Исходя из основных целей ЦБ РФ , главной его задачей является минимизация негативных социально-экономических последствий утери ликвидности кредитными организациями. Реализация этой задачи предполагает предупреждение системного банковского кризиса , снижение риска неконтролируемой утери банковской ликвидности. Очевидно, что решение этих задач зависит не только от процедур регулирования кредитных организаций, но и от общеэкономических условий их коммерческой деятельности, что особенно актуально в современных условиях. Для реализации поставленных перед Банком России целей и задач он должен обладать необходимыми полномочиями, которые закреплены в ст.55 и 56 Закона « О ЦБ РФ». Регулирующие полномочия ЦБ РФ проявляются в установлении обязательных для кредитных организаций правил проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и статистической отчетности, а также обязательных экономических нормативов. Надзорная функция ЦБ РФ выражается в проведении контроля за соблюдением кредитными организациями действующего банковского законодательства, получении…от них информации о состоянии деятельности коммерческих банков и анализе ее и т.д.
Банк России не имеет права вмешиваться в оперативную деятельность кредитных организаций и побуждать их выполнять несвойственные им функции. Реализуя надзорную функцию, ЦБ РФ может проводить проверки кредитных организаций как силами своих специалистов, так и привлекать к их проведению аудиторские фирмы. Банк России имеет право регулярно анализировать деятельность кредитных организаций, используя представленную ими отчетность, а также направлять соответствующие предписания кредитным организациям, в случае невыполнения которых он налагает санкции на банки, начиная со штрафа и заканчивая запретом на проведение тех или иных банковских операций вплоть до отзыва лицензии. Результаты анализа деятельности коммерческих банков позволяют Центральному банку РФ делать выводы об их финансовом состоянии, определить признаки возникающих в деятельности банков проблем и их глубину, оценить степень угрозы интересам кредиторов банка, его вкладчиков, состояние ликвидности банка и в целом банковской системы региона и страны. Все это дает возможность Банку России, и прежде всего его территориальным учреждениям, принимать решение о дальнейших шагах в отношении данного банка. Степень вмешательства Центрального банка РФ в дела банков в большой степени зависит от способности их руководства действовать надлежащим образом в сложившейся ситуации. Если администрация банка после ознакомления с результатами инспекционной проверки может продемонстрировать готовность и способность преодолеть трудности, обозначив задачи и определив способы и сроки их решения, то надзорные подразделения территориального учреждения Банка России только оценивают предложенные банком корректирующие меры и наблюдают за их реализацией. Если же руководство банка оказывается не в состоянии действовать самостоятельно, то контролирующие органы ЦБ РФ могут либо настоятельно рекомендовать коммерческому банку провести соответствующие мероприятия, либо устанавливают операционные лимиты, либо предлагают руководству банка провести реорганизационную процедуру (слияние, присоединение и т.д.). В качестве рекомендаций может быть предложено заменить руководство банка, увеличить капитал, привлечь новых акционеров и т.д., а операционные лимиты могут представлять собой особые коэффициенты достаточности капитала, предельные размеры ссуд, ограничения на проведения новых сделок.
Основной задачей, которая решается органами регулирования при применении мер воздействия к коммерческим банкам, является приведение их деятельности в соответствии с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим банковским законодательством и нормативными документами ЦБ РФ. Выбор мер воздействия, применяемых к коммерческим банкам, определяется наиболее эффективным решением указанной задачи. Подразделения Банка России применяют к коммерческим банкам меры воздействия двух типов: предупредительные и принудительные. Применяемые меры могут включать как меры воздействия одного типа (предупредительные или принудительные), так и сочетать меры воздействия разных типов. Если действия кредитной организации наносят банковской системе ущерб, то ЦБ РФ имеет право:
1) взыскать с такой организации штраф до 1% оплаченного капитала;
2) потребовать от кредитной организации осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению, в том числе изменения структуры активов;
3) потребовать замены руководства кредитной организации или ее реорганизации;
4) изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев;
5) ввести запрет на определенные виды банковских операций на срок до одного года;
6) запретить открытие филиалов в течение года;
7) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 18 месяцев;
8) отозвать лицензию на осуществление банковских операций.
Для достижения поставленных перед Банком России целей и задач он вправе осуществлять с российскими и иностранными кредитными организациями такие операции:
- предоставлять кредиты на срок не более года под обеспечение ценными бумагами и другими активами;
- покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя, имеющие, как правило, товарное происхождение1, со сроками погашения не более шести месяцев;
- покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;
- покупать и продавать облигации, депозитные сертификаты и иные ценные бумаги со сроками погашения не более 1 года,
- покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями,
- покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и другие виды валютных ценностей
- проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие ценности,
- выдавать гарантии…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главными задачами, стоящими перед всеми центральными банками, является поддержание покупательной способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны. Все центральные банки имеют сходные функции, применяют сопоставимые инструменты регулирования. Это обусловливает постепенное сближение их организованных структур, координацию их деятельности, а в Западной Европе – формирование единой денежно-кредитной и валютной политики стран- участниц ЕС.
Основные функции центральных банков – эмиссия банкнот, проведение денежно-кредитной политики, рефинансирование банков, контроль за деятельностью кредитно-банковских учреждений, организация и контроль за функционированием системы платежей, проведение валютной политики, выполнение функций агента правительства. Реализуя указанные функции, центральные банки добиваются осуществления поставленных перед ними задач.
Анализ изменений, происшедших в последние десятилетия в целях, формах и методах деятельности центральных банков зарубежных стран, позволяет выявить ряд общих тенденций.
Денежно-кредитная политика, первоначально предназначенная на конъюнктурное регулирование, имеющая множество целей и разнообразие инструментов, все больше стала ориентироваться на улучшение финансовой среды: стабильность валютных курсов и цен финансовых активов; контроль за рисками финансовых посредников; создание условий, необходимых для повышения эффективности кредитно-финансовой системы. Добиваясь этих целей, центральные банки изменили методы денежно-кредитной политики: на смену регулирующему воздействию с использованием многообразия инструментов пришло использование нескольких косвенных инструментов «точной настройки» денежного рынка, позволяющих быстро реагировать на конъюнктурные колебания.
Во многих странах был ограничен доступ коммерческих банков к кредитам центрального банка – путем повышения его учетной ставки. Было ослаблено давление резервных требований на банки; в настоящее время изменение норм резервирования как инструмент корректировки ликвидности банков используется довольно редко.
Резко возросла необходимость международного согласования кредитно-денежной и валютной политики, усилилось межгосударственное регулирование банковской деятельности.
В целом главной тенденцией денежно-кредитной политики центральных банков стало приобретение ею большей гибкости.
Банк России имеет двойственную правовую природу. Он одновременно и орган государственного управления специальной компетенции и юридическое лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность.
Главной особенностью правового положения Банка России в настоящее время является то, что осуществление его административных прав и хозяйственной деятельности подчинены решению одной и той же задачи ¾ управлению кредитной системой.
Административные функции можно условно разделить на организаторскую (организация и управление денежным обращением) и функцию защиты гражданского оборота, интересов вкладчиков и других кредиторов коммерческих банков.
В рамках этих двух полномочий Банк России вправе издавать нормативные акты, т.е. нормотворческая функция непосредственно связана с этими полномочиями.
Функция защиты гражданского оборота и укрепления доверия к кредитной системе составляют основу деятельности Банка России. В соответствии с принятым у нас Законом Банк России решает указанную задачу следующим образом: во-первых, проверяет законность и целесообразность создания кредитных учреждений при рассмотрении вопроса о регистрации коммерческих банков и выдаче лицензий на право осуществления банковских операций как в рублях, так и в иностранной валюте; во-вторых, устанавливает кредитным учреждениям экономические нормативы, издает нормативные акты, регулирующие их деятельность; в-третьих, осуществляет непосредственный контроль за законностью их операций. Банк России вправе также применить к банку, допустившему нарушение действующего законодательства, ряд санкций.
Таким образом, выполнение абсолютно всех административных полномочий по управлению кредитной системой российское законодательство возложило только на Центральный банк Российской Федерации, в то время как в международной практике зачастую данные функции разделены между различными институтами. Это объясняется тем, что централизация всей полноты власти у одного института неминуемо приведет к субъективности его действий по отношению к регулированию банковской сферы. В результате данного построения кредитной системы России коммерческие банки и Банк России оказались как бы в вынужденном противостоянии, что, несомненно, не повышает доверия ко всей структуре. Хотя при назначении на должности в ЦБ и используются демократические принципы, но общее положение его в банковской сфере при этом не изменяется, сохраняя монопольный характер.
Поэтому представляются следующие пути совершенствования и дальнейшего повышения эффективности банковской системы России:
1. Сохранение двухуровневой структуры банковской системы Российской Федерации, но осуществить реформирование ее верхнего уровня.
2. Ликвидирование монополизма Центрального банка Российской Федерации по управлению банковской системой России, реорганизовав его путем разделения на три связанных, но самостоятельных органа управления, распределив функции центрального банка между ними так, чтобы их согласованная деятельность исключала вариант диктата одного из органов. То есть при формировании этих органов должен обеспечиваться принцип разделения властей, что позволит исключить субъективизм при принятии решений.
3. Обеспечение большей согласованности действий органов управления банковской системой и Правительства Российской Федерации (Министерства финансов Российской Федерации).
4. Создать самоуправляющуюся, саморегулирующуюся банковскую систему: органы управления банковской системой должны сами. Обеспечивать принятие компетентных решений и сами проводить их в жизнь, однако оставаясь в рамках, установленных законодательством.
5. Контроль высшего законодательного органа государства за деятельностью банковской системы .
Законодательство Российской Федерации в настоящее время достаточно полно отражает те правомочия и функции, которые должен иметь Банк России, однако в свете анализа структуры построения и правомочий ЦБ развитых иностранных государств можно выделить дополнительные мероприятия для продолжения усовершенствования банковской системы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Банковское дело: Учебник / под ред. д-ра эконом. Наук проф. Г.Г.Коробовой. – М.: Юристъ, 2002. – 751с.
2. Банковские услуги предприятиям: Учебное пособие/ под ред. Боровской М.А. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999. 169с.
3. Деньги, кредит, банки. / под ред. О.И.Лаврушиной. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 464с.
4. Деньги, кредит, банки: серия «Учебники, уч.пособия/ под ред. Свиридова О.Ю. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. – 448с.
5. Деньги, кредит, банки. Учебник для ВУЗов/ Жукова Е.Ф., Максимовой Л.М. и др. под ред. ак. РАЕН Жукова Е.Ф. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 600с.
6. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие/ под ред. Титовой Н.Е., Кожаева Ю.П. – М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2003. – 368с.
7. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями и дополнениями от 10.07.2003г.)
8. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / под ред. Сенчагова В.К., Архиповой А.И. – М.: «Проспект», 1999. – 496с.
9. www.cbr.ru
Дата: 2019-12-10, просмотров: 228.