Формирование маркетинговой деятельности (маркетинга), включает в себя:
· построение (совершенствование) организационной структуры управления маркетингом;
· подбор квалифицированных специалистов в области маркетинга;
· распределение задач, прав и ответственности в системе управления маркетингом;
· создание условий для эффективной работы сотрудников (организация рабочих мест, предоставление необходимой информации и др.);
· организация эффективного взаимодействия маркетинговых служб со всеми остальными службами организации.
Стоит отметить, что формирование службы маркетинга – это не формальное выделение специального подразделения, а, в первую очередь, переориентация в его деятельности на требования производства и рынка. Опыт показывает, что служба маркетинга возникает не сразу, а формируется постепенно, поэтапно объединяя в себе основные функции маркетинга, которые до этого были рассредоточены по отдельным подразделениям (изучение рынка, реклама, формирование ассортимента, торговая, ценовая политика и т. д.)
Достижение целей любого предприятия зависит в основном от трех факторов: выбранной стратегии, организационной структуры и от того, каким образом эта структура функционирует.
Организационная структура службы маркетинга на предприятии может быть определена как совокупность служб, отделов, подразделений, в состав которых входят работники, занимающиеся той или иной маркетинговой деятельностью. То есть это конструкция организации, на основе которой и осуществляется управление маркетингом.
Маркетинговая структура имеет решающее значение для успешной реализации концепции маркетинга. Для формирования службы маркетинга нет универсальной схемы, так как она охватывает широкий спектр работ и функций, которые возникают при внедрении и осуществлении рыночной стратегии фирмы, главным принципом которой является ориентация на потребителя – на изучение и удовлетворение его потребностей и желаний.
Для осуществления всего комплекса работ и функций в сфере маркетинга, для их организации и координации на предприятии создаются группы, отделы, службы управления маркетингом, в зависимости от степени интеграции и охвата маркетинговой концепцией подразделений предприятия. Такие образования служат соединительным звеном между работами и работниками, устанавливая соответствующий способ взаимодействия работников как внутри своего подразделения, так и вне его: формы отношений со смежными подразделениями предприятия и субъектами определяющей среды.
Организационная структура службы маркетинга определяет сложившийся (прогнозируемый) на предприятии численный состав подразделений, связи и отношения между ними, а также уровень их интеграции в единое целое. Она устанавливает степень организационной обособленности входящих в нее подразделений, уровень их правовой самостоятельности в получении необходимой информации и принятии решений.
Выбор организационной структуры подразделения предприятия зависит от многих факторов, наиболее важны следующие:
· тип предприятия, в котором создается подразделение;
· стратегия, которой придерживается предприятие;
· уровень существующего проектируемого разделения труда в подразделении;
· наличие и развитость технологических и функциональных связей со смежными подразделениями;
· наличие связей с внешней средой;
· существующие нормы управляемости и контролируемости;
· уровень, занимаемый в иерархии управления;
· степень централизации и децентрализации в принятии решений;
· необходимый уровень дифференциации и интеграции данного подразделения в процессе взаимодействия его со смежными отделами.
Организационная структура службы маркетинга охватывает определенное количество подразделений, работ и персонала. Чем больше численность персонала, тем большее число межличностных взаимодействий возникает. Чрезмерное увеличение количества подчиненных и числа подразделений создает неблагоприятные условия для управляемости организационной структурой. Чтобы избежать неуправляемости структур, проводят оптимизацию масштаба управляемости и контроля организации. Наиболее рациональная организационная структура формируется путем оптимального сочетания количества подчиненных и уровня иерархии.
1.
1. Основные типы служб маркетинга
Проектирование организационных структур маркетинга (службы маркетинга) представляет собой деятельность по разработке и внедрению таких структур в систему управления деятельностью фирмы. При формировании служб маркетинга нужно придерживаться основных принципов:
· малое количество звеньев;
· простота маркетинговой структуры;
· единство целей;
· принцип единого подчинения;
· создание условий для развития интегрированного маркетинга;
· содействие предприятию в постоянном удовлетворении потребностей существующих и потенциальных покупателей;
· обеспечение развития творчества и инновационной деятельности сотрудников;
· гарантия быстрой адаптации производимых продуктов к требованиям рынка;
· содействие росту объемов продаж и снижению себестоимости.
Маркетинговые службы включают в себя два уровня управления:
· центральные маркетинговые управления (отделы);
· оперативные отделы (секторы).
В общем аппарате управления предприятием центральные маркетинговые службы - не просто подразделения по обслуживанию производства и сбыта, а
координирующие, планирующие и контролирующие органы стратегического
производственно-сбытового управления. Маркетинговые службы не только регулируют продажи товаров, но и непосредственно участвуют в управлении производственными программами предприятий в зависимости от конкретных требований потребителей, предъявляемых к выпускаемой продукции.
На практике структура маркетинговых служб компаний разнообразна, но можно выделить следующие основные типы линейно-функциональных структур:
· по финансовой маркетинговой деятельности;
· по продукту;
· по регионам;
· по группам потребителей.
В зависимости от особенностей деятельности компаний, видов выпускаемой ими продукции либо оказываемых услуг, специфики сегмента рынка, на котором фирмы действуют, наблюдается переплетение и комбинирование разных типов организационного построения маркетинговых служб.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 234.