Потребительский выбор и его особенности. и их поведение в рыночной экономике.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Потребности-объективная нужда в чем-либо необходимом для достижения жизнедеятельности человека и развития его личности. Потребительское поведение- процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги с учетом их дохода и личных предпочтений. На рынке потребитель сталкивается с бесчисленным количеством товаров и услуг, из которых он должен сформировать свою потребительскую корзину. Полезность блага- это способность экономического блага удовлетворить 1 или более человеческих потребностей. Различают общую и предельную полезность. Общая полезность- это удовлетворение, которое получают от потребления определенного набора единиц товара. Предельная полезность- полезность= приращению увеличения общей полезности в результате преобразования дополнительной единицы данного товара.

Закон предельной полезности. В результате исследования была выявлена закономерность: потребляя последовательно части какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя. При этом предполагается, что вкусы потребителя постоянны, а функция потребления непрерывна. Это означает, что любому, бесконечно малому увеличению количества блага, соответствует прирост общей полезности, хотя общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается. МU-предельная полезность. ТU-общая полезность. Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке А, когда предельная полезность=0. Это означает, что благо полностью удовлетворяет потребностям. Если дальнейшее потребление приносит вред, то общая полезность снижается. Чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага. Т.о. цена блага определяется не общей, а предельной полезностью. Т.к. предельная полезность этого блага для потребителя снижается, то производитель м. продать дополнительное количество своей продукции лишь в том случае, если снизит цены. Закон уменьшения предельной полезности лежит в основе определения спроса.

Представители австрийской школы обосновали положение о том, что количество является одним из важнейших факторов, влияющих на цену в условиях ограниченных ресурсов. Ими была вызвана закономерность, что последовательное потребление количества какого-либо блага обладает убывающей полезностью для потребителя. Хотя общая полезность возрастает, предельная при этом падает, что приводит к замедлению роста общей полезности. Согласно теории, развитой сторонниками австрийской школы, цена блага для потребления определяется не общей, а предельной полезностью.

Функция полезности- функция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества. MU=∆TU/∆Q.

Потребитель пытается так распределить свои денежные доходы, чтобы получить максимально совокупную полезность. Он не м. купить все, что ему хочется, т.к. денежный доход ограничен, а товары, которые он собирается приобрести, имеют определенную цену. Поэтому потребитель должен выбирать между различными товарами, чтобы при ограниченном денежном доходе получить в свое распоряжение наиболее предпочтительный для него набор товаров и услуг.

Теория потребительского выбора основана на некоторых допущениях: множественность видов потребления, ненасыщенность, транзитивность, субституция, убывающая предельная полезность.

Направления маржиналисткой теории: кардиналисты – количественный подход; ординалисты – порядковый подход. Для кардиналистов характерно использование денежной оценки полезности

Правило потребительского поведения заключается в том, чтобы каждая последовательная единица денежных затрат на приобретение товаров приносила одинаковую полезность. MU1/P1=MU2/P2=MUn/Pn=λ. Р- цены товаров, MU- предельная полезность.

Просмотрев поведение потребителя на рынке с т.з. предельной полезности можно заметить, что хотя потребности людей многочисленны и безграничны, потребность в определённом товаре в пределах определённого промежутка времени может быть удовлетворён. На рынке потребность выступает как платёжеспособный спрос. Спрос потребителя определяется в зав-ти от цен, денежного дохода, его вкуса и предпочтений.



Кривые безразличия и их свойства. Бюджетное ограничение и потребительский выбор.

Вместо абсолютных измерителей MU измеряют ее по предпочтению одних комбинаций блага другим комбинациям блага. Элемент такого анализа кривые безразличия.

Аксиома предпочтений: большее кол-во товаров входящих в набор, всегда предпочитается меньшему кол-ву, т.е. существует определенная иерархия предпочтений. При прочих равных условиях, мы предпочитаем купить всего побольше, а результат упирается в наши возможности. Рынок определяет цены товара, а ваши предпочтения зависят от величин ваших доходов, т.е. на ваши предпочтения накладывается бюджетное ограничение.

Линия MK – бюджетные ограничения. Ее расположение зависит от величины денежного дохода и изменения цен товара. Снижение денежного дохода при неизменных ценах на товар приводит к параллельному смещению бюджетной линии влево, увеличение – вправо.

Если цены на оба товара будут изменятся пропорционально т.е. увеличиваться и уменьшаться в одно кол-во раз, то бюджетная линия будет параллельно смещаться. Если цены пропорционально возрастают, то бюджетная линия стремится влево, снижение – вправо.

Если доход и цены одновременно пропорционально возрастут, то положение бюджетной линии не изменится – смысл индексации доходов населения: инфляционное повышение цен сопровождается одновременным пропорциональным увеличением доходов и бюджетной линии, а следовательно реальное благосостояние потребителей не меняется.

При данном уровне собственных доходов и при данном уровне цен вы предпочитаете максимально возможный уровень удовлетворения своих потребностей из предложенного набора. Т.е. будете стремиться оказаться на максимально высокой кривой безразличия. Бюджетная линия пересекается с кривой безразличия. ДД , в том случае, если точка равновесия. (ординалистский подход).

Теория равновесия отражает максимально возможную полезность при данном ограниченном доходе, т.к.:

- Точки на более высоких кривых безразличия недостижимы при данных бюджетных ограничениях.

- Другие точки на MK принадлежащие более низким кривым безразличия воплощают в себе худший, чем на линии ДД набор товара.

При предложенном рынком уровнем цен задается бюджетные ограничения каждого потребителя, который в сочетании с его порядком предпочтений определяет уровень его приобретений товаров и услуг, имеющихся на рынке.

Потребитель платит за каждую единицу товара одинаковую цену, равную предельной полезности, но предельная полезность каждой предшествующей единицы больше, чем последующий следовательно полезность каждой единицы покупки больше той цены, которую покупатель за нее платит и следовательно в целом, производя покупку, он оказывается в выигрыше.

Пример. Потребитель готов приобрести первую единицу товара за 100 ед., вторую за 50. Рыночная цена устанавливается на уровне предельной, т.е. 50. Индивидуальная оценка полезности для потребителя 150 денежных ед., но по единой цене покупателя обе ед. составят 100. Излишек потребителя 50 – разница между той суммой денег, которую потребитель был бы согласен уплатить и той , которую он реально платит.

 

15.Реакция потребителя на изменение дохода и цен.

С ростом реального дохода бюджетные ограничения сдвигаются последовательно с B1 на В2 и т.д.

Точки касания показывают последовательное положение равновесия потребителя в соответствии с ростом его дохода. Это кривая дохода потребления – кривая уровня жизни. Если кривая потребления – луч, выходящий из начала координат, то с ростом дохода увел потребление блага Х и У. Если покупки увеличатся непропорционально, то изменится угол наклона кривой. В нашем примере сначала происходит быстрый рост, а потом относительное уменьшение и постепенное увеличение. С ростом реального дохода замечено, что потребление вторичных благ возрастает быстрее, чем благ первой необходимости.

Предположим, что постоянная величина – доход, а переменная – цена одного из благ (к).

 


16.Эффект дохода и эффект замещения. Парадокс Гиффена.

При анализе кривой доход-потребление мы рассматриваем влияние изменения дохода, а при анализе кривой цена-потребление влияние изменения цен на относительную замену одного блага другим

Если цена снижается, то мы приобретаем больше товара. С одной стороны у вас есть стремление на своей кривой безразличия, т.е. сокращая уровень потребления привычных для вас. С другой стороны – вам придется изменить сочетание товара на этой кривой безразличия в сторону уменьшения покупок подорожавшего товара и увеличения подешевевшего. Эта реакция потребителя на изменение цен – эффект замещения. Эффект замещения – это сохранение достигнутого уровня потребления с изменением цен при неизменном уровне дохода. Он демонстрирует взаимосвязь м/у относительными ценами товаров и объемом спроса потребителя. Потребитель будет замещать относительно более дорогие товары покупкой более дешевых. Эффект дохода - это изменение достигнутого уровня потребления с изменением дохода при неизменных ценах. Он показывает, как изменяется реальный доход потребителя и его спрос при изменении цен на товары. Понижение цены товара сделает потребителя реально богаче и позволит расширить объем спроса. Новая бюджетная линия примет вид М2К2 будет параллельна линии М1К1.При изменении цены наклон б.л. изменится, при неизм. цене – останется постоянным.

Увеличение дохода выражается в перемещении б.л. на более высокий уровень. Б.л. М2К2 будет иметь точку пересечения с кривой безразличия; с более высокими кривыми безразличия она вообще не будет пересекаться, а с более низкими будет иметь две точки пересечения. Соответственно равновесие потребителей сместится из точки С2 в точку Е2. Уровень потребления первого и второго товаров увеличатся – это явление эффекта доходов.

Но существует также описание такой ситуации, когда снижение цены приведет к уменьшению спроса, а увеличение цены –повышению спроса на товар, такая ситуация называется парадокс Гиффе-на, а низший товар, который занимает значительное место в структуре потребления, называется товаром Гиффена. Так при повышении цены на картофель бедные семьи должны будут отказаться от покупки других товаров, тратя весь свой заработок на картофель. Эффект дохода в этом случае перевешивает эффект замещения, и при снижении цены на такой товар спрос на него уменьшается, а при повышении –увеличивается.  


Дата: 2019-12-10, просмотров: 262.