Налоговая система как единое целое и каждый отдельный налог обладают рядом функций. Функции налоговой системы являются производными от объективных функций налогов; наибольшее признание получили следующие функции налоговой системы: фискальная, макроэкономическая (регулирующая), распределительная, социальная, стимулирующая, контрольная.
Фискальная функция состоит в обеспечении доходов государственной бюджетной системы и находится под особым контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики. Преобладающий интерес государства в реализации бюджетной (фискальной) функции, проявляется в стремлении максимально увеличить налоговые источники, что может вести к гипертрофированию фискальной функции перед другими задачами налоговой системы и налоговой политики.
Макроэкономическая (регулирующая) функция - это роль налогов и налоговой политики в системе факторов регулирования макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста занятости. В условиях России налоговая система проявила себя как фактор ограничения спроса, особенно инвестиционного. Углубления падения производства, формирования безработицы и неполной занятости рабочей силы.
Распределительная функция налоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т.д. Налоги выступают существенным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.
Социальная функция налогов носит многоаспектный характер. Само материальное содержание налогов как денежных ресурсов, централизуемых государством и изымаемых из воспроизводственного процесса, несет в себе возможность их обращения на непроизводственные цели. В условиях Российской Федерации социальная функция налоговой системы бюджета весьма существенна в силу тех обязательств, которые несло советское государство перед населением, и которое «по наследству» перешло к Российской Федерации. Многие социальные затраты, финансируемые в западных странах за счет частных средств, в России финансируются государством за счет налогов (бесплатное образование, здравоохранение, пенсионные расходы, социальное страхование и др.).[5]
Социальная функция налогов проявляется и непосредственно через механизм налоговых льгот и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль, подоходного налога с физических лиц и т.д.).
Социальная функция налоговой системы требует детального исследования как с точки зрения ее усиления, так и с точки зрения устранения неоправданных льгот и преимуществ, не отвечающих характеру рыночных преобразований, социальным критериям или внутри федеральным отношениям.
Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших, но это самая «трудно настраиваемая» функция. Ее также называют функцией микроэкономического регулирования, поскольку она непосредственно обращена и взаимодействует с экономическими интересами юридических и физических лиц. Как и любая другая функция, стимулирующая функция проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений, запретительных или ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики.
Стимулирующая функция налогов является в современной российской практике слабо реализуемой и неэффективно используемой.
Контрольная функция налогов выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти. Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе.[6]
Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И наоборот, ослабление контрольной функции налогов означает ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению.
Контрольная функция налоговой системы предопределяет и определяет, эффективность других функций. Следовательно, если контрольная функция налогов ослаблена, то это соответственно снижает эффективность налоговой системы в целом.
Эффективность налоговой системы – понятие достаточно сложное, относящееся к группе показателей и характеристик, не поддающихся количественному определению. Под эффективностью налоговой системы в широком смысле понимается ее способность выполнять возложенные на нее функции. Это означает, что налоговая система может быть признана эффективной лишь в том случае, если она отвечает следующим общим (основным) требованиям:
· -обеспечивает поступление налогов в бюджет в объемах, достаточных для
· выполнения государством своих экономических, социальных и общественно-политических функций;
· -обеспечивает финансовые условия для возобновления воспроизводственных процессов на расширенной основе (средства, остающиеся после уплаты налогов, должны быть достаточными для сохранения и развития производства в реальном секторе экономики);
· -способствует решению наиболее важных общегосударственных задач, определенных в социально-экономической политике государства в качестве приоритетных и нашедших соответствующее отражение в налоговом законодательстве.
Таким образом, для оценки эффективности налоговой системы требуется целый комплекс критериев. Однако практически не существует прямых показателей, однозначно (в положительном или отрицательном аспекте) характеризующих результативность налоговой системы, Поэтому при оценке эффективности используются косвенные макроэкономические показатели. В расчет при этом принимается динамика следующих показателей:
§ удельного веса общей суммы налогов в валовом внутреннем продукте;
§ уровня бюджетного дефицита по отношению к валовому национальному продукту;
§ объемов общественного производства в целом и по отраслям;
§ объемов капитальных вложений;
§ финансовых результатов в целом по экономике и по отраслям;
§ уровня инфляции и т.д.
Главным недостатком этих показателей является их многоаспектность, наличие множества факторов, под воздействием которых они формируются, поэтому при анализе экономических вопросов на макро-уровне чрезвычайно трудно определить роль именно налоговой системы в развитии этих процессов.
Эффективность в узком смысле – это оптимальные внутрисистемные характеристики, свидетельствующие о наличии высоких потенциальных возможностей для выполнения налогами своих функций. Наиболее важными внутрисистемными характеристиками, предопределяющими эффективность или неэффективность налоговой системы, являются:
Ø общий уровень налогообложения;
Ø роль отдельных видов налогов и налоговых групп в формировании доходов бюджета;
Ø соотношение прямых и косвенных налогов; налогов с физических и юридических лиц;
Ø стабильность налогового законодательства;
Ø дифференциация ставок налогообложения и ее обоснованность;
Ø система льгот и ее соответствие приоритетам социально-экономической политики государства и интересам налогоплательщиков;
Ø характер системы санкций;
Ø уровень сложности расчета налогооблагаемой базы;
Ø наличие лазеек для ухода от налогообложения;
Ø качественный уровень налогового законодательства и т.д.
Приведенный перечень количественных и качественных характеристик налоговой системы показывает, что ее эффективность предопределяется, прежде всего внутрисистемным состоянием.
Важной качественной характеристикой налоговой системы является тяжесть налогообложения, однако до сих пор не имеется общепринятой методики ее исчисления. Оптимальный уровень налогообложения (объективная сторона) задается границами, возможностями и потребностями воспроизводства предприятий (индивидуальных функционирующих капиталов), их крупных промышленно-финансовых структур и общественного хозяйства в целом. Чем меньше в императивном порядке изымается финансовых ресурсов из общего их объема, которым располагает реальная экономика, тем больше возможностей для производственного экономического роста, однако в реальности необходимость в значительном перераспределении финансовых ресурсов от предприятий диктуется самой экономикой. Это вызывается не только политическими факторами (потребности обороны, безопасности, управления), но и структурными производственными факторами, необходимостью вложений в «человеческий капитал», территориально-региональными причинами, социальными потребностями. Нужды быстрого, ускоренного формирования производственной инфраструктуры, требующей огромной и быстрой концентрации капитала, также вызывают необходимость крупных перераспределительных процессов в экономической системе страны.[7]
Воспроизводство в государстве в целом вызывается и сопровождается образованием целого круга социальных потребностей, связанных с социальной ориентацией экономики («социальное рыночное хозяйство»), с затратами на содержание безработных и т.д. Эти функции общественный капитал перелагает в значительной степени на общий финансовый фонд – государственный бюджет. Следовательно, объективные пропорции и объемы финансовой аккумуляции ресурсов предприятий посредством налоговой системы задаются сложной совокупностью производственных и социальных факторов.
Государство формирует налоговую систему исходя из своих интересов. Во-первых, решаются задачи бюджетного характера и формирования бюджетных, внебюджетных финансовых фондов специального (целевого) назначения. Во-вторых, через налоговую систему государство воздействует на экономику, проводит ту или иную политику экономического роста, инвестиций, дотаций и социальной ориентации; система налогов используется государством как регулирующий инструмент, инструмент управления экономикой, как важная часть хозяйственного механизма.[8]
Объективные основы и параметры налоговых платежей сочетаются с субъективными факторами экономической политики государства, модифицируют их, подчиняют общим задачам и целям, которые решает государство в своей внутренней и внешней политике. Это воздействие может носить иногда деформирующий характер, подрывать базис расширенного воспроизводства предприятий, что нередко было в годы плановой экономики, и имеет место в современных российских условиях рыночного реформирования.
Учет объективных и субъективных факторов формирования налоговой системы позволяет оптимизировать ее структуру и эффективность функционирования, повысить ее роль и значение в экономическом регулировании производства в условиях рыночной экономики.
Аналитическое определение системных недостатков – первый этап на пути построения эффективной налоговой системы. Второй этап – ее оптимизация.
Оптимизация – это процесс приведения налоговой системы в оптимальное, потенциально эффективное состояние. Проблема оптимизации налоговой системы – настройки налоговых инструментов на решение тех или иных задач – на практике возникает довольно часто, можно сказать, существует всегда. Нельзя построить налоговый механизм, который в течение длительного времени (минимум пять лет) мог бы оставаться без сколько-нибудь существенных изменений, действуя при этом в оптимальном режиме.
Несмотря на важную роль налогов в регулировании социально-экономических вопросов, далеко не каждую экономическую проблему можно решить посредством налоговой системы. Существуют объективные границы сферы действия налогов, в рамках которых и необходимо использовать налоговые рычаги. Попытки искусственного расширения этих границ окажутся, в лучшем случае, безрезультатными, но скорее, наоборот, не решив одну проблему, можно спровоцировать возникновение нескольких новых. Например, наиболее острой проблемой в современных условиях является восстановление финансового потенциала реального сектора экономики. Но решить эту проблему посредством одного налогового механизма невозможно, хотя он и оказывает свое разрушительное воздействие. Необходим комплекс согласованных мер в области финансовой, кредитной, ценовой и валютной политики, т.е. использование всего арсенала средств и методов, имеющихся в руках государства.
Обязательные платежи имеют различные формы:
1) налоги;
2) сборы;
3) пошлина;
4) регалии.
Основные принципы налогообложения:
• Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения (равенство всех по отношению к налогообложению). При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
• Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться различно исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
• Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
• Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с Налоговым кодексом и таможенным законодательством РФ.
• Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Должна соблюдаться экономичность и эффективность функционирования системы налогообложения. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
• Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, и в частности прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств.
• Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом.
• Налоги и сборы субъектов Федерации, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов Федерации о налогах и (или) сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с НК РФ.
• Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов или сборов, не предусмотренные законом либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.
Основные функции налогов:
Ø Фискальная — заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности
Ø Регулирующая — означает, что налоги, участвуя в перераспределительном процессе, либо стимулируют, либо сдерживают темпы экономического развития.
Классификация налогов:
Налоги и сборы, составляющие отечественную систему налогообложения, классифицируются по различным признакам. Важнейшим группировочным признаком является уровень взимания и распоряжения налогами. По этому признаку в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов:
o федеральные налоги и сборы;
o налоги и сборы субъектов РФ (региональные налоги и сборы);
o местные налоги и сборы.
Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. К ним относятся:
ü налог на добавленную стоимость;
ü акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
ü налог на прибыль (доход) организаций;
ü налог на доходы капитала;
ü подоходный налог с физических лиц;
ü взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
ü государственная пошлина;
ü таможенная пошлина и таможенные сборы;
ü налог на пользование недрами;
ü налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
ü налог на дополнительные доходы от добычи углеводородов;
ü сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
ü лесной налог;
ü водный налог;
ü экологический налог;
ü федеральные лицензионные сборы.
Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и вводимые в действие законами субъектов Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов.
К региональным налогам и сборам относятся:
ü налог на имущество организаций;
ü налог на недвижимость;
ü транспортный налог;
ü налог на игорный бизнес;
ü региональные лицензионные сборы.
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ, вводимые в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов Российской Федерации.
К местным налогам и сборам относят:
ü земельный налог;
ü налог на имущество физических лиц;
ü налог на рекламу;
ü налог на наследование и дарение;
ü местные лицензионные сборы.
Не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные НК РФ.
По характеру налогового изъятия налоги делятся на прямые и косвенные.
• Прямые налоги — зависят от величины доходов и размера имущества. Чем больше доход, тем больше величина прямого налога. Высокая доля прямых налогов свидетельствует о стабильном, устойчивом развитии экономики.
• Косвенные налоги — не зависят от величины доходов и размера имущества. Включаются в цену продукции, которая оплачивается потребителем.
По характеру использования налоги делятся на общие и специальные.
• Общие налоги — поступают в единую казну государства (субъекта Федерации), обезличиваются, используются для общегосударственных целей.
• Специальные налоги и сборы — имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные целевые фонды, аккумулируемые или не аккумулируемые в бюджете.[9]
налог бюджет государственный
Дата: 2019-12-10, просмотров: 255.