Исследование последствий социальной депривации у детей раннего возраста.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Нами было обследовано две группы детей раннего возраста, в которые входили девочки и мальчики. 1 группа – дети, поступившие в дом ребенка из социально не благополучных семей, 2 группа – дети–«отказники», воспитывающиеся в доме ребенка с рождения.

Исследования проводились методом наблюдения. Во время исследования оценивались эмоциональные состояния детей: агрессия, вспыльчивость, негативизм, обидчивость, конфликтность, эмоциональная отгороженность, дурашливость, нерешительность, страхи, тревога, скованность, заторможенность, эгоцентричность, избегание умственных усилий, дефицит внимания, двигательная расторможенность, речевая расторможенность, непонимание словесных инструкций, застреваемость, работоспособность. Примерная схема наблюдения за поведением ребенка приведена в Приложении №6

На первом этапе мы исследовали уровень тревожности обоих групп. 1 Уровень тревожности 1 группы отражен на рис.1.

 

Рис. 1


Уровень тревожности 2 группы отражен на рис.2.

 

Рис. 2

 

Сравнительный анализ уровня тревожности, полученный при сопоставлении разных групп детей социального риска показал, что по этому показателю между группами принципиальных различий нет.

На втором этапе методом наблюдения мы исследовали нарушения общения при социальной депривации.

Результаты исследования нарушений общения методом наблюдения, %

 

№п/п

Частота показателей

Никогда

Редко

Часто

Всегда

Показатели Дети поступившие в ДР с 0 мес Дети поступившие в ДР после 2 лет Дети поступившие в ДР с 0 мес Дети поступившие в ДР после 2 лет Дети поступившие в ДР с 0 мес Дети поступившие в ДР после 2 лет Дети поступившие в ДР с 0 мес Дети поступившие в ДР после 2 лет 1 Отсутствие навыков общения 0 0 0 10 10 20 90 70 2 Негативное отношение к другим 60 20 10 10 25 30 5 40 3 Драчливость 60 40 30 30 10 15 5 15 4 Застенчивость 10 40 50 40 20 10 20 10 5 Неуверенность в себе 0 0 0 0 20 20 80 80 6 Обидчивость 0 10 10 40 30 40 60 10 7 Плаксивость 0 10 10 40 30 40 60 10 8 Стремление к уединению 0 0 5 50 25 50 70 0

 

Из приведенной таблицы видно, что дети, воспитывающиеся в доме ребенка, с момента рождения чаще стремятся к уединению, чем их сверстники из дезадаптивной семьи. Дети из неблагополучных семей в большей степени проявляют негативное отношение к другим, драчливы. В то же вре­мя дети из обеих групп испытывают неуверенность в себе, застенчивы в связи с материнской депривацией, постоянно обращаются за поддержкой взрослого в своих действиях. Дети, находящиеся с рождения в доме ребенка наиболее обидчивы и плаксивы, чем дети, пришедшие из неблагополучных семей. Такие различия можно объяснить различными социальными условиями жизни и воспитания ребенка: низкий нравственный уровень социально-неблагополучных семей и медико-психолого-педагогические мероприятия, направленные на коррекцию и развитие ребенка. Часто взрослые вместо того, чтобы понять психологию ребенка раннего возраста, не всегда адекватно реагируют на поведение детей. Все это ведет к тому, что ребенок часто обижается, становится плаксивым.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 232.