Существуют рынки, связанные вертикально, и рынки, связанные горизонтально. Рынки связаны вертикально, когда по пути к конечному потребителю товары проходят через последовательность рынка. К примеру, сельскохозяйственное предприятие продает сахарную свеклу перерабатывающему комбинату, который продает сахар оптовой компании, которая в свою очередь продает его в розничную сеть или предприятиям пищевой промышленности, скажем кондитерской фабрике для производства конфет. Рынки связаны горизонтально, когда один продукт заменяет или дополняет другой. Примерами таких рынков могут быть рынки говядины и свинины, рынки бензина и дизельного топлива.
По степени легальности
Различают легальный и нелегальный рынки. Большинство рынков являются легальными, то есть законными. Они имеют разрешение государства на участие в сфере обмена, то есть лицензии на право торговли, платят положенные пошлины и налоги в местный или федеральный бюджет. Экономисты исследуют именно такие рынки. Между тем существуют и нелегальные рынки в двух основных формах:
— «черный» рынок является наиболее опасным для общества; здесь осуществляется подпольная торговля товарами, запрещенными законом к производству. Например, рынок наркотиков. К черному рынку относят и противозаконные действия, такие как рэкет, коррупцию, заказные убийства;
— «теневой» рынок не имеет ярко выраженный противозаконный характер, тем не менее, он также наносит ущерб государству. Теневой рынок может находиться в неположенном месте, его продавцы могут не иметь лицензии на право торговли или сертификата, подтверждающего качество товаров. Значительную часть теневого рынка составляет продажа услуг, которая не оформляется соответствующими документами. Например, репетиторство, ремонт автомобилей, квартир, бытовой техники, некоторые медицинские услуги. В теневой сектор экономики переходят и предприятия, которые хотят укрыться от налогов. В случае экономического кризиса теневой рынок захватывает большую часть сферы обмена, поэтому государство должно принимать соответствующие меры. К примеру, снизить ставки налога на прибыль предприятий, сократить число налогов на физических лиц. Тогда люди поверят государству и не станут работать в «тени», рассудив, что душевный покой и чистая совесть стоят дороже.
Теории мотивации
Мотивация - одна из важнейших функций менеджмента. Она подразумевает систему факторов (побудительных сил), способствующих выполнению определенной задачи, направленной на достижение целей предприятия.
Мотивация - процесс стимулирования человека (работника, исполнителя) или группы людей к деятельности, направленной на достижение целей организаций.
Мотивация - сила, побуждающая к действию, психоэнергетический потенциал, нацеливающий человека на определенную деятельность, достижение определенной цели.
Мотив - внутреннее побуждение (импульс), которое заставляет человека поступать определенным образом.
Известно, что стимулирование человека непосредственно связано с удовлетворением его разнообразных потребностей (физиологических, духовных, экономических).
Потребность - осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Различают первичные и вторичные потребности. Первичные заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и опыта. Потребности можно удовлетворить вознаграждениями.
Вознаграждения - это то, что человек считает для себя ценным. Менеджеры используют внешние вознаграждения (денежные выплаы, продвижения по службе) и внутренние вознаграждения, получаемые посредством самой работы (чувство успеха).
Развитие теории мотивации началось с начала XX века. Выделяют следующие группы теорий мотивации:
· содержательные теории (Маслоу, Герцберг, МакКлелланд и др.);
· процессуальные теории (Врум и др.);
· теории, основанные на отношении человека к труду (Макгрегор, Оучи).
Согласно теории А. Маслоу, существует пять основных типов потребностей:
· физиологические потребности (уровень 1);
· потребность в безопасности (уровень 2);
· социальные потребности (уровень 3);
· потребность в уважении и самоутверждении (уровень 4);
· потребность в самовыражении (уровень 5).
Рис. 17. Теория потребностей А. Маслоу
Эти потребности образуют иерархическую структуру, которая определяет поведение человека, причем потребности высшего уровня не мотивируют человека, пока хотя бы частично не удовлетворены потребности нижнего уровня.
В основе теории Маслоу лежат следующие положения:
· потребности делятся на первичные и вторичные и образуют пятиуровневую иерархическую структуру, в которой они расположены в соответствии с приоритетом;
· поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность иерархической структуры;
· после того как потребность удовлетворена, ее мотивирующее воздействие прекращается.
Степень удовлетворения потребностей (от желаемого) по уровням:
· - уровень 1 - 85%;
· - уровень 2 - 70%;
· - уровень 3 - 50%;
· - уровень 4 - 40%
· - уровень 5 - 10%.
Теория Маслоу получила дальнейшее развитие в теориях МакКлелланда и Герцберга.
В развитие классификации Маслоу Д. МакКлелланд вводит понятия потребностей власти, успеха и принадлежности (например, к определенному классу) или социальной потребности.
С его точки зрения, в наши дни наибольшую значимость приобретают потребности высшего порядка, поскольку потребности низших уровней как правило удовлетворены.
Рис. 18. Теория МакКлелланда
В основе теории Ф. Герцберга лежат следующие положения:
· потребности делятся на гигиенические (размер оплаты, условия труда, межличностные отношения, характер контроля) и мотивирующие факторы (ощущение успеха, продвижение по службе, признание, ответственность, рост возможностей);
· наличие гигиенических факторов всего лишь не дает развиваться неудовлетворению работой;
· для достижения мотивации необходимо обеспечить воздействие мотивирующих факторов;
· для эффективной мотивации подчиненных руководитель должен сам вникнуть в сущность работы.
Рис. 19. Теория Ф. Герцберга
Дата: 2019-12-10, просмотров: 284.