Религиозный туризм в буддизме

Буддизм – религиозно-философское учение о духовном пробуждении. Буддизм является старейшей из трех основных мировых религий. Буддийский мир охватывает многие страны Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, а также ряд регионов России. Существует множество буддийских храмов в странах Западной Европы.

По оценкам некоторых ученых, в мире насчитывается более 500 миллионов приверженцев буддизма. Эта цифра не учитывает тех верующих, которые одновременно являются последователями и буддизма, и других конфессий.

В Азии проживает около 320 млн., в Америке примерно 1,5 млн., в Европе - 1,6 млн., в Африке около 38 тыс.

В разных странах буддистов насчитывается: в Японии - 72 млн. человек, в Таиланде - 52 млн., в Мьянме - 37 млн., во Вьетнаме - 35 млн., в Китае - 34 млн., на Шри Ланке - 12 млн., в Корее - 12 млн., в Камбодже - 7 млн., в Индии - 82 млн., в Лаосе - 2,4 млн., в Непале - 1,3 млн., в Малайзии - 3 млн.

 

История возникновения и основы буддизма

Буддизм возник в VI в. до н. э. в северо-восточной части Индии (территория современного штата Бихар), где находились те древние государства (Магадха, Кошала, Вайшали), в которых проповедовал Будда и где буддизм с самого начала своего существования получил значительное распространение.

Будда Гаутама Сиддхарта родился в роде Шакья касты кшатриев в стране Магадха (546—324 до н. э.), в районе Лумбини на юге современного Непала. После жизни в роскоши во дворце своего отца, короля Капилавасту, Сиддхарта случайно столкнулся с жестокой реальностью и сделал вывод, что реальная жизнь связана со страданиями и горем. Он отказался от жизни во дворце и стал вести аскетическую жизнь вместе с лесными отшельниками. Позднее он пришёл к выводу, что аскетизм неправилен и следует находить промежуточный путь между самопотаканием и самоограничением. Во время медитации под деревом Бодхи он принял решение во что бы то ни стало найти Истину, и в возрасте 35 лет достиг Просветления. После этого он стал называться Будда Гаутама, или просто Будда, что означает «пробуждённый». Остальные 45 лет жизни он путешествовал по Центральной Индии в долине Ганга, обучая своих последователей и учеников. В возрасте 80 лет Будда ушел из жизни, его тело было кремировано, останки разделены на 8 частей и помещены в ступы.

В I в.н.э. первоначальный буддизм разделился на две школы: на хинаяну (“малая колесница”) и махаяну (“большая колесница”). Сторонники хинаяны и сторонники махаяны разошлись главным образом в ответе на вопрос: кто из людей имеет возможность после жизни на земле попасть в высший рай, называемый нирваной. Сторонники хинаяны утверждали и утверждают, что только монахи и монахини могут попасть в нирвану. А сторонники махаяны убеждены, что в нирвану могут попасть и рядовые верующие.

В XI-XII вв. буддизм был вытеснен из Индии индуизмом. В настоящее время буддистов на родине буддизма менее одного процента от всего населения. Буддизм переместился из Индии в другие страны Азии. В конце XIV - начале XV вв. в Тибете в результате откола от махаяны возникла третья крупная конфессия в буддизме, которую историки называют ламаизмом (от тибетского “лама” - “высочайший”).

В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранения его источников, об истинных путях к прекращению страдания. Предложен срединный или Восьмеричный Путь достижения Нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью — праджней. Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване.



Паломничество в буддизме

Традиции буддийского паломничества восходят ко времени жизни самого Будды. Будда завещал своим последователям посещать места, где он родился (Лумбини, Непал), получил просветление (Бодхгая, штат Бихар, Индия), прочитал свою первую проповедь (Сарнатх, около г. Варакаси, штат Уттар Прадеш, Индия) и ушел из этого мира (Кушинагара, около г. Горакхпур, штат Уттар Прадеш, Индия).

Паломничество в буддизме заключается в посещении святых мест для получения духовных результатов, поклонения и выражения почтения высшим силам. В каноне сказано, что паломник - это тот, кто отказался от мира, а места паломничества возвышаются лесенками в небо.

В буддизме верующие не совершают массовых посещений святых мест. Однако они нередко отправляются в индивидуальные путешествия, стремясь достичь более глубокого духовного совершенства.

Центрами поклонения стали многочисленные храмы, в которых размещаются статуи Будды в различных позах с разными ритуальными жестами рук, символизирующими разные аспекты его учения.

 

Паломнические центры буддизма в Индии и Непале:

Основные паломнические центры буддизма находятся на территории Индии и Непала. Эти места непосредственно связаны с различными этапами жизненного пути Будды.  

На территории современного городка Лумбини (Непал) в 543 г. до н. э. родился Сиддхартха Гаутама. Рядом находятся руины дворца, где он жил до 29 лет. В Лумбини так же находится более 20 монастырей.  В Бодхгая (штат Бихар, Индия) Будде было ниспослано просветление.  На этом месте расположен буддийский храм Махабодхи Мандир. В Сарнатх (штат Уттар Прадеш, Индия) Будда прочитал свою первую проповедь о четырех благородных истинах. В городе Кушинагара (штат Уттар Прадеш, Индия) Будда покинул свое тело в возрасте 80 лет.

В Раджгар (штат Бихар, Индия)  Будда поведал миру свое учение о пустоте. Здесь расположена пещера, где проходил первый буддийский собор.
Вайшали (штат Бихар, Индия), здесь Будда читал свои проповеди, в том числе учение о природе Будды, и предсказал свой скорый уход из земного мира.

 

Паломнические центры буддизма в Тибете:

Основной паломнический центр Тибета - его столица, город Лхаса. В Лхасе находится дворец Потала, бывшая резиденция далай-ламы. В Лхасе существуют три кольца (круга), по которым буддисты паломники совершают обход святых мест.

Важнейшим паломническим местом в Тибете является священная гора Кайлаш и озеро Манасаровар. Любопытно, что гора Кайлаш является священной горой для представителей четырех религий - буддизма, индуизма, джайнизма и древней тибетской религии бон. Вокруг Кайлаш паломники следуют по внешнему и внутреннему кругу. Принято вступать на внутренний круг, если паломник прошел по внешнему минимум 12 раз. Паломники обходят гору Кайлаш по внешнему кругу примерно за 30 часов. Практикуется и обход горы Кайлаш с простираниями (паломники лежат на горе в акте поклонения), но это занимает одну две недели. На внешнем круге находятся четыре тибетских монастыря, на внутреннем - два.

Второй по величине город Тибета - Шигацзе, находится на трассе Катманду - Лхаса. Здесь туристы посещают монастырь Ташилунгпо, резиденцию панчен ламы.

Паломнические центры буддизма в Японии:

Одним из самых почитаемых мест в Японии является город Нара. Одно время этот город был столицей японского государства. В наше время Нару посещают ежегодно около 3 млн паломников. На территории в 525 га расположены несколько буддийских и синтоистских храмов и кумирен. Наиболее известный - Великий восточный храм - буддийский храм Тодайцзы, в котором находится одна из самых больших статуй Будды в мире и самая большая в Японии (высота 22 м).

Паломнические центры буддизма на Шри-Ланке:

Это, прежде всего, царственный город Канди, в котором на берегу искусственного озера стоит храм Священного зуба Будды, где хранится зуб Будды. Город Анурадхапура привлекает ежегодно тысячи паломников. Здесь расположены восемь святых мест, среди которых саженец дерева Бодхи, под которым, согласно преданию, принц Сиддхартха Гаутама достиг просветления, и Тупа рама - первое религиозное сооружение и ступа, где хранится частица ключицы Будды. В городе Полонарува есть второй храм Священного зуба Будды, храм Лежащего Будды и самый знаменитый Каменный храм, где колоссального размера четыре статуи Будды высечены в гранитной скале. Особое внимание паломников привлекают пещеры и храмы Дамбуллы. Пещерный храм Дамбуллы был преподнесен в дар ордену буддийских монахов королем Шри Ланки в I в. до н. э. В нем находится самая известная 14 метровая статуя лежащего Будды с преданным учеником Анандой у его ног. Она воссоздает момент входа Будды в нирвану. В самой большой пещере расположен храм Великих королей, где представлены 16 стоящих статуй Будды и 40 статуй Будды в медитации.

 

Паломнические центры буддизма в Таиланде:

В Таиланде находятся более 18 тысяч буддийских храмов и монастырей. Из них более 400 - в Городе ангелов - Бангкоке. Самый известный - храм Изумрудного Будды, который располагается на территории королевского дворца. По пути от Бангкока до города Канчанабури находится самый высокий буддийский памятник в мире - Пхре Пахтом Чеди. К северу от Бангкока простираются Центральные равнины. В сердце этого района находится город Аютхайа, который более 400 лет являлся столицей Таиланда, вплоть до его разрушения в 1767 г. Сейчас там можно увидеть лишь руины многочисленных храмов, оставшихся от того, что считалось когда-то самым крупным и могущественным городом Востока.

В Камбодже находится знаменитый храмовый комплекс Ангкор Ват, его площадь составляет 260 кв. км и включает около 200 различных культовых сооружений.

В Индонезии на острове Ява расположен всемирно известный храмовый комплекс Боробудур, что означает «много Будд»). Это крупнейший в мире буддийский монастырь и собрание статуй Будды.

В России с конца 80 х гг. ХХ в. продолжается возрождение буддизма, в первую очередь среди представителей таких народов, как буряты, тувинцы и калмыки. В последние годы в Бурятии восстановлены более 20 дацанов, а также построены новые: Балдан Брайбун, Гусиноозерский, Тамчинский, Мурочинский. В Калмыкии в 1996 г. закончено строительство буддийского комплекса Гедден Шеддуп Чойкорминг. Это крупнейший храм в Европе, в нем находится позолоченная статуя Будды.

 

 




Заключение

В данной работе был рассмотрен один из старейших видов туризма - религиозный туризм, его виды и особенности в разрезе трех основных мировых религий (христианства, ислама и буддизма). Религия влия­ет на формирование самосознания и стереотипов поведения лю­дей. Она выступает элементом общественной системы и во многих случаях - одним из важнейших.

Несомненно, религиозный туризм является одним из перспективных направлений туристской отрасли, его неотъемлемой частью. Ежегодно свыше 200 миллионов людей отправляются в паломнические или религиозно-познавательные туры.

Религиозный туризм играет большую роль в системе междуна­родного и внутреннего туризма отдельных государств мира. Люди отправляются в паломни­ческие и экскурсионные поездки по святым местам и религиоз­ным центрам. Они стремятся принять участие в религиозных цере­мониях, помолиться, совершить жертвоприношения. Не менее сильно желание людей приобщиться к другой культуре, посетить храмы, музеи, монастыри и прочие знаковые места как объекты культурного наследия. 

В России в последние десятилетия происходило бурное возрождение традиций посещения святых мест как паломниками, так и экскурсантами. Появился ряд туристских организаций, которые специализируются именно на религиозном туризме. Они организовывают паломнические и экскурсионные поездки по религиозным местам как по территории России, так и за границу. Некоторые из них работают в плотном контакте с представителями религиозных движений.



Библиографический список

1. Бабкин А.В. Специальные виды туризма. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008 – 252 с.

2. Биржаков М.Б. Введение в туризм. - СПб., 2001.

3. Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес. - Ростов н/Д: Феникс, 2003.

4. Сенин В.С. Организация международного туризма: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2003.

5. Соколова М.В. История туризма. - М.: Академия, 2004.

6. Христов Т.Т. Религиозный туризм. Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2003 – 288с.

7. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ

8. «Википедия» – свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org

Дата: 2019-12-10, просмотров: 25.