Регулируемый рынок подчиненный особому порядку, когда гос-во стремится смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но не на столько чтобы свести на нет мотивацию к творческому неинициативному труду и риску хозяйственной деятельности.
9.Спрос: закон спроса, кривая спроса, факторы спроса.
Спросом называется количество товаров и услуг, имеющихся на данном этапе, кот. Покупатель готов приобретать по определенной цене независимо от того, действует он рационально, или под влиянием среды. Р-цена, Q-кол-во товара, D1 и D2 изменение характера спроса (D1>D2)
Закон спроса состоит в том, что при прочих равных условиях спрос изменяется в обратной зависимости от цены. Это происходит по следующим причинам:
1)снижение цены, имеет эффект увеличения дохода для потребителя и он может за эту же цену приобрести больше товара (эффект дохода)
2)товар, при снижении цены на него дешевеет относительно других товаров и приобретать его становиться относительно выгоднее(эффект замещения).
Закон спроса не действует:
а) при ажиотажном спросе, вызванном повышением цен.
б)при переключении спроса на более качественный и дорогостоящий товар.
в) для некоторых редких дорогостоящих товаров, явл-ся средством помещения денег.
Помимо влияния цены на изменение спроса влияют неценовые факторы, а именно изменение денежных доходов населения в структуре населения, изменение цены на другие товары, изменение числа покупателей, экономическая политика правительства, изменение потребительских предпочтений под воздействием рекламы и моды.
10. Предложение: закон предложения, кривая предложения, факторы предложения.
Предложение - это кол-во товара, находящееся на рынке или способные быть доставленными в короткие сроки. Закон предложения: предложение изменяется прямой зависимостью от изменения цены. По мере роста цены производители предлагают к продаже большее количество товаров и услуг, а по мере падения – меньше. Такая реакция предложения на изм-е цены объясняется тем, что фирмы, занятые в данной отрасли, при повышении цен приводят в действие резервные мощности. В случае продолжительного и устойчивого повышения цен в эту отрасль устремятся другие производители, что ещё больше увеличит предложение. Однако в краткосрочном периоде увеличение предложения не всегда наступает немедленно за ростом цены, т.к. может не оказаться резервов. Основными факторами (неценовыми), смещающими кривую предложения, явл-ся:1) цены на экономические ресурсы; 2) потребительские ожидания; 3)технология производства; 4)число товаропроизводителей; 5)цены на другие товары; 6)налоги и субсидии.
11.Эластичность спроса и предложения.
Степень чувствительности спроса к изменению цены называется ценовой эластичностью спроса, она определяется как отношение м/у процентной величиной изменений запрашиваемого кол-ва товара и величиной колебания цен: Ер- эластичность спроса по цене. =∆Q/Q: ∆P/Р; Если коэффициент эластичности Е ниже 1, то спрос не эластичный. Если Е>1, то спрос эластичный. Если спрос не зависит от цены, то говорят о нулевой эластичности. Если Е=1, то эластичность единичная и динамика спроса полностью повторяет динамику изменения цен.
Ценовая неэластичность товара означает, что изменение цен не вызывает значительных изменений объема продаж. Эффект изменения цен на не эластичность рынка проявляется в двух формах: при снижении цены теряется прибыль, при увеличении цены резко возрастает объем продаж и прибыли.
Ценовая эластичность товара означает, что небольшие изменения цены вызывают значительные изменения продаж, объем прибыли может увеличиться при уменьшении цен, и уменьшается при увеличении. Главная особенность эластичности рынка заключается в наличие высокой ценовой конкуренции, когда не значительное изменение цен вызывают существенные изменения объема продаж.
Факторы, влияющие на эластичность: наличие заменителей, удельный вес товара в бюджете потребителей, размер дохода, качество товара, размер запаса, ожидание потребителя.
Спрос на товар зависит не только от цен, но и от уровня цен на другие товары. Для учета влияния сопутствующих и заменяющих товаров используют перекрестные коэффициенты эластичности, показывающие, на сколько процентов изменяется спрос на другой товар при условии, что остальные цены и доходы потребителей остаются прежними. Перекрестная эластичность спроса показывает тенденцию покупателей к перемещению своего спроса от одного товара к другому в том случае, если цена на первый из них сильно меняется:
Показатель спроса по доходу: Эластичность спроса по доходу определяется, как изменение величины покупательного спроса в зависимости от изменения величены доходов потребителей: =(∆Q/Q)/(∆R/R); ЕRD- эластичность спроса по доходу. Если ЕRD >0 – блага нормальные, если ЕRD <0 – увеличение дохода приводит к падению спроса на данное благо, оно является низкокачественным, если 0<ЕRD<1 – спрос на благо растёт медленнее доходов – товары первой необходимости, если ЕRD >1 – спрос на благо опережает рост доходов и не имеет насыщения – предметы роскоши.
Эластичность предложения- это отношение изменения предложения в %-й величине и колебания цен: EPS=ΔQ/Q : ΔP/P. Эластичным предложение становится когда его величина изменяется на больший процент, чем цена. Неэластичным, если оно не изменяется при повышении или снижении цены. Рост цены является для производителей первым сигналом расширить мощности, вовлечь в производство дополнительные ресурсы и на этой основе увеличить предложение товара.
Спрос наиболее подвижен во времени, чем предложение. Это вызвано тем, что спрос сразу сокращается при повышении цен.
12.Предложение и спрос: рыночное равновесие. Условия равновесия (гипотезы Вальраса-Хикса и Маршала).
В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации цен спроса и предложения, что приводит к выравниванию объема спроса и предложения. Это цена представляет собой величину, которая является обязательной для всех продавцов и покупателей.
Равновесная цена- цена, уравновешивающая функцию спроса и функцию предложения в результате действия конкурентных сил. Равновесие сил м.б. нарушено в силу действия определенных факторов. В этом случае равновесная цена будет отличаться от реальной цены. Равновесие спроса и предложения достигается в точке пересечения кривых спроса и предложения. В точке пересечения объем предложения будет равен объему спроса и установившаяся цена равновесная, одинаково удовлетворяющая и покупателей и продавцов.
S- кривая предложения; D- кривая спроса; P- цена товара; Q- количество товара.
Равновесие называется устойчивым, если отклонение от него сопровождается возвращением к первоначальному состоянию. В противоположном случае имеет место неустойчивое равновесие. Существует 2 основных подхода к анализу отношения покупателей и продавцов:
Гипотеза Вальраса-Хикса- в тех случаях, когда преобладает спрос, покупатели стараются увеличить закупки и цена растет. В этих условиях рынок стабилизируется, если рост цены сокращает избыточный спрос. И обратно: если спрос меньше предложения, то продавцы стремятся снизить свои цены, и избыток предложения исчезает.
Гипотеза Маршала- в том случае, когда цена, по которой покупатели готовы заплатить за данное количество товара выше цены, приемлемой для продавца, производство расширяется и наоборот, равновесие будет устойчивым, если увеличение объема выпускаемой продукции сокращает разрыв между теми и другими ценами.
Динамический анализ стабильности учитывает развитие процесса и адаптации спроса и предложения на рынке от одного периода к другому. Равновесие б. стабильным в том случае, если с течением времени рыночная цена б. приближаться к цене равновесия (гипотеза Вальраса) или количество товаров будет приближаться к количеству равновесия (гипотеза Маршала). Установление равновесия может происходить в результате циклических колебаний. Если колебания носят затухающий характер, то цена равновесия не формируется. Простейшей динамической моделью, показывающей затухание колебания, в результате которого формируется равновесие является паутинообразная модель. Она отражает фиксирование равновесия в отрасли с фиксированным циклом производства, когда производители, приняв решение о производстве на основании существовавших в предыдущие годы цен, уже не могут изменить его объем. Равновесие в этой модели зависит от углов наклона кривой спроса и кривой предложения.
Равновесие устойчиво, если угол наклона к кривой предложения круче кривой спроса, неустойчиво – угол наклона кривой спроса круче угла кривой предложения. Если углы наклона спроса и предложения равны, то это состояние равновесия.
Кривые безразличия и их свойства. Бюджетное ограничение и потребительский выбор.
Вместо абсолютных измерителей MU измеряют ее по предпочтению одних комбинаций блага другим комбинациям блага. Элемент такого анализа кривые безразличия.
Аксиома предпочтений: большее кол-во товаров входящих в набор, всегда предпочитается меньшему кол-ву, т.е. существует определенная иерархия предпочтений. При прочих равных условиях, мы предпочитаем купить всего побольше, а результат упирается в наши возможности. Рынок определяет цены товара, а ваши предпочтения зависят от величин ваших доходов, т.е. на ваши предпочтения накладывается бюджетное ограничение.
Линия MK – бюджетные ограничения. Ее расположение зависит от величины денежного дохода и изменения цен товара. Снижение денежного дохода при неизменных ценах на товар приводит к параллельному смещению бюджетной линии влево, увеличение – вправо.
Если цены на оба товара будут изменятся пропорционально т.е. увеличиваться и уменьшаться в одно кол-во раз, то бюджетная линия будет параллельно смещаться. Если цены пропорционально возрастают, то бюджетная линия стремится влево, снижение – вправо.
Если доход и цены одновременно пропорционально возрастут, то положение бюджетной линии не изменится – смысл индексации доходов населения: инфляционное повышение цен сопровождается одновременным пропорциональным увеличением доходов и бюджетной линии, а следовательно реальное благосостояние потребителей не меняется.
При данном уровне собственных доходов и при данном уровне цен вы предпочитаете максимально возможный уровень удовлетворения своих потребностей из предложенного набора. Т.е. будете стремиться оказаться на максимально высокой кривой безразличия. Бюджетная линия пересекается с кривой безразличия. ДД , в том случае, если точка равновесия. (ординалистский подход).
Теория равновесия отражает максимально возможную полезность при данном ограниченном доходе, т.к.:
- Точки на более высоких кривых безразличия недостижимы при данных бюджетных ограничениях.
- Другие точки на MK принадлежащие более низким кривым безразличия воплощают в себе худший, чем на линии ДД набор товара.
При предложенном рынком уровнем цен задается бюджетные ограничения каждого потребителя, который в сочетании с его порядком предпочтений определяет уровень его приобретений товаров и услуг, имеющихся на рынке.
Потребитель платит за каждую единицу товара одинаковую цену, равную предельной полезности, но предельная полезность каждой предшествующей единицы больше, чем последующий следовательно полезность каждой единицы покупки больше той цены, которую покупатель за нее платит и следовательно в целом, производя покупку, он оказывается в выигрыше.
Пример. Потребитель готов приобрести первую единицу товара за 100 ед., вторую за 50. Рыночная цена устанавливается на уровне предельной, т.е. 50. Индивидуальная оценка полезности для потребителя 150 денежных ед., но по единой цене покупателя обе ед. составят 100. Излишек потребителя 50 – разница между той суммой денег, которую потребитель был бы согласен уплатить и той , которую он реально платит.
15.Реакция потребителя на изменение дохода и цен.
С ростом реального дохода бюджетные ограничения сдвигаются последовательно с B1 на В2 и т.д.
Точки касания показывают последовательное положение равновесия потребителя в соответствии с ростом его дохода. Это кривая дохода потребления – кривая уровня жизни. Если кривая потребления – луч, выходящий из начала координат, то с ростом дохода увел потребление блага Х и У. Если покупки увеличатся непропорционально, то изменится угол наклона кривой. В нашем примере сначала происходит быстрый рост, а потом относительное уменьшение и постепенное увеличение. С ростом реального дохода замечено, что потребление вторичных благ возрастает быстрее, чем благ первой необходимости.
Предположим, что постоянная величина – доход, а переменная – цена одного из благ (к).
16.Эффект дохода и эффект замещения. Парадокс Гиффена.
При анализе кривой доход-потребление мы рассматриваем влияние изменения дохода, а при анализе кривой цена-потребление влияние изменения цен на относительную замену одного блага другим
Если цена снижается, то мы приобретаем больше товара. С одной стороны у вас есть стремление на своей кривой безразличия, т.е. сокращая уровень потребления привычных для вас. С другой стороны – вам придется изменить сочетание товара на этой кривой безразличия в сторону уменьшения покупок подорожавшего товара и увеличения подешевевшего. Эта реакция потребителя на изменение цен – эффект замещения. Эффект замещения – это сохранение достигнутого уровня потребления с изменением цен при неизменном уровне дохода. Он демонстрирует взаимосвязь м/у относительными ценами товаров и объемом спроса потребителя. Потребитель будет замещать относительно более дорогие товары покупкой более дешевых. Эффект дохода - это изменение достигнутого уровня потребления с изменением дохода при неизменных ценах. Он показывает, как изменяется реальный доход потребителя и его спрос при изменении цен на товары. Понижение цены товара сделает потребителя реально богаче и позволит расширить объем спроса. Новая бюджетная линия примет вид М2К2 будет параллельна линии М1К1.При изменении цены наклон б.л. изменится, при неизм. цене – останется постоянным.
Увеличение дохода выражается в перемещении б.л. на более высокий уровень. Б.л. М2К2 будет иметь точку пересечения с кривой безразличия; с более высокими кривыми безразличия она вообще не будет пересекаться, а с более низкими будет иметь две точки пересечения. Соответственно равновесие потребителей сместится из точки С2 в точку Е2. Уровень потребления первого и второго товаров увеличатся – это явление эффекта доходов.
Но существует также описание такой ситуации, когда снижение цены приведет к уменьшению спроса, а увеличение цены –повышению спроса на товар, такая ситуация называется парадокс Гиффе-на, а низший товар, который занимает значительное место в структуре потребления, называется товаром Гиффена. Так при повышении цены на картофель бедные семьи должны будут отказаться от покупки других товаров, тратя весь свой заработок на картофель. Эффект дохода в этом случае перевешивает эффект замещения, и при снижении цены на такой товар спрос на него уменьшается, а при повышении –увеличивается.
Равновесие фирмы на рынке.
Условия равновесия
Любая предпринимательская фирма в своей деятельности стремится максимизировать прибыль, т. е. к увеличению разности между доходами и издержками.. В короткий период фирма не может изменить ни общие размеры своих сооружений, ни количество машин и оборудования, используемых в производстве. В этот период они остаются постоянными, так как не изменяются вслед за изменением объема производства. Другие факторы производства (труд, капитал) могут изменяться, поэтому являются переменными. Рассмотрим рациональное поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции. На рынке совершенной конкуренции ни одна из фирм не влияет на цену своей продукции. Цена устанавливается только под воздействием общего рыночного спроса и предложения всех фирм. Величина ее издержек определена технологией данного предприятия. Чтобы получить максимальную прибыль предприниматель может только изменить объемы производства. Чтобы решить какое кол-во продукции производить и продавать, необходимо сравнить рыночную цену на продукт и предельные издержки фирмы.
Если предельный доход больше предельных издержек, то каждая произведенная единица добавляет к общему доходу величину больше той, что она прибавляет к общим издержкам. В связи с этим разность между предельным доходом ( MR) и предельными издержками (МС), т. е. прибыль (Р r), увеличивается: Pr = MR - MC . Обратное происходит, когда предельные издержки выше предельного дохода, т.е. максимум общей прибыли достигается тогда, когда наступает равенство между ценой (Р) и предельными издержками (МС): P = МС.
Если Р > МС, то производство необходимо расширять. Если Р < МС, то производство необходимо сокращать. В результате на рынке совершенной конкуренции фирма расширяет свое производство до точки, в которой предельные издержки уравниваются с ценой. В этой точке фирма достигает оптимального уровня производства и переходит в положение равновесия. Если же объем производства будет больше или меньше оптимального — прибыль станет меньше максимальной. Вывод: экономика добивается максимальной эффективности использования всех ресурсов, когда предельные издержки производства товаров равны их ценам.
Длительный период — это такой отрезок времени, в течение которого фирма получает возможность изменять мощность своих сооружений и оборудования в зависимости от постоянно изменяющихся уровней производства. Проблема равновесия фирмы и отрасли в длительном периоде иная, чем в коротком. Положение равновесия достигается в том случае, если фирма производит какое-то определенное количество продукции при минимальных средних издержках длительного периода, поскольку в этом состоянии (точке) цена равна предельным издержкам.
Рациональное поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции имеет некоторые особенности. На рынке несовершенной конкуренции производитель (фирма) влияет на цену своей продукции. Если на рынке совершенной конкуренции дополнительный доход от продажи следующих друг за другом единиц продукции неизменен и равен рыночной цене, то на рынке несовершенной конкуренции увеличение продажи снижает цену, а значит, и дополнительный, т. е. предельный, доход (МК — marginal revenue). Существуют два способа определения объема производства, при которых фирма получит максимальную прибыль.
При первом способе сравнивают валовой доход и валовые издержки при каждом объеме производства. Там, где кривые TR и TС пересекаются (точка К), прибыль Р r равна нулю. На отрезках, где кривая ТС располагается выше кривой TR , фирма терпит убытки. Между отрезками пересечения этих кривых, там, где кривая TR лежит выше кривой ТС, находится зона прибыли. Максимальная прибыль будет там, где имеется наибольшее расстояние между кривыми TR и ТС. При втором способе определения оптимального объема производства сравниваются предельный доход и предельные издержки. Чтобы получить максимальную прибыль в условиях несовершенной конкуренции, объемы производства и реализации следует увеличивать до тех пор, пока предельные издержки, связанные с производством каждой дополнительной единицы продукции, будут меньше, чем предельный доход, получаемый от реализации этой единицы продукции: если MR > МС, производство следует расширять, если MR < МС, производство следует сокращать, если MR = МС, то фирма получает максимальную прибыль.
Государство и его роль
в системе рыночного хозяйства.
Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи:
- стимулирование экономического роста;
- регулирование занятости;
- поощрения прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональных структурах;
-поддержка экспорта и т.д.
Генеральной целью ГРЭ является экономическая и социальная стабильность, укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям.
Как рыночный субъект государство характеризуется тремя признаками. 1.«Регулирующий субъект». Роль государства в механизме рыночной экономики — основная проблема современной экономической теории. Дело в том, что исходный пункт становления рыночной экономики — ее освобождение от удушающих пут государства. И долгое время невмешательство государства в сферу частного бизнеса оставалось условием реальности рыночной экономики как системы свободного предпринимательства. Однако рыночная экономика потребовала активного государственного регулирования как условия ее социальной эффективности. Кейнсианство и стало концепцией государственного регулирования рыночной экономики. Но кейнсианский инструмент — «фискальная» (налогово-бюджетная) политика — оказался неадекватным природе рыночной экономики, поэтому сформировался новый подход — монетаризм, который, не отрицая необходимости государственного регулирования, пытается найти более «тонкий» экономический механизм государственного регулирования (денежно-кредитная политика).
2. «Внерыночное происхождение государственного дохода». «Рыночным» является такой экономический субъект, который получает постоянный доход, за счет которого осуществляет расходы. Следовательно, государство в той мере включено в рыночную экономику, в какой располагает доходом и производит расходы. Однако если исключить ограниченную сферу государственного предпринимательства, то доход государства возникает как результат неэкономических действий — как следствие перераспределения части доходов «первичных» рыночных субъектов (фирм) в пользу государства. Это позволяет говорить о государстве как о «производном» рыночном субъекте, экономическая сила которого всецело зависит от питающего государство частного бизнеса.
Следовательно, доход государства —это принудительно обособляемая (в результате налогообложения) часть первичных рыночных доходов, созданных без, а часто — и вопреки государству. Вот почему государство заинтересовано в росте доходов фирм, ибо их доходы — единственный источник «налогового» дохода государства.
3.«Императивны и статус государства». Государство — единственный субъект в рыночной экономике, требования которого обязательны для всех негосударственных субъектов. Однако эта обязанность — жизненно необходима системе свободного предпринимательства, ибо создает «единые правила» (хотя возможны «льготы» в пользу государства) поведения для всех рыночных субъектов.
Основной механизм экономического вмешательства государства — «налоги», «закупки» и «платежи»: а) налоги — объективная необходимость, но их пределы — проблема, поскольку они непосредственно сказываются на эффективности частного бизнеса; б) трансфертные платежи — перераспределение части налоговых доходов государства (налоги платят все домохозяйства и фирмы) в пользу определенных социальных групп; следовательно, трансфертные платежи не увеличивают национальный продукт, но изменяют структуру личного потребления, а тем самым и структуру производства; в) правительственные закупки также изменяют структуру производства в пользу прироста общественно значимых благ, но при этом увеличивают национальный продукт.
Деньги и их функции.
Деньги -всеобщее, общепризнанное средство платежа с помощью которых в масштабах национальной экономики и всемирного хозяйства происходит обмен товарами и услугами. Относительно природы денег существуют определенные концепции денег: 1)Эмпирическая, когда деньгами называют все, что способно выступить в роли платежного средства за товары и услуги. 2)Функциональная, когда к природе денег подходят через те функции, которые они выполняют. Марксистская концепция объясняет происхождение денег из внутреннего противоречия товаров, которая в свою очередь обусловлена основным противоречием товаро производства. Маржиналистская концепция денег, которая в основу стоимости денег видит их полезность, соответствующая уникальной способности денег обмениваться на товары и услуги сейчас и в будущем, запас денег, находящихся в обращении. Во всех концепциях денег выражается их сущность быть средством обмена товаров, т.е. деньги опосредуют движение товара, подчеркивается их всеобщность, общепризнанность в качестве средства платежа.
Необходимо различать номинальную и реальную стоимость денег. Номинальная стоимость денег -стоимость, которая обозначена на денежной единице в момент ее эмиссии. Реальная стоимость денег -издержки на производство денежного материала, расходуемого для изготовления денежной единицы. Формы денег: 1.Товарные деньги - вообще платежное средство, когда денежная единица изготавливаемая из драгоценного металла вследствие чего номинальная стоимость и реальная стоимость совпадают. 2.Бумажные деньги -денежные знаки, выпускаемые государственным казначейством для бюджетных нужд и снабженные принудительной покупательной способностью. Покупательная сила денег -отношение, которое возникает по отношению к символическим деньгам.
Оно выражает то количество товаров и услуг, которые могут приобрести на одну денежную единицу. 3.Кредитные деньги -знаки стоимости, возникшие на основе развития кредитных отношений и выполняет функции денег, средство обращения и платежа. Существуют следующие виды кредитных денег: а)Вексель -долговое обязательство заемщика кредитору об уплате долга в определенный срок; б)Депозитные деньги -система специальных расчетов между банками на основе банковских вкладов путем переноса суммы с одного счета на другой; в)Банкнота -банковский билет, денежные знаки, выпускаемые эмиссионными банками; г)Чек -приказ собственника счета об уплате определенной суммы денег, которая выписывает владельцу текущего счета в этом банке; д)Электронные деньги -система банковских расчетов с помощью ЭВМ.
Существует три функции денег:
Мера стоимости. Стоимость товаров находит всеобщее выражение в деньгах, т.е. величина их стоимости определяется посредством приравнивания их к определенному количеству денег. Деньги служат всеобщим воплощением и мерилом стоимостей. Однако основой соизмеримости товаров являются не деньги, а заключенный в них абстрактный, общественно необходимый труд, воплощением которого и выступают деньги.
Особенность функции денег как меры стоимости заключается в том, что ее выполняют идеальные, то есть мысленно представляемые деньги. Товары мысленно приравниваются к деньгам еще до их обмена. Получившая денежное выражение стоимость товара проявляется в виде цены.
Цена - денежное выражение стоимости товара.
Средство обращения. В процессе товарного обращения, Т-Д-Т, деньги играют роль посредника в обмене товаров и выполняют функцию средства обращения. Деньги легко принимают форму платежа. Как средство обмена деньги позволяют обществу избежать неудобств бартерного обмена. С появлением денег возникает возможность разрыва между продажей и куплей.
Средство сбережения. Поскольку деньги наиболее ликвидное- т.е. такое, которое проще всего истратить, -имущество, они являются очень удобной формой хранения богатства. Продажа товара без последующей покупки дает возможность накапливать богатство, воплощенное в деньгах. Деньги выступают в функции образования сокровищ, накоплений и сбережений, когда они временно извлекаются из обращения и оседают в руках товаропроизводителей.
Денежная система - это исторически сложившаяся и законодательно установленная государством организация денежного обращения.
Ценовая дискриминация
Ценовая дискриминация является одним из способов расширения рынка сбыта в условиях монополии. Производя продукции меньше и реализуя ее по более высокой цене, чем в условиях чистой конкуренции, монополист тем самым лишается чисти потенциальных покупателей, которые были бы готовы приобрести товар, если бы его цена была ниже монопольной. Однако, снижая цену с целью расширения объема сбыта, монополист вынужден снижать цену на всю продаваемую продукцию. Но в некоторых случаях фирма может устанавливать разные цены на одну и ту же продукцию для разных групп покупателей. Если одни покупатели приобретают продукцию по более низкой цене, чем остальные, имеет место практика ценовой дискриминации.
Ценовая дискриминация может проводиться при следующих случаях:
• покупатель, приобретя продукцию, не имеет возможности перепродать;
• существует возможность разделить всех потребителей данной продукции на рынки, спрос на которых имеет разную эластичность.
Действительно, если фирма, производящая любую продукцию, которая может быть перепродана, например телевизоры, холодильники, сигареты и т.п., решила прибегнуть к ценовой дискриминации, она столкнется со следующей ситуацией. Снижение цены на эти товары для пенсионеров и сохранение ее на начальном уровне для всех остальных категорий населения приведем к тому, что, покупая эти товары, пенсионеры тут же будут их перепродавать. К тому же такая ценовая политика может вызвать недовольство покупателей.
Иная ситуация складывается, если продукция не может перепродаваться; сюда относятся прежде всего отдельные виды услуг. В этом случае для групп потребителей, спрос со стороны которых является более эластичным, устанавливаются различные виды скидок с цены. Иными словами, разные группы потребителей представляют собой разные рынки, эластичность спроса на которых различная.
С одной стороны, ценовая дискриминация позволяет увеличить доходы монополиста, а с другой — большее количество потребителей получают возможность воспользоваться услугой данного вида. Такая политика в области ценообразования выгодна обеим сторонам. Однако в некоторых странах ценовая дискриминация рассматривается как препятствие конкуренции и усиление монопольной власти и ее отдельные проявления подпадают под антимонопольное законодательство.
Основные направления экономической мысли.
Можно выделить основные 3 направления: 1)неоклассическое, 2)кейнсианское, 3)институционально-социологическое. Представителями неоклассического направления Менгер, Визер. Неокласическое направление представлено следующими теориями: 1) Маржинализм - это теория представляющая экономику как систему взаимосвязанных хозяйствующих субъектов и объясняющие экономические процессы и явления, исходя из новой идеи исполнения предельных крайних величин, кот. Хар-ет не сущность явления, а их изменения в связи с изменением др. явлений и процессов. (маржиналисты заменили качественный экономический анализ количественным. Ученые стремятся оптимизировать использование ограниченных ресурсов) Главная категория – предельная полезность, пред-е издержки. Маржинализм опирается на полит-ий анализ и использует экономико-математич-е модели, в основе кот-х лежат субъективные оценки.
2)монетаризм –теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы. Монетаристы сводят управление экономикой прежде всего контролю государства над денежной массой эмиссией денег, количеством денег, находящимся в обращении или запасах. Достижению сбалансированности государственного бюджета и установлению высокого банковского процента.
3)неолиберализм –это течение согласно которому необходимо сокращать вмешательство государства в экономику, ибо частное предпринимательство способно вывести экономику из кризиса и обеспечить ее подъем и благосостояние населения Отсюда важно предоставление максимально возможной свободы предпринимателям и торговцам в хозяйственной деятельности.
Кейнсианское направление ставило в центр внимания проблемы макроэкономики, изучающей экономику как единое целое, как крупную систему. Кейнс констатировал, что основой успешного функционирования экономики является формирование эффективного спроса и факторов, влияющих на его изменение. В центре внимания кейнсианства находились три проблемы: стабильность рыночной системы, ее способность к поддержанию полной занятости; роль денег; долгосрочная динамика рыночной экономики. Кейнс создал теоретическую основу для государственного управления совокупным спросом и предвидел все возрастающую роль государства в этой области. Кейнс исследовал количественные функциональные аспекты закономерностей воспроизводства в условиях кризиса и гигантского уровня обобществления. Для того чтобы с помощью государственного регулирования обеспечить меры бесперебойного функционирования экономики. Он сформулировал макроэкономический анализ взаимообусловленности совокупных показателей: национального дохода, инвестиций, потребления, сбережения и т.д.
Институционально - социологическое направление (Гелбрейт, Веблен). Название концепции происходит от латинского слова “institutum”- установление, устройство, учреждение. Все ее сторонники рассматривают экономику как систему, где отношения между хозяйственными субъектами складываются под влиянием экономических и внеэкономических факторов, среди кот. исключительную роль играют технико-экономические. Понятие ”institutum ” трактуется очень широко: предприятие, корпорация, конкуренция и т.д. В этом направлении эк. Теории отмечаются недостатки капитализма: засилие монополий, растущая милитаризация экономики. Это направление появилось в качестве реакции на распространение маржинализма. В институционально- социологическом направлении важное место занимает проблема преобразования современного общества под влиянием научно-технического процесса, переход от индустриального общества к постиндустриальному. Его сторонники полагают, что Н.Т.П. ведет к преодолению социальных противоречий бесконфликтной общественной эволюции общества. Неоинституционализм характеризуется отходом от абсолютизации технических факторов и большое внимание к человеку, к социальным проблемам.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 236.