Глава 1. Документалистика – направление кинематографии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Кинематограф – это великое произведение человечества. Кино – самый молодой вид искусства. С момента рождения «синематографа» прошло чуть больше века. Кино доступно большинству. Его любят и с удовольствием смотрят. Особое место в этом виде искусства занимает документалистика.

Документальное кино – неотъемлемая часть жизни современного человека. Порою, для ответа на интересующий вопрос, достаточно посмотреть документальный фильм, а не штудировать десятки книг. Документальное кино «обнажает» перед зрителем истину. Здесь нет места фантазии, вымыслу и игре. Жизнь на киноленте такая, какая она на самом деле. "В России синематограф должен запечатлевать исключительно русскую жизнь в самых разнообразных ее проявлениях, причем так, как она есть, - не следует гоняться за выдуманными сюжетами", - так отозвался о роли кинематографа Лев Николаевич Толстой.

У современного зрителя есть уникальная возможность окунуться в прошлое, разобраться в какой-либо проблеме, познакомиться с интересными персонами. Все это благодаря документалистике. Каждый документальный фильм обладает своими уникальными особенностями, придающими фильму яркость и неповторимость.

Актуальность данного исследования в том, что в наш современный век на людей обрушивается огромная масса документальных фильмов. Задача каждого из них - ввести зрителя в курс дела. Правильно ли потребитель воспримет информацию, зависит от грамотного построения материала, формы изложения, звуковых эффектов и других особенностей.

В 2010 году исполняется ровно сто лет со дня смерти Льва Толстого. Фильм «Пассажир поезда №12» один из самых лучших фильмов о последних днях жизни писателя. В год столетия с момента ухода из жизни графа Толстого, фильм вновь приобретет актуальность, а, следовательно, и популярность среди зрителей.

Новизна исследования заключается в том, что впервые подробно рассматриваются особенности киноленты «Пассажир поезда №12».

Цель данной курсовой работы - определить основные особенности документального фильма «Пассажир поезда №12».

Для достижения намеченной цели ставились задачи:

· Дать определение понятию – «документальное кино»;

· Определить особенности документального фильма;

· Проанализировать особенности киноленты «Пассажир поезда №12»;

Объектом исследования является документальный фильм «Пассажир поезда №12», вышедший на экран в 1999 году.

Данная работа состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении - заявлены цель и задачи работы, определены новизна и актуальность исследования. В первой главе, состоящей из двух параграфов, дается краткая историческая справка о документальном кино, а также рассматриваются основные особенности этого вида кинематографа. Во второй главе на примере документального фильма «Пассажир поезда №12», подробно проанализированы особенности данного кино: видеоряд, звуковые эффекты, выразительные средства. В заключении работы дано определение понятию «документальное кино» и выделены особенности исследуемой киноленты.

Данная исследовательская работа может применяться на занятиях по дисциплинам «Документальное кино» и «Основы творческой деятельности журналиста», а также может послужить базой для написания других исследовательских работ.

 



Заключение

 

Фильм «Пассажир поезда №12» продемонстрирован зрителю в 1999 году. В Екатеринбурге на кинофестивале неигрового кино «Россия-99» кинолента Марка Осепьяна и Владимира Македонского завоевывает главный приз.

У этого фильма много особенностей. Во-первых, он целиком построен на архивных съемках, запечатленных вначале прошлого века первыми русскими кинооператорами Александром Дранковым, Жозефом Мейером, Томасом Тапселем, Иваном Фроловым. Во-вторых, авторы применили необычную форму изложения материала. О Льве Толстом рассказывает русский эмигрант, когда-то сопровождавший съемочную группу, работавшую в Ясной Поляне.

Хронометраж фильма составляет 52 минуты. 47 из них – это черно-белые кадры кинохроники. Авторам пришлось приложить немало усилий, что бы восстановить пленку с изображением Льва Толстого. В фильме используется и прием сепии, а также цветные видеокадры.

Моменты, запечатленные в 1908 – 1910 годах, были беззвучны. Звукорежиссер Виктор Луняков проявил смекалку и находчивость, чтобы «оживить», то есть озвучить немые кадры кинопленки.

В фильме использованы различные звуковые эффекты: речь, музыка, шумы. Голос за кадром принадлежит профессиональному актеру Борису Плотникову. Музыка в кинофильме «Пассажир поезда №12» едва ли не основная эмоциональная составляющая. Музыка, используемая фильме, относится к закадровой. Она выполняет в исследуемой киноленте ряд функций: создает настроение, подчеркивает драматургию происходящего на экране, иллюстрирует видеоряд.

Оживить немые кадры кинохроники помогла не только музыка, но и шумы. В «Пассажире поезда №12» звукорежиссером использованы и синхронные, и фоновые виды шумов. При помощи шума создается реальная звуковая атмосфера, звуковой образ, настроение. Шумы выполняют драматургическую функцию, символизируют событие.

Экспрессию и эмоциональность фильму придают выразительные средства. В фильме «Пассажир поезда №12» распространена визуальная (видео) метафора.

Кино «Пассажир поезда №12» - это уникальная возможность заглянуть на сто лет назад, прочувствовать настроение царской России, окунуться в мир великого русского гения и писателя – Льва Николаевича Толстого.

Фильм «Пассажир поезда №12» необычен. Он интригует и завораживает. Недаром в 1999 году кинолента была признана лучшей на одном из самых престижных кинофестивалей России.

 



Список литературы

 

1. Баскаков В.Е. «Фильм – движение эпохи». – М., 1989.

2. Беляев И. «Спектакль без актера». М., 1982

3. Бондаренко Е.А. «Путешествие в мир Кино» – М., 2003.

4. Голдовская М. «Женщина с киноаппаратом». М., 2002

5. Садуль Ж. «Всеобщая история кино». - М., 1958.

6. Клер Р. «Кино вчера, кино сегодня» - М., 1981.

7. Пажитнова Л. «Кадр... и вся жизнь». - М., 1988

8. Соколов «Монтаж: телевидение, кино, видео». – М., 2001

9. Сычев С. В. «Кинодокументалистика 20 века». - М., 2005

10. Теплиц Е. «История киноискусства» 1928-1933. – М., 1971.

11. Фрейлих С. И. «Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского».- М., 1992.

12. Ханжонков А. «Первые годы русской кинематографии».- М., 1937.

13. Эйзенштейн С. Избранные произведения в 6-ти томах // http://www.lib.ru

14. Юренев Р. «Краткая история Киноискусства».- М., 1997.

15. Сайт «Студия экспериментального кино», www. Mydirekt. Ru

16. Сайт «Кинодокумент»,www. Kinodocument

 

 

Введение

 

Кинематограф – это великое произведение человечества. Кино – самый молодой вид искусства. С момента рождения «синематографа» прошло чуть больше века. Кино доступно большинству. Его любят и с удовольствием смотрят. Особое место в этом виде искусства занимает документалистика.

Документальное кино – неотъемлемая часть жизни современного человека. Порою, для ответа на интересующий вопрос, достаточно посмотреть документальный фильм, а не штудировать десятки книг. Документальное кино «обнажает» перед зрителем истину. Здесь нет места фантазии, вымыслу и игре. Жизнь на киноленте такая, какая она на самом деле. "В России синематограф должен запечатлевать исключительно русскую жизнь в самых разнообразных ее проявлениях, причем так, как она есть, - не следует гоняться за выдуманными сюжетами", - так отозвался о роли кинематографа Лев Николаевич Толстой.

У современного зрителя есть уникальная возможность окунуться в прошлое, разобраться в какой-либо проблеме, познакомиться с интересными персонами. Все это благодаря документалистике. Каждый документальный фильм обладает своими уникальными особенностями, придающими фильму яркость и неповторимость.

Актуальность данного исследования в том, что в наш современный век на людей обрушивается огромная масса документальных фильмов. Задача каждого из них - ввести зрителя в курс дела. Правильно ли потребитель воспримет информацию, зависит от грамотного построения материала, формы изложения, звуковых эффектов и других особенностей.

В 2010 году исполняется ровно сто лет со дня смерти Льва Толстого. Фильм «Пассажир поезда №12» один из самых лучших фильмов о последних днях жизни писателя. В год столетия с момента ухода из жизни графа Толстого, фильм вновь приобретет актуальность, а, следовательно, и популярность среди зрителей.

Новизна исследования заключается в том, что впервые подробно рассматриваются особенности киноленты «Пассажир поезда №12».

Цель данной курсовой работы - определить основные особенности документального фильма «Пассажир поезда №12».

Для достижения намеченной цели ставились задачи:

· Дать определение понятию – «документальное кино»;

· Определить особенности документального фильма;

· Проанализировать особенности киноленты «Пассажир поезда №12»;

Объектом исследования является документальный фильм «Пассажир поезда №12», вышедший на экран в 1999 году.

Данная работа состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении - заявлены цель и задачи работы, определены новизна и актуальность исследования. В первой главе, состоящей из двух параграфов, дается краткая историческая справка о документальном кино, а также рассматриваются основные особенности этого вида кинематографа. Во второй главе на примере документального фильма «Пассажир поезда №12», подробно проанализированы особенности данного кино: видеоряд, звуковые эффекты, выразительные средства. В заключении работы дано определение понятию «документальное кино» и выделены особенности исследуемой киноленты.

Данная исследовательская работа может применяться на занятиях по дисциплинам «Документальное кино» и «Основы творческой деятельности журналиста», а также может послужить базой для написания других исследовательских работ.

 



Глава 1. Документалистика – направление кинематографии

«Документальное кино — это вид кинематографа. Документальным называется фильм, в основу которого легли съёмки подлинных событий и лиц». [17] Не принято считать документальным кино реконструкцию подлинных событий. Документалисты во все времена пытались запечатлеть на пленку какие-либо интересные события, выдающихся людей.

Неигровое кино – другое название этого вида кинематографа, в противоположность игровому, то есть художественному, как его чаще всего называют. Это название представляется более точным, поскольку, что очевидно, «документальное» кино вполне может быть художественным, то есть явлением искусства, а «художественное» – антихудожественным, малохудожественным или художественным лишь по названию. Однако и такое определение не учитывает целого ряда случаев. Мы нередко сталкиваемся с тем, что и «неигровое» кино включает в себя игру, когда автор либо провоцирует реальных героев на те или иные человеческие проявления (радость, гнев, обнажение характера), либо делает эту игру средством восстановления документированных событий, имевших место в прошлом.

 «Документалисту, в отличие от мастера игрового кино, нет нужды придумывать сюжеты и характеры, писать диалоги, ему, как правило, не нужны актеры, гримы и декорации: его материал – сама жизнь. И жизнь эта дарит мгновения, способные поражать, потрясать, выражать большие идеи и чувства – надо только суметь дождаться этого мгновения, увидеть его и вовремя «схватить» камерой». [10, с. 7]

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 278.