ТЕМА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ТЕМА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ

 

Контрольные вопросы для самопроверки

       1. Могла ли возникнуть философия до появления мира и религии?

       2. В чем специфика мифологического мышления?

       3. Правомерно ли считать, что религия, искусство, наука –

       духовные истоки философии?

       4. Что является объектом изучения философии?

       5. Что составляет предмет философии?

       6. В чем различие философского и научного знаний?

       7. Что есть философское мировоззрение?

       8. Какова сущность материалистического мировоззрения?

       9. Каковы причины идеалистического мировоззрения?

       11. Как называется учение о нерасчлененности всех форм мышления?

       12. Как называется учение об одушевленности природы?

       13. Как называется учение о первичности материи и вторичности сознания?

       14. Как называется религия, возводящая в культ древних        фантастических предков?

Задачи

1. "Миф как и религия, рождаются не из непонимания человеком мира, и не из-за того, что человек был запуган непонятными силами природы. Перед ним и не стояла проблема понимания… Мир мифа был для человека понятен и осмыслен. И лишь появление науки и философии впервые вносит в мир непонятное…", – говорит М. Мамардашвилли.

Лосев А. утверждает, что мир есть способ духовно-практи­ческого освоения мира, "способ преобразования мира в воображении и при помощи воображения".

 

Как вы понимаете: это однозначное или принципиально разное толкование сущности мифического сознания?

 

2. Правомерно ли в мифе и в мифическом сознании искать постановку и ответ на вопрос: "Люди так живут, потому что они так думают или люди так думают, потому что они так живут?"

 

Обоснуйте свой ответ.

 

3. О сущности религии и её происхождении учёные высказывают много различных мнений:

а) У. Джемс, крупный психолог-религиовед начала XX века, считал

религиозные представления врожденными, источником которых является нечто сверхъестественное.

б) Другая концепция исходит из того, что религия является порождением человеческих инстинктов.

в) Э. Дюркгейм относил к религии общественные идеи.

г) 3. Фрейд с позиций психоанализа определил религию как коллективный невроз навязчивости, как массовую иллюзию.

д) Л. Фейербах рассматривал религию как отражение иного бытия.

 

Как считаете Вы, что такое религия и каковы ее источники?

 

4. Какие общечеловеческие духовные ценности отражены в Нагорной проповеди Христа?

 

5. Что общего свойственно всем религиям?

 

6. "Свобода совести – и прежде всего религиозной совести –предполагает, что в личности есть духовное начало, не зависящее от общества. Этого коммунизм, конечно, не признает... В коммунизме на материалистической основе неизбежно подавление личности. Индивидуальный человек рассматривается, как кирпич нужный для строительства коммунистического общества, он есть лишь средство..." (Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М., 1991. С. 125.)

 

Почему, с точки зрения Н. А. Бердяева, свобода совести и коммунизм несовместимы?

 

7. Прокомментируйте следующее высказывание Б.Рассела: "Религия не позволяет нашим детям получить рациональное образование; религия препятствует нам в устранении коренных причин войны; религия запрещает нам проповедовать этику научного сотрудничества вместо старых и жестких доктрин греха и наказания".

 

С чем вы согласны, а с чем нет в высказываниях Рассела и почему?

 

8. "Философия есть продолжение жизни, обобщение особого –жизненного опыта… Сначала – быть, потом – действовать и лишь затем из осуществленного бытия и из соответственного, а может быть, и опасного, и даже мучительного делания – философствовать".

 

Прав ли или нет, по вашему мнению, русский философ И. Ильин, представляя таким образом становление философского знания? Обоснуйте свои доводы.

 

9. "Философия – это сам процесс философствования, непосредственное жизненное духовное действие, которое в отличие от научного познания нельзя ограничить рамками определенного предмета и метода".

 

Прав ли К. Ясперс, отказывая философии в определенном предмете и методах? Ваше мнение об этом.

 

10. "То, чего мы в настоящее время ожидаем от философии – это размышления о вечных ценностях, которые, возвышаясь над меняющимися временными интересами людей, обоснованы высшей духовной действительностью. Для философского размышления всюду возникают вопросы, как примирить ценности внутренней жизни личности и массовые ценности внешней жизни в свободном от противоречий единстве".

 

Каково основное предназначение философии с точки зрения немецкого философа конца XIX–начала XX вв. В. Виндельбанда?

 

11. "Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию". (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 21. С. 282.)

а) Почему именно этот вопрос является основным вопросом философии?

б) Какие ответы на этот вопрос логически возможны?

в) Почему в истории философии господствовали, как правило, монистические системы?

г) Если логически возможны три ответа на основной вопрос философии, то как объяснить разнообразие философских систем в истории философии?

д) Назовите основные исторические формы материализма и идеализма и укажите различия между ними.

 

12. Проанализируйте приведенные высказывания о философии.

а) "Философия – это эпоха, схваченная в мыслях" (Гегель).

б) "Философия – это сжатое изложение науки своего времени" (О. Конт).

в) "Предмет философии – логический анализ языка науки" (Л. Витгенштейн).

г) "Имеется только один истинно серьезный философский вопрос –вопрос о самоубийстве. Все остальное – шутки, так как раньше всего надо ответить на этот вопрос" (А. Камю).

д) "В то время как научное познание идет к отдельным предметам, в философии речь идет о целостности бытия" (К. Ясперс).

 

Определите, какие этапы развития, и какие направления нашли отражение в вышеприведенных высказываниях.

 

13. Английский философ и ученый Б. Рассел, размышляя над вопросом о специфике философии и ее месте в духовной культуре, писал: "Философия, как я буду понимать это слово, является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное название оказывалось до сих пор недостижимым; но подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения. Все точное знание, по моему мнению, принадлежит к науке; все догмы –к теологии. Но между наукой и теологией имеется ничья Земля, подвергающаяся захвату с обеих сторон. Эта Ничья Земля и есть философия".

 

Согласны вы или нет с таким определением предмета философии и места философии в духовной жизни? Обоснуйте свое мнение.

 

14. К каким направлениям в философии относятся следующие высказывания?

а) "Существовать – значит быть воспринимаемым".

б) Бог не существует.

в) "Я мыслю, следовательно, я существую".

г) Мир существует вне сознания людей, человека, человечества.

д) Материя и дух вечны и не зависят друг от друга.

е) Развитие мира определяется изначально заданной целью.

ж) Основа мира – это число и гармония.

 

15. К каким направлениям в философии относятся взгляды, выраженные в следующих отрывках?

а) “Мир не существовал, пока он мной не создан был;

Я солнце золотое призвал восстать из зыби водяной;

С тех пор, как я живу, стал месяц ясный

Вокруг земли свершать свой бег прекрасный” (И. Гете).

б) Р. Тагор: "Этот мир есть человеческий мир…Взятый вне нас, людей, он не существует. Реальность мира зависит от нашего сознания… Так, вещь может существовать вне ума индивида, но не вне вселенского ума. Она существует лишь постольку, поскольку она ощущается какого-либо рода сознанием".

в) “Исчезнет мир в тот самый час,

Когда исчезну я,

Как он угас для ваших глаз,

Ушедшие друзья.

Не станет солнца и луны,

Поблекнут все цветы.

Не будет даже тишины,

Не станет темноты.

Нет, будет мир существовать,

И пусть меня в нем нет,

Но я успел весь мир обнять,

Все миллионы лет.

Я думал, чувствовал, я жил

И все, что мог, постиг,

И этим право заслужил

На свой бессмертный миг” (Маршак С.Я).

г) "Мир есть "не-Я", созданное нашим "Я" (Фихте).

д) "Мир есть абсолютная идея" (Гегель).

е) "Мир есть воля" (Шопенгауэр).

ж) "Мир есть понятие и представление" (Ремке).

з) "Физическое есть подстановка психического" (Богданов).

 

16. "Философия есть продолжение жизни, обобщение особого –жизненного опыта… Сначала – быть, потом – действовать и лишь затем из осуществленного бытия и из соответственного, а может быть, и опасного, и даже мучительного делания- философствовать".

 

Прав или нет, по вашему мнению, русский философ И. Ильин, представляя таким образом становление философского знания? Обоснуйте свои доводы.

 

17. Следующие понимания философии являются более распространенными:

а) Философия – это учение о сущем (о мире, о природе и т.д.);

б) Философия – это учение о познании;

в) Философия – это учение о человеке, о высших человеческих ценностях.

 

Возьмите какой-либо пункт за основу (а, б или в) и попытайтесь из него вывести другие. Например, возьмите за основу понимание философии как учения о сущем и попытайтесь представить, как с этой точки зрения следует рассматривать познание человека, человеческую сущность и т.п. Существенно проведите различие между материалистическим и идеалистическим подходами к решению этой задачи.

 

18. К какой разновидности идеализма можно отнести авторов следующих суждений?

а) “Мир не существует отдельно от нас. Его реальность зависит от нашего или вселенского сознания “(Р. Тагор).

б) "Великий зодчий Вселенной все более начинает казаться чистым математиком" (Д. Джинс).

в) "Язык не только выражение мыслей. Он определяет характер реальности" (С. Хаякава).

г) "Я стою во Вселенной с одними лишь интеллектуальными орудиями, которыми я обладаю. В известном смысле я лишь играю в захватывающую игру с самим собой" (П. Бриджмен).

 

19. Какая из двух предложенных ниже программ социального действия связана с материалистической философией, а какая с идеалистической? Оцените их эффективность.

а) Не природа создает дурных людей – наши учреждения заставляют их быть такими. Чтобы сделать людей лучше, надо поставить их в лучшие социально-политические условия. Нужно не проповедовать добродетели, а создавать их правильным устройством общественных отношений.

б) Для того чтобы изменить установившийся ход жизни в себе или в людях, надо бороться не с событиями, а с теми мыслями, которые произвели их.

 

20. Выберите верное философское определение. Обоснуйте свой выбор:

а) материализм – это признание того, что весь мир, все тела и предметы состоят из одинаковых частиц (атомов, электронов, протонов и т.д.);

б) материализм – это философское направление, утверждающее первичность природы, бытия и вторичность сознания;

в) материализм – это принцип жизни, заключающийся в признании примата материальных благ для жизни человека;

г) материализм – это практический, здравый взгляд на вещи, отказ от иллюзорных, далеких от жизни рассуждений.

 

21. В чем, по вашему мнению, заключается специфика философии? Обоснуйте выбор.

а) Философия – это умонастроение.

б) Философия – это искусство размышления.

в) Философия – это наука о всеобщих законах природы, общества и мышления, об отношении человека к миру.

г) Философия – это форма общественного сознания.

 

22. Является ли вопрос о соотношении материального и духовного центральной проблемой философии? Обоснуйте свою позицию.

 

23. По преданию, царь Соломон владел кольцом, на котором было выгравировано изречение: "Все проходит". В минуты горя и тяжелых переживаний Соломон смотрел на надпись и успокаивался. Но однажды случилось такое несчастье, что мудрые слова вместо того, чтобы утешить, вызвали у него приступ раздражения. От ярости сорвал он кольцо с пальца и бросил на пол. Когда оно покатилось, Соломон вдруг увидел, что на внутренней стороне кольца тоже есть какая-то надпись. Заинтересовавшись, он поднял кольцо и прочёл следующее: "И это пройдёт". Данная, казалось бы, сверхъестественная ситуация была предусмотрена вековой мудростью. Горько засмеявшись, Соломон надел кольцо и больше с ним не расставался.

 

Каков философский смысл древнего предания?

 

ТЕМА 2. МАТЕРИЯ И СОЗНАНИЕ

 

1. «Человек — это машина, — считал французский материалист XVIII века Ламетри. — Человеческий разум тоже механическое явление, он является и результатом и условием совершающихся в человеческом механизме движений. Поэтому человека

можно назвать “весьма просвещенной машиной”».

 

Проанализируйте позицию автора и укажите причины, породившие ее.

 

2. Каким образом происходит взаимный обмен мыслями?

Может ли мысль непосредственно и прямо, минуя различныематериальные средства, передаваться от человека к человеку?

Какова роль языка в обмене мыслями?

 

3. Согласны ли Вы с точкой зрения Шопенгауэра о том, что мысли умирают в ту минуту, когда они воплощаются в слова.

 

4. «Мы предполагаем труд в такой форме, в которой он составляет исключительное достояние человека. Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей —архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, то есть идеально» (Маркс).

 

Чем отличается труд от целенаправленной по форме деятельности животных и насекомых? Как связано сознание с трудовой деятельностью человека? Какую роль играет сознание в процессе труда?

 

5. Труд — «первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы, в известном смысле, должны сказать: труд создал человека» (Энгельс). Какие биологические изменения вызвал труд у человека? Какие социальные стороны жизнедеятельности людей вызваны трудом?

 

6. В чем заключается принципиальное отличие сознания человека от психики животных?

 

7. В чем состоит принципиальное отличие человеческой речи и языка от средств общения животных?

 

8. Что общего между понятиями «сознание», «знание», «познание» и в чем их специфика? В чем сходство и различие между понятиями «сознание» и «мышление»?

 

9. Как Вы понимаете известное положение К. Маркса о том, что язык есть непосредственность мысли? Какие положения, которые приводятся ниже, тождественны этому высказыванию К. Маркса?

а) Мысль не существует вне языковой оболочки.

б) Язык — это только внешняя материальная форма мысли.

в) Мысль доступна познанию и пониманию только будучи облеченной в языковую форму.

г) Язык и мышление взаимосвязаны.

 

10. Какие факты Вы можете привести в подтверждение положения о том, что сознание не является продуктом только биологического развития человека, а является социально-историческим продуктом?

 

11. Почему именно труд привел к возникновению сознания? Почему «труд» муравьев, бобров не привел к развитию у них сознания? Разберите в связи с этим несколько вариантов возможных разумных существ, встречающихся в фантастической литературе, например дельфины (Мерль), муравьи (Обручев), обезьяны (Буль), лошади (Свифт).

Законы диалектики

 

14. Почему В.И. Ленин назвал закон единства и борьбы противоположностей «ядром диалектики»? Какое место занимает он среди других законов диалектики?

 

15. Укажите правильное определение диалектического противоречия.

Это:

а) отношение тождества и различия противоположностей, имеющих место в рамках единого целого, немыслимых друг без друга, вступающих в противоречие, разрешение которого дает импульс развитию;

б) взаимоисключение противоположностей;

в) недостатки, плохие явления, которые надо изгонять, устранять.

 

16. Проверьте, являются ли полярно противоположными следующие отношения: кислое— сладкое, молодой— пожилой, порок —невинность, смешной — серьезный, материальный — субъективный.

 

17. Укажите противоположное следующему: ошибка, объективный, оригинал, истина, щедрость, движение, радость, скромность, сознание, сознательность.

 

18. Все ли противоречия, которые действуют в мире, одинаковы по своему характеру? Чем отличаются объективные противоречия от противоречий в познании, мышлении?

 

19. Гераклит критиковал Гомера: этот мудрейший из эллинов, сказавший: «Да исчезнет вражда среди богов и людей», не понял, что с исчезновением борьбы «все исчезнет». Дайте философский анализ соображений древних мыслителей.

 

20. Найдите верное суждение среди нижеприведенных:

 

а) Поскольку противоречия неизбежны и на смену одним приходят другие, то борьба с ними не имеет смысла.

б) Противоречия — двигатель развития, и поэтому они всегда полезны.

в) Цель нашей борьбы — разрешение всех противоречий.

г) Противоречия непреходящи, но для нас не безразлично, какой характер они носят (антагонистический или неантагонистический), каким способом разрешаются, насколько эффективно способствуют развитию.

относительно, поэтому вопрос о том, что важнее — внутрен-

ние или внешние противоречия, — теряет смысл.

 

21. Верна ли мысль Гегеля о том, что противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия — критерий заблуждения?

ТЕМА 4. Теория познания

 

1. Какое из приведенных суждений соответствует материалистическому пониманию процесса познания?

Познание — это:

а) процесс погружения «ума» в действительность;

б) воспоминание души о том, что она созерцала в мире идей;

в) упорядочивание сигналов внешнего мира с помощью априорных форм чувственности и рассудка;

г) созерцание в своем сознании сущности своего бытия;

д) отражение объективной действительности в сознании человека;

е) комбинирование врожденных идей под влиянием эмпирических фактов.

 

2. Представителями каких философских направлений сделаны следующие заявления?

 

а) «...Чувства дают нам верные изображения вещей, мы знаем самые эти вещи, ...внешний мир воздействует на наши органы чувств».

б) «...возможно, что мы в состоянии правильно воспринять свойство вещи, но самой вещи мы никаким, ни чувственным, ни мыслительным, процессом постичь не можем. Эта “вещь в себе” находится по ту сторону нашего познания».

в) «...не знаю, есть ли объективная реальность, отражаемая нашими ощущениями, объявляю невозможным знать это».

г) «Знания человека никогда не достигают большего, чем дают ему чувства: все, что недоступно чувствам, недоступно и для ума».

 

3. Проанализируйте следующие суждения и определите, к какому философскому направлению их можно отнести?

Ощущение — это:

а) условный знак, которым наше сознание обозначает воздействие извне;

б) элементарный субъективный чувственный образ объективного мира;

в) чувственное отражение отдельных свойств предметов

объективного мира;

г) непосредственная связь человеческого сознания с внешним

миром;

д) элементарный результат воздействия внешнего мира на органы чувств;

е) единственный информационный канал, доставляющий человеку сведения о внешнем мире;

ж) превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания.

 

4. «...Все научные (правильные, серьезные, невздорные) абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее»

(Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 152). Объясните, почему на основе понятийного мышления достигается большая глубина знаний по сравнению с чувственным познанием? Приведите также примеры «вздорных» абстракций, подумайте над их гносеологическими истоками.

 

5. Почему отражение человеком действительности является приблизительным?

 

6. Древнегреческий философ Парменид (ок. 540 — ок. 470 до н. э.) утверждал: «Одно и то же мысль о предмете и предмет мысли». Согласны ли Вы с таким утверждением?

 

7. Мир бесконечен и мы никогда не сможем познать его до конца. Следует ли отсюда, что мир непознаваем?

 

8. На вопрос: «Смог бы человек познать больше, если бы у него было больше органов чувств?» — есть такой ответ: «Нет, у человека столько органов чувств, сколько ему необходимо для познания». Согласны ли Вы с таким ответом?

 

9. Если чайную ложку опустить в стакан с водой, то она покажется нам сломанной. Означает ли это, что наше зрение и органы чувств вообще обманывают нас и им нельзя доверять? Представители какого направления в философии не доверяют показаниям органов чувств?

 

10. Почему абстрактное мышление — это качественно высшая ступень познания по отношению к чувственному отражению?

 

11. Назовите (из приведенных ниже) философское направление, которое рассматривает истину как «плод» соглашения.

а) Эклектика;

б) конвенционализм;

в) софистика;

г) диалектика;

д) догматизм.

 

12. Какие из приведенных высказываний соответствуют диалектико-материалистическому пониманию истины?

а) Интуитивно ясное и самоочевидное положение.

б) Идея, руководство которой приводит к успеху.

в) Знание, которое соответствует показаниям органов чувств.

г) Совпадение человеческой мысли с идеальными формами мирового духа.

д) Мнение большинства.

е) Мнение, закрепленное авторитетом и временем.

ж) То, что соответствует цели человека.

з) Соответствие знаний ощущениям субъекта.

и) Знание, которое является адекватным отражением объективного мира.

 

13. Выберите правильное предложение:

а) Нет истинных и нет ложных мыслей, «истинно» или «ложно» — это лишь названия или оценки.

б) Все мысли только истинны, ложных мыслей нет.

в) Есть мысли истинные вообще и есть мысли совершенно ложные.

г) Каждое высказывание истинно либо ложно лишь в строго определенном отношении.

 

14. Проиллюстрируйте положение: «Àбстрактной истины нет, истина всегда конкретна».

 

15. «...Для разыскания истины необходимо раз в жизни, насколько это возможно, поставить все под сомнение» (Р. Декарт). Дайте оценку «принципу сомнения». При каких условиях этот принцип приводит к агностицизму?

 

16. Известный афоризм гласит: «Практика без теории слепа, а теория без практики — это просто интеллектуальная игра».

 

Дайте философскую интерпретацию этому афоризму.

 

17. В чем специфика социально-исторической практики?

Обоснуйте каждый из ответов.

а) Она более субъективна, чем материальное производство.

б) Ей в большей мере присущ творческий характер.

в) Она направлена на преобразование общественных отношений.

г) В ней находят непосредственное отражение классовые интересы людей.

д) В ней через деятельность людей проявляются объективные законы.

 

18. Перечислите общее, что присуще познанию как природных, так и социальных явлений.

 

19. О какой специфической особенности социального познания писал философ-материалист Гоббс: «Я не сомневаюсь, что если бы истина, что три угла треугольника равны двум углам квадрата, противоречила чьему-то праву на власть или интересам тех, кто уже обладает властью, то поскольку это было бы во власти тех, чьи интересы задеты этой истиной, то учение геометрии было бы если не оспариваемо, то путем сожжения всех книг по геометрии вытеснено» (Гоббс. Левиафан. М., 1936. С. 101)?

 

20. В чем специфика фактического, эмпирического материала в общественных науках по сравнению с естествознанием?

 

21. Чем эксперимент в социальном познании отличается от эксперимента в естественных науках?

 

22. В чем состоят особенности предвидения социальных явлений в отличие от предвидения явлений природы?

 

23. Почему исторический метод имеет особенное значение в познании именно общественных явлений?

 

ТЕМА 5. Материя

1. С позиций какого философского направления даны следующие определения?

 

а) То, что мы называем материей, есть только известная закономерная связь элементов («ощущений»).

б) С научной точки зрения не может быть возражений против того, чтобы классифицировать известные более или менее постоянные группы чувственных восприятий, объединяя их вместе и называя материей...

в) Материя есть постоянная возможность ощущений.

 

2. В какой степени истинны следующие суждения?

Материя — это:

а) то же, что и реальность;

б) все то, что обладает движением, протяженностью, инертностью, тяжестью, фигурой, непроницаемостью;

в) совокупность вещества и поля;

г) основа, носитель всех свойств явлений, предметов и процессов действительности;

д) наряду с сознанием одна из двух первооснов бытия;

е) всякая объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания человека, отражаемая сознанием.

ж) постоянная возможность ощущений;

з) неизменная первооснова бытия;

и) пространственная развертка мировой идеи.

 

3. Материальны ли следующие явления: свет, пространство и время, информация, тень, общество, общественные отношения, историческое развитие, угрызение совести, воля, биотоки мозга, речь?

 

4. В чем заключаются различия между философским и естественно-научным представлениями о материи и ее структуре?

 

5. Согласны ли Вы со следующими взглядами американского физика В. Гейзенберга? Обоснуйте свой ответ.

а) «Современная физика в некотором смысле близко следует учению Гераклита. Если заменить слово «огонь» словом «энергия», то почти в точности высказывания Гераклита можно считать высказываниями современной науки.

...Энергия — это то, из чего созданы все элементарные частицы, все атомы, а потому и вообще все вещи... Энергия есть субстанция...»

б) «...Все многообразие элементарных частиц объясняется некоторой универсальной первоматерией, которую можно назвать энергией или материей».

 

6. В чем заключается специфика социальной сферы материального мира?

 

7. «“Материя” и “сознание” являются, по сути дела, конвенциональными понятиями; отстаивать примат материи или сознания перед лицом новейших научных данных так же бессмысленно, как спорить о том, что подвешено сверху, а что снизу — Солнце или Земля» (Б. Рассел). Прав ли Б. Рассел? Àргументируйте свой ответ.

 

8. Известный физик С. Саката отмечает, что в современной физике имеются три точки зрения на природу элементарных частиц:

а) Элементарные частицы — это атомы Демокрита, т.е. первичные элементы материи.

б) Элементарные частицы — это лишь понятия, созданные для удобства описания физических явлений.

в) Элементарные частицы — это структурные единицы, относящиеся к одному из бесконечных уровней материи.

Какая философская позиция лежит в основе каждой из этих точек зрения?

 

9. Дайте философский анализ по поводу следующих суждений о единстве мира, выразите свою позицию:

а) Единство мира состоит в его материальности.

б) Единство мира состоит в его существовании.

в) Единство мира проявляется в синтезе его химического состава.

г) Единство мира состоит в том, что во всех его частях действуют одни и те же законы.

д) Мир един, поскольку в нем все взаимосвязано.

 

Задачи

1. "Миф как и религия, рождаются не из непонимания человеком мира, и не из-за того, что человек был запуган непонятными силами природы. Перед ним и не стояла проблема понимания… Мир мифа был для человека понятен и осмыслен. И лишь появление науки и философии впервые вносит в мир непонятное…", – говорит М. Мамардашвилли.

Лосев А. утверждает, что мир есть способ духовно-практи­ческого освоения мира, "способ преобразования мира в воображении и при помощи воображения".

 

Как вы понимаете: это однозначное или принципиально разное толкование сущности мифического сознания?

 

2. Правомерно ли в мифе и в мифическом сознании искать постановку и ответ на вопрос: "Люди так живут, потому что они так думают или люди так думают, потому что они так живут?"

 

Обоснуйте свой ответ.

 

3. О сущности религии и её происхождении учёные высказывают много различных мнений:

а) У. Джемс, крупный психолог-религиовед начала XX века, считал

религиозные представления врожденными, источником которых является нечто сверхъестественное.

б) Другая концепция исходит из того, что религия является порождением человеческих инстинктов.

в) Э. Дюркгейм относил к религии общественные идеи.

г) 3. Фрейд с позиций психоанализа определил религию как коллективный невроз навязчивости, как массовую иллюзию.

д) Л. Фейербах рассматривал религию как отражение иного бытия.

 

Как считаете Вы, что такое религия и каковы ее источники?

 

4. Какие общечеловеческие духовные ценности отражены в Нагорной проповеди Христа?

 

5. Что общего свойственно всем религиям?

 

6. "Свобода совести – и прежде всего религиозной совести –предполагает, что в личности есть духовное начало, не зависящее от общества. Этого коммунизм, конечно, не признает... В коммунизме на материалистической основе неизбежно подавление личности. Индивидуальный человек рассматривается, как кирпич нужный для строительства коммунистического общества, он есть лишь средство..." (Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М., 1991. С. 125.)

 

Почему, с точки зрения Н. А. Бердяева, свобода совести и коммунизм несовместимы?

 

7. Прокомментируйте следующее высказывание Б.Рассела: "Религия не позволяет нашим детям получить рациональное образование; религия препятствует нам в устранении коренных причин войны; религия запрещает нам проповедовать этику научного сотрудничества вместо старых и жестких доктрин греха и наказания".

 

С чем вы согласны, а с чем нет в высказываниях Рассела и почему?

 

8. "Философия есть продолжение жизни, обобщение особого –жизненного опыта… Сначала – быть, потом – действовать и лишь затем из осуществленного бытия и из соответственного, а может быть, и опасного, и даже мучительного делания – философствовать".

 

Прав ли или нет, по вашему мнению, русский философ И. Ильин, представляя таким образом становление философского знания? Обоснуйте свои доводы.

 

9. "Философия – это сам процесс философствования, непосредственное жизненное духовное действие, которое в отличие от научного познания нельзя ограничить рамками определенного предмета и метода".

 

Прав ли К. Ясперс, отказывая философии в определенном предмете и методах? Ваше мнение об этом.

 

10. "То, чего мы в настоящее время ожидаем от философии – это размышления о вечных ценностях, которые, возвышаясь над меняющимися временными интересами людей, обоснованы высшей духовной действительностью. Для философского размышления всюду возникают вопросы, как примирить ценности внутренней жизни личности и массовые ценности внешней жизни в свободном от противоречий единстве".

 

Каково основное предназначение философии с точки зрения немецкого философа конца XIX–начала XX вв. В. Виндельбанда?

 

11. "Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию". (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 21. С. 282.)

а) Почему именно этот вопрос является основным вопросом философии?

б) Какие ответы на этот вопрос логически возможны?

в) Почему в истории философии господствовали, как правило, монистические системы?

г) Если логически возможны три ответа на основной вопрос философии, то как объяснить разнообразие философских систем в истории философии?

д) Назовите основные исторические формы материализма и идеализма и укажите различия между ними.

 

12. Проанализируйте приведенные высказывания о философии.

а) "Философия – это эпоха, схваченная в мыслях" (Гегель).

б) "Философия – это сжатое изложение науки своего времени" (О. Конт).

в) "Предмет философии – логический анализ языка науки" (Л. Витгенштейн).

г) "Имеется только один истинно серьезный философский вопрос –вопрос о самоубийстве. Все остальное – шутки, так как раньше всего надо ответить на этот вопрос" (А. Камю).

д) "В то время как научное познание идет к отдельным предметам, в философии речь идет о целостности бытия" (К. Ясперс).

 

Определите, какие этапы развития, и какие направления нашли отражение в вышеприведенных высказываниях.

 

13. Английский философ и ученый Б. Рассел, размышляя над вопросом о специфике философии и ее месте в духовной культуре, писал: "Философия, как я буду понимать это слово, является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное название оказывалось до сих пор недостижимым; но подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения. Все точное знание, по моему мнению, принадлежит к науке; все догмы –к теологии. Но между наукой и теологией имеется ничья Земля, подвергающаяся захвату с обеих сторон. Эта Ничья Земля и есть философия".

 

Согласны вы или нет с таким определением предмета философии и места философии в духовной жизни? Обоснуйте свое мнение.

 

14. К каким направлениям в философии относятся следующие высказывания?

а) "Существовать – значит быть воспринимаемым".

б) Бог не существует.

в) "Я мыслю, следовательно, я существую".

г) Мир существует вне сознания людей, человека, человечества.

д) Материя и дух вечны и не зависят друг от друга.

е) Развитие мира определяется изначально заданной целью.

ж) Основа мира – это число и гармония.

 

15. К каким направлениям в философии относятся взгляды, выраженные в следующих отрывках?

а) “Мир не существовал, пока он мной не создан был;

Я солнце золотое призвал восстать из зыби водяной;

С тех пор, как я живу, стал месяц ясный

Вокруг земли свершать свой бег прекрасный” (И. Гете).

б) Р. Тагор: "Этот мир есть человеческий мир…Взятый вне нас, людей, он не существует. Реальность мира зависит от нашего сознания… Так, вещь может существовать вне ума индивида, но не вне вселенского ума. Она существует лишь постольку, поскольку она ощущается какого-либо рода сознанием".

в) “Исчезнет мир в тот самый час,

Когда исчезну я,

Как он угас для ваших глаз,

Ушедшие друзья.

Не станет солнца и луны,

Поблекнут все цветы.

Не будет даже тишины,

Не станет темноты.

Нет, будет мир существовать,

И пусть меня в нем нет,

Но я успел весь мир обнять,

Все миллионы лет.

Я думал, чувствовал, я жил

И все, что мог, постиг,

И этим право заслужил

На свой бессмертный миг” (Маршак С.Я).

г) "Мир есть "не-Я", созданное нашим "Я" (Фихте).

д) "Мир есть абсолютная идея" (Гегель).

е) "Мир есть воля" (Шопенгауэр).

ж) "Мир есть понятие и представление" (Ремке).

з) "Физическое есть подстановка психического" (Богданов).

 

16. "Философия есть продолжение жизни, обобщение особого –жизненного опыта… Сначала – быть, потом – действовать и лишь затем из осуществленного бытия и из соответственного, а может быть, и опасного, и даже мучительного делания- философствовать".

 

Прав или нет, по вашему мнению, русский философ И. Ильин, представляя таким образом становление философского знания? Обоснуйте свои доводы.

 

17. Следующие понимания философии являются более распространенными:

а) Философия – это учение о сущем (о мире, о природе и т.д.);

б) Философия – это учение о познании;

в) Философия – это учение о человеке, о высших человеческих ценностях.

 

Возьмите какой-либо пункт за основу (а, б или в) и попытайтесь из него вывести другие. Например, возьмите за основу понимание философии как учения о сущем и попытайтесь представить, как с этой точки зрения следует рассматривать познание человека, человеческую сущность и т.п. Существенно проведите различие между материалистическим и идеалистическим подходами к решению этой задачи.

 

18. К какой разновидности идеализма можно отнести авторов следующих суждений?

а) “Мир не существует отдельно от нас. Его реальность зависит от нашего или вселенского сознания “(Р. Тагор).

б) "Великий зодчий Вселенной все более начинает казаться чистым математиком" (Д. Джинс).

в) "Язык не только выражение мыслей. Он определяет характер реальности" (С. Хаякава).

г) "Я стою во Вселенной с одними лишь интеллектуальными орудиями, которыми я обладаю. В известном смысле я лишь играю в захватывающую игру с самим собой" (П. Бриджмен).

 

19. Какая из двух предложенных ниже программ социального действия связана с материалистической философией, а какая с идеалистической? Оцените их эффективность.

а) Не природа создает дурных людей – наши учреждения заставляют их быть такими. Чтобы сделать людей лучше, надо поставить их в лучшие социально-политические условия. Нужно не проповедовать добродетели, а создавать их правильным устройством общественных отношений.

б) Для того чтобы изменить установившийся ход жизни в себе или в людях, надо бороться не с событиями, а с теми мыслями, которые произвели их.

 

20. Выберите верное философское определение. Обоснуйте свой выбор:

а) материализм – это признание того, что весь мир, все тела и предметы состоят из одинаковых частиц (атомов, электронов, протонов и т.д.);

б) материализм – это философское направление, утверждающее первичность природы, бытия и вторичность сознания;

в) материализм – это принцип жизни, заключающийся в признании примата материальных благ для жизни человека;

г) материализм – это практический, здравый взгляд на вещи, отказ от иллюзорных, далеких от жизни рассуждений.

 

21. В чем, по вашему мнению, заключается специфика философии? Обоснуйте выбор.

а) Философия – это умонастроение.

б) Философия – это искусство размышления.

в) Философия – это наука о всеобщих законах природы, общества и мышления, об отношении человека к миру.

г) Философия – это форма общественного сознания.

 

22. Является ли вопрос о соотношении материального и духовного центральной проблемой философии? Обоснуйте свою позицию.

 

23. По преданию, царь Соломон владел кольцом, на котором было выгравировано изречение: "Все проходит". В минуты горя и тяжелых переживаний Соломон смотрел на надпись и успокаивался. Но однажды случилось такое несчастье, что мудрые слова вместо того, чтобы утешить, вызвали у него приступ раздражения. От ярости сорвал он кольцо с пальца и бросил на пол. Когда оно покатилось, Соломон вдруг увидел, что на внутренней стороне кольца тоже есть какая-то надпись. Заинтересовавшись, он поднял кольцо и прочёл следующее: "И это пройдёт". Данная, казалось бы, сверхъестественная ситуация была предусмотрена вековой мудростью. Горько засмеявшись, Соломон надел кольцо и больше с ним не расставался.

 

Каков философский смысл древнего предания?

 

ТЕМА 2. МАТЕРИЯ И СОЗНАНИЕ

 

1. «Человек — это машина, — считал французский материалист XVIII века Ламетри. — Человеческий разум тоже механическое явление, он является и результатом и условием совершающихся в человеческом механизме движений. Поэтому человека

можно назвать “весьма просвещенной машиной”».

 

Проанализируйте позицию автора и укажите причины, породившие ее.

 

2. Каким образом происходит взаимный обмен мыслями?

Может ли мысль непосредственно и прямо, минуя различныематериальные средства, передаваться от человека к человеку?

Какова роль языка в обмене мыслями?

 

3. Согласны ли Вы с точкой зрения Шопенгауэра о том, что мысли умирают в ту минуту, когда они воплощаются в слова.

 

4. «Мы предполагаем труд в такой форме, в которой он составляет исключительное достояние человека. Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей —архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, то есть идеально» (Маркс).

 

Чем отличается труд от целенаправленной по форме деятельности животных и насекомых? Как связано сознание с трудовой деятельностью человека? Какую роль играет сознание в процессе труда?

 

5. Труд — «первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы, в известном смысле, должны сказать: труд создал человека» (Энгельс). Какие биологические изменения вызвал труд у человека? Какие социальные стороны жизнедеятельности людей вызваны трудом?

 

6. В чем заключается принципиальное отличие сознания человека от психики животных?

 

7. В чем состоит принципиальное отличие человеческой речи и языка от средств общения животных?

 

8. Что общего между понятиями «сознание», «знание», «познание» и в чем их специфика? В чем сходство и различие между понятиями «сознание» и «мышление»?

 

9. Как Вы понимаете известное положение К. Маркса о том, что язык есть непосредственность мысли? Какие положения, которые приводятся ниже, тождественны этому высказыванию К. Маркса?

а) Мысль не существует вне языковой оболочки.

б) Язык — это только внешняя материальная форма мысли.

в) Мысль доступна познанию и пониманию только будучи облеченной в языковую форму.

г) Язык и мышление взаимосвязаны.

 

10. Какие факты Вы можете привести в подтверждение положения о том, что сознание не является продуктом только биологического развития человека, а является социально-историческим продуктом?

 

11. Почему именно труд привел к возникновению сознания? Почему «труд» муравьев, бобров не привел к развитию у них сознания? Разберите в связи с этим несколько вариантов возможных разумных существ, встречающихся в фантастической литературе, например дельфины (Мерль), муравьи (Обручев), обезьяны (Буль), лошади (Свифт).

Законы диалектики

 

14. Почему В.И. Ленин назвал закон единства и борьбы противоположностей «ядром диалектики»? Какое место занимает он среди других законов диалектики?

 

15. Укажите правильное определение диалектического противоречия.

Это:

а) отношение тождества и различия противоположностей, имеющих место в рамках единого целого, немыслимых друг без друга, вступающих в противоречие, разрешение которого дает импульс развитию;

б) взаимоисключение противоположностей;

в) недостатки, плохие явления, которые надо изгонять, устранять.

 

16. Проверьте, являются ли полярно противоположными следующие отношения: кислое— сладкое, молодой— пожилой, порок —невинность, смешной — серьезный, материальный — субъективный.

 

17. Укажите противоположное следующему: ошибка, объективный, оригинал, истина, щедрость, движение, радость, скромность, сознание, сознательность.

 

18. Все ли противоречия, которые действуют в мире, одинаковы по своему характеру? Чем отличаются объективные противоречия от противоречий в познании, мышлении?

 

19. Гераклит критиковал Гомера: этот мудрейший из эллинов, сказавший: «Да исчезнет вражда среди богов и людей», не понял, что с исчезновением борьбы «все исчезнет». Дайте философский анализ соображений древних мыслителей.

 

20. Найдите верное суждение среди нижеприведенных:

 

а) Поскольку противоречия неизбежны и на смену одним приходят другие, то борьба с ними не имеет смысла.

б) Противоречия — двигатель развития, и поэтому они всегда полезны.

в) Цель нашей борьбы — разрешение всех противоречий.

г) Противоречия непреходящи, но для нас не безразлично, какой характер они носят (антагонистический или неантагонистический), каким способом разрешаются, насколько эффективно способствуют развитию.

относительно, поэтому вопрос о том, что важнее — внутрен-

ние или внешние противоречия, — теряет смысл.

 

21. Верна ли мысль Гегеля о том, что противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия — критерий заблуждения?

ТЕМА 4. Теория познания

 

1. Какое из приведенных суждений соответствует материалистическому пониманию процесса познания?

Познание — это:

а) процесс погружения «ума» в действительность;

б) воспоминание души о том, что она созерцала в мире идей;

в) упорядочивание сигналов внешнего мира с помощью априорных форм чувственности и рассудка;

г) созерцание в своем сознании сущности своего бытия;

д) отражение объективной действительности в сознании человека;

е) комбинирование врожденных идей под влиянием эмпирических фактов.

 

2. Представителями каких философских направлений сделаны следующие заявления?

 

а) «...Чувства дают нам верные изображения вещей, мы знаем самые эти вещи, ...внешний мир воздействует на наши органы чувств».

б) «...возможно, что мы в состоянии правильно воспринять свойство вещи, но самой вещи мы никаким, ни чувственным, ни мыслительным, процессом постичь не можем. Эта “вещь в себе” находится по ту сторону нашего познания».

в) «...не знаю, есть ли объективная реальность, отражаемая нашими ощущениями, объявляю невозможным знать это».

г) «Знания человека никогда не достигают большего, чем дают ему чувства: все, что недоступно чувствам, недоступно и для ума».

 

3. Проанализируйте следующие суждения и определите, к какому философскому направлению их можно отнести?

Ощущение — это:

а) условный знак, которым наше сознание обозначает воздействие извне;

б) элементарный субъективный чувственный образ объективного мира;

в) чувственное отражение отдельных свойств предметов

объективного мира;

г) непосредственная связь человеческого сознания с внешним

миром;

д) элементарный результат воздействия внешнего мира на органы чувств;

е) единственный информационный канал, доставляющий человеку сведения о внешнем мире;

ж) превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания.

 

4. «...Все научные (правильные, серьезные, невздорные) абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее»

(Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 152). Объясните, почему на основе понятийного мышления достигается большая глубина знаний по сравнению с чувственным познанием? Приведите также примеры «вздорных» абстракций, подумайте над их гносеологическими истоками.

 

5. Почему отражение человеком действительности является приблизительным?

 

6. Древнегреческий философ Парменид (ок. 540 — ок. 470 до н. э.) утверждал: «Одно и то же мысль о предмете и предмет мысли». Согласны ли Вы с таким утверждением?

 

7. Мир бесконечен и мы никогда не сможем познать его до конца. Следует ли отсюда, что мир непознаваем?

 

8. На вопрос: «Смог бы человек познать больше, если бы у него было больше органов чувств?» — есть такой ответ: «Нет, у человека столько органов чувств, сколько ему необходимо для познания». Согласны ли Вы с таким ответом?

 

9. Если чайную ложку опустить в стакан с водой, то она покажется нам сломанной. Означает ли это, что наше зрение и органы чувств вообще обманывают нас и им нельзя доверять? Представители какого направления в философии не доверяют показаниям органов чувств?

 

10. Почему абстрактное мышление — это качественно высшая ступень познания по отношению к чувственному отражению?

 

11. Назовите (из приведенных ниже) философское направление, которое рассматривает истину как «плод» соглашения.

а) Эклектика;

б) конвенционализм;

в) софистика;

г) диалектика;

д) догматизм.

 

12. Какие из приведенных высказываний соответствуют диалектико-материалистическому пониманию истины?

а) Интуитивно ясное и самоочевидное положение.

б) Идея, руководство которой приводит к успеху.

в) Знание, которое соответствует показаниям органов чувств.

г) Совпадение человеческой мысли с идеальными формами мирового духа.

д) Мнение большинства.

е) Мнение, закрепленное авторитетом и временем.

ж) То, что соответствует цели человека.

з) Соответствие знаний ощущениям субъекта.

и) Знание, которое является адекватным отражением объективного мира.

 

13. Выберите правильное предложение:

а) Нет истинных и нет ложных мыслей, «истинно» или «ложно» — это лишь названия или оценки.

б) Все мысли только истинны, ложных мыслей нет.

в) Есть мысли истинные вообще и есть мысли совершенно ложные.

г) Каждое высказывание истинно либо ложно лишь в строго определенном отношении.

 

14. Проиллюстрируйте положение: «Àбстрактной истины нет, истина всегда конкретна».

 

15. «...Для разыскания истины необходимо раз в жизни, насколько это возможно, поставить все под сомнение» (Р. Декарт). Дайте оценку «принципу сомнения». При каких условиях этот принцип приводит к агностицизму?

 

16. Известный афоризм гласит: «Практика без теории слепа, а теория без практики — это просто интеллектуальная игра».

 

Дайте философскую интерпретацию этому афоризму.

 

17. В чем специфика социально-исторической практики?

Обоснуйте каждый из ответов.

а) Она более субъективна, чем материальное производство.

б) Ей в большей мере присущ творческий характер.

в) Она направлена на преобразование общественных отношений.

г) В ней находят непосредственное отражение классовые интересы людей.

д) В ней через деятельность людей проявляются объективные законы.

 

18. Перечислите общее, что присуще познанию как природных, так и социальных явлений.

 

19. О какой специфической особенности социального познания писал философ-материалист Гоббс: «Я не сомневаюсь, что если бы истина, что три угла треугольника равны двум углам квадрата, противоречила чьему-то праву на власть или интересам тех, кто уже обладает властью, то поскольку это было бы во власти тех, чьи интересы задеты этой истиной, то учение геометрии было бы если не оспариваемо, то путем сожжения всех книг по геометрии вытеснено» (Гоббс. Левиафан. М., 1936. С. 101)?

 

20. В чем специфика фактического, эмпирического материала в общественных науках по сравнению с естествознанием?

 

21. Чем эксперимент в социальном познании отличается от эксперимента в естественных науках?

 

22. В чем состоят особенности предвидения социальных явлений в отличие от предвидения явлений природы?

 

23. Почему исторический метод имеет особенное значение в познании именно общественных явлений?

 

ТЕМА 5. Материя

1. С позиций какого философского направления даны следующие определения?

 

а) То, что мы называем материей, есть только известная закономерная связь элементов («ощущений»).

б) С научной точки зрения не может быть возражений против того, чтобы классифицировать известные более или менее постоянные группы чувственных восприятий, объединяя их вместе и называя материей...

в) Материя есть постоянная возможность ощущений.

 

2. В какой степени истинны следующие суждения?

Материя — это:

а) то же, что и реальность;

б) все то, что обладает движением, протяженностью, инертностью, тяжестью, фигурой, непроницаемостью;

в) совокупность вещества и поля;

г) основа, носитель всех свойств явлений, предметов и процессов действительности;

д) наряду с сознанием одна из двух первооснов бытия;

е) всякая объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания человека, отражаемая сознанием.

ж) постоянная возможность ощущений;

з) неизменная первооснова бытия;

и) пространственная развертка мировой идеи.

 

3. Материальны ли следующие явления: свет, пространство и время, информация, тень, общество, общественные отношения, историческое развитие, угрызение совести, воля, биотоки мозга, речь?

 

4. В чем заключаются различия между философским и естественно-научным представлениями о материи и ее структуре?

 

5. Согласны ли Вы со следующими взглядами американского физика В. Гейзенберга? Обоснуйте свой ответ.

а) «Современная физика в некотором смысле близко следует учению Гераклита. Если заменить слово «огонь» словом «энергия», то почти в точности высказывания Гераклита можно считать высказываниями современной науки.

...Энергия — это то, из чего созданы все элементарные частицы, все атомы, а потому и вообще все вещи... Энергия есть субстанция...»

б) «...Все многообразие элементарных частиц объясняется некоторой универсальной первоматерией, которую можно назвать энергией или материей».

 

6. В чем заключается специфика социальной сферы материального мира?

 

7. «“Материя” и “сознание” являются, по сути дела, конвенциональными понятиями; отстаивать примат материи или сознания перед лицом новейших научных данных так же бессмысленно, как спорить о том, что подвешено сверху, а что снизу — Солнце или Земля» (Б. Рассел). Прав ли Б. Рассел? Àргументируйте свой ответ.

 

8. Известный физик С. Саката отмечает, что в современной физике имеются три точки зрения на природу элементарных частиц:

а) Элементарные частицы — это атомы Демокрита, т.е. первичные элементы материи.

б) Элементарные частицы — это лишь понятия, созданные для удобства описания физических явлений.

в) Элементарные частицы — это структурные единицы, относящиеся к одному из бесконечных уровней материи.

Какая философская позиция лежит в основе каждой из этих точек зрения?

 

9. Дайте философский анализ по поводу следующих суждений о единстве мира, выразите свою позицию:

а) Единство мира состоит в его материальности.

б) Единство мира состоит в его существовании.

в) Единство мира проявляется в синтезе его химического состава.

г) Единство мира состоит в том, что во всех его частях действуют одни и те же законы.

д) Мир един, поскольку в нем все взаимосвязано.

 

ТЕМА 7. Проблема сознания

Вопросы

Задачи

 

1. К. Маркс утверждал, что «идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 21).

Можно ли из этого сделать следующие выводы:

а) Идеальное существует не в голове, а с помощью головы в реальной предметной деятельности (идеальное есть форма деятельности общественного человека, взятая вне человека).

б) Идеальное существует в голове с помощью реальной предметной деятельности (идеальное есть субъективная реальность).

в) Идеальное является особой субстанцией.

 

2. Приведенные ниже слова разделите на две группы и назовите признак, послуживший для принятого Вами деления: мозг, мышление, идея, понятие, сердце, вдохновение, ощущение, физиологическое, психическое, речь, язык, тоска, бег, дыхание, представление, убеждение, сновидение, радость, разум, воля, нервный процесс, биотоки мозга.

 

3. Выберите из данных суждений правильное и обоснуйте свой выбор.

Мысль — это:

а) продукт мозга, субъективный образ объективного мира;

б) хотя и находится в материальном мозгу, но является продуктом нематериальной субстанции;

в) биотоки мозга;

г) самостоятельное, независимое от мозга явление.

д) речь, но произнесенная про себя.

 

 

Тема 9. Природа и общество

 

1. Укажите, какое из определений понятия «природа» наиболее точное.

Природа — это:

а) географическая среда, в которой обитает человеческое общество;

б) биосфера Земли;

в) вся материальная действительность;

г) та часть мира, которая стала объектом теоретической и практической деятельности людей;

д) биосфера и ноосфера;

е) наша бесконечная Вселенная.

 

2. «Создание из биосфера ноосферы есть природное явление, более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история. Оно требует проявления человечества как единого целого. Это его неизбежная предпосылка» (Вернадский В.И. Размышления натуралиста: научная мысль как планетное явление. М., 1977. Кн. 2. С. 32).

 

Что понимал В.И. Вернадский под ноосферой? Что он имел в виду, когда писал о требовании проявления человечества как единого целого? В этой связи ответьте на вопрос: «Входит ли в содержание понятий «природа», «природная среда» то, что В.И.Вернадский назвал «ноосферой»?

 

3. Что общего между законами природы и законами общества?

 

4. Дайте анализ следующему положению: «Существенное отличие человеческого общества от общества животных состоит в том, что животные в лучшем случае собирают, между тем как люди производят. Уже одно это, правда, основное, различие делает невозможным простое перенесение законов животного общества на человеческое общество» (Переписка К. Маркса и Ф.Энгельса с русскими политическими деятелями. М., 1947. С. 171).

И в этой связи ответьте:

а) Почему это отличие Ф. Энгельс считает основным?

б) В силу каких причин невозможно перенесение закона из области биологии на социальную жизнь?

 

5. Дайте философскую оценку следующей точки зрения:

«Все основные факторы истории объясняются географическими условиями той местности, где они происходят».

 

6. Некоторые современные философы вслед за Г. Спенсером и 3. Фрейдом считают, что человеческое общество развивается по биологическим законам, поскольку сам человек — высшее звено биологической эволюции. В чем ошибочность подобных рассуждений? Можно ли полностью исключить биологические факторы из общественной жизни?

 

7. Чем отличаются друг от друга биосфера и человечество как развивающаяся система?

 

8. Обоснуйте актуальность следующих мыслей Ф. Энгельса: «Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит». Почему противоречие между природой и обществом приобрело в XX в. глобальный характер?

 

10. Как Вы понимаете положение К. Маркса о том, что культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно, оставляет после себя пустыню?

 

 

ТЕМА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ

 

Контрольные вопросы для самопроверки

       1. Могла ли возникнуть философия до появления мира и религии?

       2. В чем специфика мифологического мышления?

       3. Правомерно ли считать, что религия, искусство, наука –

       духовные истоки философии?

       4. Что является объектом изучения философии?

       5. Что составляет предмет философии?

       6. В чем различие философского и научного знаний?

       7. Что есть философское мировоззрение?

       8. Какова сущность материалистического мировоззрения?

       9. Каковы причины идеалистического мировоззрения?

       11. Как называется учение о нерасчлененности всех форм мышления?

       12. Как называется учение об одушевленности природы?

       13. Как называется учение о первичности материи и вторичности сознания?

       14. Как называется религия, возводящая в культ древних        фантастических предков?

Задачи

1. "Миф как и религия, рождаются не из непонимания человеком мира, и не из-за того, что человек был запуган непонятными силами природы. Перед ним и не стояла проблема понимания… Мир мифа был для человека понятен и осмыслен. И лишь появление науки и философии впервые вносит в мир непонятное…", – говорит М. Мамардашвилли.

Лосев А. утверждает, что мир есть способ духовно-практи­ческого освоения мира, "способ преобразования мира в воображении и при помощи воображения".

 

Как вы понимаете: это однозначное или принципиально разное толкование сущности мифического сознания?

 

2. Правомерно ли в мифе и в мифическом сознании искать постановку и ответ на вопрос: "Люди так живут, потому что они так думают или люди так думают, потому что они так живут?"

 

Обоснуйте свой ответ.

 

3. О сущности религии и её происхождении учёные высказывают много различных мнений:

а) У. Джемс, крупный психолог-религиовед начала XX века, считал

религиозные представления врожденными, источником которых является нечто сверхъестественное.

б) Другая концепция исходит из того, что религия является порождением человеческих инстинктов.

в) Э. Дюркгейм относил к религии общественные идеи.

г) 3. Фрейд с позиций психоанализа определил религию как коллективный невроз навязчивости, как массовую иллюзию.

д) Л. Фейербах рассматривал религию как отражение иного бытия.

 

Как считаете Вы, что такое религия и каковы ее источники?

 

4. Какие общечеловеческие духовные ценности отражены в Нагорной проповеди Христа?

 

5. Что общего свойственно всем религиям?

 

6. "Свобода совести – и прежде всего религиозной совести –предполагает, что в личности есть духовное начало, не зависящее от общества. Этого коммунизм, конечно, не признает... В коммунизме на материалистической основе неизбежно подавление личности. Индивидуальный человек рассматривается, как кирпич нужный для строительства коммунистического общества, он есть лишь средство..." (Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М., 1991. С. 125.)

 

Почему, с точки зрения Н. А. Бердяева, свобода совести и коммунизм несовместимы?

 

7. Прокомментируйте следующее высказывание Б.Рассела: "Религия не позволяет нашим детям получить рациональное образование; религия препятствует нам в устранении коренных причин войны; религия запрещает нам проповедовать этику научного сотрудничества вместо старых и жестких доктрин греха и наказания".

 

С чем вы согласны, а с чем нет в высказываниях Рассела и почему?

 

8. "Философия есть продолжение жизни, обобщение особого –жизненного опыта… Сначала – быть, потом – действовать и лишь затем из осуществленного бытия и из соответственного, а может быть, и опасного, и даже мучительного делания – философствовать".

 

Прав ли или нет, по вашему мнению, русский философ И. Ильин, представляя таким образом становление философского знания? Обоснуйте свои доводы.

 

9. "Философия – это сам процесс философствования, непосредственное жизненное духовное действие, которое в отличие от научного познания нельзя ограничить рамками определенного предмета и метода".

 

Прав ли К. Ясперс, отказывая философии в определенном предмете и методах? Ваше мнение об этом.

 

10. "То, чего мы в настоящее время ожидаем от философии – это размышления о вечных ценностях, которые, возвышаясь над меняющимися временными интересами людей, обоснованы высшей духовной действительностью. Для философского размышления всюду возникают вопросы, как примирить ценности внутренней жизни личности и массовые ценности внешней жизни в свободном от противоречий единстве".

 

Каково основное предназначение философии с точки зрения немецкого философа конца XIX–начала XX вв. В. Виндельбанда?

 

11. "Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию". (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 21. С. 282.)

а) Почему именно этот вопрос является основным вопросом философии?

б) Какие ответы на этот вопрос логически возможны?

в) Почему в истории философии господствовали, как правило, монистические системы?

г) Если логически возможны три ответа на основной вопрос философии, то как объяснить разнообразие философских систем в истории философии?

д) Назовите основные исторические формы материализма и идеализма и укажите различия между ними.

 

12. Проанализируйте приведенные высказывания о философии.

а) "Философия – это эпоха, схваченная в мыслях" (Гегель).

б) "Философия – это сжатое изложение науки своего времени" (О. Конт).

в) "Предмет философии – логический анализ языка науки" (Л. Витгенштейн).

г) "Имеется только один истинно серьезный философский вопрос –вопрос о самоубийстве. Все остальное – шутки, так как раньше всего надо ответить на этот вопрос" (А. Камю).

д) "В то время как научное познание идет к отдельным предметам, в философии речь идет о целостности бытия" (К. Ясперс).

 

Определите, какие этапы развития, и какие направления нашли отражение в вышеприведенных высказываниях.

 

13. Английский философ и ученый Б. Рассел, размышляя над вопросом о специфике философии и ее месте в духовной культуре, писал: "Философия, как я буду понимать это слово, является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное название оказывалось до сих пор недостижимым; но подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения. Все точное знание, по моему мнению, принадлежит к науке; все догмы –к теологии. Но между наукой и теологией имеется ничья Земля, подвергающаяся захвату с обеих сторон. Эта Ничья Земля и есть философия".

 

Согласны вы или нет с таким определением предмета философии и места философии в духовной жизни? Обоснуйте свое мнение.

 

14. К каким направлениям в философии относятся следующие высказывания?

а) "Существовать – значит быть воспринимаемым".

б) Бог не существует.

в) "Я мыслю, следовательно, я существую".

г) Мир существует вне сознания людей, человека, человечества.

д) Материя и дух вечны и не зависят друг от друга.

е) Развитие мира определяется изначально заданной целью.

ж) Основа мира – это число и гармония.

 

15. К каким направлениям в философии относятся взгляды, выраженные в следующих отрывках?

а) “Мир не существовал, пока он мной не создан был;

Я солнце золотое призвал восстать из зыби водяной;

С тех пор, как я живу, стал месяц ясный

Вокруг земли свершать свой бег прекрасный” (И. Гете).

б) Р. Тагор: "Этот мир есть человеческий мир…Взятый вне нас, людей, он не существует. Реальность мира зависит от нашего сознания… Так, вещь может существовать вне ума индивида, но не вне вселенского ума. Она существует лишь постольку, поскольку она ощущается какого-либо рода сознанием".

в) “Исчезнет мир в тот самый час,

Когда исчезну я,

Как он угас для ваших глаз,

Ушедшие друзья.

Не станет солнца и луны,

Поблекнут все цветы.

Не будет даже тишины,

Не станет темноты.

Нет, будет мир существовать,

И пусть меня в нем нет,

Но я успел весь мир обнять,

Все миллионы лет.

Я думал, чувствовал, я жил

И все, что мог, постиг,

И этим право заслужил

На свой бессмертный миг” (Маршак С.Я).

г) "Мир есть "не-Я", созданное нашим "Я" (Фихте).

д) "Мир есть абсолютная идея" (Гегель).

е) "Мир есть воля" (Шопенгауэр).

ж) "Мир есть понятие и представление" (Ремке).

з) "Физическое есть подстановка психического" (Богданов).

 

16. "Философия есть продолжение жизни, обобщение особого –жизненного опыта… Сначала – быть, потом – действовать и лишь затем из осуществленного бытия и из соответственного, а может быть, и опасного, и даже мучительного делания- философствовать".

 

Прав или нет, по вашему мнению, русский философ И. Ильин, представляя таким образом становление философского знания? Обоснуйте свои доводы.

 

17. Следующие понимания философии являются более распространенными:

а) Философия – это учение о сущем (о мире, о природе и т.д.);

б) Философия – это учение о познании;

в) Философия – это учение о человеке, о высших человеческих ценностях.

 

Возьмите какой-либо пункт за основу (а, б или в) и попытайтесь из него вывести другие. Например, возьмите за основу понимание философии как учения о сущем и попытайтесь представить, как с этой точки зрения следует рассматривать познание человека, человеческую сущность и т.п. Существенно проведите различие между материалистическим и идеалистическим подходами к решению этой задачи.

 

18. К какой разновидности идеализма можно отнести авторов следующих суждений?

а) “Мир не существует отдельно от нас. Его реальность зависит от нашего или вселенского сознания “(Р. Тагор).

б) "Великий зодчий Вселенной все более начинает казаться чистым математиком" (Д. Джинс).

в) "Язык не только выражение мыслей. Он определяет характер реальности" (С. Хаякава).

г) "Я стою во Вселенной с одними лишь интеллектуальными орудиями, которыми я обладаю. В известном смысле я лишь играю в захватывающую игру с самим собой" (П. Бриджмен).

 

19. Какая из двух предложенных ниже программ социального действия связана с материалистической философией, а какая с идеалистической? Оцените их эффективность.

а) Не природа создает дурных людей – наши учреждения заставляют их быть такими. Чтобы сделать людей лучше, надо поставить их в лучшие социально-политические условия. Нужно не проповедовать добродетели, а создавать их правильным устройством общественных отношений.

б) Для того чтобы изменить установившийся ход жизни в себе или в людях, надо бороться не с событиями, а с теми мыслями, которые произвели их.

 

20. Выберите верное философское определение. Обоснуйте свой выбор:

а) материализм – это признание того, что весь мир, все тела и предметы состоят из одинаковых частиц (атомов, электронов, протонов и т.д.);

б) материализм – это философское направление, утверждающее первичность природы, бытия и вторичность сознания;

в) материализм – это принцип жизни, заключающийся в признании примата материальных благ для жизни человека;

г) материализм – это практический, здравый взгляд на вещи, отказ от иллюзорных, далеких от жизни рассуждений.

 

21. В чем, по вашему мнению, заключается специфика философии? Обоснуйте выбор.

а) Философия – это умонастроение.

б) Философия – это искусство размышления.

в) Философия – это наука о всеобщих законах природы, общества и мышления, об отношении человека к миру.

г) Философия – это форма общественного сознания.

 

22. Является ли вопрос о соотношении материального и духовного центральной проблемой философии? Обоснуйте свою позицию.

 

23. По преданию, царь Соломон владел кольцом, на котором было выгравировано изречение: "Все проходит". В минуты горя и тяжелых переживаний Соломон смотрел на надпись и успокаивался. Но однажды случилось такое несчастье, что мудрые слова вместо того, чтобы утешить, вызвали у него приступ раздражения. От ярости сорвал он кольцо с пальца и бросил на пол. Когда оно покатилось, Соломон вдруг увидел, что на внутренней стороне кольца тоже есть какая-то надпись. Заинтересовавшись, он поднял кольцо и прочёл следующее: "И это пройдёт". Данная, казалось бы, сверхъестественная ситуация была предусмотрена вековой мудростью. Горько засмеявшись, Соломон надел кольцо и больше с ним не расставался.

 

Каков философский смысл древнего предания?

 

ТЕМА 2. МАТЕРИЯ И СОЗНАНИЕ

 

1. «Человек — это машина, — считал французский материалист XVIII века Ламетри. — Человеческий разум тоже механическое явление, он является и результатом и условием совершающихся в человеческом механизме движений. Поэтому человека

можно назвать “весьма просвещенной машиной”».

 

Проанализируйте позицию автора и укажите причины, породившие ее.

 

2. Каким образом происходит взаимный обмен мыслями?

Может ли мысль непосредственно и прямо, минуя различныематериальные средства, передаваться от человека к человеку?

Какова роль языка в обмене мыслями?

 

3. Согласны ли Вы с точкой зрения Шопенгауэра о том, что мысли умирают в ту минуту, когда они воплощаются в слова.

 

4. «Мы предполагаем труд в такой форме, в которой он составляет исключительное достояние человека. Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей —архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, то есть идеально» (Маркс).

 

Чем отличается труд от целенаправленной по форме деятельности животных и насекомых? Как связано сознание с трудовой деятельностью человека? Какую роль играет сознание в процессе труда?

 

5. Труд — «первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы, в известном смысле, должны сказать: труд создал человека» (Энгельс). Какие биологические изменения вызвал труд у человека? Какие социальные стороны жизнедеятельности людей вызваны трудом?

 

6. В чем заключается принципиальное отличие сознания человека от психики животных?

 

7. В чем состоит принципиальное отличие человеческой речи и языка от средств общения животных?

 

8. Что общего между понятиями «сознание», «знание», «познание» и в чем их специфика? В чем сходство и различие между понятиями «сознание» и «мышление»?

 

9. Как Вы понимаете известное положение К. Маркса о том, что язык есть непосредственность мысли? Какие положения, которые приводятся ниже, тождественны этому высказыванию К. Маркса?

а) Мысль не существует вне языковой оболочки.

б) Язык — это только внешняя материальная форма мысли.

в) Мысль доступна познанию и пониманию только будучи облеченной в языковую форму.

г) Язык и мышление взаимосвязаны.

 

10. Какие факты Вы можете привести в подтверждение положения о том, что сознание не является продуктом только биологического развития человека, а является социально-историческим продуктом?

 

11. Почему именно труд привел к возникновению сознания? Почему «труд» муравьев, бобров не привел к развитию у них сознания? Разберите в связи с этим несколько вариантов возможных разумных существ, встречающихся в фантастической литературе, например дельфины (Мерль), муравьи (Обручев), обезьяны (Буль), лошади (Свифт).

Дата: 2019-12-10, просмотров: 544.