социально-политического развития, достижений экономики и культуры Новгородской и Владимиро-Суздальской земель

Ход работы

Задание № 1.  Прочитайте отрывок из Русской Правды и составьте схему, расположив в ней огнищанина, тиуна, рядовича, старшего конюха, сельского старосту, полевого старосту, смерда и холопа согласно их положению на социальной лестнице.

Русская Правда

«Статья 18. Если убьют огнищанина умышленно, то убийце платить за него 80 гривен…

Статья 21. А за княжеского тиуна 80 гривен, а за старшего конюха при стаде также 80 гривен…

Статья 22. За княжеского сельского старосту или полевого старосту платят 12 гривен, а за княжеского рядовича 5 гривен.

Статья 23. А за убитого смерда или холопа 5 гривен…

Статья 31. За истязание смерда, без княжеского повеления, за обиду 3 гривны.

Статья 32. А за огнищанина, тиуна или мечника 12 гривен…»

Задание № 2. Отметьте причины удельной раздробленности русских земель.

1.  Появление новых городских центров.

2.  Междоусобицы (борьба князей за земли и власть).

3.  Принятие христианства.

4.  Слабость хозяйственных связей между отдельными землями.

5.  Формирование собственного аппарата управления в удельных княжествах.

Задание № 3. Соотнесите понятие с определением.

Понятие Определение
1. Вотчина А. Глава местного управления, назначенный центральной властью
2. Вече Б. Территория, выделенная во владение одному из младших членов княжеского рода
3. Удел В. Борьба за власть в одном княжества или за образование самостоятельного княжения
4. Наместник Г. Народное собрание на Руси
5. Усобица Д. Земельное владение, которое передавалось от отца к сыну

Задание № 4. Отметьте хронологические рамки периода раздробленности Руси:

1) конец X века — 90-е годы XII века;

2) 30-е годы XII века — конец XV века;

3) конец XI века — середина XIII века;

4) начало XIII века — 40-е годы XIV века;

5) конец IX века — начало XII века.

Задание № 5. Отметьте правильное определение термина «государственная раздробленность».

1.  Распад единого государства на отдельные независимые части, вызванный переходом некоторых князей в католичество.

2.  Распад Древнерусского государства в XII–XIII веках на ряд самостоятельных княжеств и земель.

3.  Раздробление единого Древнерусского государства в результате нашествия монголов, когда отдельные части государства попали под власть ордынских ханов.

4.  Последствие междоусобных войн, возникших между феодалами в период XII — середины XIII веках и связанных с территориальными спорами.

Задание № 6. Дополните схему «Государственный строй Великого Новгорода», используя слова для справок.


Слова для справок: посадник, тысяцкий, вече, архиепископ, князь.

Задание № 7.

1.  Прочитайте отрывок из летописи.

«Пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославович, и брат его Олег и собрались… для устроения мира. И обращались к себе, говоря: “Зачем губим Русскую землю, сами на себя вражду воздвигая, а половцы землю нашу терзают на части и радуются, что между нами войны и доныне. С этого времени соединимся в одно сердце и будем охранять Русские земли. Пусть каждый держит вотчину свою…” и на этом целовали крест: “Если кто пойдет на кого, то на того будем все…”»

2.  Определите, когда произошло событие, описанное в летописи:

1) в 1097 году;

2) в 1111 году;

3) в 1136 году.

Задание № 8. Напишите, о каком городе идет речь в тексте.

Этот город был основан в 1108 году внуком Ярослава Мудрого князем Владимиром Мономахом. Андрей Боголюбский, став великим князем, переехал в него из Киева. В 1164 году здесь были созданы монументальные Золотые ворота по примеру киевских. В этом городе особо почитали Богоматерь, в ее честь были построены соборы Успения Богоматери (2-я половина XII века), церковь Покрова Богородицы на Нерли (1165 год).

Задание № 7. Раздробленность Древнерусского государства имела как отрицательные, так и положительные последствия. Продолжите список.

Положительные последствия

1.  Рост городов и вотчин.

2.  Выход отдельных княжеств на международную арену.

3.  _______________________________________________________.

4.  _______________________________________________________.

Отрицательные последствия

1.  Ослабление военной мощи государства.

2.  Княжеские междоусобицы.

3.  _______________________________________________________.

4.  _______________________________________________________.

Задание № 9. Заполните таблицу.


Дата: 2019-12-10, просмотров: 348.