Организация и ведение бухгалтерского учета движения объектов основных средств
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

2.1. Состав и документальное оформление операций движения объектов основных средств.

 

Поступление основных средств есть не что иное, как ввод в эксплуатацию и оприходование вновь полученных объектов основных средств. Основные средства поступают в организацию в результате:

v приобретения основных средств по договору купли-продажи;

v приобретения, сооружения и изготовления за плату;

v безвозмездного поступления от юридических и физических лиц;

v поступления от учредителей в качестве вклада в уставный капитал, паевой фонд;

v выявления неоприходованных (неучтенных) объектов основных средств по результатам инвентаризации;

v получения объектов основных средств от государственного или муниципального органа при создании унитарной организации;

v получения основных средств, переданных на условиях оперативного или хозяйственного ведения.

При введении объектов ОС в эксплуатацию комиссия, назначаемая руководителем организации, оформляет акт приема-передачи. Для этих целей могут использоваться следующие виды унифицированных документов: «Акт о приемке-передаче основных средств (кроме зданий, сооружений)» - форма № ОС-1; «Акт о приемке-передаче здания (сооружения)» - форма № ОС-1а; «Акт о приемке-передаче групп объектов ОС (кроме зданий, сооружений)» - форма № ОС- 1б. К акту приема-передачи прилагается необходимая техническая документация (паспорта, спецификации, рабочие инструкции). Если ОС получены от учредителей, переданных в счет вклада в уставный капитал, то составляется акт оценки. Если на склад поступило оборудование, требующее монтажа, то для его учета используется «Акт о приеме (поступлении) оборудования» - форма № ОС-14 . Акт также составляется комиссией по приему основных средств и утверждается руководителем организации. Прием смонтированного и готового к эксплуатации оборудования в состав ОС оформляется актом по форме № ОС-1 или № ОС-1б. Акт приемки-передачи вместе с приложенными техническими документами передается в бухгалтерию организации, где на его основе открывают инвентарную карточку. В настоящее время рекомендуется открывать одну из унифицированных форм: форма № ОС-6 «Инвентарная карточка для учета объекта ОС» (для одного объекта); форма № ОС-6а «Инвентарная карточка группового учета ОС» (для нескольких объектов); форма № ОС-6б «Инвентарная книга учета ОС». На основании инвентарных карточек на поступившие и выбывшие объекты в конце каждого месяца формируют ведомость движения основных средств.

Выбытие объекта основных средств может иметь место в следующих случаях:

v продажи;

v списания в случае морального и физического износа;

v ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;

v передачи в виде вклада в уставный капитал других организаций;

v передачи дочернему обществу от головной организации;

v недостачи и порчи, выявленных при инвентаризации активов и обязательств;

v частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции;

v в иных случаях.

Принятое комиссией решение о списании объекта ОС оформляется актами на списание основных средств. Актом по форме № ОС – 4 оформляется списание одного объекта ОС, а актом по форме № ОС – 4б – одновременное списание нескольких объектов. Акты на списание оформляются в 2х экземплярах, подписываются членами комиссии и утверждаются руководителем организации. На основании акта по форме № ОС – 4а списывается автотранспорт. При этом в бухгалтерию организации сдается документ, подтверждающий снятие автотранспортного средства с учета в ГИБДД-т МВД-т РФ. В случае продажи оформляется счет – фактура. В случае ликвидации объекта ОС собирается комиссия и составляется акт на списание ОС.

 

 

2.2. Синтетический и аналитический учет движения основных   средств.

 

Синтетический учет наличия и движения основных средств, принадлежащих предприятию на правах собственности, осуществляется на следующих счетах: 01 «Основные средства» (активный); 08 «Вложения во внеоборотные активы» (активный); 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» (активный); 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (активно-пассивный); 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (активно-пассивный); 68 «Расчеты по налогам и сборам» (активно-пассивный); 75 «Расчеты с учредителями»; 91 «Прочие доходы и расходы» (активно-пассивный) и другие.

    Аналитический учет представляет собой пообъектный учет основных средств и ведется в инвентарных карточках по форме № ОС – 6. Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект или группу однотипных объектов, которым присваивается инвентарный номер. Инвентарные карточки могут группироваться в картотеке применительно к классификации основных средств. Описи инвентарных карточек ведутся бухгалтерией в одном экземпляре по классификационным группам (видам) объектов основных средств. Некоторые организации учитывают основные средства в инвентарной книге и описи не ведут.

Синтетический учет поступления ОС. Здания и сооружения, строительство которых завершено, приобретенное оборудование, не требующее монтажа, завершенные работы по достройке, дооборудованию и реконструкции объектов, увеличивающих их первоначальную стоимость, зачисляются в ОС по дебету 01 «Основные средства» с кредита 08 «Вложения во внеоборотные активы» по соответствующим субсчетам в сумме фактических производственных затрат, включая затраты на доставку. При этом для отражения поступления каждого ОС используется утвержденный руководителем акт приемки – передачи типовой формы( № ОС- 1), на основе которого составляется инвентарная карточка объекта и иные документы, подтверждающие их государственную регистрацию в установленных законодательством случаях. Общим актом может оформляться только одновременное поступление однотипных объектов с одинаковой стоимостью.

Для учета стоимости НДС при осуществлении вложений во внеоборотные активы используется счет 19 «НДС», субсчет 1 «НДС по приобретенным ценностям», на котором учитываются уплаченные организацией суммы налога, выделенные в расчетных документах по строительству и приобретению ОС, земельные участки, объекты природопользования. На сумму уплаченного налога по приобретенным объектам дебетуется счет 19-1 и кредитуются счета расчетов (60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками») или счета денежных средств (50 «Касса», 51 « Расчетные счета» и другие).

Рассмотрим более подробно на примерах, как же осуществляется учёт движения объектов основных средств по их поступлению и выбытию.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 269.