Аудит и анализ денежных средств
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Аудит и анализ денежных средств

 

Введение

Управление денежными средствами имеет такое же значение, как и управление запасами и дебиторской задолженностью. Искусство управления текущими активами состоит в том, чтобы держать на счетах минимально необходимую сумму денежных средств, которые нужны для текущей оперативной деятельности. Сумма денежных средств, которая необходима хорошо управляемому предприятию, - это по сути дела страховой запас, предназначенный для покрытия кратковременной несбалансированности денежных потоков. И сумма должна быть такой, чтобы ее хватало для производства всех первоочередных платежей. Поскольку денежные средства, находясь в кассе или на счетах в банке, не приносят дохода, их нужно иметь в наличии на уровне безопасного минимума. Наличие больших остатков денег на протяжении длительного времени может быть результатом неправильного использования оборотного капитала.

Целью данной дипломной работы является аудит и анализ денежных средств предприятия находящихся как в кассе, так и на расчетных, валютных и других счетах в банке.

Поэтому одним из современных аспектов деятельности аудитора является разработка рекомендаций по оптимизации стратегии управления финансовыми ресурсами. Такие рекомендации являются вполне логичным завершением работы аудитора, изучившего практику ведения бухгалтерского и финансового учета и составления финансовой отчетности ввиду того, что из проанализированных данных очевидны не только аспекты ведения учетной работы, но и основные проблемные моменты финансово-хозяйственной деятельности организации, в частности в управлении денежными средствами.

Реализация большинства управленческих решений по проведению хозяйственных операций связана с использованием денежных средств, обеспечивающих поддержание необходимого объема оборотного капитала и направляемых на финансирование внеоборотных активов организации и долгосрочные финансовые вложения в деятельность других хозяйствующих субъектов.

Управление денежными средствами подразумевает целенаправленное воздействие со стороны субъекта управления на денежные потоки организации и включает следующие основные аспекты: учет движения денежных средств, прогнозирование и анализ денежных потоков.

Целью анализа денежных потоков является подготовка информации об объектах, временных параметрах, источниках поступления и направлениях расходования денежных средств, которая необходима для обоснованного принятия решений по управлению ими с учетом влияния объективных и субъективных внутренних и внешних факторов.

  Дипломная работа выполнялась с использованием данных бухгалтерского учета ООО «Лавоком». Предприятие относится к сфере материального производства. На предприятии осуществляется весь цикл производства – от разработки дизайна полиграфической продукции до ее отгрузки покупателям. Деятельность предприятие осуществляет на арендованных площадях на современном оборудовании немецких и швейцарских фирм. Основным и практически единственным видом деятельности данного предприятия является полиграфия. Предприятие входит в холдинг, и поэтому основными заказчиками полиграфической продукции являются предприятия, входящие в него. Предприятием разрабатывается и выпускается упаковка для продукции кондитерского производства (конфеты, печенье). Это накладывает на предприятие определенные обязательства – не только лицензирование самого предприятия, но и сертификация упаковки для пищевых продуктов, использование сертифицированного сырья. Также предприятием изготавливается и рекламная продукция. Предприятие создано в 2001 году и относится к малым предприятиям, среднесписочная численность за 2002 год составила 33 человека. Бухгалтерский учет ведется с использование автоматизированной системы бухгалтерского учета «БЭСТ-4».     

  

Планирование аудита движения денежных средств

Оперативное и эффективное проведение аудиторской деятельности требует предварительной работы и планирования. Планирование включает в себя составление плана ожидаемых работ и разработку оптимальной аудиторской программы.

Планирование аудита должно обеспечивать: получение необходимой информации о состоянии бухгалтерского учета , отчетности и эффективности внутреннего контроля, времени проведения и объема контрольных процедур, подлежащих выполнению.

Планирование включает: разработку графиков; определение сроков и обсуждение их с клиентом; проведение инструктажа с аудиторами; организацию связей с подразделениями клиента; обсуждение стратегии и подготовки к аудиту с клиентом.

Планирование аудита должно проводиться в соответствии не только с общими принципами аудита, но и с частными: комплексность планирования; непрерывность планирования; оптимальность планирования.

Во время проведения аудита план может быть пересмотрен.

Поэтому при планировании аудита аудиторской фирме следует выделить основные этапы: предварительное планирование аудита; подготовка и составление общего плана аудита; подготовка и составление программы аудита.

На основании плана работ перед началом аудита руководителем бригады аудиторов составляется программа проверки, в которой определяются: цель аудита; основные участки работы организации и разделы учета, подлежащие проверке; характер и методы проверки (сплошной, выборочный, фактический, документальный контроль); распределение и закрепление обязанностей между проверяющими аудиторами; сроки выполнения работ; уровень ответственности и оплаты труда аудиторов; форма и порядок оформления результатов аудита.

Для реализации общего плана аудита составляется Программа аудита. В соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Планирование аудита" [21], аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и аудиторских процедур по существу. Программа тестов средств контроля представляет собой перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета.

Программы помогают выявить существенные недостатки, являясь составной частью рабочей документации аудита, способствуют документальному оформлению процесса аудита и его результатов.

Руководство экономического субъекта несет ответственность за разработку системы внутреннего контроля. Аудитору следует убедиться, что на проверяемом им экономическом субъекте применяются процедуры внутреннего контроля, предусмотренные Правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита" (п.4.8). Имеются в виду проведение сверок расчетов, проверка наличия разрешительных записей руководящего персонала, периодических плановых и внезапных инвентаризаций кассовой наличности, бланков строгой отчетности, ценных бумаг и товарно - материальных ценностей.

 

Таблица 2.1

Аудиторская программа тестов средств контроля кассовых операций и аудиторских процедур [10]

 

N п/п Вопрос

Вариант
ответа

Информация или документ, который следует запросить
1 2

3

4

1

Кому было предоставлено право подписи приходных и расходных кассовых ордеров в качестве
главного бухгалтера

Только главному
бухгалтеру

Образец подписи  главного бухгалтера

Уполномоченному лицу

 

2

Имеются ли письменные
распоряжения предприятия о
назначении уполномоченного лица ставить 
подписи на
приходных кассовых
ордерах в качестве
главного бухгалтера

Нет

 

Да

Письменные распоряжения руководителя Сроки действия полномочий Образцы подписей

3

Кому предоставлено право подписи приходных и расходных
кассовых ордеров в качестве
руководителя организации

Только руководителю
организации

Образец подписи  руководителя организации

Уполномоченному лицу (лицам)

 

4

Имеются ли письменные
распоряжения руководителя
организации о назначении
уполномоченного лица ставить
подписи на расходных
кассовых ордерах и
оправдательных документах в   
качестве
руководителя
организации

Нет

 

Да

Письменные распоряжения руководителя Срок действия полномочий Образцы подписей уполномоченных лиц

5

Ведется ли в организации журнал  
регистрации приходных
кассовых ордеров

Нет

 

Да

Журнал регистрации приходных кассовых ордеров

6

Ведется ли в организации
журнал регистрации расходных
кассовых ордеров

Нет

 

Да

Журнал регистрации расходных кассовых ордеров
7 В каком размере банком установлен лимит денег в кассе

 

Лимит остатка денег в кассе организации, установленный банком

8

Установлены ли руководителем организации сроки внезапной ревизии кассы приказом по
организации

Нет

 

Да

Приказ об установлении сроков внезапной проверки  
     

Продолжение табл. 2.1

1 2

3

4

9

Сменялись ли кассиры в
организации в проверяемом
периоде

Нет

 

Да

 

10

Была ли проведена ревизия при
смене кассира

Нет

 

Да

Акт ревизии кассы

11

Назначена ли приказом
руководителя организации
комиссия для производства
ревизии кассы

Нет

 

Да

Приказ о назначении комиссии по ревизии кассы

12

Соблюдались ли установленные сроки внезапной ревизии кассы

Нет

 

Да

Акты внезапных ревизий кассы
1 2

3

4

 13

Заключен ли договор с кассиром о полной материальной
ответственности

Нет

 

Да

Договоры о полной   материальной ответственности с кассирами

14

Производит ли организация
реализацию
готовой продукции,
товаров, работ, услуг населению за наличные

Нет

 

Да

 

15

Имеются ли в организации
ККМ

Нет

 

Да

Договоры о полной материальной ответственности с кассирами

16

Зарегистрированы ли ККМ в налоговых органах

Нет

 

Да

Карточки регистрации ККМ в    налоговых органах

17

Имеет ли организация договор с каким-либо центром технического обслуживания и ремонта ККМ

Нет

 

Да

Договор с центром  технического обслуживания и ремонта

18

Ведется ли в организации
кассовая книга

Нет

 

Да

Кассовая книга

19

Получают ли сотрудники
организации деньги от сторонних

организаций по доверенности

 

Нет

 

Да

ККМ

20

Ведется ли журнал выданных
доверенностей

Нет

 

Да

Журнал учета выданных доверенностей

21

Ведется ли журнал регистрации
платежных ведомостей

Нет

 

Да

Журнал регистрации платежных ведомостей
     

Продолжение табл. 2.1

1 2

3

4

22

Имеется ли в организации
список лиц, которым разрешено
выдавать деньги на хозяйственные нужды, утвержденный приказом по
организации

Нет

 

Да

Список лиц, которым  разрешено выдавать деньги на хознужды

23

При выдаче денег на хозяйственные нужды устана-
вливается ли срок, на который они выдаются

Нет

 

Да

 

24

Составляет ли кассир реестр
депонированных сумм

Нет

 

Да

 

25

Ведется ли в организации
журнал учета депонентов

Нет

 

Да

Журнал учета депонентов
   

 

 
1 2

3

4

26

На кого возложена обязанность
ведения книги регистрации
депонентов, картотеки
депонентов

На кассира

 

На счетного
работника

 
         

 

До начала документальной проверки целесообразно еще раз оценить состояние внутреннего контроля и системы учета банковский операций, а уже потом решить, каким способом их проверить – сплошным или выборочным. Это можно сделать путем проведения устного или письменного тестирования.

Таблица 2.2

Вопросник для проведения контроля банковских операций [8, стр.299]

 

№ п/п Направления и вопросы тестирования

Ответы

Примечание  
    Нет ответа Да Нет  
1 2 3 4 5 6
  1 Условия Открыты ли в других банках незарегистрированные счета?        
2 Заключен ли с банком договор о банковском счете?        
1 2 3 4 5 6
3 Лишены ли доступа к бланкам чеков, платежных поручений не отвечающие за них лица?        
4 Запрещено ли подписывать чистые чеки?        
  5 Подтверждение Проверяет ли главный бухгалтер выписки банка, счета – фактуры, накладные?          
6 Проверяют ли внутренние аудиторы соответствие проведенных операций договорным отношениям?          
7 Осуществляется ли ежемесячная сверка с банком и подтверждение сальдо средств на счетах?        
  8 Полнота   Нумеруются ли выписанные банковские документы?        
9 Регистрируются ли платежные документы в специальном журнале?        
10 Отражается ли поступление выручки от реализации продукции на расчетном счете согласно учетной политике?        
11 Обрабатываются ли и отражаются ли ежедневно выписки банка в учете?        
  12 Реальность Осуществляет ли банк контроль за соблюдением платежно – расчетной дисциплины?          
13 Проверяют ли внутренние аудиторы подлинность банковских документов?          
1 2 3 4 5 6
  14 Разрешение Подписываются ли банковские документы руководителем и главным бухгалтером?        
  15 Точность Проверяют ли внутренние аудиторы точность отражения операций по оприходованию и списанию денег на банковских счетах?        
16 Проверяет ли главный бухгалтер соответствие данных о наличии и движении денежных средств, отраженных в документах и записях?        
  17 Классификация Разработан ли примерный проект отражения банковских операций на счетах бухгалтерского учета?        
  18 Учет Проверяет ли главный бухгалтер своевременность и правильность отражения данных выписок банка в регистрах бухгалтерского учета?        
19 Верно ли отражаются в учете аккредитивы и расчеты по чекам из лимитированных (нелимитированных) книжек?        
  20 Периодизация Датируются ли платежные документы в журнале регистрации по дате, указанной в документе?        

 

После окончания тестирования вопросник должен быть заверен подписями главного бухгалтера и внутреннего аудитора. Сомнительные ответы должностных лиц должны быть перепроверены.

2.2 Аудит денежных средств в кассе (документальное оформление)

Денежные средства являются подвижными и легко реализуемыми активами. Наибольшую активность имеют наличные деньги. Их движение совершается посредством кассовых операций. 

Все предприятия, организации и учреждения независимо от организационно - правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков и производить расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями, как правило, в безналичном порядке.  Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие имеет кассу. Операции по движению денежных средств проверяются сплошным порядком. [13]

Основные документы, изучаемые и проверяемые при аудите кассовых операций, следующие: приходные и расходные кассовые ордера; кассовая книга, отчеты кассира; журналы регистрации приходных кассовых ордеров, расходных кассовых ордеров, выданных доверенностей, депонированных сумм; платежные (расчетно - платежные) ведомости и др.

Целесообразность использования денежных средств и их многообразие находят отражение в учетных регистрах и отчетности:

журнал - ордер N 1 и ведомость N 1 по учету операций по кассе (согласно типовой форме, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации");

Главная книга;

баланс предприятия (форма N 1), 2-й раздел актива;

движение денежных средств (форма N 4 приложения к балансу).

Основные правила ведения кассовых операций таковы:

Записи в кассовую книгу должны производиться кассиром сразу же после получения или выдачи денег.

При проверке (проведении аудита) необходимо уделить особое внимание правильному, всесторонне грамотному заполнению первичных документов, наличию и подлинности подписей получателей денег на расходных кассовых ордерах. 

Наличные деньги из кассы выдаются по расходным кассовым ордерам или надлежаще оформленным ведомостям, заявлениям на выдачу денег, счетам и др. с наложением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером предприятия или лицами на это уполномоченными. В случаях, когда на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах, заявлениях, счетах и др. имеется разрешительная подпись руководителя предприятия, подпись на его расходных кассовых ордерах не обязательна.

При аудите кассовых операций часто встречается нарушение лимита расчетов между юридическими лицами в пределах одной сделки. За несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств, а также за накопление в кассах наличных денег сверх установленного лимита, а также за неоприходование в кассу денежной наличности может быть налажен штраф. [4] 

Таким образом, выявляя нарушения кассовой дисциплины, аудитор может оценить величину финансовых санкций, которые могут быть наложены на предприятие в целом в случае его проверки, и сопоставить ее с финансовым результатом деятельности предприятия.

Следовательно, проверка проводится с целью установить, совершаются ли на предприятии расчеты с другими юридическими лицами суммами, превышающими установленную предельную величину. Для этого применяется метод сплошной проверки (просмотра) расходных кассовых ордеров, а также отчетов кассира, кассовых книг, договоров с юридическими лицами. 

Документами, подтверждающими движение (оприходование) денежных средств, являются приходные кассовые ордера, отражающие факт поступления денежных средств в кассу с расчетного счета, а также чековые книжки, корешки чековых книжек и выписки банка. Чековые книжки, корешки использованных чеков, а также неиспользованные чеки должны храниться у главного бухгалтера в условиях, исключающих возможность их утери. Испорченные чеки погашаются надписью "Аннулировано" и хранятся подклеенными к корешкам чеков.

Для оформления выводов аудитору необходимо последовательно просмотреть чековые книжки предприятия, проверяя в них количество корешков и незаполненных чеков (их должно быть столько, сколько указано на обложке чековой книжки). 

Проверка правильности и своевременности оприходования денег, получаемых по денежным чекам из банка, является целью выявления неоприходования денег в кассу предприятия. Для этого просматривается кассовая книга. В случаях, когда встречается надпись "Получено из банка по чеку __", сверяется сумма, указанная в кассовой книге, с суммой, указанной на корешке чековой книжки, и суммой, указанной в выписке банка.

Кроме того, сличается номер чека, указанный в приходном ордере, с номером на корешке чека.   

При проверке аудитору следует проанализировать движение денежной наличности, выявить расхождение между суммами фактически произведенных оплат в погашение дебиторской задолженности и суммами, зачисленными в кассу, а также проконтролировать своевременность сдачи выручки в банк и выявить случаи ее расхода на различные цели. [15]

Если задолженность сотрудника или стороннего лица (организации) погашена, т.е. деньги были внесены в кассу предприятия, то этот сотрудник (лицо, организация) должником не считается. Но если деньги в кассу не оприходованы, за ним будет числиться задолженность. При увольнении работники должны погашать свою задолженность.

В случаях, когда в учете значится задолженность за уволившимися сотрудниками, необходимо проверить эти факты методом письменных подтверждений от третьих лиц или методом устных опросов.

Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации предусмотрен ряд моментов, соблюдение которых на практике позволяет, во-первых, предотвратить злоупотребления и, во-вторых, значительно облегчить работу аудиторов. Так, п.11 Порядка ведения кассовых операций предусматривает, что лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.[6]

В соответствии с п.21 Порядка ведения кассовых операций приходные кассовые ордера до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных кассовых ордеров. Кассовые приходные и расходные ордера должны иметь раздельную нумерацию. Прием денег по кассовым ордерам может производиться только в день их составления (п.19 Порядка ведения кассовых операций).

Если по выписанному приходному ордеру деньги в кассу не поступили, то кассир обязан вернуть его в бухгалтерию, о чем должна быть сделана отметка в журнале регистрации приходных кассовых ордеров. При обнаружении пропуска в нумерации ордеров следует проверить, не вызвано ли это уничтожением документов или другими злоупотреблениями.

Наличие на предприятии утвержденного приказом руководителя списка лиц, которым могут выдаваться из кассы наличные деньги на хозяйственные нужды, оформление сотрудниками "заявлений на выдачу денег", указание в разрешительной надписи руководителя предприятия или уполномоченного лица срока, на который они выданы, препятствуют злоупотреблениям.

Вместе с тем лица, получившие деньги на хозяйственные нужды, также должны своевременно отчитаться и произвести полный расчет по выданным в подотчет суммам. Документами для проведения проверки будут приходные кассовые ордера и журнал регистрации приходных кассовых ордеров, журнал - ордер N 7 "Расчеты с подотчетными лицами".

Если в кассовом ордере по строке "Основание" будет значиться "Остаток подотчетных сумм", в соответствии с которым производится возврат денежных средств, то просматриваются приложенные к авансовому отчету документы и командировочные удостоверения или авансовый отчет с приложенными документами (хозяйственные расходы). Сравнивается дата составления авансового отчета (последний должен быть составлен не позднее трех рабочих дней со дня возвращения из командировки), является ли этот день рабочим для данного предприятия, сверяется дата составления авансового отчета, номер приходного ордера, указанный в авансовом отчете, по которому вносится остаток неизрасходованных сумм, с номером, датой и суммой по приходному ордеру, а также с журналом - ордером "Расчеты с подотчетными лицами".

Последовательный просмотр всех приложенных к отчету кассира за определенный день приходных и расходных кассовых ордеров позволит выявить перечень документов, реквизиты которых не совпадают с Журналом регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (если таковые имеются).

Часто на предприятиях используются бланки расходных кассовых ордеров, объединенных с заявлением на выдачу денег на оборотной стороне. Если срок, на который выдаются деньги, установлен, то аудитор сверяет эту дату с датой составления авансового отчета и датой приходного ордера. Необходимо помнить, что в случае несвоевременной сдачи авансового отчета и невозврата остатка денежных средств эта сумма присоединяется к основному заработку и облагается подоходным налогом.

Далее следует установить, все ли приходные и расходные кассовые ордера зарегистрированы в журналах регистрации приходных и расходных кассовых ордеров; совпадают ли эти суммы с теми, которые указаны в журнале регистрации, каков источник поступления денежных средств, совпадают ли даты приема и выдачи денег по кассовым ордерам с датами их составления.

Злоупотребления посредством подлогов возможны в результате недоброкачественного составления первичных кассовых документов. Неотражение даты составления документов, нумерации, других реквизитов позволяет использовать их для целей незаконного списания денег. Недоброкачественность их исполнения может быть выявлена при формальном осмотре первичных документов. Сознательные арифметические ошибки в ведомостях и кассовых отчетах приводят к образованию искусственного излишка денег в кассе, которые затем могут быть присвоены. Пересчет итогов всех кассовых отчетов и всех платежных ведомостей проводится с целью выявления таких злоупотреблений.

Кассовые ордера и заменяющие их документы должны быть заполнены бухгалтерией четко и ясно чернилами, шариковой ручкой или выполнены на машине (пишущей, вычислительной), компьютерах. Подчистки, помарки или исправления не допускаются.

Все ранее проверенные аудитором документы следует отмечать его подписью или штампом. Особое внимание следует проявить при проверке регистрации платежных ведомостей, так как одним из способов подлога является внесение в расчетно - платежные ведомости подставных лиц, на которых выписывается заработная плата с целью ее присвоения. При проверке сверяют табели учета рабочего времени, приказы о зачислении на работу и увольнении, первичные документы о начислении заработной платы с данными платежных ведомостей, карточек лицевых счетов, приказов о зачислении на работу и об увольнении, первичных документов по начислению заработной платы. Обращают особое внимание на номер или наименование подразделения (цеха, отдела), период, за который производится выплата, период работы лица на данном предприятии.

Если в расчетно - платежной ведомости будет завышена сумма начисленной заработной платы, то этот подлог можно выявить путем сравнения данных синтетического и аналитического учета по счету 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда". Сомнения в подлинности документов могут появиться в связи с наличием подчисток и помарок в ведомостях. Проверяются: Главная книга, журналы - ордера (по кредиту счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", по кредиту счета 50 "Касса"), журнал регистрации платежных ведомостей. Также проводится выборка дебетовых оборотов по счету 70 в корреспонденции со счетами 68, 69 и т.д.

В соответствии с п.18 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации по истечении трех рабочих дней, включая день получения денег в банке для выплаты средств на оплату труда и выплату социально - трудовых льгот, кассир должен:

в платежной или расчетно - платежной ведомости против фамилий лиц, которым не произведены указанные выплаты, поставить штамп или сделать надпись от руки "Депонировано";

составить реестр депонированных сумм;

в конце платежной или расчетно - платежной ведомости сделать надпись о фактически выплаченных и подлежащих депонированию суммах, сверить их суммы с общим итогом по платежной ведомости и скрепить надписью. Нарушением (злоупотреблением) этого пункта является присвоение депонированной заработной платы и средств, начисленных по другим основаниям. Выявление злоупотреблений с депонированными суммами возможно путем проверки состояния аналитического учета депонентов и сверки данных аналитического учета с данными синтетического учета. В соответствии с Планом счетов в настоящее время учет расчетов с депонентами ведется на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Расчеты по депонентам". Кредитовый оборот по субсчету "Расчеты по депонентам" за период - невыплаченные в течение периода в установленный срок суммы, дебетовый оборот - погашенная в течение периода задолженность по депонированным суммам. Сальдо по субсчету представляет собой депонированные суммы на конец проверяемого периода. Аналитический учет депонированных сумм ведется в журнале регистрации депонированных сумм.

Важность аудита данного участка учета определяется значительным числом нарушений, которые следует исключить в учетной практике.

Ниже приводится список наиболее часто встречающихся ошибок при аудите кассовых операций [9].

Типичные ошибки, выявляемые при проведении аудита кассовых операций

Неполное оформление первичных документов (нет подписей директора, руководителя, главного бухгалтера, не указаны дата, номер документа, код организации и т.д.).

Неоприходование и присвоение поступивших денежных сумм (из банка, от физических лиц и юридических лиц и т.д.).

Излишнее списание денег по кассе, неоднократное использование одних и тех же документов.

Списание сумм без оснований и по подложным документам.

Искажение остатка на начало и конец дня путем неправильного подсчета итогов в кассовых документах и кассовых отчетах.

Некорректное отражение кассовых операций в регистрах синтетического и аналитического учета.

Присвоение сумм, законно и незаконно начисленных разным лицам и организациям.

Присвоение депонированной заработной платы и средств по другим основаниям.

Расчеты суммами наличных денег, превышающими предельную величину.

Расчеты с начислением наличных денег без применения контрольно - кассовых машин, без регистрации их в налоговых органах.

Сверхлимитное накопление денежных средств в кассе. Отсутствие подтверждения банка об установленном лимите кассы по данному предприятию (организации).

Для проведения ревизии кассы не назначается приказом руководителя предприятия специальная комиссия.

В нарушение приказа руководителя предприятия на предприятии внезапные ревизии кассы не проводились.

Отсутствие договора о полной материальной ответственности с кассиром.

На предприятии в установленном порядке не ведется кассовая книга.

В нарушение Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации кассир при закрытии платежных ведомостей реестр депонированных сумм не составляет.

При аудиторских проверках кассовых операций и расчетов в наличной иностранной валюте прежде всего снимаются остатки валютной кассы и составляется акт о сумме наличных денежных средств в иностранной валюте, находящихся в кассе. В акте указывается также, соответствует ли сумма наличных денежных средств данным кассовой книги и бухгалтерского учета.     

Затем необходимо проверить полноту оприходования и списания валютных средств. Для этого записи в кассовой книге сличаются с документами, приложенными к отчетам кассира. Суммы, записанные в кассовой книге, должны соответствовать тем суммам, которые указаны в первичных документах.

   Проведение расчетов в наличной иностранной валюте при осуществлении финансово - хозяйственной деятельности российских организаций может быть связано только с загранкомандировками. 

Положением о порядке покупки и выдачи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов, утвержденным Банком России 25.06.1997 N 62 [3], предусмотрена возможность выдачи организациям наличной иностранной валюты для оплаты расходов по загранкомандировкам. Наличная валюта может быть выдана организации с ее текущего валютного счета из средств, полученных ею в результате осуществления хозяйственной деятельности. Валютное законодательство Российской Федерации разрешает организациям приобретать иностранную валюту для оплаты командировочных расходов на внутреннем валютном рынке (Инструкция Банка России от 29.06.1992 N 7 с последующими изменениями и дополнениями). В этом случае купленная валюта согласно Указанию Банка России от 20.10.1998 N 383-У (в ред. от 21.06.2000) "О порядке совершения юридическими лицами - резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" зачисляется на специальный транзитный валютный счет организации и должна быть использована на заявленные цели в течение 7 календарных дней. В пределах этого срока организация может получить наличную валюту для выдачи авансов работникам, выезжающим в загранкомандировки. Не использованная в течение указанного срока валюта подлежит обратной продаже. Полученная, но не использованная валюта должна быть возвращена организацией для осуществления обратной продажи. [19]

Иностранная валюта, полученная организацией на командировочные расходы, может быть использована строго по целевому назначению, т.е. только на оплату тех расходов, которые признаются командировочными. Перечень командировочных расходов по загранкомандировкам утвержден Постановлением Госкомтруда СССР от 25.12.1974 N 365. К ним относятся: стоимость проезда; стоимость проживания; суточные; провоз 30 кг багажа; оформление загранпаспорта и визы; прописка паспорта (регистрационный сбор); расходы по обмену банковского чека на валюту страны пребывания.[24]

  В сроки, установленные в соответствии с Положением N 62, организация должна отчитаться за целевое расходование полученных валютных средств. При этом банк имеет право потребовать предъявления первичных документов, подтверждающих произведенные затраты. Такое требование распространяется и на валюту, полученную организацией со своего текущего валютного счета.

   Необходимо проверить при проведении аудита кассовых операций, все ли командируемые за рубеж лица состоят в штате организации. Штатными работниками являются лица, оформленные по трудовому договору или в качестве совместителей. Для остальных физических лиц, не состоящих в штате организации, поездка за рубеж не может считаться командировкой.

Лицо, не состоящее в штате организации, не является ее работником, следовательно, оно не находится в административном подчинении руководителя данной организации и на него не распространяется действие его распоряжений. Оно не может выполнять служебные задания для данной организации, а организация не может иметь перед ним обязательства по компенсационным выплатам. С такими лицами организация должна заключать договор подряда на выполнение определенного объема работ или договор на возмездное оказание конкретных услуг, по которому исполнителю выплачивается оговоренная договором сумма вознаграждения за выполненные работы или оказанные услуги.

 Проверка соблюдения расчетно-кассовой дисциплины

Цель: проверить соблюдение предприятием порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, установленных нормативными актами Банка России.

Круг предприятий, подлежащих проверке, определяется руководителем учреждения банка в зависимости от объема налично - денежного оборота и имеющейся в банке информации о соблюдении предприятиями установленного порядка работы с денежной наличностью.   

Для осуществления проверки выбираются сведения о произведенных в проверяемом периоде операциях по поступлениям (зачислению) на счета предприятия в учреждении банка наличных денег и их выдачам (списанию) из кассы учреждения банка. Уточняется сумма установленного лимита остатка денег в кассе, наличие разрешения на расходование денежной выручки из кассы предприятия и его условия, согласованный порядок и сроки сдачи выручки в учреждение банка.

Проверка оформляется Справкой о результатах проверки соблюдения предприятием порядка работы с денежной наличностью по форме 0408026. [5]

В ходе проверки предприятия рассматривается:

1. Полнота оприходования денежной наличности, полученной в учреждении банка (раздел I Справки).

Проверяется соответствие записей в кассовой книге данным учреждения банка по суммам и срокам. При наличии расхождений между данными учреждения банка и записями в кассовой книге предприятия выясняются причины.

Фактическое наличие денег в кассе предприятия, а также условия хранения наличных денег и ценностей представителем учреждения банка не проверяются.

Полнота оприходования в кассу предприятия наличных денежных средств, полученных в результате хозяйственной деятельности, рассматривается налоговыми органами при проведении проверок соблюдения налогового законодательства.

2. Полнота сдачи денег в кассу учреждения банка (раздел II Справки).

Рассматривается соблюдение согласованного порядка и сроков сдачи денежной выручки в учреждение банка, уточняется сумма наличных денег, поступивших в кассу за проверяемый период и сопоставляется с суммой денег, сданных в банк. Проверяется своевременность возврата в учреждение банка не выплаченных в срок средств на заработную плату, выплаты социального характера, других денежных средств.

Сверяются суммы и даты сдачи наличных денег в банк с записями в кассовой книге, при наличии расхождений между данными учреждения банка и записями в кассовой книге выясняются причины такого положения.

3. Соблюдение согласованных с учреждением банка условий расходования поступающих в кассу предприятия наличных денежных средств (раздел III Справки).

На основании первичных документов по учету кассовых операций и других бухгалтерских данных рассматривается соблюдение согласованных с банком условий расходования наличных денег из выручки, поступившей в кассу предприятия.

4. Соблюдение установленных предельных сумм расчетов наличными деньгами между юридическими лицами (раздел IV Справки).

В целях выявления фактов превышения предприятием предельных сумм расчетов наличными деньгами с юридическими лицами за товарно - материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги рассматриваются записи в документах первичной учетной документации по кассовым операциям (записи в кассовом журнале, приходно - расходных документах, кассовой книге), отчеты подотчетных лиц о расходовании полученных наличных денег (проверяются обороты по счету "Расчеты с подотчетными лицами"), а также товарные чеки, счета, счета - фактуры. При наличии таких фактов в Справке по проверке проставляется сумма произведенного платежа и наименование участников расчетов.

5. Соблюдение установленного учреждением банка лимита остатка наличных денег в кассе предприятия (раздел V Справки).

Рассматривается соблюдение установленного учреждением банка лимита остатка кассы на каждый день проверяемого периода. В Справке по проверке проставляются данные о лимите остатка кассы, фактических остатках наличных денег в кассе предприятия в дни, когда был превышен лимит.

Определяется общая сумма превышения лимита остатка кассы в проверяемом периоде, а также сверхлимитная кассовая наличность (средняя величина), рассчитанная исходя из общей суммы и количества дней превышения лимита остатка кассы.

6. Ведение кассовой книги и других кассовых документов (раздел V Справки).

Рассматривается соблюдение установленного порядка оформления операций по приему и выдаче наличных денег из кассы предприятия, ведение форм первичной учетной документации по кассовым операциям (приходных и расходных кассовых ордеров, журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовой книги, книги учета принятых и выданных кассиром наличных денег), составление ежедневного отчета кассира по произведенным кассовым операциям в соответствии с приходно - расходными документами, расчетно - платежными ведомостями.

Отмечается качество и периодичность составления первичных кассовых документов по приему и выдаче наличных денег, соответствие записей в приходно - расходных документах записям в кассовой книге и другие.

7. По результатам проверки (раздел VII Справки) проверяющим делаются выводы и вносятся необходимые рекомендации руководству предприятия по устранению имеющихся недостатков по оформлению кассовых операций и работе с денежной наличностью.

Справка по результатам проверки (форма 0408026) составляется в 3 экземплярах и подписывается руководителем, главным (старшим) бухгалтером предприятия и представителем учреждения банка (проверяющим).

В случаях, когда в ходе проверки не установлены факты нарушений предприятием порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, проверяющий может ограничиться заполнением 2 экземпляров Справки.

Результаты проверки в трехдневный срок рассматриваются руководителем учреждения банка или его заместителем. После этого третий экземпляр Справки передается предприятию, второй - остается в документах учреждения банка. При установлении фактов нарушений порядка работы с денежной наличностью первый экземпляр Справки направляется органам Государственной налоговой службы Российской Федерации по месту учета налогоплательщика для определения мер ответственности, предусмотренных законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации.

 

ОКУД  БИК
0408026  

 

 

СПРАВКА

О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ ПОРЯДКА

РАБОТЫ С ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТЬЮ

 

______________________________________________________________

наименование предприятия

______________________________________________________________

номер счета

______________________________________________________________

почтовый адрес

 

тыс. руб.

┌───────────────────────────────────────┬────────────────────────┐

│   Наименование показателей  │ Проверяемый период │

│                                  │   (месяцы)   │

├───────────────────────────────────────┼───────┬───────┬────────┤

│                 А           │ 1 │ 2 │ 3 │

└───────────────────────────────────────┴───────┴───────┴────────┘

I. Полнота оприходования денежной  наличности, полученной в банке:

 

1.1. По данным предприятия.

 

1.2. По данным банка.

 

II. Полнота сдачи денег в кассу банка

 

1. Остаток денежных средств в кассе на

начало месяца.........................

 

2. Поступило денежных средств............

 

3. Выдано предприятием...................

 

4. Сдано в банк:

4.1. по данным предприятия...............

 

4.2. по данным банка.....................

 

5. Остаток денежных средств в кассе на

конец месяца..........................

 

6. Соблюдение порядка и сроков сдачи

выручки в банк

 

6.1. Согласовано с банком................

 

6.2. Фактически (факты выявленных

нарушений соглашения с банком)

 

 

 




















































VII. Выводы и предложения

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Представитель банка _________________________________ (Ф.И.О.)

Руководитель предприятия ____________________________ (Ф.И.О.)

Главный (старший) бухгалтер _________________________ (Ф.И.О.)

 

Заключение

Целью выполнения данной дипломной работы является аудит и анализ движения денежных средств на материалах промышленного предприятия ООО «Лавоком». В ходе проведения аудиторской проверки были изучены нормативные документы, даны основные понятия, определения и классификации понятий, используемых в ходе проведения работ. Большое внимание было уделено изучению документов, регулирующих организацию и порядок ведения бухгалтерского учета на данном предприятии. Приказ «Об учетной политике» состоит из различных приложений, в которых подробно освещены правила бухгалтерского учета, применяемые на этом предприятии. Отдельно отражен порядок проведения инвентаризаций активов и обязательств. В приказе нашли отражения рабочий План счетов, используемый бухгалтерией для ведения бухгалтерского учета и График документооборота. 

Использованные методики проведения аудита позволила провести аудит движения денежных средств ООО «Лавоком» практически сплошным способом. Аудит показал не только высокий уровень профессиональной подготовки работников бухгалтерии, но и хорошее знание ими нормативной и справочной базы по данному участку учета. Оформление документов и порядок учета операций соответствуют требованиям, предъявляемым к ним. В ходе аудита не выявлено существенных ошибок или нарушений, способных повлиять на изменение финансовых результатов деятельности предприятия. Однако имел место недочет, который следует устранить. Возможно, в этом нет большой необходимости, но наличие отдельного помещения, оборудованного под кассу, необходимо иметь, чтобы избежать недоразумений при приеме и выдаче наличных денежных средств из кассы. Хотелось бы отметить, что требования главного бухгалтера в части порядка оформления первичных документов на данном предприятии являются обязательными для всех сотрудников и выполняются неукоснительно, что снижает вероятность ошибок.

Анализ структуры денежных средств показал, что предприятием в полной мере используются возможности расчетных счетов для осуществления всех необходимых расчетов. Платежно-расчетная дисциплина предприятия пока не соответствует требованиям существующего рынка. Предприятие осуществляет свою деятельность за счет заемных средств, что плохо сказывается на финансовых показателях деятельности предприятия.

В ходе выполнения дипломной работы также были применены прямой и косвенный методы анализа движения денежных средств, результатом применения которых стал достаточно детальный анализ денежных средств и расчет показателей текущей и инвестиционной деятельности.

Использование данных, рассчитанных при выполнении данной работы, позволят администрации предприятия в полном объеме использовать свободные денежные средства для деятельности предприятия и правильно планировать денежные потоки во времени и по направлениям осуществляемой деятельности.

 

Библиографический список

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ (изменениями и дополнениями от 23.07.1998 № 123-ФЗ).

2. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34(н) (ред. от 24.03.2000) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»

3. Положение Центрального Банка от 25.06ю1997 № 62 «Положение о порядке покупки и выдачи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов»

4. Указания Центрального Банка от 14.11.2001 № 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке»

5. Положение Центрального Банка Российской Федерации от 05.01.1998 № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации»

6. Письмо ЦБ РФ от 04.10.1993 № 18 (ред. от 26.02.1996 «Об утверждении «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации»

7. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. – М.: Информационное агентство ИПБ-БИНФА, 2001. – 176с.

8. Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003. – 464 с.

9. Банк В.Р., Федорова Л.И. Аудит кассовых операций // «Аудиторские ведомости», № 6, 2000

10. Барсукова И.В. Аудит учета денежных средств в кассах организации // «Аудиторские ведомости», № 7, 2001

11. Богатырева Е.И. Составление и консолидация отчета о движении денежных средств // «Бухгалтерский учет», № 5, 2002

12. Бондарчук Н.В. Анализ денежных потоков от текущей, инвестиционной и финансовой деятельности организации // «Аудиторские ведомости», № 3, 2002

13. Володина Н.В. Анализ движения денежных средств // «Бухгалтерский учет», № 21, 2000

14. Глушков И.Е. Бухгалтерский учет на современном предприятии. Эффективное пособие по бухгалтерскому учету. М.: Кнорус, Новосибирск.: ЭКОР, 2001.- 797с.

15. Иванова Н.Г. Аудиторская проверка кассовых операций // «Бухгалтерский учет», № 2, 2000

16. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб.пособие. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 640с. – (Серия «Высшее образование»).

17. Костюк Г.И. Аудиторская проверка счетов организаций в банках // «Бухгалтерский учет», № 12, 2000

18. Лытнева Н.А. Учет кассовых операций в иностранной валюте при оформлении краткосрочных загранкомандировок // «Бухгалтерский учет», № 9, 2003

19. Нилова Н. Открытие специальных валютных счетов. Продажа валюты // «Финансовая газета. Региональный выпуск», № 7, 2003

20. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп.- Минск: ООО «Новое знание», 2000. – 668 с.

21. Стандарты аудиторской деятельности. – М.: Издательство ПРИОР, 2002.- 520с.

22. Табалина С.А., Ремизов Н.А. Аудит. Современная методика: Проверка разделов отчетности согласно МСА и федеральным ПСАД/Под ред. Н.А. Ремизова. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003.- 240 с.

23. Хорин А.Н. Отчет о движении денежных средств // «Бухгалтерский учет», № 5, 2002

24. Шалашова Н. Аудит кассовых операций в иностранной валюте // «Финансовая газета. Региональный выпуск», № 32, 2002

25. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1995. – 240с.

 

 

Аудит и анализ денежных средств

 

Введение

Управление денежными средствами имеет такое же значение, как и управление запасами и дебиторской задолженностью. Искусство управления текущими активами состоит в том, чтобы держать на счетах минимально необходимую сумму денежных средств, которые нужны для текущей оперативной деятельности. Сумма денежных средств, которая необходима хорошо управляемому предприятию, - это по сути дела страховой запас, предназначенный для покрытия кратковременной несбалансированности денежных потоков. И сумма должна быть такой, чтобы ее хватало для производства всех первоочередных платежей. Поскольку денежные средства, находясь в кассе или на счетах в банке, не приносят дохода, их нужно иметь в наличии на уровне безопасного минимума. Наличие больших остатков денег на протяжении длительного времени может быть результатом неправильного использования оборотного капитала.

Целью данной дипломной работы является аудит и анализ денежных средств предприятия находящихся как в кассе, так и на расчетных, валютных и других счетах в банке.

Поэтому одним из современных аспектов деятельности аудитора является разработка рекомендаций по оптимизации стратегии управления финансовыми ресурсами. Такие рекомендации являются вполне логичным завершением работы аудитора, изучившего практику ведения бухгалтерского и финансового учета и составления финансовой отчетности ввиду того, что из проанализированных данных очевидны не только аспекты ведения учетной работы, но и основные проблемные моменты финансово-хозяйственной деятельности организации, в частности в управлении денежными средствами.

Реализация большинства управленческих решений по проведению хозяйственных операций связана с использованием денежных средств, обеспечивающих поддержание необходимого объема оборотного капитала и направляемых на финансирование внеоборотных активов организации и долгосрочные финансовые вложения в деятельность других хозяйствующих субъектов.

Управление денежными средствами подразумевает целенаправленное воздействие со стороны субъекта управления на денежные потоки организации и включает следующие основные аспекты: учет движения денежных средств, прогнозирование и анализ денежных потоков.

Целью анализа денежных потоков является подготовка информации об объектах, временных параметрах, источниках поступления и направлениях расходования денежных средств, которая необходима для обоснованного принятия решений по управлению ими с учетом влияния объективных и субъективных внутренних и внешних факторов.

  Дипломная работа выполнялась с использованием данных бухгалтерского учета ООО «Лавоком». Предприятие относится к сфере материального производства. На предприятии осуществляется весь цикл производства – от разработки дизайна полиграфической продукции до ее отгрузки покупателям. Деятельность предприятие осуществляет на арендованных площадях на современном оборудовании немецких и швейцарских фирм. Основным и практически единственным видом деятельности данного предприятия является полиграфия. Предприятие входит в холдинг, и поэтому основными заказчиками полиграфической продукции являются предприятия, входящие в него. Предприятием разрабатывается и выпускается упаковка для продукции кондитерского производства (конфеты, печенье). Это накладывает на предприятие определенные обязательства – не только лицензирование самого предприятия, но и сертификация упаковки для пищевых продуктов, использование сертифицированного сырья. Также предприятием изготавливается и рекламная продукция. Предприятие создано в 2001 году и относится к малым предприятиям, среднесписочная численность за 2002 год составила 33 человека. Бухгалтерский учет ведется с использование автоматизированной системы бухгалтерского учета «БЭСТ-4».     

  

Дата: 2019-12-10, просмотров: 234.