Издержки и достижение прибыли в краткосрочном периоде
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как известно несовершенная конкуренция на рынке представлена тремя типами фирм, это – монополия, олигополия и монополистическая конкуренция. В краткосрочном периоде олигополист и монополистический конкурент подобны монополисту, поэтому рассмотрим условия получения несовершенно конкурентной фирмой прибыли на примере чистой монополии (рис. 10.10). Для этого воспользуемся принципом сопоставления предельных показателей (см. п. 2.1.2.), т.к. принцип сопоставления совокупных показателей (см. п. 2.1.1.) действует одинаково как в условиях совершенной, так и несовершенной конкуренции.


   P, MR,

MC, ATC                                         MC

 


            P*                  A

                  Прибыль                           ATC

 

      ATC*

               D

MR* =MC*


                                  Q*                                           Q

                                          MR




Рис . 10.10. Производство и достижение прибыли в условиях

               монополии

Комментарии к рис.10.10. Для объёмов, меньших Q * , MR > MC , поэтому увеличение выпуска означает рост прибыли. При объёмах, превышающих Q *, рост прибыли происходит при уменьшении выпуска. Таким образом, величина оптимального выпуска для монополии равна Q *, при котором MR * = MC *. При данном объёме выпуска ( Q * ) цена ( P * ) превышает величину средних совокупных издержек ( ATC * ). Общая величена монопольной прибыли равна заштрихованной площади или  ( P * - ATC * ) × Q * .

Приведем основные отличия монополии от совершенной конкуренции. Во-первых, кривые спроса (D) и предельного дохода (MR) для монополиста имеют отрицательный наклон (рис.10.10). Это означает, что чем больше продукции будет произведено, тем меньше будет цена реализации, и наоборот. То есть монополист контролирует и объем выпуска и цену, а совершенный конкурент – только объем.

Во-вторых, в предельном условии, которое используется для расчета величины оптимального положительного выпуска и максимизации прибыли, для монополиста цена замещена предельным доходом, то есть MR = MC.

 В-третьих, в условиях монополии цена не является заданной величиной, как при совершенной конкуренции (рис. 10.10). Это цена (Р*), при которой объём спроса равен оптимальному положительному выпуску, когда   MR = MC. Однако предельный доход ниже цены (MR < P), поэтому монополист максимизирует прибыль, поднимая цену выше уровня предельных издержек. Монополист сам выбирает цену, максимизирующую его прибыль, причем он стремиться к максимуму совокупной прибыли, а не к максимуму прибыли на единицу продукции.

В краткосрочном периоде монополист принимает решение об объёме выпуска в два этапа:

1) определяется объём выпуска, при котором MR = MC;

2) если цена равна или превышает средние переменные издержки (P* ³ AVC), то следует производить на этом уровне выпуска. Если P* < AVC, то – прекратить производство.

 

Дата: 2019-12-09, просмотров: 208.