Результаты экспериментальной работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

На контрольном этапе нами было проведено индивидуальное тестирование с учащимся 10-го класса. Существует немало тестов, позволяющих определить степень зависимости от табака и дающих возможность решить дилемму: можно ли прекратить курение самостоятельно или лучше обратиться к специалистам, добившимся наибольших успехов в преодолении никотиномании.

Поэтому для проведения исследования использовался тест «Почему я курю?», разработанный А. Леоновым. Тест включает 18 высказываний, на которые можно дать 5 разных вариантов ответа: всегда (5 баллов); часто (4 балла); при случае (3 балла); изредка (2 балла); никогда (1 балл). (Приложение 4).

Сумма ответов на вопросы 1,7 и 13 выявляет истинные причины, заставляющие курить. Сумма ответов 2,8 и 14 показывает, насколько важны для человека манипуляции с сигаретой. Ответы 3,9 и 15 в сумме дают оценку тому раскрепощению, которое курящий получает от сигарет. 4,10 и 16 - это показатель внутреннего напряжения. Сумма ответов на вопросы 5,11 и 17 отражают психологическую зависимость от сигареты. Сумма ответов на вопросы 6, 12 и 18 характеризует силу привычки, так называемого рефлекса курения. Если каждая из сумм баллов составляет одиннадцать и выше - это показатель сильной зависимости от курения.

Подросток, с которым проводился тест, набрал 11 баллов по шкале, характеризующей силу привычки к курению. Тестирование показало, что курильщик зависит от никотина, для определения степени зависимости был проведен уточняющий тест Фагерстрема.

1. Когда курящий тянется за сигаретой, после того как проснется?

- На протяжении 5 минут - 3 балла.

- От 6 до 30 минут - 2 балла.

- От 31 до 60 минут - 1 балл.

- Более, чем через 60 минут - 0 баллов.

2. Тяжело ли ему воздержаться от курения в тех местах, где оно запрещено?

- Да - 1 балл.

- Нет - 0 баллов.

3. От какой сигареты ему было бы тяжелее всего воздержаться?

- От утренней - 1 балл.

- От последующей - 0 баллов.

4. Сколько сигарет в день он выкуривает?

- 10 или менее - 0 баллов.

- От 11 до 20 - 1 балл.

- От 21 до 30 - 2 балла.

- Более 30 - 3 балла.

5. Когда он больше курит - утром или на протяжении дня?

- Утром - 1 балл.

- На протяжении дня - 0 баллов.

6. Курит ли он во время болезни, когда он должен придерживаться постельного режима?

- Да - 1 балл.

- Нет - 0 баллов.

Если курильщик набрал от 0 до 3 баллов - низкий уровень зависимости. При решении прекратить курение основное внимание должно быть уделено психологическим факторам.

4-5 баллов - средний уровень зависимости. Желательно использование препаратов замещения никотина.

6-10 баллов - высокий уровень зависимости. Резкий отказ от курения может вызвать неприятные ощущения в организме. Справиться с ними помогут препараты замещения никотина.

Тестируемый подросток набрал следующие баллы при ответе на вопросы: 1- 1 балл. 2 - 1 балл. 3 - 1 балл. 4 - 2 балла. 5 - 0 баллов. 6 - 1 балл.

Итого 6 баллов, следовательно, в 16 лет он имеет уже высокую степень зависимости от курения.

Проведенная экспериментальная работа позволила выявить тот процент подростков, у которых имеется предрасположенность к употреблению токсикоманических и психоактивных веществ, многие уже их употребляют. Это еще раз доказывает тот факт, что токсикоманические и психоактивные вещества становятся сегодня антисоциальным компонентом молодежной субкультуры.

Итак, на основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы. Одним из главных методов в борьбе с токсикоманией является профилактика, которая определяется как система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья.

Выделяют первичную профилактику, которая направлена на предотвращение употребления токсикоманических и психоактивных веществ; вторичную, направленную на выявление подростков, начавших употреблять токсикоманические и психоактивные вещества; третичную, цель которой - оказание помощи лицам, страдающим токсикоманией, с целью предупреждения дальнейшего распада личности.

Профилактика токсикомании проводится по следующим направлениям:

- психологическое;

- педагогическое;

- санитарно-гигиеническое;

- медико-социальное;

- здравоохранительное;

-административно-правовое;

- экономическое.

В результате экспериментальной работы было выявлено, что около 30% подростков имеют предрасположенность к употреблению токсикоманических и психоактивных веществ, поэтому необходимо большое внимание уделять профилактике токсикомании, «ведь болезнь легче предупредить, чем излечить».

                                        

                                     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На сегодняшний день в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей. Причем проблема трудных подростков, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый научно-практический интерес психологов, поэтому несомненно, что для решения проблем подростков и оказания им психологической помощи необходимо знать их психологические особенности.

Подростковый возраст является одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека. В этот период происходит не только перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

В заключении хочется отметить, что в настоящее время проблема распространения токсикомании в среде подростков - одна из острейших проблем современного российского общества.

Токсикомания - это такое систематическое употребление токсических средств, которое сопровождается формированием психической зависимости от него, ростом толерантности, возникновением абстинентного синдрома и разнообразными психическими, соматическими и социальными нарушениями.

Анализ показателей официальной медицинской статистики, говорит о продолжающемся активном вовлечении значительной части подростков в незаконное употребление токсикоманических средств.

На сегодняшний день, явно прослеживаются следующие тенденции:

- «омоложение» контингента употребляющих токсикоманические вещества;

- снижение возраста впервые пробующих токсикоманические вещества;

- отсутствие учёта той доли подростков, которые задумываются над проблемой употребления токсикоманических веществ.

Каков же вывод? Ведущая роль в борьбе с подростковой токсикоманией принадлежит системе образования. Именно в образовательном учреждении возможно организовать работу по профилактике употребления токсикоманических веществ в ходе воспитательного процесса. Всегда легче что-то предотвратить, чем потом исправлять уже допущенные ошибки.

Любое образовательное учреждение обладает следующими возможностями для организации профилактической работы с учащейся молодёжью:

- привитие навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроля за их усвоением;

- влияние на уровень притязаний и самооценку учащихся в ходе организации воспитательной работы с ними;

- посещение семей школьников для анализа и контроля ситуации;

- организация профилактической работы комплексной группой специалистов: педагогами, психологом, социальным педагогом, школьным врачом;

- организация работы по выявлению групп риска - склонных к наркотизации подростков.

Иными словами, общая задача - вырастить психически здоровое, полноценное поколение.

 

                 

                           СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бадмаев, С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. / С.А. Бадмаев. - М.: Магистр, 2000. - 96 с.

2. Богданова, О.С. О нравственном воспитании подростков. / О.С. Богданова. - М.: Просвещение, 2001. - 111 с.

3. Болотовский, И.С. Наркология. Токсикомания. / И.С. Болотовский. - Казань, 1999. – 132 с.

4. Братусь, В.С., Сидоров, П.И. Психология, клиника профилактика токсикомании. / В.С. Братусь, П.И. Сидоров. - М., 2004. – 121 с.

5. Буянов, М.И. Размышления о наркомании: Книга для учителя. / М.И. Буянов. - М.: Просвещение, 1998. – 99 с.

6. Волков, Б.С. Психология подростка. / Б.С. Волков. - М., 2001. – 96 с.

7. Воспитание трудного ребёнка: Дети с девиантным поведением / Под ред. М.И. Рожкова. - М.: Владос, 2001. – 110 с.

8. Галагузова, М.А. Социальная педагогика. / М.А. Галагузова. - М., 2004. – 114 с.

9. Гарифуллин, Р.Р. Скрытая профилактика наркомании: Практическое руководство для педагогов и родителей. / Р.Р. Гарифуллин. - М.: ТЦ Сфера, 2002. – 125 с.

10. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 1997. – 113 с.

11. Гонеев, А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики. / А.Д. Гонеев. - М.: Академия, 1999. – 102 с.

12. Данилин, А.Г., Данилина, И.В. Как спасти детей от наркотиков: Пособие для родителей. / А.Г. Данилин, И.В. Данилина. - М.: Центрополиграф, 2002. – 99 с.

13. Дунаевский, В.В. Наркомания и токсикомания. / В.В. Дунаевский. - М.: Медицина, 2005. – 118 с.

14. Змановская, Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). / Е.В. Змановская. - М.: Академия, 2003. - 288 с.

15. Игры - обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского. - М.: Новая школа, 1994. - 368 с.

16. Касаткин, В.Н. и др. Здоровье: Программа профилактики курения в школе. / В.Н. Касаткин. - М., 2003. - 132 с.

17. Касаткин, В.Н. и др. Здоровье: Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе. / В.Н. Касаткин. - М., 2003. - 136 с.

18. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. / В.П. Кащенко. - М.: Академия, 2000. - 304с.

19. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь. / Г.М. Коджаспирова. – М., 2000. – 201 с.

20. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков. Социально-психологический и психиатрический аспекты. / В.Т. Кондрашенко. - Минск, 1998. – 183 с.

21. Лидерс, А.Г. Психологический тренинг с подростками. / А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - 256 с.

22. Личко, А.Е. Психология и акцентуации характера у подростков. / А.Е. Личко. - М., 1993. – 104 с.

23. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В. Березина и др. - М., 2003. – 142 с.

24. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. / Х. Ремшмидт. - М.: Мир, 2004. – 123 с.

25. Смирнов, В.К., Нечипоренко В.В., Бердник К.П. Некоторые подходы к пониманию аспектов формирования наркоманий. Психологические исследования и психотерапия в наркологии. / В.К. Смирнов и др. - М., 2002. – 131 с.

26. Социальная работа с молодежью: опыт, проблемы, перспективы. - Тула, 2004. – 123 с.

27. Цукерман, Г.А., Мастеров, Б.М. Психология саморазвития. / Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров. - М.: Интерфакс, 2005. – 133 с.

28. Шакурова, Н.В. Методика и норма работы социального педагога. / Н.В. Шакурова. - М., 2003. – 151 с.

29. Шпаков, А.О. Иллюзия рая. Семейный словарь-справочник (наркотики, психоделики, яды, аллергены). / А.О. Шпаков. - СПб.: Зенит, 2001. – 143 с.

30. Юнг, К.Г. Структура психики и процесс индивидуализации. / К.Г. Юнг. - М.: Наука, 2002. – 114 с.

 

                                                                                     ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.

2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

4. Если меня не попросят по- хорошему, я не выполню просьбы.

5. Я не всегда получаю то, что мне положено.

6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

7. Если я одобряю поведение друзей, то даю им это почувствовать.

8. Если мне случилось обмануть кого-нибудь, я испытываю мучительные угрызения совести.

9. Мне кажется, что я способен ударить человека.

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12. Если мне не нравиться установленное правило, мне хочется нарушить его.

13. Другие умеют (лучше, чем я) почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.

15. Я часто бываю не согласен с людьми.

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу.

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.

19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется окружающим.

20. Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.

21. Меня немного огорчает моя судьба.

22. Я думаю, что многие люди не любят меня.

23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.

25. Тот, кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.

26. Я не способен на грубые шутки.

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.

30. Довольно многие люди завидуют мне.

31. Я требую, чтобы люди уважали мои права.

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.

34. От злости я иногда бываю мрачным.

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.

36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю на него внимания.

37. Хотя и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям.

40. Мне хочется, чтобы мои ошибки были прощены.

41. Я редко даю сдачи, даже если кто-то ударит меня.

42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.

43. Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием.

44. Нет людей, которых я бы по-настоящему ненавидел.

45. Мой принцип: «никогда не доверяй чужакам».

46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем думаю.

47. Я делаю много того, о чем в последствие сожалею.

48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.

49. С 10 лет я никогда бурно не проявлял своего гнева.

50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.

51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.

52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-то приятное для меня.

53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.

54. Неудачи огорчают меня.

55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.

56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попадавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.

59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю.

60. Я ругаюсь со злости.

61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.

62. Если для защиты своих прав мне надо применять физическую силу, я применяю ее.

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу по столу кулаком.

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.

66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.

67. Я часто думаю, что жил неправильно.

68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.

69. Я не раздражаюсь из-за мелочей.

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

71. Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.

72. В последнее время я стал занудой.

73. В споре я часто повышаю голос.

74. Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.

75. Я лучше соглашусь с чем- либо, чем стану спорить.

Физическая агрессия:- «да» - № 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68;- «нет» - № 9, 17, 41.

Косвенная агрессия:- «да» - № 2, 18, 34, 42, 56, 63;- «нет» - № 10, 26, 49.

Раздражение: - «да» - № 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72;- «нет» - № 11, 35, 69.

Негативизм: - «да» - № 4, 12, 20, 23, 36.

Обида:- «да» - № 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58;- «нет» - № 44.

Подозрительность: - «да» - № 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59;- «нет» - № 65, 70.

Вербальная агрессия: - «да» - № 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73; - «нет» - № 39, 66, 74, 75.

Угрызения совести:- «да» - № 8, 16, 24, 32, 40, 47.

Чувство вины: - «да» - № 54, 61, 67.

 

                                  

 

                                                                                       ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Работать нужно, как можно быстрее, долго не раздумывать.

1. Считаешь ли ты, что людям можно доверять?

2. Легко ли ты заводишь друзей?

3. Бывает ли так, что твои родители возражают против друзей, с которыми ты встречаешься?

4. Часто ли ты нервничаешь?

5. Являешься ли ты обычно в центре внимания в компании сверстников?

6. Ты не любишь, когда тебя критикуют?

7. Раздражаешься ли ты иногда настолько, что начинаешь кидаться предметами?

8. Часто ли у тебя возникает чувство, что тебя не понимают?

9. Кажется ли тебе иногда, что за твоей спиной люди говорят о тебе плохо?

10. Много ли у тебя близких друзей?

11. Стесняешься ли ты обращаться к людям за помощью?

12. Нравится ли тебе нарушать установленные правила?

13. Всегда ли ты дома обеспечен (-а) всем необходимым?

14. Боишься ли ты оставаться один (одна) в темноте?

15. Ты всегда уверен (-а) в себе?

16. Ты обычно вздрагиваешь при необычном звуке?

17. Бывает ли, что, когда ты остаешься один, твое настроение улучшается?

18. Кажется ли тебе, что у твоих друзей более счастливая семья, чем у тебя?

19. Чувствуешь ли ты себя несчастным из-за недостатка денег в семье?

20. Бывает ли, что ты злишься на всех?

21. Часто ли ты чувствуешь себя беззащитным (-ой)?

22. Трудно ли тебе отвечать в школе перед всем классом?

23. Есть ли у тебя знакомые, которых ты вообще не переносишь?

24. Можешь ли ты ударить человека?

25. Ты иногда прощаешь людям?

26. Часто ли родители наказывают тебя?

27. Появлялось ли у тебя когда-нибудь сильное желание убежать из дома?

28. Часто ли ты чувствуешь себя несчастным?

29. Легко ли ты можешь рассердиться?

30. Рискнул (-а) бы ты схватить за уздечку бегущую лошадь?

31. Ты - человек робкий и застенчивый?

32. Бывает ли у тебя чувство, что тебя недостаточно любят в семье?

33. Ты часто совершаешь ошибки?

34. Часто ли у тебя бывает веселое и беззаботное настроение?

35. Любят ли тебя твои знакомые, друзья?

36. Бывает ли, что твои родители тебя не понимают и кажутся тебе чужими?

37. При неудачах бывает ли у тебя желание убежать куда-нибудь подальше и не возвращаться?

38. Бывает ли, что кто-то из родителей вызывал у тебя чувство страха?

39. Завидуешь ли ты иногда счастью других?

40. Есть ли люди, которых ты ненавидишь по-настоящему?

41. Часто ли ты дерешься?

42. Легко ли тебе усидеть на месте?

43. Ты охотно отвечаешь у доски в школе?

44. Бывает ли, что ты так расстроен (-а), что долго не можешь уснуть?

45. Часто ли ты ругаешься?

46. Мог (-ла) бы ты без тренировки управлять парусной лодкой?

47. Часто ли в вашей семье бываю ссоры?

48. Ты всегда делаешь все по-своему?

49. Часто ли тебе кажется, что ты чем-то хуже других?

50. Легко ли тебе удается поднять настроение друзей?

 

 

                                                                                        ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Вопросы Баллы

1. Обнаружили ли Вы у ребенка:

1.Снижение успеваемости в школе в течение последнего года. 50
2. Неспособность рассказать Вам о том, как протекает общественная жизнь в школе. 50
3. Потерю интереса к спортивным и другим внеклассным мероприятиям. 50
4. Частую смену настроения. 50
5. Частые синяки и порезы. 50
6. Частые простудные заболевания. 50
7. Потерю аппетита и похудание. 50
8. Частое выпрашивание у Вас денег. 50
9. Понижение настроения, негативизм. 50
10.Самоизоляцию. 50
11.Скрытность, уединенность. 50
12.Позицию самозащиты в разговоре об особенностях поведения. 50
13. Гневность, агрессивность. 50
14.Нарастающее безразличие к окружающему.  
15.Резкое снижение успеваемости. 100
16.Татуировки, следы ожогов сигаретой. 100
17.Бессонницу, повышенную утомляемость. 100
18.Нарушение памяти. 100
19.Отказ от утреннего туалета. 100
20.Нарастающую лживость. 100
21.Чрезмерно расширенные или суженные зрачки. 200
22.Значительные суммы денег без известного источника дохода. 300
23.Частый запах спиртного. 300
24.Потерю памяти на события, происходившие в период опьянения. 300
25.Наличие шприца, игл, ацетона. 300
26.Наличие неизвестных таблеток, травы. 300
27.Состояние опьянения без запаха спиртного. 300
28.Покраснение глазных яблок, коричневый налет на языке. 300

2. Слышали ли Вы от ребенка:

1. Высказывания о бессмысленности жизни. 50
2. Разговор о наркотиках. 100
3. Отстаивание своего права на употребление наркотиков. 200

3. Сталкивались ли Вы со следующим:

1. Пропажей лекарств. 100
2. Пропажей из дома денег, ценностей 100

4. Случалось ли с Вашим ребенком:

1. Задержание в связи с употреблением опьяняющих средств на дискотеках. 100
2. Задержание в связи с вождением транспорта в состоянии опьянения. 100
3. Совершение кражи. 100
4. Арест в связи с хранением, приобретением наркотиков. 300
5. Другие противоправные действия, происходящие в состоянии опьянения. 100

 

 

                                         

                                          

 

 

                                                                                        ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

1. Курю, чтобы снять усталость.

2. Даже взять в руки сигарету - для меня удовольствие.

3. Курение приятно, потому что я расслабляюсь.

4. Курение помогает справиться с приступами злости на кого-либо.

5. Если сигарет нет под рукой, я не могу успокоиться, пока не куплю хотя бы одну.

6. Курю автоматически, не задумываясь.

7. Курение придает уверенности, если ситуация непонятная.

8. Самое большое удовольствие - момент прикуривания.

9. Курение выключает из напряженного ритма, уносит в мир тишины и покоя.

10. Закуриваю, когда выбит из колеи или плохо себя чувствую.

11. Четко выделяю минуты, когда не курю.

12. Закуриваю новую сигарету, когда старая еще не погасла.

13. Курю, чтобы улучшить настроение.

14. Приятен даже вид дымка от сигареты.

15. Закурить особенно приятно, когда чувствуешь удовлетворение и раскованность.

16. Обязательно надо закурить, если хочу избавиться, хотя бы на время от неприятностей и забот.

17. В минуты, когда не курю, чувствую, что-то похожее на голод.

18. Иногда держу во рту сигарету, но не помню, как закурил.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 198.