Оценка эффективности деятельности государственных служащих — это «процесс сопоставления результатов деятельности, достигнутых государственными служащими, с результатами, нормативно установленными, заданными на этапе планирования» [2, с. 1350]. На этом этапе производится оценка соответствия предъявляемых требований к должностям государственной службы и результативности деятельности государственных служащих.
Выделяют четыре показателя: ориентация на гражданина (клиенто-ориентированность и уровень сервиса), сокращение времени, необходимого для оказания услуг, сокращение расходов, качество услуг. Основной акцент при оценке эффективности смещен в сторону стандартизации деятельности государственных служащих. Например, в сфере образования для оценки эффективности были созданы стандарты расходов на отдельные виды услуг. Методика расчета, которая была применена, позволяет обосновать все расходы, что приводит к эффективному распределению ресурсов и, в дальнейшем, выявлению и устранению необоснованных затрат [10].
При оценке эффективности государственного управления в целом и деятельности государственного служащего, в частности, предлагают использовать интегральный показатель эффективности, который включает в себя техническую эффективность, включающую в себя качество работы, потраченное время, умение адаптироваться в условиях неопределенности, цейтнота и т. д., и эффективность использования/распределения ресурсов. Соответственно, данный подход не заостряет внимания на клиентоориентированность и уровень сервиса, ориентируясь лишь на ресурсы и соответствие стандарту качества [6].
В настоящее время наиболее распространенным является подход, при котором на уровне органов исполнительной власти и органов местного самоуправления используются интегральные показатели результативности и эффективности, отражающие основные социальные и экономические параметры его деятельности.
Затем декомпозируются на уровень структурных подразделении, и, наконец, доходят < до уровня отдельных служащих. Методов декомпозиции и способов построения * систем показателей результативности существует достаточно много, тем не менее, ^ наибольшую известность получили принципы построения «сбалансированной системы показателей» (Balanced Scorecard — BSC) и определения «ключевых показателей результативности» (Key Performance Indicators — KPI). Если в системе BSC больше внимания уделяется взаимосвязи отдельных показателей результативности между собой с целью максимизации оценки их совокупного влияния на конечный эффект, то система KPI построена на выборе наиболее важных показателей результативности, в максимальной степени характеризующих конечный эффект [4].
Существует два подхода к разработке KPI организации, подразделений и сотрудников — процессный и функциональный.
1. Процессный подход — описывает и формулирует процессы в организации. При этом процессы формируются в общем виде как цели-намерения без привязки к определенным показателям, срокам и нормативам.
2. Функциональный подход — в соответствии со структурой организации строятся основные направления деятельности для каждого госслужащего организации в зависимости от должностей. В каждой организации есть состав должностей (штатное расписание) и взаимодействие между ними. У каждой должности есть свои служебные функции, которые сотрудник должен выполнять. Для служебных функций при желании можно разработать определенные показатели, позволяющие оценить степень выполнения этой функции с применением KPI. Цели в организации передаются «сверху вниз» на уровень подразделений и сотрудников для того, чтобы не было отклонений от стратегической цели организации. Создается сбалансированный набор показателей для организации, далее спускается подразделениям и госслужащим. Такие показатели удобно группировать на качественные — количественные и командные — индивидуальные [1, с. 44]. Перед тем, как разработать KPI сотрудника, необходимо проставить значения,
которые сотрудник в течение определенного времени должен выполнить. Когда задачи проставлены, то по истечении этого времени (месяца, квартала) оценивается работа, проделанная сотрудником, через поставленные цели и результат выполненной работы.
Затем для каждого показателя рассчитывается индекс KPI, показывающий в процентах, каких результатов добился сотрудник, то есть разница между нормой и целью в процентах. Если индекс KPI выше 100%, то есть выше нормы, то это значит, что задача перевыполнена. Если индекс KPI ниже 100%, норма не выполнена. Но это также будет зависеть от установленного индекса KPI, так как норма (порог) может рассчитываться от 70 до 100%.
Исходя из проведенного анализа теоретических основ систем оценки деятельности государственных служащих, а также опыта внедрения в зарубежных странах, следует основываться на следующих положениях при разработке систем оценки деятельности и, как следствие, инструментария мотивации и стимулирования.
1. В целях повышения объективности процесса оценки, разработка ключевых показателей должна осуществляться на основе учета мнений государственных служащих, а также опираться на нормативно-правовую базу. Данный подход позволит учесть действующие нормативные правовые акты и определить наиболее значимые (с точки зрения представителя работодателя, руководителя структурного подразделения и самого государственного гражданского служащего) направления деятельности, включенные в должностные обязанности.
2. В целях повышения прозрачности применяемой системы начисления стимулирующих выплат по достижению KPI необходимо проводить разъяснительную работу среди персонала и пилотажные проекты.
3. По результатам внедрения ^ в процесс определения эффективности государственного гражданского служащего необходимо составление реестра соответствия объема стимулирующего вознаграждения с количеством / качеством достижения определенных ранее показателей с учетом специфики трудовой деятельности государственного гражданского служащего (отношение к определенной группе должностей, особые условия выполнения ключевых показателей измерения эффективности и т. д.). Информацию рекомендуется представить в табличной форме для ознакомления сотрудникам.
4. Индивидуальная или групповая (например, отдела, управления, департамента) эффективность должна коррелировать с эффективностью организации.
5. В целях комплексного учета ключевых показателей измерения эффективности ^ деятельности с определением размера выплаты денежного вознаграждения не-^ обходимо предусмотреть (по необходимости с учетом специфики деятельности ^ органа государственной власти и специфики структурного подразделения) раз-о работку индикатора(-ов), связанных с результатом (-ами) эффективного выполем нения разовых и иных поручений.
^ 6. При определении и установлении критериев эффективности деятельности о государственных гражданских служащих органов государственной власти необходимости руководствоваться Приказом Минтруда России № 287 от 1 июля 2013 г. «О методических рекомендациях по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений социального обслуживания населения, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников»1.
7. При определении критериев оценки эффективности государственных гражданских служащих в сфере образования, культуры и здравоохранения необходимо руководствоваться методическими рекомендациями и указаниями соответствующих федеральных министерств2.
Для каждой цели деятельности должны быть установлены показатели эффективности и результативности — количественные или качественные характеристики деятельности.
Выбор критериев оценки деятельности государственных служащих должен быть основан на дифференцированном подходе к трем группам государственных служащих: руководители, специалисты, обеспечивающие специалисты. Очевидно, что конкретные критерии оценки должны разрабатываться в каждом отдельно взятом органе государственной власти для каждой должности. ^
Вопрос о методах оценки решается в зависимости от того, в каких целях ^ осуществляется оценка эффективности деятельности государственных служащих. ^ Для повышения объективности данных рекомендуется использовать несколько методов. ^
Структуры, осуществляющие управление и контроль за государственной службой в РФ.
Организация государственной службы - система органов управления государственной службой - Совет по вопросам государственной службы при Президенте РФ - кадровые службы -кадрово-политические мероприятия - организационно-правовые меры - механизм кадрового обеспечения государственных органов - управление персоналом государственной службы.
Вопросы управления государственной службой включены современным российским законодательством в комплекс отношений, подлежащих регулированию с точки зрения обеспечения ее эффективной организации.
Значимость проблем управления государственной службой возрастает потому, что они требуют решения на общегосударственном уровне, в нормативной форме, т.е. в централизованном порядке. Для руководства этой деятельностью предусмотрено создание специальных государственных органов.
ФЗ «Об основах ГС РФ» устанавливает трехзвенную систему органов управления персоналом госслужбы. В этой системе управления кадрами госслужбы должны быть четко определены функции и задачи каждого звена управления, каждого структурного подразделения, а также порядок взаимодействия между ними. Система органов управления государственной службой включает: Совет по вопросам государственной службы при Президенте РФ в качестве федерального органа, органы по вопросам государственной службы субъектов РФ, кадровые службы государственных органов.
На основе общегосударственной кадровой политики для всей системы государственной службы Российской Федерации в каждом государственном органе разрабатывается своя конкретная кадровая политика, вытекающая из его целей, задач и основных функций. Здесь кадровая политика проводится через аппарат, его структуры и персонал.
Общее руководство кадровой деятельностью государственных органов осуществляют их руководители - Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Парламента РФ, председатели судов РФ, министры и другие руководители федеральных органов власти, а на региональном уровне - руководители субъектов РФ, главы органов законодательной и исполнительной власти.
Непосредственное руководство кадровой деятельностью органов государственной власти осуществляют руководители их аппаратов. Они ведают всеми вопросами, касающимися организационного обеспечения деятельности государственных служащих.
Координацией деятельности по реализации задач, вытекающих из положений ФЗ «Об основах ГС РФ», должен заниматься Совет по вопросам государственной службы при Президенте РФ.
Инвестиционные и инновационные проекты: особенности проектного управления, специфика экономической оценки
Российская экономика, переживающая переходный период, претерпевает значительные изменения. Согласно классическому подходу, управление проектами понимается как управление изменениями. Отсюда следует, во-первых, актуальность управления проектами для современной российской экономики, и, во-вторых, широкие возможности для применения проектного подхода.
К основным изменениям, которые создают потенциал для применения философии управления проектами, относятся:
· Изменение отношений собственности: приватизация, акционирование и т.д.; бурное развитие акционерных форм хозяйствования в негосударственном секторе экономики;
· Изменения рынка: формирование относительного баланса предложения и платежеспособного спроса;
· Изменение и развитие организационных форм в соответствии с указанными изменениями отношений собственности и рынка;
· Изменение производственной системы: необходимость реструктуризации и создания принципиально новой системы управления производственным комплексом;
· Изменение методов и средств управления.
Перспективный рынок проектов. Наибольшим потенциалом в плане появления новых проектов обладают: ТЭК, нефтепереработка и нефтехимия, пищевая промышленность, фармацевтическая промышленность, конверсия ВПК, транспорт, связь, телекоммуникации, жилищное строительство, наука.
Каждая отрасль имеет свои специфические цели, однако, можно выделить ряд задач, стоящих перед всеми сферами экономики:
1. Осуществление системы антикризисных мер.
2. Развитие ресурсосберегающих процессов.
3. поддержание экспортного потенциала.
4. Освоение эффективных форм хозяйствования.
5. Развитие рыночной инфраструктуры.
6. Сохранение и эффективное использование в новых условиях производственного, кадрового и инновационного потенциала.
7. Решение проблемы занятости населения.
8. Насыщение потребительского рынка.
9. Стабилизация производства.
10. Реализация мер по экологической санации предприятий базовых отраслей. 11. обеспечение учета экологических факторов при реализации проектов во всех областях.
К основным предпосылкам относятся:
1) Широко распространенная в отечественной экономике идеология программно-целевого управления. Основной формой программного управления выступают целевые комплексные программы. Переход на программные методы связан с ликвидацией системы, основанной на планово-распределительных методах управления. К основным принципам ПЦУ относятся:
· Целенаправленность: целевая ориентация программ на обеспечение конечных результатов;
· Системность: разработка совокупности мер, необходимых для реализация программы, во взаимосвязи с концепцией развития страны в целом;
· Комплексность: разработка отдельных элементов программной структуры, направленных на достижение частных целей, должна осуществляться в соответствии с генеральной целью;
· Обеспеченность: все мероприятия, предусмотренные программой, должны быть обеспечены различными видами ресурсов - финансовых, информационных, материальных, трудовых;
· Приоритетность (система предпочтений), выработанная на основе общей концепции развития;
· Экономическая безопасность;
· Согласованность - согласованность федеральной и региональных интересов и задач;
· Своевременность, т.е. достижение требуемого конечного результата в установленный срок.
Программно-целевой подход используется при реализации инвестиционной политики государства на современном этапе для решения проблем стабилизации и реализации антикризисных мер. Основная форма ПЦУ - федеральные целевые программы, в которых находит отражение структурная политика.
2) Ликвидация планово-распределительной системы.
3) Начало формирования основ правовой системы регулирования экономики.
4) Постепенный переход к рыночным отношениям.
5) Легитимизация различных форм собственности. 6) Приватизация государственной собственности.
7) Антимонопольная политика в инвестиционной сфере, подрядной деятельности, научных исследованиях, проектировании и т.д.
8) Отмена государственной монополии в области внешней торговли.
9) Формирование рынка инвестиционных проектов, вторичного рынка недвижимости, рынка ценных бумаг, рынка подрядных работ.
10) Процесс децентрализации управления.
11) Образование рыночных организационных форм управления.
12) Создание фирм в сфере поддержки и реализации проектов (инвестиционных, инжиниринговых, консалтинговых и т.п.).
13) Появление в инвестиционной сфере проектно ориентированных или объектно-ориентированных структур.
14) Развитие электронных средств коммуникаций.
15) Привлечение к реализации проектов иностранных участников, использующих методы управления проектами.
16) Создание новых рыночных структур, ориентированных на работу на проектной основе - инвестиционные фонды, финансовые компании, коммерческие банки и др.
17) Постепенное изменение психологии управленцев.
Специфика экономической оценки
Рассматривая категорию эффективности инвестиционных и инновационных проектов, необходимо отметить, что она может оцениваться по нескольким направлениям. Во-первых, это экономическая оценка эффективности проектов. Она может проводиться с использованием стандартных методов и показателей. Однако для инновационных проектов существует некоторая специфика применения основных показателей. Наряду с экономической эффективностью, которая в первую очередь является предметом авторского исследования, также принято выделять научно-техническую, ресурсную, социальную, экологическую эффективность инновационных проектов. Вместе с тем в отличие от экономической эффективности оценка других видов эффективности представляет собой большую сложность, поскольку для этого не разработаны универсальные методики. Одним из первых этапов оценки эффективности инновационного проекта, который должен предшествовать экономической оценке, является анализ окружения инновационного проекта. Разделение всей сферы деятельности, в которой появляется и развивается проект, на собственно проект и окружение, т. е. внешнюю среду, в определенной степени условно. В практике бизнес-планирования обычно подлежат изучению три аспекта окружения проекта: − политический, а именно – отношение федеральных и местных властей к проекту; − территориальный, включающий изучение конкурентных предложений на рынке аналогичной продукции; − экологический, связанный с необходимостью обеспечения экологической безопасности проекта.
В настоящее время для оценки экономической эффективности инвестиционных проектов пользуются Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов.
Методика оценки эффективности, указанная в Методических рекомендациях, включает в себя два основных блока оценки эффективности проектов: оценка общественной эффективности и оценка коммерческой эффективности.
Особенностью расчета показателей общественной эффективности является то, что в денежных потоках должна отражаться стоимостная оценка последствий осуществления проекта в других видах экономической деятельности, в социальной и экологической сферах. Однако такая оценка не всегда возможна. Следует отметить, что инновационные проекты, как правило, сопровождаются большими общественными выгодами по сравнению с обычными инвестиционными проектами.
Оценка коммерческой эффективности инвестиционного проекта осуществляется с позиции различных участников и основывается на анализе денежных потоков, которые включают выручку и основные затраты по проекту. Одним из видов коммерческой эффективности, например, является бюджетная эффективность проекта, которая основана на анализе денежных потоков, связанных с дополнительными поступлениями налогов в бюджеты различных уровней.
Эффективность проектов может оцениваться как количественными (показателями эффективности), так и качественными характеристиками. Последние, в частности, актуальны для оценки общественной эффективности.
В качестве основных количественных показателей, используемых для расчетов эффективности инвестиционных проектов, используются: − бухгалтерская рентабельность инвестиций; − индексы доходности (рентабельности) затрат и инвестиций; − чистый дисконтированный доход; − внутренняя норма доходности; − срок окупаемости; − потребность в дополнительном финансировании (другие названия – стоимость проекта, капитал риска); − группа показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия – участника проекта.
Между тем можно выделить специфику применения основных показателей при оценке инновационных проектов (табл. 2). Что касается качественных показателей, то ими могут быть: − изменение рыночной стоимости имущества граждан (жилья, земельных участков и др.), обусловленное реализацией проекта; − снижение уровня розничных цен на отдельные товары и услуги, обусловленное увеличением предложения этих товаров при реализации проекта; − влияние реализации проекта на объемы производства продукции (работ, услуг) сторонними предприятиями; − воздействие осуществления проекта на экологию и здоровье населения; − экономия времени населения на коммуникации, обусловленная реализацией проекта в области транспорта и связи. Многие из этих показателей на самом деле являются количественными, однако они не являются сопоставимыми с экономическими результатами реализации проекта и в большей степени характеризуют качественные последствия его реализации.
Задание 11. Репутация города представляет собой комплекс возможностей и гарантий реализации существенных интересов членов различных социальных групп. Органы муниципальной власти, заинтересованные в хорошей репутации города, совершая любые действия, должны учитывать интересы этих социальных групп. Попытайтесь назвать важнейшие социальные группы (категории целевой аудитории), на которые должны ориентироваться органы власти для укрепления репутации города.
Репутация города представляет собой динамическую характеристику его жизни и деятельности, формирующуюся в обществе в течение достаточно продолжительного периода времени. Это ценностные убеждения, мнение, сложившееся у человека (людей) на основе полученной достоверной информации о городе, личного опыта взаимодействия (комфортность проживания, безопасность, социальная защищенность, степень благоприятности условий для ведения бизнеса, авторитет властей и т.д.).
Репутация города олицетворяет собой комплекс возможностей для реализации существенных интересов членов различных групп целевой аудитории. Это гарантия эффективного использования конкурентных преимуществ данной территории для жизни, бизнеса, капиталовложений, отдыха, учебы и т.д.
В большие группы входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д.
Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно её интересов как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы (например борьба рабочих за свои права и интересы через организации рабочих).
К многообразным малым группам относятся такие группы как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличает наличие межличностных отношений и личных контактов друг с другом. Конкретного количества членов нет — основным критерием является наличие реальных контактов и эмоциональных связей между членами группы.
Я считаю, что важнейшими соц.группами, на которые властям необходимо обращать внимание являются пенсионеры, инвалиды, люди без определенного места жительства, люди, которые вышли из мест лишения свободы.
Пять дополнительных рейтингов репутации города: привлекательность города для посещения, инвестиций, жизни, работы, совершения покупок.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 224.