Цель: -развитие способности осмысливать важнейшие исторические события, процессы и явления, связанные с характеристикой общественного устройства Древней Руси, периодом раздробленности и анализом особенностей крупнейших самостоятельных центров Руси.
Виды деятельности:
– характеристика территорий общественного и политического строя Древней Руси, внутренней и внешней политики русских князей;
– анализ содержания Русской Правды;
– указание причин княжеских усобиц.
– составление характеристики личности, оценка, сравнение исторических деятелей(на примере Ярослава мудрого, Владимира Мономаха);
– название причин раздробленности на Руси, раскрытие последствий раздробленности
-указание на исторической карте территорий крупнейших самостоятельных центров Руси.
-характеристика особенностей географического положения, социально-политического развития, достижений экономики и культуры Новгородской и Владимиро-Суздальской земель
Ход работы
Задание № 1. Прочитайте отрывок из Русской Правды и составьте схему, расположив в ней огнищанина, тиуна, рядовича, старшего конюха, сельского старосту, полевого старосту, смерда и холопа согласно их положению на социальной лестнице.
Русская Правда
«Статья 18. Если убьют огнищанина умышленно, то убийце платить за него 80 гривен…
Статья 21. А за княжеского тиуна 80 гривен, а за старшего конюха при стаде также 80 гривен…
Статья 22. За княжеского сельского старосту или полевого старосту платят 12 гривен, а за княжеского рядовича 5 гривен.
Статья 23. А за убитого смерда или холопа 5 гривен…
Статья 31. За истязание смерда, без княжеского повеления, за обиду 3 гривны.
Статья 32. А за огнищанина, тиуна или мечника 12 гривен…»
Задание № 2. Отметьте причины удельной раздробленности русских земель.
1. Появление новых городских центров.
2. Междоусобицы (борьба князей за земли и власть).
3. Принятие христианства.
4. Слабость хозяйственных связей между отдельными землями.
5. Формирование собственного аппарата управления в удельных княжествах.
Задание № 3. Соотнесите понятие с определением.
Понятие | Определение |
1. Вотчина | А. Глава местного управления, назначенный центральной властью |
2. Вече | Б. Территория, выделенная во владение одному из младших членов княжеского рода |
3. Удел | В. Борьба за власть в одном княжества или за образование самостоятельного княжения |
4. Наместник | Г. Народное собрание на Руси |
5. Усобица | Д. Земельное владение, которое передавалось от отца к сыну |
Задание № 4. Отметьте хронологические рамки периода раздробленности Руси:
1) конец X века — 90-е годы XII века;
2) 30-е годы XII века — конец XV века;
3) конец XI века — середина XIII века;
4) начало XIII века — 40-е годы XIV века;
5) конец IX века — начало XII века.
Задание № 5. Отметьте правильное определение термина «государственная раздробленность».
1. Распад единого государства на отдельные независимые части, вызванный переходом некоторых князей в католичество.
2. Распад Древнерусского государства в XII–XIII веках на ряд самостоятельных княжеств и земель.
3. Раздробление единого Древнерусского государства в результате нашествия монголов, когда отдельные части государства попали под власть ордынских ханов.
4. Последствие междоусобных войн, возникших между феодалами в период XII — середины XIII веках и связанных с территориальными спорами.
Задание № 6. Дополните схему «Государственный строй Великого Новгорода», используя слова для справок.
Слова для справок: посадник, тысяцкий, вече, архиепископ, князь.
Задание № 7.
1. Прочитайте отрывок из летописи.
«Пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославович, и брат его Олег и собрались… для устроения мира. И обращались к себе, говоря: “Зачем губим Русскую землю, сами на себя вражду воздвигая, а половцы землю нашу терзают на части и радуются, что между нами войны и доныне. С этого времени соединимся в одно сердце и будем охранять Русские земли. Пусть каждый держит вотчину свою…” и на этом целовали крест: “Если кто пойдет на кого, то на того будем все…”»
2. Определите, когда произошло событие, описанное в летописи:
1) в 1097 году;
2) в 1111 году;
3) в 1136 году.
Задание № 8. Напишите, о каком городе идет речь в тексте.
Этот город был основан в 1108 году внуком Ярослава Мудрого князем Владимиром Мономахом. Андрей Боголюбский, став великим князем, переехал в него из Киева. В 1164 году здесь были созданы монументальные Золотые ворота по примеру киевских. В этом городе особо почитали Богоматерь, в ее честь были построены соборы Успения Богоматери (2-я половина XII века), церковь Покрова Богородицы на Нерли (1165 год).
Задание № 7. Раздробленность Древнерусского государства имела как отрицательные, так и положительные последствия. Продолжите список.
Положительные последствия
1. Рост городов и вотчин.
2. Выход отдельных княжеств на международную арену.
3. _______________________________________________________.
4. _______________________________________________________.
Отрицательные последствия
1. Ослабление военной мощи государства.
2. Княжеские междоусобицы.
3. _______________________________________________________.
4. _______________________________________________________.
Задание № 9. Заполните таблицу.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 348.