Только рано начатая, систематическая логопедическая работа по коррекции дизартрии может дать положительные результаты. Большую роль в успехе коррекционно-педагогического воздействия играет терапия основного заболевания, усердие самого пациента-дизартрика и его близкого окружения.
При этих условиях на практически полную нормализацию речевой функции можно рассчитывать в случае стертой дизартрии. Овладев навыками правильной речи, такие дети могут успешно обучаться в общеобразовательной школе, а необходимую логопедическую помощь получают в поликлиниках или на школьных логопунктах.
При тяжелых формах дизартрии возможно лишь улучшение состояния речевой функции. Важное значение для социализации и образования детей с дизартрией имеет преемственность различных типов логопедических учреждений: детских садов и школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, речевых отделений психоневрологических стационаров; содружественная работа логопеда, невролога, психоневролога, массажиста, специалиста по лечебной физкультуре.
Медико-педагогическая работа по предупреждению дизартрии у детей с перинатальным поражением головного мозга должна начинаться с первых месяцев жизни. Профилактика дизартрии в раннем детском и взрослом возрасте заключается в предупреждении нейроинфекций, травм головного мозга, токсических воздействий.
Экспресс-схема неврологической диагностики дизартрии
Ф.И.О. ____________________________________________________________
Дата рождения___________________ Дата обследования_________________
Признаки неврологической дисфункции
Степень выраженности признака
Заключение логопеда________________________________________________
__________________________________________________________________
Заключение невролога_______________________________________________
__________________________________________________________________
Определение формы дизартрии
Форма дизартрии | № признака неврологической дисфункции |
Корковая дизартрия | 1, 2, 5, 7, 9 |
Псевдобульбарная дизартрия | 2, 3, 4, 5, 7, 9, 14 |
Бульбарная дизартрия | 2, 3, 4. 8, 11, 12 |
Подкорковая дизартрия | 10, 13, могут быть 5, 4 |
Мозжечковая дизартрия | 8, 15 |
Пояснительная записка
Схема представлена в виде таблицы, отражающей как характер неврологической дисфункции, так и степень ее выраженности. Данная схема может быть первично применена невропатологом и логопедом (в зависимости от того, кто первый консультирует ребенка). При проведении обследования специалист заполняет колонки таблицы, обозначая степень выраженности наблюдаемого неврологического признака. Слабо выраженные неврологические признаки будут свидетельствовать о стертой форме дизартрии. Характер неврологических расстройств укажет на форму дизартрии.
После проведенного обследования специалист заполняет колонки таблицы с обозначением степени выраженности того или иного неврологического признака. Изучив полученные результаты обследования, следует выделить ведущий неврологический синдром и сделать предварительное заключение о форме речевой патологии. Согласно полученным результатам обследования определяется дальнейший план наблюдения за ребенком у невропатолога и логопеда. Подобное тесное сотрудничество этих специалистов позволит на ранних этапах развития ребенка распознать речевую патологию, обусловленную органическим поражением головного мозга, что будет способствовать их наиболее ранней и адекватной коррекции.
Девиация языка - это отклонение языка в какую-либо сторону от срединной линии тела.
Небная занавеска при произнесении гласных звуков должна закрывать проход воздуха через нос
Синкинезия — содружественное движение группы мышц, которое импульсивно зарождается в одной области тела или лица, синхронно с пассивным движением другой конечности.
Глоточный рефлекс вызывается прикосновением бумажкой к задней стенке зева; наступают глотательные, иногда кашлевые и рвотные движения
Дата: 2019-12-10, просмотров: 265.