Прогноз и профилактика дизартрии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Только рано начатая, систематическая логопедическая работа по коррекции дизартрии может дать положительные результаты. Большую роль в успехе коррекционно-педагогического воздействия играет терапия основного заболевания, усердие самого пациента-дизартрика и его близкого окружения.

При этих условиях на практически полную нормализацию речевой функции можно рассчитывать в случае стертой дизартрии. Овладев навыками правильной речи, такие дети могут успешно обучаться в общеобразовательной школе, а необходимую логопедическую помощь получают в поликлиниках или на школьных логопунктах.

При тяжелых формах дизартрии возможно лишь улучшение состояния речевой функции. Важное значение для социализации и образования детей с дизартрией имеет преемственность различных типов логопедических учреждений: детских садов и школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, речевых отделений психоневрологических стационаров; содружественная работа логопеда, невролога, психоневролога, массажиста, специалиста по лечебной физкультуре.

Медико-педагогическая работа по предупреждению дизартрии у детей с перинатальным поражением головного мозга должна начинаться с первых месяцев жизни. Профилактика дизартрии в раннем детском и взрослом возрасте заключается в предупреждении нейроинфекций, травм головного мозга, токсических воздействий.

 

Экспресс-схема неврологической диагностики дизартрии

Ф.И.О. ____________________________________________________________

Дата рождения___________________ Дата обследования_________________

Признаки неврологической дисфункции

Степень выраженности признака

Слабая степень Средняя степень Высокая степень 1. Ассиметрия носогубных складок       2. Девиация языка       3. Девиация маленького язычка       4. Движение небной занавески (с одной или двух сторон)       5. Оральные синкинезии       6. Физиологические рефлексы: небный и глоточный       7. Рефлексы орального автоматизма: хоботковый, ладонно-подбородочный       8. Гипотония мышц артикуляционного аппарата       9. Гипертония мышц артикуляционного аппарата       10. Дистония мышц артикуляционного аппарата       11. Гипотрофия мышц артикуляционного аппарата       12. Фибриллярные подергивания в языке       13. Гиперкинезы артикуляционного аппарата и др. частей тела       14. Гиперсаливация       15. Нарушение координации движений языка и верхних конечностей      

 

Заключение логопеда________________________________________________

__________________________________________________________________

Заключение невролога_______________________________________________

__________________________________________________________________

Определение формы дизартрии

Форма дизартрии № признака неврологической дисфункции
Корковая дизартрия 1, 2, 5, 7, 9
Псевдобульбарная дизартрия 2, 3, 4, 5, 7, 9, 14
Бульбарная дизартрия 2, 3, 4. 8, 11, 12
Подкорковая дизартрия 10, 13, могут быть 5, 4
Мозжечковая дизартрия 8, 15

 

Пояснительная записка

Схема представлена в виде таблицы, отражающей как характер неврологической дисфункции, так и степень ее выраженности. Данная схема может быть первично применена невропатологом и логопедом (в зависимости от того, кто первый консультирует ребенка). При проведении обследования специалист заполняет колонки таблицы, обозначая степень выраженности наблюдаемого неврологического признака. Слабо выраженные неврологические признаки будут свидетельствовать о стертой форме дизартрии. Характер неврологических расстройств укажет на форму дизартрии.

После проведенного обследования специалист заполняет колонки таблицы с обозначением степени выраженности того или иного неврологического признака. Изучив полученные результаты обследования, следует выделить ведущий неврологический синдром и сделать предварительное заключение о форме речевой патологии. Согласно полученным результатам обследования определяется дальнейший план наблюдения за ребенком у невропатолога и логопеда. Подобное тесное сотрудничество этих специалистов позволит на ранних этапах развития ребенка распознать речевую патологию, обусловленную органическим поражением головного мозга, что будет способствовать их наиболее ранней и адекватной коррекции.

Девиация языка - это отклонение языка в какую-либо сторону от срединной линии тела.

Небная занавеска при произнесении гласных звуков должна закрывать проход воздуха через нос

Синкинезия — содружественное движение группы мышц, которое импульсивно зарождается в одной области тела или лица, синхронно с пассивным движением другой конечности.

Глоточный рефлекс вызывается прикосновением бумажкой к задней стенке зева; наступают глотательные, иногда кашлевые и рвотные движения

Дата: 2019-12-10, просмотров: 212.