МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ
ПО ДИСЦИПЛИНАМ
«ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИЙ
(ПРЕДПРИЯТИЙ)» И «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ»
САРАНСК
ИЗДАТЕЛЬСТВО МОРДОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
УДК 658 (076)
Составители: С. М. Вдовин, Н. Д. Гуськова, А. П. Горина, И. Н. Краковская, Е. А. Ляманова, О. Н. Алферина, Н. В. Корнеева
Методические указания по выполнению курсовых работ по дисциплинам «Экономика организаций (предприятий)» и «Экономическое управление организацией» / сост.: С. М. Вдовин, Н. Д. Гуськова, А. П. Горина [и др.]. – 2-е изд., перераб. и доп. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2010. – 36 с.
Методические указания содержат требования по выполнению курсовых работ в соответствии с Государственным образовательным стандартом, общие рекомендации по их выполнению, примерную тематику и рекомендуемую литературу, а также требования к оформлению курсовых работ.
Предназначены для студентов всех форм обучения и слушателей Института дополнительного образования специальностей «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Менеджмент организации», «Финансы и кредит», «Маркетинг», «Управление качеством» и направлениям бакалавриата «Менеджмент», «Экономика», «Статистика».
Печатается по решению научно-методического совета Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева
ПРЕДИСЛОВИЕ
В условиях развития рыночных отношений основным звеном экономики все в большей степени становится предприятие, так как именно на нем создается продукция, выполняются работы и оказываются разнообразные услуги. Для достижения намеченных целей предприятие использует различные факторы производства: трудовые ресурсы, технику, технологии, природные ресурсы, капитал и т.д. На предприятии разрабатываются бизнес-планы, реализуются управленческие функции, проводятся маркетинговые исследования, разрабатываются организационно-технологические мероприятия, направленные на получение экономического эффекта и экономической эффективности от их внедрения. От того, насколько эффективно предприятие осуществляет свою производственно-хозяйственную деятельность, зависит благосостояние его работников и общества в целом.
Для решения этих задач требуются глубокие экономические знания. Для овладения теоретическими знаниями и приобретения практических навыков по многоаспектным проблемам производственно-хозяйственной и экономико-финансовой деятельности предприятия (организации) Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в учебные планы введены курсы «Экономика организаций (предприятий)» и «Экономическое управление организацией». Курс «Экономика организаций (предприятий)» включен в учебный план таких специальностей, как «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Менеджмент организации», «Финансы и кредит», «Маркетинг». На специальности «Управление качеством» вышеперечисленные задачи решает курс «Экономическое управление организацией».
Наряду с лекционными, семинарскими и практическими занятиями, учебные планы включают самостоятельную и индивидуальную работу студентов, а также представление их результатов в виде курсовой работы.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Курсовая работа – один из важнейших элементов учебного процесса, способствующий развитию навыков самостоятельной работы, овладению методикой исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых проблем и вопросов. Выполняя ее, студент углубляет, закрепляет и систематизирует теоретические знания и практические навыки, полученные им в ходе изучения дисциплин «Экономика организаций (предприятий)» и «Экономическое управление организацией».
Выполнение курсовой работы позволяет решить следующие задачи:
– углубить и закрепить теоретические знания в области экономики, что достигается путем изучения специальной литературы по избранной теме. В процессе ее изучения приобретаются навыки выявления нерешенных проблем, систематизации точек зрения отдельных авторов по их решению, складывается собственное отношение студента к решению той или иной проблемы. В результате повышается познавательная активность в изыскании различных вариантов более рациональных или оптимальных решений, стимулируются инициатива и самостоятельность, повышается ответственность за принятие решений, формируется научный, диалектический образ мышления;
– научить студента анализировать конкретные данные по выбранному объекту и теме, дать оценку происходящим явлениям, сделать правильные выводы по результатам проведенного анализа;
– выявить способности студента правильно применять теоретические положения, достижения науки при решении конкретных практических задач; умение обосновать целесообразность внедрения достижений науки и практики, оценить эффективность тех или иных мероприятий;
– определить способности студента излагать свои мысли четко, грамотно и в строгой логической последовательности. Он должен показать умение обобщать полученные данные и на их основе формулировать правильные выводы и давать обоснованные предложения для внедрения в практику работы организации (предприятия);
– развивать у студента формирование компетенций в области обобщения отечественного и зарубежного опыта, а также использования конкретных практических ситуаций;
– развить навыки самостоятельного критического анализа, творческого осмысления и обобщения теоретического и практического опыта в области конкретной темы научного исследования.
Выполненная курсовая работа может стать основой для дальнейшей научно-исследовательской деятельности студента, включая дипломную работу или дипломный проект. Чтобы повысить практическую значимость курсовой работы и заинтересованность в ней организаций (предприятий), на базе которых выполняется исследование, нужно стремиться к разработке наиболее существенных для них проблем и направлений, требующих определенных корректировок в современных условиях деятельности.
В процессе выполнения курсовой работы выделяют три основных этапа:
1) теоретическое ознакомление с направлением предстоящего исследования;
2) прикладные исследования практики работы предприятий;
3) защита работы (публичная).
Результатом теоретической части исследования являются выбор темы, определение цели и постановка задач. В прикладную составляющую курсовой работы включаются сбор и обработка фактического материала и оформление результатов для сдачи на проверку руководителю. На последнем этапе руководитель осуществляет проверку полученных результатов, оценку их грамотности и обоснованности, а также проходит публичная защита работы для определения окончательной оценки за проведенное исследование.
Выбор темы осуществляется студентом самостоятельно с учетом интереса к проблеме, ее актуальности, возможности получения конкретных данных, наличия специальной литературы. При этом студент руководствуется примерным перечнем тем курсовых работ (допускается их корректировка), конкретная формулировка может быть уточнена совместно с руководителем. Не допускается написание работ на одну тему на одном и том же предприятии.
В начале работы в соответствии с выбранной темой разрабатывается задание на курсовую работу, которое может быть скорректировано.
Практическая составляющая курсового исследования важна для подтверждения теоретических выводов и является основным критерием оценки способностей студента использовать накопленный багаж знаний в практике работы исследуемых организаций (предприятий).
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа является основным учебным документом, отражающим результаты изучения студентом избранной тематики. Она должна носить исследовательский характер, иметь четкое построение, логическую последовательность изложения материала, краткость и точность формулировок, исключающих возможность субъективного и неоднозначного толкования. Все выводы и предложения автора должны быть убедительно аргументированы и обоснованы.
Курсовая работа содержит следующие структурные составляющие:
1) титульный лист;
2) задание на курсовую работу;
3) реферат;
4) содержание;
5) введение;
6) основную часть с разбивкой по главам и параграфам;
7) заключение;
8) список использованных источников;
9) приложения.
Титульный лист (приложение А) является первой страницей работы. Здесь указывается обозначение курсовой работы, состоящее из индекса работы (КР), кода университета – 02069964, номера специальности, номера автора работы по списку из учебной группы, двух последних цифр года окончания выполнения работы, разделяемые тире. Например, КР-02069964-080109-16-10.
За титульным листом располагается задание на курсовую работу (приложение Б).
Реферат (приложение В) должен содержать:
– сведения об объеме работы, количестве в ней иллюстраций, таблиц, использованных источников;
– перечень ключевых слов (от 5 до 15 слов или словосочетаний из текста, которые в наибольшей мере характеризуют его содержание и обеспечивают возможность информационного поиска, приводятся в именительном падеже в строку через запятую);
– текст реферата (должен отражать объект исследования; цель работы; метод или методологию проведения работы; полученные результаты и их новизну; степень внедрения (полная или частичная); эффективность; область применения).
Если работа не содержит сведений по какой-либо из перечисленных структурных частей реферата, то в тексте реферата она опускается, при этом последовательность изложения сохраняется.
Слово «Реферат» записывают в верхней части страницы, посередине строки, с прописной буквы и выделяют полужирным шрифтом.
Объем реферата – не более одной страницы.
Содержание представляет собой перечень структурных единиц курсовой работы (введение, названия разделов (глав) и подразделов (параграфов), заключение, список использованных источников, приложения) с указанием страниц их расположения (приложение Г).
Слово «Содержание» записывают в верхней части страницы, посередине строки, с прописной буквы и выделяют полужирным шрифтом.
Введение должно кратко характеризовать современное состояние научной проблемы, которой посвящена работа, а также ее цель и задачи. Во введении следует четко сформулировать, в чем заключаются новизна и актуальность работы, обосновать необходимость ее проведения.
Слово «Введение» записывают в верхней части страницы, посередине строки, с прописной буквы и выделяют полужирным шрифтом.
В основной части приводят данные, отражающие сущность, методику и основные результаты. Основная часть курсовой работы состоит, как правило, из трех разделов (глав), разбитых на подразделы (параграфы) в зависимости от степени конкретизации предмета исследования. Они должны иметь содержательные заголовки. Объем каждого параграфа – не менее 3 страниц.
Первый раздел работы – теоретические аспекты темы исследования, которые должны послужить основой для правильного решения практических вопросов и получения верных, обоснованных выводов. В данном разделе необходимо сделать небольшой исторический экскурс, провести критический обзор отечественных и зарубежных литературных источников, отражающих современный уровень состояния рассматриваемой проблемы, показать различные точки зрения на проблему, степень изученности теоретических, практических, дискуссионных вопросов, высказать и обосновать собственную точку зрения.
Второй раздел носит аналитический характер и содержит характеристику, анализ и оценку конкретного объекта исследования (предприятия, организации). Здесь автор анализирует конкретные данные по изучаемому объекту. Обязательным является проведение экономико-статистического анализа исследуемой темы: изменения, происходящие в объекте за период не менее 3 лет, с целью выявления основных тенденций и особенностей его развития; причинно-следственные зависимости с определением тесноты связи между факторами; оценка сложности и глубины решаемых проблем и эффективности применяемых мер для их решения. При написании этого раздела студент всесторонне применяет и использует различные методы изучения, анализа и синтеза рассматриваемой проблемы в практическом разрезе. Данные второго раздела должны подтверждать рассмотренные в первом разделе теоретические положения.
Третий раздел – проектный и носит, как правило, рекомендательный характер, содержит обоснование направлений и методов решения исследуемой проблемы, разработку предложений по совершенствованию процессов или отдельных видов деятельности в организации, обоснование эффективности предлагаемых решений и направлений развития. Здесь автор на основе теоретического материала первого раздела и аналитических исследований второго приводит методику, прогнозы, планы, возможные резервы, обоснование стратегии развития и т.д., имеющие практическую и научную ценность.
Заключение должно содержать краткие выводы по результатам выполненной работы, оценку полноты решения поставленных задач, разработку рекомендаций по конкретному использованию результатов и сформулированных предложений в действующей практике работы предприятия.
Содержание работы следует излагать терминологией, присущей данной области. Изложенный материал необходимо проиллюстрировать таблицами, графиками, диаграммами, составленными на основе данных предприятия или взятых из использованных источников.
В список использованных источников (их должно быть не менее 30) включается вся литература, с которой студент ознакомился при подготовке курсовой работы. Не допускается к защите работа, в списке использованных источников которой не представлена литература последних лет.
В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной работой, которые по каким-либо причинам не могут быть приведены в основной части:
– таблицы вспомогательных цифровых данных;
– инструкции, методики, разработанные в процессе выполнения работы;
– иллюстрации вспомогательного характера.
ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовые работы оформляются в соответствии с СТО МордГУ 006-2009. Курсовая работа должна быть выполнена с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора интервала. Рекомендуется в компьютерном исполнении шрифт Times New Roman, размер 14. Цвет шрифта должен быть черным.
Разрешается использовать компьютерные возможности, акцентируя внимание на определенных терминах, формулах, применяя шрифты разной гарнитуры.
Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и равен пяти знакам.
В курсовых работах по всем четырем сторонам листа должны быть оставлены поля. Размер левого поля – 30 мм, правого – 10 мм, верхнего и нижнего полей – 20 мм.
Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц, но номер страницы на нем не проставляют. Допускается не проставлять страницы на задании. На всех остальных листах страницы проставляются. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц.
Оптимальный объем работы составляет 30–45 листов машинописного текста, включая таблицы, графики, рисунки. Объем приложений не ограничивается.
Сокращение русских слов и словосочетаний – по ГОСТ 7.12–93. Если в работе принята особая система сокращения слов или наименований, то перечень принятых сокращений должен быть приведен в структурном элементе «Обозначения и сокращения» после элемента «Содержание».
Построение курсовых работ
Текст основной части делят на главы и параграфы. Главы должны быть пронумерованы арабскими цифрами в пределах всей работы (пример – 1, 2, 3).
Номер параграфа включает номер главы и порядковый номер параграфа, разделенные точкой (пример – 1.1, 1.2, 1.3 и т. д.).
После номера главы или параграфа точку не ставят.
Заголовки глав и параграфов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Начертание должно быть полужирным. Перенос слов в заголовках не допускается. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
Каждый структурный элемент (реферат, содержание, введение, главы, заключение, список использованных источников, приложения) следует начинать с новой страницы. Параграфы в главах печатаются в продолжение предыдущего текста. Исключение делается лишь тогда, когда на странице умещается только название. В таких случаях параграф начинается с нового листа.
Расстояние между заголовком главы (параграфа) и последующим текстом и расстояние между заголовком параграфа и последней строкой предыдущего текста должно быть два межстрочных интервала (через строку).
Перечисления
В тексте работы могут быть приведены перечисления. Перед каждым перечислением следует ставить дефис или, при необходимости ссылки в тексте документа на одно из перечислений, строчную букву (за исключением ё, з, й, о, ч, ь, ы, ъ), после которой ставится скобка.
Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, например,
а) _____________
б) _____________
1) ________
2) ________
в) _____________
Иллюстрации
Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Допускаются цветные иллюстрации. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в тексте (например, «… в соответствии с рисунком 2.3 …»).
Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах главы. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера главы и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например, Рисунок 2.3 (третий рисунок второй главы).
Иллюстрации при необходимости могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом: Рисунок 2.3 – Структура оборотных средств предприятия.
Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например, Рисунок А.3.
Таблицы
Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Таблицы применяют для большей наглядности и удобства сравнения показателей. Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице таким образом, чтобы ее можно было читать без поворота. На все таблицы должны быть ссылки (например, «… данные приведены в таблице 1.2»).
Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать таблицы в пределах главы. В этом случае номер таблицы состоит из номера главы и порядкового номера таблицы, разделенных точкой. Например, Таблица 1.2 (вторая таблица первой главы).
Название таблицы при его наличии должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.
Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другую страницу. При этом заголовок помещается только над ее первой частью, а над другими частями пишется слово «Продолжение» и указывается номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1.2».
Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы. Если строки и графы таблицы выходят за формат страницы, то в первом случае в каждой части таблицы повторяется головка, во втором случае – боковик.
Если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее – кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк.
Пример оформления таблицы:
Таблица ______ – _________________
номер название таблицы
Заголовки граф |
|
|
|
Графы (колонки)
Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается.
Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте.
Формулы
Формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если формула не умещается в одну строку, то она должна быть перенесена после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (–), умножения (´) или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют.
Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они в ней даны. Пояснения каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться со слова «где» без абзацного отступа и без двоеточия после него.
Пример оформления формулы:
Коэффициент физического износа К фи по сроку службы определяется по формуле
, (2.1)
где Т ф – фактический срок службы, годы;
Т н – нормативный срок службы (амортизационный период), годы.
Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, разделяются запятой.
Формулы следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке. Допускается нумеровать формулы порядковой нумерацией в пределах главы. Номер формулы состоит из номера главы и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например (2.1). Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках, например, «… в формуле (2.1)».
Формулы, помещенные в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например формула (А.1).
Рекомендуется написание формул в среде Microsoft Equation.
Ссылки и сноски
При ссылках на данную работу указывают номера глав и параграфов, перечислений, графического материала, формул, таблиц, а также графы и строки таблиц данной работы и позиции составных частей рисунка.
При ссылках следует писать: «… в соответствии с главой 2», «… согласно 3.1», «… по 1.1», «… в соответствии с рисунком А.2», «(рисунок 2.3)», «… по формуле (3.4)», «в соответствии с таблицей 1.3», «(таблица 2.4)», «… в соответствии с приложением А», «(приложение Г)» и т.п.
Ссылки на использованные источники следует приводить в квадратных скобках с указанием номера источника по списку и страницы, например [27, с.9]. Исследования ряда авторов [27, с.9; 31, с.45].
Если необходимо пояснить отдельные данные, приведенные в тексте, то это делается с помощью надстрочных знаков сноски. Сноски в тексте располагают с абзацного отступа в конце страницы, на которой они обозначены, и отделяют от текста короткой тонкой горизонтальной линией с левой стороны, а к данным, расположенным в таблице, в конце таблицы под линией, обозначающей окончание таблицы.
Знак сноски ставят непосредственно после того слова, числа, символа, предложения, к которому дается пояснение, и перед текстом пояснения. Знак сноски выполняют арабскими цифрами со скобкой и помещают на уровне верхнего обреза шрифта (например, «… оборотные фонды предприятия1) …»).
Нумерация сносок отдельная для каждой страницы.
Допускается вместо цифр выполнять сноски звездочками (*). Применение более четырех звездочек не допускается.
Ресурсы удаленного доступа
О прекращении применения в отношении российского экспорта отдельных категорий текстильных товаров и одежды системы двойного контроля, предусмотренного соглашением между Российской Федерацией и Европейским сообществом о торговле текстильными товарами [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 08.07.2006 № 420. – М., 2006. – Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (ЖК РФ) [Электронный ресурс] : (с изм. и доп.) // Гарант : [сайт информ.-правовой компании]. – [М., 2008]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/law/12038291-000.htm.
Вильгельм Е. Управление знаниями как инструмент развития современной компании [Электронный ресурс] / Е. Вильгельм // Системное управление : электрон. журнал / Морд. гос. ун-т им. Н. П. Огарева. – 2009. – № 1 (5). – Режим доступа: http://sisupr/mrsu.ru.
ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Защита курсовой работы проводится публично. Для этого все курсовые работы должны быть сданы за две недели до начала экзаменационной сессии. Курсовую работу, выполненную студентом, проверяет руководитель и после одобрения представляет к защите. Защита проводится в присутствии специальной комиссии, назначенной кафедрой, и оценивается по дифференцированной системе. Публичная защита позволяет определить уровень знаний студента по соответствующей теме и полноту отражения им собственных выводов и предложений. В первую очередь студент отвечает на замечания руководителя, а затем на теоретические и практические вопросы, относящиеся к теме его исследования.
Каждая курсовая работа с учетом качества ее содержания и защиты оценивается по четырехбалльной системе.
Оценка «отлично» ставится за всестороннюю, глубокую разработку темы на основе привлечения необходимых источников информации, критическое отношение к использованному материалу, самостоятельность суждений, правильность расчетов и выводов, логичность изложения.
Оценку «хорошо» студент получает при невыполнении одного из вышеизложенных требований (например, ошибки в расчетах, выводах), но при условии достаточно полной, глубокой и самостоятельной разработки темы, а также соблюдения всех других требований (глубина, полнота информации и т.д.).
Оценка «удовлетворительно» ставится за работу, текст и цифровые данные которой свидетельствуют о добросовестном ознакомлении с материалом и проработке основных источников, без привлечения которых работа вообще не могла быть выполнена, а также в основном за правильное раскрытие темы, хотя при этом использовалось ограниченное количество источников литературы.
Работа, которую преподаватель признал неудовлетворительной, возвращается на доработку с учетом высказанных в отзыве замечаний.
Курсовая работа должна быть написана в установленные сроки. Несвоевременное ее представление на кафедру приравнивается к неявке на экзамен, поэтому студентам, не сдавшим без уважительных причин курсовую работу в срок, ставится неудовлетворительная оценка.
По решению кафедры курсовые работы, написанные на «отлично», могут быть защищены в виде доклада на научном студенческом кружке, на конференции. Они могут быть представлены на Всероссийский конкурс научных работ.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ
Темы курсовых работ для студентов
Специальности «Маркетинг»
1. Отечественный и зарубежный опыт развития малого предпринимательства.
2. Организационные объединения предприятий: особенности хозяйственной деятельности и управления.
3. Инфраструктура рынка и ее роль в предпринимательской деятельности.
4. Производственная и организационная структура предприятия.
5. Совершенствование производственной инфраструктуры предприятия.
6. Внутренняя среда и экономический потенциал организации.
7. Влияние факторов внешней среды на деятельность предприятия.
8. Управление активами предприятия (организации).
9. Оценка имущества предприятия (организации).
10. Анализ структуры капитала и повышение финансовой устойчивости предприятия.
11. Основные фонды и эффективность их использования.
12. Производственные фонды предприятия и эффективность их использования.
13. Воспроизводство основного капитала предприятия.
14. Методы денежной оценки основных фондов и начисление амортизации.
15. Оборотный капитал: состав, структура, эффективность использования.
16. Оборотные средства и ускорение их оборачиваемости.
17. Определение потребности предприятия (организации) в оборотных средствах.
18. Финансовые ресурсы предприятия: формирование и использование в современных условиях.
19. Нематериальные активы предприятия: особенности создания и использования (отечественный и зарубежный опыт).
20. Товарная политика предприятия.
21. Производственная программа и оценка производственной мощности предприятия.
22. Анализ и выявление резервов использования производственной мощности предприятия (цеха).
23. Анализ спроса на продукцию (услуги) предприятия.
24. Анализ численности, состава и структуры персонала предприятия (организации).
25. Производительность труда, ее измерение и резервы роста на предприятии.
26. Нормирование труда и использование рабочего времени на предприятии (в цехе).
27. Мотивация персонала и использование форм материального стимулирования на предприятии (в организации).
28. Планирование и организация труда на предприятии.
29. Управление персоналом (отечественный и зарубежный опыт).
30. Социальная политика в организации.
31. Инвестиции в человеческий капитал, организация подготовки и переподготовки кадров предприятия (организации).
32. Совершенствование системы оплаты труда на предприятии в рыночных условиях.
33. Кадровый потенциал предприятия: оценка и развитие.
34. Оценка качества труда и его тарификация на предприятии.
35. Управление качеством (отечественный и зарубежный опыт).
36. Стандартизация, сертификация и контроль качества продукции на предприятии.
37. Оценка качества и конкурентоспособности продукции.
38. Формирование и реализация хозяйственной стратегии фирмы.
39. Оперативно-производственное планирование и диспетчеризация производства.
40. Система планирования на предприятии.
41. Бизнес-планирование на предприятии (в организации).
42. Издержки и эффективность производства в рыночных условиях.
43. Калькулирование себестоимости промышленной продукции.
44. Анализ факторов, влияющих на снижение себестоимости продукции (на примере конкретного изделия).
45. Доходы и расходы предприятия в рыночных условиях.
46. Формирование и направления использования прибыли предприятия (организации).
47. Экономическое содержание, виды и методы определения прибыли и рентабельности.
48. Ценовая политика предприятия в рыночных условиях.
49. Механизм формирования цены на предприятии.
50. Ценообразование в АПК: проблемы и перспективы.
51. Налогообложение предприятия.
52. Налогообложение предприятия малого бизнеса.
53. Управление инвестиционной деятельностью предприятия (организации).
54. Финансово-экономическая оценка эффективности инвестиций (на примере конкретного инвестиционного проекта).
55. Формирование и реализация инвестиционной стратегии предприятия (организации).
56. Оценка инвестиционной привлекательности предприятия.
57. Инновационная политика предприятия.
58. Организация и финансирование инновационной деятельности предприятия (организации).
59. Оценка экономической эффективности новой техники и технологии.
60. Риски в деятельности промышленных предприятий: виды, причины, способы снижения.
61. Развитие внешнеэкономической деятельности предприятия.
62. Стратегический и оперативный контроллинг на предприятии.
63. Организация управленческого учета на предприятии.
Темы курсовых работ для студентов
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Багиев Г. Л. Маркетинг : учеб. для студ. вузов, обуч. по экон. спец.: рек. Министерством образования и науки РФ / [Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, Х. Анн] ; под общ. ред. Г. Л. Багиева. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Питер, 2006. – 732 с.
2 Бизнес-планирование : учеб. для студ. вузов, обуч. по экон. спец.: рек. Министерством образования РФ / под ред. В. М. Попова [и др.]. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М. : Финансы и статистика, 2006. – 816 с.
3 Быстров О. Ф. Экономика предприятия (фирмы) / О. Ф. Быстров, Г. И. Болкина, Л. П. Афанасьева. – М. : Инфра-М, 2010. – 319 с.
4 Волков О. И. Экономика предприятия : Курс лекций / О. И. Волков, В. К. Скляренко. – М. : Инфра-М, 2010. – 280 с.
5 Гейер Г. Экономика предприятия. Ускоренный курс : пер. с нем. / Г. Гейер, Б. Арендт. – М. : Дело и Сервис, 2005. – 208 с.
6 Гелета И. В. Экономика организации (предприятия) / И. В. Гелета, Е. С. Калинская, А. А. Кофанов. – М. : Магистр, 2010. – 303 с.
7 Герасимов Б. И. Управление качеством : учеб. пособие по спец. «Менеджмент организации» : доп. Советом УМО вузов России по образованию в обл. менеджмента / Б. И. Герасимов, Н. В. Злобина, С. П. Спиридонов. – М. : КНОРУС, 2005. – 272 с.
8 Герасименко В. В. Ценообразование : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. 521600 «Экономика» : доп. Минобразования России / В. В. Герасименко; МГУ им. М. В. Ломоносова, экон. фак. – М. : ИНФРА-М, 2006. – 422 с.
9 Гиляровская Л. Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»: рек. УМО / Л. Т. Гиляровская, Д. В. Лысенко, Д. А. Ендовицкий. – М. : Проспект, 2006. – 360 с.
10 Годин А. М. Маркетинг : учеб. для студ. вузов, обуч. по экон. спец. : рек. Министерством образования РФ / А. М. Годин. – Изд. 4-е, перераб. и доп. – М. : Дашков и К°, 2006. – 756 с.
11 Головачев А. С. Экономика предприятия : учеб. пособие для студ. учреждений, обеспеч. получение высш. образования по экон. спец. : в 2 ч. / А. С. Головачев. – Минск : Вышэйш. шк., 2008. – Ч. 1. – 447 с.
12 Гражданкина Е. В. Экономика малого предприятия / Е. В. Гражданкина. – М. : ГроссМедиа : РОСБУХ, 2008. – 144 с.
13 Грибов В. Д. Экономика предприятия : учебник : практикум / В. Д. Грибов. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М. : Финансы и статистика, 2008. – 336 с.
14 Грибов В. Д. Экономика предприятия сервиса : учеб. пособие для студ. вузов / В. Д. Грибов. – 2-е изд., стер. – М. : КноРус, 2008. – 280 с.
15 Елизаров Ю. Ф. Экономика организаций (предприятий) : учебник / Ю. Ф. Елизаров. – Изд. 3-е, испр. – М. : Экзамен, 2008. – 496 с.
16 Жиделева В. В. Экономика предприятия : учеб. пособие для студ. высш. экон. учеб. зав. / В. В. Жиделева. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2008.
17 Жиделева В. В. Экономика предприятия : учеб. пособие / В. В. Жиделева, Ю. Н. Каптейн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2005. – 133 с.
18 Журавлев П. В. Экономика предприятия и предпринимательской деятельности : учеб. для студ. вузов, обуч. по напр. "Экономика" и экон. спец. / Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова ; Моск. акад. предпринимательства при Правительстве г. Москвы. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М. : ЭКЗАМЕН, 2008. – 544 с.
19 Зайцев Н. Л. Экономика, организация и управление предприятием : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Менеджмент организации" / Н. Л. Зайцев. – 2-е изд., доп. – М. : ИНФРА-М, 2008. – 448 с.
20 Ильин А. И. Экономика предприятия / А. И. Ильин. – 2-е изд., испр. – Минск : Новое знание, 2008. – 236 с.
21 Инновационный менеджмент : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по экон. и управленческим спец.: рек. Минобразования России / под ред. Л. Н. Оголевой. – М. : ИНФРА-М, 2006. – 237 с.
22 Карпова Н. В. Экономика и социология труда : Социально-трудовые процессы в системе рыночного хозяйства : учеб. пособие / Н. В. Карпова, А. Г. Схиртладзе, В. Б. Крахт. – Старый Оскол : ТНТ, 2008. – 368 с.
23 Крум Э. В. Экономика предприятия / Э. В. Крум. – М. : ТетраСистемс, 2010. – 192 с.
24 Любушин Н. И. Экономика организации : учеб. для студ., обуч. по спец. «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Налоги и налогообложение», «Финансы и кредит», «Мировая экономика» / Н. И. Любушин. – М. : КноРус, 2010. – 304 с.
25 Мазур И. И. Управление качеством : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. «Управление качеством» : доп. Министерством образования России / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. – 2-е изд. – М. : ОМЕГА-Л, 2005. – 400 с.
26 Маркова В. Д. Стратегический менеджмент : курс лекций : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по экон. спец.: рек. Министерством образования РФ / В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова. – М. : ИНФРА-М ; Новосибирск : Сиб. соглашение, 2006. – 288 с.
27 Мумладзе Р. Г. Экономика и социология труда : учебник / [Р. Г. Мумладзе, Г. Н. Гужина] ; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Р. Г. Мумладзе. – 2-е изд., стер. – М. : КноРус, 2007. – 328 с.
28 Мяснянкина О. В. Экономика предприятия : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по техн. спец. / О. В. Мяснянкина. – М. : КноРус, 2008. – 190 с.
29 Паламарчук А. С. Экономика предприятия : учеб. пособие: Утв. Ред.-издат. сов. академии / А. С. Паламарчук, Л. Г. Паштова ; Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова. – М. : ИНФРА-М, 2001. – 175 с.
30 Пивоваров К. В. Планирование на предприятии : учеб. пособие / К. В. Пивоваров. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 256 с.
31 Производственный менеджмент : учеб. для студ., обуч. по напр. 521500 «Менеджмент» : доп. УМО по образованию в обл. произв. менеджмента / С.-Петерб. гос. ун-т (фак. менеджмента) ; С.-Петерб. гос. политехн. ун-т ; С.-Петерб. ин-т информатики РАН ; под ред. В. А. Козловского. – М. : ИНФРА-М, 2006. – 574 с.
32 Просветов Г. И. Экономика предприятия : задачи и решения : учеб.-практ. пособие / Г. И. Просветов. – М. : Альфа-Пресс, 2008. – 557 с.
33 Самарина В. П. Экономика организации : учеб. пособие для студ., обуч. по спец. «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит» / В. П. Самарина. – М. : КноРус, 2010. – 320 с.
34 Сафронова Н. А. Экономика организации (предприятия) / Н. А. Сафронова. – М. : Экономистъ, 2009. – 618 с.
35 Сергеев И. В. Экономика организаций (предприятий) : учебник / И. В. Сергеев. – Изд. 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2008. – 553 с.
36 Сергеев И. В. Экономика организаций (предприятий) : учебник / И. В. Сергеев, И. И. Веретенникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2010. – 560 с.
37 Скляренко В. К. Экономика предприятия : учеб. для студ. вузов, обуч. по напр. "Экономика" и др. экон. спец. / В. К. Скляренко. – М. : ИНФРА-М, 2008. – 528 с.
38 Смагин В. Н. Экономика предприятия : учеб. пособие для студ. вузов : рек. Учеб.-метод. центром "Классический учебник" / В. Н. Смагин. – М. : КноРус, 2006. – 160 с.
39 Стратегический менеджмент : Учеб. по спец. «Менеджмент организаций»: рек. УМО вузов России по образованию в обл. менеджмента / под ред. А. Н. Петрова. – СПб. : Питер, 2006. – 496 с.
40 Царев В. В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). Теория и методология : учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям экономики и управления / В. В. Царев, А. А. Кантарович, В. В. Черныш. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 799 с.
41 Цены и ценообразование : учеб. для студ., обуч. по спец. «Финансы и кредит», «Бух. учет, анализ и аудит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение» : рек. УМО по образованию в обл. финансов, учета и мировой экон. / под ред. И. К. Салимжанова. – М. : Проспект, 2006. – 359 с.
42 Черутова М. И. Экономика предприятия : учеб. пособие для вузов, обуч. по спец. 080502 "Экономика и управление на предприятии стр-ва" / М. И. Черутова. – СПб. : ГИОРД, 2008. – 176 с.
43 Чечевицына Л. Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Учебник / Л. Н. Чечевицына, И. Н. Чуев. – 4-е изд., доп. и перераб. – М. : Феникс, 2009. – 379 с.
44 Чечевицына Л. Н. Практикум по экономике предприятия / Л. Н. Чечевицына. – 2-е изд. – М. : Феникс, 2009. – 250 с.
45 Чуев И. Н. Экономика предприятия / И. Н. Чуев, Л. Н. Чуева. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Дашков и К°, 2010. – 416 с.
46 Экономика предприятия : сб. задач : учеб. пособие / [Н. Ф. Ревенко, А. Г. Схиртладзе, К. Д. Гайворонская и др.] ; под ред. Н. Ф. Ревенко. – М. : Высш. шк., 2007. – 191 с.
47 Экономика предприятия : учеб. для вузов / под ред. А. Е. Карлика, М. Л. Шухгальтер. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Питер, 2009. – 464 с.
48 Экономика предприятия : учеб. для студ. вузов, обуч. по экон. спец. / под ред. В. Я. Горфинкеля. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 767 с.
49 Экономика предприятия (фирмы) : учеб. для студ. вузов, обуч. по экон. спец. / Рос. экон. академия им. Г. В. Плеханов ; под ред. О. И. Волкова и О. В. Девяткина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2008. – 603 с.
50 Экономика фирмы : учеб. пособие для студ., обуч. по спец. "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Мировая экономика", "Налоги и налогообложение" / Финан. акад. при Правительстве РФ ; под ред. А. Н. Ряховской. – М. : Магистр, 2009. – 512 с.
51 Экономика фирмы : учеб. для студ. вузов, обуч. по экон. спец. / МГУ им. М. В. Ломоносова, экон. фак. ; под общ. ред. Н. П. Иващенко. – М. : ИНФРА-М, 2010. – 528 с.
Приложение А
(обязательное)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н. П. ОГАРЕВА»
Факультет экономический
Кафедра экономики и логистики
КУРСОВАЯ РАБОТА
Приложение Б
(обязательное)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н. П. ОГАРЕВА»
Факультет экономический
Кафедра экономики и логистики
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
Студента 201 группы Ивана Ивановича Иванова
1 Тема Мотивация персонала и использование форм материального стимулирования на предприятии
2 Срок представления работы к защите 24.05.10
3 Исходные данные для научного исследования работы отечественных и зарубежных авторов, учебные пособия, материалы периодической печати, статистические данные
4 Содержание курсовой работы
4.1 Теоретические аспекты мотивации персонала в организации
4.1.1 Сущность, задачи и методы мотивации. Теории мотивации
4.1.2 Понятие и формы материального стимулирования
4.1.3 Зарубежный опыт использования форм материального
стимулирования на предприятии
4.2 Анализ системы мотивации в ОАО «Электровыпрямитель»
4.2.1 Анализ системы оплаты труда на предприятии
4.2.2 Оценка применения социальных льгот и других форм
материального стимулирования
4.3 Совершенствование системы мотивации персонала в
ОАО «Электровыпрямитель»
4.3.1 Реорганизация системы оплаты труда на предприятии
4.3.2 Введение дополнительных форм материального стимулирования
Руководитель работы ______________________________________ И.Н. Петрова
Задание принял к исполнению __________________________________________
Приложение В
(обязательное)
Реферат
Курсовая работа содержит 43 страницы, 4 рисунка, 3 таблицы, 40 использованных источников, 2 приложения.
МОТИВАЦИЯ, СТИМУЛИРОВАНИЕ, ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА, ПРЕМИЯ, СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ, ЛЬГОТЫ, СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА, ЗАРПЛАТОЕМКОСТЬ.
Объект исследования: система мотивации в ОАО «Электровыпрямитель».
Цель работы – изучить систему мотивации персонала в ОАО «Электровыпрямитель» и разработать рекомендации по более эффективному использованию форм материального стимулирования.
Методы исследования: статистические и аналитические.
Полученные результаты: изучены теоретические основы мотивации персонала в организации, проанализирована система мотивации персонала в ОАО «Электровыпрямитель» и определены основные направления ее совершенствования.
Степень внедрения – частичная.
Область применения – в практической деятельности ОАО «Электровыпрямитель».
Приложение Г
(обязательное)
Содержание
с. | |
Введение | 5 |
1 Теоретические аспекты мотивации персонала в организации | 7 |
1.1 Сущность, задачи и методы мотивации. Теории мотивации | 7 |
1.2 Понятие и формы материального стимулирования | 10 |
1.3 Зарубежный опыт использования форм материального стимулирования на предприятии | 17 |
2 Анализ системы мотивации в ОАО «Электровыпрямитель» 26 | 22 |
2.1 Анализ системы оплаты труда на предприятии | 22 |
2.2 Оценка применения социальных льгот и других форм материального стимулирования | 28 |
3 Совершенствование системы мотивации персонала в ОАО «Электровыпрямитель» | 31 |
3.1 Реорганизация системы оплаты труда на предприятии | 31 |
3.2 Введение дополнительных форм материального стимулирования | 34 |
Заключение | 37 |
Список использованных источников | 39 |
Приложение А (обязательное) Положение об оплате труда работников ОАО «Электровыпрямитель» | 42 |
Приложение Б (обязательное) Положение о премировании | 43 |
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие……………………………………………………………………. | 4 |
Общие положения ……………………………………..………………………. | 5 |
Структура и содержание курсовой работы ………………...………………... | 6 |
Оформление курсовой работы ……………………………………………….. | 9 |
Защита курсовой работы …………………...…………………………………. | 16 |
Примерная тематика курсовых работ …………………..……………………. | 17 |
Библиографический список …………………………………………………... | 27 |
Приложения ………...………………………………………………………….. | 31 |
Учебное издание
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
КУРСОВЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНАМ
«ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)»
И «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ»
Составители: ВДОВИН Сергей Михайлович
ГУСЬКОВА Надежда Дмитриевна
ГОРИНА Алла Петровна и др.
Печатается в авторской редакции в соответствии
с представленным оригинал-макетом
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ
ПО ДИСЦИПЛИНАМ
«ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИЙ
(ПРЕДПРИЯТИЙ)» И «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ»
САРАНСК
ИЗДАТЕЛЬСТВО МОРДОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
УДК 658 (076)
Составители: С. М. Вдовин, Н. Д. Гуськова, А. П. Горина, И. Н. Краковская, Е. А. Ляманова, О. Н. Алферина, Н. В. Корнеева
Методические указания по выполнению курсовых работ по дисциплинам «Экономика организаций (предприятий)» и «Экономическое управление организацией» / сост.: С. М. Вдовин, Н. Д. Гуськова, А. П. Горина [и др.]. – 2-е изд., перераб. и доп. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2010. – 36 с.
Методические указания содержат требования по выполнению курсовых работ в соответствии с Государственным образовательным стандартом, общие рекомендации по их выполнению, примерную тематику и рекомендуемую литературу, а также требования к оформлению курсовых работ.
Предназначены для студентов всех форм обучения и слушателей Института дополнительного образования специальностей «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Менеджмент организации», «Финансы и кредит», «Маркетинг», «Управление качеством» и направлениям бакалавриата «Менеджмент», «Экономика», «Статистика».
Печатается по решению научно-методического совета Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева
ПРЕДИСЛОВИЕ
В условиях развития рыночных отношений основным звеном экономики все в большей степени становится предприятие, так как именно на нем создается продукция, выполняются работы и оказываются разнообразные услуги. Для достижения намеченных целей предприятие использует различные факторы производства: трудовые ресурсы, технику, технологии, природные ресурсы, капитал и т.д. На предприятии разрабатываются бизнес-планы, реализуются управленческие функции, проводятся маркетинговые исследования, разрабатываются организационно-технологические мероприятия, направленные на получение экономического эффекта и экономической эффективности от их внедрения. От того, насколько эффективно предприятие осуществляет свою производственно-хозяйственную деятельность, зависит благосостояние его работников и общества в целом.
Для решения этих задач требуются глубокие экономические знания. Для овладения теоретическими знаниями и приобретения практических навыков по многоаспектным проблемам производственно-хозяйственной и экономико-финансовой деятельности предприятия (организации) Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в учебные планы введены курсы «Экономика организаций (предприятий)» и «Экономическое управление организацией». Курс «Экономика организаций (предприятий)» включен в учебный план таких специальностей, как «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Менеджмент организации», «Финансы и кредит», «Маркетинг». На специальности «Управление качеством» вышеперечисленные задачи решает курс «Экономическое управление организацией».
Наряду с лекционными, семинарскими и практическими занятиями, учебные планы включают самостоятельную и индивидуальную работу студентов, а также представление их результатов в виде курсовой работы.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Курсовая работа – один из важнейших элементов учебного процесса, способствующий развитию навыков самостоятельной работы, овладению методикой исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых проблем и вопросов. Выполняя ее, студент углубляет, закрепляет и систематизирует теоретические знания и практические навыки, полученные им в ходе изучения дисциплин «Экономика организаций (предприятий)» и «Экономическое управление организацией».
Выполнение курсовой работы позволяет решить следующие задачи:
– углубить и закрепить теоретические знания в области экономики, что достигается путем изучения специальной литературы по избранной теме. В процессе ее изучения приобретаются навыки выявления нерешенных проблем, систематизации точек зрения отдельных авторов по их решению, складывается собственное отношение студента к решению той или иной проблемы. В результате повышается познавательная активность в изыскании различных вариантов более рациональных или оптимальных решений, стимулируются инициатива и самостоятельность, повышается ответственность за принятие решений, формируется научный, диалектический образ мышления;
– научить студента анализировать конкретные данные по выбранному объекту и теме, дать оценку происходящим явлениям, сделать правильные выводы по результатам проведенного анализа;
– выявить способности студента правильно применять теоретические положения, достижения науки при решении конкретных практических задач; умение обосновать целесообразность внедрения достижений науки и практики, оценить эффективность тех или иных мероприятий;
– определить способности студента излагать свои мысли четко, грамотно и в строгой логической последовательности. Он должен показать умение обобщать полученные данные и на их основе формулировать правильные выводы и давать обоснованные предложения для внедрения в практику работы организации (предприятия);
– развивать у студента формирование компетенций в области обобщения отечественного и зарубежного опыта, а также использования конкретных практических ситуаций;
– развить навыки самостоятельного критического анализа, творческого осмысления и обобщения теоретического и практического опыта в области конкретной темы научного исследования.
Выполненная курсовая работа может стать основой для дальнейшей научно-исследовательской деятельности студента, включая дипломную работу или дипломный проект. Чтобы повысить практическую значимость курсовой работы и заинтересованность в ней организаций (предприятий), на базе которых выполняется исследование, нужно стремиться к разработке наиболее существенных для них проблем и направлений, требующих определенных корректировок в современных условиях деятельности.
В процессе выполнения курсовой работы выделяют три основных этапа:
1) теоретическое ознакомление с направлением предстоящего исследования;
2) прикладные исследования практики работы предприятий;
3) защита работы (публичная).
Результатом теоретической части исследования являются выбор темы, определение цели и постановка задач. В прикладную составляющую курсовой работы включаются сбор и обработка фактического материала и оформление результатов для сдачи на проверку руководителю. На последнем этапе руководитель осуществляет проверку полученных результатов, оценку их грамотности и обоснованности, а также проходит публичная защита работы для определения окончательной оценки за проведенное исследование.
Выбор темы осуществляется студентом самостоятельно с учетом интереса к проблеме, ее актуальности, возможности получения конкретных данных, наличия специальной литературы. При этом студент руководствуется примерным перечнем тем курсовых работ (допускается их корректировка), конкретная формулировка может быть уточнена совместно с руководителем. Не допускается написание работ на одну тему на одном и том же предприятии.
В начале работы в соответствии с выбранной темой разрабатывается задание на курсовую работу, которое может быть скорректировано.
Практическая составляющая курсового исследования важна для подтверждения теоретических выводов и является основным критерием оценки способностей студента использовать накопленный багаж знаний в практике работы исследуемых организаций (предприятий).
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа является основным учебным документом, отражающим результаты изучения студентом избранной тематики. Она должна носить исследовательский характер, иметь четкое построение, логическую последовательность изложения материала, краткость и точность формулировок, исключающих возможность субъективного и неоднозначного толкования. Все выводы и предложения автора должны быть убедительно аргументированы и обоснованы.
Курсовая работа содержит следующие структурные составляющие:
1) титульный лист;
2) задание на курсовую работу;
3) реферат;
4) содержание;
5) введение;
6) основную часть с разбивкой по главам и параграфам;
7) заключение;
8) список использованных источников;
9) приложения.
Титульный лист (приложение А) является первой страницей работы. Здесь указывается обозначение курсовой работы, состоящее из индекса работы (КР), кода университета – 02069964, номера специальности, номера автора работы по списку из учебной группы, двух последних цифр года окончания выполнения работы, разделяемые тире. Например, КР-02069964-080109-16-10.
За титульным листом располагается задание на курсовую работу (приложение Б).
Реферат (приложение В) должен содержать:
– сведения об объеме работы, количестве в ней иллюстраций, таблиц, использованных источников;
– перечень ключевых слов (от 5 до 15 слов или словосочетаний из текста, которые в наибольшей мере характеризуют его содержание и обеспечивают возможность информационного поиска, приводятся в именительном падеже в строку через запятую);
– текст реферата (должен отражать объект исследования; цель работы; метод или методологию проведения работы; полученные результаты и их новизну; степень внедрения (полная или частичная); эффективность; область применения).
Если работа не содержит сведений по какой-либо из перечисленных структурных частей реферата, то в тексте реферата она опускается, при этом последовательность изложения сохраняется.
Слово «Реферат» записывают в верхней части страницы, посередине строки, с прописной буквы и выделяют полужирным шрифтом.
Объем реферата – не более одной страницы.
Содержание представляет собой перечень структурных единиц курсовой работы (введение, названия разделов (глав) и подразделов (параграфов), заключение, список использованных источников, приложения) с указанием страниц их расположения (приложение Г).
Слово «Содержание» записывают в верхней части страницы, посередине строки, с прописной буквы и выделяют полужирным шрифтом.
Введение должно кратко характеризовать современное состояние научной проблемы, которой посвящена работа, а также ее цель и задачи. Во введении следует четко сформулировать, в чем заключаются новизна и актуальность работы, обосновать необходимость ее проведения.
Слово «Введение» записывают в верхней части страницы, посередине строки, с прописной буквы и выделяют полужирным шрифтом.
В основной части приводят данные, отражающие сущность, методику и основные результаты. Основная часть курсовой работы состоит, как правило, из трех разделов (глав), разбитых на подразделы (параграфы) в зависимости от степени конкретизации предмета исследования. Они должны иметь содержательные заголовки. Объем каждого параграфа – не менее 3 страниц.
Первый раздел работы – теоретические аспекты темы исследования, которые должны послужить основой для правильного решения практических вопросов и получения верных, обоснованных выводов. В данном разделе необходимо сделать небольшой исторический экскурс, провести критический обзор отечественных и зарубежных литературных источников, отражающих современный уровень состояния рассматриваемой проблемы, показать различные точки зрения на проблему, степень изученности теоретических, практических, дискуссионных вопросов, высказать и обосновать собственную точку зрения.
Второй раздел носит аналитический характер и содержит характеристику, анализ и оценку конкретного объекта исследования (предприятия, организации). Здесь автор анализирует конкретные данные по изучаемому объекту. Обязательным является проведение экономико-статистического анализа исследуемой темы: изменения, происходящие в объекте за период не менее 3 лет, с целью выявления основных тенденций и особенностей его развития; причинно-следственные зависимости с определением тесноты связи между факторами; оценка сложности и глубины решаемых проблем и эффективности применяемых мер для их решения. При написании этого раздела студент всесторонне применяет и использует различные методы изучения, анализа и синтеза рассматриваемой проблемы в практическом разрезе. Данные второго раздела должны подтверждать рассмотренные в первом разделе теоретические положения.
Третий раздел – проектный и носит, как правило, рекомендательный характер, содержит обоснование направлений и методов решения исследуемой проблемы, разработку предложений по совершенствованию процессов или отдельных видов деятельности в организации, обоснование эффективности предлагаемых решений и направлений развития. Здесь автор на основе теоретического материала первого раздела и аналитических исследований второго приводит методику, прогнозы, планы, возможные резервы, обоснование стратегии развития и т.д., имеющие практическую и научную ценность.
Заключение должно содержать краткие выводы по результатам выполненной работы, оценку полноты решения поставленных задач, разработку рекомендаций по конкретному использованию результатов и сформулированных предложений в действующей практике работы предприятия.
Содержание работы следует излагать терминологией, присущей данной области. Изложенный материал необходимо проиллюстрировать таблицами, графиками, диаграммами, составленными на основе данных предприятия или взятых из использованных источников.
В список использованных источников (их должно быть не менее 30) включается вся литература, с которой студент ознакомился при подготовке курсовой работы. Не допускается к защите работа, в списке использованных источников которой не представлена литература последних лет.
В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной работой, которые по каким-либо причинам не могут быть приведены в основной части:
– таблицы вспомогательных цифровых данных;
– инструкции, методики, разработанные в процессе выполнения работы;
– иллюстрации вспомогательного характера.
ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовые работы оформляются в соответствии с СТО МордГУ 006-2009. Курсовая работа должна быть выполнена с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора интервала. Рекомендуется в компьютерном исполнении шрифт Times New Roman, размер 14. Цвет шрифта должен быть черным.
Разрешается использовать компьютерные возможности, акцентируя внимание на определенных терминах, формулах, применяя шрифты разной гарнитуры.
Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и равен пяти знакам.
В курсовых работах по всем четырем сторонам листа должны быть оставлены поля. Размер левого поля – 30 мм, правого – 10 мм, верхнего и нижнего полей – 20 мм.
Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц, но номер страницы на нем не проставляют. Допускается не проставлять страницы на задании. На всех остальных листах страницы проставляются. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц.
Оптимальный объем работы составляет 30–45 листов машинописного текста, включая таблицы, графики, рисунки. Объем приложений не ограничивается.
Сокращение русских слов и словосочетаний – по ГОСТ 7.12–93. Если в работе принята особая система сокращения слов или наименований, то перечень принятых сокращений должен быть приведен в структурном элементе «Обозначения и сокращения» после элемента «Содержание».
Построение курсовых работ
Текст основной части делят на главы и параграфы. Главы должны быть пронумерованы арабскими цифрами в пределах всей работы (пример – 1, 2, 3).
Номер параграфа включает номер главы и порядковый номер параграфа, разделенные точкой (пример – 1.1, 1.2, 1.3 и т. д.).
После номера главы или параграфа точку не ставят.
Заголовки глав и параграфов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Начертание должно быть полужирным. Перенос слов в заголовках не допускается. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
Каждый структурный элемент (реферат, содержание, введение, главы, заключение, список использованных источников, приложения) следует начинать с новой страницы. Параграфы в главах печатаются в продолжение предыдущего текста. Исключение делается лишь тогда, когда на странице умещается только название. В таких случаях параграф начинается с нового листа.
Расстояние между заголовком главы (параграфа) и последующим текстом и расстояние между заголовком параграфа и последней строкой предыдущего текста должно быть два межстрочных интервала (через строку).
Перечисления
В тексте работы могут быть приведены перечисления. Перед каждым перечислением следует ставить дефис или, при необходимости ссылки в тексте документа на одно из перечислений, строчную букву (за исключением ё, з, й, о, ч, ь, ы, ъ), после которой ставится скобка.
Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, например,
а) _____________
б) _____________
1) ________
2) ________
в) _____________
Иллюстрации
Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Допускаются цветные иллюстрации. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в тексте (например, «… в соответствии с рисунком 2.3 …»).
Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах главы. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера главы и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например, Рисунок 2.3 (третий рисунок второй главы).
Иллюстрации при необходимости могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом: Рисунок 2.3 – Структура оборотных средств предприятия.
Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например, Рисунок А.3.
Таблицы
Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Таблицы применяют для большей наглядности и удобства сравнения показателей. Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице таким образом, чтобы ее можно было читать без поворота. На все таблицы должны быть ссылки (например, «… данные приведены в таблице 1.2»).
Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать таблицы в пределах главы. В этом случае номер таблицы состоит из номера главы и порядкового номера таблицы, разделенных точкой. Например, Таблица 1.2 (вторая таблица первой главы).
Название таблицы при его наличии должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.
Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другую страницу. При этом заголовок помещается только над ее первой частью, а над другими частями пишется слово «Продолжение» и указывается номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1.2».
Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы. Если строки и графы таблицы выходят за формат страницы, то в первом случае в каждой части таблицы повторяется головка, во втором случае – боковик.
Если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее – кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк.
Пример оформления таблицы:
Таблица ______ – _________________
номер название таблицы
Заголовки граф |
|
|
|
Графы (колонки)
Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается.
Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте.
Формулы
Формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если формула не умещается в одну строку, то она должна быть перенесена после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (–), умножения (´) или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют.
Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они в ней даны. Пояснения каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться со слова «где» без абзацного отступа и без двоеточия после него.
Пример оформления формулы:
Коэффициент физического износа К фи по сроку службы определяется по формуле
, (2.1)
где Т ф – фактический срок службы, годы;
Т н – нормативный срок службы (амортизационный период), годы.
Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, разделяются запятой.
Формулы следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке. Допускается нумеровать формулы порядковой нумерацией в пределах главы. Номер формулы состоит из номера главы и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например (2.1). Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках, например, «… в формуле (2.1)».
Формулы, помещенные в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например формула (А.1).
Рекомендуется написание формул в среде Microsoft Equation.
Ссылки и сноски
При ссылках на данную работу указывают номера глав и параграфов, перечислений, графического материала, формул, таблиц, а также графы и строки таблиц данной работы и позиции составных частей рисунка.
При ссылках следует писать: «… в соответствии с главой 2», «… согласно 3.1», «… по 1.1», «… в соответствии с рисунком А.2», «(рисунок 2.3)», «… по формуле (3.4)», «в соответствии с таблицей 1.3», «(таблица 2.4)», «… в соответствии с приложением А», «(приложение Г)» и т.п.
Ссылки на использованные источники следует приводить в квадратных скобках с указанием номера источника по списку и страницы, например [27, с.9]. Исследования ряда авторов [27, с.9; 31, с.45].
Если необходимо пояснить отдельные данные, приведенные в тексте, то это делается с помощью надстрочных знаков сноски. Сноски в тексте располагают с абзацного отступа в конце страницы, на которой они обозначены, и отделяют от текста короткой тонкой горизонтальной линией с левой стороны, а к данным, расположенным в таблице, в конце таблицы под линией, обозначающей окончание таблицы.
Знак сноски ставят непосредственно после того слова, числа, символа, предложения, к которому дается пояснение, и перед текстом пояснения. Знак сноски выполняют арабскими цифрами со скобкой и помещают на уровне верхнего обреза шрифта (например, «… оборотные фонды предприятия1) …»).
Нумерация сносок отдельная для каждой страницы.
Допускается вместо цифр выполнять сноски звездочками (*). Применение более четырех звездочек не допускается.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 327.