Область культуры | Деятель культуры | Основные произведения, идеи |
Задание № 8.
1. В средневековом тракте «Семь свободных искусств» говорилось:
«Их делили на два уровня: начальный, куда входили грамматика, диалектика и риторики, и высший, включавший астрономию, арифметику, геометрию и музыку».
2. Проанализировав этот отрывок, охарактеризуйте развитие образования в эпоху Средневековья.
Задание № 9. Письменно ответьте на вопросы.
1. Какое значение в эпоху Возрождения придавалось человеческой личности?
2. Какие требования к ней предъявлялись?
3. Чем такое отношение к личности отличалось от средневекового?
4. Какой была «обратная» сторона индивидуализма?
5. Считаете ли вы появление индивидуализма положительным результатом развития духовной жизни Европы?
ТЕМА 4. ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ
Практическое занятие № 8
ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРИЧИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. КРЕЩЕНИЕ РУСИ: ПРИЧИНЫ, ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ, ЗНАЧЕНИЕ
Цель: -развитие способности осмысливать важнейшие исторические события, процессы и явления, связанные с созданием и становлением государства Киевская Русь.
Виды деятельности:
– характеристика территорий расселения восточных славян и их соседей, природных условий, в которых они жили, их занятий, быта, верований;
– раскрытие причин и указание времени образования Древнерусского государства;
– объяснение и применение в историческом контексте понятий «князь», «дружина», «государство».
– актуализация знаний о возникновении христианства и основных его постулатах;
– оценка значения принятия христианства на Руси.
Ход работы
Задание № 1. Заполните таблицу.
Происхождение славян
Ветви славян | Территория расселения | Потомки |
Задание № 2. Соотнесите названия племен с местностью, где они жили.
Название племени | Местность |
1. Древляне | а) болота |
2. Дреговичи | б) поля |
3. Ильменские словене | в) леса |
4. Полочане | г) река Полота |
5. Поляне | д) озеро Ильмень |
Задание № 3. Заполните таблицу.
Теории возникновения государства у восточных славян
Название теории | Представители | Содержание |
Норманнская | ||
Центристская | ||
Славянская |
Задание № 4. Соотнесите слова с именем человека, которые их сказал.
Высказывание | Имя |
1. «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — там середина земли моей» 2. «Это (Киев) будет мать городам русским» 3. «Идите с данью домой, а я возвращаюсь и пособираю еще» | А. Олег Б. Игорь В. Святослав |
Задание № 5. Заполните схему:
Предпосылки возникновения государства у восточных славян.
1. Появление людей, способных установить и удержать свою власть силой.
2. Появление излишков продукции.
3. Переход от коллективного труда к индивидуальному.
4. Появление возможности эксплуатировать чужой труд.
5. Возникновение противостоящих друг другу интересов у членов общества.
6. Появление вождей и дружин.
7. Необходимость поддержания в обществе порядка.
8. Переход от родовой общины к соседской.
9. Возникновение неравенства.
Задание № 6. Соотнесите имя славянского бога со сферой его покровительства.
Бог | Сфера покровительства |
1. Велес (Волос) | А. Божество весеннего плодородия |
2. Даждьбог | Б. Бог ветра, простирающий свое покровительство над миром |
3. Перун | В. Бог грома (грозы), покровитель князя и его дружины |
4. Ярило | Г. Бог солнца, дающий удачу |
5. Стрибог | Д. Бог, покровительствующий домашним животным |
Задание № 7. Прочитайте отрывок из «Повести временных лет» и ответьте на вопросы.
1.Какие славянские племена упоминаются в тексте? Выпишите их названия.
2.Почему автор «Повести…» по-разному описывает обычай полян и всех остальных славянских племен?
3.Каким было вероисповедание славян?
4. Каким было вероисповедание автора?
5. Какой обычай отличал полян от других племен?
Повести временных лет
…Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливый перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай… А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц и воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивали игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены…
Задание № 8. Отметьте факторы, способствующие созданию государства.
1. Переход от матриархата к патриархату.
2. Совершенствование орудий труда и появление излишков продуктов.
3. Появление социального неравенства и выделение среди общинников вождей, старейшин, дружинников.
4. Переход от соседской общины к родовой.
5. Экономический подъем.
6. Языческая религия.
Задание № 9. Определите, какое событие описано в данном фрагменте летописи.
«В тот год сказала дружина: “Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам”. И послушал их (князь) — пошел за данью… и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошел он в свой город. Когда же шел назад, — поразмыслив, сказал своей дружине: “Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю еще”. И послали к нему (послов от этого племени), говоря “Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань”. И не послушал их (князь); и (они), выйдя из города Искоростеня, убили (князя и дружину его…)»
Задание № 10. Соотнесите понятие с определением.
Понятие | Определение |
1. Полюдье | A. Натуральный или денежный сбор, взимавшийся с побежденных в пользу победителя |
2. Погосты | Б. Денежный штраф в пользу князя, налагавшийся за убийство свободного человека |
3. Вервь | В. Место сбора дани с X века |
4. Дань | Г. Территориальная община в Древней Руси |
5. Вира | Д. Объезд князя с дружиной своих владений с целью сбора дани |
Задание № 11. Соотнесите кочевое племя с его описанием.
1. Печенеги.
2. Половцы.
3. Хазары.
А. Они появились на южных рубежах Руси в начале X века. В 968 году они организовали поход на Киев, обороной города руководила княгиня Ольга. В 972 году на днепровских порогах их князь Куря одержал победу над киевским князем, из черепа которого приказал сделать окованную золотом чашу. Разбить этих кочевников удалось князю Ярославу Мудрому.
Б. В IX–X веках они кочевали в степях Прииртышья и Восточного Казахстана, в начале XI века появились в Поволжье, а в 1050-х гг. — у границ Руси. Совершали набеги на русские земли, в период княжеских усобиц выступали на стороне то одного, то другого князя. Воевали на стороне Руси с Венгрией, Польшей и другими государствами. В 1103, 1109, 1111, 1116 годах русские князья нанесли им тяжелые поражения.
В. Их держава, образовавшаяся в VII века, стала первым крупным государственным образованием в Восточной Европе. В 862 году поляне и северяне платили им дань. Киевских князей по примеру их правителей называли каганами. Хозяйство у них носило как земледельческий, так и кочевой характер. Князь Святослав разгромил этих грозных соседей, и с конца X века о них перестали упоминать в летописях.
Задание № 12. Определите, когда произошло описываемое событие.
«Повелел (князь) опрокинуть идолы — одних изрубить, других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы… и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Когда влекли Перуна к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще святого крещения… На следующий день вышел (князь) с послами… на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там… И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасенных душ…»
Задание № 13. Разгадайте цифровой кроссворд. В выделенной вертикальной строке появится ключевая дата. Напишите, что произошло в этом году.
1. Год смерти князя Святослава.
2. Год создания Древнерусского государства с центром в Киеве
3. Год начала правления князя Владимира.
1 | |||
2 | |||
3 | |||
Задание № 14. Напишите, кому из исторических деятелей соответствуют следующие действия:
1) Предупреждал: «Иду на вы!»
2) В первой четверти XII века ввёл дополнения в закон Русской правды, облегчавший уплату процентов и выплату долга.
3) Осуществил крещение Руси.
Задание № 15. Соотнесите понятие с определением.
Понятие | Определение |
1. Купа | А. Изящный остроконечный шлем |
2. Холоп | Б. Княжеский дружинник |
3. Шишак | В. Денежная единица на Руси |
4. Гривна | Г. Долг |
5. Мечник | Д. Наиболее неполноправный из всех слоев населения |
Задание № 16. Расставьте события в хронологическом порядке.
1. Поход Игоря на древлян.
2. Крещение Руси.
3. Любечский съезд.
4. Призвание Рюрика в Новгород.
5. Появление Русской Правды.
Задание № 17. Отметьте последствия принятия христианства на Руси.
1. Развитие культуры (письменности, архитектуры, искусства).
2. Сближение с Византией.
3. Государственная раздробленность.
4. Борьба с Византией за влияние на Балканах.
5. Укрепление международного авторитета Руси.
6. Создание государства.
7. Изменения в быту.
8. Укрепление княжеской власти.
Задание № 18. Напишите даты правления киевских князей:
1) Ярослава Мудрого;
2) Святослава;
3) Олега;
4) Владимира Красное Солнышко;
5) Владимира Мономаха;
6) Игоря;
7) Ольги.
Задание № 19. Расшифруйте даты в «Повести временных лет».
1. «В год 6370 ________________. Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владети, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: “Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по нраву”».
2. В год 6393 ________________. Послал Олег к радимичам, спрашивая: “Кому даете дань?” Они ответили: “Хазарам”. И сказал им Олег: “Не давайте хазарам, но платите мне”».
3. В год 6423 ________________. Пришли впервые печенеги на Русскую землю и, заключив мир с Игорем, пошли к Дунаю…»
4. В год 6562 ________________. Преставился великий князь русский Ярослав. Еще при жизни дал он наставление сыновьям своим, сказав им: “Вот я покидаю мир этот, сыновья мои, имеете любовь между собой, потому что вы все братья, от одного отца и от одной матери”».
5. В год 6559 ________________. Поставил Ярослав Иллариона митрополитом, русского родом, в святой Софии, собрав епископов».
Задание № 20. Обозначьте, какие действия и события соответствует каждому из представленных деятелей.
Деятели | Действие (событие) |
1. Борис и Глеб | а) автор письменных произведений |
2. Илья Муромец | б) вымышленная личность |
3. Нестор | в) причислен к лику святых |
4. Ярослав Мудрый | г) был князем |
д) совершал военные походы |
Практическое занятие № 9
Дата: 2019-12-10, просмотров: 330.