Методические указания к экзамену
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

По истории древней Греции и Древнего Рима

Подготовка к экзамену должна занимать весь учебный семестр и заключаться в равномерном и последовательном освоении теоретического (лекционного) курса, систематической и качественной работе на практических занятиях. Лекционные материалы (конспекты лекционного курса) необходимо дополнять систематической самостоятельной работой с рекомендованным учебником(ми). Схема работы может быть следующей: прослушав лекцию, студенту следует сразу же обратиться к соответствующему разделу учебника, прочитав и усвоив предлагаемый учебный материал (перед началом следующей лекции изученный ранее материал необходимо повторить). В процессе подготовки не следует пренебрегать «вспомогательными» справочными материалами (картами, схемами, синхронистическими таблицами и т.п.), которые могут значительно облегчить усвоение материала и/или его последующую систематизацию. Непосредственная (в период сессии) подготовка к экзамену должна сопровождаться составлением плана работы и подробных конспектов ответов на все контрольные вопросы. При этом следует обратить внимание на следующие моменты. В истории Древней Греции и Древнего Рима невозможно ориентироваться, не представляя себе заранее ее периодизации. Поэтому рекомендуется заблаговременно составить (с опорой, прежде всего, на лекционный материал!) на отдельных листах-карточках исторические периодизации Древней Греции и древнего Рима. Регулярное обращение к этим листам-карточкам позволит достаточно эффективно и без особенных усилий усвоить весь необходимый материал.

Экзамен по курсу древней истории выполняет не только контрольно-оценочную, но и учебно-методическую функцию, ориентируя студентов на умение эффективно работать с информацией, классифицировать и систематизировать изученный материал, излагать его профессиональным языком специалиста-историка.

ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,

ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИТНЕ

Ø Libre Office;Ø Fast Stone Image Viewer;Ø VLC Player;Ø Opera.

 

ОПИСАНИЕ Материально-техническОЙ БАЗЫ,

НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

При изучении дисциплины рекомендуется использовать:

 

Ø Учебно-наглядные пособия (карты Древнего Египта, Древней Месопотамии, Древнего Ирана, Древней Индии, Древнего Китая, Древней Греции, Древнего Рима);

Ø Раздаточный материал (тексты исторических источников);

Ø Аудиовизуальные (в том числе мультимедийные) материалы;

Ø Фотоматериалы из личного архива автора программы;

Ø Технические средства обучения (Ноутбук ASUS K53SD i3-2310M/3G/320/15.6”/GT610M2G/DVD-RW/5200mAh/W7HB/Brown, Мультимедийный проектор Sanyo PLS-XU100, Акустическая система ABTUS AV-930, Интерактивная доска PANASONIC Elite Panaboard UB-T780BP).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ ПРОГРАММЫ

Шистеров Максим Валерьевич – кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Уральского государственного педагогического университета.

Тел.: +7 (343) 235-76-34

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА»

 

Перечень компетенций, формируемых в процессе освоения дисциплины с указанием этапов их формирования и описание показателей компетенций:

ОК-2 – способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования гражданской позиции;

CПК-1 – способность использовать в исследовательской деятельности базовые знания в области всеобщей и отечественной истории;

CПК-5 – способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества;

CПК-6 – способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию.

Формируемые компетенции Требования к уровню сформированности компетенции Результаты обучения Этапы формирования компетенций

ОК-2

пороговый Знает: - историческое время генезиса цивилизаций Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима, принципы их исторической периодизации, хронологию событий и специфику исторических фактов.

В течение всего периода изучения дисциплины

продвинутый Умеет: - устанавливать внутрикурсовые и межпредметные связи. Владеет: - культурой исторического мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации для формирования гражданской позиции.

CПК-1

пороговый Знает: - историческое пространство древневосточных и античных средиземноморских обществ: специфику природно-географических условий расселения древних народов, этнические процессы в регионах возникновения древних государств, географию древнего мира.

В течение всего периода изучения дисциплины

продвинутый Умеет: - адекватно отражать и передавать логически систематизированное знание профессиональным языком историка. Владеет: - способностью анализировать социально-значимые процессы и проблемы, используя базовый материал древневосточной и античной истории.

CПК-5

пороговый Знает: - историческое движение: эволюцию трудовой деятельности и развитие материальной культуры в древнем мире, социальный генотип древневосточных и античных обществ и динамику развития их социальной структуры, историю древневосточной и античной культуры, динамику религиозных, этических и эстетических систем и ценностей в древнем мире, вклад античных цивилизаций в развитие мировой культуры.

В течение всего периода изучения дисциплины

продвинутый Умеет: - посредством конкретно-исторического анализа давать научную интерпретацию исторического факта, события, явления, процесса. Владеет: - способностью использовать базовый материал истории древнего мира, умения и навыки работы с античными и древневосточными историческими источниками в дальнейшей учебно-воспитательной и научно-исследовательской деятельности.

CПК-6

пороговый Знает: - методы исторического познания и методику работы с историческими источниками.

В течение всего периода изучения дисциплины

продвинутый Умеет: - работать с историческими источниками; - применять на практике научно-критический метод в оценке учебно-методической и научно-исследовательской литературы по истории Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима. Владеет: - навыками работы с исторической информацией (информационными комплексами, представленными историческими источниками) для решения учебных, профессиональных и социальных задач.

Оценочные средства для промежуточной аттестации, типовые задания и шкалы оценивания:

Виды оценочных средств:

 

Наименование Характеристика
Собеседование по билетам Средство контроля, организованное как специальная беседа преподавателя с обучающимся по вопросам, содержащимся в экзаменационном билете, рассчитанное на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме.

Шкала оценивания ответа обучающегося на экзамене по дисциплине:

Оценка Характеристика
«Отлично» - глубокое и системное знание учебно-программного материала; - знание исторических источников и основной литературы, знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной рабочей программой дисциплины; - полное, развернутое, логически последовательное изложение материала по основным вопросам и уверенные ответы на дополнительные вопросы; - четкое и свободное владение понятийно-категориальным аппаратом дисциплины, исторической хронологией, осознанное и уверенное оперирование историческими фактами, событиями, именами; умение установить причинно-следственные связи в историческом движении (развитии); - литературный грамотный язык с использованием исторической терминологии, с самостоятельными выводами и обобщениями, способность привести необходимые исторические примеры, показать историческое значение тех или иных фактов, событий, явлений.
«Хорошо» - полное знание учебно-программного материала; - знание основных источников и литературы, рекомендованных рабочей программой дисциплины; - развернутый ответ на поставленные вопросы, выделение существенных черт, тенденций и особенностей исторического развития, органично проиллюстрированные фактами, датами, именами; - способность к правильным, четко и логично выстроенным ответам на дополнительно поставленные вопросы;  - изложение литературным грамотным языком; - допускаются существенные неточности в определении понятий, характеристике персоналий, оперировании хронологическим материалом.
«Удовлетворительно» - знание основного программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии; - знакомство с основной литературой, предусмотренной программой; - логика и последовательность в ответах на поставленные вопросы, грамотная речь; - допускаются существенные теоретические и фактические ошибки; неспособность сделать доказательные обобщения и выводы; слабое владение предметными умениями и навыками.
«Неудовлетворительно» - существенные пробелы в знаниях основного учебно-программного материала; - принципиальные ошибки фактического и теоретического характера; - неспособность воспользоваться наводящими вопросами преподавателя с целью удовлетворительного раскрытия содержания вопросов.

Как правило, оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающимся, не овладевшим базовыми знаниями, умениями, владениями (навыками), и которые, таким образом, не владеют необходимыми компетенциями и не смогут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности без дополнительных занятий по дисциплине.

Типовое задание в виде экзаменационного билета:

ФГБОУ ВО Уральский государственный педагогический университет Исторический факультет Промежуточная аттестация по дисциплине «История древнего мира» по направлению подготовки 44.03.05 – Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)   БИЛЕТ № 1 1. Предмет и задачи курса «История Древнего Востока», его место в курсе всеобщей истории. Сущность теоретических дискуссий о методологических подходах к изучению истории Древнего Востока. 2. Дарий I и его реформы.   Заведующий кафедрой всеобщей истории                                                                                   В.Н. Земцов
ФГБОУ ВО Уральский государственный педагогический университет Исторический факультет Промежуточная аттестация по дисциплине «История древнего мира» по направлению подготовки 44.03.05 – Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)   БИЛЕТ № 16 1. Развитие афинской демократии (Фемистокл, Эфиальт, Перикл). Делосская симмахия. 2. «Оптиматы» и «популяры» на рубеже II–I вв. до н.э. Возвышение Мария. Союзническая война и диктатура Суллы.   Заведующий кафедрой всеобщей истории                                                                                В.Н. Земцов

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания:

Основные характеристики качественного усвоения обучающимися программного материала по дисциплине – это полнота (объем), глубина, конкретность, осмысленность (обобщенность), системность, действенность и прочность, которые проявляются в знаниях и сформированных специальных и общих умениях и владениях (навыках) и одновременно выступают как критерии оценки устного ответа обучающегося на экзамене. Выделенные критерии оценки знаний, умений и владений (навыков) характеризуют обученность, развитость и компетентность студентов. Они могут быть развернуты следующим образом:

полнота (объем) это сумма фактов, понятий, правил, законов, которые устанавливаются рабочей программой дисциплины и усваиваются обучающимися;

глубина – это совокупность осознанных студентами знаний об изученном объекте, понимание существенных причинно-следственных связей между историческими фактами, событиями и явлениями, роли различных факторов в развитии исторических процессов;

конкретность – это умение раскрыть конкретные проявления обобщенных знаний (доказать на примерах основные высказанные положения), способность показать частное явление, событие или факт как проявление общих тенденций, черт или особенностей исторического развития на том или ином этапе;

системность – это понимание логики изучаемой дисциплины, ее идей и закономерностей, выделение ее структурных элементов, умение располагать изученный материал в определенной последовательности, правильно соотносить одни факты, события, явления с другими;

осознанность (обобщенность, осмысленность) – это понимание связей между знаниями, правильность и убедительность суждений, умение выделить существенные и несущественные связи, умение отвечать на видоизмененные вопросы, применять теоретические знания для объяснения исторических фактов, событий и явлений;

прочность и действенность – это твердое удержание в памяти изученного материала (фактов, событий, дат, имен и др.), умение пользоваться приобретенными знаниями на экзамене, способность показать их применение в будущей профессиональной деятельности и социальной практике;

грамотность речи – изложение материала литературным языком, адекватное употребление при ответе предметной терминологии, персоналий.

Устный ответ на экзамене оценивается по четырехбалльной системе.

 

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 275.