Характеристика форм дизартрии по симптоматике
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Характеристика форм дизартрии по симптоматике

 

В отечественной неврологической практике на основе ключевых симптомов выделяются такие формы дизартрии, как:

· спастическая форма дизартрии,

· спастико-паретическая форма дизартрии (спастико-гиперкинетическая),

· спастико-ригидная форма дизартрии,

· атактическая форма дизартрии (или спастико-атактическая),

· смешанная форма дизартрии,

· стертая форма дизартрии.

 

Западные специалисты при диагностике нарушений речи двигательного характера различают

· спастическую,

· вялую,

· атактическую,

· гиперкинетическую

· гипокинетическую формы дизартрии.

Для лучшего понимания терминологии стоит напомнить, что под спастикой подразумевается повышение тонуса мышц с их непроизвольным сокращением; при мышечной ригидности мышцы зажаты и малоподвижны; парез представляет собой частичный паралич, то есть значительное уменьшение силы мышц из-за патологий передачи нервных импульсов; отсутствие координации движений разных мышц называется атаксией. Если без видимых причин у человека возникают непредумышленные движения, то речь идет о гиперкинезе, а для гипокинезии свойственно снижение скорости движений и их амплитуды.

Спастическая форма дизартрии

Возникающая вследствие двустороннего повреждения верхних двигательных нейронов, а также поражения кортикобульбарных путей передачи нервных импульсов спастическая форма дизартрии проявляется:

слабостью лицевых мышц и снижением диапазона движения артикуляционного аппарата;

спастичностью и повышением тонуса мышц лица;

протрузией (выпадением) языка;

гиперактивным рвотным рефлексом;

замедлением темпа речи;

напряжением голоса с повышением или снижением его громкости при общей монотонности речи;

прерывистым дыханием при разговоре;

гиперназальностью произношения.

Люди со спастической формой дизартрии произносят звуки «размазано» и обычно выражаются короткими фразами; нередко у них бывают трудности с глотанием (дисфагия).

Наиболее частыми причинами спастической дизартрии считаются спастический паралич, рассеянный склероз, боковой амиотрофический склероз (болезнь Шарко или Лу Герига), а также закрытые черепно-мозговые травмы.

Спастико-ригидная форма дизартрии

При повреждении базальных ганглиев развивается спастико-ригидная форма дизартрии, обычно ассоциируемая с болезнью Паркинсона.

Проблемы с речью при данной форме дизартрии возникают из-за тремора и отсутствия согласованности речевой мускулатуры и включают:

нарушение голосообразования (охриплость, снижение громкости);

резонирование в нос (назальность);

переменный темп речи (то замедленный, то ускоренный);

нарушение голосовой модуляции и монотонность речи (диспросодию);

растягивание слогов, компульсивное повторение слогов и слов (палилалия) или повторение услышанных звуков или слов (эхолалия);

длительные паузы и затруднения при начале разговора.

В общем, специалисты называют неточность произношения звуков при данной форме дизартрии «артикуляторным недолетом».

Смешанная форма дизартрии

В случаях пареза или паралича мышц артикуляционного аппарата вследствие одновременного повреждения двух или более мотонейронов ЦНС – как это бывает при рассеянном и боковом амиотрофическом склерозе или тяжелых травмах головного мозга – диагностируется смешанная форма дизартрии. По сути, это комбинация различных симптомов стертой формы спастической дизартрии и атактической.

Характеристики речевой патологии будут варьироваться в зависимости от того, какие мотонейроны затронуты меньше – верхние (локализованные в нижней четверти премоторной коры больших полушарий) или нижние (место их дислокации – передние рога спинного мозга). Например, если наиболее повреждены верхние моторные нейроны, нарушение голосообразования буде выражено в снижении тембра, а когда сильнее пострадали нижние моторные нейроны, голос будет хриплым со стридором при дыхании.

Стертая форма дизартрии

Вялая или стертая форма дизартрии или вялая обусловлена степенью повреждений тройничного, лицевого, блуждающего и подъязычного черепных нервов (соответственно – V, VII, X и XII), так как именно они отвечают за иннервацию мышц языка, губ, нёба, нижней челюсти, гортани, голосовых связок и складок. Если локальное поражение затронуло только черепной нерв VII, то ослабнет круговая мышца рта, а если, вдобавок, повреждается V пара нервов, парализуется мышца, которая поднимает верхнюю губу.

Симптомы дизартрии

Речь пациентов с дизартрией невнятная, нечеткая, малопонятная («каша во рту»), что обусловлено недостаточной иннервацией мышц губ, языка, мягкого неба, голосовых складок, гортани, дыхательной мускулатуры. Поэтому при дизартрии развивается целый комплекс речевых и неречевых нарушений, составляющих суть дефекта.

Нарушение артикуляционной моторики у пациентов с дизартрией может проявляться в спастичности (Спастичностьэто состояние повышенного мышечного тонуса. Это приводит к трудности и скованности мышц и мешает нормальным движениям, походке и речи), гипотонии ( это уменьшение тонуса определенных групп мышц). или дистонии (Дистонией называют синдром, при котором происходит постоянное либо спазматическое сокращение мышц, затрагивающее как мышцу-агонист, так и противодействующую ей мышцу). артикуляционных мышц. Мышечная спастика сопровождается постоянным повышенным тонусом и напряжением мускулатуры губ, языка, лица, шеи; плотным смыканием губ, ограничением артикуляционных движений.

При мышечной гипотонии язык вялый, неподвижно лежит на дне полости рта; губы не смыкаются, рот полуоткрыт, выражена гиперсаливация (слюнотечение); вследствие парезов мягкого неба появляется носовой оттенок голоса (назализация).

В случае дизартрии, протекающей с мышечной дистонией, при попытках речи тонус мышц изменяется с низкого на повышенный.

 

Нарушения звукопроизношения при дизартрии могут быть выражены в различной степени, в зависимости от локализации и тяжести поражения нервной системы.

При стертой дизартрии наблюдаются отдельные фонетические дефекты (искажения звуков), «смазанность» речи».

При более выраженных степенях дизартрии имеются искажения, пропуски, замены звуков; речь становится медленной, невыразительной, невнятной. Общая речевая активность заметно снижена. В самых тяжелых случаях, при полном параличе речедвигательных мышц моторная реализация речи становится невозможной.

Специфическими чертами нарушения звукопроизношения при дизартрии служат стойкость дефектов и трудность их преодоления, а также необходимость более длительного периода автоматизации звуков. При дизартрии нарушается артикуляция практически всех звуков речи, в т. ч. гласных. Для дизартрии характерно межзубное и боковое произношение шипящих и свистящих звуков; дефекты озвончения, палатализация (смягчение) твердых согласных.

Вследствие недостаточной иннервации речевой мускулатуры при дизартрии нарушается речевой дыхание: выдох укорочен, дыхание в момент речи становится учащенным и прерывистым. Нарушение голоса при дизартрии характеризуются его недостаточной силой (голос тихий, слабый, иссякающий), изменением тембра (глухостью, назализацией), мелодико-интонационными расстройствами (монотонностью, отсутствием или невыраженностью голосовых модуляций).

Ввиду нечленораздельности речи у детей с дизартрией вторично страдает слуховая дифференциация звуков и фонематический анализ и синтез. Трудность и недостаточность речевого общения могут приводить к несформированности словарного запаса и грамматического строя речи. Поэтому у детей с дизартрией может отмечаться фонетико-фонематическое (ФФН) или общее недоразвитие речи (ОНР) и связанные с ними соответствующие виды дисграфии.

 

Диагностика дизартрии

Обследование и последующее ведение пациентов с дизартрией осуществляется неврологом (детским неврологом) и логопедом. Объем неврологического обследования зависит от предполагаемого клинического диагноза. Наиболее важное диагностическое значение имеют данные электрофизиологических исследований(электроэнцефалографии, электромиографии, электронейрографии), транскраниальной магнитной стимуляции, МРТ головного мозга и др.

 

Логопедическое обследование при дизартрии включает оценку речевых и неречевых нарушений. Оценка неречевых симптомов предусматривает изучение строения артикуляционного аппарата, объема артикуляционных движений, состояния мимической и речевой мускулатуры, характера дыхания. Особое внимание логопед обращает на анамнез речевого развития. В рамках диагностики устной речи при дизартрии проводится исследование произносительной стороны речи (звукопроизношения, темпа, ритма, просодики, разборчивости речи); синхронности артикуляции, дыхания и голосообразования; фонематического восприятия, уровня развития лексико-грамматического строя речи. В процессе диагностики письменной речи даются задания на списывание текста и письмо под диктовку, чтение отрывков и осмысление прочитанного.

На основании результатов обследования необходимо разграничивать дизартрию и моторную алалию, моторную афазию, дислалию.

 

Коррекция дизартрии

Логопедическая работа по преодолению дизартрии должна проводиться систематически, на фоне медикаментозной терапии и реабилитации (сегментарно-рефлекторного и точечного массажа, акупрессуры, ЛФК, лечебных ванн, физиотерапии, механотерапии, иглоукалывания, гирудотерапии), назначаемой неврологом. Хороший фон для коррекционно-педагогических занятий достигается применением нетрадиционных форм восстановительного лечения: дельфинотерапии, сенсорной терапии, изотерапии, пескотерапии и др.

На логопедических занятиях по коррекции дизартрии осуществляется развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), моторики речевого аппарата (логопедический массаж, артикуляционная гимнастика); физиологического и речевого дыхания (дыхательная гимнастика), голоса (ортофонические упражнения); коррекция нарушенного и закрепление правильного звукопроизношения; работа над выразительностью речи и развитием речевой коммуникации.

Порядок постановки и автоматизации звуков определяется наибольшей доступностью артикуляционных укладов на данный момент. К автоматизации звуков при дизартрии иногда переходят до достижения полной чистоты их изолированного произношения, а сам процесс требует большего времени и настойчивости, чем при дислалии.

Методы и содержание логопедической работы варьируются в зависимости от вида и тяжести дизартрии, а также уровня речевого развития. При нарушении фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи проводится работа над их развитием, предупреждением или коррекцией дисграфии и дислексии.

 

Определение формы дизартрии

Форма дизартрии № признака неврологической дисфункции
Корковая дизартрия 1, 2, 5, 7, 9
Псевдобульбарная дизартрия 2, 3, 4, 5, 7, 9, 14
Бульбарная дизартрия 2, 3, 4. 8, 11, 12
Подкорковая дизартрия 10, 13, могут быть 5, 4
Мозжечковая дизартрия 8, 15

 

Пояснительная записка

Схема представлена в виде таблицы, отражающей как характер неврологической дисфункции, так и степень ее выраженности. Данная схема может быть первично применена невропатологом и логопедом (в зависимости от того, кто первый консультирует ребенка). При проведении обследования специалист заполняет колонки таблицы, обозначая степень выраженности наблюдаемого неврологического признака. Слабо выраженные неврологические признаки будут свидетельствовать о стертой форме дизартрии. Характер неврологических расстройств укажет на форму дизартрии.

После проведенного обследования специалист заполняет колонки таблицы с обозначением степени выраженности того или иного неврологического признака. Изучив полученные результаты обследования, следует выделить ведущий неврологический синдром и сделать предварительное заключение о форме речевой патологии. Согласно полученным результатам обследования определяется дальнейший план наблюдения за ребенком у невропатолога и логопеда. Подобное тесное сотрудничество этих специалистов позволит на ранних этапах развития ребенка распознать речевую патологию, обусловленную органическим поражением головного мозга, что будет способствовать их наиболее ранней и адекватной коррекции.

Девиация языка - это отклонение языка в какую-либо сторону от срединной линии тела.

Небная занавеска при произнесении гласных звуков должна закрывать проход воздуха через нос

Синкинезия — содружественное движение группы мышц, которое импульсивно зарождается в одной области тела или лица, синхронно с пассивным движением другой конечности.

Глоточный рефлекс вызывается прикосновением бумажкой к задней стенке зева; наступают глотательные, иногда кашлевые и рвотные движения

Вид дизартрии

  Корко вая Под корковая Бульба рная Псевдо Бульбарная

Мозжеч

ковая

1. Ассиметрия носогубных складок        

 

2. Девиация языка        

 

3. Девиация маленького язычка        

 

4. Движение небной занавески (с одной или двух сторон)        

 

5. Оральные синкинезии        

 

6. Физиологические рефлексы: небный и глоточный        

 

7. Рефлексы орального автоматизма: хоботковый, ладонно-подбородочный        

 

8. Гипотония мышц артикуляционного аппарата        

 

9. Гипертония мышц артикуляционного аппарата        

 

10. Дистония мышц артикуляционного аппарата        

 

11. Гипотрофия мышц артикуляционного аппарата        

 

12. Фибриллярные подергивания в языке        

 

13. Гиперкинезы артикуляционного аппарата и др. частей тела        

 

14. Гиперсаливация        

 

15. Нарушение координации движений языка и верхних конечностей        

 

               

 

 

Характеристика форм дизартрии по симптоматике

 

В отечественной неврологической практике на основе ключевых симптомов выделяются такие формы дизартрии, как:

· спастическая форма дизартрии,

· спастико-паретическая форма дизартрии (спастико-гиперкинетическая),

· спастико-ригидная форма дизартрии,

· атактическая форма дизартрии (или спастико-атактическая),

· смешанная форма дизартрии,

· стертая форма дизартрии.

 

Западные специалисты при диагностике нарушений речи двигательного характера различают

· спастическую,

· вялую,

· атактическую,

· гиперкинетическую

· гипокинетическую формы дизартрии.

Для лучшего понимания терминологии стоит напомнить, что под спастикой подразумевается повышение тонуса мышц с их непроизвольным сокращением; при мышечной ригидности мышцы зажаты и малоподвижны; парез представляет собой частичный паралич, то есть значительное уменьшение силы мышц из-за патологий передачи нервных импульсов; отсутствие координации движений разных мышц называется атаксией. Если без видимых причин у человека возникают непредумышленные движения, то речь идет о гиперкинезе, а для гипокинезии свойственно снижение скорости движений и их амплитуды.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 216.