Рынок фитнес-услуг города еще далек от насыщения, считают эксперты. Спрос удовлетворен всего на 60–70%. Отсутствие жесткой конкуренции позволяет местным операторам формировать цены без оглядки на стоимость услуг клубов-соперников. Но острый дефицит квалифицированных тренеров сдерживает развитие рынка.
В комитете по организации бытового обслуживания населения (КОБОН) администрации г. Владивостока в прошлом году создали карту, на которую нанесены все фитнес-центры приморской столицы. Если на нее посмотреть, то видно, что сейчас охвачен практически весь город. Микрорайона, в котором еще не открылся фитнес-центр, просто нет. Однако, операторов фитнес-услуг во Владивостоке все равно мало, и новые клубы будут появляться. Их общее число, по прогнозам комитета, до 2009 г. будет ежегодно пополняться на восемь-десять.
Как сообщает КОБОН, на территории города работает 114 фитнес-центров (в это число также вошли тренажерные залы, бассейны, танцевальные студии и школы восточных практик). Их совокупная выручка в 2006 г. достигла 36,2 млн руб. Этот показатель вырос на 190% по сравнению с 2005 г. По мнению экспертов, доход операторов рынка увеличился в основном за счет повышения спроса и появления новых игроков, которых в 2006 г. стало на одиннадцать больше. В КОБОН подсчитали: сейчас услугами фитнес-центров пользуется около 10% трудоспособного населения Владивотока (см. табл. 7).
Таблица 7 - Ведущие фитнес-клубы Владивостока
Клуб | Максимальная цена на год, $ | Площадь трен. зала(ов), м2 | Кол-во тренажеров, шт | Площадь зала(ов) аэробики, м2 | Кол-во групповых программ, в т.ч. аква | Наличие бассейна |
World Class | 1 350 | 700 | 140 | 412 | 90 | да |
Фитнесс клуб “Биоритм” | 1000 | 1 000 | 160 | 420 | 100 | нет |
Фитнесс клуб “Гелена” | 1250 | 800 | 125 | 350 | 116 | да |
Фитнесс клуб “Olimpic - Gym” | 780 | 576 | 78 | 258 | 33 | да |
“Master Gym” | 1100 | 453 | 41 | н/д | 8 | да |
Планета Фитнес» | 600 | 400 | 41 | 350 | 40 | нет |
CityFitness | 1050 | 450 | 63 | 330 | 38 | да |
«Марк Аврелий» | 1000 | 500 | 140 | 260 | 112 | да |
Daevclub | 800 | 700 | 101 | 220 | 30 | нет |
Gold'sGym | 900 | 600 | 33 | 40 | 24 | нет |
FitStudio | 900 | 1 070 | 144 | 249 | 38 | да |
«Кенга» | 901 | 630 | 75 | 1 825 | 34 | нет |
Marina Club | 790 | 540 | 98 | 395 | 63 | нет |
N-Ergo | 1150 | 650 | 50 | 444 | 52 | да |
«Аквилея» | 750 | 900 | 120 | н/д | 54 | да |
«АЛЬФА-ФИТНЕС» | 850 | 370 | 90 | 225 | 40 | да |
«Валери» | 750 | 113 | 24 | 137 | 27 | нет |
«Седьмое небо» | 899 | нет | нет | 200 | 35 | нет |
На владивостокском рынке фитнес-услуг уже сформировалась группа лидеров, состоящая, по оценкам экспертов, из семи-восьми игроков, на долю которых приходится около 30% совокупного оборота местной фитнес-индустрии. Специалисты отнесли к их числу Master Gym, World Class, «Гелена», «Планета Фитнес», «Биоритм», CityFitess. В группу лидеров входят крупные центры (площадь — от 1 тыс. кв. м), способные оказывать клиенту максимально широкий спектр услуг. Большинство из них относятся к классу premium (цена годовой клубной карты — от 50 тыс. руб.) или работают в среднем ценовом сегменте (клубная карта — около 30 тыс. руб.).
Остальные 70% рынка — это более мелкие клубы, также принадлежащие средней ценовой категории (годовая клубная карта — от 16 до 30 тыс. руб.), и заведения экономкласса (менее 16 тыс. руб.). Несмотря на рост числа крупных игроков, дефицита клиентов такие спортклубы не испытывают: по-прежнему велика прослойка людей, которые не могут позволить себе годовую карту за 30 тыс. руб., предпочитая скромные и относительно дешевые залы.
На незаполненный рынок один за другим приходят сетевые фитнес-клубы федерального и международного масштаба. В 2006 г. в Владивостоке открылся «СитиФитнес» (сеть насчитывает еще 12 клубов в Москве и Московской области, Волгограде, Кишиневе, Тюмени, Ростове-на-Дону). За год до него — World Class (23 фитнес-клуба по России) и Master Gym (4 клуба по России).
У федералов есть целый ряд преимуществ перед региональными игроками. Они готовы вкладывать немалые для местных инвесторов деньги в создание качественных, больших спортивных центров. Солидные бренды «интервентов» и наработанные годами стандарты обслуживания привлекают посетителей.
Впрочем, крупные сетевые фитнес-клубы, появившиеся на рынке Владивостока, не создали серьезных проблем для местных операторов. Федеральные центры заняли свою специфическую нишу: они предлагают посетителям клубные карты и не предоставляют разовых услуг. Эксперты соглашаются, что клубная система удобна — она помогает повысить рентабельность фитнес-центра во время сезонного спада спроса в летние месяцы. Однако местные операторы позволяют клиентам оплачивать услуги так, как тем удобнее — разово, ежемесячно и т. п. В итоге региональные спорт-центры не вступают в прямую конкуренцию с федеральными. Выход на рынок новых игроков только стимулирует спрос на фитнес-услуги в целом и в итоге повышает рентабельность всех операторов: появляясь в регионе, федеральные сети начинают активно рекламировать свои услуги. И, таким образом, привлекают клиентов не только на собственные площади, но и в залы других фитнес-центров».
Операторы рынка хотя и не испытывают проблем, связанных с конкуренцией, но сталкиваются с дефицитом кадров. В городе мало действительно профессиональных тренеров. И когда хороший тренер переходит из одного клуба в другой, его клиенты уходят вместе с ним, даже если новое место работы тренера территориально расположено очень далеко от старого.
Тренеров, готовых немедленно приступить к работе, на рынке труда просто нет, заявляют эксперты. Вузы города предоставляют работников близких специальностей. Но, по словам экспертов, выпускники профильных факультетов — это либо профессиональные спортсмены, либо преподаватели физкультуры, ориентированные на работу в образовательных учреждениях, где подход к подопечным принципиально отличается от того, который принят в фитнес-центрах.
Проблему повышения квалификации тренеров в том числе решает и КОБОН. Комитет, в частности, устраивает семинары и тренинги для сотрудников фитнес-центров. За первое полугодие 2008 г. администрация города провела восемь обучающих программ по фитнесу и аэробным нагрузкам. Это были краткосрочные (несколько дней) тренинги для молодых специалистов, где опытные столичные и местные тренеры давали мастер-классы.
Но сами игроки рынка считают подобные мероприятия неэффективными. Качественное обучение тренера занимает как минимум год, а краткосрочные тренинги, организованные администрацией, не приносят отдачи. Подобные мероприятия нельзя называть обучающими: эти семинары — демонстрация достижений опытных тренеров, а не подготовка начинающих специалистов. Например, на форум Дальневосточного региона приехало более десяти тренеров из разных клубов. Каждый показал, на что он способен. Но все они продемонстрировали фишки — сложные упражнения, которые клиент никогда не выполнит. Начинающий тренер, пришедший на семинар, ничего не понял и ничему не научился.
Фитнес-центры решают кадровые проблемы самостоятельно. Местные клубы начали готовить специалистов для себя внутри компании. Подходы к обучению персонала различаются. Сетевые игроки держат в штате преподавателей. К примеру, в управляющей компании «СитиФитнес» есть сотрудники-методисты по разным направлениям тренинга. Они выезжают в регионы, учат тренеров на местах. Последние по окончании курсов проходят тесты. И только после этого приступают к работе. Фитнес-клуб при спортивном комплексе «Олимпик Gym» отправляет своих тренеров на московские долгосрочные курсы. При этом клуб оплачивает лишь 50% стоимости обучения. Оставшуюся часть вносит сам сотрудник. Пока затраты на подготовку тренеров себя оправдывают — лучше оплатить обучение работника, чем потерять потенциальных клиентов, говорят специалисты. Тем не менее операторы рынка надеются, что со временем во Владивотоке появятся специализированные организации, занимающиеся подготовкой кадров для фитнес-клубов, либо колледжи и вузы введут соответствующие программы.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 263.