Расчет модулей зубчатых передач
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Модуль определяется по формуле:

 

;

 

где а wмежосевое расстояние;

åz – суммарное число зубьев проектируемой передачи.

Полученные значения модуля округляются до стандартных значений.

В данном курсовом проекте модули рассчитываются на ЭВМ. Исходные данные для расчета модулей приведены в табл. 4.1.

По результатам расчета модулей на ЭВМ (см. приложение 1) выбираем модули из стандартного ряда.

Для зубчатых передач 4…9 шестерен выбираем модули равные 2 мм, для зубчатых передач 10…15 шестерен выбираем модули равные 2,5 мм, для зубчатых передач 16…19 шестерен выбираем модули равные 3 мм.

 

 

Таблица 4.1 – Исходные данные для расчета модулей

Исходные данные Обозначения и размерность Расчетные формулы Указания по выбору Числовые величины
1 2 3 4 5
Степень точности зубчатых передач     ГОСТ 1643-81 7
Марка стали и термообработка       1) 40Х – зак-ка с нагревом 2) 12ХН3А – цем. с закалкой 3) 40ХФА – азотация
Мощность на валах кВт     NII=4.61 NIII=4.43 NIV=4.25 NV=4.08
Число зубьев шестерни (зубчатое колесо с меньшим количеством зубьев) Z     VI=25 XII=37 XVI=24
Расчетная частота вращения вала (шестерни) n, об/мин     nI=800 nI=315 nI=200 nI=63
Передаточное число зубчатой пары i     i3=63/25=2,52 i6=59/37=1,59 i7=76/24=3,16
Отношение ширины зубчатого венца к модулю yВ yВ=b /m yВ=7¼14 10
Коэффициенты: - Перегрузки - Динамичности - Неравномерности распределенной нагрузки - формы зуба   кП кД   YH     1,2 1)1,1 2)1,0 3)1,05 0,44
Общая продолжительность работы механизма Тм, ч     16000
Суммарное число циклов нагружения зуба за Тм NC NC=60n Тм   7,68*108 3,02*108 1,92*108 6,05*107
Коэффициент переменности режима нагрузок Kи реж     0,8
Длительный предел выносливости зуба при работе на изгиб sи пр, Мпа   Для 3-х сталей 1-240 2-460 3-300
Допускаемое напряжение на изгиб [sи ], Мпа [sи ]= sи пр* Kи реж Для 3-х сталей 1-192 2-368 3-240
Делительный предел контактной выносливости sкд, Мпа   Для 3-х сталей 1-950 2-1200 3-1050
Допускаемое напряжение при расчете на контактную прочность [sк ], Мпа [sк ]= sкд* Kи реж Для 3-х сталей 1-760 2-960 3-840
Коэффициент переменности режима нагрузок Кк реж     0,8

 

Расчет диаметров валов

 

Диаметр вала рассчитывается по формуле:

 

;

 

где с = 1,3…1,5;

Ni – мощность на рассчитываемом валу;

ni – частота вращения рассчитываемого вала.

В данном курсовом проекте расчет диаметров валов производится на ЭВМ.

Исходные данные для расчета в даны в табл. 5.1.

По результатам расчета диаметров валов на ЭВМ принимаем следующие значения:

- для первого вала d = 25 мм;

- для второго вала d = 25 мм;

- для третьего вала d = 35 мм;

- для четвертого вала d = 45 мм;

- для пятого вала диаметр берем с базового варианта d = 70 мм.

 

Рис. 5.1 – Общая расчетная схема

 


Рис. 5.2 – Расчетная схема нагружения II-го вала

 

Рис. 5.3 – Расчетная схема нагружения III-го вала

 

Рис. 5.4 – Расчетная схема нагружения IV-го вала

 


Таблица 5.1 – Исходные данные для расчета диаметров валов

Исходные данные и определяемые величины

Обозначение и размерность

Числовые величины

1

2

3

Крутящий момент на рассчитываемом валу

Т, Н*см

Т2=5787; Т3=14004; Т4=21200; Т5=65380

Допускаемое напряжение на изгиб

[sи], МПа

[s2]=75; [s3]=75; [s4]=74; [s5]=70.

Начальные диаметры колес

D, см

D0=107; D1=5,0; D2=107; D3=107.

 

 

D0=12,6; D1=11,1; D2=107; D3=107.

 

 

D0=7,2; D1=17,7; D2=107; D3=107.

Расстояния по расчетным схемам (рис. 5.1; рис. 5.2; рис. 5.3; рис. 5.4)   g l0 l1 l2 l3
  II 19,6 0 2,5 27,6 0
  III 42,0 19,9 2,75 0 0
  IV 42,0 13,3 2,75 0 0
  V 42,0 13,3 0 0 -
Углы действия

 рад

j0=j2=j3=0; j1=1,57;

y0=y2=y3=1,57; y1=3,14.

 

 

j2=j3=0; j0=1,57; j1=2,21;

y2=y3=1,57; y0=3,14; y1=3,78.

 

 

j2=j3=0; j0=1,16; j1=2,21;

y2=y3=1,57; y0=5,89; y1=0,93.

 

В приложении представлены распечатки вводы исходных данных и результаты расчета диаметра валов.

 



Расчет подшипников качения

Выбор подшипников качения ведется по динамической грузоподъемности С, определяемой по формуле:

 

;

 

где L – число оборотов за расчетный срок службы подшипников;

Р – расчетная нагрузка подшипника, Н;

С – динамическая грузоподъемность подшипника;

a – коэффициент (для подшипников a=3).

Расчетный срок службы подшипника в часах выражается зависимостью:

 

;

 

Расчетную нагрузку подшипника определяют по формуле:

 

;

 

где Fr – радиальная нагрузка, Н;

Fa – осевая нагрузка, Н;

x – коэффициент радиальной нагрузки;

y – коэффициент вращения (при вращении внутреннего кольца v=1, при вращении наружного кольца v=1,2);

kr – коэффициент безопасности (для токарных станков kr=1…1,2);

kT – безразмерный температурный коэффициент.

В коробках скоростей обычно используют прямозубые колеса, поэтому формула для определения расчетной нагрузки, без учета осевых сил примет вид:

 

;

 

величина радиальной нагрузки подсчитывается по формуле:

 

;

 

где ,  - наибольшие по величине опорные реакции, определяемые при расчете вала.

Проведем подбор подшипников для II вала. Из распечатки расчета вала выписываем наибольшие опорные реакции G(0)=979,813 H, B1(0)=690,197 и определяем

 Н;

для определения расчетной нагрузки принимаем v=1, kT=1,05, ks=1,3, тогда:

 Н;

определяем L, при известной частоте вращения n=800 об/мин (см. табл. 2.1) и задавшись Ln=16000 ч:

 

 млн. оборотов.

 

Динамическая грузоподъемность:

 

 Н.

Результаты расчета всех валов сведены в табл. 6.1.

Таблица 6.1 – Динамическая грузоподъемность подшипников

№ вала G(0), H B1(0), H Fr, H P, H L, млн. об. C, H
II 979,813 690,197 1198,50 1635,95 768 14981,56
III 528,586 1150,644 1266,25 1728,43 302,4 11601,45
IV 1311,036 1621,642 2085,31 2846,45 192 16421,16

 

По расчетному значению С и принятым по приложению 2 диаметрам валов: dII=20 мм; dIII=35 мм; dIV=45 мм, выбираем по каталогу /3/ подшипники: №205 (С=14000); №107 (С=15900); №109 (С=21200).

 



Расчет шлицевых соединений

По каталогу /3/ производим выбор геометрических характеристик шлицевых валов. Номинальные размеры для II-го вала 6*23*28; для III-го вала 8*32*38, для IV-го вала 8*42*48. Затем производим проверочный расчет шлицевых соединений по напряжению смятия.

 

,

 

где z – число зубьев шлица;

D – наружный диаметр;

d – внутренний диаметр шлицевого соединения;

r – радиус при вершине шлицевого соединения;

l – длина шлицевого соединения;

Мкр – момент передаваемый шлицевым соединением;

[sсм] – предельное допускаемое напряжение на смятие; (для нормализованной Стали 45 [sсм]=150 МПа).

Для II-го вала:

;

Для III-го вала:

;

Для IV-го вала:

.

Выбранные нами шлицевые соединения проходят проверочный расчет по напряжению смятия.



Расчет шпоночных соединений

По каталогу /3/ для выбранных нами диаметров валов определяем геометрические характеристики шпоночного соединения. Длину шпонки выбираем из нормального ряда с таким расчетом, чтобы она была на 5…10 мм короче ступицы закрепляемой детали.

Проверяем шпоночное соединение на смятие по формуле:

 

;

 

где lpдлина шпонки;

к – рабочая глубина в ступице.

Для V-го вала:

.

Шпоночные соединения удовлетворяют проверочному расчету по напряжению смятия.

 



Литература

1. Киреев Г.И. Комплексный расчет коробок скоростей металлорежущих станков на ЕС-ЭВМ: указания по курсовому и дипломному проектированию для студентов специальности 0501. Часть I. – Ульяновск: УлПИ, 1984. – 43 с.

2. Шестернинов А.В., Горшков Г.М., Филиппов Д.Ю. Расчет приводов подач металлорежущих станков. Методические указания по курсовому и дипломному проектированию для студентов специальности 1201. – Ульяновск: УлПИ, 1992. – 48 с.

3. Дунаев П.Ф., Лешков О.П. Конструирование узлов и деталей машин: Учебное пособие для техн. спец. Вузов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М: Высш. шк., 1998. 447 с.

 

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 204.