МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Вятская государственная сельскохозяйственная академия
Курсовая работа
«Центральный банк государства и его функции»
Выполнил: Никулина А.А.
Б/у-410
Проверил: Попонина Е.П.
Киров - 2003
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................................................... 3
1. Эволюция ЦБ................................................................................................................................... 4
2. Деятельность ЦБ............................................................................................................................ 11
2.1.Формы организации ЦБ......................................................................................................... 11
Формы организации ЦБ с точки зрения собственности на капитал ЦБ бывают:................. 11
2.2. Правовой статус ЦБ............................................................................................................... 11
2.3.Задачи ЦБ................................................................................................................................. 12
2.4. Функции ЦБ........................................................................................................................... 13
2.5. Операции ЦБ.......................................................................................................................... 14
3. Денежно-кредитная политика ЦБ............................................................................................... 16
3.1. Основные задачи, цели, методы и формы денежно-кредитного регулирования........... 16
3.2. Процентная политика ЦБ РФ............................................................................................... 17
3.3. Политика резервных требований......................................................................................... 18
3.4. Операции на открытом рынке.............................................................................................. 19
3.5. Рефинансирование кредитно-банковских институтов...................................................... 20
3.6. Проведение валютной политики......................................................................................... 24
4. ЦБ РФ............................................................................................................................................. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................................................. 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:............................................................................. 31
ВВЕДЕНИЕ
Ядро любой кредитной системы составляет банковская система. Единым органом, координирующим деятельность кредитных организаций, является Центральный банк. Но прямое воздействие он оказывает лишь на банковские учреждения, а на остальные – только опосредованно.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ (ЭМИССИОННЫЙ) БАНК (ЦБ)- центральное звено денежно-кредитной системы любого государства, головной банк страны, сочетает в себе черты обычного (коммерческого) банковского учреждения и государственного ведомства. ЦБ наделен правом монопольной эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения и валютного курса, хранения золотых и валютных резервов. Важнейшей функцией ЦБ является выработка общей кредитной политики. Его стратегическая задача - создание условий для неифляционного развития экономики. ЦБ в различных странах могут иметь разные названия: государственные, национальные, резервные, эмиссионные. В США функции ЦБ выполняет Федеральная резервная система, состоящая из 12 окружных федеральных резервных банков. Во многих странах ЦБ являются государственными. Но и, не находясь в собственности государства, ЦБ действует в рамках правительственных инструкций.
Активами ЦБ являются:
1) золото, иностранная валюта, СДР, резервная позиция в Международном валютном фонде;
2) купленные центральным банком государственные ценные бумаги (прежде всего казначейские векселя и облигации), которые являются долговыми обязательствами правительства;
3) ссуды, предоставленные центральным банком коммерческим банкам;
4) учтенные векселя и другие статьи.
В большинстве случаев его капитал принадлежит государству: но акционерами могут быть коммерческие банки и другие финансовые учреждения.
Для ЦБ характерен высокий уровень независимости от прочих государственных структур. Большей частью он подотчетен непосредственно парламенту или образованной парламентом специальной комиссии. Руководителя ЦБ назначает глава государства или парламент. Правительству же, как правило, согласно банковскому законодательству развитых стран Запада, предоставляется право подбора кандидатуры на этот высокий пост.
Эволюция ЦБ.
Центральный Банк России
Деятельность ЦБ.
Формы организации ЦБ.
Формы организации ЦБ с точки зрения собственности на капитал ЦБ бывают:
· государственные – капитал которых принадлежит государству (в Германии, Великобритании, Франции, России)
· акционерные (США, Италия);
· смешанные - акционерные общества, часть капитала которых принадлежит государству (Япония, Бельгия).
Некоторые ЦБ были сразу образованы в качестве государственных (к ним относится Немецкий федеральный банк (Дойче Бундесбанк), созданный в 1957 г., как и его предшественник – Рейхсбанк (1875 г.), а также созданный в 1990 г. Центральный банк РФ (Банк России), равно как и созданный в 1860г.); другие создавались как акционерные, а затем национализировались (например, Банк Англии (1694 г.), Банк Франции (1800 г.)). Самым ярким представителем акционерных центральных банков является ФРС США, учрежденная Федеральным резервным актом в 1913 г. капитал федеральных резервных банков образован за счет паевых взносов частных коммерческих банков, вступающих в члены ФРС. Несмотря на акционерную форму организации, ФРС принадлежит к числу важнейших государственных учреждений, руководство которых назначается президентом страны. К смешанным центральным банкам относятся те, в капитале которых вместе с государством участвует частный сектор. Среди центральных банков этой группы, например, Банк Японии, основанный в 1882 г. По Закону 1942 г. только 55 % уставного капитала банка принадлежит государству.
Но независимо от того, принадлежит ли капитал ЦБ государству, исторически между банком и правительством сложились тесные связи, которые особенно усилились на современном этапе. Правительство заинтересовано в надежности ЦБ в силу особой роли последнего в кредитной системе страны, в проведении его экономической политики.
Однако тесные связи ЦБ с государством не означают, что последнее может безгранично влиять на его политику. ЦБ независимо от принадлежности его капитала является юридически самостоятельным: его имущество обособлено от имущества государства, ЦБ распоряжается им как собственник. Степень независимости ЦБ от исполнительной власти в разных странах различна. Большей самостоятельностью пользуются банки, по закону подотчетные парламенту (в США, Германии, Швейцарии, Швеции, Голландии, России), меньшей – подотчетные министерству финансов. Таких банков большинство. Определенная степень независимости ЦБ от правительства является необходимым условием эффективности его деятельности по поддержанию денежно-кредитной и валютной стабильности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства, озабоченного, скажем, приближением очередных выборов. Это особенно важно в плане ограничения возможностей правительства использовать ресурсы ЦБ для покрытия бюджетного дефицита. В 80-90-е годы тенденция независимости ЦБ от правительства усилилась.
В то же время независимость ЦБ носит относительный характер, поскольку экономическая политика правительства не может быть успешной без согласования и тесной увязки ее основных элементов: денежно-кредитной и финансовой политики. Поэтому в долгосрочном плане политика ЦБ прямо определяется приоритетами макроэкономического курса правительства. В конечном счете, любой ЦБ в той или иной степени сочетает черты и банка и государственного органа.
Правовой статус ЦБ.
Центральные банки являются юридическими лицами, имеющими особый статус, отличительный признак которого - обособленность имущества банка от имущества государства. Хотя формально это имущество находится, как правило, в государственной собственности, центральный банк наделен правом распоряжаться им как собственник. Этим центральный банк отличается от государственного банка, имущество которого контролируется государством.
Правовой статус центральных банков развитых стран закреплен в правовых актах: законах о центральных банках и их уставах, законах о банковской и кредитной деятельности, в валютном законодательстве. Как правило, основным правовым актом, регулирующим деятельность центрального банка, является Закон о центральном банке, в котором определяются его организационно правовой статус, функции, процедура назначения высшего руководящего состава, взаимоотношения с государством и национальной банковской системой. Данный закон устанавливает полномочия центрального банка как эмиссионного института страны.
Правовой статус ЦБ РФ:
Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус ЦБ РФ, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются также Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.
Задачи ЦБ.
Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому их деятельность связана с укреплением денежного обращения, защитой и обеспечением устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам; развитием и укреплением банковской системы страны; обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.
Традиционно перед центральным банком ставиться пять основных задач. Центральный банк призван быть:
· Эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;
· Банком банков, т.е. совершать операции преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции), осуществлять надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе;
· Банкиром правительства – поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги; предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золотовалютные резервы;
· Главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов, основанных на зачете взаимных требований и обязательств (клирингов);
· Органом регулирования экономики денежно-кредитными методами.
Главной же задачей центрального банка является сохранение стабильной покупательной способности национальной денежной единицы и обеспечение бесперебойности денежных платежей и расчетов в стране. Так, Немецкий федеральный банк обязан в соответствии с законом «обеспечивать стабильность национальной валюты»; главная цель Банка Франции – сохранять «стабильность цен». В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Для этого ЦБ РФ наделяется функциями и полномочиями высшего органа государства по разработке и осуществлению денежно – кредитной политики.
Функции ЦБ.
В современных условиях ЦБ выполняет следующие основные функции:
- монопольная эмиссия банкнот;
- «банк банков»;
- банк правительства;
- регулирование денежно-кредитной системы;
- главный расчетный центр страны.
Функции центрального банка зачастую переплетаются, из одной вытекает другая, если этого требует достижение поставленной цели или решения какой-либо определенной задачи.
Банк банков».
Особая роль ЦБ в кредитной системе состоит также в том, что главной его клиентурой являются не торгово-промышленные предприятия и население, а кредитные учреждения, в основном коммерческие банки. Для обеспечения своей ликвидности коммерческие банки хранят в центральном банке часть своих денежных средств в виде кассовых резервов на текущем счете. Причем эти резервы после Великой депрессии 30-х гг. стали обязательными, т.е. ЦБ в административном порядке устанавливает минимальное соотношение резервов с обязательствами банков по депозитам.
В периоды напряженного положения на денежном рынке ЦБ осуществляют кредитование коммерческих банков в виде переучета векселей, а также перезалога их ценных бумаг.
В последнее время взаимоотношения ЦБ с кредитной системой в промышленно развитых странах претерпели значительные изменения, что связано, прежде всего, с проведением мероприятий по либерализации рынка капиталов. Взаимоотношения ЦБ с кредитными учреждениями определяются следующим: во-первых, ЦБ является для них кредитором в последней инстанции; во-вторых, он осуществляет контроль или надзор над банками и, в-третьих, следует отметить его особую роль как регулирующего, контролирующего, исследовательского и информационного центра кредитной системы страны.
Банк правительства.
ЦБ осуществляет операции по размещению и погашению государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведению текущих счетов правительства, надзору за хранением, выпуском и изъятием из обращения монет и казначейских билетов, а также переводу валютных средств при осуществлении расчетов правительства с другими странами.
Важная роль ЦБ в решении таких проблем, как предоставление кредитов на покрытие государственных расходов и дефицита государственного бюджета, соответствует его функции кредитора государства. Основная форма государственных заимствований, используемых на цели финансирования государственных расходов и государственного бюджета - государственные займы.
Государственные займы используются для покрытия бюджетных дефицитов государства посредством аккумуляции временно свободных денежных средств физических и юридических лиц, предоставляются на определенный срок на условиях выплаты дохода и оформляются удостоверяющими долговыми обязательствами в бумажной или безбумажной форме.
Кассовое исполнение бюджета означает прием, хранение и выдачу государственных бюджетных средств, ведение учета и отчетности. В основу кассового исполнения бюджета положен принцип единства кассы, т.е. все мобилизованные государственные доходы направляются на единый счет министерства финансов в ЦБ, с которого черпаются средства для осуществления государственных расходов, таким образом, ЦБ выступает кассиром правительства.
Операции ЦБ.
Перечисленные выше функции центрального банка проявляются в его операциях, которые делятся на пассивные – операции по созданию ресурсов банка и активные – операции по их размещению.
Пассивные операции:
1. Эмиссия банкнот – является главным источником ресурсов (от 54 до 85% всех пассивов). На современном этапе выпуск банкнот полностью фидуциарный, т.е. не обеспечен золотом. Золотое обеспечение банкнот отменено, хотя в некоторых странах формально продолжают действовать законы, ограничивающие пределы фидуциарной эмиссии. Повсеместно отменено официальное золотое содержание денежных единиц.
Современный механизм эмиссии банкнот основан на кредитовании коммерческих банков, государства и увеличении золотовалютных резервов. Механизм эмиссии предопределяет характер кредитного обеспечения банкнот. Эмиссия банкнот при кредитовании банков обеспечена векселями и другими банковскими обязательствами; при кредитовании государства – государственными долговременными обязательствами, а при покупке золота и иностранной валюты – соответственно золотом и иностранной валютой. Иначе говоря, обеспечением банкнотной эмиссии служат активы ЦБ. В этом, в частности, проявляется взаимосвязь пассивных и активных операций банка. Размеры пассивной операции ЦБ «эмиссия банкнот» зависят от его активных операций: ссуд банкам, казначейству (министерству финансов), покупки иностранной валюты и золота.
2. Прием средств коммерческих банков.
Коммерческие банки и казначейства могут помещать часть своих пассивов на счетах открытых в ЦБ, в этом случае происходит не банкнотная, а депозитная эмиссия ЦБ. Источником ресурсов центрального банка служат вклады коммерческих банков и их обязательные резервы, зачисляемые на специальные счета, а также вклады казначейства (средства госбюджета). Обычно не более 4% пассива приходится на долю собственного капитала банка.
Активным операции ЦБ: учетно-ссудные операции; банковские инвестиции; а также операции с золотом и иностранной валютой.
Учетно-ссудные операции представлены двумя видами:
а) ссудные операции – к ним относят ссуды коммерческим банкам и государству под залог коммерческих векселей, казначейских векселей, государственных облигаций и других ценных бумаг;
б) учетные операции – покупка ЦБ векселей у государства и банков. Покупка векселей у коммерческих банков называется переучетом, так как при этом происходит вторичный учет, вторичная покупка векселей, которые коммерческие банки купили у своих клиентов. Разница между суммой, которую центральный банк платит коммерческому банку при покупке векселя, и суммой, которая будет получена с должника по векселю при наступлении срока его погашения, образует доход банка.
Ставка, по которой центральный банк предоставляет ссуды коммерческим банкам и переучитывает их векселя, называется официальной учетной ставкой, или учетной ставкой центрального банка.
Банковские инвестиции – это покупка банком ценных бумаг. Инвестиции ЦБ состоят из вложений в государственные ценные бумаги. Покупка ЦБ государственных обязательств в большинстве промышленно развитых стран служит главной и даже единственной формой кредитования правительства. Прямое кредитование государства, т.е. предоставление банковской ссуды, в этих странах практически отсутствует (например, в США, Канаде, Японии, Великобритании, Швейцарии, Швеции) или ограничено законом (в ФРГ, Франции, Нидерландах). В портфеле ЦБ находится лишь незначительная часть государственных ценных бумаг, основная их масса перепродается банком на рынке ценных бумаг. Соответственно основными кредиторами государства выступают не центральные, а коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, компании, население. Важной, а нередко главной целью покупки центральным банком государственных ценных бумаг является регулирование ликвидности банковской системы и управление государственным долгом в ходе проведения денежно-кредитной политики. Государственный долг России почти целиком образовался в результате прямого кредитования государства центральным банком. Однако Законом о ЦБ РФ (Банке России) предусмотрено, что последний может предоставлять кредит министерству финансов лишь путем покупки у него ценных бумаг.
Процентная политика ЦБ РФ.
Практически во всех странах мира коммерческие банки прибегают к кредитным средствам центральных банков, которые предоставляются под определенные проценты. Дисконтная, или учетная, ставка, применяемая центральными банками в операциях с коммерческими банками по учету краткосрочных государственных облигаций и переучету коммерческих векселей и других отвечающих требованиям центрального банка видов ценных бумаг, называется официальной учетной ставкой. Иными словами, официальная учетная ставка – это плата, взимаемая центральным банком при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним.
Официальная учетная ставка является ориентиром для рыночных ставок по кредитам. Устанавливая официальную учетную ставку, центральный банк определяет стоимость привлечения кредитных ресурсов коммерческими банками. Чем выше уровень официальной учетной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования центрального банка. Отсюда следует, что политика изменения учетной ставки представляет собой вариант регулирования качественного параметра денежного рынка – стоимости банковских кредитов.
Посредством манипуляций с официальной учетной ставкой центральные банки воздействуют на состояние не только денежного, но и финансового рынка. Так, рост официальной учетной ставки влечет за собой повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что, в свою очередь, обусловливает уменьшение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложения. Спрос на ценные бумаги падает как со стороны небанковских учреждений, поскольку более привлекательными становятся депозиты, так и со стороны небанковских кредитных институтов, поскольку при дорогих кредитах более выгодным становится прямое финансирование. Предложение ценных бумаг, в свою очередь, возрастает. Таким образом, повышение официальной ставки влечет за собой снижение рыночной стоимости ценных бумаг. Понижение официальной учетной ставки, напротив, удешевляет кредиты и депозиты, что приводит к противоположным процессам: повышается спрос на ценные бумаги, уменьшается их предложение, поднимается рыночная стоимость. Таким образом, учетная политика центрального банка представляет собой механизм непосредственного воздействия на ликвидность кредитных институтов посредством изменений стоимости кредитов рефинансирования, что косвенно оказывает влияние на экономику страны в целом. Изменение официальных ставок играет роль сигнала для всего рынка ссудных капиталов: повышение ставок означает начало политики кредитной рестрикции, снижение – кредитной экспансии
Как правило, в законах о центральном банке предусмотрена лишь сама возможность установления нижних и верхних границ официальной учетной ставки и не указаны конкретные количественные ограничения. В связи с этим центральный банк полностью автономен в своих действиях и может исходить из сложившейся на данный момент обстановки в экономике и денежно-кредитной сфере. Как следует из практики центральных банков зарубежных стран, официальная учетная ставка может колебаться в пределах – от 5 до 15%. В таблице 1 приведены процентные ставки ЦБ России за первые 3 квартала 2003 года.
Таблица 1 - Процентные ставки в 2003 году ЦБ РФ.
январь | февраль | март | апрель | Май | июнь | июль | август | сентябрь | |
Межбанковская ставка | 7,3 | 2,5 | 2,8 | 2 | 1,3 | 1,4 | 4,1 | 3,9 | 9,9 |
Доходность ГКО | 10,3 | 6,9 | 5,9 | 5,1 | 5,1 | 3,8 | 3,9 | 3,8 | 5,3 |
Доходность ОБР | --- | --- | --- | --- | --- | --- | --- | --- | --- |
Депозитная ставка | 4,4 | 4,6 | 4,3 | 4,6 | 4,7 | 4,6 | 5 | 4,4 | 4 |
Депозитная ставка, кроме депозитов "до востребования" | 12,1 | 11,9 | 11,2 | 10,9 | 10,8 | 11 | 11,1 | 10,6 | 9,8 |
Ставка по кредитам | 14,5 | 14,1 | 13,3 | 15,7 | 12,5 | 11,8 | 11,9 | 11,8 | 13,2 |
Где:
Межбанковская ставка - средневзвешенная ставка по 1-дневным межбанковским кредитам на московском рынке в рублях.
Доходность ГКО - средневзвешенная по объемам и срокам в обращении доходность ГКО со сроком погашения не более 90 дней.
Доходность ОБР - средневзвешенная по объемам и срокам в обращении доходность.
Депозитная ставка - средневзвешенная ставка по рублевым депозитам физических лиц в кредитных организациях (включая Сбербанк России) сроком до 1 года.
Ставка по кредитам - средневзвешенная ставка по рублевым кредитам юридическим лицам в кредитных организациях (включая Сбербанк России), сроком до 1 года.
Изменение процентной ставки центрального банка особенно активно используется в условиях нарушения равновесия платежного баланса и обострения валютных кризисов.
3.3. Политика резервных требований.
Это механизм регулирования общей ликвидности банковской системы.
Одним из наиболее активно применяемых центральным банком инструментов денежно-кредитного регулирования являются резервные требования в отношении обязательств коммерческих банков.
Минимальные резервы – это обязательная норма вкладов коммерческих банков в центральном банке. Посредством изменения нормы минимальных резервных требований центральные банки поддерживают объем денежной массы в заданных параметрах и регулируют уровень ликвидности коммерческих банков. Повышение норм обязательных банковских резервов (политика кредитной рестрикции) означает, что большая часть банковских средств «заморожена» на счетах ЦБ и не может использоваться коммерческими банками для выдачи кредитов. В результате сокращаются банковские ссуды и денежная масса в обращении, повышается курс национальной валюты, а также проценты по ссудам. Снижение норм банковских резервов (политика кредитной экспансии) увеличивает возможности расширения банковских кредитов и денежной массы, что ведет к снижению курса национальной валюты и уровня рыночного процента.
Норма минимальных резервных требований устанавливается в законодательном порядке.
Механизм применения резервных требований предусматривает размещение в центральном банке депозитов коммерческих банков на уровне, устанавливаемом как средний за определенный период. Как правило, расчетный период составляет один месяц – подобная схема используется в Японии, Франции и других странах; в США расчетный период равняется двухнедельному сроку, в Канаде он составляет два полумесячных периода.
Большое значение в практике применения резервных требований имеет возможность зачета или переноса избытка или дефицита обязательных резервов с текущего периода на следующий, что повышает гибкость регулирующих мер – этот механизм используется в США и Франции. Существуют также возможности варьирования расчетного периода и периода хранения. Как правило, нормы резервных требований определяются на основании предыдущего расчетного периода и периода хранения. Как правило, нормы резервных требований определяются на основании предыдущего расчетного периода, поэтому чем больше временной интервал между расчетным периодом и периодом хранения, тем меньше связь реальной величины резервов с состоянием в данный момент денежно-кредитной сферы, а следовательно, ниже эффективность регулирующих мер, особенно в краткосрочном плане. Вместе с тем временной разрыв расчетного периода и периода хранения имеет большое значение для коммерческих банков: если он составляет один месяц, то коммерческие банки имеют достаточно времени для использования резервных активов, и их ликвидность возрастает; более короткие периоды – до одного дня – способствуют установлению жесткого контроля центрального банка над денежной массой. Как правило, интервал между расчетным периодом и периодом хранения не превышает двух недель.
Политика установления минимальных резервных требований в качестве эффективного инструмента денежно-кредитного регулирования в последние годы заметно утратила свое значение. Все большую роль начинает играть такой инструмент денежно-кредитного регулирования, как операции на открытом рынке.
Операции на открытом рынке.
Операции на открытом рынке представляют собой операции центрального банка по купле-продаже ценных бумаг.
Операции на открытом рынке – наиболее действенный и гибкий рыночный инструмент денежно-кредитной политики центрального банка, обеспечивающий эффективное воздействие на денежный рынок и банковский кредит, а следовательно и на экономику.
Во-первых, эти операции влияют на деятельность коммерческих банков через объем их ресурсов. Если ЦБ продает ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки их покупают (политики кредитной рестрикции), то остатки средств на корреспондентских счетах, открытых этими банками в ЦБ, уменьшают на сумму купленных бумаг. Соответственно уменьшаются их возможности по предоставлению ссуд своим клиентам. Это приводит к сокращению денежной массы в обращении, повышению курса национальной валюты и процентных ставок. При покупке ценных бумаг у коммерческих банков (политика кредитной экспансии) ЦБ зачисляет соответствующие суммы на их корсчета, что расширяет возможности банков по выдаче ссуд, увеличивает объем денежной массы, снижает курс национальной валюты и банковские ставки.
Во-вторых, операции на открытом рынке могут использоваться для регулирования процентных ставок и курса (цены) государственных ценных бумаг. Для регулирования краткосрочных процентных ставок традиционно применяются операции ЦБ с векселями (казначейскими и коммерческими) краткосрочными государственными облигациями. Покупка – продажа краткосрочных бумаг ведет к изменению спроса и предложения, а значит курса и доходности этих бумаг, что оказывает воздействие на краткосрочные ставки на денежном рынке и уровень курса национальной валюты.
Традиционным средством регулирования долгосрочных процентных ставок служит операции ЦБ с долгосрочными государственными обязательствами. Покупка таких обязательств ЦБ вызывает повышение их рыночного курса (в результате расширения спроса на них).
Операции центрального банка на открытом рынке предполагают использование различных технических процедур. Они различаются в зависимости: от условий сделок (прямая купля-продажа или купля продажа на срок с обязательством обратного выкупа по заранее установленному курсу); объектов сделок (операции с государственными или частными ценными бумагами); срочности сделок (краткосрочные – до 3 месяцев – и долгосрочные – от 1 года и более – операции с ценными бумагами); сферы проведения операций (только банковский сектор или в совокупности с небанковским сектором рынка ценных бумаг); способа установления процентных ставок (центральным банком или рынком); источника инициативы в проведении операции (центральный банк или участники денежного рынка).
При сравнительно небольших масштабах операции на открытом рынке оказывают в основном качественное, а не количественное воздействие на ликвидность банковской системы и состояние денежного обращения. По мере расширения объема операций на открытом рынке появляется возможность эффективно воздействовать и на количественные параметры денежного рынка. В результате операции на открытом рынке превращаются в действенное средство регулирования состояния денежного обращения и экономики в целом.
ЦБ РФ.
Центральный банк России (ЦБР) является главным банком страны и выполняет функции банка банков. Все основные полномочия, статус и особенности деятельности Центрального банка России определяются: 1) Конституцией Российской Федерации; 2) Законом о Центральном банке России; 3) федеральными законами, действующими в стране и имеющими отношение к финансовой деятельности.
Деятельность Центрального Банка РФ (ЦБР) регулируется Федеральным законом “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, который был принят Государственной Думой 02 декабря 1990 г. В законе зафиксировано, что имущество Банка находится в собственности государства, и в своей деятельности он подотчетен законодательным и исполнительным органам государственной власти. Уставный капитал Центрального банка России - 3 млрд. руб. За счёт своей прибыли ЦБР формирует резервы и другие фонды различного назначения, порядок формирования определяет совет директоров.
Наряду с этим Банк представляет собой юридическое лицо, самостоятельно выполняет свои функции и в текущей деятельности не зависим от органов государственного управления экономикой.
Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Структура управления ЦБР образована по вертикальному принципу. Во главе находится Центральный банк России г. Москвы. Территориальные управления ЦБР не являются юридическими лицами и поэтому не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, выдавать гарантии, поручительства и т.д. без разрешения совета директоров головного банка. Расчетно-кассовые центры - это отделения ЦБР на местах, занимающиеся обслуживанием корреспондентских счетов коммерческих банков.
Органы управления банком:
1. Национальный банковский Совет (состоит 12 человек). Функции: утверждение годововго отчета ЦБ, рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы, утверждение общего объема доходовна содержание служащих ЦБ, назначение главного аудитора и рассмотрение его доклада, рассмотрение проекта основных направлений денежно-кредитной политики.
2. Совет директоров - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России. Основные функции: утверждение годового отчёта о результатах деятельности ЦБР и представление его в Государственной Думе;· взаимодействие с правительством в разработке и обеспечении основных направлений в области единой кредитно-денежной политики;· утверждение и рассмотрение сметы расходов по ЦБР;· принятие решений: а) о величине резервных требований; б) об установлении общих нормативов для кредитных учреждений; в) об изменении учетной процентной ставки ЦБР; г) об определении лимитов на открытом рынке; д) об участии в деятельности международных организаций; е) о выпуске и изъятии банкнот и монет из обращения; ж) о контроле над объемом денежной массы; з) о формировании резервов внутри самих кредитных учреждений.
Основными целями деятельности Банка России являются:
- защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
Основными задачами ЦБР являются регулирование денежного обращения, проведение единой денежно - кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.
Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
Банк России выполняет следующие функции:
1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
4) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;
5) устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
6) осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
7) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
8) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
9) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России;
10) осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;
11) организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;
12) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
13) в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные;
Для реализации возложенных на него функций ЦБР участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации.
Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Вятская государственная сельскохозяйственная академия
Курсовая работа
«Центральный банк государства и его функции»
Выполнил: Никулина А.А.
Б/у-410
Проверил: Попонина Е.П.
Киров - 2003
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................................................... 3
1. Эволюция ЦБ................................................................................................................................... 4
2. Деятельность ЦБ............................................................................................................................ 11
2.1.Формы организации ЦБ......................................................................................................... 11
Формы организации ЦБ с точки зрения собственности на капитал ЦБ бывают:................. 11
2.2. Правовой статус ЦБ............................................................................................................... 11
2.3.Задачи ЦБ................................................................................................................................. 12
2.4. Функции ЦБ........................................................................................................................... 13
2.5. Операции ЦБ.......................................................................................................................... 14
3. Денежно-кредитная политика ЦБ............................................................................................... 16
3.1. Основные задачи, цели, методы и формы денежно-кредитного регулирования........... 16
3.2. Процентная политика ЦБ РФ............................................................................................... 17
3.3. Политика резервных требований......................................................................................... 18
3.4. Операции на открытом рынке.............................................................................................. 19
3.5. Рефинансирование кредитно-банковских институтов...................................................... 20
3.6. Проведение валютной политики......................................................................................... 24
4. ЦБ РФ............................................................................................................................................. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................................................. 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:............................................................................. 31
ВВЕДЕНИЕ
Ядро любой кредитной системы составляет банковская система. Единым органом, координирующим деятельность кредитных организаций, является Центральный банк. Но прямое воздействие он оказывает лишь на банковские учреждения, а на остальные – только опосредованно.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ (ЭМИССИОННЫЙ) БАНК (ЦБ)- центральное звено денежно-кредитной системы любого государства, головной банк страны, сочетает в себе черты обычного (коммерческого) банковского учреждения и государственного ведомства. ЦБ наделен правом монопольной эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения и валютного курса, хранения золотых и валютных резервов. Важнейшей функцией ЦБ является выработка общей кредитной политики. Его стратегическая задача - создание условий для неифляционного развития экономики. ЦБ в различных странах могут иметь разные названия: государственные, национальные, резервные, эмиссионные. В США функции ЦБ выполняет Федеральная резервная система, состоящая из 12 окружных федеральных резервных банков. Во многих странах ЦБ являются государственными. Но и, не находясь в собственности государства, ЦБ действует в рамках правительственных инструкций.
Активами ЦБ являются:
1) золото, иностранная валюта, СДР, резервная позиция в Международном валютном фонде;
2) купленные центральным банком государственные ценные бумаги (прежде всего казначейские векселя и облигации), которые являются долговыми обязательствами правительства;
3) ссуды, предоставленные центральным банком коммерческим банкам;
4) учтенные векселя и другие статьи.
В большинстве случаев его капитал принадлежит государству: но акционерами могут быть коммерческие банки и другие финансовые учреждения.
Для ЦБ характерен высокий уровень независимости от прочих государственных структур. Большей частью он подотчетен непосредственно парламенту или образованной парламентом специальной комиссии. Руководителя ЦБ назначает глава государства или парламент. Правительству же, как правило, согласно банковскому законодательству развитых стран Запада, предоставляется право подбора кандидатуры на этот высокий пост.
Эволюция ЦБ.
История развития ЦБ других государств.
Банк Англии - самый старый центральный банк мира. Данный институт появился в конце семнадцатого века в Англии, в результате так называемой сделки между почти обанкротившимся правительством и группой финансистов. Банковская система Англии 1690-х годов состояла из кредиторов-банкиров, которые предоставляли кредиты из заемных средств, и ювелиров, которые принимали золото на депозиты и затем предоставляли ссуду.
Банк Англии, как и центральные банки других стран, в настоящее время находится в центре финансовых и экономических перемен, требующих от них новых усилий к меняющимся условиям. Это вызывает необходимость внесения принципиальных изменений в их функции, организацию и технологию, а также радикально нового подхода к межбанковской кооперации и международному сотрудничеству.
Многочисленные функции, которые выполняет банк Англии можно разделить на две группы:
1. прямые профессиональные обязанности, вытекающие из банковского статуса (депозитно-ссудные, расчетные и эмиссионные операции);
2. контрольные функции, с помощью которых государство осуществляет вмешательство в денежно-кредитную систему, пытаясь воздействовать на ход экономических процессов.
В этой своей роли Банк Англии выступает, опираясь главным образом на традиции, а не на правовые нормы. Существует множество функций Банка Англии, но все они призваны к достижению трех главных целей:
1 Поддержка стоимости национальной валюты, главным образом с помощью операций на рынке, согласованных с правительством, - другими словами, осуществление денежной политики;
2 Обеспечение стабильности финансовой системы через прямой контроль над банками и участниками финансовых рынков Сити и обеспечение устойчивой и эффективной системы платежей;
3 Обеспечение и повышение эффективности и конкурентоспособности финансовой системы внутри страны и укрепление позиций Лондонского Сити в качестве ведущего международного финансового центра.
Функции Банка Англии: Банк Англии служит банком для коммерческих банков, для других центральных банков, банком для правительства.
Банк Англии обладает формальной независимостью от правительства, хотя работает под руководством Министерства Финансов. Срок полномочий управляющего Банка Англии не зависит от смены правительства.
Федеральная Резервная Система США. Была образована в 1913 г. в соответствии с законом о создании ФРС. По принципам организации и управления ФРС США существенно отличается от центральных банков других развитых стран. Она состоит из 12 федеральных резервных банков, во главе которых находится Совет управляющих, а также из частных коммерческих банков – членов ФРС.
Правовой статус ФРС своеобразен: федеральные резервные банки юридически не являются государственными институтами, хотя и тесно связаны с правительством, министерством финансов, системой государственных учреждений. Согласно уставу их капитал образуется из взносов частных коммерческих банков – членов ФРС.
Состав руководящих органов, функции, принципы и критерии проводимой политики ФРС позволяют причислить ее к важнейшим правительственным учреждениям США.
В законе о создании ФРС был предусмотрен принцип ее независимости в рамках системы государственного управления. Этот принцип нашел отражение в ряде законодательных положений, определяющих организационные и функциональные особенности ФРС:
Вся деятельность ФРС финансируется из ее собственных внутренних источников и не подлежит какой-либо регламентации со стороны законодательной или исполнительной власти. Примерно 80% доходов, полученных ФРС в процессе ее деятельности, передается в казну.
Структура ФРС:
- Совет управляющих ФРС: главная функция – разработка денежно-кредитной политики. Кроме того, Совет обладает широкими надзорными и регулирующими функциями. Он также контролирует выполнение федеральных законов, регулирующих деятельность в сфере потребительского кредита. С 1978 года совет управляющих получил полномочия устанавливать резервные требования и верхние пределы процентных ставок для филиалов и отделений иностранных банков, функционирующих в США, решать вопросы о предоставлении им кредитов федеральных резервных банков и других видов услуг и контролировать их банковские операции, осуществляемые на территории США.
- Федеральный комитет по операциям на открытом рынке;
- Федеральный консультативный совет: состоит из 12 человек. Формально члены Совета назначаются федеральными резервными банками сроком на 1 год, но, как правило, регулярно переизбираются на очередной срок. Совет обладает лишь консультативными функциями.
- 12 федеральных резервных банков; осуществляют операции ФРС. Эти банки и их 25 отделений расположены в крупных городах страны. Территория США разделена в соответствии с Законом о создании ФРС на 12 федеральных резервных округов, границы которых не совпадают с границами штатов. Федеральные резервные банки осуществляют эмиссию банкнот и другие функции центрального банка в рамках определенного округа. Каждый резервный банк возглавляют президент и первый вице-президент, который назначаются советами директоров соответствующих резервных банков и утверждаются Советом управляющих ФРС. Федеральные резервные банки выполняют следующие функции: осуществляют безналичные расчеты по чекам (клиринг чеков); выпускают новые банкноты и изымают из обращения изношенные денежные знаки; оценивают возможности слияний кредитных учреждений; предоставляют учетные кредиты банкам в рамках резервных округов; осуществляют связи между бизнесменами и ФРС; и др.
Банки – члены Федеральной резервной системы составляют ее основание. Из общего их числа (около 6000 частных коммерческих банков) примерно 4900 являются национальными банками, остальные – банками штатов. Национальные банки функционируют в пределах федеральных районов (округов), и регулирование их деятельности находится в компетенции федеральных властей. Банки штатов функционируют на основе законов штатов, и надзор за их деятельностью осуществляют власти штатов (при определенном федеральном участии). В соответствии с Законом о создании ФРС все национальные банки должны быть членами ФРС.
Банки – члены ФРС обязаны держать свои резервы либо в наличной форме, либо в форме депозитов в федеральном резервном банке своего округа. Важным преимуществом членства в ФРС является возможность стать клиентом федерального резервного банка, то есть банка своего округа, и пользоваться всеми его услугами. Если размеры кредитов, получаемых в частном банке, ограничиваются объемом его ресурсов, то при обращении банка – члена ФРС в федеральный резервный банк такое ограничение фактически отсутствует, поскольку федеральный резервный банк может пользоваться финансовыми ресурсами всей ФРС.
Таким образом, и в организационном, и в функциональном плане ФРС сочетает элементы централизма и определенной самостоятельности на местах при заметном преобладании первого.
Немецкий федеральный банк использует более высокую по сравнению с ФРС США степень централизации. Становление системы центрального банка Германии после второй мировой войны на первых порах отражало политическое положение страны. В результате чего процесс формирования центрального банка произошел стихийно. В 1946-1947 гг. в американской и французской оккупационных зонах появились первые центральные банки земель, основанные на принципах функционирования ФРС. В 1948 г. были учреждены 4 центральных банка земель в британской зоне. Такие структуры, однако, не способствовали решению экономических проблем Германии: инфляция достигла больших масштабов, что привело к натуральному обмену, падению капиталовложений, росту безработицы. Без создания нормально функционирующего центрального банка стало невозможным оздоровление денежного обращения и экономики, поэтому в марте 1948 г. в соответствии с законом западных оккупационных властей был образован Банк немецких земель. Банк немецких земель осуществлял операции исключительно с коммерческими банками и государственными организациями. Поддерживать деловые отношения с частными нефинансовыми учреждениями и физическими лицами ему было запрещено. Вначале Банк немецких земель был лишен права эмиссии, – позднее оно было предоставлено ему специальным законом.
Фактически двухступенчатая система центрального банка (Банк немецких земель и центральные банки земель) была переходной формой организационной структуры центрального банка Германии. В ст. 88 Конституции ФРГ, вступившей в действие в 1949 г., предусматривалась необходимость создания единого центрального банка, деятельность которого регулировалась бы нормами западногерманского законодательства, а не оккупационных властей. Полностью реализовать эту статью Конституции удалось только в 1957 г., после принятия закона о Немецком федеральном банке (Бундесбанке). В результате двухступенчатая система центрального банка была упразднена путем слияния центральных банков земель с Банком немецких земель. Центральные банки земель утратили юридическую самостоятельность и были преобразованы в головные конторы Бундесбанка в землях.
Деятельность Бундесбанка регулируется публичным правом. Его уставный капитал принадлежит федеральному правительству Германии, которому перечисляется получаемая Банком прибыль.
Сложившаяся система Бундесбанка весьма эффективна не только в отношении денежно-кредитного регулирования, но и в плане организационной структуры банка. Руководящими органами Банка являются:
- Совет центральных банков (расположенный в Бонне); является высшим органом Бундесбанка; в его состав входят президент Бундесбанка (председатель Совета), вице-президент (заместитель председателя Совета), члены Совета директоров и президенты ландсцентральбанков.
- Совет директоров (расположенный во Франкфурте-на-Майне); в его состав входят президент Бундесбанка, вице-президент и другие члены (до 6 человек). Председателем Совета директоров, как и Совета центральных банков, является президент Бундесбанка.
- Правление центральных банков земель, являющихся территориальными подразделениями Бундесбанка.
С 1 ноября 1992 г. в соответствии с изменениями внесенными в Закон о Бундесбанке от 1992 г., организационная структура Немецкого федерального банка была изменена. Количество центральных банков земель было уменьшено с 11 (по количеству федеральных земель) до 9. Закон о Бундесбанке позволяет ландсцентральбанкам осуществлять операции с местными органами власти, а также с кредитными учреждениями их регионов.
Руководство ландсцентральбанками осуществляется правлением, в состав которого входят президент, а в более крупных центральных банках земель – и один член правления. Вице-президенты и члены правления ландсцентральбанков назначаются на должности президентом Бундесбанка по предложению Совета центральных банков. Однако в этом Совете, в заседаниях которого они могут принимать, они не имеют права голоса.
При ландсцентральбанках созданы также советы, состоящие из представителей банковской системы страны. Советы выполняют функции совещательного органа.
Немецкий федеральный банк является единым банком, располагающим разветвленной сетью территориальных филиалов, обладающих определенной самостоятельностью.
Банк Франции был основан в 1800 г. по инициативе Наполеона I и первоначально cуществовал, как частное акционерное общество. Постепенно он начал выполнять эмиссионную функцию центрального банка, а в 1948 г. превратился в единый эмиссионный центр страны. В 1936 году был принят новый Закон об Уставе банка Франции. В соответствии с ним банк Франции разрабатывает и проводит денежную политику в целях обеспечения стабильности цен и выполняет свою миссию в рамках общей экономической политики правительства.
Для современной функциональной структуры банка Франции характерна централизация административной власти в руках управляющего. Управляющий осуществляет руководство банком Франции, определяет общие направления деятельности всех его подразделений. Ему предоставлено право назначать служащих на все должности в банке, за исключением директора филиала банка – его кандидатуру он может лишь предложить, а назначает на эту должность министр экономики и финансов Франции. Функции заместителей управляющего банком четко разграничены: один из них отвечает за вопросы денежной политики, другой – за административные вопросы.
Управляет банком Франции Генеральный совет. Организационная структура банка Франции представлена центральными подразделениями в Париже и разветвленной сетью филиалов расположенных по всей стране. Выполнение банком Франции всех своих функций способствует повышению степени независимости центрального банка.
Банк д'Италия ¾ центральный банк Итальянской республики. Банк д'Италия был образован в 1893 году в результате слияния трех крупных банков: банка Националь Репьо д'Италия, банка Национале Тоскана и банка Тоскана ди Кредито пер ле индустрие э иль коммерчио д'Италия. Первоначально банк д'Италия имел форму частноправовой компании. С момента основания центральный банк Италии является эмиссионным банком; с 1926 года Банк д'Италия является монополистом.. На него были возложены контрольные функции; права и обязанности зафиксированы в многочисленных нормативных актах, принятых в разное время.
Капитал банка составляет 300 млн. лир; он представляет 300 тыс. акций, каждая по 1000 лир; акции должны быть оплачены полностью. Акции в капитале Банка д'Италия являются именными и могут принадлежать лишь:
1) сберегательным кассам;
2) кредитным учреждениям публичного права и национальным банкам;
3) страховым обществам;
4) страховым учреждениям.
Центральный Банк России
Дата: 2019-12-10, просмотров: 235.