Обеспечивающие государственную безопасность
Федеральная служба безопасности (ФСБ)
Федеральная служба безопасности Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти.
Основной нормативно-правовой акт, регулирующий правовое положение ФСБ – это Федеральный закон от 03.04.1995 (ред. от 30.06.2003) № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»[5].
Федеральная служба безопасности Российской Федерации создает территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках, осуществляет руководство ими и организует их деятельность, издает в пределах своих полномочий нормативные акты и непосредственно реализует основные направления деятельности органов Федеральной службы безопасности.
Структура и организация деятельности Федеральной службы безопасности Российской Федерации определяются Положением о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации[6] (Приложение 1).
Федеральную службу безопасности Российской Федерации возглавляет директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации на правах федерального министра. Должности директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации соответствует воинское звание генерала армии.
В Федеральном законе определены принципы деятельности органов Федеральной службы безопасности, а также предусмотрено соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Эти вопросы регламентируются в ст. 5, 6 названного Закона.
Деятельность органов Федеральной службы безопасности осуществляется на основе принципов:
законности;
уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
гуманизма;
единства системы органов Федеральной службы безопасности и централизации управления ими;
конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности (Приложение 2).
Государство гарантирует соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении органами Федеральной службы безопасности своей деятельности. Не допускается ограничение прав и свобод человек и гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Государственные органы, предприятия, учреждения и организации не зависимо от форм собственности, а также общественные объединения и граждане имеют право в соответствии с законодательством Российской Федерации получать разъяснения и информацию от органов Федеральное службы безопасности в случае ограничения своих прав и свобод.
Государственные органы, предприятия, учреждения и организации не зависимо от форм собственности, а также общественные объединения и граждане вправе требовать от органов Федеральной службы безопасности возмещения морального и материального ущерба, причиненного действиями должностных лиц органов Федеральной службы безопасности при исполнении ими служебных обязанностей.
Полученные в процессе деятельности органов Федеральной службы безопасности сведения о частной жизни, затрагивающие честь и достоинстве гражданина или способные повредить его законным интересам, не могут сообщаться органами Федеральной службы безопасности кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев предусмотренных федеральными законами.
В случае нарушения сотрудниками органов Федеральной службы безопасности прав и свобод человека и гражданина руководитель Федеральной службы безопасности, прокурор или судья обязаны принять меры по восстановлению этих прав и свобод, возмещению причиненного ущерба и привлечению виновных к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Должностные лица органов Федеральной службы безопасности, допустившие злоупотребление властью или превышение служебных полномочий, несут ответственность, предусмотренную законодательством российской федерации.
Основные направления деятельности и полномочия органов ФСБ
Если кратко охарактеризовать деятельность указанных органов, то она, осуществляется по основным направлениям:
Контрразведывательная деятельность;
Борьба с преступностью и террористической деятельностью;
Разведывательная деятельность;
Пограничная деятельность;
Обеспечение информационной безопасности. (приложение 3).
Компетенция органов ФСБ носит сложный и многогранный характер.
Обязанности органов ФСБ:
Органы Федеральной службы безопасности обязаны:
а) информировать Правительство Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их поручениям федеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации;
б) выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;
в) добывать разведывательную информацию в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала;
г) выявлять, предупреждать и пресекать преступления, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов Федеральной службы безопасности, осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении;
д) выявлять, предупреждать и пресекать акты терроризма;
е) разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации и др.
ПРАВА ОРГАНОВ ФСБ
Органы Федеральной службы безопасности имеют право:
а) устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на то согласие;
б) осуществлять оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов Федеральной службы безопасности, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;
в) осуществлять проникновение в специальные службы и организации иностранных государств, проводящие разведывательную и иную деятельность, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, а также в преступные структуры;
г) осуществлять дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к ведению органов Федеральной службы безопасности, иметь и использовать в соответствии с законодательством Российской Федерации следственные изоляторы и др.
д) осуществлять шифровальные работы в органах Федеральной службы безопасности, а также контроль за соблюдением режима секретности при обращении с шифровальной информацией в шифровальных подразделениях государственных органов предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности (за исключением учреждений Российской Федерации, находящихся за ее пределами);
е) использовать в служебных целях средства связи, принадлежащие государственным предприятиям, учреждениям и организациям, а в неотложных случаях - негосударственным предприятиям, учреждениям и организациям, а также общественным объединениям и гражданам Российской Федерации;
ж) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности или общественным объединениям (за исключением транспортных средств, которые законодательством Российской Федерации освобождены от такого использования), для предотвращения и задержания лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, доставления граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для проезда к месту происшествия. По требованию владельцев транспортных средств органы Федеральной службы безопасности в установленном законом порядке возмещают им расходы либо причиненный ущерб;
з) беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в случае, если имеются достаточные данные полагать, что там совершается или совершено преступление, дознание и предварительное следствие по которому отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов Федеральной службы безопасности, и многие другие права, закрепленные в Федеральном законе «Об органах Федеральной службы безопасности», которые требуют самостоятельного и более углубленного анализа.
В создании организационной структуры ФСБ существенное значение имеет структура Федеральной службы безопасности, утвержденная Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960 [7]
СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России), имеет в своем составе департаменты, управления и другие подразделения, непосредственно реализующие направления деятельности органов федеральной службы безопасности, а также подразделения, исполняющие управленческие функции:
Управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности)
Управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках)
Управления (отряды, отделы) ФСБ России по пограничной службе (пограничные органы)
Другие управления (отделы) ФСБ России, осуществляющие отдельные полномочия ФСБ России или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности и пограничных войск (другие органы безопасности)
Авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности (Приложение 1).
Завершая краткую характеристику управления в сфере безопасности, следует подчеркнуть правоохранительный аспект деятельности органов ФСБ. Такой вывод обусловлен всем содержанием и характером функций и полномочий органов ФСБ.
Особенно отчетливо правоохранительные характер и направленность деятельности органов ФСБ видны и проявляются из анализа Инструкции о порядке рассмотрения предложений, заявлений, жалоб граждан в органах Федеральной службы безопасности № 613, которая была утверждена приказом ФСБ от 4 декабря 2000 г[8].
Характер и особенности этого правового документа подчеркивают расширение и углубление правоохранительных задач и функций органов Федеральной службы безопасности.
Начальники и должностные лица органов ФСБ обязаны при рассмотрении обращений: своевременно и всесторонне разбираться в существе обращений;
принимать в пределах компетенции законные и обоснованные решения;
обеспечивать своевременное и правильное исполнение этих решений- сообщать гражданам о решениях, принятых по их обращениям, мотивировать случаи отказа в удовлетворении просьб и разъяснять порядок их обжалования.
Обращения рассматриваются в срок до одного месяца со дня поступления в ФСБ России (орган безопасности). Обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки, рассматриваются безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня поступления в орган безопасности.
Данные и иные нормы Инструкции свидетельствуют о возрастании правоохранительной направленности сложной и многообразной деятельности органов ФСБ[9].
ПОГРАНИЧНАЯ СЛУЖБА ФСБ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Правовой статус Пограничной службы ФСБ Российской Федерации регламентируется Указом Президента РФ от 11.03.2003 № 308.
Федеральный закон от 30 июня 2003 года № 86-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления»[10] внес следующие коррективы.
В статье 28:
дополнить пунктом 1.1 следующего содержания:
«1.1. Федеральная служба безопасности Российской Федерации:
совместно с федеральными органами исполнительной власти организует и обеспечивает в пределах своих полномочий защиту и охрану Государственной границы на суше, море, реках, озерах и иных водоемах, в пунктах пропуска через Государственную границу, разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную деятельность, а также пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;
координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих на Государственной границе все виды контроля за соблюдением режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу;
обеспечивает совместно с Министерством обороны Российской Федерации координацию пограничными органами и пограничными войсками деятельности Войск противовоздушной обороны и Военно-Морского Флота по защите и охране Государственной границы, совместно с другими компетентными федеральными органами исполнительной власти координацию мероприятий органов правоохранительной системы и органов специальных служб Российской Федерации на местах в интересах защиты и охраны Государственной границы;
участвует в подготовке органами государственной власти нормативных правовых актов, касающихся деятельности физических и юридических лиц, затрагивающей интересы защиты и охраны Государственной границы;
участвует в делимитации, демаркации, редемаркации Государственной границы, разработке нормативных правовых актов, устанавливающих режим Государственной границы;
осуществляет по поручению Правительства Российской Федерации непосредственное руководство деятельностью пограничных представителей Российской Федерации;
осуществляет добывание и обработку информации об угрозах безопасности Российской Федерации в интересах защиты и охраны Государственной границы, представление ее Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, информирование заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в порядке, установленном федеральными законами;
обеспечивает собственную безопасность органов и пограничных войск федеральной службы безопасности;
совместно с федеральными органами государственной охраны участвует в обеспечении безопасности объектов государственной охраны на Государственной границе в пределах приграничной территории;
во взаимодействии с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ разрабатывает и осуществляет меры по борьбе с контрабандой;
осуществляет контрразведывательное обеспечение въезда на территорию Российской Федерации и выезда за пределы территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации;
взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти и общественными объединениями, а также с соответствующими органами иностранных государств, международными организациями в интересах защиты и охраны Государственной границы.»
Дополнить статьями 11.1 и 11.2 следующего содержания:
«Статья 11.1. Пограничная деятельность
Направлениями пограничной деятельности являются:
защита и охрана Государственной границы Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации[11].
В перспективе законодательство о статусе и защите государственной границы должно строиться на основе базового тематического закона о статусе и защите государственной границы, приоритете его норм перед нормами законов и иных нормативных правовых актов в регулировании отношений в пограничной сфере.
Складывающаяся социально-политическая обстановка в стране, новые внешнеполитические и международно-правовые реалии значительно усложнили и сделали крайне динамичными процессы в пограничной сфере. Их особенностью в современных условиях является наличие широкого диапазона угроз безопасности Российской Федерации.
В этой связи Концепция национальной безопасности Российской Федерации (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24) предусматривает в качестве одной из основных задач в пограничной сфере создание необходимой нормативной правовой базы.
С такой непростой задачей может справиться только тщательно подготовленная, логически взаимоувязанная, отражающая все важнейшие аспекты и учитывающая все особенности объекта правового регулирования система нормативных правовых актов.
Следует отметить, что за последние десять лет законодательство о Государственной границе Российской Федерации существенно обновилось. Общее количество законов и других нормативных правовых актов многократно увеличилось. Приняты и вступили в силу многие федеральные законы, направленные на регулирование правоотношений по защите Государственной границы Российской Федерации (далее – государственная граница), выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений в пограничной сфере.
Активная законодательная деятельность позволила существенно расширить регулирование общественных отношений в пограничной сфере, отразить в законах новые направления развития страны, ликвидировать пробелы в действовавшем ранее законодательстве, расчистить его от устаревших норм и предписаний.
Важное значение для определения направления формирования и совершенствования законодательства о статусе и защите государственной границы имеет регулярный анализ различного рода факторов в пограничной сфере. Они могут быть временными и постоянными, положительными и негативными. Оценка удельного веса и значения разных факторов, влияющих и которые впоследствии будут влиять на обеспечение интересов личности, общества и государства на государственной границе и приграничной территории, позволяет говорить о том, что правовое регулирование в пограничной сфере должно быть в целом направлено на:
создание единой и целостной системы обеспечения интересов личности, общества и государства в пограничной сфере;
развитие межгосударственного и приграничного сотрудничества Российской Федерации и сопредельных государств в решении вопросов устойчивого развития приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств, повышения благосостояния населения этих территорий, укрепления дружбы и добрососедства с сопредельными государствами;
исключение дублирования функций и полномочий государственных органов, органов местного самоуправления, формирование и нормативное закрепление механизма координации и взаимодействия этих органов в пограничной сфере;
создание условий для осуществления хозяйственной и иной связанной с ней деятельности на приграничной территории Российской Федерации, во внутренних морских водах, территориальном море, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе Российской Федерации, способствующей социально-экономическому развитию страны, сохранению и рациональному использованию природных ресурсов, надежной защите морской среды.
В сфере защиты государственной границы важно законодательно усовершенствовать содержание режима государственной границы, режима пограничных зон, режима в пунктах пропуска через государственную границу, режима приграничных территорий.
В законодательстве необходимо легитимировать понятие «вооруженная защита Государственной границы Российской Федерации» как составной части ее защиты. Вооруженную защиту государственной границы должны осуществлять Вооруженные силы Российской Федерации, внутренние войска, иные войска, воинские формирования и органы всеми находящимися в их распоряжении средствами в соответствии со статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций в порядке осуществления неотъемлемого права Российской Федерации на индивидуальную или коллективную самооборону. При этом рамочные положения об основаниях и порядке применения оружия, специальных средств, боевой и специальной техники в ходе защиты государственной границы должны быть установлены нормами закона, положения которых получат свою конкретизацию в соответствующих актах Правительства Российской Федерации.
И наконец, законодательством должно быть исключено дублирование функций и полномочий государственных органов, четко определены полномочия, задачи и функции каждого государственного органа, участвующего в защите государственной границы, закреплен механизм их координации и взаимодействия при совместных действиях в различных ситуациях.
Четкая соподчиненность нормативных правовых актов, законодательно закрепленная и обеспеченная с помощью юридических механизмов, имеет важное значение. В самом деле, единство системы законодательства о статусе и защите государственной границы означает единство верховной государственной воли, единство структуры государства. И наоборот, деформация этой системы отражает слабость государственной власти, проявление центробежных тенденций и т.д.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 211.