Государственное регулирование экономики в России .
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

К нынешнему периоду в России осуществляется беспрецендентный по своим размерам и значимости переход от сверхцентрализованного рыночного хозяйства к рыночному, существующему по своим экономическим законам. Разгосударствление в России осуществляется путем приватизации. К середине 1995 года закончился первый этап приватизации: ваучерная приватизация. Сейчас на смену ей приходит приватизация денежная, то есть покупка бывших государственных предприятий частными лицами. Вполне логично, что механизм государственного регулирования еще не сложился. Здесь существуют лишь некоторые крайности, которых надо опасаться. Это, с одной стороны, полный уход государства из экономики и наступление экономической анархии, и, с другой стороны, преобладание в экономике государства и подавление частной инициативы. Пока государственное регулирование экономики осуществляется лишь процессом устранения деформаций. Однако механизм государственного регулирования экономики уже складывается и к настоящему моменту можно выделить приоритетные направления в государственной экономической политике.

Таблица 2.1 - Номинальный объем использованного ВВП, млрд. руб.

  2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Валовой внутренний продукт 7305,6 8943,6 10817,5 13243,2 17048,1 21625,4 26879,8 32987,4

Источник: Copyright © Федеральная служба государственной статистики

Большое значение имеют государственные заказы и закупки. Государство закупает около 30% ВВП. Это можно увидеть, проанализировав данные, приведенные в таблице 2.1.

 Велики размеры государственного заказа на нефть и нефтепродукты для экспортных целей. Так велики размеры государственных закупок из-за боязни закупки крупных партий сельскохозяйственной продукции или других товаров местными предпринимателями, поэтому государство само осуществляет перераспределение продукции между регионами .

Отношения между ЦБР и Министерством финансов очень разнообразны. ЦБР и Министерство финансов совместно разрабатывают организационные структуры, необходимые для обеспечения адекватной координации кредитно - денежной политики, управления государственным долгом и валютной политики, в т. ч.:

1)проводятся регулярные консультации на уровне руководителей департаментов по важнейшим вопросам макроэкономической политики;

2)обмен информацией об исполнении бюджета, потребностях финансирования федерального правительства, ситуации в кредитно - денежной сфере, на финансовых и валютных рынках;

3)ЦБР управляет объемом и структурой чистых международных резервов на основе консультаций с Министерством финансов.

В налогово-бюджетной политике также уже определены основные направления. Правительство консолидирует в федеральном бюджете все внебюджетные фонды, формирующиеся за счет обязательных отчислений предприятий, кроме пенсионного фонда, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования и Фонда занятости.[1]

Для обеспечения достижения улучшения показателей в налогово-бюджетной сфере федеральное правительство осуществляет меры по увеличению доходов федерального бюджета. С этой целью правительство ограничивает свои расходы суммой фактически собранных доходов и заранее заложенным объемом дефицита. Также принимаются усилия по повышению собираемости налогов. Проводится политика уменьшения количества категорий , подвергаемых льготному налогообложению .

Наращиваются усилия по расширению неэмиссионного финансирования бюджетного дефицита за счет заимствований на внутреннем финансовом рынке на рыночной основе с тем, чтобы профинансировать таким образом значительную часть общей суммы дефицита бюджета (например, в 1995 году ЦБР разместил внутри страны ценных бумаг на сумму 42,5 трлн. руб., а всего эмиссия государственных обязательств составила 99,8 трлн. руб.). Здесь приоритет отдается таким направлениям , как развитие региональных рынков государственных ценных бумаг путем создания дополнительных торговых площадок, привлечение дополнительных сбережений населения, выпуск государственных среднесрочных и долгосрочных купонных облигаций .

Осуществляется переход к исполнению федерального бюджета через Казначейство. Производится перевод исполнения бюджета и отчетности на новую систему классификации, в целом соответствующую методологии Статистики государственных финансов (GSF) Международного валютного фонда (МВФ).

Планируются и проводятся также и другие меры, имеющие своей целью установление сбалансированности экономики средствами государственной экономической политики. Здесь можно выделить следующие меры : выпуск правил государственных закупок и заявок на участие в них на конкурентной основе , создание нового налогового кодекса РФ , изменяющего акценты при налогообложении .

В области политики валютного курса и международных резервов также намечаются к осуществлению некоторые меры. Это, прежде всего развитие и совершенствование функционирования рынка иностранной валюты при сохранении принципов системы единого валютного курса. Не будут вводиться никакие ограничения на рыночные принципы формирования обменного курса рубля. ЦБ РФ и правительство разрабатывают инструменты наблюдения за валютными курсами. Правительство и ЦБ РФ продолжают придерживаться системы плавающего обменного курса, ограничивая интервенцию кредитно - денежных органов на валютных рынках операциями по сглаживанию курсовых колебаний, соответствующими кредитно - денежной программе. ЦБ РФ при консультационном участии Министерства финансов будет управлять объемом и структурой официальных чистых международных резервов в соответствии с общими целями кредитно - денежной политики.

В области платежного баланса и отношений с кредиторами принимаются меры по стимулированию экспорта, соответствующие усилиям по интеграции страны в систему международной торговли через вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО). Планируется и привлечение иностранных инвестиций путем :

1) совершенствования методов регулирования рынка капиталов в целях привлечения портфельных инвестиций;

2) совершенствования налогового и другого необходимого законодательства.

    В области внешней торговли намечается как можно более быстрая либерализация режима внешней торговли с целью дальнейшей интеграции России в мировую экономику. Роль государства в регулировании внешней торговли будет ограничиваться признанными международными стандартами и осуществляться в полном соответствии с правилами и нормами ВТО и ГАТТ.[3] Здесь планируется вмешательство государства, основанное на цене, точное и временное, в целях защиты отечественных производителей товаров, аналогичных импортируемым.

 

 

Таблица 2.2 - Товарная структура экспорта РФ, млрд. долл.

 

  1995 2000 2003 2005 2007
Экспорт - всего 78.2 103 134 241 352
в том числе:          
Продовольственные товары и с/х сырье 1,4 1,6 3,4 4,5 9,1
минеральные продукты 33,3 55,5 76,6 156 228
продукция химической промышленности, каучук 7,8 9,4 9,2 14,4 20,8
кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3
продукция лесной и целлюлозно-бумажной промышленности 4,4 4,5 5,6 8,3 12,3
текстиль, текстильные изделия и обувь 1,2 0,8 0,9 1,0 0,9
металлы, драгоценные камни и изделия из них 20,9 22,4 23,7 40,6 56,9
машины, оборудование и транспортные средства 8,0 9,1 12,0 13,5 19,7
прочие 0,3 0,3 0,4 0,3 ,03

Источник: Copyright © Федеральная служба государственной статистики

 

 

Таблица 2.3 - Товарная структура импорта РФ, млрд. долл.

  1995 2000 2003 2005 2007
Импорт - всего 46,7 33,9 57,3 98,7 200
в том числе:          
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) 13,2 7,4 12,0 17,4 27,6
минеральные продукты 3,0 2,1 2,2 3,0 4,7
продукция химической промышленности, каучук 5,1 6,1 9,6 16,3 27,5
кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 0,2 0,1 0,2 0,3 0,7
продукция лесной и целлюлозно-бумажной промышленности 1,1 1,3 2,4 3,3 5,3
текстиль, текстильные изделия и обувь 2,6 2,0 2,8 3,6 8,6
металлы, драгоценные камни и изделия из них 4,0 2,8 4,2 7,7 16,4
машины, оборудование и транспортные средства 15,7 10,6 21,4 43,4 102
прочие 1,9 1,4 2,5 3,7 7,1

Источник: Copyright © Федеральная служба государственной статистики

Наблюдая за статистическими данными импорта и экспорта РФ в таблицах 2.2 и 2.3, можно заметить, что экспортирование товаров значительно превышает импортирование. Это говорит об удачно проведенной политике государства по стимулированию российского экспорта.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 271.