Монополия в условиях равновесия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Если в условиях совершенной конкуренции фирме можно выбрать только объем производства, т.к. цена устанавливается на рынке и является числом заданным, то монополия определяет и объем производства и цену, при кот. максимум прибили.

В качестве кривой спроса выступает рыночная кривая спроса, имеющая отрицательный наклон, следовательно монополист должен учитывать, что спрос его фирмы не совершенно эластичен, если поднимет цену, то потеряет часть клиентов, если снизит цену, то продаст больше, т.е. установится объем производства и цена.

QmPm – монопольные.

PcQc – совершенные.

P – спрос.

( рис - Максимизация прибыли)

Монополист всегда устанавливает цену, кот. превышает предельные издержки

VR=MC<P

Монополист устанавливает не максимально возможную цену, кот. он хотел бы получить. Он избегает неэластичного участка кривой спроса при выборе решения об объеме продаж и цены. При равновесии фирмы предельные издержки меньше монопольно цены. Этой разницей пользуются для определения степени монопольного влияния фирмы, с помощью индекса Лернера

Само по себе положение монополии не гарантирует фирме получения всегда положительной цены. М.б. так, когда покупатели не захотят платить такую цену, которая обеспечивала бы монополисту покрытия всех затрат на производство. Объем производства, при котором предельные издержки равны предельному доходу, обеспечивает минимум убытков.

 

(Рис - Минимизация убытков)

Фирмы-монополисты, действующие в долговременном периоде, расширяют свои операции до тех пор, пока не выпустится количество товаров, соответствующее равенству предельного дохода и долгосрочных предельных издержек. Если монополист может при установленной цене получить эк. прибыль, следовательно, свободный вход на рынок других продавцов невозможен. Если бы существовал свободный вход, то поддержание монополии в течение длительного периода невозможно, т.к. появление новых фирм увеличило бы предложение, кот. снизило бы цену до уровня, допускающего нормальную прибыль.

25 Принципы монополистического ценообразования. Ценовая дискриминация.

Ценовая дискриминация

Ценовая дискриминация является одним из способов рас­ширения рынка сбыта в условиях монополии. Производя про­дукции меньше и реализуя ее по более высокой цене, чем в ус­ловиях чистой конкуренции, монополист тем самым лишается чисти потенциальных покупателей, которые были бы готовы приобрести товар, если бы его цена была ниже монопольной. Однако, снижая цену с целью расширения объема сбыта, моно­полист вынужден снижать цену на всю продаваемую продук­цию. Но в некоторых случаях фирма может устанавливать раз­ные цены на одну и ту же продукцию для разных групп покупателей. Если одни покупатели приобретают продукцию по более низкой цене, чем остальные, имеет место практика ценовой дискриминации.

Ценовая дискриминация может проводиться при следующих случаях:

• покупатель, приобретя продукцию, не имеет возможности перепродать;

• существует возможность разделить всех потребителей дан­ной продукции на рынки, спрос на которых имеет разную элас­тичность.

Действительно, если фирма, производящая любую продукцию, которая может быть перепродана, например телевизоры, холо­дильники, сигареты и т.п., решила прибегнуть к ценовой дискри­минации, она столкнется со следующей ситуацией. Снижение цены на эти товары для пенсионеров и сохранение ее на начальном уровне для всех остальных категорий населения приведем к тому, что, покупая эти товары, пенсионеры тут же будут их пере­продавать. К тому же такая ценовая политика может вызвать недо­вольство покупателей.

Иная ситуация складывается, если продукция не может пере­продаваться; сюда относятся прежде всего отдельные виды услуг. В этом случае для групп потребителей, спрос со стороны которых является более эластичным, устанавливаются различные виды скидок с цены. Иными словами, разные группы потребителей представляют собой разные рынки, эластичность спроса на кото­рых различная.

С одной стороны, ценовая дискриминация позволяет увели­чить доходы монополиста, а с другой — большее количество по­требителей получают возможность воспользоваться услугой дан­ного вида. Такая политика в области ценообразования выгодна обеим сторонам. Однако в некоторых странах ценовая дискрими­нация рассматривается как препятствие конкуренции и усиление монопольной власти и ее отдельные проявления подпадают под антимонопольное законодательство.



Дата: 2019-12-10, просмотров: 236.