Вопросы правового статуса и организации управления в области внешней разведки регламентируются Федеральным законом «О внешней разведке» от 10 января 1996 г[13].
Вынесение данного направления системы безопасности Российской Федерации в отдельную главу мотивируется следующими факторами и обстоятельствами.
Во-первых, внешняя разведка, хотя и составная, но в то же время специфическая сфера (область) сил обеспечения безопасности РФ.
Во-вторых внешняя разведка - самостоятельная организационно выделенная служба; по своим природе и характеру органы внешней разведки -это органы исполнительной власти.
В-третьих Служба внешней разведки РФ - одновременно федеральный орган исполнительной власти, подведомственный Президенту Российской Федерации по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, либо в соответствии с законодательными актами РФ.
Федеральный закон содержит следующие важнейшие положения, касающиеся статуса внешней разведки, ее организации и деятельности.
Разведывательная деятельность осуществляется на основе принципов:
1) разделения полномочий федеральных органов исполнительной власти, входящих в состав сил обеспечения безопасности Российской Федерации;
2)законности;
3) уважения прав и свобод человека и гражданина;
4) подконтрольности Президенту Российской Федерации и Федеральному Собранию;
5) сочетания гласных и негласных методов и средств.
Целями разведывательной деятельности являются:
1) обеспечение Президента Российской Федерации, Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях;
2) обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности;
3) содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации и др.
Разведывательная деятельность не может осуществляться для достижения антигуманных целей, а также целей, не предусмотренных федеральным законом.
ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ВНЕШНЕЙ РАЗВЕДКИ
Для достижения целей разведывательной деятельности органам внешней разведки Российской Федерации предоставляются следующие полномочия'.
1) установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие;
2) осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности;
3) использование в целях конспирации документов, зашифровывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов внешней разведки Российской Федерации;
4) взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрразведывательную деятельность, и федеральными органами государственной охраны Российской Федерации;
5) заключение с федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации соглашений, необходимых для осуществления разведывательной деятельности;
6) организация и обеспечение в пределах своей компетенции защиты государственной тайны в учреждениях Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, включая определение порядка осуществления физической и инженерно-технической защиты указанных учреждений, мероприятия по предотвращению утечки по техническим каналам сведений, составляющих государственную тайну, и др.;
7) обеспечение безопасности сотрудников учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и членов их семей в государстве пребывания;
8) обеспечение безопасности командированных за пределы территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, и находящихся с ними членов их семей;
9) взаимодействие с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
10) создание специальных учебных заведений, учреждений по повышению квалификации, научно-исследовательских организаций и архивов, выпуск специальных изданий;
11) обеспечение собственной безопасности, т.е. защита своих сил, средств и информации от противоправных действий и угроз;
12) создание организационных структур (подразделений и организаций), необходимых для функционирования органов внешней разведки Российской Федерации.
Для осуществления своей деятельности Служба внешней разведки Российской Федерации может при собственных лицензировании и сертификации приобретать, разрабатывать (за исключением криптографических средств защиты), создавать, эксплуатировать информационные системы, системы связи и системы передачи данных, а также средства защиты информации от утечки по техническим каналам.
СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНЕШНЕЙ РАЗВЕДКИ И РУКОВОДСТВО ИМИ
Деятельность в области внешней разведки осуществляется соответствующими органами в пределах предоставленных им полномочий.
Разведывательная деятельность в пределах своих полномочий осуществляется Службой внешней разведки Российской Федерации - в юридической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации и командированных за пределы территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну; органом внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации -в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах; органом внешней разведки Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации - в политической, экономической, военной и научно-технической сферах путем использования радиоэлектронных средств; органом внешней разведки Федеральной пограничной службы Российской Федерации - в сфере охраны государственной границы и др[14].
Выводы:
Федеральная служба безопасности Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти.
Деятельность органов Федеральной службы безопасности осуществляется на основе принципов:
законности;
уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
гуманизма;
единства системы органов Федеральной службы безопасности и централизации управления ими;
конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности Если кратко охарактеризовать деятельность указанных органов, то он, осуществляется по основным направлениям:
Контрразведывательная деятельность;
Борьба с преступностью и террористической деятельностью;
Разведывательная деятельность;
Пограничная деятельность;
Обеспечение информационной безопасности Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России), имеет в своем составе департаменты, управления и другие подразделения, непосредственно реализующие направления деятельности органов федеральной службы безопасности, а также подразделения, исполняющие управленческие функции.
Вопросы, касающиеся ФСО, регламентируются Указом Президента РФ от 07.08.2004 № 1013 «Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации»
Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России)- является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации, предоставляемых федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и другим государственным органам.
Вопросы правового статуса и организации управления в области внешней разведки регламентируются Федеральным законом «О внешней разведке» от 10 января 1996 г
Разведывательная деятельность осуществляется на основе принципов:
1) разделения полномочий федеральных органов исполнительной власти, входящих в состав сил обеспечения безопасности Российской Федерации;
2)законности;
3) уважения прав и свобод человека и гражданина;
4) подконтрольности Президенту Российской Федерации и Федеральному Собранию;
5) сочетания гласных и негласных методов и средств.
Заключение
Мною было проведено комплексное структурно логическое исследование вопросов связанных с обеспечением государственной безопасности, правовыми основами организации управления в системе органов, обеспечивающих государственную безопасность.
Поставленные перед курсовой работой цели считаю достигнутыми соответственно имеющимся доступным литературным материалам по моей теме.
1. В первой части своей работы я выяснил, что национальная безопасность требует систематически обновляемых подходов в силу изменчивости видов угроз, необходимости определения приоритетов в обеспечении того или иного ее вида и прогнозирования проблем в этой сфере. Поэтому Концепция национальной безопасности, которая содержит анализ, оценку, виды угроз и методы их отражения, должна адекватно соответствовать этим задачам. Она является тем документом, на основе которого разрабатываются иные нормативные акты, регулирующие вопросы безопасности во всем их многообразии.
Безопасность как один из фундаментальных устоев общества и государства зиждется на прочных правовых основах: Конституции РФ, федеральных законах, нормативных правовых актах, издаваемых самими органами безопасности. В обеспечении безопасности участвуют в той или иной степени все органы государственной власти.
2. Органы, обеспечивающие государственную безопасность, являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и государства. Руководство деятельностью органами государственной безопасности осуществляют Президент Российской федерации и Правительство Российской Федерации.
Деятельность органов государственной безопасности осуществляется по следующим основным направлениям:
контрразведывательная деятельность;
борьба с преступностью и террористической деятельностью;
разведывательная деятельность;
пограничная деятельность;
обеспечение информационной безопасности; охрана государственных объектов
Деятельность органов государственной безопасности осуществляется на основе следующих принципов:
законность;
уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
гуманизм;
конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств деятельности.
Во второй части моей работы были рассмотрены конкретные органы государственной безопасности, выполняющие свои основные функции: -ФСБ информирует Президента ,Правительство и Федеральное собрание об угрозах безопасности Российской Федерации, пресекает и выявляет разведывательную деятельность иностранных государств, а так же пресекает и выявляет преступления. -ФСО обеспечивает безопасность государственных объектов, охраняет Президента и его семью, обеспечивает информационную безопасность и организует специальную связь правительства Российской Федерации. СВР обеспечивает Президента, Правительство, Федеральное собрание информацией, необходимой для принятия важных экономических, политических и оборонных решений, обеспечивает условия успешной реализации политики Российской Федерации и развития важнейших для нашей страны сфер.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 213.