Теоретические основы и нормативно-правовая база бухгалтерского учета основных средств
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Г. Нижний Новгород

2008 г.

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Теоретические основы и нормативно-правовая база бухгалтерского учета основных средств…………………………………………………………………5

1.1. Понятие, классификация и оценка основных средств. Цели и задачи учета движения объектов основных средств……………………………………5

1.2. Нормативно-правовое регулирование учета движения объектов основных средств………………………………………………………................................10

2. Организация и ведение бухгалтерского учета движения объектов основных средств ……………………………………………………………….19

2.1. Состав и документальное оформление операций движения объектов основных средств………………………………………………………………..19       2.2. Синтетический и аналитический учет движения основных средств……21 2.3.Отражение информации о наличии и движении объектов основных средств в регистрах учета и формах бухгалтерской (финансовой)

отчетности………………………………………………………………………..29

Заключение……………………………………………………………………….34

Список литературы………………………………………………………………36

Приложение.

 

Введение

Рыночные отношения обуславливают объективную необходимость повышение роли бухгалтерского учета в управлении предприятием. Особое место в системе бухгалтерского учета занимают вопросы, связанные с состоянием учета основных средств предприятия. Это связано с тем, что в современных экономических условиях одним из факторов устойчивого развития любой организации становится улучшение использования ее имущества. Сформированные на первоначальном этапе деятельности организации основные средства требуют постоянного управления ими.

Среди проблем, выдвинутых практикой перехода к рыночной экономике, и затрагиваемых в экономической литературе, особую актуальность приобретают оценка основных средств и их отражение в бухгалтерском балансе. Точность показателей объема, состояния и движения основных средств, а в известной мере и точность их качественной характеристики во многом зависит от того, на сколько правильно и достоверно проведена их оценка,  т.к. неправильная оценка основных средств может не только исказить общую картину имущественного состояния предприятия, но и вызвать неточное исчисление амортизации, а отсюда себестоимости и отпускных цен продукции (работ, услуг) , а, следовательно, и доходности, рентабельности и прибыли.

Основные средства являются одним из важнейших факторов любого производства. Состояние и эффективное их использование прямо влияют на конечные результаты финансово - хозяйственной деятельности организации: рост производительности труда, повышение фондоотдачи, увеличение выпуска продукции, снижение ее себестоимости, а главное – рост прибыли.

Таким образом, вопросы правильной организации учета движения основных средств имеют большое значение для деятельности организаций. Это важно не только во взаимосвязи с действующим в настоящее время налоговым законодательством, но и в соответствии с местом бухгалтерского учета в системе управления организацией.

Все вышесказанное определило выбор темы курсовой работы «Учет  движения основных средств», круг вопросов раскрываемых в ней, и логическую схему ее построения.

Целью моей работы является:

§ изучить  вопросы учета основных средств;

§ рассмотреть порядок организации ведения бухгалтерского учета движения объектов основных средств.

Исходя из целей, можно определить следующие задачи курсовой работы:

· рассмотрение понятия основных средств предприятия, основных подходов к их классификации и оценке;

· выявление конкретных целей и задач учета движения объектов основных средств;

· организация и ведение бухгалтерского учета движения объектов основных средств;

 

Оценка основных средств

Таблица № 1

Способ поступления Оценка
1) Приобретены за плату     2) Внесенные в счет вклада в уставный капитал организации   3) Получены по договору дарения (безвозмездно)   4) Возводимые организацией     5) Приобретенных в обмен на другое имущество 1) Первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). 2)Признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. 3) Признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений во внеоборотные активы. 4) Признается сумма фактических затрат организации на сооружение и изготовление объекта, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов. 5) Стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией.

 

«В бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию с учетом существенности, как минимум, следующая информация:

ü о первоначальной стоимости и сумме начисленной амортизации по основным группам основных средств на начало и конец отчетного года;

ü о движении основных средств в течение отчетного года по основным группам (поступление, выбытие и т.п.);

ü о способах оценки объектов основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами;

ü об изменениях стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету (достройка, дооборудование, реконструкция, частичная ликвидация и переоценка объектов);

ü о принятых организацией сроках полезного использования объектов основных средств (по основным группам);

ü об объектах основных средств, стоимость которых не погашается;

ü об объектах основных средств, предоставленных и полученных по договору аренды;

ü об объектах основных средств, учитываемых в составе доходных вложений в материальные ценности и другие;» [ 5 разд. 6]

 

 6) Методические указания по бухгалтерскому учёту основных средств

Утверждены приказом Минфина РФ от 13.10. 2003 г. № 91н [6]

 

В отношении учета движения основных средств в данном документе установлено, что:

§ «Стоимость объекта основных средств, который выбывает или постоянно не используется для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для управленческих нужд организации, подлежит списанию с бухгалтерского учета». [6 разд. 6 п. 75]

§ «Расходы, связанные с выбытием объекта основных средств, учитываются по дебету счета прибылей и убытков в качестве операционных расходов. Указанные расходы могут предварительно аккумулироваться на счете учета затрат вспомогательного производства. По кредиту счета прибылей и убытков в качестве операционных доходов учитывается сумма выручки от продажи ценностей, относящихся к выбывшему объекту основных средств, стоимость оприходованных материальных ценностей, полученных от разборки объекта основных средств по цене возможного использования». [6 разд.6 п.84]

7) План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации Утвержден приказом Минфина РФ от 31.10. 2000 г. № 94н [7]

В отношении учета движения основных средств планом счетов предусмотрены следующие счета:

Счет 01 "Основные средства" предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении.

Счет 02 "Амортизация основных средств" предназначен для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств.

Счет 03 «Доходные вложения в материальные ценности» предназначен для учета ОС сданные во временное пользование с целью получения дохода.

Счет 08 "Вложения во внеоборотные активы" предназначен для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, земельных участков и объектов природопользования, нематериальных активов, а также о затратах организации по формированию основного стада продуктивного и рабочего скота (кроме птицы, пушных зверей, кроликов и т.д.)

Счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" предназначен для обобщения информации об уплаченных (причитающихся к уплате) организацией суммах налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, а также работам и услугам.

Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" предназначен для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками.

Счет 68 "Расчеты по налогам и сборам" предназначен для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации.

Счет 91 "Прочие доходы и расходы" предназначен для обобщения информации о прочих доходах и расходах отчетного периода.

 

 

 8) Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Приложение к приказу Минфина РФ от 13.06.1995 г. № 49 [8]

Данный документ регламентирует общие правила проведения инвентаризации, порядок оформления результатов инвентаризации, формирование расхождений в результате инвентаризации.

«Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.

Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственному лицу.

Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств». [8 разд.1]

«До начала инвентаризации рекомендуется проверить:

а) наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;

б) наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;

в) наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.

При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.

 При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.

При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации.

Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации.

    При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.

На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).

 Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные.

По указанным объектам составляется отдельная опись, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду».[8 разд.3]

В соответствии с разд.4 установлено, что:

«Сличительные ведомости составляются по имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных.

Суммы излишков и недостач товарно - материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.»

«Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации в следующем порядке:

§ основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению соответственно на финансовые результаты у организации или увеличение финансирования (фондов) у бюджетной организации с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц;

§ убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя организации соответственно на издержки производства и обращения у организации или на уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации».[8 разд.5]

 

9) Постановление Госкомстата РФ об утверждении унифицированных форм первичных документов от 05.01.2004 № 1 [9]

Рассмотрим на примере некоторые формы первичных документов:

 

 

Таблица № 2

Название формы документа Содержание операции
1) Акт о приемке-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)   2) Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств   3) Акт о списании объектов основных средств ( кроме автотранспортных средств)   4) Инвентарная карточка учета объекта основных средств 1) Применяется для оформления и учета операций приема, приема-передачи объектов основных средств в организации или между организациями для: а) включения объектов в состав основных средств и учета их ввода в эксплуатацию б) выбытия из состава основных средств при передаче (продаже, мене и пр.) другой организации. 2) Применяется для оформления и учета перемещения объектов основных средств внутри организации из одного структурного подразделения (цеха, отдела, участка и др.) в другой. 3) Применяется для оформления и учета списания пришедших в негодность: - объекта основных средств - автотранспортных средств    - групп объектов основных средств   4) Применяется для учета наличия объекта основных средств, а также учета движения его внутри организации.  

 

 

10) Учётная политика, которая разработана на основе Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) от 06.10.2008г. №106н  [10]

 

«Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности».[10 разд.1]

В соответствии с разделом 2 выявлено, что: «Учетная политика организации формируется главным бухгалтером организации на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации. При этом утверждается:

ü рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

ü формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

ü порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

ü методы оценки активов и обязательств;

ü правила документооборота и технология обработки учетной информации;

ü порядок контроля за хозяйственными операциями и другие».

Кроме того предусмотрено, что: « Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения соответствующим организационно - распорядительным документом.

Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета». [10 разд. 4]

 

Таблица № 3

Содержание хозяйственной операции Сумма,  руб. Дебет Кредит Основание
1) Отражена договорная стоимость объекта основных средств. 2) Отражен НДС, подлежащий уплате поставщику. 3) Списаны на увеличение капитальных вложений расходы, связанные с приобретением основного средства. 4) Отражен НДС, относящийся к расходам, связанным с приобретением основных средств. 5) Приобретенное основное средство введено в эксплуатацию. 200 000     36 000     15 000   2700   215 000 08.4     19.1     08.4   19.1   01 60     60     60   60   08.4 Счет-фактура; договор поставки   Счет-фактура     Товарно-транспортная накладная   Счет-фактура   Актоприемке-передаче об.ОС (ф.№ОС-1) Техн.документ.

Таблица № 4

Содержание хозяйственной операции Сумма,  руб. Дебет Кредит Основание
1) Отражен объявленный уставный капитал, зафиксированный в учредительных документах 2) Отражена стоимость объекта поступившего в счет вклада в УК 3) Отражены транспортные расходы 4) Выделен НДС 5) Отражен по первоначальной стоимости принятый к учету объект ОС  6) Отражена оплата сторонней организацией 7) Зачтен НДС по приобретенным ценностям 50 000     15 000   2542 458 17542     3000   458   75.1     08.4   08.4 19 01     60   68.2   80     75.1   60 60 08.4     51   19   Учред.договор   Акт оценки, тех.документ.   счет-фактура счет-фактура Акт оценки     Счет-фактура     Счет-фактура, НК РФ

 

Таблица № 5

Содержание хозяйственной операции Сумма,  руб. Дебет Кредит Основание
1) Отражена рыночная стоимость безвозмездно полученного основного средства. 2) Списаны на увеличение капитальных вложений расходы на доставку безвозмездно полученных основных средств силами сторонней организации. 3) Отражен НДС, относящийся к расходам на доставку безвозмездно полученных ОС. 4) Списаны на увеличение капитальных вложений расходы на доставку безвозмездно полученных ОС собственными силами. 5) Введен в эксплуатацию объект ОС 35 000     5000     900   5000     45 000 08.4     08.4     19   08.4     01 98.2     60     60   23     08.4 договор     товарно-транспорная накладная     Счет-фактура     Бух.справка Акт о приемке-передаче об.ОС (ф.№ОС-1)  

 

 

Таблица № 6

Содержание хозяйственной операции Сумма,  руб. Дебет Кредит Основание
1) Унитарным предприятием получены ОС, переданные ему государственным органом. 2) Введены в эксплуатацию унитарным предприятием ОС, переданные ему государственным органом. 18 000     18 000 08.4     01 75     08.4 договор   Акт о приемке-передаче об.ОС (ф.№ОС-1) Тех.документ

Синтетический учет выбытия основных средств. При выбытии ОС вследствие продажи, по причине ветхости, морального износа, безвозмездной передачи остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 «Основные средства» в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы». Кроме того, по дебету счета 91 отражаются все расходы, связанные с выбытием ОС, по кредиту все поступления, связанные с выбытием ОС (выручка от продажи объектов, стоимость материалов, лома, утиля, полученных при ликвидации объектов, и другие).

Таким образом, на счете 91 формируется финансовый результат от выбытия ОС. Ежемесячно этот финансовый результат списывается со счета 91 на счет 99 «Прибыли и убытки».

При продаже ОС их продажную стоимость отражают по дебету счета 62 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками или на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 91. Одновременно остаточную стоимость списывают с кредита счета 01 в дебет счета 91, а сумму амортизации по проданным средствам в дебет счета 02 и кредит счета 01. В дебет счета 91 списывают также НДС по ОС (с кредита счета 68 «Расчеты по налогам и сборам») и расходы по продаже ОС с кредита счета 23 «Вспомогательные производства» и другие.

При безвозмездной передаче ОС их остаточную стоимость списывают с кредита счета 01 в дебет счета 91, а сумму амортизации – с кредита счета 01 в дебет счета 02. Расходы по демонтажу, упаковке, транспортировке по безвозмездно предаваемым объектам отражают по дебету счета 91 с кредита соответствующих расчетных счетов и других счетов. Финансовый результат т безвозмездной передачи ОС списывают со счета 91 на счет 99.

ОС, переданные в счет вклада в уставный капитал других организаций и в счет вклада в общее имущество по договору простого товарищества, списывают по остаточной стоимости в дебет счета 58 «Финансовые вложения» с кредита счета 01, а сумму амортизации по переданным ОС - с кредита счета 01 в дебет счета 02. Дополнительные расходы, связанные с передачей ОС, списывают в дебет счета 91 с кредита соответствующих счетов.

 

Выбытие основных средств.

Таблица № 7

Содержание хозяйственной операции Сумма,  руб. Дебет Кредит Основание
1) Отражена первоначальная стоимость выбывших объектов ОС при их передаче в собственность 3м лицам. 2) Отражена сумма НДС ( 120 000*18/118) 3) Списана сумма амортизации ОС при определении их остаточной стоимости при передаче в собственность 3м лицам 4) Отражено списание остаточной стоимости выбывающих ОС 5) Восстановлен НДС ( 110000*18%) – 18305 6)Списываем восстановлен. НДС 120 000   18 305   10 000   110 000   1495   1495 01.1   91.3   02   91.2   19   91.3 01   68.2   01.1   01.1   68   19 Акт о приеме-передаче об.ОС (ф.№ОС-1)   Счет-фактура   форма№ОС-1   форма№ОС-1   Бух.справка   Бух.спавка

Продажа объекта ОС.

Пример: Организация ООО «Фортуна» 27 марта реализовала объект ОС. Выручка от продажи составила 170 000 руб., в том числе НДС 18%. Первоначальная стоимость – 250 000 руб. Амортизация составила – 30 000 руб. В результате этого отражаем операции:

 

 Журнал регистрации хозяйственных операций

Таблица № 8

Содержание хозяйственной операции Сумма,  руб. Дебет Кредит Основание
1) Отражена продажная стоимость объекта ОС 2) Отражена сумма НДС 3)Отражено списание первоначальной стоимости 4) Отражено списание суммы накопленной амортизации   5)Отражено списание остаточной стоимости реализуемого объекта 6) Восстановлен НДС ( 220 000*18%) – 25 932   7) Списываем восстановленный НДС 8) Отражен финансовый результат (убыток) 170 000   25 932 250 000   30 000     220 000     13 668   13 668   89 600     62   91.3 01.1   02     91.2     19   91.3   91.9 91.1   68.2 01   01.1     01.1     68   19   99.1 Счет-фактура   Счет-фактура №Ос-1   Форма  №ОС-1     Инвентар.карт   Бух.справка     Счет-фактура   Бух.справка

Ликвидация ОС

Пример: В ООО «Фортуна» 29 марта 2008г. была ликвидирована часть объектов ОС стоимостью 130 000 руб., начисленный износ составил 20 000 руб. Затраты, связанные с ликвидацией объекта ОС составили 15 000 руб., стоимость ценностей, оставшихся после ликвидации 45 000 руб. В ходе этого отражены операции:

Таблица № 9

Содержание хозяйственной операции Сумма,  руб. Дебет Кредит Основание
1) Отражена балансовая стоимость ликвидируемого объекта ОС     2) Отражено списание начисленного износа по выбывшему объекту ОС 3) Отражено списание остаточной стоимости выбывших объектов ОС   4) Сформированы затраты, связанные с ликвидацией объекта ОС 5) Списаны затраты по ликвидации объекта ОС 6) Отражена стоимость ценностей, оставшихся после ликвидации 7) Отражен убыток от ликвидации ОС 130 000     20 000       110 000        15 000        15 000           45 000      80 000 01.1   02   91.2     23     91   10   99 01   01.1   01.1     10     23   91.2   91.9 Акт о списании об.ОС (ф.№ОС-4)   форма№ОС-4   инв.карточка   Акт о списании групп об.ОС (ф.№ОС-4а) Форма№ОС-4   Прих.ордер     Бух.справка

 

2.3. Отражение информации о наличии и движении объектов основных средств в регистрах учета и формах бухгалтерской (финансовой) отчетности.

 

  Под термином «регистр» в бухгалтерском учете традиционно понимают различные виды таблиц, в которые записывают данные из первичных документов.

Совокупность и расположение реквизитов в регистре определяют его форму, которая зависит от особенностей учитываемых объектов, назначения регистров, способов учётной регистрации. Под учетной регистрацией понимают запись хозяйственных операций в учетных регистрах.

 По внешнему виду учетные регистры подразделяются на книги, карточки и свободные листы (ведомости).

После утверждения годового отчета учетные регистры группируют, переплетают и сдают на хранение в текущий архив организации.

Форма учета определяется следующими признаками: количеством, структурой и внешним видом учетных регистров, последовательностью связи между документами и регистрами, а также между самими регистрами и способом записи в них, т.е. использованием тех или иных технических средств. Следовательно, под формой бухгалтерского учета следует понимать совокупность различных учетных регистров с установленным порядком и способом записи в них.

   В организациях применяются следующие формы бухгалтерского учета: мемориально-ордерная, журнально-ордерная, автоматизированная и упрощенная формы.

При мемориально-ордерной форме учета по данным первичных или накопительных документов составляют мемориальные ордера, которые записывают в регистрационный журнал и затем в Главную книгу (регистр синтетического учета).

Основными особенностями журнально-ордерной формы учета являются:

Ø применение для учета хозяйственных операций журналов-ордеров, запись в которых ведется только по кредитовому признаку;

Ø совмещение в ряде журналов-ордеров синтетического и аналитического учета;

Ø объединение в журналах-ордерах систематической записи с хронологической;

Ø отражение в журналах-ордерах хозяйственных операций в разрезе показателей, необходимых для контроля и составления отчетности;

Ø сокращение количества записей благодаря рациональному построению журналов-ордеров и Главной книги.

 

Остановимся более подробно на автоматизированной форме учета. В настоящее время она все более и более распространена, так как создана на базе использования ЭВМ. В компьютерной бухгалтерии синтетические и аналитические учетные регистры формируются с помощью стандартных отчетов.  

Регистры синтетического учета. Существуют следующие виды регистров синтетического учета:

Отчет «Журнал-ордер (ведомость) по счету» предназначен для формирования журналов-ордеров и ведомостей по счету 01 «Основные средства». В отчете для выбранного счета 01 приводятся остатки, обороты по дебету и кредиту в целом и в разрезе корреспондирующих счетов с детализацией по датам (периодам) или по проводкам. Данный отчет является аналогом журнала-ордера (ведомости), применяемого при журнально-ордерной форме, а также мемориального ордера, применяемого при мемориально-ордерной форме ведения учета.

Отчет «Обороты счета (Главная книга)» представляет обобщенный регистр, в котором для всех или конкретного счета 01 «Основные средства» за отчетный месяц приводятся остатки на его начало и конец, обороты по дебету и кредиту в целом и по корреспондирующим счетам. По содержанию этот отчет объединяет отчеты «Оборотно - сальдовая ведомость» и «Сводные проводки». Он полезен на этапе анализа бухгалтерских итогов и заполнения форм отчетности.

Оборотно-сальдовая ведомость представляет собой сводный регистр, в котором для каждого счета (субсчета) рабочего плана счетов выводятся остатки на начало установленного периода, обороты по дебету и кредиту и остатки на конец. Показатели по субсчетам включаются в итоговые суммы по счетам. По оборотно-сальдовой ведомости осуществляют контроль остатков на счетах. Если определен как активный (01), но имеет кредитовое сальдо, то в оборотно-сальдовой ведомости остаток помечается знаком «минус» и наоборот.

Список сводных проводок содержит обороты между счетами за определенный период. Этот регистр в сочетании с оборотно-сальдовой ведомостью может заменять Главную книгу.

Шахматная ведомость – это табличный аналог сводных проводок. Ведомость дает более наглядное представление об оборотах между корреспондирующими счетами. Ведомость представляет собой таблицу, в которых строки соответствуют дебетуемым счетам, столбцы – кредитуемым, а в ячейках на пересечении содержатся суммы оборотов за установленный период в дебет счета, указанного указанного в левой части строки, с кредита счета, указанного в верхней части столбца.

Отчет «Анализ счета 01» - это регистр, содержащий информацию об оборотах счета 01 «Основные средства» с другими счетами за период, а также остатках на начало и конец.

Отчет «Анализ счета 01 по датам» позволяет за установленный период получить остатки и обороты по счету 01 «ОС» за каждый день, в течении которого по нему имело место движение.

Регистры аналитического учета. Существуют следующие регистры аналитического учета:

Оборотно-сальдовая ведомость по счету представляет собой регистр, в котором для счета 01 «ОС» или субсчета с признаком ведения аналитического учета приводятся остатки на начало, обороты по дебету и кредиту и остатки на конец за установленный период по отдельным объектам.

Отчет «Анализ счета 01 по субконто» предназначен для анализа остатков на счете и оборотов с корреспондирующими счетами за период в разрезе объектов аналитического учета (субконто). Отчет формируется по счетам, на которых открыт аналитический учет.

Отчет «Анализ субконто» является удобным средством анализа информации, когда один и тот же вид субконто используется для ведения аналитического учета одновременно на нескольких счетах. Например, вид субконто «Основные средства» используется для ведения аналитического учета на счетах 01 «ОС» и 02 «Амортизация ОС». Из отчета «Анализ субконто» «Основные средства» можно непосредственно получить остаточную стоимость ОС, показываемую в бухгалтерском балансе. В данном отчете для каждого объекта аналитического учета выбранного вида субконто приводятся обороты по всем счетам, где учтен объект, а также развернутое и свернутое сальдо.

Отчет «Обороты между субконто» позволяет получить информацию об оборотах между одним или всеми объектами аналитического учета другого в ида субконто.

        Также информация о наличии и движении объектов основных средств может быть представлена и в формах бухгалтерской отчетности.

        Бухгалтерская (финансовая) отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности, формируемая на основе данных бухгалтерского (финансового) учета. 

   В состав годовой бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами, кроме кредитных, страховых и бюджетных организаций включаются:

 1) Бухгалтерский баланс – форма № 1;

 2) Отчет о прибылях и убытках – форма № 2;

 3) Отчет об изменении капитала – форма № 3;

 4) Отчет о движении денежных средств – форма № 4;

 5) Приложение к бухгалтерскому балансу – форма № 5;

 6) Пояснительная записка;

 7)Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, если организация подлежит обязательному аудиту.

В состав промежуточной бухгалтерской отчетности включаются:

1) Бухгалтерский баланс;

2) Отчет о прибылях и убытках.

Информация об основных средствах может отражаться:

§ В бухгалтерском балансе (форма №1)

 В разделе 1 «Внеоборотные активы» по строке 120 «Основные средства» отражается остаточная стоимость всех основных средств организации. Не амортизируемые объекты ОС отражаются в балансе по первоначальной стоимости (дебетовое сальдо по счету 01).

§ В отчете о прибылях и убытках (форма № 2) по строкам 090 «Прочие операционные доходы» и 100 «Прочие операционные расходы» отражаются данные по операциям, связанным с движением имущества организации. Это реализация основных средств и прочего имущества; списание ОС с баланса по причине морального износа; сдача имущества в аренду, если аренда не является предметом деятельности; участие в совместной деятельности без образования юридического лица и другие. По строке 120 «Внереализационные доходы» отражаются объекты ОС, полученных безвозмездно.

§ В отчете об изменениях капитала (форма № 3), в частности, показывается изменение величины добавочного капитала в связи с переоценкой основных средств.

§ В отчете о движении денежных средств (форма № 4) по строке «Выручка от продажи объектов ОС и иных внеоборотных активов» отражается выручка от продажи ОС, оборудования, предметов лизинга и проката, а также нематериальных активов. Строка «Приобретение объектов ОС, доходных вложений в материальные ценности и нематериальные активов» отражает сумму денежных средств, которые были потрачены на приобретение внеоборотных активов.

§ В приложении к бухгалтерскому балансу (форма № 5)

В разделе 2 «Основные средства» отражается стоимость всех ОС, числящихся на балансе организации. ОС отражаются в этом разделе по первоначальной стоимости (сальдо и обороты по счету 01). В графе 3 показывается стоимость ОС на 1 января отчетного года. В графе 4 отражается стоимость имущества, поступившего в отчетном году, а в графе 5 - стоимость выбывшего имущества в течение года. В графе 6 указывается стоимость ОС по состоянию на 31 декабря отчетного года. Этот раздел построен по балансовому принципу. Суммы выбывших ОС отражаются в круглых скобках.

По статье «Переведено объектов ОС в консервацию» отражается первоначальная стоимость ОС, переведенных на консервацию.

По статье «Объекты недвижимости, принятые в эксплуатацию и находящиеся в процессе государственной регистрации» показывается первоначальная стоимость недвижимости, которую организация не успела в отчетном году зарегистрировать, но, тем не менее, уже эксплуатирует. Она числится на отдельном субсчете счета 01 «Основные средства». Также в данном разделе отражаются изменения стоимости ОС в результате их переоценки, достройки, дооборудования, модернизации или частичной ликвидации.

 

 

Заключение

 

    По результатам проделанной работы были рассмотрены вопросы, касающиеся одного из главных разделов внеоборотных активов – основных средств.

   В соответствии с ПБУ 6/01 мы выяснили, что же представляют собой основные средства, дали точное их понятие.

   Были раскрыты моменты, связанные с оценкой основных средств. Как видно из работы, оценка играет немаловажную роль в учете основных средств. Ведь именно от того, на сколько правильно произведена оценка зависит и начисление амортизации, расчет доходности, рентабельности, а главное – прибыли. Мы подробно рассмотрели классификацию основных средств, выявили конкретные цели и задачи учета движения объектов основных средств.

   Также нельзя не отметить, что в работе весь порядок учета основных средств регламентируется значительным количеством нормативно-правовых актов разных уровней, однако, основные методологические принципы учета заложены в ПБУ 6/01 «Основные средства».

    Подробно рассмотрена организация и ведение бухгалтерского учета движения основных средств, а именно: состав и документальное оформление, синтетический и аналитический учет движения объектов основных средств.

   Раскрыто, на каких основных счетах ведется синтетический и аналитический учет. Кроме того, выявлено, что аналитический учет представляет собой пообъектный учет основных средств и ведется в инвентарных карточках.

   Были приведены примеры, в которых мы рассмотрели, в результате каких операций могут поступать и выбывать те или иные объекты основных средств, отразили их соответствующими проводками и документами.

   Также более подробно остановились на автоматизированной форме учета, которая в настоящее время очень распространена. Коснулись основных моментов, связанных с мемориально-ордерной и журнально-ордерной формой учета. Как выяснилось, мемориально-ордерная форма учета уже устарела и почти нигде ее не применяют.

    В условиях рыночной экономики значение основных средств огромно, так как для успешного и устойчивого развития любой организации является улучшение ее активов (имущества). Основные средства должны находиться всегда под контролем. В результате поступления и выбытия, основные средства должны правильно и своевременно отражаться. Все хозяйственные операции, связанные с движением основных средств, оформляются оправдательными документами. Эти документы являются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Кроме того, вся полученная информация об основных средствах должна отражаться в бухгалтерской отчетности, а именно: в бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках, отчете об изменениях капитала, отчете о движении денежных средств, в приложении к бухгалтерскому балансу.

   Подводя итоги по данной курсовой работе, можно сделать вывод, что основные средства являются одним из важнейших факторов, влияющих на развитие финансово-хозяйственной деятельности любой организации. Ведь именно от них зависит, какой будет рост производительности труда, повысится ли фондоотдача, увеличится ли выпуск продукции, снизится ли себестоимость и, конечно же, возрастет ли прибыль.

 

Список литературы

1) Федеральный закон от 21.11.1996г. № 129 –ФЗ «О бухгалтерском учете» // 21 положение по бухгалтерскому учету. Сборник документов. – М.: Омега-Л, 2006. – 309 с.

2) Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ, утвержденное приказом Минфина России от 29 июля 1998г. № 34н//21 положение по бухгалтерскому учету. Сборник документов. – М.: Омега-Л, 2006. – 309с.

3) Налоговый кодекс РФ часть 2 №172 –ФЗ в ред. от 13.10.2008 г

4) Гражданский кодекс РФ (часть 1) в ред. от 24.07.2008г. № 161-ФЗ и

( часть 2) в ред. от  14.07.2008г. № 118-ФЗ .

5) Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина РФ от 30.03.2001г. №26н //положение по бухгалтерскому учету. Сборник документов. – М.: Омега-Л, 2006. – 309 с.

6) Методические указания по бухгалтерскому учёту основных средств

(утв. приказом Минфина РФ от 13.10. 2003 г. № 91н)//В помощь главному бухгалтеру. Сборник документов. - М.: Омега-Л,2006. – 124 с.

7) План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации (утв. приказом Минфина РФ от 31.10. 2000 г. № 94н)//В помощь главному бухгалтеру. Сборник документов. – М.: Омега-Л, 2006. – 124 с.

8) Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Приложение к приказу Минфина РФ от 13.06.1995 г. № 49

9) Постановление Госкомстата РФ об утверждении унифицированных форм первичных документов от 05.01.2004 № 1// Сборник документов – М.: Книга сервис, 2005. – 312 с.

10) Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) от 06.10.2008г. №106н

11) Домбровская Е. Н. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА – М, 2007. - 279 с. – (Высшее образование).

12) Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет: учебник. – М.: ИНФРА – М, 2006. – 592 с. – (Высшее образование).

13) Кожинов В. Я. Основы бухгалтерского учета. – система ГАРАНТ,2006г.

14) Ларионов А. Д., Нечитайло А. И. Бухгалтерский учет: учеб. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2007. – 360 с.

15) Поленова С. Н. Учет приобретения основных средств – «Бухгалтерский учет», № 21, ноябрь 2003г. – с.9-12.

16) Пронина Е.А. Комментарий к новым методическим указаниям по учету основных средств – «Бухгалтерский учет», № 3, февраль 2004г. – с.18-31.

17) Фомичева Л. П. Комментарии к Положениям по бухгалтерскому учету (ПБУ 1/98 – 20/03). – система ГАРАНТ, 2006г.

18) Мизиковский Е.А., Елманова Е.Н., Пуреховская Е.В. Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету: учеб. пособие / Е. А. Мизиковский, Е. Н. Елманова, Е.В. Пуреховская; под редакцией д-ра экон. Наук, проф. Е.А. Мизиковского. – М.: Экономистъ, 2005. – 529с.

 

Г. Нижний Новгород

2008 г.

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Теоретические основы и нормативно-правовая база бухгалтерского учета основных средств…………………………………………………………………5

1.1. Понятие, классификация и оценка основных средств. Цели и задачи учета движения объектов основных средств……………………………………5

1.2. Нормативно-правовое регулирование учета движения объектов основных средств………………………………………………………................................10

2. Организация и ведение бухгалтерского учета движения объектов основных средств ……………………………………………………………….19

2.1. Состав и документальное оформление операций движения объектов основных средств………………………………………………………………..19       2.2. Синтетический и аналитический учет движения основных средств……21 2.3.Отражение информации о наличии и движении объектов основных средств в регистрах учета и формах бухгалтерской (финансовой)

отчетности………………………………………………………………………..29

Заключение……………………………………………………………………….34

Список литературы………………………………………………………………36

Приложение.

 

Введение

Рыночные отношения обуславливают объективную необходимость повышение роли бухгалтерского учета в управлении предприятием. Особое место в системе бухгалтерского учета занимают вопросы, связанные с состоянием учета основных средств предприятия. Это связано с тем, что в современных экономических условиях одним из факторов устойчивого развития любой организации становится улучшение использования ее имущества. Сформированные на первоначальном этапе деятельности организации основные средства требуют постоянного управления ими.

Среди проблем, выдвинутых практикой перехода к рыночной экономике, и затрагиваемых в экономической литературе, особую актуальность приобретают оценка основных средств и их отражение в бухгалтерском балансе. Точность показателей объема, состояния и движения основных средств, а в известной мере и точность их качественной характеристики во многом зависит от того, на сколько правильно и достоверно проведена их оценка,  т.к. неправильная оценка основных средств может не только исказить общую картину имущественного состояния предприятия, но и вызвать неточное исчисление амортизации, а отсюда себестоимости и отпускных цен продукции (работ, услуг) , а, следовательно, и доходности, рентабельности и прибыли.

Основные средства являются одним из важнейших факторов любого производства. Состояние и эффективное их использование прямо влияют на конечные результаты финансово - хозяйственной деятельности организации: рост производительности труда, повышение фондоотдачи, увеличение выпуска продукции, снижение ее себестоимости, а главное – рост прибыли.

Таким образом, вопросы правильной организации учета движения основных средств имеют большое значение для деятельности организаций. Это важно не только во взаимосвязи с действующим в настоящее время налоговым законодательством, но и в соответствии с местом бухгалтерского учета в системе управления организацией.

Все вышесказанное определило выбор темы курсовой работы «Учет  движения основных средств», круг вопросов раскрываемых в ней, и логическую схему ее построения.

Целью моей работы является:

§ изучить  вопросы учета основных средств;

§ рассмотреть порядок организации ведения бухгалтерского учета движения объектов основных средств.

Исходя из целей, можно определить следующие задачи курсовой работы:

· рассмотрение понятия основных средств предприятия, основных подходов к их классификации и оценке;

· выявление конкретных целей и задач учета движения объектов основных средств;

· организация и ведение бухгалтерского учета движения объектов основных средств;

 

Теоретические основы и нормативно-правовая база бухгалтерского учета основных средств

1.1. Понятие, классификация и оценка основных средств. Цели и задачи учета движения объектов основных средств.

Согласно пункту 46 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, основные средства – это совокупность материально - вещественных ценностей,  используемых в качестве средств труда при производстве продукции,  выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он не превышает 12 месяцев.

В соответствии с ПБУ 6/01 (11) , который введен в действие начиная с бухгалтерской отчетности 2001 г., при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

а) использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

б) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

г) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта ОС приносит экономические выгоды (доход) организации. Для отдельных групп ОС срок полезного использования определяется исходя из количества продукции (объема работ), ожидаемого к получению в результате использования этих средств.

Основные средства предприятия разнообразны по составу и назначению. Чтобы вести их учет, необходимо классификация их по видам, назначению или характеру участия в процессе производства, отраслям народного хозяйства, степени использования и по принадлежности.

В соответствии с Типовой классификацией основные средства     подразделяются следующим образом:

По видам:  здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочее.

По экономическому назначению и характеру функционирования основные средства подразделяются на производственные и непроизводственные.

Производственные основные средства представляют собой фонды, участвующие в процессе производства и реализации продукции. К ним относятся здания, сооружения, оборудование, транспортные средства. Их доля в общей массе основных фондов обычно составляет около 90%.

Непроизводственные фонды - это фонды коммунального и культурно-бытового назначения, такие, как здания и сооружения здравоохранения, жилого фонда, управления, доля которых составляет около 10%.

По отраслевому признаку основные средства делятся на группы, относящиеся к строительству, торговле и общественному питанию, материально-техническому снабжению, промышленности, сельскому, лесному хозяйству, транспорту, связи, снабжению и сбыту, информационно-вычислительному обслуживанию, жилищно-коммунальному хозяйству, здравоохранению, физической культуре и социальному обеспечению, народному образованию, культуре, другим отраслям экономики.

По принадлежности основные средства подразделяются на собственные арендованные.

По степени использования основные средства подразделяются на находящиеся в эксплуатации; в запасе (резерве); в стадии достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации; на консервации.

По роли в производственно-технологических процессах основные фонды подразделяются на активные и пассивные.

Активные основные фонды в натурально-вещественной форме включают машины, технологическое, подъемно-транспортное оборудование, хозяйственный инвентарь, механизмы, транспортные средства (средства передвижения).

Пассивные фонды - это здания складов, баз; сооружения; хозяйственный инвентарь.

Кроме того, единицей учета основных средств является отдельный инвентарный объект, т.е. законченное устройство, предмет или комплекс предметов со всеми приспособлениями и принадлежностями, выполняющими в совокупности одну функцию.

Каждому инвентарному объекту присваивают определенный инвентарный номер, который сохраняется за данным объектом на все время нахождения его в эксплуатации, запасе или на консервации. Инвентарный номер прикрепляется или обозначается на учитываемом предмете и обязательно указывается в документах, связанных с движением основных средств.

Инвентарные номера выбывших объектов могут присваиваться другим, вновь поступившим основным средствам не ранее чем через пять лет после выбытия. Арендуемые основные средства могут учитываться у арендатора под инвентарными номерами, присвоенными им арендодателем.

Помимо классификации необходимым условием правильного учета основных средств является единый принцип их оценки. Различают следующие виды оценки основных средств: первоначальная, восстановительная, остаточная и ликвидационная.

В бухгалтерском учете ОС отражаются на счете 01 «Основные средства» по первоначальной или восстановительной стоимости.

Первоначальная (балансовая) стоимость складывается в момент поступления объекта в эксплуатацию.

В соответствии с п. 5 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" основные средства стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе МПЗ.

В целях обеспечения сохранности  объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.

С целью обеспечения условий для контроля за сохранностью подобных объектов основных средств может использоваться механизм их параллельного (дополнительного) забалансового учета.

Восстановительная стоимость – это стоимость их воспроизводства на определенный период, которая определяется путем проведения переоценки. Согласно ПБУ 6/01 организациям предоставлено право осуществлять переоценку на начало отчетного периода с использованием индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.

Земельные участки и объекты природопользования переоценке не подлежат.

Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается также в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации.

 Остаточная стоимость - первоначальная или восстановительная стоимость, за вычетом накопленной суммы амортизации.

Ликвидационная стоимость - стоимость полезных отходов, полученных после ликвидации объектов ОС, принятых к учету в условной оценке.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 296.