Известные трудности вызывает у студентов оформление ссылок на электронные ресурсы, без использования которых в настоящее время не обходится, пожалуй, уже ни одна работа. Правила оформления подобных ссылок могут несколько варьироваться, но – помимо стандартных элементов – обязательно включают указание на электронный ресурс (дается в квадратных скобках сразу после названия), режим доступа (если речь идет не о ресурсах локального доступа – CD-ROM, DVD-ROM и т. п.), содержащий HTML-код страницы, и дату обращения:
Беликов А. П. Альтернативы оформления власти Рима [Электронный ресурс]: клиентела или провинция? // Античное общество – IV : Власть и общество в античности. Материалы международной конференции антиковедов, проводившейся 5–7 марта 2001 г. на историческом факультете СПбГУ. СПб., 2001. URL: http://www.centant.pu.ru/centrum/publik/confcent/2001-03/belikov.htm (дата обращения: 31.08.2005).
Основные требования, предъявляемые к курсовой и дипломной работе – самостоятельный анализ источников и научно-исследовательской литературы. Следует помнить, что анализ должен быть конкретным применительно к теме и излагаться в хронологической последовательности. Весь материал работы сопровождается ссылками на издания источников и использованную научно-исследовательскую литературу. В процессе изучения собранных материалов определяется и уточняется круг рассматриваемых вопросов, составляется план, соответствующий теме и содержанию работы. План в структурном отношении предполагает наличие следующих частей: 1. Введение (Постановка проблемы. Хронологические и территориальные рамки исследования, его предмет и объект, цель и задачи. Методология исследования. Характеристика использованных исторических источников, их анализ и сравнение, определение степени достоверности каждого. Обзор научно-исследовательской литературы, выявление основных концепций и эволюции взглядов исследователей на проблему, степень ее изученности и современное состояние.); 2. Основная часть (Узловые вопросы темы, выделяемые в их последовательности. В работе узловые вопросы оформляются в главы, которые при необходимости делятся на параграфы.); 3. Заключение (Основные выводы работы.). В конце работы необходимо привести список использованных источников и литературы, оформленный в соответствии с требованиями действующего ГОСТа (см. раздел «Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины»).
Исследовательский подход к работе исключает какую бы то ни было описательность или простой пересказ прочитанного. Научный анализ и его изложение должны опираться на фактический материал источников и изучение соответствующей научно-исследовательской литературы. Недопустимо строить свое изложение, прибегая к заимствованию «кусков» текста у других авторов (это расценивается как плагиат). Работая над текстом, следует также помнить, что научное исследование должно быть выдержано в определенной стилистике, не допускающей присутствие «бытовой» лексики.
Завершаться работа должна соответствующим оформлением: титульный лист, содержание (оглавление), список использованных источников и литературы, приложение и список сокращений (если имеются).
Методические указания к экзамену
По истории Древнего Востока
Подготовка к экзамену должна занимать весь учебный семестр и заключаться в равномерном и последовательном освоении теоретического (лекционного) курса, систематической и качественной работе на практических занятиях. Лекционные материалы (конспекты лекционного курса) необходимо дополнять систематической самостоятельной работой с рекомендованным учебником(ми). Схема работы может быть следующей: прослушав лекцию, студенту следует сразу же обратиться к соответствующему разделу учебника, прочитав и усвоив предлагаемый учебный материал (перед началом следующей лекции изученный ранее материал необходимо повторить). В процессе подготовки не следует пренебрегать «вспомогательными» справочными материалами (картами, схемами, синхронистическими таблицами и т.п.), которые могут значительно облегчить усвоение материала и/или его последующую систематизацию. Непосредственная (в период сессии) подготовка к экзамену должна сопровождаться составлением плана работы и подробных конспектов ответов на все контрольные вопросы. При этом следует обратить внимание на следующие моменты. В истории Древнего Востока невозможно ориентироваться, не представляя себе заранее ее периодизации. Поэтому рекомендуется заблаговременно составить (с опорой, прежде всего, на лекционный материал!) на отдельных листах-карточках исторические периодизации всех основных древневосточных обществ-цивилизаций (Древнего Египта, Древней Месопотамии, включая периодизацию истории Вавилонии и Ассирии, Древней Индии, Древнего Китая). Регулярное обращение к этим листам-карточкам позволит достаточно эффективно и без особенных усилий усвоить весь необходимый материал. Студенты также нередко испытывают трудности с произношением и запоминанием древневосточных имен и названий, несмотря на то, что ряд из них по традиции транскрибируются в «упрощенной» форме (“Саргон” вместо “Шаррум-кен”, “Салманасар” вместо “Шульманашаред”, “Навуходоносор” вместо “Набукудурруцур” и др.). В этом случае следует составить на листах-карточках собственные «списки царей» (в хронологическом порядке) и регулярно их перечитывать, доводя произношение до автоматизма. Кроме того, следует учитывать, что в древности (как и в настоящее время) имя всегда несло смысловую нагрузку и, таким образом, может быть «расшифровано» или разбито на «смысловые единицы». Так, например, имя аккадского царя Саргона – Шаррум-кен («Царь истинен») содержит титул – «шарру», т.е. «царь» (акк.), а имя китайского императора Цинь-Шихуанди дословно означает «Первый (ши) император (хуан-ди) [династии] Цинь». В ряде случаев древневосточные царские имена включают имена богов-покровителей: Адад-нерари (Адад – бог грома), Ашшурбанапал (Ашшур – бог-покровитель ашшурской городской общины), Тукульти-Нинурта (Нинурта – бог плодородия и войны), Мернептах (Птах – бог-творец, особо почитавшийся в Мемфисе), Эхнатон (Атон – бог солнечного диска, единый владыка) и др.
Экзамен по курсу «История Древнего Востока» выполняет не только контрольно-оценочную, но и учебно-методическую функцию, ориентируя студентов на умение эффективно работать с информацией, классифицировать и систематизировать изученный материал, излагать его профессиональным языком специалиста-историка.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 299.