По теме: «Место и роль государства в экономике России».
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КУРСОВАЯ РАБОТА

По теме: «Место и роль государства в экономике России».

 

Выполнила: Студентка 206 группы дневного отделения, учетно-финансового факультета Гукова К.А.
Научный руководитель: Козлова Е.В.

 

 

 

 

 

МОСКВА 2008 год

 



Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ. 5

1.1 Функции государства в экономике. 5

1.2 Цели государственного регулирования экономики. 6

1.3 Методы государственного регулирования экономики и способы вмешательства в экономические процессы. 7

1.4 Антитрестовское регулирование. 15

Глава 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ. 18

2.1 Государственное регулирование экономики в России . 18

2.2 Сравнительный анализ государственного регулирования экономики в России и США. 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 31



ВВЕДЕНИЕ

В 1991 году Россия вошла в полосу реформирования. Данный процесс не окончен и в наше время и носит глобальный характер. Затронуты все сферы общественной жизни, но самым сильным преобразованиям подвергается экономика. В экономике данные перемены наиболее заметны. Происходит переход от сверхцентрализованной плановой экономики к свободному рыночному хозяйству. Тем интереснее становится тема вмешательства государства в экономические процессы общества. До этого правительство выполняло все глобальные экономические задачи, такие как ценообразование, определение объемов производства товара и т.д. Таким образом, вся экономика была в полном подчинении у государства. Следовательно, что вскоре частные лица потеряли интерес к производственной сфере из-за подавляющего и полного контроля. Это падение интересов привело к уменьшению эффективности производства, замедлению научно - технического прогресса, падению темпов экономического роста. Таким образом, к началу 1980-х российская экономика оказалась в глубочайшем кризисе.

Но и свободная от государственного вмешательства рыночная экономика невозможна, ведь возможности рыночного механизма не безграничны. Существуют области, где механизм свободной конкуренции не срабатывает и требуется вмешательство государства.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.[1]

По мере того, как развивалось рыночное хозяйство, обострялись экономические и социальные проблемы, не решаемые на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций в малорентабельные отрасли, которые были необходимы для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики.

Теоретически понятие государственной экономической политики шире, чем понятие государственного регулирования экономики. На данном этапе развития общества невмешательство государства в социально- экономические процессы немыслимо. Бесспорна необходимость государственного регулирования, пришло время рассуждать о его масштабах, формах и интенсивности. Поэтому термины “государственное регулирование экономики” и “государственная экономическая политика” в наше время равнозначны .

Возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Нарастание проблем, трудностей, с которыми и призвана справиться государственная политика, превращают эту возможность в действительность. В современных условиях государственное регулирование экономики является неотъемлемой  частью процесса воспроизводства.

Необходимым является государственное регулирование в экономике в развивающихся странах, создающих независимую экономику, в бывших социалистических странах, осуществляющих переход от планового хозяйства на базе государственной собственности к рыночному хозяйству на базе частной собственности.

 

 

 

 

Глава 1. Государственное регулирование экономики.

1.1 Функции государства в экономике.

Государственное регулирование экономики  преследует определенные цели. Как правило, оно устраняет те «несовершенства», которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для конкуренции предпринимателей, для эффективного соперничества, за ограничение власти монополий. Оно заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии полностью удовлетворять социальные и коллективные потребности человека. Вмешательство государства в экономическую жизнь диктуется еще и тем, что рынок не  может обеспечить социально равнозначное распределение дохода. Государству обязано заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо, так как для предпринимателей это рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы.

Государство представляет политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции:

а) создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, которые регулируют деятельность предпринимателей, определяет права и обязанности граждан;

б) стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для того, чтобы предотвратить спад производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;

в) социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство занимается организацией производства товаров и услуг, которые не предоставляет частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения;

г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, государственное вмешательство в рыночную экономику необходимо в тех сферах, в которых механизм рынка не в состоянии самостоятельно справиться с различными последствиями внешних эффектов. Этих сфер с развитием экономики становится все больше, и тем сложнее становятся формы государственного вмешательства в экономические процессы. Существует ряд сфер, в которых необходимо вмешательство государства. Это: перераспределение доходов и ресурсов, регулирование занятости, антиинфляционная и антимонопольная политика, исправление последствий внешних эффектов и многое другое.

Изучение данной темы дает обильную пищу для размышлений. Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.

Следует отметить, что государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.

В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны.

 Генеральной целью государственного регулирования экономики является стабильность национальной экономики, приспособление ее к изменяющимся внешним условиям. Таким образом, основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать «золотую середину» в сфере влияния на рыночную экономику.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. В. Варга, «Роль государства в рыночном хозяйстве», МЭиМО, № 10-11, 2002.

2. В. Максимова, А. Шишов, «Рыночная экономика. Учебник», Москва,   

СОМИНТЕК, 2002.

3. В. Папава, «Роль государства в современной экономической системе», Вопросы экономики, № 11, 2003.

4. Е. Чувилин, В. Дмитриева, «Государственное регулирование и контроль цен в капиталистических странах», Москва, «Финансы и статистика», 2005.

5. Заставенко, Райзберг, «Государственные программы и рынок», Экономист, № 3, 2001.

6. И. П. Мерзляков, «О становлении рыночной экономики», Финансы, № 1, 1994.

7. К. Макконнелл, С. Брю, «Экономикс», Таллинн, 1993.

8. Лившиц, «Государство в рыночной экономике», Российский экономический журнал, № 11-12, 1992, №1, 2003.

9. С. Холланд, «Планирование и смешанная экономика», Вопросы экономики, № 1, 1993.

10. Винслав Ю. Государственное регулирование и проектирование корпоративных структур. // Российский экономический журнал. – 2007. – №1.

11. Глазьев С., Маневич В. Социально-экономическая эволюция России: об итогах-97 и сценариях ближайшего будущего. // Российский экономический журнал. – 1998. – №1.

12. Дудкин В. Американский и западноевропейский подходы к индикативному планированию: возможен ли синтез на российской почве? // Российский экономический журнал. – 2007. –№10.

13. Реформы глазами американских и российских учёных / Общ. ред. О.Т. Богомолова. – М.: Российский экономический журнал, Фонд «За экономическую грамотность», 2006.

14. Шупыро В. Преобразование государственной собственности в период экономических реформ. М., 1997.

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по теме: «Место и роль государства в экономике России».

 

Выполнила: Студентка 206 группы дневного отделения, учетно-финансового факультета Гукова К.А.
Научный руководитель: Козлова Е.В.

 

 

 

 

 

МОСКВА 2008 год

 



Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ. 5

1.1 Функции государства в экономике. 5

1.2 Цели государственного регулирования экономики. 6

1.3 Методы государственного регулирования экономики и способы вмешательства в экономические процессы. 7

1.4 Антитрестовское регулирование. 15

Глава 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ. 18

2.1 Государственное регулирование экономики в России . 18

2.2 Сравнительный анализ государственного регулирования экономики в России и США. 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 31



ВВЕДЕНИЕ

В 1991 году Россия вошла в полосу реформирования. Данный процесс не окончен и в наше время и носит глобальный характер. Затронуты все сферы общественной жизни, но самым сильным преобразованиям подвергается экономика. В экономике данные перемены наиболее заметны. Происходит переход от сверхцентрализованной плановой экономики к свободному рыночному хозяйству. Тем интереснее становится тема вмешательства государства в экономические процессы общества. До этого правительство выполняло все глобальные экономические задачи, такие как ценообразование, определение объемов производства товара и т.д. Таким образом, вся экономика была в полном подчинении у государства. Следовательно, что вскоре частные лица потеряли интерес к производственной сфере из-за подавляющего и полного контроля. Это падение интересов привело к уменьшению эффективности производства, замедлению научно - технического прогресса, падению темпов экономического роста. Таким образом, к началу 1980-х российская экономика оказалась в глубочайшем кризисе.

Но и свободная от государственного вмешательства рыночная экономика невозможна, ведь возможности рыночного механизма не безграничны. Существуют области, где механизм свободной конкуренции не срабатывает и требуется вмешательство государства.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.[1]

По мере того, как развивалось рыночное хозяйство, обострялись экономические и социальные проблемы, не решаемые на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций в малорентабельные отрасли, которые были необходимы для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики.

Теоретически понятие государственной экономической политики шире, чем понятие государственного регулирования экономики. На данном этапе развития общества невмешательство государства в социально- экономические процессы немыслимо. Бесспорна необходимость государственного регулирования, пришло время рассуждать о его масштабах, формах и интенсивности. Поэтому термины “государственное регулирование экономики” и “государственная экономическая политика” в наше время равнозначны .

Возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Нарастание проблем, трудностей, с которыми и призвана справиться государственная политика, превращают эту возможность в действительность. В современных условиях государственное регулирование экономики является неотъемлемой  частью процесса воспроизводства.

Необходимым является государственное регулирование в экономике в развивающихся странах, создающих независимую экономику, в бывших социалистических странах, осуществляющих переход от планового хозяйства на базе государственной собственности к рыночному хозяйству на базе частной собственности.

 

 

 

 

Глава 1. Государственное регулирование экономики.

1.1 Функции государства в экономике.

Государственное регулирование экономики  преследует определенные цели. Как правило, оно устраняет те «несовершенства», которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для конкуренции предпринимателей, для эффективного соперничества, за ограничение власти монополий. Оно заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии полностью удовлетворять социальные и коллективные потребности человека. Вмешательство государства в экономическую жизнь диктуется еще и тем, что рынок не  может обеспечить социально равнозначное распределение дохода. Государству обязано заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо, так как для предпринимателей это рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы.

Государство представляет политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции:

а) создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, которые регулируют деятельность предпринимателей, определяет права и обязанности граждан;

б) стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для того, чтобы предотвратить спад производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;

в) социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство занимается организацией производства товаров и услуг, которые не предоставляет частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения;

г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т.д.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 288.