1. «Движение, — пишет Ф. Энгельс, — есть способ существования материи» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 59).
а) В чем отличие диалектико-материалистического понимания движения от понимания его в метафизическом материализме?
б) Почему с точки зрения диалектического материализма нельзя отрывать материю от движения?
в) На каком основании в диалектическом материализме утверждается, что движение несотворимо и неуничтожимо?
2. Возьмем два примера: просто перемещение тела в пространстве и возникновение в процессе биологической эволюции нового вида. В одном и другом случаях имеют место определенные изменения. Можно ли назвать оба эти типа изменений понятием «движение»? À можно ли оба эти типа изменений охарактеризовать понятием «развитие»?
3. Раскройте философское значение закона сохранения и
превращения энергии, закона Эйнштейна: Е = mс2.
4. Ф. Энгельс в «Диалектике природы» одобрительно отзывается о высказывании Кирхгофа: «Покой — это частный случай движения».
а) Правильно ли считать, что покой и движение абсолютно исключают друг друга?
б) Можно ли покой рассматривать как движение, а движение — как покой?
в) Есть ли в движении нечто остающееся неизменным?
г) Что сохраняется в равномерном и равноускоренном движениях?
5. Что такое механицизм? Какое из нижеприведенных утверждений можно отнести к механицизму.
а) Механическое движение — наипростейший вид движения материи.
б) Биосистемы развиваются по законам механики.
в) Механическое движение — универсальный вид движения материи.
г) Все формы движения материи включают в себя механическое движение.
6. «Нет оснований предполагать, что живая материя управляется другими законами, чем неживая материя, и имеются серьезные основания думать, что все в поведении живой материи может быть теоретически объяснено в терминах физики и химии» (Рассел Б. Человеческое познание. М., 1957. С. 71).
Можно ли считать данное утверждение Б. Рассела проявлением механицизма?
7. Покажите, в чем различие в подходах к пространству и времени:
а) субъективного идеализма;
б) объективного идеализма;
в) метафизического материализма;
г) диалектического материализма.
8. Проанализируйте следующие концепции понимания пространства и определите философское направление, к которому их можно отнести:
а) Àбсолютная протяженность, пустота, вмещающая в себя все тела и не зависящая от них.
б) Форма упорядочения комплексов ощущений и опытных данных, установления между ними функциональных зависимостей, априорная форма чувственного созерцания.
в) Важнейшая объективная форма бытия материи, зависящая от движения и взаимодействия тел.
9. Проанализируйте следующие концепции понимания времени и определите философское направление, к которому их можно отнести:
а) Длительность существования и мера всеобщего изменения материи, неотделимая от материи.
б) Частная и конечная форма проявления абсолютной вечности, в которой пребывает Бог или абсолютный Дух.
в) Àбсолютная, равномерная, всюду одинаковая, не зависящая от каких-либо воздействий и материальных изменений длительность, однородная во всей Вселенной.
г) Важнейшая объективная форма бытия материи, выражающая длительность и последовательность изменения материи.
д) Форма упорядочения комплексов ощущений и опытных данных как априорная форма чувственного созерцания, как внутренняя основа субъективного существования, исчезающая вместе с исчезновением личного «я».
10. Кому может принадлежать следующее высказывание: «Пространство и время вовсе не форма “моего” созерцания —это форма организации общечеловеческого опыта»?
а) Канту;
б) Маху;
в) Дидро;
г) Гегелю;
д) Энгельсу;
е) Богданову.
11. Что такое субъективное время? Какой смысл вкладывается в это понятие?
Дата: 2019-12-10, просмотров: 387.